Что такое рамочная композиция в литературе

Композиция в литературе: что это такое, виды, элементы композиции в литературном произведении

Что такое рамочная композиция в литературе. Смотреть фото Что такое рамочная композиция в литературе. Смотреть картинку Что такое рамочная композиция в литературе. Картинка про Что такое рамочная композиция в литературе. Фото Что такое рамочная композиция в литературе

Что такое рамочная композиция в литературе. Смотреть фото Что такое рамочная композиция в литературе. Смотреть картинку Что такое рамочная композиция в литературе. Картинка про Что такое рамочная композиция в литературе. Фото Что такое рамочная композиция в литературе

Сначала описываются финальные сцены сюжета. Дальнейшие эпизоды помогают понять, что к этим событиям привело. Такой прием Н. Г. Чернышевским использовал в произведении «Что делать?». Нередко инверсионная композиция используется авторами детективов. Книга открывается сценой преступления, а расследование следует далее. Рассказчик как бы замыкает петлю, проводя читателя сквозь подробности — и обратно, к изначальным событиям, которые теперь могут восприниматься совсем иначе.

Автор знакомит читателя с миром каждого из персонажей; причем каждый из этих миров равноценен и не может быть исключен из текста. Яркий пример полифонии — «Имя Розы» Умберто Эко. Родоначальником полифонической композиции в литературоведении считается Ф. М. Достоевский.

Позволяет легко и эффектно завершить произведение, сделать его более стройным. Особенность данного типа — в повторении одних и тех же элементов в начале и конце произведения. Оно завершается тем же, чем и началось. Например, в конце «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина старуха остается у разбитого корыта — с чем, собственно, она и была в начале истории.

Источник

Композиция произведения: рамка

Вы будете перенаправлены на Автор24

Обрамление — это вид композиции литературного произведения, при котором фабульные единицы объединяются путем включения их в рамку – самостоятельную нефабульную или фабульную единицу.

Понятие, функции рамочного текста

Литературное произведение – это речевое высказывание, которое зафиксировано как последовательность знаков, то есть текст. Текст имеет рамку, которая в зависимости от рода литературы, жанра, национальной традиции и т.д. оформляется по-разному. Слова текст и произведение не являются синонимами. Текст – это материальный носитель возникающих в сознании читателя образов.

Рамочный текст (рамка) выполняет следующие функции:

Компоненты рамки отделены от текста графически. Функцию установки на эстетическое восприятие текста выполняют следующие компоненты:

Рамочный текст делится на внутренний – оформление начала и конца глав, частей, песен, и внешний – он относится ко всему произведении. Состав компонентов рамки определяется жанром.

Компоненты рамочного текста

Компонентами рамочного текста являются:

Заглавие – это первая строка текста, выделенная графически, которая содержит название произведения. Заглавие, идентифицируя и называя, не только обособляет свой текст от остального, но и представляет его читателю. Заглавие сообщает об идее, главной теме или нравственном конфликте произведения (например, «Сто лет одиночества» (Г. Гарсия Маркес), «Отцы и дети» И. С. Тургенев) и т.д.), о действующих лицах, («Будденброки (Т. Манн), «Госпожа Бовари» (Г. Флобер) и т.д.), сюжете («Двойная ошибка» П. Мериме), месте и времени действия («Петербург» (А. Белый) и др.

Готовые работы на аналогичную тему

Заглавие может содержать эмоциональную оценку героев произведения или описываемых событий, которая опровергается в ходе повествования или подтверждается. Заглавие является одной из так называемых «сильных позиций» текста. Даже в заглавиях, которые выглядят внешне нейтральными, всегда ощутимо присутствие автора. Поэтому для внимательного читателя заглавие является первой ступенью в интерпретации произведения. От того, насколько удачно выбрано заглавие, будет зависеть судьба книги.

Подзаголовком называют дополнительные сведения о произведении, которые помещают непосредственно после заглавия.

Подзаголовок является основным носителем предметно-логической информации о тексте. Он, как правило, сообщает читателю о жанровых и стилистических особенностях произведения (например, «Евгений Онегин. Роман в стихах» А. С. Пушкина). Часто традиционный жанровый подзаголовок применяется писателем для того, что подчеркнуть новаторство произведения, показать его творческий спор со сложившимися литературными канонами. Такие подзаголовки, внешне нейтральные, в новом контексте неминуемо приобретают своеобразный элемент оценочности (например, «Пастух и пастушка. Современная пастораль В. П. Астафьева). Кроме указания на жанр, в авторском подзаголовке могут содержаться сведения о тематической составляющей произведения (например, пьеса А. Н. Островского «За чем пойдешь, то и найдешь. Женитьба Бальзаминова»); авторской трактовке описываемых в произведении событий и героев (У. Теккерей «Ярмарка тщеславия. Роман без героя); источнике сюжета либо рассказчике (Ф. М. Достоевский «Белые ночи. Сентиментальный роман. Из воспоминаний мечтателя»).

Эпиграфом называется точная либо измененная цитат из другого произведения, которая предпослана всему произведению либо его части.

Посвящение – это указание лица, в честь которого создано данное произведение или которому это произведение предназначается. Посвящение возникло в эпоху античности и на протяжении многих веков являлось почти обязательным. Восхваления важного лица были своеобразной данью писателя своим покровителям и меценатам. Со временем посвящения стали выражением сердечной привязанности и искренней дружбы, в некоторых случаях посвящения являются особым знаком литературной преемственности.

Предисловием называется вступительное слово автора, которое предпослано основной части произведения. предисловие по своему назначению отличается от пролога.

Пролог – краткое описание событий, который предшествовали разворачивающимся в произведении.

Предисловия были и остаются популярной формой изложения писателем тех творческих принципов, которые были реализованы в произведении.

Система внутренних заглавий произведения называется оглавлением. Так же, как внешнее заглавие, функции и форма оглавления, а также его роль в процессе организации читательского восприятия в ходе развития литературы менялись. Современное оглавление позволяет читателю заранее узнать о тех темах, которые раскрываются в данном произведении, а также переводит повествование из сюжетного плана в образно-символический.

Послесловием называется заключительное слово писателя, которое располагается после основного текста произведения. послесловие отличается от эпилога.

Эпилог – это повествование о том, как сложилась судьба героев произведения после событий, описанных в основной части произведения.

Как правило, послесловия не связаны с сюжетной стороной произведения. авторы используют послесловия для объяснения своих этических либо эстетических взглядов, полемики с критикой.

Примечания – это пояснения, которые, по мнению автора, необходимы для лучшего понимания произведения. Примечания, в отличие от других компонентов рамки, не имеют строго определенного положения в текстовой структуре. Примечания могут быть расположены в конце всего текста или в его части.

Источник

Как изучать произведения литературы с рамочной (кольцевой, обратной, ретроспективной) композицией

Что такое рамочная композиция в литературе. Смотреть фото Что такое рамочная композиция в литературе. Смотреть картинку Что такое рамочная композиция в литературе. Картинка про Что такое рамочная композиция в литературе. Фото Что такое рамочная композиция в литературе

Что такое рамочная композиция в литературе. Смотреть фото Что такое рамочная композиция в литературе. Смотреть картинку Что такое рамочная композиция в литературе. Картинка про Что такое рамочная композиция в литературе. Фото Что такое рамочная композиция в литературе

Как изучать произведения литературы с рамочной (кольцевой, обратной, ретроспективной) композицией

Можно утверждать, что изучение композиции произведения продолжается на протяжении всего обучения литературе. Рассматриваются разные аспекты композиции художественного текста: внешняя композиция, система образная, система персонажей, смена точек зрения, система деталей, сюжет и конфликт, художественная речь, внесюжетные элементы. И постепенно происходит развитие читательской культуры, образного и аналитического мышления, творческого воображения, понимание авторской позиции. Чаще всего преподаватели используют такой вид работы как композиционный анализ прозаического ( поэтического, драматического) текста, отрабатывая понятия композиция, композиционные приёмы, типы композиции, виды композиции, сюжет, сюжетные элементы, внесюжетные элементы, конфликт, литературный герой, мотив, фабула, типы повествования, система образов. Но если с композиционными формами повествования, описания, характеристики студенты хорошо знакомы еще в школьном курсе литературы, то композиционные формы и средства: повтор, усиление, противопоставление, монтаж, мотив, сопоставление, крупный план, общий план, точка зрения, временная организация текста – отработаны мало. Изучая в том числе языковую систему произведения, нужно уделить внимание многим опорным точкам композиции: кульминации, развязке, сильным позициям текста, повторам, противопоставлению, перипетиям в судьбе героя, художественным приёмам и средствам.

Самым традиционным является анализ сильных позиций текста: рассматривая заглавие, эпиграф, начало и конец текста, главы, части (первое и последнее предложение), можно подойти к изучению основных видов композиции: кольцевой, зеркальной, линейной, свободной, открытой, умолчания, ретроспекции и других.

На первом курсе колледжа студенты уже осознают, что цельность композиции зависит от способности писателя подчинить второстепенное главному, от связей всех элементов между собой. Каждая деталь композиции так или иначе понимается читателем как композиционный прием, который обладает своими особенностями. В драматических, эпических и отчасти лироэпических произведениях основная часть композиции – сюжет. Композиционное оформление сюжета при этом бывает различным. Рассматривая на примере художественного произведения обязательные сюжетно-композиционные элементы, обращаем внимание на дополнительные элементы – экспозицию, пролог, эпилог, и внесюжетные элементы – авторские отступления, вставные эпизоды. Рассмотрим некоторые приемы и принципы на примере классических произведений.

В поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя ведущим структурообразующим элементом выступает образ и мотив дороги. Так как художественный образ часто выступает организатором композиции – важно увидеть этот образ дороги в его развитии( как в лирических отступлениях, так и в сюжетных элементах).

В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова мы видим начало повествования без экспозиции, в то время как привычный композиционный прием предпослать действию экспозицию (как первая глава в романе «Евгений Онегин»А.С.Пушкина) – встречается чаще.

Композиция может быть построена на симметрии образов, слов, эпизодов. Такая композиция является зеркальной, что характерно для многих произведений В. Маяковского, М. Цветаевой.

Часто писатель использует такой прием, как композиционный разрыв событий: повествование обрывается на самом интересном месте, новая глава начинается с повествования о другом событии ( прием используется М.А. Булгаковым в «Мастере и Маргарите»). Выделяя два типа композиции – простую и сложную, мы на уроках литературы подчеркиваем, что простая композиция сводится к объединению частей литературного произведения в одно целое. Такое объединение можно выяснить рассматривая единый повествовательный тип на протяжении всего произведения ( прямая последовательность событий в сюжете). Сложная композиция обычно выявляется в порядке сочетания его элементов и частей. В романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова нарушение хронологической последовательности и последовательная смена повествователей акцентируют особенности характера Г. Печорина и позволяют понять его нравственно-философскую сущность. Так особый художественный смысл воплощается в построении произведения. Несмотря на то, что выявить простой и сложный тип композиции в конкретном художественном произведении иногда достаточно сложно, можно говорить о меньшей или большей сложности композиции произведения.

Простой и сложный тип композиции являются важными элементами произведения и, соответственно, помогают определять художественное целое.

Кроме простого и сложного типа композиции выделяют: обратную, кольцевую, ретроспективную и рассказ в рассказе. В обратной композиции действие произведения начинается с конца описываемых событий, а временной ход действия достроят последующие эпизоды, которые и объяснят причины происходящего. При кольцевой композиции автор использует повтор художественных описаний, строф, события начала и конца происходят в одном месте, в событиях участвуют одни и те же персонажи. В ретроспективной композиции автор использует прием возвращения действия в прошлого. Часто при использовании этого приема появляется вставной рассказ персонажа, и этот вид композиции называется «рассказ в рассказе».

В процессе создания произведения писатель выбирает принципы компоновки элементов, их взаимодействия и последовательности, при этом использует различные композиционные приемы.

Хотела бы остановиться на рамочном обрамлении, при котором основная часть повествования (сюжет) произведения заключена в «рамку» — менее важную в событийном плане часть произведения. Обычно это рассказ в рассказе: повествование персонажа о значительном событии, интересной истории: такой прием использован в повестях «Старуха Изергиль» М. Горького, «О любви» А. П. Чехова, «После бала» Л. Н. Толстого.

В произведениях рамочной композиции есть финал основной части (жизнь героя) и финал, в котором подводит итог повествователь. Сама рама (рамка) подчёркивает особое противопоставление каких-то сюжетных линий. Рама в литературеиспорльзуется для введения в текст сведений о биографии автора, истории создания произведения, размышлений о персонаже. Автор – не только голос, но и лицо, выполняющее функцию посредника между героем и читателем. Компоненты рамы графически отделены от текста, что создаёт читательское ожидание. В рамочном обрамлении могут использоваться авторские примечания, авторское послесловие, внутренние заглавия (оглавление), обозначение времени и места создания произведения. Рамочный текст можно рассматривать как внешний (относится ко всему произведению) или внутренний (оформление начала и конца частей, глав, песен).

Каждый рамочный компонент – это микротекст, обладает собственным значением. Рамочные компоненты подчеркивают диалогичную природу произведения, обращенность к читателю. В литературном процессе изменяются и функции, и компоненты. С усложнением принципов художественного мышления – функции приобретают эстетическую значимость. Образность рамочного обрамления (пример – «от издателя» к «Повестям покойного Ивана Петровича Белкина») помогает объединить различные сюжеты в цикл. Любое целое имеет свои границы. Можно сказать, что произведение заключено в двойную рамку. Послесловие – заключительное слово автора, может быть не связано с сюжетом. Эпилог рассказывает, как сложились судьбы героев в дальнейшем.

В рамочный текст произведения входят также имя (псевдоним) автора, внутреннее оглавление, авторские предисловие, послесловие, примечания; в драме – список действующих лиц, авторские ремарки. В целом рамка – традиционная зона автора в тексте. Ее можно рассматривать как прямое обращение автора к адресату, как метатекст, подчеркивающий эстетическую дистанцию между произведением и его читателем, условность искусства.

1. Беленький Г., Снежневская М. Изучение теории литературы в средней школе. – М., 1983, с.110-113.

2. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. – М., 2002, с.268.

3. Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. – М., 2000, с.127.

4. Кайда Л.. Композиционный анализ художественного текста. – М., 2000, с.88.

5. Кожинов В.В. Сюжет, фабула, композиция. – В книге: Теория литературы. – М., 1964, с.434.

6. Лавлинский С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход. – М., 2003, с.120.

7. Пропп В. Морфология волшебной сказки. – М., 2005, с. 43.

8. Рамочный текст произведения, его компоненты и их функции. —Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//137/ramochnyj-tekst-proizvedeniya-ego-komponenty-i-ix-funkczii

9. Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978.

10. Снежневская М.А. Теория литературы в 4 – 6 классах средней школы. – М., 1978, с.102-104.

11. Успенский Б. Поэтика композиции. – СПб, 2000, с.16.

Источник

Ликбез ч.3

Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: что такое литературная композиция?)

Первым до понимания литературной композиции додумался товарищ Фабий Квинтилиан, древнеримский оратор. И если его понимание литературной композиции имело структуру из восьми частей, то современная литературная композиция имеет всего три:

Есть множество видов композиции, но её типов всего два: внешняя и внутренняя.

Внешняя композиция — это разбивка художественного произведения на структурные части: эпилог, пролог, главы, лирические отступления, эпиграфы. (Не путать с эпитафиями, хотя некоторым произведениям она определенно нужна.) Иногда внешнюю композицию называют архитектоникой произведения. Она позволяет подавать информацию дозировано.

Внутренняя композиция содержит намного больше структурных элементов. Однако все они служат общей цели: подать текст в едином порядке и раскрыть мысль автора во всей полноте. На помощь приходит целый арсенала средств — образных, сюжетных, речевых.

Виды композиции принято классифицировать по способам подачи материала:

Обратная или инверсионная

Сначала описываются финальные сцены сюжета. Дальнейшие эпизоды помогают понять, что к этим событиям привело.

Параллельная

В произведении есть несколько главных героев. У каждого из них — своя судьба и свой путь, однако их сюжетные линии пересекаются, а иногда и тесно переплетаются. Всеми любимая «Война и мир», как яркий тому пример. Не путать с Войной миров и Том Круз тут тоже лишний.

Полифоническая

Кольцевая композиция

Умолчание

Некое событие происходит до начала развития сюжета, но автор о нем умалчивает. Этот тип часто можно встретить в детективных произведениях. Пример — финальная сцена в «Кровавом Меридиане» Кормака Маккарти. Поднимите руку те, кто его читал?) Ну или, каждый второй роман Агаты Кристи. И помните, если виновен не дворецкий, то непременно тот, кого подозреваешь меньше всего. И даже если он будет брыкаться, его притянут за уши.)

Концентрическая композиция

Автор закручивает сюжет в спираль: причины каждого из последующих событий имеют начало в предыдущих. Пример: «Преступление и наказание» Достоевского. Снова он. А вы думали, что он может только в полифонию? Живи он сейчас, мы бы получили первого в мире дракона, сожалеющего о награбленом. )

Ретроспективная композиция

Сюжет периодически возвращается к прошлому — к событиям, которые послужили развитию конфликта. Помните, флешбеки нужно грамотно оформлять.

Рамочная. Не рюмочная, рамочная.

Свободная, она же микс, она же солянка

Писатель использует два или более вида композиции одновременно. Их сочетание (которое надо умело создать) помогает удержать внимание читателя, сделать произведение более захватывающим. Фолкнер Уильям вам в пример.

В мастерской рачительного и усердного мастера они всегда в идеальном порядке:

Пролог. Не всегда обязателен, но часто идет произведению только на пользу, делая его более интересным. Ну или хороня его сразу, если не уметь им пользоваться.

Развитие сюжета. Череда событий.

Кульминация. Пиковый момент произведения.

Развязка. То, чем завершается кульминация.

Далее идут речевые элементы композиции:

Они бывают нескольких видов и с их помощью можно оживить композицию.

Монологи и диалоги. Обычно они делают произведение более динамичным, легким для восприятия, живыми, добавляя эмоции и детали. Раскрывают образы персонажей через подробные и эмоциональные размышления. Лирические отступления. Мысли и идеи автора, не относящиеся непосредственно к сюжету или героям произведения. (Которые, опять таки, надо уметь грамотно преподнести.)

Авторские описания действующих лиц. Автор произведения описывает героев, не стесняясь собственного положительного или негативного отношения к ним, используя это отношение, как инструмент, с помощью которого автор вызывает нужные эмоции и лепит выбранный им образ.

Ещё есть образные элементы. Думали, что всё? Нее, эт я ещё кратенько. Итак, образные элементы:

Образы персонажей. Действующие лица продвигают сюжетную линию и раскрывают замысел автора. (Помните, герои двигают сюжет, не наоборот.)

Образы обстановки. Сюда относятся описания городов, стран, дорог, комнат, уборных, всего, что является декорацией сцены.

Вставками могут быть биографии, байки, притчи, сказки, мифы, легенды, сны и т.д. Буржуи зовут это Лором.

Ещё есть такая штука, как композиционные приемы.

Вооружившись композиционными приемами, автор может устроить читателю настоящий пир эмоций. Главное, чтобы без последующей диареи. Чаще всего используются:

Фабула — фактически произошедшая история (череда событий), представленная в хронологическом порядке.

Сюжет — подает историю в том виде, в каком задумал писатель.

Например, в романе «Герой нашего времени» Лермонтова (Горячо мной любимого по-пердуновски) части произведения представлены в особом авторском порядке — в этом случае речь идет о сюжете. Если же разложить главы в хронологической последовательности, то мы получим фабулу.

На этом всё. Буду рад, если кому-то текст пригодится, откроет что-то новое или будет просто интересен. Значит я не зря мудохался час с небольшим труд мой не напрасен.))

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *