Что такое ралли кросс
«Это мир гонок, перевернутый с ног на голову». Почему ралли-кросс снова популярен
Те, кто застал спортивную передачу канала BBC “Трибуна”, с удовольствием посмотрят субботним вечером ралли-кросс. Ведь этот вид гонок был придуман для телевидения в 1967 году, и ему отводилось много эфирного времени, распределенного между гонками на родном поле, в кентском Лидден-Хилле, и на таких же простеньких трассах по всей Европе.
В семидесятых и восьмидесятых эти боевые гонки стали еще более популярны, особенно когда в них появились запрещенные в ралли монстры “группы Б”. Но с новыми машинами пришли новые правила и региональные ассоциации. Телекомпании стали терять интерес, и спорт надолго перешел в подполье.
Но в последние несколько лет ралли-кросс снова стал привлекать к себе внимание. “Формула-1” становится все более закрытой и мудреной затеей (экономия топлива – как вам такое, а?), и простой зритель снова возвращается в грязный мир ралли-кросса. Этот примитивный и грубый спорт увлекает спринтерскими гонками, где 608-сильные монстры бьются за первенство на асфальтово-гравийных треках.
В наш век, когда люди могут сконцентрироваться на зрелище, только пока в стакане шипит газировка, формат этой гонки идеален: четыре-пять интенсивных кругов, минимум правил, мощные машины и ухабистые трассы с трамплинами. А еще ралли-кросс коммерчески привлекателен. Особенно для производителей энергетических напитков, которым выгодны параллели между адреналином горячей борьбы и действием своих ядрено-оранжевых коктейлей.
В наш век, когда люди могут сконцентрироваться на зрелище, только пока в стакане шипит газировка, формат этой гонки идеален
Этот вид автоспорта быстро вернул себе популярность на телевидении, среди других видов гонок и распространился по всему миру. Теперь есть национальные чемпионаты, а также чемпионат Европы и Global Rallycross Championship (так янки скромно называют чемпионат, про ходящий в Америке). Только недавно большая шишка FIA Жан Тодт дал ралли-кроссу право быть полноценным чемпионатом FIA. Другими словами, нынешний европейский чемпионат станет чемпионатом мира с легкой руки FIA и нового промоутера.
Новый статус привлек в ралли-кросс (можно просто RX, если экономите чернила в принтере) дополнительные инвестиции. Он молодежный, относительно дешевый и популярный в соцсетях. Вот почему в этом году в чемпионате участвуют и Monster Energy, и Ford, и VW, и Peugeot. В бюджете глобального маркетинга содержание команды RX – незначительная статья расхода. Но для спорта заводская поддержка – живительный источник финансов.
Как следствие – в RX стали все чаще звучать громкие имена, в том числе чемпиона WRC Петтера Сольберга, чемпиона BTCC Энди Джордана, чемпиона DTM Матиаса Экстрема, чемпиона GRC Тоомаса Хейккинена (Топи) и чемпиона X-Games Лиама Дорана. Да, и чемпиона F1, Indy Car и победителя Indy 500 Жака Вильнева.
“Я люблю ралли-кросс, – говорит он нам. – Все остальные виды гонок отказываются от мощных машин. А здесь, наоборот, мощность в цене. Это мир гонок, перевернутый с ног на голову, – таким он и должен быть”.
Вильнев поедет в классе Supercar, где рубятся 608-сильные полноприводные монстры с крутящим моментом 800 Нм. Силуэты на базе обычных супермини вроде Citroen DS3, Peugeot 208, VW Polo и Audi S1. Эти карбоновые отморозки могут разогнаться до сотни за 1,9 с… по грунту! Формульным болидам такое и не снилось. И Топи хочет, чтобы мы прочувствовали это, прокатившись в его VW Polo. А мы только за!
Как только я сел в пассажирское сиденье, чемпион GRC потянул вертикальный рычаг, как ручку игрового автомата. Потом вдавил в пол педаль газа, чтобы раскрутились турбины. Вот он, антилаг – звук такой, как будто бушует пожар на складе пиротехники. Топи отпускает тормоз, и нас бросает вперед, как на американских горках. На особенно зверских, с турбиной и колесами.
Автомобили настроены сразу и для гладкого асфальта, и для неровной грунтовки, поэтому снаружи кажется, что они раскачиваются на осях – задирают колеса, переходя из сноса в занос. Но в салоне чувствуется, что автомобиль устойчив и комфортен, даже когда мы взлетаем с трамплина на два метра в воздух. Только не ждите тишины. Бормочут турбины, антилаг все время прочищает горло, и на высоких тонах гудит трансмиссия. Такое впечатление, что вокруг тебя мечутся разъяренные хорьки. И гремит гром. Каково же это, когда в гонке тебя окружают еще пять машин?
На открытии сезона в Португалии, в начале мая, борьба была весьма оживленная. Петтер Сольберг стал первым, а Вильнев в самом начале сошел и закончил выходные на последнем месте. Дальше ему будет еще труднее, потому что, кроме прочих, интерес к спорту стали проявлять знаменитости автогонок. Дэвид Култхард, Валентино Росси, Джиджи Галли и Себ Леб строят планы насчет ралли-кросса. А поскольку теперь есть чемпионат мира, Кен Блок и ведущий американского TopGear Таннер Фауст из Global Rallycross примут участие в нескольких из 12 раундов, которые пройдут не только в Англии, но и в Европе, Канаде, Аргентине и Турции.
Тех, кто переживает, что с новыми деньгами, про изводителями и пилотами дух гонки может безвозвратно измениться, могу успокоить. Организаторы RX говорят, что ни за что не сменят пиво и гамбургеры на лобстеров и фуа-гра. Они помнят, как появился ралли-кросс, который держали на плаву небогатые, но увлеченные частные команды. И они поклялись хранить верность корням.
ИСТОРИЯ РАЛЛИ-КРОССА
1967. Асфальтово-грунтовая мясорубка придумана в Лидден- Хилле, графство Кент
1986. Болиды “Группы Б”, изгнанные из чемпионата по ралли, нашли себе новое применение на трассах ралли-кросса
2012. Джереми, Джеймс и Ричард доказывают, что ралли-кросс дешевле и веселее, чем гольф
ТЕКСТ и ФОТО: РОУЭН ХОРНКАСЛ
5 причин, почему Чемпионат мира по Ралли-Кроссу – это чертовски круто
После очередного этапа Чемпионата Мира по Ралли-Кроссу, который прошел на этих выходных в норвежском местечке Хэлл, мне захотелось поискать на сайте какие-нибудь интересные размышления по поводу серии. Досадно, но никаких записей на тему Ралли-Кросса среди блогов я не нашел. Что же, пришло время исправить это недоразумение и привлечь ваше внимание к одной из самых ярких автогоночных серий в мире.
Петтер Сольберг мчит ко второму чемпионству в серии
В этом году Ралли-Кроссу исполнилось 50 лет! Юбилей справляли буквально две недели назад в колыбели серии – на британской трассе Лидден Хилл. Победу праздновал Петтер Сольберг, и это был первый успех для норвежца в сезоне. Хотя именно раллист Сольберг стал первым чемпионом мира по Ралли-Кроссу. Случилось это в 2014 году, когда официально стартовала новая серия, получившая название «FIA World Rallycross Championship» или просто World RX.
Приемственность поколений. Фотография перед этапом в Лидден Хилл 2017
Конечно, соревнования и даже чемпионаты по этому виду программы существовали и ранее. Но они были достаточно стихийными или же просто локальными (был еще такой Global RallyCross с Гронхольмами и Пастранами, но тот был больше ориентирован на американский рынок), теперь за дело взялись по-настоящему. В пристрелочном сезоне все 12 этапов провели только восемь гонщиков, в том числе россиянин Тимур Тимерзянов. Но уже тогда стало понятно, что Ралли-Кросс – это надолго. Почему же вам стоит это увидеть?
С чего начинался World RX
Причина №1: Ралли-Кросс – это зрелищно
Далеко не каждый любитель автоспорта любит смотреть классические ралли «из пункта А в пункт Б». Способности гонщиков и их контроль над машиной поражают воображение, но отсутствие прямых конкурентов на трассе и несколько рваные трансляции осложняют восприятие серии.
Скрестив ралли с кольцевыми гонками, нам подарили гремучую смесь драйва и красивой борьбы. Заезды сами по себе довольно коротки: квалификационные попытки обычно не превышают и четырех минут, полуфиналы и финалы длятся не намного дольше. Стремительность заездов только способствует повышению напряжения: одна ошибка может стоить всей гонки. Посему действовать нужно решительно! Посмотрите, что провернул Кевин Эрикссон в финале немецкого этапа 2016 года, фантастика!
Невероятный обгон Кевина Эрикссона со второго ряда стартового поля
Причина №2: Контактная борьба разрешена
Обгоны вроде маневра Эрикссона очень красивы, но выполнить их невероятно трудно. Узкие трассы с совсем короткими прямиками сильно осложняют гонщикам задачу. World RX – далеко не единственная подобная серия. Если вдуматься, то похожими характеристиками обладает, например, Формула-Е. Городские улочки исполняют роль узкой гравийной или асфальтовой полосы в Ралли-Кроссе, а гонщики идут практически вплотную друг за другом. Это же можно отнести к многим этапам мирового туринга, как например, конкам в Марокко.
В большинстве серий гонщики пытаются не лезть на рожон, чтобы не вызвать гнев дирекции гонки и судей. В прошлом сезоне Формулы 1 мы стали свидетелями массы странных решений, когда пилотам буквально запрещали бороться из-за создания якобы аварийных и опасных ситуаций (чего только наказание Росберга в Хоккенхайме стоит).
Да, именно это вас ждет
Организаторы World RX, понимая, как тяжело даже просто контролировать машину в подобных улсовиях, не говоря уже про ведение чистой бесконтактной борьбы, разрешают гонщикам немножко потолкаться. Речь, конечно, не идет про намеренное уничтожение соперников с целью получения выгоды. Но мотивирует пилотов не зевать, ведь в любой метровый просвет соперник может сунуть двухметровый нос своей машины. И даже после взлетов и переворотов крепкие раллийные машинки часто остаются на ходу, что радует
Да и что греха таить, зрители это любят. Любят, когда от машин на ходу отлетают куски кузова. Когда неуправляемый автомобиль сбивает на большой скорости столб из покрышек. С борьбой в серии все в порядке, для стороннего наблюдателя это главное.
Иногда с борьбой бывает и перебор
Причина №3: Интересные решения по регламенту
Если у вас все-таки не получилось ни совершить красивый обгон, ни выпихнуть соперника с трассы, то вы в любой момент можете переиграть тактику. Очевидно, что пит-стопы в таких коротких гонках не проводятся, так как же это сделать? Скажем так, у вас всегда есть джокер в рукаве.
«Сильвер вывесил бы Веселого Роджера»
Также большой интерес вызывают старты в квалификационных заездах, когда 5 машин срываются с места к первому повороту в один ряд, что провоцирует множество стычек, а иногда и аварий. Даже в финальных заездах пилоты стартуют относительно близко друг от друга, и выиграть может каждый. Хотя первый ряд – это, безусловно, преимущество. Разве что джокер сведет его на нет.
Только так и никак иначе
Причина №4: Все в сборе
В дополнение к непрекращающейся на трассе борьбе можно отметить весьма интересный состав серии. В разные годы здесь засветились, а некоторые продолжают выступать на постоянной основе, чемпион Формулы 1 Жак Вильнев, любимец публики Кен Блок, чемпионы ДТМ Маттиас Экстрем и Тимо Шайдер, братья Петтер и Хеннинг Сольберги. Уже второй сезон в World RX проводит легенда ралли – Себастьян Леб.
Петтер Сольберг празднует победу в чемпионате.
Разбавляют эту компанию молодые перспективные пилоты (преимущественно из северных стран). Это братья Тимми и Кевин Хансены, причем второму на момент дебюта было всего 17 лет, что подтверждает некоторую гипотезу: в Скандинавии люди рождаются с рулем от раллийной машины. Это латыш Рейнис Нитишс, который едва не выиграл первый сезон World RX и явно способствовал развитию автоспорта в стране. Это и безбашенный Андреас Баккеруд, и быстрый Йохан Кристофферсон, и все-все-все.
В конце концов, в серии также участвует и российский гонщик Тимур Тимерзянов, так что вам точно будет на кого посмотреть почти в каждом заезде. Этакая эмоциональная привязка помимо шикарной борьбы – возможность поболеть за любимого гонщика (вот я, например, много лет поддерживал Тимо Шайдера в ДТМ, а теперь и в Ралли-Кроссе).
. а Кевин Хансен ждет своего часа
Причина №5: Доступность трансляций
Понимая, что нельзя просто так взять и привлечь зрителя к новой серии, руководители World RX сделали трансляции этапов максимально доступными. World RX как и Формула Е, как и Blancpain GT Series имеет собственный канал на YouTube, где ведутся прямые трансляции этапов и публикуются их записи.
Любой желающий может без каких-либо проблем в высоком качестве посмотреть заезды в классе Supercar, а заодно и гонки младшей серии RX2. С ними не соскучишься!
Финальный заезд в Норвегии, запись с официального канала серии
Вместо заключения
World RX уже снискал поклонников по всему миру, и я понимаю, за что. Все пять перечисленных пунктов – это именно то, чего зритель ждет от любой автогоночной серии. Зрелищная борьба, немного инцидентов, различные стратегии пилотов, причем пилотов знакомых, и, конечно, возможность все это увидеть.
Если вы любите автоспорт и все еще не посмотрели ни одного этапа Чемпионата Мира по Ралли-Кроссу, то вам следует немедленно исправить это недоразумение! Ближайшие заезды пройдут в Швеции 1 и 2 июля, ни в коем случае не пропустите это событие! Надеюсь, что я смог вас заинтересовать.
Перед стартом сезона 2017, Барселона
Ралли-кросс
Те, кто застал спортивную передачу канала BBC “Трибуна”, с удовольствием посмотрят субботним вечером ралли-кросс. Ведь этот вид гонок был придуман для телевидения в 1967 году, и ему отводилось много эфирного времени, распределенного между гонками на родном поле, в кентском Лидден-Хилле, и на таких же простеньких трассах по всей Европе.
В семидесятых и восьмидесятых эти боевые гонки стали еще более популярны, особенно когда в них появились запрещенные в ралли монстры “группы Б”. Но с новыми машинами пришли новые правила и региональные ассоциации. Телекомпании стали терять интерес, и спорт надолго перешел в подполье.
Организаторы ралли-кросса поклялись хранить верность корням
Но в последние несколько лет ралли-кросс снова стал привлекать к себе внимание. “Формула-1” становится все более закрытой и мудреной затеей (экономия топлива – как вам такое, а?), и простой зритель снова возвращается в грязный мир ралли-кросса. Этот примитивный и грубый спорт увлекает спринтерскими гонками, где 608-сильные монстры бьются за первенство на асфальтово-гравийных треках.
В наш век, когда люди могут сконцентрироваться на зрелище, только пока в стакане шипит газировка, формат этой гонки идеален: четыре-пять интенсивных кругов, минимум правил, мощные машины и ухабистые трассы с трамплинами. А еще ралли-кросс коммерчески привлекателен. Особенно для производителей энергетических напитков, которым выгодны параллели между адреналином горячей борьбы и действием своих ядрено-оранжевых коктейлей.
Этот вид автоспорта быстро вернул себе популярность на телевидении, среди других видов гонок и распространился по всему миру. Теперь есть национальные чемпионаты, а также чемпионат Европы и Global Rallycross Championship (так янки скромно называют чемпионат, про ходящий в Америке). Только недавно большая шишка FIA Жан Тодт дал ралли-кроссу право быть полноценным чемпионатом FIA. Другими словами, нынешний европейский чемпионат станет чемпионатом мира с легкой руки FIA и нового промоутера.
Новый статус привлек в ралли-кросс (можно просто RX, если экономите чернила в принтере) дополнительные инвестиции. Он молодежный, относительно дешевый и популярный в соцсетях. Вот почему в этом году в чемпионате участвуют и Monster Energy, и Ford, и VW, и Peugeot. В бюджете глобального маркетинга содержание команды RX – незначительная статья расхода. Но для спорта заводская поддержка – живительный источник финансов.
Как следствие – в RX стали все чаще звучать громкие имена, в том числе чемпиона WRC Петтера Сольберга, чемпиона BTCC Энди Джордана, чемпиона DTM Матиаса Экстрема, чемпиона GRC Тоомаса Хейккинена (Топи) и чемпиона X-Games Лиама Дорана. Да, и чемпиона F1, Indy Car и победителя Indy 500 Жака Вильнева.
“Я люблю ралли-кросс, – говорит он нам. – Все остальные виды гонок отказываются от мощных машин. А здесь, наоборот, мощность в цене. Это мир гонок, перевернутый с ног на голову, – таким он и должен быть”.
Вильнев поедет в классе Supercar, где рубятся 608-сильные полноприводные монстры с крутящим моментом 800 Нм. Силуэты на базе обычных супермини вроде Citroen DS3, Peugeot 208, VW Polo и Audi S1. Эти карбоновые отморозки могут разогнаться до сотни за 1,9 с… по грунту! Формульным болидам такое и не снилось. И Топи хочет, чтобы мы прочувствовали это, прокатившись в его VW Polo. А мы только за!
Как только я сел в пассажирское сиденье, чемпион GRC потянул вертикальный рычаг, как ручку игрового автомата. Потом вдавил в пол педаль газа, чтобы раскрутились турбины. Вот он, антилаг – звук такой, как будто бушует пожар на складе пиротехники. Топи отпускает тормоз, и нас бросает вперед, как на американских горках. На особенно зверских, с турбиной и колесами.
Автомобили настроены сразу и для гладкого асфальта, и для неровной грунтовки, поэтому снаружи кажется, что они раскачиваются на осях – задирают колеса, переходя из сноса в занос. Но в салоне чувствуется, что автомобиль устойчив и комфортен, даже когда мы взлетаем с трамплина на два метра в воздух. Только не ждите тишины. Бормочут турбины, антилаг все время прочищает горло, и на высоких тонах гудит трансмиссия. Такое впечатление, что вокруг тебя мечутся разъяренные хорьки. И гремит гром. Каково же это, когда в гонке тебя окружают еще пять машин?
Ралли-кросс
СОДЕРЖАНИЕ
История [ править ]
Истоки ралли-кросса [ править ]
Расширение в Нидерланды [ править ]
Роб Херцет ( AVRO ), голландский коллега Роберта Рида, обнаружил ралли-кросс во время визита в Великобританию в 1968 году и сразу понял его потенциал для телезрителей. К тому времени около десяти миллионов британцев смотрели некоторые события по телевидению. Вернувшись домой в Нидерланды, Херцет связался с гонщиком и гонщиком, а также с автомобильным журналистом Жераром ван Леннепом (двоюродным братом гонщика Формулы-1 Гийса ван Леннепа ), чтобы обсудить свою находку. Оба согласились, что эта форма спринтерских гонок также может быть подходящей для Нидерландов. Ван Леннеп вскоре начал свои исследования и нашел военный полигон недалеко от города Венло., недалеко от голландско-немецкой границы. На самом деле было два доступных места: одно в Венло в Лимбурге и одно в Эльсте в Гелдерланде, но помощь, предложенная армией, превратила решение в пользу Венло.
В субботу 17 мая 1969 года группа приглашенных раллийных и автогонщиков отправилась на тестовый день. Все были очень довольны и полны энтузиазма, и всего через три недели, в субботу 7 июня, состоялось первое мероприятие по ралли-кроссу на европейском континенте. Трасса состояла из участка бетонной взлетно-посадочной полосы, отдельных участков вересковой пустоши и впадины длиной около 40 метров и глубиной 10 метров, которая обычно использовалась для испытаний танков. Хотя мягкая вересковая почва и илистая лощина мешали большинству из двух десятков участников или, по крайней мере, их в основном довольно старым автомобилям, мероприятие доставило массу удовольствия всем заинтересованным сторонам, а также телезрителям. Общая победа в конечном итоге досталась Гансу Коку и его ценному NSU 1200 TT.
Расширение в Австралию [ править ]
Национальный чемпионат по ралли-кроссу должен был вернуться в Австралию в 2015 году в форме Чемпионата по экстремальному ралли-кроссу, который первоначально планировалось состоять из семи мероприятий, проводимых в 2015 и 2016 годах. [5] Однако серия была отменена после того, как было проведено всего одно мероприятие. из-за отсутствия записей. [6] Предлагаемый викторианский чемпионат, названный Rallycross Australia, также был отменен до того, как было проведено одно мероприятие. [7]
В Соединенных Штатах [ править ]
Чемпионат Global RallyCross был проведен Red Bull- спонсируемый чемпионат, который начался в 2011 году с пяти раундов в Ирвиндейле, Калифорния (Революция), Сноквалми, Вашингтон (Твин Пикс), Фонтан, Колорадо (Последний шанс) и X Games 17 на улицах Даунтауна Лос-Анджелеса. В сериале было несколько популярных гонщиков, таких как Таннер Фуст, Кен Блок, Трэвис Пастрана, Финн Маркус Грёнхольм, Киви Рис Миллен, Дэйв Мирра, француз Стефан Вердье, швед Майкл Джернберг и британец Лиам Доран. События транслировались по ESPN. В 2012 году серия выросла до семи мероприятий, проводимых вместе с NASCAR Sprint Cup и уик-эндами IndyCar, а также X Games 18 в Лос-Анджелесе. Несколько марок проявили усилия при поддержке заводов или импортеров, включая Ford, Hyundai, Subaru и Dodge. В 2013 году сериал прошел в Фос-ду-Игуасу, Бразилия, и в Мюнхен, Германия, а также прошел в Барселоне, Испания.GRC Lites дебютировали в Лаудоне, штат Нью-Гэмпшир.
В 2018 году на трассе Американского континента в Остине, штат Техас, 29–30 сентября на специально построенной трассе прошла гонка World Rallycross. [11]
Чемпионат Америки по ралли-кроссу начал соревнования в 2018 году. Однако он был отменен после сезона 2019 года из-за отсутствия спонсоров. [12]
В Соединенном Королевстве [ править ]
Чемпионат Европы по ралли-кроссу FIA и чемпионат мира по ралли-кроссу FIA [ править ]
Чемпионат мира по ралли-кроссу FIA 2014 состоит из 12 соревнований по всему миру в категории суперкаров. (Дополнительную информацию см. На сайте rallycrossrx.com ).
Автомобили FIA World и European Rallycross Championship построены на основе серийных корпусов кузовов автомобилей, омологированных для Группы A и Группы N, или разрешенных специальным списком FIA для негомологированных автомобилей для использования в ралли-кроссе, но значительно модифицированы.