Что такое ракетно космическая техника
ракетно-космическая техника (РКТ)
3.3 ракетно-космическая техника (РКТ): Конструктивное или функциональное объединение ракетной и космической техники.
Смотреть что такое «ракетно-космическая техника (РКТ)» в других словарях:
Ракетно-космическая техника (РКТ) МГТУ — Факультет «Ракетно космическая техника» факультет МГТУ им. Н.Э. Баумана Факультет был основан в 1961 году решением Совета главных конструкторов, во главе с С.П. Королёвым в городе Калиниграде Московской области (сейчас Королёв). Задача факультета … Википедия
Факультет «Ракетно-космическая техника» МГТУ им. Н. Э. Баумана — Факультет «Ракетно космическая техника» факультет МГТУ им. Н.Э. Баумана Факультет был основан в 1961 году решением Совета главных конструкторов, во главе с С. П. Королёвым в городе Калининграде Московской области (сейчас Королёв) … Википедия
РКТ — ракетно космическая техника косм., техн. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. РКТ рентгено компьютерная томография комп. РКТ Расонконтранс с 2008 … Словарь сокращений и аббревиатур
ГОСТ Р 52985-2008: Экологическая безопасность ракетно-космической техники. Общие технические требования — Терминология ГОСТ Р 52985 2008: Экологическая безопасность ракетно космической техники. Общие технические требования оригинал документа: 3.16 безопасность: Отсутствие недопустимого риска. Определения термина из разных документов: безопасность… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Факультет «Радиоэлектроника и лазерная техника» МГТУ им. Н. Э. Баумана — Факультет «Радиоэлектроника и лазерная техника» один из факультетов МГТУ им. Н. Э. Баумана. Входит в научно учебный комплекс «Радиоэлектроника, лазерная и медицинская техника» (НУК РЛМ). Декан факультета РЛ академик АМТН, кандидат … Википедия
Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана — Сюда перенаправляется запрос «Московское техническое училище». На эту тему нужна отдельная статья … Википедия
ИМТУ — Координаты … Википедия
МВТУ — Координаты … Википедия
МВТУ им. Баумана — Координаты … Википедия
МВТУ им. Н.Э. Баумана — Координаты … Википедия
ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Ракетно-космическая отрасль
• космический сектор, который занимается выпуском космической продукции;
• ракетный сектор, который производит боевые ракетные комплексы.
В этой промышленности аккумулируются все передовые научно-технические достижения, стимулируется создание высоких технологий, являющиеся базой для производства конкурентоспособной продукции. С помощью данной отрасли решаются многие актуальные задачи:
• в стране формируется единое информационное поле;
• развивается навигационная и телекоммуникационная системы;
• обеспечивается рациональное использование природных ресурсов;
• повышается качество прогнозирования стихийных бедствий.
Разработка и производство космической техники
Данная промышленность включает в себя более 90 научно-исследовательских институтов и заводов, которые занимаются разработкой, производством и запуском летательных кораблей и считаются одними из мировых лидеров в этой области. В период с 1957 по 1996 годы осуществлено около 2700 запусков искусственных спутников и космических аппаратов, большинство которых были с успехом выведены на околоземную орбиту. Многие из этих предприятий являются «наследниками» советских заводов и конструкторских бюро.
И еще множество других предприятий, развивающихся в ракетно-космической отрасли. Объем производства космической техники в мире составляет больше 150 млрд долларов в год, а уже к 2020 году прогнозируется уровень, составляющий более 700 млрд долларов.
Авиационно-космическая отрасль направлена на:
• воздушный транспорт;
• военные ракеты и самолеты;
• космическую технику;
• малые самолеты гражданской авиации;
Благодаря быстрому развитию авиационно-космическая промышленность смогла превзойти иные отраслевые сферы и получила особое значение в современной цивилизации.
Искусственные спутники и космические аппараты создают возможность по исследованию и освоению космоса, а кроме того передают телефонные и телевизионные сигналы, GPS и множество другой информации. Именно благодаря им наша жизнь на земле становится комфортнее.
Детали космического корабля и всей ракетно-космической отрасли отличаются высокой сложностью поверхностей, высокими параметрами точности, шероховатости и других характеристик. К ним предъявляются самые высокие требования по качеству и эксплуатационным свойствам, твердости, прочности и т.д. Проектировать подобные детали становится возможным только с использованием систем автоматизированного проектирования CAD/CAE-систем. Разработка 3d-моделей позволяет произвести множество инженерных расчетов, а в последующем и создать конструкторскую документацию.
Для создания ракетно-космической техники ведется отдельная и совместная работа различных конструкторских бюро. Занято огромное количество специалистов конструкторов, расчетчиков, технологов и других инженеров, работа которых занимает много времени. Индустрия 4.0 создает среду единого цифрового пространства, которая позволит работать всем специалистам в единой среде, а также сократить сроки от проектирования до готового продукта.
Ракетно-космическая техника
Ракетно-космическая техника и космонавтика (от космос и греч. nautikе’ искусство мореплавания, кораблевождение) – это совокупность отраслей науки и техники, обеспечивающих полеты в космическом пространстве, освоение космоса и внеземных объектов для нужд человечества. Используемая для этого техника современной космонавтики представляет собой ракетно-космические комплексы (РКК), в состав которых входят:
Содержание
↑ Проблемы, цели и задачи космонавтики»> Проблемы, цели и задачи космонавтики
Практическая космонавтика требует решения ряда проблем:
Задачи освоения космического пространства для нужд человечества подразделяются на 2 группы: научные исследования и практическое использование. Помимо косвенного влияния космических исследований на практическую деятельность человечества через фундаментальные научные открытия, космонавтика делает возможным непосредственное использование космических аппаратов в народно-хозяйственной практике. ИСЗ, движущиеся по высоким орбитам и оборудованные ретрансляторами, принимают сигналы с наземного пункта и после соответствующего усиления этого сигнала возвращают его на Землю, где он принимается пунктом, удалённым от первого на тысячи км. Такие спутники связи ретранслируют телевизионные программы, а также осуществляют телефонную и телеграфную связь. В метеорологии ИСЗ применяются для получения карт распределения облачности, теплового излучения Земли, наблюдения за движением циклонов и т. п. Эта информация непрерывно передаётся в мировые метеорологические центры и используется при составлении прогнозов погоды. Для навигации службы применяются ИСЗ (например, системы NAVSTAR, GLONASS Galoleo), орбиты которых определяются с высокой точностью и передают спутниковым навигационным приборам свои текущие координаты. Определяя положение относительно нескольких навигационных спутников, любой объект в состоянии установить свои координаты.
Всё возрастающую роль играют ИСЗ для разведки природных ресурсов Земли и непрерывного наблюдения за их состоянием. Фотосъёмка поверхности Земли через разные светофильтры и др. методы исследования позволяют судить о распределении растительности, изменениях снежного покрова, разливе рек, состоянии посевов и лесов, следить за ходом полевых работ, оценивать ожидаемую урожайность, регистрировать лесные пожары и т. п. Со спутников можно вести океанологические и гидрологические исследования. Особую ценность представляет использование спутников в геодезии и топографии — для точной взаимной привязки далеко расположенных пунктов и быстрого обновления топографических карт путём фотосъёмок из космоса, а также для составления опорных геодезических сетей путём наблюдения спутников (координаты которых для каждого мгновения известны) с разных пунктов, расположенных на Земле. Специфические особенности космического полёта (невесомость, вакуум и т. п.) могут быть использованы для некоторых особо тонких технологических процессов. В этом случае на ИСЗ будут располагаться соответствующие промышленные установки, а транспортные космические аппараты будут снабжать их сырьём и доставлять на Землю изготовляемую продукцию. Для решения задач, стоящих перед космонавтикой в околоземном пространстве, требуется значительное число специализированных автоматических ИСЗ (астрономические, солнечные, геофизические, геодезические, метеорологические, связные и т. п.), а также необходимы пилотируемые долговременные многоцелевые орбитальные станции. Смена экипажа по мере надобности будет осуществляться транспортными космическими кораблями, регулярно связывающими орбитальную станцию с космодромами.
Ближайшая цель космонавтики при изучении Луны и планет — получение новых научных данных. Планируется продолжение изучения Луны как автоматическими, так и пилотируемыми космическими летательными аппаратами. Полёты к Меркурию, Венере, Марсу и Юпитеру осуществляются автоматами, а в 80—90-е гг. 20 в. мыслятся пилотируемые полёты с высадкой человека на Марсе (длительность экспедиции около 3 лет). Изучение далёких планет, вылет за пределы Солнечной системы и полёты к Солнцу длительное время возможны только для автоматов и характеризуются очень большой продолжительностью, что требует нового шага в развитии технологии для создания аппаратуры исключительно высокой надёжности. В будущем К. откроет человечеству возможность освоения материальных и энергетических богатств Вселенной.
По своей сущности космонавтика — область общечеловеческой деятельности, и, проводимая даже в национальных рамках, она затрагивает одновременно интересы многих стран.
Практическая космонавтика – ракетная техника и технологии – развивались чрезвычайно быстрыми темпами: 4 октября 1957 г. В СССР запущен первый ИСЗ, 12 апреля 1961 г. Совершился первый полет Ю.Гагарина в космос; 16-24 июля 1969 г. – полет и посадка на Луну Н.Армстронга, Э.Олдрин и М.Коллинза. К настоящему времени список космонавтов исчисляется сотнями, запущенные ракетные зонды и КА – тысячами. Ближайшая задача человечества – полет человека на Марс, создание станций на Луне.
Космические программы СССР/России, США, стран ЕЭС, а также КНР, Индии, КНДР, Японии для решения прикладных и фундаментальных задач используют ракетные зонды, искусственные спутники Земли (ИСЗ) и космические станции (Мир, Спейслэб, МКС), автоматические и пилотируемые лунные КА (программы «Луна» и «Аполлон», с мягкой посадкой на Луну), межпланетные КА («Венера-7» и «Марс-3», совершившие соответственно в 1969 и 1971 гг. первые мягкие посадки на поверхность планет, многочисленные зонды для изучения межпланетного пространства, звезд и галактик.
Основным элементом ракетных систем для военных целей и космических полетов является ракетный двигатель (РД), которые различаются по виду, источникам энергии – химические, пневматические, электрические, ядерные, лазерные, солнечные; по состоянию рабочего тела – жидкостные (ЖРД), твердотопливные (РДТТ), гибридные (ГРД), а также фотонные, сублимационные и т.д. По использованию РД делятся на основные и вспомогательные (для управления полетом, аварийного спасения, передвижения космонавтов в открытом космосе).
Для обеспечения деятельности человека в ракетно-космической области в развитых странах были созданы новые отрасли науки и производства, которые довольно быстро разделились на две смежные области: военную и мирную, научно-исследовательского значения.
В Военной области основное внимание уделяется средствам доставки боезарядов ракетам, в гражданской – средствам изучения Земли, планет и космического пространства. Однако фундаментальные принципы космонавтики (реактивного движения, использования сил притяжения для коррекции и управления траекториями, учет воздействия атмосферы при посадке или баллистическом спуске и др.) являются для них общими.
↑ История развития ракетно-космической техники»> История развития ракетно-космической техники
В своих мечтах, воплощённых в сказках, легендах, фантастических романах, человечество уже давно стремилось в космос, об этом свидетельствуют и многочисленные (как правило, неосуществимые) изобретения прошлого. Рассказы о полёте в небо уже встречаются в ассиро-вавилонском эпосе, в древнекитайских и иранских легендах. В древнеиндийской поэме «Махабхарата» содержатся наставления для полёта на Луну. Широко известен греческий миф о полёте к Солнцу Икара на крыльях, скрепленных воском. Полёт к Луне на крыльях описал Лукиан Самосатский (2 в. н. э.).
↑ Наука и технологии космонавтики»> Наука и технологии космонавтики
Современная теория космических полётов основана на небесной механике и теории управления движением летательных аппаратов. В отличие от классической небесной механики, новое направление называется астродинамикой. Космонавтика потребовала разработки оптимальных траекторий космических летательных аппаратов (выбор времени старта и вида траектории, исходя из требования минимальных затрат топлива ракеты-носителя) с учётом эволюции этих траекторий под действием возмущающих сил (особенно гравитационных полей, эффекта аэродинамического торможения от взаимодействия космического аппарата с разреженными верхними слоями атмосферы для искусственных спутников планет и под действием солнечного давления для межпланетных перелётов). Требование оптимальности приводит иногда к достаточно сложным траекториям — с длительными перерывами в работе ракетных двигателей носителя (например, при старте к Луне, Марсу и Венере осуществляется вывод космического аппарата на траекторию ИСЗ и лишь затем к планете) и с использованием гравитационного поля небесных тел (например, при полёте к Луне с целью изгиба траектории, необходимого для возвращения к Земле без запуска ракетного двигателя).
Важный раздел астродинамики — теория коррекций траекторий полёта. Отклонение фактической траектории от расчётной связано с двумя факторами: искажением траектории возмущающими силами, которые невозможно учесть заранее (например, торможение ИСЗ атмосферой, плотность её изменяется нерегулярно), и неизбежными при технической реализации малыми ошибками в скорости и направлении полета космического аппарата в момент выключения двигателей носителя (эффект ошибок постепенно нарастает при межпланетных полётах). Коррекция заключается в кратковременном включении ракетного двигателя для исправления траектории. В теории коррекции рассматриваются вопросы оптимальности коррекционного маневра (наивыгоднейшее число, расположение точек коррекций на траектории и т. п.). Для выполнения коррекций и манёвров необходимо знание фактической траектории полёта космического аппарата. Если определение фактической орбиты производится на борту летящего аппарата, то оно является составной частью автономной навигации и состоит из измерения углов между звёздами и планетами, расстояний до планет, времени захода и восхода Солнца и звёзд относительно края планет и т. п. и обработки измеренных данных по методам небесной механики на бортовой вычислительной машине.
Создание ракетно-космических комплексов — сложная научно-техническая проблема, Большие ракеты-носители достигают стартовой массы до 3000 т и имеют длину свыше 100 м. Для размещения в них необходимых запасов топлива (90% полной массы) конструкция ракет должна быть чрезвычайно лёгкой, что достигается рациональными конструктивными решениями и разумным снижением требований к запасам прочности и жёсткости. В полёте, по мере расходования топлива, опорожнённые части баков становятся излишними, их дальнейший разгон требует неоправданного расхода топлива, и поэтому оказывается целесообразным создавать многоступенчатые конструкции носителей (обычно от 2 до 4 ступеней ); ступени ракеты отбрасываются последовательно, по мере опорожнения баков, Современная ракета-носитель представляет собой сложный комплекс устройств, из которых наиболее важны двигательная установка и система управления. Обычно применяют химические жидкостные ракетные двигатели, реже на твёрдом топливе; двигатели, основанные на потреблении ядерной энергии, находятся (1973) ещё в стадии экспериментальных исследований, однако, несомненно, что использование в будущих космических экспедициях ядерной энергетики вполне реально. Пилотируемые полёты к Марсу с высадкой человека на его поверхность и др. аналогичные космические программы требуют огромных энергетических затрат, которые возможно реализовать лишь при использовании ядерных источников энергии совместно с химическими. Мощность двигательных установок ракет-носителей измеряется десятками млн. квт. Разработка мощных и экономных ракетных ЖРД для носителей направлена на выбор энергетически оптимальных топлив и обеспечение достаточно полного сжигания их в камере сгорания при высоких давлениях и температурах. При этом приходится решать трудные задачи охлаждения работающего двигателя, создавать устойчивость процесса горения в нём топлива и многое др.
Двигательные установки носителей, как правило, состоят из нескольких двигателей, синхронизация работы которых ведётся системой управления. Системы управления движением обычно автономные, т. е. работающие без вмешательства наземных пунктов. Они состоят из гироскопических и др. датчиков первичной информации, измеряющих мгновенное угловое положение носителя и действующие на него ускорения. Вычислительная машина определяет по этой информации фактическую траекторию и ведёт управление таким образом, чтобы к моменту выключения ракетных двигателей получить нужную комбинацию координат ракеты и её вектора скорости. Управление угловым положением носителя усложняется малой жёсткостью его конструкции и большой долей жидких масс в нём. Поэтому оно ведётся с учётом изгибных колебаний корпуса и колебательного движения жидких масс в баках.
Готовность ракеты-носителя к пуску проверяют на технической позиции космодрома в монтажно-испытательном корпусе, затем она транспортируется на стартовую площадку, где устанавливается на пусковую систему, проходит предстартовые испытания, заправку баков топливом и производится её пуск. Окончанием выведения космического аппарата на орбиту считается превышение первой космической скорости (около 7,91 км/сек ) для ИСЗ и достижение скорости порядка второй космической (11,19 км/сек ) для аппаратов, летящих к Луне, Марсу или Венере (для полёта к дальним планетам или Солнцу необходимо развить скорость, заметно превышающую вторую космическую). При этом ракета-носитель отделяется от космического летательного аппарата, продолжающего дальнейший орбитальный полёт, происходящий главным образом по инерции, согласно законам небесной механики. Выводимые на орбиты космические летательные аппараты можно разбить на 2 группы: для полёта вблизи Земли (ИСЗ) и в дальний космос, например к Луне или планетам. Эти аппараты могут содержать более или менее мощные ракетные ступени, если предполагается заметным образом изменять скорость полёта — для торможения при подлёте к планете назначения, если необходимо перейти на орбиту искусственного спутника планеты, для мягкой посадки на планету, лишённую атмосферы, для взлёта с неё и для разгона космического аппарата до скорости, обеспечивающей возвращение к Земле. В будущем для разгона космического летательного аппарата от первой космической скорости до более высоких предполагается использование экономичных электрических ракетных двигателей. Недостатком их является малая тяга, в результате чего разгон от первой до второй космической скорости (или торможение от второй до первой) может длиться несколько месяцев. Для получения нужной тяги необходимы мощные источники электроэнергии, использующие ядерную энергию, что создаёт дополнительные трудности при создании космических аппаратов в связи с необходимостью защиты приборов, а на пилотируемых аппаратах и экипажа от вредных излучений.
Космические аппараты должны обладать способностью к длительному самостоятельному функционированию в условиях космического пространства. Для этого необходимо иметь на них ряд систем: систему, поддерживающую заданный температурный режим; энергопитания, использующую для получения электрической энергии солнечное излучение (например, солнечные батареи ), топливо (например, электрохимические генераторы тока) или ядерную энергию; систему связи с Землёй и космическими летательными аппаратами, управления движением и др. Кроме того, на борту устанавливается весьма разнообразная научная аппаратура — от небольших приборов для изучения свойств космического пространства до крупных телескопов. Эти приборы и системы объединяются системой управления бортовым комплексом, согласовывающей их работу.
Управление движением сводится к решению ряда задач: управлению ориентацией космического аппарата, управлению при коррекции и работе ракетных блоков при мягкой посадке и взлёте, при сближении и др. взаимном маневрировании космических аппаратов. Особый случай управления — спуск на поверхность планеты, имеющей атмосферу. Различают спуск в атмосфере с использованием её для торможения скорости полёта — неуправляемый (баллистический) и управляемый. Последний характеризуется высокой точностью посадки в заданном районе и более низкими перегрузками при торможении в атмосфере. Для защиты спускаемого аппарата от тепла, выделяющегося при торможении в атмосфере, применяются теплозащитные покрытия.
Для пилотируемого космического аппарата (космического корабля) возникает ряд дополнительных медико-биологических проблем. Космический корабль должен обеспечивать экипажу защиту от космической среды (вакуум, вредные излучения и т. п.) и иметь систему жизнеобеспечения. Эта система поддерживает нужный состав атмосферы внутри корабля, её температуру, влажность и давление; при кратковременных полётах предусматриваются запасы пищи, воды и пр., при длительных — производство пищевых продуктов, регенерация воды и кислорода должны происходить на борту. Полёт в космосе предъявляет повышенные требования к человеческому организму (влияние невесомости, перегрузок при взлёте и посадке и др.), поэтому необходим медицинский отбор космонавтов. Вопрос о допустимости длительного пребывания человека в условиях невесомости ещё не решен.
При спуске на поверхность небесных тел должны решаться задачи установки научной аппаратуры, выполнения экспериментов стационарными и мобильными автоматами, а в дальнейшем — осуществление экспедиций и строительство временных или постоянных баз для поселения космонавтов.
Обеспечение полёта космического летательного аппарата требует, как правило, широкой сети наземных служб управления. По всей территории Земли расположены пункты космической связи, а там, где это невозможно, в океане, находятся оборудованные корабли (например, корабли «Юрий Гагарин» и «Космонавт Владимир Комаров»). При посадке космического летательного аппарата на Землю включается в работу служба спасения и эвакуации, в задачу которой входит отыскание спускаемого аппарата и его эвакуация, а при пилотируемых полётах и эвакуация экипажа, оказание ему в случае необходимости медицинской помощи, карантинные мероприятия (при возвращении экипажей с небесных тел) и т. п. Для упрощения поиска спускаемого аппарата он снабжается радиопередатчиком, по сигналам которого движутся суда, самолёты и вертолёты службы спасения и эвакуации. Управление полётом от старта до посадки требует привлечения большого числа различных служб. Организация взаимодействия бортовых систем управления и многочисленных наземных служб производится техническим руководством полёта.
↑ Рекомендуемая литература»> Рекомендуемая литература
1. Авдуевский В.С, Успенский Г.Г. Космическая индустрия, М., 1989
2. Амбарцумян В.А. Проблемы современной космогонии, М., 1972
3. Артемьев И. Артиллерия и ракеты, М, 1968
4. Беляев М.Ю. Научные эксперименты на космических кораблях и орбитальных станциях. М, 1984.
5. Безбородов В.Г., Жаков А.М. Вопросы управления космическим аппаратом, М, 1975
6. Волков Е.Б. Ракетные двигатели. М, 1969
7. Гагарин Ю, Лебедев В. Психология и космос. М, 1976
8. Галактическая и внегалактическая автрономия. Под ред. Г.Р.Векслер, К.Ч. Келлерман, М, 1976
9. Генеральный конструктор ак. Челомей. Мин. Возд. Тр-та, 1990
10. Герман М.А. Спутниковая метеорология, Л, 1975
11. Гуревич А.Э., Чернин А.Д., Введение в космогонию, М, 1978
12. Гуров А.В., Севрук Д.Д., Сурнов Д.Н. Конструкция и проектирование двигательных установок, М, 1980
13. Жуков Г.П. Космическое право, М, 1971
14. Келдыш М.В., Мааров М.Я. Космические исследования, М, 1981
15. Каманин Н.П. Скрытый космос, кн.I, II, III – 1995, 97, 99
16. Космические аппараты. Ред Фектистов К.П. Изд. МГУ, 1980.
17. Кисунько Г.В. Секретная зона. Исповедь генерального конструктора, М, 1996 г.
18. Комаров В.Н. Космос, бог и вечность мира. М, 1963
19. Лангемак Г.Э, Глушко В.П. Ракеты, их устройство и применение, М-Л, 1935
20. Маликов В.Г. и др. Наземное оборудование ракет, М, 1971
21. Ненахов Ю.Ю. Чудо-оружие Третьего рейха, М, 1999
22. Орлов А.С. Основные теории полета космических аппаратов, М, 1972
23. Платонов В.П., Горбулин В.П., Михаил Кузьмич Янгель, К, 1979
24. Петров В.П., Сочивко А.А., Управление ракетами, М, 1963
26. Первов М.А. Межконтинентальные баллистические ракеты СССР и России, М, 1996
27. Первов М.А. Ракетные комплексы ракетных войск стратегического назначения, М, 1999
28. Регель Л.Л. Космическое машиноведение, М, 1984
29. Реутов А.П. Радиолокационные станции бокового обзора, М, 1970
30. Романов А.П. Королев, М, 1996
31. Романов А.П, Губарев В.С. Конструкторы, М, 1989
32. Сборник статей: С.П. Королев, М, изд Знание, 1977
33. Сиверс А.П. Радиоэлектроника и космос. М, 1978
35. Силантьев А.И. Справочники по ракетным топливам. М, 1964-80
36. Стирнс Э.С. Управление космическими аппаратами и кораблями. М, 1971
37. Сонечкин Д.М. Спутниковая океанология, т.1-2, Л, 1975-80
38. Справочник Jane’s Air Launched
39. Тейлор Ф.Д. Цифровые методы в космической связи. М, 1969
40. Успенский Г.Р. Требования к космическим средствам для исследования природных ресурсов Земли. М, 1976
41. Феоктистов К.П. Научный орбитальный комплекс. М, 1980.
42. Физика космоса (энциклопедия). М, 1986
43. Хозиков В. Ракетные боги Кремля. М, 2004
44. Циолковский К.Э. Документы и материалы. 1879-1966, Калуга, 1968.
45. Циолковский К.Э. Собрание сочинений, т.1-4, М, 1951-1964.
46. Чуров Е.П. Суворов Е.Ф. Космические средства судовождения. М, 1979
49. Шарп М.Р. Человек в космосе. М, 1971.
51. Штулингер Э. Ионные двигатели для комплексных полетов. М, 1966.
52. Шокин А.А. Министр невероятной промышленности СССР. М, 1999
53. Петрович Г. В., Развитие ракетостроения в СССР, ч. 1—2, М., 1968; его же, Ракетные двигатели, ГДЛ — ОКБ, 1929—69, М., 1969;
54. Космонавтика. Маленькая энциклопедия, 2 изд., М., 1970.
55. Аэродинамика разреженных газов, сб. 1, под ред. С. В. Валландера, Л., 1963;
56. Паттерсон Г. Н., Молекулярное течение газов, пер. с англ., М., 1960;
57. Тзян Х. Ш., Аэродинамика разреженных газов, в сборнике: Газовая динамика, сб. статей, пер. с англ., под ред. С. Г. Попова и С. В. Фальковича, М., 1950.
Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.