Что такое ралли гонки

Авторалли. Виды и соревнования. Особенности

Авторалли — одна из разновидностей автомобильного спорта, которая представляет собой скоростные гонки по пересеченной местности и дорогам общего пользования. Для того, чтобы одержать победу, участнику необходимо первым прийти к финишу, соблюдая заданный маршрут движения. В настоящее время проводится огромное количество соревнований по ралли разного уровня: от региональных до международных.

Раллийные гонки по праву считается наиболее зрелищной гонкой. В ней принимают участие эксклюзивные машины, созданные специально для заезда, которые развивают умопомрачительные скорости. Поражает и мастерство пилотов, ведь им приходится управлять автомобилем и выполнять различные маневры на бешеных скоростях.

Историческая справка

Первое авторалли было организовано во Франции, на трассе Париж-Руан в 1894 г. и сразу же стало объектом повышенного интереса не только автовладельцев, но и производителей, а также зрителей. Эта дата считается моментом зарождения новой гоночной дисциплины, а вот само название было ей дано в 1907 г.

К этому времени популярность раллийных гонок возросла. Соревнования проходили не только во Франции, но и в Италии, Германии, Великобритании. А в 1908 г. прошел заезд на самой длинной в истории автомобильного спорта дистанции (Нью-Йорк — Париж), о котором впоследствии был снят фильм под названием «Большие гонки». Были разработаны и первые правила, например, раздельный старт автомобилей и необходимость отмечаться в контрольных пунктах.

Гонки проходили в то время не на таких значительных скоростях, как сегодня — средняя скорость не превышала 25 км/ч. однако этот показатель стремительно увеличивался, и вскоре автомобили мчались по трассе уже быстрее 100 км/ч. Это привело к увеличению несчастных случаев и, как следствие, было принято решение проводить ралли на закрытых треках. Первый из них был оборудован в 1907 г.

По причине Первой мировой войны распространение дисциплины прервалось. Возрождение наступило в 1924 г., когда в Монте-Карло прошла первая послевоенная гонка, ставшая затем ежегодной. Соревнования проходили также в Англии, Бельгии, Италии, Ирландии.

Стремительное развитие авторалли получило в 1958 г., когда был организован первый Чемпионат Европы, проходивший впоследствии на регулярной основе. Это способствовало тому, что гонки распространились по всему земному шару, в том числе в Америку, Африку и Австралию.

Что такое ралли гонки. Смотреть фото Что такое ралли гонки. Смотреть картинку Что такое ралли гонки. Картинка про Что такое ралли гонки. Фото Что такое ралли гонки

Сегодня раллийные гонки проходят во всех государствах мира. С 1973 г. проводится 13-этапный мировой чемпионат, продолжительность которого составляет 11 месяцев (январь — ноябрь). Участники соревнуются последовательно на трассах Монте-Карло, Швеции, Аргентины и пр. По итогам чемпионата устанавливается первенство не только среди автогонщиков, но и среди автопроизводителей.

Виды авторалли

Все многообразие раллийных гонок можно условно разделить на 2 большие группы:

Что такое ралли гонки. Смотреть фото Что такое ралли гонки. Смотреть картинку Что такое ралли гонки. Картинка про Что такое ралли гонки. Фото Что такое ралли гонки

Что такое ралли гонки. Смотреть фото Что такое ралли гонки. Смотреть картинку Что такое ралли гонки. Картинка про Что такое ралли гонки. Фото Что такое ралли гонки

Соревнуясь на закрытых трассах, участникам важно придерживаться не столько скоростного режима но и уложиться в строго отведенное время. Еще одна отличительная особенность такого ралли — наличие специальных участков повышенной сложности, поэтому рассчитаны такие гонки только на профессионалов и на серьезные автомобили.

И в первой, и во второй группе раллийных гонок имеется множество подвидов:

— горные склоны, перевалы;
— труднопроходимые лесные дороги;
— трассы, покрытые снегом и льдом;
— болотистые и песчаные местности.
В «боевом» ралли оценивается не скорость участников, а следование заданному маршруту и способность уложиться в определенное время. Такие гонки позволяют проверить надежность и безопасность автомобиля.

Что такое ралли гонки. Смотреть фото Что такое ралли гонки. Смотреть картинку Что такое ралли гонки. Картинка про Что такое ралли гонки. Фото Что такое ралли гонки

Как проходят состязания

Авторалли подразделяется на несколько этапов. Этап — это заезд на конкретной трассе с гравийным либо песчаным покрытием, либо на отдельном участке дороги заданной сложности протяженностью не более 50 км. Иногда гонка проходит по двум параллельным дорогам. Такие участки имеют небольшую длину, но именно здесь можно увидеть самую настоящую борьбу. Участок может быть и стандартным — это обычное шоссе, по которому пилоты на своих автомобилях следуют до следующего этапа согласно ПДД.

На трассе расположены контрольные пункты, в которых экипаж должен отметиться. Победа достается тому, что побывает на всех контрольных точках и раньше остальных придет к финишу, не меняя при этом заданного маршрута.

Стартуют участники в порядке очередности через установленные временные промежутки. Каждый пилот стремится развить наибольшую скорость, не теряя при этом управления. В этом ему помогает штурман — второй член команды. Он тоже имеет право на управление автомобилем, однако его задача заключается в другом. Он сообщает о предстоящих поворотах, любых изменениях на дороге и указывает водителю направление движения согласно маршруту. Таким образом, пилот больше слушает штурмана, нежели смотрит на дорогу. А потому малейшая ошибка помощника может повлечь серьезную аварию. Работа экипажа должна быть слаженной, основанной на профессионализме и взаимном доверии. Иногда, чтобы достичь этого, требуется много времени и труда.

Авторалли проводятся независимо от климата и погоды, на любых покрытиях. Места, выбираемые для гонок, уникальны, и экипажи никогда не владеют полной информацией о том, что ожидает их в пути. Все это делает состязания очень эффектными, непредсказуемыми и требует от участников высшей степени профессионализма. Этим пользуются производители авто, используя соревнования для рекламы своих изделий.

Аварии на ралли

Что такое ралли гонки. Смотреть фото Что такое ралли гонки. Смотреть картинку Что такое ралли гонки. Картинка про Что такое ралли гонки. Фото Что такое ралли гонки

Скоростные автомобильные гонки признаны одним из опаснейших соревнований, существующих в современном спорте. Ралли не обходится без аварий, увечий и летальных исходов. Опасность подстерегает как участников, так и болельщиков. Машина не редко на всем ходу влетает в толпу. Согласно статистическим данным, на подобных гонках травмы случаются реже, чем в хоккее или футболе, но вот смерти случаются намного чаще. Настолько, что подобное событие уже не воспринимается как фатальное.

Самый высокий процент смертности принадлежит авторалли «Дакар» в связи с разнообразием транспортных средств, участвующих в состязании: от мотоциклов до грузовиков.

Раллийные гонки — это высокопрофессиональный спорт, требующий изнурительного труда. Гонщику необходимо быть настоящим асом, чтобы независимо от погодных условий управлять автомобилем, маневрировать на большой скорости на любом дорожном покрытии и вести свою машину к заветной победе.

Источник

Rally (Ралли)

Что такое ралли гонки. Смотреть фото Что такое ралли гонки. Смотреть картинку Что такое ралли гонки. Картинка про Что такое ралли гонки. Фото Что такое ралли гонки

История возникновения ралли

Зародилось ралли в 1907 году в городе Монте Карло (княжество Монако), где и было проведено первое в истории соревнование получившее название «ралли». Соревнования настолько нравились поклонникам, что в результате возникла идея проведения полноценного Чемпионата мира.

Что такое ралли гонки. Смотреть фото Что такое ралли гонки. Смотреть картинку Что такое ралли гонки. Картинка про Что такое ралли гонки. Фото Что такое ралли гонки

Довоенный и военный периоды

Считается, что первая гонка проведена в 1894 году. Тогда соревновались команды из французских городов Париж и Руан. Термин «ралли» при этом не использовался. Событие вызвало повышенный интерес обывателей и передовых производителей автомобилей. Во время «Первой мировой войны» соревнования не проводились. После неё ралли начало набирать обороты и уже в 20-х начинали формироваться сильные команды. Особенно выделялись MG, Triumph, Talbot, Riley и немецкие Wanderer, Adler, Trumpf. Однако Великая Отечественная снова привнесла упадок в этот вид спорта.

Что такое ралли гонки. Смотреть фото Что такое ралли гонки. Смотреть картинку Что такое ралли гонки. Картинка про Что такое ралли гонки. Фото Что такое ралли гонки

Межконтинентальное ралли

50-е, гонки достигли наивысшего расцвета. Сформировался Чемпионат Европы состоявший из 10 или 12 этапов. На Юге Америки начиная с 1940 начали проводиться масштабные гонки в которых расстояние пробега растягивалось до 9500 километров. В Африке первое соревнование состоялось в 1950-м с дистанцией 16 тыс. км (от Севера до Юга).

Что такое ралли гонки. Смотреть фото Что такое ралли гонки. Смотреть картинку Что такое ралли гонки. Картинка про Что такое ралли гонки. Фото Что такое ралли гонки

В 1951 г. гонки проводившиеся в Великобритании были признаны международными. Соревнование не пользовалось популярностью поскольку британские законы запрещали использовать дороги общего пользования в спортивных целях.

Что такое ралли гонки. Смотреть фото Что такое ралли гонки. Смотреть картинку Что такое ралли гонки. Картинка про Что такое ралли гонки. Фото Что такое ралли гонки

Современное ралли

В 50-е ралли как автоспорт получило широкое распространение в Финляндии и Швеции где и были изобретены короткие трассы покрытые гравием. Подобные участки располагались вдали от населенных пунктов.

Позднее эту идею подхватили другие страны. Современные гонки мало чем отличаются от стандартов зародившихся в 50-х.

Что такое ралли гонки. Смотреть фото Что такое ралли гонки. Смотреть картинку Что такое ралли гонки. Картинка про Что такое ралли гонки. Фото Что такое ралли гонки

Техника

Что такое ралли гонки. Смотреть фото Что такое ралли гонки. Смотреть картинку Что такое ралли гонки. Картинка про Что такое ралли гонки. Фото Что такое ралли гонки

Group B

Что такое ралли гонки. Смотреть фото Что такое ралли гонки. Смотреть картинку Что такое ралли гонки. Картинка про Что такое ралли гонки. Фото Что такое ралли гонки

1986 год, Португалия. Легендарный Ford RS200 въезжает в толпу болельщиков на полной скорости. 3 человека «сыграли в ящик», десятки серьезно ранены. В этом же году пилот автомобиля Lancia не справившись с управлением вылетает с обрыва. При падении болид загорается, а экипаж погибает ужасной смертью. Эти и ряд последующих событий приводят к упразднению группы в 1987, по соображениям безопасности. В большей степени из-за большого числа смертей именно болельщиков.

Команда

Экипаж участвующий в соревнованиях состоит из 2 человек: пилота (водителя) и штурмана. Оба члена экипажа имеют право вести автомобиль и несут ответственность за итоговый результат.

По умолчанию машиной управляет пилот но истории известны случаи когда эту роль выполнял штурман.

Что такое ралли гонки. Смотреть фото Что такое ралли гонки. Смотреть картинку Что такое ралли гонки. Картинка про Что такое ралли гонки. Фото Что такое ралли гонки

Штурман

Разноплановый член экипажа. Является ассистентом пилота, выполняет административную работу в штабе команды и работает со стенограммой.

Что такое ралли гонки. Смотреть фото Что такое ралли гонки. Смотреть картинку Что такое ралли гонки. Картинка про Что такое ралли гонки. Фото Что такое ралли гонки

Чтобы пилот и штурман ралли научились работать в команде и полностью доверять друг другу может потребоваться существенное время.

Легенда

Что такое ралли гонки. Смотреть фото Что такое ралли гонки. Смотреть картинку Что такое ралли гонки. Картинка про Что такое ралли гонки. Фото Что такое ралли гонки

Типы ралли

Различают 3 разновидности: соревнования на специальных трассах, заезды по дорогам общего пользования и историческое ралли.

Гонки на спецтрассах

Официально признаны профессиональным видом спорта в 60-х. Спецтрассами могут быть сложные асфальтированные дороги, горные перевалы, лесные дороги, заснеженные участки местности, пустыни.

Что такое ралли гонки. Смотреть фото Что такое ралли гонки. Смотреть картинку Что такое ралли гонки. Картинка про Что такое ралли гонки. Фото Что такое ралли гонки

Ралли на дорогах общего пользования

Подразумевает использование общественных трасс. В таких соревнованиях ключевую роль играет не скорость автомобиля, а маневренность, надежность и пригодность для дальних заездов.

Что такое ралли гонки. Смотреть фото Что такое ралли гонки. Смотреть картинку Что такое ралли гонки. Картинка про Что такое ралли гонки. Фото Что такое ралли гонки

Историческое ралли

Используются автомобили выпущенные с 1955 до 1980 года. Машины делятся на 3 категории, чтобы предоставить менее мощным участникам шансы на победу. Принадлежность автомобиля к категории определяет специально учрежденная комиссия.

Ход гонок и особенности заездов

Пилоты, являясь асами, могут водить в сложных условиях и выжимать максимум из автомобиля.

Что такое ралли гонки. Смотреть фото Что такое ралли гонки. Смотреть картинку Что такое ралли гонки. Картинка про Что такое ралли гонки. Фото Что такое ралли гонки

Трассы

Пилот ралли не знает, что его ждет впереди. По этой причине гонщики допускают много ошибок, часто сходят с дистанции и попадают в аварии. Многое зависит от типа покрытия на трассе. Например, на грунтовом покрытии ухудшается сцепление с дорогой из-за чего снижается общая тяга и усложняется управляемость автомобиля.

Что такое ралли гонки. Смотреть фото Что такое ралли гонки. Смотреть картинку Что такое ралли гонки. Картинка про Что такое ралли гонки. Фото Что такое ралли гонки

Спецучастки и Суперспецучастки

Трасса предназначенная для ралли делится на спецучастки. Протяженность такого участка может составлять не более 50 км. В этих зонах происходит борьба между гонщиками. В промежутках предусмотрены перегонные этапы, на которых нужно просто добраться до стартовой позиции соблюдая правила ПДД но в указанные временные рамки. Опоздавших штрафуют.

Что такое ралли гонки. Смотреть фото Что такое ралли гонки. Смотреть картинку Что такое ралли гонки. Картинка про Что такое ралли гонки. Фото Что такое ралли гонки

На некоторых трассах предусмотрены суперспецучастки где 2 автомобиля едут по параллельным дорогам. Это небольшой фрагмент трассы который по размерам сопоставим с футбольным стадионом. Такие участки демонстрируют парную борьбу гонщиков.

Что такое ралли гонки. Смотреть фото Что такое ралли гонки. Смотреть картинку Что такое ралли гонки. Картинка про Что такое ралли гонки. Фото Что такое ралли гонки

Аварии в ралли

Это опасный вид спорта, который угрожает жизням участников и зрителей. Согласно статистике, на автомобильных гонках люди получают меньше травм чем в футболе, хоккее и бейсболе, но уровень смертности при этом гораздо выше.

Что такое ралли гонки. Смотреть фото Что такое ралли гонки. Смотреть картинку Что такое ралли гонки. Картинка про Что такое ралли гонки. Фото Что такое ралли гонки

По факту раллийные гонки являют собой поставщика наибольшего количество начинки для «деревянных макинтошей» в сравнении с любым другим видом авто соревнований. При это наивысшая смертность среди зрителей, а не пилотов.

Смертельная опасность

Смертность на ралли на столько высока, что многие не воспринимают гибель очередного спортсмена за чрезвычайное происшествие. Особенно опасным считается марафонское соревнование «Дакар», изначально проходившее в Африке (позднее перекочевало в Южную Америку). Особенность Ралли-Дакар в участии внедорожников, грузовиков и других классов авто транспорта. Проходимая дистанция в марафонских рейдах может достигать нескольких тысяч км.

Что такое ралли гонки. Смотреть фото Что такое ралли гонки. Смотреть картинку Что такое ралли гонки. Картинка про Что такое ралли гонки. Фото Что такое ралли гонки

Опасность для болельщиков заключается в том, что дабы стать зрителем достаточно просто встать у трассы. Пилот может потерять контроль над автомобилем, в результате машины врезаются в толпу зрителей и наносят им травмы несовместимые с жизнью.

Что такое ралли гонки. Смотреть фото Что такое ралли гонки. Смотреть картинку Что такое ралли гонки. Картинка про Что такое ралли гонки. Фото Что такое ралли гонки

Ралли в России

СССР в ралли

История отечественного ралли начиналась с автомобилей «Москвич» и «Волга». Спортсмены не всегда хорошо выступали на своих простых автомобилях, но стремились показать хороший результат. В СССР ралли впервые начали проводиться в 50-е. Изначально подобные соревнования носили исключительно любительский характер. В 60-е годы наши спортсмены начали выступать на международных соревнованиях где использовали автомобили ГАЗ-21 и Москвич-407. Апогеем стало место на подиуме ралли-рейда «Лондон-Сидней» 1967 года. Команде выступавшей на Москвиче 412-й модели удалось с Божьей помощью и сваренных из ржавых водопроводных труб запчастей занять второе место на подиуме.

Что такое ралли гонки. Смотреть фото Что такое ралли гонки. Смотреть картинку Что такое ралли гонки. Картинка про Что такое ралли гонки. Фото Что такое ралли гонки

Кубок и Чемпионат России по ралли

Этапы кубка и чемпионата России по ралли в различных категориях проводятся отдельно. Каждый розыгрыш состоит из 2 стадий: предварительной и финальной. Количество этапов определяется календарем.

Что такое ралли гонки. Смотреть фото Что такое ралли гонки. Смотреть картинку Что такое ралли гонки. Картинка про Что такое ралли гонки. Фото Что такое ралли гонки

В культуре

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, нажмите на кнопку
или выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl+Enter.

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь

Источник

Ралли: что это такое

Что такое ралли гонки. Смотреть фото Что такое ралли гонки. Смотреть картинку Что такое ралли гонки. Картинка про Что такое ралли гонки. Фото Что такое ралли гонки

Происхождение ралли довоенные годы

Само слово ралли впервые использовалось в 1907 году. И данный термин до 1912 года не имел особого значения и популярности. А вот самая первая гонга ралли произошла 1894 году, когда между собой соревновались Париж и Руан. И именно этот факт стал началом для больших гонок. И чаще всего они проходили во Франции и других странах Европы. Как раз в это время били, установлены не которые правила, которые имеют популярность и на сегодняшний день.

Во время прохождения гонок ралли каждый из гонщиков устанавливал рекордное время и современен такие гонки стали просто опасны для зрителей и для других гонщиков. По причине того что стали часто происходить аварии и возгорание автомобилей прямо на трассе. И именно поэтому Франция запретила экстремальные гонки. И до сих пор следуя этой причине гонки, проводятся на закрытых трассах. В Англии для данных гонок индивидуально построили гоночный трек.Что такое ралли гонки. Смотреть фото Что такое ралли гонки. Смотреть картинку Что такое ралли гонки. Картинка про Что такое ралли гонки. Фото Что такое ралли гонки

Ралли в военные годы

Прекращению гонок ралли послужила первая мировая война. И гонки не проводились до 1924 года, но после этого периоды гонки стали ежегодными, а также приобрели звание чемпионов мира.

После войны ралли имела долгое время для возрождения, и только в 1950 году ралли снова возвратилось и данное время стало для гонок Золотым Веком. И в это время гонки не проводились на обычных трассах, для этого были отведены специальные участки.

Со временем гонки стали знаменитыми и за пределами Европы. И в Южной Америке проводились самые длинные гонки, которые даже пришлось разделить на этапы.Что такое ралли гонки. Смотреть фото Что такое ралли гонки. Смотреть картинку Что такое ралли гонки. Картинка про Что такое ралли гонки. Фото Что такое ралли гонки

Ралли настоящего времени

Гонки ралли со временем стали знаменитыми и популярными и на территориях Швеции и Финляндии. И в этих станах гонки происходили на трассах, которые находились в дали, от жилых районов и от проезжей части, также на них имелся определенный отчет времени. Таким образом, гонки распространились и на другие соседние страны.

Источник

Мир автоспорта, часть 1. Ралли

Для того, чтобы дать возможность нашим читателям поближе познакомиться с различными гоночными дисциплинами и их ведущими чемпионатами, мы решили начать специальный цикл статей. Поскольку в настоящее время полным ходом идут ралли-рейды «Дакар» и «Африка Эко Рейс»

Если говорить кратко, то ралли это соревнование по скоростному прохождению специальных участков на гоночной машине. Спецучастком может быть и отрезок обычной дороги общего пользования, и фрагменты треков, ипподромов, кроссовых или шоссейно-кольцевых трасс. Спецучастки бывают гравийные, асфальтовые, снежные, ледовые, грунтовые – именно поэтому раллийные гонщики считаются самыми универсальными спортсменами. В отличие от шоссейно-кольцевых гонок, ралли – это соревнование с раздельным стартом, поэтому непосредственная борьба на трассе и, тем более, контакты с соперниками здесь крайне редкое явление.

Кроме классического ралли существуют также ралли-рейды. Их отличие в том, что они проводятся не только по дорогам, но и по полному бездорожью – чаще всего в условиях пустынь, степей или саванн. Существуют, так называемые, марафонские ралли-рейды – это гонки «Дакар», «Африка Рейс» или «Шёлковый путь». Их основное отличие в длине дистанции и сроках. Если классическое ралли или небольшой рейд – дело от одного, до нескольких дней, то марафоны длятся до двух недель, а их дистанция может превышать и десять тысяч километров.

Важным отличием ралли от шоссейно-кольцевых гонок является наличие штурмана. В классическом ралли задача штурмана – навигация и своевременная подсказка пилоту о параметрах ближайших отрезков спецучастка. Это позволяет гонщику заранее выбирать наиболее эффективные траектории прохождения трассы. В рейдах роль штурмана ещё более весомая, так как навигация в этой гоночной дисциплине крайне сложна, особенно в условиях бездорожья и отсутствия видимых ориентиров.

Чемпионат мира по ралли

Раллийный чемпионат мира по (World Rally Championship, WRC) проводится с 1973 года. Первые несколько лет первенство проводилось лишь в зачёте производителей, поэтому впервые чемпионом планеты среди гонщиков является швед Бьорн Вальдегорд в 1979 году, а многие ведущие раллисты семидесятых остались без личных наград.

За эти годы этапы чемпионата посетили Европу, Азию, Африку, Северную и Южную Америки, Австралию и Океанию, и почти везде прижились. Знаковыми стали такие гонки как «Ралли Монте-Карло», «Ралли Акрополис», «Ралли Корсика», «Ралли Финляндия» (ранее известное как «Ралли 1000 озёр») и «Ралли Уэльса».

Технический регламент раллийной техники неоднократно менялся. С 2017 года требования к автомобилям WRC допускают полный привод, двигатели объёмом 1.6 литров с турбонаддувом и мощностью до 380 лошадиных сил. К стартующему в январе новому сезону машины в соответствии с новым регламентом подготовили Ford, Hyundai, Citroën и Toyota.

Самый титулованный гонщик Чемпионата мира – француз Себастьен Лёб, на счету которого девять титулов, выигранных в период с 2004 по 2012 годы. По четыре раза успехов добивались финны Юха Канккунен и Томми Мякинен, а также соотечественник Лёба – Себастьен Ожье, который является ещё и действующим чемпионом. Кстати, именно из ралли пошёл термин «Летучий финн». Финляндия дала миру автогонок шесть чемпионов планеты. Помимо Канккунена и Мякинена высших достижений на мировой арене добивались Ари Ватанен, Ханну Миккола, Тимо Салонен и Маркус Гронхольм. Что касается титулов производителей, то здесь лидером с десятью победами является Lancia, за которой следуют Citroën (8) и Peugeot (5).

Не обошли стороной мировое первенство и гонщики «Формулы-1», но сразу следует отметить, что больших успехов в данной гоночной дисциплине им добиться не удалось. Чемпион мира 2007 года Кими Райкконен в 2010 и 2011 годах по итогам сезона оказался десятым. Лучшим результатом финского гонщика стало пятое место завоёванное на «Ралли Турция». Роберт Кубица, карьера которого в «Формуле-1» прервалась из-за страшной аварии, полученной в одном из ралли, по иронии судьбы вернулся в автоспорт в ту же, роковую для него, гоночную дисциплину. С 2013 по 2016 годы поляк отметился пятью победами и чемпионским титулом в зачёте WRC-2, а также двенадцатым местом в абсолютном зачёте сезона 2015, а лучшим результатом Кубицы в WRC является пятое место на «Ралли Германия».

Что касается представителей России, то самых значимых успехов на данный момент удалось добиться Евгению Новикову. В 2009 году Женя попал в состав юниорской команды Citroën. С 2011 по 2013 года Новиков выступал за рулём Ford. Лучший результат россиянина – шестое место по итогам сезона с двумя «серебряными» подиумами завоёванными на «Ралли Португалия» и «Ралли Италия». К сожалению, по ряду причин, Евгений Новиков выбыл из числа участников первенства планеты и в последнее время выступает в чемпионате Финляндии в роли штурмана Григория Берёзкина.

В этом году вице-чемпион Европы Алексей Лукьянюк примет участие во втором этапе Чемпионата мира, который пройдёт в начале февраля в Швеции. Российский гонщик подал заявку в зачёт WRC2 и выступит за рулём автомобиля Ford Fiesta категории R5. Будем надеяться, что за стартом в Швеции последует продолжение.

Чемпионат Европы по ралли

Европейский чемпионат ведёт свою историю с 1953 года. Долгое время он был одним из самых престижных раллийных чемпионатов. Лишь с появлением Международного чемпионата для производителей в 1970 году и последовавшего за ним Чемпионата мира, статус европейского первенства снизился. Тем не менее, время от времени европейская серия по-прежнему собирает достаточно серьёзный состав участников, среди которых есть и наши ребята. В 1995 году обладателем Кубка Европы в категории машин с объёмом двигателя 1.6 литров стал Евгений Васин за рулём Opel. В сезоне 2016 Алексей Лукьянюк (Ford), одержав две победы, стал вице-чемпионом Европы, а Николай Грязин (Peugeot) по итогам года расположился на четвёртой позиции зачёта ERC-3 с одной победой в классе.

Самыми титулованными чемпионами Европы являются поляк Собеслав Засада и итальянец Лука Роззетти, на счету которых три «золотых» сезона. Победителями Европейского первенства в своё время становились два раллийных чемпиона мира – итальянец Массимо «Мики» Биазьон и немец Вальер Рёрль. Среди производителей шестнадцать титулов у Lancia, девять у Fiat и восемь у Porsche.

Ралли-рейд «Дакар» долгие годы был известен как «Париж-Дакар». Это ежегодный трансконтинентальный марафон основанный французом Тьерри Сабином, который проводится с 1978 года. Довольно быстро из «Приключения в пустыне» гонка стала самым престижным ралли-марафоном планеты и привлекает в состав участников как крупных производителей, так и гонщиков мирового уровня, включая сильнейших представителей классического ралли и экс-пилотов «Формулы-1». В разные годы победителями «Дакара» становились чемпионы мира по классическому ралли Карлос Сайнс, Ари Ватанен и Юха Канккунен. Кроме них побед в рейде добивались: легенда «24 часов Ле Мана» и вице-чемпион Формулы 1 Жаки Иккс, чемпион мира в гонках на выносливость Жан-Луи Шлессер, обладатель Кубка мира по горнолыжному спорту Люк Альфан и известный французский киноактёр Клод Брассёр.

Российские спортсмены уже давно регулярно выступают на «Дакаре» и могут похвастаться большими достижениями. Наш КАМАЗ выигрывал марафон в категории грузовых машин 13 раз. На счету «Царя Дакара» Владимира Чагина семь побед. Успехами также отметились Виктор Московских, Фирдаус Кабиров, Эдуард Николаев, Андрей Каргинов и Айрат Мардеев. Самым успешным российским спортсменом в классе внедорожников является Леонид Новицкий, завоевавший третье место в абсолютном зачёте в 2013 году.

Можно также отметить призовые места в абсолютном зачёте, завоёванные в начале 80-х автомобилями под маркой Лада. Впрочем, сразу следует оговориться, что заслуги в этих успехах принадлежат французам. Дилер ВАЗа во Франции – Жан-Жак Пок с помощью таких фирм как Sera и Огеса строил и выставлял на старт достаточно конкурентоспособные прототипы на базе автомобилей Лада Нива и Лада Самара.

Чаще всего ралли проходило по маршруту Париж – Дакар, тем не менее, случались интересные исключения. В 1992 году марафон пересёк африканский континент с севера на юг и финишировал в Кейптауне. В 1994 году участники не просто добрались из Парижа до столицы Сенегала, но затем вновь вернулись в Париж. Позже местом старта рейда становились Марсель, Барселона, Лиссабон. К сожалению, нестабильная обстановка в ряде стран Африки стала причиной отмены ралли в 2008 году. По этой же причине с 2009 года «Дакар» проходит в Южной Америке и, надо сказать, прекрасно себя там чувствует, собирая большое количество болельщиков.

Кубок мира по ралли-рейдам

Кубок мира по ралли-рейдам (FIA Cross-Country Rally World Cup) ведёт свою историю с 1993 года. Первым его обладателем является неоднократный победитель ралли-рейда «Дакар» Пьер Лартиг на Citroën. Он же первенствовал в сезонах 1994-1996, пока эстафету у француза не перенял ещё один представитель марки Citroën финн Ари Ватанен. Затем в Кубке мира наступила гегемония «Лиса пустыни» – с 1998 по 2002 годы равных не было французу Жану-Луи Шлессеру, выступавшему на багги собственной конструкции. Не смотря на двенадцать побед на легендарном «Дакаре», марке Mitsubishi Кубок покорился лишь в 2003 году, когда чемпионом стал португалец Карлос Соуза. Первую победу для Volkswagen в 2005 году добыл опытнейший француз Бруно Саби, а в 2007 трофей германскому концерну принёс двукратный чемпион мира по классическому ралли испанец Карлос Сайнс. Безусловно нужно выделить выигравшую девять титулов команду X-Raid, сначала выступавшую на технике BMW, а затем на автомобилях марки Mini. В 2004 и 2012 годах победу коллективу принёс Халифа Аль Мутайвей. В 2008 и 2016 обладателем Кубка стал Нассер Аль-Аттия. В 2009 викторию праздновал некогда успешный горнолыжник Жерлен Шишери, а в сезонах 2010 и 2011 лучшим становился наш соотечественник Леонид Новицкий. В 2013 году Кубок достался поляку Кшиштофу Холовчику, а Владимир Васильев в паре с Константином Жильцовым за рулём Mini X-Raid выиграли почётный трофей годом позже. Нужно отметить, что кроме двух титулов Новицкого, Васильева и Жильцова России есть кем и чем гордиться в этих соревнованиях. В 2006 году на Buggy ZIL чемпионами стали Сергей Шмаков и Константин Мещеряков. Что касается грузовых автомобилей, то силами «Царя Дакара» Владимира Чагина и Фирдауса Кабирова три Кубка мира в данной категории КАМАЗ завоевал в 1996, 1997 и 2000 годах.

Сезон 2016 выиграл Нассер Аль-Аттия. Второе место завоевал российский экипаж Владимира Васильева и Константина Жильцова. Язид Аль Раджи стал третьим, Микко Хирвонен – четвёртым, а Карлос Сайнс – пятым.

«Париж – Москва – Пекин», «Мастер-ралли» и «Шёлковый путь»

Первые крупные международные марафонские соревнования посетили нашу страну ещё в девяностые года прошлого столетия. Дебютным стал рейд «Париж – Москва – Пекин», победителем которого оказался француз Пьер Лартиг на Citroen.

Затем началась эра «Мастер ралли» и ралли-марафонцы мирового уровня, пусть и с некоторыми перерывами, посещали нашу страну с 1995 по 2002 годы. Победы праздновали победитель «Дакара» 1998 француз Жан-Пьер Фонтене (Mitsubishi), чемпион мира по классическому ралли и четырёхкратный обладатель «Золотого бедуина» за победу на «Дакаре» финн Ари Ватанен (Citroen), а также легендарный француз Жан-Луи Шлессер (Schlesser-Renault).

В категории грузовых автомобилей не было равных нашим КАМАЗам: Виктор Московских, Владимир Чагин, Ильгизар Мардеев и Фирдаус Кабиров золотом вписали свои имена в историю спортивных достижений команды челнинского автозавода.

Казань – Ашхабад – таким оказался маршрут первого рейда «Шелковый путь». Пройдя четыре с половиной тысячи километров победу одержал испанец Карлос Сайнс. В грузовом зачете никому не уступил КАМАЗ – сильнейшим оказался двукратный победитель ралли «Дакар» Фирдаус Кабиров.

Второе ралли «Шёлковый путь» в 2010 году начало путь от знаменитого Зимнего дворца Санкт-Петербурга взяв курс на Сочи. В легковом зачете второй раз подряд победу одержал «Матадор» Карлос. В категории грузовиков на высшую ступень пьедестала почёта поднялся камазовец Эдуард Николаев.

Сочи являлось целью маршрута и для рейда «Шёлковый Путь» образца 2011 года с тем лишь отличием, что на этот раз старт соревнований был дан в Москве. Результатом стала победа поляка Кшиштофа Холовчика. В грузовом зачете викторию праздновал давний конкурент КАМАЗа – чех Алеш Лопрайс.

В связи с неблагоприятными климатическими условиями, финиш гонки 2012 года в последний момент был перенесен в Майкоп. Местом старта вновь была столица нашей Родины. Российский пилот Борис Гадасин, победил в легковом зачете, а Айрат Мардеев вернул первенство КАМАЗу в категории грузовых автомобилей.

В 2013 году гонка проводилась по маршруту Москва – Астрахань. Знаменитый «Лис Пустыни» Жан-Луи Шлессер быстрее всех справился с дистанцией марафона в «абсолюте». В грузовом зачете КАМАЗ вновь подтвердил свое превосходство – на этот раз победу одержал Дмитрий Сотников.

Ралли 2016 года, о ходе которого мы рассказывали в наших еженедельных гоночных обзорах, прошёл по маршруту Москва – Пекин и стал триумфом Peugeot и КАМАЗ – Сириль Деспре первенствовал среди внедорожников, а Айрат Мардеев оказался лучшим среди выступавших на грузовых автомобилях.

В этом году «Шёлковый путь» стартует 7 июля на Красной площади в самом сердце Москвы, а уже 22 июля победители гонки смогут отпраздновать свой триумф в китайском городе Сиань.

Ралли-рейд «Африка Эко Рейс», с 2009 года ставший альтернативой покинувшему африканский континент «Дакару», обычно проходит в те же сроки, что и его «южноамериканский» собрат – в начале января. Участники гонки пересекают Марокко и Мавританию, дабы завершить марафон в столице Сенегала – Дакаре. И пусть африканское ралли пока не может похвастаться большим количеством гонщиков и команд топ уровня, там всё же всегда есть на кого обратить внимание.

Шесть раз победу в данном рейде праздновал Жан-Луи Шлессер на багги Schlesser-Renault. Триумфаторами марафона в прошлом году стал экипаж из Казахстана – Канат Шагиров и Виталий Евтехов (Toyota). В категории грузовых автомобилей три виктории у наших КАМАЗов – все три раза за рулём российских машин побеждал Антон Шибалов.

В ралли этого года цвета российского флага в Африке защищают экипажи Владимира Васильева (Mini), Андрея Каргинова (КАМАЗ), Виктора Хорошавцева (BMW), Сергея Куприянова (КАМАЗ) и Максима Кирпилева (Toyota). Кроме них в мотоциклетном зачёте участие принимают Дмитрий Агошков и Александр Максимов.

Одной их самых быстроразвивающихся гоночных дисциплин в последние годы является ралли-кросс. Гонка в ралли-кроссе делится на «хиты» – короткие спринты по четыре круга с шестью машинами на стартовой решетке. Двенадцать гонщиков, набравшие в квалификационных хитах наибольшее количество очков, проходят в два полуфинала. Три призовых места в каждом из них дают путевку в финальный заезд. Там к дистанции добавляются два дополнительных круга и определяется победитель этапа. Во время хитов, полуфинальных и финального заезда гонщику необходимо один раз проехать так называемый «джокер-круг». Это круг с удлиненной дистанцией, который спортсмен имеет право проехать в любое удобное для себя время. Заезд и выезд из «джокера» на трассу становятся предметом тактических игр и довольно частой причиной контактов между машинами, что добавляет гонке интереса и остроты. Трассы в ралли-кроссе относительно небольшие, а их покрытие состоит из смеси гравия и асфальта в соотношении 40 на 60%. Элитной категорией в ралли-кроссе являются «Суперкары» – машины оснащенные двухлитровыми турбированными двигателями мощностью 560-600 лошадиных сил. В среднем, до 100 км/ч машины World RX разгоняются за 1.9 секунды и это даже быстрее, чем могут болиды Формулы-1! В мире существуют как национальные, так и международные ралли-кроссовые гоночные серии. В этот раз мы коснёмся трёх, самых популярных из них.

Чемпионат мира по ралли-кроссу (World RX)

Чемпионат мира в данной гоночной дисциплине проводится с 2014 года. Двукратным чемпионом мира по ралли-кроссу является норвежец Петтер Солберг, который также – чемпион мира по ралли 2003 года. Титул 2016 года выиграл швед Маттиас Экстрём.

Состав участников достаточно интересен. Помимо чисто ралли-кроссовых специалистов, в последние годы на этапах чемпионатов мира всё чаще можно встретить именитых представителей других известных гоночных серий. В этой связи можно упомянуть Маттиаса Экстрёма (двукратный чемпион DTM), экс-пилотов Формулы 1 Маркуса Винкельхока и Джанни Морбиделли, Жака Вильнёва (чемпион Формулы 1, победитель серии CART и легендарной гонки «500 миль Индианаполиса»), Пера Эклунда (двукратный победитель горной гонки Pikes Peak International Hill Climb), а также ряд участников чемпионата мира по ралли, например – Франсуа Дюваля, Джиджи Галли, Кена Блока и Хеннинга Солберга. Особый интерес к первенству планеты вызвал приход в 2016 году титулованного француза Себестьена Лёба. Россию на этапах чемпионата мира в самой престижной категории Supercars представляет Тимур Тимерзянов, который по итогам сезона ещё ни разу не покидал первую десятку гонщиков.

Red Bull Global Rallycross Championship

С 2011 года в США проводится ралли-кроссовый чемпионат – Red Bull Global Rallycross (официальная аббревиатура GRC). Логично, что этапы гоночной серии проводятся в Штатах, хотя бывают и исключения – несколько раз участники чемпионата посещали Бразилию и Барбадос, а однажды совершили вояж в Европу и выступили в Германии.

Как и в Чемпионате мира по ралли-кроссу в GRC помимо сильных ралли-кроссовых специалистов на постоянной или временной основе участвуют представители других значимых гоночных дисциплин. Из экс-пилотов Формулы 1 можно упомянуть Нельсона Пике-младшего и Скотта Спида, чемпиона Red Bull Global Rallycross 2015 и 2016 годов. Ещё необходимо выделить Криса Аткинсона, Трэвиса Пастрану, Кена Блока, Андреаса Баккеруда, Хеннинга Солберга и Маттиаса Экстрёма. И, конечно, обязательно следует упомянуть чемпионов мира из классического ралли – Маркуса Гронхольма и Себастьена Лёба, выигравших несколько гонок. Причём второму покорился престижный этап – X Games. Да-да, ралли-кросс прошедший в рамках «Всемирных экстремальных игр» был одним из этапов данной гоночной серии! Российский гонщик Тимур Тимерзянов эпизодически стартовал в GRC в 2012 и 2013 годах.

Чемпионат Европы по ралли-кроссу

Соревнования по ралли-кроссу имеют довольно долгую историю – дебютное первенство Европы в этом виде автоспорта провели в 1973 году. Данная дисциплина особенно популярна в странах Скандинавии, поэтому неудивительно, что большинство чемпионов Европы вышло из Швеции и Норвегии. Впрочем, в последнее время ралли-кросс становится всё более и более популярным в других странах, поэтому география участников и победителей неуклонно расширяется.

Отрадно, что среди чемпионов или призёров Европейского первенства есть представители нашей страны. На счету Тимура Тимерзянова – три титула, у Сергея Загуменного – один. Эдуард Леганов, Ильдар Рахматуллин и Никита Мисюля завоёвывали по итогам сезона «серебро». В 2016 году Россию в Чемпионате Европы представляли Тимур Шигабутдинов, Егор Санин и Дмитрий Малахов выступавшие в категории Super1600. Лучшим из наших ребят оказался Шигабутдинов боровшийся за попадание в первую тройку и ставший четвёртым по итогам года.

Во второй части цикла «Мир автоспорта» мы расскажем о гонках с открытыми колёсами, проще говоря, о формулах и главное темой, безусловно, станет Формула 1.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *