Что такое ракурс в изобразительном искусстве
Что такое ракурс в изобразительном искусстве
РАКУРС
Ра́курс ( фр. raccourcir — укорачивать) — перспективное сокращение формы предмета, изменяющее его привычные очертания. Ракурс обусловлен точкой зрения на натуру, а также положением натуры в пространстве.
Ра курс (в изобразительном искусстве) — перспективное сокращение изображенных предметов. В декоративных росписях ракурс часто используют для наиболее эффектной передачи движения и пространства.
Слово «ракурс» также (несколько неточно) употребляется для описания точки съёмки в фотографии и киносъёмке.
Изображение ракурса во возможных его проявлениях вырабатывает умение смело и выразительно решать сложные пластические задачи.
Как не вспомнить фрески и полотна эпохи Возрождения: необычайно острую по решению пространства композицию Я. Тинторетто «Чудо святого Марка»; произведения, более близкие к нам по времени: «Пляж» Р. Гуттузо, картину А. Дейнеки «Парашютист над морем».
Под неизгладимым впечатлением от мастерства художников Возрождения Л. Пастернак писал:
«Когда нашему брату, современникам, надо в картине подправить или изменить движение руки или ноги, не говоря уже о целой фигуре, мы днями раздумываем, пробуем и так и эдак, не решаясь на смелый шаг изменения; между тем эти Тинторетто, Веронезе целые миры вздымали на плафоны с легкостью богов, и в каких поразительных ракурсах и перспективах, как ни в чем не бывало».
Параллельно может идти работа над собственными композициями с использованием ракурса, а возникающие порой трудности не являются неразрешимыми. При этом важна опора на знания и жизненные наблюдения.
В рисунке для уяснения конструкции предмета важно понять, как одна форма возникает из другой, переходит в третью. Так появляется возможность верно нарисовать предмет, проникнув в его суть, разгадав его устройство, не ограничиваясь внешними очертаниями. Здесь кроется ключ к постижению истинной формы предмета, к пониманию и чувству объема.
В наиболее сложном виде работа над ракурсом, придающим особую выразительность и красоту композиции, выявляется в изображении человеческой фигуры. Фигуру надлежит рисовать целиком, насквозь, если она загорожена каким-либо предметом. Такой прием при рисовании фигуры, да и не только фигуры, позволяет лучше и точнее ее построить. При рисовании лежащей фигуры, если смотреть на нее с близкого расстояния, скажем, со стороны головы, она может показаться огромной и пропорции в рисунке невероятными, искаженными. Как же поступить в таком случае?
Образцов изображения человека в самых смелых ракурсах можно привести очень много. Обратите внимание, как убедительно передана взаимосвязь трех фигур в барельефе Ф. Толстого. Оригинально само решение композиции, вписанной в нестандартный формат.
Ракурс в рисунке и композиции тесно связан с передачей движения. Всегда может по явиться необходимость дать фигуру в неожиданном, иногда даже невероятном повороте, выразить жест, руку в сокращенном пространственном положении, будь это рисунок с натуры или по воображению. И далеко не все можно изобразить буквально с натуры, особенно то, что связано с экспрессией. Тут неоценима роль памяти, способность запечатлевать в своем сознании промелькнувшее движение, внезапный поворот, быстро зафиксировать увиденное.
Упражнения и постепенная работа над преодолением препятствий в выражении ракурсов расширяют и обогащают представление о натуре.
Ракурс имеет и другое, более широкое толкование. Мы говорим, художник увидел событие под другим углом зрения, в непривычном свете. Это означает, что стоит лишь по-иному, нестандартно, свежо и непредвзято взглянуть на жизнь, как в ней можно обнаружить ранее не встречавшееся, интересное, пластически неожиданное.
Интересно по этому поводу размышлял Александр Дейнека:
«Один из зрителей, рассматривая мою картину «Севастополь», был очень недоволен, увидев, что изображенный на ней самолет летит на фоне земли, а,не неба; он заметил при этом: «Так самолет летать не может, его можно видеть толь ко летящим на фоне неба!» Дело тут в том, что он привык всегда смотреть на летящий самолет с земли и поэтому всегда и видел его на фоне неба. Но если мы будем смотреть на самолет с другого, летящего выше его самолета, то, естественно, мы увидим его на фоне земли, а не неба. Это я и передал в своей картине, так как это и есть совершенно новые возможности видеть, и это было немыслимо раньше, например, в XIX веке».
Немало художников заинтересованно использовало в творческих работах свое понимание и ощущение ракурса. Конечно, это не предполагает преимущественной ролиракурса в изображе нии явлений жизни. Известны великолепные образцы, где композиционное решение основано на обычной точке зрения.
Вместе с тем работа над передачей ракурса не только обостряет восприятие, но самым положительным образом влияет на освоение рисунка, дает возможность более свободного владения им, развивает яркость представления, пространственное воображение.
Пусть в ваших набросках, зарисовках, композициях чаще встречается ракурс — один из
сложнейших и интереснейших элементов изобразительного творчества.
Как сделать:: найти ракурс
1. Для того чтобы выбрать ракурс, для начала выберите объект рисования. Что вас привлекает, что вы хотите, а главное, что вам под силу нарисовать. Это может быть что угодно, главное, чтобы этот объект вам нравился.
2. Рисуйте композицию всегда с одной точки.
3. Выбрать наиболее удачный ракурс.
Рассмотрите объект рисования с разных ракурсов, с разных точек и позиций. Залог удачного рисунка лежит в двух аспектах.
Во-первых, ракурс должен отображать предмет целиком, а во-вторых, удачно смотреться на плоскости, то есть на холсте или бумаге.
Для начала необходимо определиться с тем, что же такое ракурс.
Альбрехт Дюрер Техника рисования в ракурсе(1538)
Пейзаж
Если вы хотите идти по простому пути, то тогда прямой ракурс-специально для вас. Мысленно разделите картину пополам. Лучше всего, если вы разделите его по горизонтали. Если вы рисуете пейзаж, то существует три основных ракурса изображения.
1. Высокий горизонт — деревья или другие части композиции располагаются у подножия вздымающихся гор.
3. Ракурс, при котором художник стоит на вершине горы и видит перед собой другую гору.
Есть также несколько секретов удачного построения пейзажа:
1.Здесь вам нужно сопоставить передний и задний план. Именно от этого зависит успех вашей картины.
Здесь есть несколько частностей: тропы, дороги, берега рек, которые располагаются на переднем плане, уводят взгляд от края картины к дальнему и среднему планам. И если вы хотите привлечь внимание к какой-то детали, то вам следует руководствоваться этим правилом.
2. Если ракурс пейзажа не совсем удачный (к примеру, ваши физические возможности не позволяют сделать ракурс другим, или местность не позволяет), то попытайтесь использовать технические приемы, которые скроют недостатки ракурса.
Портрет
Что касается портрета, то здесь ракурс может быть как в фас, анфас и профиль.
Фас- сторона объекта, обращенная к зрителю.
Анфас- переводится «лицом к смотрящему». Это положение лица человека, фигуры или объекта, при котором лицевая часть обращена прямо к наблюдателю.
Далее, обратите внимание на позу человека. Она должна быть естественной и непринужденной. Выстроенные позы, натянутые эмоции будут получаться неестественными и соответственно некрасивыми.
Пусть поза будет сложной и нарисовать ее будет нелегко, но зато сам результат оправдает все ожидания.
Натюрморт
В натюрморте главное то, чтобы все предметы просматривались.
Важно, чтобы они не сталкивались краями и не лежали на одной оси
Есть общепризнанный факт, что рисовать натюрморт с фруктами и предметами куда легче, чем натюрморт с цветами, а вот подобрать удачный ракурс для натюрморта с цветами куда легче, чем с фруктами.
На этой картине предметы лежат на разных осях, не сталкиваются краями
Немного о выстраивании света для рисования
Светотени, как называют художники, следует уделить большое внимание.
При помощи света и тени формируется объем объекта
Проще говоря, без правильно выстроенного света нет ощущения пространства. При помощи игры света и тени, вы создадите более реалистичную картину, нежели приировном дневном освещении.
Оказывается у светотени есть свои составляющие!
Свет – это та поверхность, которая освещена источником света.
Блик – пятно света на глянцевой ярко освещенной поверхности, когда на ней наблюдается зеркальное отражение.
Тень – слабо освещенные либо неосвещенные участки объекта.
Полутень – еле видная тень, которая возникает, когда объект освещается сразу несколькими источниками света. Она еще может возникнуть на поверхности, которая обращена к источнику света под малым углом.
Рефлекс – еле заметное светлое пятно в области тени, оно образуется от лучей, которые отражаются от близлежащих объектов.
Обязательно выверяйте соотношение темных пятен по отношению к светлым. Излишняя точность не помешает. Так картина будет выглядеть более реалистичной.
Предмет должен быть освщен должным образом. К примеру, источник света не должен располагаться «лицом» или «спиной» к художнику. Лучше найти такие точки, которые буду давать тень в сторону или чуть в диагональ. Так и предмет будет выглядеть объемней и он заиграет новыми красками, раскроет свои формы.
Тень должна быть нарисована точно, в правильных пропорциях. Не пренебрегайте ею.
Безусловно, для каждого отдельно взятого объекта выбор ракурса будет очень индивидуальный, здесь главное-рассмотреть объект, попробовать различные положения в пространстве. Помните, мир прекрасен и разнообразен, главное-найти нужный ракурс!
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Ракурс
(фр. raccourcir — укорачивать) — перспективное
сокращение формы предмета, изменяющее его привычные очертания.
Ракурс обусловлен точкой зрения на натуру, а также положением
натуры в пространстве.
Художники стараются найти удачный ракурс.
Что такое удачный или не удачный ракурс?
Где его ищут, и как потом ловят найденное?
Изобразительное искусство детей очень специфично.
Многие его особенности трудно понять,
не имея представления о таких терминах,
как фронтальный вид и ракурс.
В рисунках малышей образ создается точно так же,
как в конструкторе из кубиков. Только «кубики» на бумаге
плоские. Каждая деталь рисунка имеет фронтальный вид
(ракурс малышу не доступен).
Художники Средневековья, как и наши дети,
не владели перспективой.
Это вам не сюрреализм, это отсутствие понимания
единой точки зрения.
Шахматная доска показана фронтально, морда дана в фас,
а ее пасть в профиль.
Не знание умных правил не освобождает и наших детей
от творческих открытий подобного рода!
Три кубика мы видим в различных перспективных ракурсах,
передающих объем в пространстве.
К фронтальному виду (смотрим на объект точно спереди)
относится только нижний правый кубик,
который смотрится плоским квадратом.
Ракурс
помогает передать объем объекта, показывая его боковые грани,
что создает иллюзию глубины пространства.
Фронтальный вид
Делает объект плоским, лежащим на изобразительной поверхности.
Как приятно бывает окунуться в мир детских рисунков,
не озабоченных теорией перспективы.
Все объекты фронтальные (плоские).
Пространство условно, оно получено только за счет
уменьшения, перемещения и перекрытия
Время реалистичного рисунка приходит к детям незаметно,
как незаметно для нас они и взрослеют.
И знания о перспективе должны проникать в их сознание
постепенно, по мере готовности учеников к их восприятию.
Не всегда удается передать удаленность объекта убедительно,
если они показаны фронтально к нам.
Изображение в перспективном ракурсе.
Тот же объект изображен фронтально.
Наш взгляд направлен к нему перпендикулярно.
Уменьшение квадрата не означает его удаленности,
как было задумано. Может быть, это просто маленький квадрат.
Есть смысл в добавлении перекрытия объектов.
Это убеждает зрителя в многоплановости пространства,
и это доступно детям.
Изображение в перспективном ракурсе.
Сворка приоткрытого окна смотрится под определенным углом
к нам, то есть, в ракурсе. Ее изображение трансформируется в трапецию.
Ребенок догадывается, что это квадрат в пространстве,
но он не понимает всех закономерностей, лежащих в основе
трансформаций, и не может использовать ракурсы в своих рисунках.
Изображение в перспективном ракурсе.
Дети, до определенного возраста, создают глубину пространства
только за счет перекрытия объектов друг другом
(надо заметить, не очень охотно), и уменьшения или увеличения
По уровню сложности
применение перспективы можно представить тремя этапами
(от простого к сложному).
Многоплановость пространства. Объекты просто уменьшаются.
Рисунок содержит фронтальные объекты, но они имеют толщину.
Создаются простейшие ракурсы.
Те же силуэты образов в перспективных ракурсах с единой точкой зрения.
Если в предыдущих случаях еще можно было обойтись
без знаний перспективы, то в этом уже нет.
Создание глубины пространства
средствами фронтальной перспективы (сцена)
Приходит время, и у детей появляется интерес к созданию пространства в рисунке. В таком случае, не обязательно выкладывать им все сведения о перспективе, которые им все равно не освоить. Достаточно внедрить в рисунок сценическую площадку, поверхность основания в перспективном ракурсе.
Она может быть выше или ниже
(может выйти за пределы рисунка).
Все линии, параллельные друг другу в натуре,
стремятся к одной точке схода.
Сцену не сложно выложить шахматным паркетом,
но это требует построения вспомогательных линий.
Через красные точки проводятся горизонтали рядов клеток.
Чем меньше расстояние между точками схода (крестики),
тем ближе зритель к объектам, и тем резче перепады величин.
В детской практике это выглядит примерно так.
Единственный объект, расположенный к нам под углом,
это сцена, все остальные смотрят на нас фронтально.
Перспективные сокращения удаляющихся в пространстве
объектов применяются интуитивно, без каких либо вспомогательных
построений и расчетов. Дальний предмет меньше ближнего.
Что такое ракурс, где используется этот термин?
Определение
Что такое ракурс? В переводе с французского этот термин обозначает «укорачивать». Как же трактовать этот перевод? Любой предмет, который рассматривается с дальнего расстояния, подвергается перспективному сокращению. С появлением фотоаппаратов понятие ракурса стали трактовать как точку зрения фотографа. Также это понятие применяется и у художников, и у архитекторов, то есть у всех тех людей, которые работают с перспективными искажениями.
Сегодня у каждого человека есть фотоаппарат в телефоне. И все мы время от времени делаем снимки, а значит, ищем удачный ракурс. Что такое необычное можно сделать со своим телефоном, чтобы кадр получился удачным? Следует понимать, что чудес не бывает и фотоискусство осваивают в течение многих лет практики. Главное, что изучают на первом занятии: в фотографии ракурс – это направление съемки. То, что попадает в объектив, то и будет зафиксировано. Вполне логично, что именно в этом ограниченном пространстве и нужно наводить красоту.
Хороший ракурс
Сегодня модно заказывать фотосессии к памятным датам. На выпускной, в период беременности, на Новый год, да и на другие праздники в студии записаться очень сложно. Слишком большие очереди, особенно к хорошим фотографам. В обиходе фотохудожники очень часто между собой, да и в разговоре с клиентами, используют словосочетание «удачный ракурс». Что же они имеют в виду?
Хороший ракурс – это удачное положение модели относительно фотографа. Обычно такие кадры не получаются сами по себе. Их нужно выстраивать. Есть даже целые пособия по ракурсам для фото. Девушки, которые хотят стать моделями, просто обязаны знать правила. Зачем? Чтобы хорошо получаться на фотографиях. А разве не все зависит от фотографа? Конечно, нет.
Каждый человек, который любит фотографироваться, знает свои удачные и неудачные позы. У всех людей они разные. Ведь у некоторых хорошая растяжка, поэтому они могут красиво изогнуть ноги в полушпагате, а другим этого не позволяют сделать слабые нерастянутые мышцы. Но есть определенный набор поз, становясь в которые вы можете не бояться, что получитесь плохо.
Вот некоторые рекомендации:
Плохой ракурс
Какие бывают ракурсы?
Можно выделить несколько самых распространенных. Это будет нижний и верхний ракурсы. Что это значит? Когда человека или предмет снимают снизу, этот тип постановки называется нижним ракурсом. Внимательный читатель может вспомнить, что выше мы писали, что так фотографировать не стоит. Но из любого правила есть исключения. Не стоит фотографировать лицо, а вот фигуру можно. Делая фото снизу, можно визуально ноги сделать очень длинными, придать объекту легкости. Верхний ракурс – это съемка объекта сверху. Обычно так фотографируют мероприятия. Например, свадьбы, юбилеи или концерты. Фотографы используют этот прием, чтобы охватить в одном кадре как можно больше народу.
Разные ракурсы нужны для разных целей. Например, человека можно снимать в фас, профиль или три четверти. На каталог одежды девушек будут фотографировать прямо, а вот на обложку журнала с небольшим разворотом.
Ракурс как название
Сегодня часто можно встретить знакомые слова в непривычной трактовке. Мало, кто из читателей сможет объяснить, что такое «Шимский ракурс». Это группа в социальной сети, которая рассказывает о новостях Шимского района Новгородской области. А почему тогда ракурс? Здесь слово используется в переносном значении. Люди хотели показать, что они рассматривают новости с различных точек зрения.
Часто можно встретить газетные рубрики или магазины фототехники с названием «Ракурс». Красивое слово используется иногда не к месту, точнее, его притягивают за уши. Например, магазин с названием «Хороший ракурс» может торговать диванами или шторами. Да, с какой-то стороны пиарщики правы, но все же ощущение от таких названий остается двоякое.
Ракурс, Техника Живописи / Рисования 641 слово читать
4 мин. Раздел в процессе наполнения и корректировки
Текст ещё не готов
РакурсРисунок Методика Perspective: история, Quadratura. MAIN AZ INDEX – AZ ЖИВОПИСИ
Содержание Что такое ракурс? • Типы: Художественный ракурс по сравнению с фотографическим • Ракурс в иллюзионистских фресках • В пейзаже • История и развитие • Другие техники рисования
Аполлон и Беатрикс Бургундские.Автор Джамбаттиста Тьеполо.Из его знаменитыхфресок Вюрцбургской резиденции (1753 г.)
ЦЕННОСТЬ ИСКУССТВАСмотрите наши образовательные статьи:Оценка искусства, а также: Как ценить живопись.
Что такое ракурс? В рисовании термин «ракурс» относится к способу представления объекта на изображении в глубину. Например, представьте, как выглядит стоящий мужчина с точки зрения размеров, если смотреть спереди. Теперь представьте, что этой фигуре позволили мягко упасть назад, пока она не вытянулась на земле вдоль, при этом его ступни направлены к вам, а голова – дальше всего. Если вы хотите набросать эту фигуру, закон линейной перспективы гласит, что, поскольку его голова находится дальше, чем его ступни, вы должны сделать ее меньше, чтобы передать иллюзию «глубины» рисунка, то есть, что он удаляется от зрителя в пространство изображения. И наоборот, поскольку ступни теперь ближе, они должны казаться больше. Наиболее важно то, что туловище и конечности фигуры должны быть сжаты или «укорочены» на эскизе, чтобы создать оптическую иллюзию того, что объект кажется короче, чем он есть на самом деле, когда он находится под углом к зрителю. Впервые ракурс был изучен во время кватроченто (15 век) художниками во Флоренции и Франческо Скварчоне (1395–1468) в Падуе, который затем обучал известного придворного художника Гонзага из Мантуи Андреа Мантенья (1431–1506).
Примеры Прекрасным примером такого ракурса в живописи изобразительного искусства является «Оплакивание мертвого Христа» (ок. 1470-80, Pinacoteca di Brera, Милан) – классическое произведение итальянского Возрождения Андреа Мантенья. Обратите внимание, как художник укорачивает длину груди и ног Христа, чтобы передать перспективу или глубину в пространстве картины.
Другие часто цитируемые примеры: Битва при Сан-Романо (около 1438-1440, Национальная галерея, Лондон) Паоло Уччелло [см. Усеченный труп мертвого рыцаря, внизу слева] и Ужин в Эммаусе (1601, Национальная галерея, Лондон) по Караваджо [см укороченных руки апостола о праве] и исследование лежачей Мужской Nude (c.1799-1805, Tate) по JMWTurner.
Типы: Художественный ракурс v Фотографический ракурс Художник или художник, скорее всего, будет укорачивать объекты немного иначе, чем фотоаппарат. Это потому, что, хотя камера никогда не лжет, художник может не захотеть воспроизвести полный зверский эффект ракурса. Вместо этого он часто уменьшает относительные размеры ближайшей части объекта (в случае «Оплакивания» – ступни), чтобы немного менее агрессивно воздействовать на глаз зрителя и более гармонично включить усеченное изображение в общую картину. сочинение. Действительно, это именно то, что сделал Мантенья в «Оплакивании». Он намеренно уменьшил размер стопы Иисуса, чтобы не загораживать нам тело. В то время как, если бы фотография была сделана под тем же углом, ступни были бы такими большими, что закрывали бы нам обзор ног и туловища.
Ракурс в пейзажах Этот прием чаще всего ассоциируется с фигурами или предметами, хотя на самом деле он также регулярно используется в пейзажах. Дорога, которая будет казаться относительно длинной, если она идет прямо перед нами на высокую гору, будет намного короче, если она уйдет на плоскую равнину перед нами. Реки и мосты также будут казаться укороченными или сжатыми, если их нарисовать на каком-либо уровне земли. Хорошие примеры ракурса пейзажа см.: Вилль д’Авре (1867, Национальная галерея искусств, Вашингтон) Камиля Коро, Темза ниже Вестминстера (1871, Национальная галерея, Лондон) Клода Моне, Пешеходный мост в Аржантёе (1872, г. Musee d’Orsay) и водопой в Порт-Марли. (1875, Национальная галерея, Лондон) Альфреда Сислея и Дорога во Владимир (1892, Третьяковская галерея, Москва) Исаака Левитана.