Что такое раннефеодальное государство

Признаки раннефеодального государства

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие раннефеодального государства

Под государством, современные исследователи в области права, понимают такую организацию политической власти, которая позволяет осуществлять управление социумом на вверенной территории, обеспечивать на ней порядок и стабильность.

Государство является уникальной организацией, которая имеет ряд характерных для нее признаков, атрибутов, функций, не имеющих аналогов.

Признаками государства, являются его уникальные в своей совокупности характеристики.

Раннефеодальное государство – это государство, которое представляет собой наиболее раннюю форму монархического правления.

Данная форма правления характерна для государств, которые находились на этапе перехода от первобытно-общинного строя к феодальному. Данная форма монархии характерна для 9-10 веков.

Признаки раннефеодального государства

Современные исследователи в области истории государства и права выделили следующие основные признаки раннефеодального государства:

Готовые работы на аналогичную тему

Ярким примером раннефеодального государства является Киевская Русь.

Киевская Русь как яркий пример раннефеодального государства

Большинство современных историков придерживаются мнения, что государство Киевской Руси относится к раннефеодальному типу.

Основным доказательством данной точки зрения является не завершенность формирования в данном государстве общественных классов, сословий, структур деления общества. Помимо этого, в данный период времени происходит зарождение феодального землевладения, основная часть крестьянского населения являлось свободным, однако, феодальный строй уже начинает складываться.

Ученые выделяют следующие основные признаки складывания феодального строя в Киевской Руси:

Таким образом, прослеживаются черты феодализма, которые находятся на этапе складывания и относятся к эпохе раннефеодальных государств

Источник

Феодальное государство и право в Западной Европе

В период феодализма жестокость и произвол уголовной репрессии не подвергались сомнению. Лишь во второй половине XVIII в. была проведена европейская реформа уголовного права (запрет пыток, введение права на защиту, сдерживание произвола судей, ограничение применения смертной казни).

Общая характеристика феодального строя, пути его формирования

Феодализм — это общественно-экономическая формация, которая утвердилась и существовала на территории Западной Европы в V—XVII вв. Феодализм считается универсальной стадией, через которую прошли почти все народы, однако в наиболее классическом виде он проявился в Западной Европе.

Основные черты, характерные для европейского феодализма:

2. Основу экономического строя составляет крупное феодальное землевладение, которое носит привилегированный характер.

3. Основными классами являются феодалы-землевладельцы и зависимые крестьяне-производители, которые имеют собственное хозяйство, находятся в зависимости от землевладельцев, являются держателями господской земли, выплачивают земельную ренту.

4. Социальная неоднородность общества, которая проявляется в делении на благородных и неблагородных, мирян и служителей церкви, а также горожан и крестьян.

Сословная принадлежность возникала от рождения и определяла статус человека в обществе: в праве закреплялся принцип социального неравенства, многочисленные сословные ограничения, привилегии, монополии.

5. Иерархия класса феодалов — вассально-сеньориальная лестница, в которую входило благородное (служивое) сословие, при этом нижестоящие вассалы подчинялись вышестоящим. Вершиной вассально-сеньориальной лестницы является глава государства (император, король, князь). Нижестоящие вассалы были связаны с вышестоящими присягой верности, обязанностью военной службы и правом держания земли.

Феодальная структура формировалась, как правило, в течение длительного времени и в ней еще долго сохранялись значительные пережитки рабовладельческого строя (например, сервы во Франции).

Пути формирования феодальных отношений:

Развитию феодальных отношений способствовали следующие факторы:

Особенности феодальной государственности, ее формы

Особенностями феодальной государственности в Западной Европе являются:

Церковь в Западной Европе была богатейшей корпорацией, на содержание которой население платило десятину; была крупнейшим землевладельцем, пользовалась правовой автономией и многочисленными привилегиями.

1. Раннефеодальное (варварское) государство. Утвердилось в европейских государствах в V-IX вв. (Королевство франков).

а) сильная королевская власть;
б) преобладание родовых, общинных форм организации;
в) феодальные отношения находятся в стадии формирования;
г) основную роль в управлении играла сельская община, выполнявшая судебные, административные, хозяйственные функции;
д) примитивный государственный аппарат; отсутствие постоянной, регулярной связи между центром и регионами;
ж) идет процесс делегирования государственных полномочий на местах крупным землевладельцам.

2. Сеньориальная монархия. Утвердилась в европейских государствах в X-XIII вв.

а) территориальная раздробленность;
б) ослабление центральной государственной власти, сосредоточение власти на местах, в руках крупных феодалов — землевладельцев;
в) отсутствие единого рынка и единого экономического пространства (следствие господства натурального хозяйства);
г) феодальные войны и произвол как постоянная политическая ситуация.

3. Сословно-представительная монархия (XIII-XV вв.).

а) развитие товарно-денежных отношений, межрегиональных экономических связей, преодоление натурального типа хозяйства как социально-экономический фон политических процессов;
б) развитие городов, заинтересованных в сильной королевской власти;
в) постепенное ослабление территориального сепаратизма, укрепление связей центра с регионами, усиление центральной королевской власти;
г) ослабление политической власти крупных феодалов на местах;
д) возникновение и функционирование сословно-представительных учреждений (германский рейхстаг, английский парламент, французские Генеральные штаты, Земский собор в России), которые являлись опорой центральной власти и выполняли законосовещательные, финансовые и судебные функции.

4. Абсолютная монархия. Утверждается в европейских государствах в XV-XVII вв. в условиях разложения феодальных отношений и формирования капиталистического уклада.

а) концентрация законодательной, исполнительной, судебной, военной, а иногда и духовной власти в руках монарха-главы государства;
б) ограничение политического и экономического влияния церкви, над которой устанавливается государственный контроль;
в) формирование централизованного бюрократического аппарата, постоянной армии, налоговой системы, государственных границ;
г) усиление роли общегосударственного (королевского) права;
д) отмирание сословно-представительных учреждений;
е) ограничение правовой автономии городов.

В чистом, классическом виде абсолютизм сложился во Франции и Испании. В других европейских государствах абсолютная монархия имела местные особенности, так, например, в Англии укрепление королевской власти проходило при сохранении парламента и местного самоуправления. В Германии абсолютизм утвердился лишь в отдельных государствах и княжествах (княжеский абсолютизм).

На определенном этапе своего развития выделяется такой вариант абсолютной монархии, как просвещенный абсолютизм (Франция, Пруссия, Австрия, Россия).

Концепция просвещенного абсолютизма предполагала проведение политики протекционизма и меркантилизма (поощрение развития отечественной торговли и промышленности, а также культуры, науки, просвещения), проведение реформ в целях общественного блага и прогресса.

Феодальное право

Феодальное право представляет собой особую историческую правовую систему, которая по сравнению с древневосточным и римским правом обладала ярко выраженными особенностями:

1. Партикуляризм права (пестрота). Каждое феодальное государство имело свое право, которое, в свою очередь, было неоднородным и включало в себя несколько правовых подсистем (королевское право, феодальное право, местное право, городское право). Отсутствовало представление о единстве права; зачастую нормы права противоречили друг другу.

2. Взаимосвязь права и религии. Феодальное право было связано с религиозными нормами, имело религиозное обоснование. На ранних этапах феодальное право испытывало влияние как со стороны языческой, так и со стороны христианской религии. В зрелом виде феодальное право защищало христианскую (католическую) форму вероисповедания, отличалось нетерпимостью. Самыми тяжкими уголовными преступлениями являлись религиозные (отступления от истинной веры, богохульство, ересь).

3. Феодальное право по сравнению с римским правом является примитивным, неразработанным с точки зрения юридической техники. Примитивность феодального права проявляется в бессистемности норм, отсутствии представления об отраслях, институтах, пробелах и коллизиях в праве.

4. Основным принципом феодального права была сословность, проявлявшаяся в юридическом неравенстве отдельных социальных групп (благородные — неблагородные, свободные — зависимые).

Источниками феодального права были правовые обычаи, судебные прецеденты, церковные и светские нормативно-правовые акты, издаваемые королем, кодификации, римское право, городские судебники. ^шКраткая характеристика источников феодального права:

1. Основным и наиболее распространенным источником права в период V-XIII вв. были правовые обычаи, сложившиеся в данной местности или феодальной курии. Правовые обычаи бывали писаные и неписаные, регулировавшие отношения между благородными (ленное право) и неблагородными (земское право).

Одним из вариантов обычного права были судебники, представлявшие собой систематизацию местных обычаев, включавшие нормы гражданского, семейного, наследственного, уголовного права.

Примером ранних судебников являются многочисленные варварские правды, которые содержали обычаи, сложившиеся у европейских народов в период становления раннефеодальной государственности (Салическая правда, Лангобардская правда, Остготская правда, англо-саксонские правды и др.)

В XIII в. в период укрепления королевской власти начинается вторая волна систематизации местных правовых обычаев, которая производилась по инициативе королей. Появляются такие судебники, как Саксонское зерцало, Швабское зерцало в Германии, Кутюмы Бовези во Франции.

2. В Англии основным источником права, начиная с XII в., явился судебный прецедент. Именно с этого периода стали записывать в особые книги — свитки тяжб — судебные решения, вступившие в силу. Сложилось правило, в соответствии с которым судебные решения, вынесенные вышестоящим судом и занесенные должным образом в свитки тяжб, имеют силу закона для всех нижестоящих судов, когда они рассматривают аналогичное дело. Совокупность прецедентов в своей основе составила общее право Англии, которое отличалось эластичностью, строгой формальностью. Было выработано 39 так называемых приказов, под которые судьи подводили все возможные варианты исковых притязаний. Когда это не удавалось, отказывали в иске. В связи с этим в Англии в начале XV в. возникают суды справедливости, одним из первым стал суд лорда-канцлера. Суд справедливости не был связан не только с нормами общего права, но и абсолютно ни с какими нормами права в целом.

Решения лорда-канцлера имели значение прецедента лишь для судов справедливости. В итоге возникли две системы прецедентного права.

3. Одним из правовых источников в Англии стала юридическая доктрина: трактаты известных английских юристов по вопросам права. Наибольшим авторитетом пользовались трактаты: Г. Брактон «О законах и обычаях Англии (XIII в.)», Институции Э. Кока (XVII в.).

4. Начиная с XIV в. в связи с оживлением правотворчества главы государства развивается королевское право. Это нормы и правила, содержавшиеся в актах королевской власти (ордонансы, прокламации).

В Англии юридическая доктрина осуждала единоличное правотворчество короля. Издаваемые им прокламации имели значение подзаконных актов. Высшей юридической силой обладали статуты — акты парламента, получившие санкцию короля.

С XVII в. появляются систематические собрания законов, действие которых распространяется на всю страну. Большой ордонанс (1670 г. Франция), «Каролина» (Священная Римская империя германской нации, 1532 г.), Прусское земское уложение (1794 г.).

5. В связи с тем, что римско-католическая церковь и ее глава являлись субъектами правотворчества, то следует выделить такой источник права, как церковные кодексы, в которых содержались нормы канонического (церковного) права. Первый кодекс канонического права был составлен в XII в. монахом Грацианом. Он представлял собой системное уложение институтов, регулировавших положение церкви, ее служителей, имущества, семейно-брачные отношения. Источниками канонического права официально считались (кроме кодекса Грациана) Библия и Священное Писание (труды великих отцов церкви, постановления церковных соборов, распоряжения папы Римского).

6. Самостоятельным источником права в средние века было римское право. С XII в. ранее преданное забвению римское право стало преподаваться в европейских университетах и развивалось как учебная и научная дисциплина. Создавались обширные руководства по изучению и применению римского права, из которых особенную известность приобрели сочинения итальянского профессора Аккурсия, автора Glossa ordinaria («расположенная в порядке»), содержащей 96940 глосс («глосса» с греческого языка «речь») — примечаний к римскому праву.

Комментаторы римского права образовали школу глоссаторов, заслугой которой является систематизация римского права, его приспособление к нуждам судебной практики. С XV в. римское право приобрело силу закона, конкурируя с национальным правом в таких странах, как Германия, Франция и Южная Италия.

7. В XI—XII вв. развитие и рост городов, добившихся политической и правовой автономии, повлекло за собой формирование особой правовой системы — городского права, которое регулировало различные отношения в черте города.

Нормы городского права содержались в городских статутах, судебниках, хартиях, уставах цехов и гильдий. В них содержались постановления о полиции, рынке, обязанностях по отношению к собственнику земли, об уголовном и гражданском праве. Типичным было то, что один город заимствовал право у другого. В Германии в этом отношении образцом служили статуты Кельна, Магдебурга, Любека.

Гражданское право. Регулирование имущественных отношений:

1. Регулирование имущественных отношений осуществлялось на основе принципа «нет земли без сеньора», т.е. право собственности на землю было привилегией дворянского сословия. Купля-продажа земли была крайне затруднена.

2. Феодальная собственность на землю имела ряд особенностей:

а) расчлененный характер — одну часть своей земли сеньор держал для себя, другую отдавал своим вассалам, но не в собственность, а в держание, на условиях феодальной службы;
б) феодальному праву земельной собственности не было свойственно право неограниченного распоряжения;
в) категорически воспрещалась передача феода церкви;
г) наследовать право собственности на землю мог только старший сын (принцип майората);
д) наследование земли осуществлялось только по закону, но не по завещанию;
е) крестьянин не имел права собственности на землю, а в ряде случаев право собственности феодала на землю распространялось на личность крестьянина, его детей и имущество. Однако следует отметить, что в Западной Европе, в отличие от России, крепостное право не получило широкого распространения;
ж) феодальные отношения возникали на договорной основе. Существовало два типа договоров: ленный договор и договор между сеньором и крестьянином.

Ленный (благородный договор) регулировал отношения между сеньором и нижестоящим вассалом; последний был обязан нести военную службу в пользу сеньора в обмен на право владения землей. Договор между сеньором и крестьянином предполагал право сеньора требовать выплаты ренты и выполнения повинностей трудового характера в обмен на право получения земли. Обязательства из подобных договоров передавались по наследству.

С развитием городов в праве стали развиваться нормы, регламентировавшие торговые отношения:

При этом в феодальном праве существовали значительные ограничения предпринимательской деятельности, установленные государством либо торговыми и цеховыми уставами.

Семейное право рассматриваемого периода развивалось под влиянием христианской церкви. Брачные обязательства возникали только на основании церковного венчания, считавшегося таинством, подобным крещению.

Церковь не допускала развода между супругами: брачные отношения прекращались на основании смерти одного из супругов, или ухода в монастырь. Семья имела патриархальный характер, замужняя женщина находилась под опекой супруга. Приданое, которое приносила жена, становилось общей собственностью семьи. Ограничивались взаимные дарения супругов. Супружеское прелюбодеяние считалось преступлением. Внебрачные дети не имели наследственных прав в отношении имущества своих родителей.

Уголовное право. По сравнению с современностью феодальное уголовное право средневековья отличалось множественностью, неопределенностью составов преступлений и предоставляло судье возможность свободного усмотрения. Судья не был связан предписаниями закона, мог ввести не предусмотренный законом вид наказания.

Считалось, что целью уголовного наказания было искупление греха, причинение страданий преступнику, вид которых предупреждает других от совершения подобного деяния, поэтому широко применялись мучительные виды смертной казни (четвертование, сожжение, утопление), телесные и позорящие наказания. Приговор приводился в действие публично, при массовом стечении народа.

Характерным было и то, что не существовало различий между нормами уголовного и уголовно-процессуального права.

Основные виды преступлений:

В Англии преступления делились на три группы: государственные (treason), тяжкие (felony), легкие (misdiminor).

Для Франции были свойственны такие преступления, как:

В период феодального права преобладают следующие виды наказаний:

Необходимо отметить, что уголовному преследованию подвергались не только люди, но и животные.

Вместе с тем на размер и вид наказания влияло сословное положение преступника. Так, отличались мягкостью наказания, налагаемые церковными судами в отношении служителей церкви.

Наиболее ярко особенности феодального уголовного права проявляются в таких нормативных актах, как «Каролина» (Германия, 1532 г.), уголовный ордонанс (Франция, 1670 г.)

До XIII в. при рассмотрении как уголовных, так и гражданских дел практиковался состязательный (обвинительный) процесс.

Основные черты состязательного процесса:

С XIII в. после запрещения церковным собором ордалий, в церковных, а затем и светских судах стал развиваться розыскной (инквизиционный) процесс при рассмотрении политических и религиозных преступлений.

Основные признаки инквизиционного процесса:

Между тем в Англии инквизиционный процесс не получил распространения.

Источник

Общая характеристика раннефеодального строя

Что такое раннефеодальное государство. Смотреть фото Что такое раннефеодальное государство. Смотреть картинку Что такое раннефеодальное государство. Картинка про Что такое раннефеодальное государство. Фото Что такое раннефеодальное государство

II. Общая характеристика раннефеодального строя……..2

— право в раннефеодальных государствах………….2

III. Суд и судопроизводство во франкском обществе……….7

IV. Особенности германского судопроизводства………….12

Данная работа посвящена рассмотрению суда и судопроизводства в таких исторических источниках, как т. н. «варварские законы» или «варварские правды». Актуальность этой темы обусловлена тем большим значением, какое несет в себе информация о правовой сфере жизни раннефеодальных (варварских) государств, для их изучения и важнейших закономерностей развитии правовой системы общества, а также всей раннефеодальной эпохи в целом.

Важнейшую роль в изучении при этом играют именно рассматриваемые в данной работе «варварские правды», содержащие в себе разнообразные сведения — о социальной структуре, хозяйстве, церкви, королевской власти, организации управления, правосознании и т. д., а потому являются бесценными источниками по истории раннего Средневековья, в том числе и раннесредневекового права.

Основой для рассмотрения правд в данной работе послужили самые известные из них – «Салическая правда», «Баварская правда» и «Алеманнская правда», а также привлечена дополнительная литература современных исследователей в помощь к написанию работы.

Чтобы лучше выразить полученные сведения о суде и судопроизводстве в правдах варваров, я начну данную работу с общей характеристики эпохи раннего Средневековья и информации о раннесредневековом праве и его источниках, в частности – «варварских законах».

Далее я по-отдельности рассмотрю особенности судопроизводства франков и германцев, чьи правовые системы наиболее ярко выражали сущность Западно-Европейской юридической сферы в эпоху раннего Средневековья, после чего последует заключение с основными выводами данной работы.

Глава 1. Общая характеристика раннефеодального строя.

1. Раннефеодальные государства.

Раннефеодальные государства, или, как их еще называли, «варварские королевства» зародились сразу с падением Западной Римской Империи. Причиной исчезновения Римской Империи послужило так называемое «великое переселение народов». Результатом явилось формирование на территории Западной Европы множества новых государств.

С началом развития раннего феодального строя, в истории человечества наступает эпоха раннего средневековья. Формирование этого строя имело у варваров некоторые специфические черты. Главная особенность заключалась в его формировании на основе разложения родовых (общинных) отношений, которому способствовали падение Западной Римской империи и образование на ее территории многочисленных варварских королевств, а также их христианизация (5-8 вв.); тогда как территориям Италии, Южной Франции и Испании характерно формирование феодализма на базе разложения рабовладельческого уклада.

Основными чертами раннефеодальных (варварских) государств 5-9 вв. были: сильная королевская власть, вместе с тем преобладание родовых, общинных форм организации: например основную роль в управлении играла сельская община, выполнявшая судебные, административные и хозяйственные функции; примитивный государственный аппарат, отсутствие постоянной, регулярной связи между центром и регионами, феодальные отношения находились на стадии формирования.

2. Право в раннефеодальных государствах и его источники.

Феодальное право представляло собой особую историческую правовую систему, которая по сравнению с древневосточным и римским правом обладала ярко выраженными особенностями:

1. Разобщенность права. Каждое феодальное государство имело свое, право, которое в свою очередь, было неоднородным, и включало в себя несколько правовых подсистем (королевское право, феодальное право, местное право, городское право). Отсутствовало представление о единстве права; зачастую нормы права противоречили друг другу.

3. Феодальное право по сравнению с римским правом являлось примитивными недоработанным. Его недостатки заключались в бессистемности норм, отсутствии представления об отраслях и институтах в праве.

Семейное право развивалось под влиянием христианской церкви. Брачные обязательства возникали только на основании церковного венчания, считавшегося таинством, подобным крещению. Не допускался развод: брачные отношения прекращались на основании смерти одного из супругов, или ухода в монастырь. Семья имела патриархальный характер, замужняя женщина находилась под опекой супруга. Супружеское прелюбодеяние являлось преступлением. Внебрачные дети не имели наследственных прав в отношении имущества своих родителей.

Феодальное уголовное право отличалось множественностью и неопределенностью составов преступлений, предоставляя судье возможность свободного усмотрения. Судья не был связан предписаниями закона, мог ввести не предусмотренный законом вид наказания. Чтобы предупреждать других от совершения подобных преступлений применялись мучительные виды смертной казни (четвертование, сожжение, утопление), телесные и позорящие наказания. Приговор приводился в действие публично, пи массовом стечении народа.

Уголовному преследованию подвергались не только люди, но и животные.

Также на размер наказания влияло сословное положение преступника. Так, отличались мягкостью наказания, налагаемые церковными судами в отношении служителей церкви. Иногда какому-либо наказанию допускалась альтернатива в виде штрафа в крупных размерах, который были в состоянии уплатить лишь хорошо обеспеченные лица.

Первые законы варваров были записаны по инициативе королей тех германских народов-конфедератов, которые осели на территории Римской империи; при этом действовали различные факторы: мощное воздействие письменной античной культуры, желание иметь письменное право и поставить германские нормы на один уровень с римскими, потребность закрепить этническое единство малочисленных по сравнению с местным населением германских племен, определить взаимоотношения между ними и римлянами, организовать управление в новых условиях, усилить позиции королевской власти, утвердить христианство. Это определило сложное содержание варварских законов, состоящих из норм германского обычного права, римского, римского вульгарного.

Большую часть текстов «варварских законов» занимают перечни штрафов за различные правонарушения, но также присутствуют процессуальные, гражданско-правовые и государственно-правовые положения.

«Варварские законы» возникали по-разному и принимали различную форму — королевского эдикта (лат. edictum) или всенародного соглашения (лат. pactus). Все «варварские правды» (кроме англо-саксонских, которые не всегда включаются в их число) записаны на вульгарной латыни с вкраплениями германских слов, что затрудняет интерпретацию текстов, редко снабженных глоссами с германскими терминами. При существовании различных законов в рамках одного государства, а также наличии смешанного населения получил развитие принцип персонального права, согласно которому законы применялись исходя из этнического происхождения лица, а не по территориальному принципу.

Первые варварские законы в письменном виде появились в кон. 5 в. у вестготов — Кодекс Эуриха, так называемая Вестготская правда (лат. Codex Eurichi, Lex Visigothorum), причем был создан специальный свод законов для римлян, находившихся под властью вестготов (лат. Lex Romana Visigothorum). В начале 6 в. были записаны: у остготов — Эдикт Теодориха (лат. Edictum Theoderici), который мог быть создан в Вестготском королевстве; у бургундов — Правда Гундобада, или Бургундская Правда (лат. Lex Gundobada, Lex Burgundionum), а также специальный свод для римлян (лат. Lex Romana Burgundionum). К началу 6 в. относится запись франкской Салической правды (лат. Lex Salica), наиболее известного памятника германского права. В начале 7 в., по инициативе франкского короля Хлотаря II (или алеманнского герцога Лантфрида), была записана Алеманнская правда (лат. Lex Alamannorum, Pactus Alamannorum). В 643 в Королевстве лангобардов в действие был введен Эдикт Ротари (лат. Edictus Rothari), один из самых объемных сводов (388 глав). В 7 в. была издана Рипуарская правда (лат. Lex Ribuaria), представлявшая собой переработку Салической правды. Баварская правда (лат. Lex Baiuvariorum), особенностью которой является гарантия свободы, собственности и жизни, была составлена в 1-й пол. 8 в. Благодаря деятельности Карла Великого в нач. 9 в. были записаны Правда Хамавов (лат. Lex Chamavorum), Фризская правда (лат. Lex Frisionum), Тюрингская, или Англо-варнская правда (лат. Lex Thuringorum/Angliorum et Verinorum), Саксонская правда (лат. Lex Saxonum), в которых наряду с особыми племенными обычаями выражено стремление закрепить господство франкского короля. Из англо-саксонских законов особый интерес представляют первые записи кентского права — Правда Этельберта (нач. 7 в.) и уэссекского — Правда Инэ (нач. 8 в.).

«Варварские правды» служили руководством для судей. Вместе с тем они не являются сборниками систематически изложенных правовых норм, касающихся всех сторон жизни раннеклассового общества. Их неполнота, фрагментарность, бессистемность — результат той обычноправовой основы, на которой они складывались. Зафиксировать все многообразие обычаев было невозможно, особенно если учесть, что записывались они в форме конкретных юридических казусов, взятых непосредственно из жизни. «Если кто-либо умышленно, — записано, например, в Баварской правде, — сбросит лестницу или какой-либо предмет для восхождения и тот останется наверху, то должно уплатить 12 сол.» (4, 19). Предметно-наглядная форма правовой нормы в «варварских правдах» соответствовала конкретно-образному правосознанию германцев, для которых язык юридических абстракций был чужд и непонятен.

Для «варварских правд» характерно также подробное описание различных процедур и ритуальных действий, что свидетельствует об их огромном значении в раннефеодальном праве. Нарушение требований, относящихся к детально разработанной процедуре, с произнесением определенных слов, с использованием предметов-символов (например, «горсть земли» у салических франков при коллективной выплате вергельда, сломанные ветки «мерой в локоть» при отказе от родства и пр.) могло свести на нет действие самой нормы права. Совершались эти процедуры обязательно публично, так, например, вызов в суд ответчика при свидетелях, клятва в суде в присутствии соприсяжников и др.

Важная роль правового ритуала была связана с самим характером судопроизводства, не знающего еще сложившегося порядка публичной, государственной защиты жизни и интересов отдельной личности. Основная функция суда у германцев сводилась к организации состязания между сторонами. В публичном характере ритуально-правовых действий, в их наглядности заключались своеобразные гарантии соблюдения правовой нормы, выполнения сделки и пр.

«Варварские правды» несут на себе печать старых родоплеменных отношений, они выражают еще племенное сознание германцев. В этих памятниках права личность не отделена от коллектива, правоспособность человека определяется принадлежностью к роду, общине, большой семье. Вне этих коллективов человек не имел никаких прав. Изгнание из общины, рода, семьи оставалось одним из самых тяжких наказаний, предусмотренных Салической правдой. Даже ответственность за то или иное правонарушение возлагалась не только на индивида, но и на ту социальную группу, к которой он принадлежал. С племенным сознанием варваров был связан и персональный характер действия норм, зафиксированных в «варварских правдах». Салические франки руководствовались своим «салическим законом», рипуарские — своим. Более того, в правдах, в частности в Салической правде, «свое» население прямо противопоставлялось «чужакам», римлянам.

Записывая свои обычаи, германцы стремились сохранить свою племенную общность перед лицом реальной угрозы ее крушения. Присущая любому праву интегрирующая роль в праве германцев проявилась особенно сильно. Право у них было средством удержания людей вместе средством примирения. Отсюда и особенности судебных процедур с их публичными ритуальными действиями, которые должны были демонстрировать верность варваров своим исконным традициям, обычаям.

Глава 2. Суд и судопроизводство во франкском обществе.

Важнейшим источником о правовых нормах франков является «Салическая правда». Она представляет собой запись судебных обычаев салических Франков, произведенную, как полагают, в начале 6 в. При Хлодвиге. Римское влияние сказалось здесь гораздо меньше, чем в других варварских правдах, и обнаруживается главным образом во внешних чертах; латинский язык, штрафы в римских денежных единицах.

«Салическая правда» более или менее чистом виде отражает архаические порядки первобытнообщинного строя, существовавшие у франков ещё до завоевания, и слабо отражает жизнь и правовое положение галло-римского населения. Но на протяжении 6-9 вв. франкские короли делали все новые и новые дополнения к «Салической правде» поэтому в сочетании с другими источниками более позднего периода она позволяет проследить также и дальнейшую эволюцию от родоплеменного строя к феодализму франкского общества в полом.

Запись обычаев, издавна сложившихся в народе, отличается от тех государственных законов, которые были составлены в Риме учеными юристами. В законодательстве устанавливаются общие нормы: какие наказания или штрафы следуют в результате правонарушения, но конкретные случаи не описываются, — они подводятся под норму. Совсем иначе обстоит дело в записи обычая. Здесь нет общего постановления о том, какое наказание постигнет убийцу или вора. Вместо этого мы найдем в «Салическом законе» многочисленные статьи, каждая из которых описывает именно индивидуальный факт. За убийство человека положено было платить вергельд, т. е. штраф в пользу убитого, но размеры его неодинаковы и зависят от того, кто убийца и кто убитый, т. к. за галло-римлянина положено было платить меньше, чем за свободного франка:

«§ 1. Если кто ограбит свободного человека, напавши на него неожиданно, и будет уличен, присуждается к уплате 2500 ден., что составляет 63 сол.

§ 2. Если римлянин ограбит салического варвара, должно применять вышеупомянутый закон.

§ 3. Если же франк ограбит римлянина, присуждается к штрафу в 35 сол.

Отдельно говорится о возмещениях за убийство зависимых людей и рабов. Что касается ранений, то записи о них в «Салическом законе» представляют собой целый «анатомический трактат», так как за каждую рану положено особое возмещение.»

То же самое видим мы и в статьях о кражах. Тот, кто ожидал бы найти здесь постановление о штрафе за покушение на чужую собственность, изложенное в общей форме, будет удивлен тем, что вместо этого в «Салическом законе» детально перечисляются конкретные виды домашнего имущества и скота (отдельно о быках, о коровах, о поросятах, овцах, конях и т. п.) с указанием их возраста и степени пригодности, а также обстоятельств, при которых была совершена кража (скажем, увели ли корову с пастбища или похитили из хлева). При этом размеры возмещении могут быть те же самые, и тем не менее каждый случай записан особо.

Составители этого судебника мыслят конкретно, а не общими нормами. Точно так же конкретно и наглядно стремятся они описать и все другие правовые обычаи.

Королевская грамота также гарантировала неприкосновенность переселенцев. «Салическая правда» определяла огромный штраф в 200 солидов каждому, кто осмеливался протестовать против королевской грамоты. Этот момент отражает силу королевской власти, т. к. вергельд такого же размера налагался и за увод чужой жены, и даже за убийство, о чем можно прочитать в титуле 15:

«§ 1. Если кто лишит жизни свободного человека, или уведет чужую жену от живого мужа, присуждается к уплате 8000 ден., что составляет 200 сол.».

Несмотря на переход к соседской общине, родовые связи у франков были очень сильны. Род в «Салической правде» выступает не только как верховный собственник общинных земель, но и как политическая организация. Существовали такие обычаи, как уплата денег за убийство того или иного человека его родичами, наследование имущества (кроме земли) по материнской линии, уплата родичами за своего несостоятельного родственника части вергельда за убийство. «Салическая правда» утверждала и закрепляла возможность передачи имущества не родичу. Добровольный выход из родового союза назывался «отказом от родства». Процедура «отказа от родства» подробно рассматривалась «Салической правдой» в титуле 60. Человек, который желал отказаться от родства, доджей был явиться на заседание избранных народом судей, сломать над головой три ветки мерой в локоть, разбросать поломанные ветки в четыре стороны и сказать о том, что он отказывается от наследства и от всяких счетов со своими родичами. Человек, отказавшийся от родства, после этой процедуры не мог участвовать ни в наследовании, ни в получении вергельда. Его наследство поступало в казну.

В уголовном праве все еще удерживлись остатки обычая кровной мести. За большинство преступлений налагались высокие штрафы в пользу потерпевшего (1/3 которого поступала в пользу государства). В случае неуплаты штрафа виновный отдавался головой пострадавшему, допускалась кровная месть или в дело вмешивался суд, который назначал наказание. Штраф был высокий и, в ряде случаев, уплачивался родственниками преступника. И при получении штрафа сумма могла делиться между родственниками потерпевшего.

Об этом сообщает титул «О горсти земли». Если кто лишит жизни человека, говорится в нем, и, отдавши все имущество, не будет в состоянии уплатить следуемое по закону, он должен представить 12 родичей, которые поклянутся в том, что ни на земле, ни под землей он не имеет имущества более того, что им уже отдано. После этого убийца должен войти в свой дом, набрать из его четырех углов горсть земли, стать на пороге, повернувшись лицом внутрь дома, и бросать эту землю левой рукой через плечо на отца и братьев. Если отец и братья уже платили, тогда он должен той же землей бросать на близких родственников по матери и по отцу. «Потом в рубашке (одной) без пояса, без обуви, с колом в руке, он должен прыгнуть через плетень, и эти три [родственника по матери] должны уплатить половину того, сколько не хватает для уплаты следуемой по закону виры. То же должны проделать и три остальные, которые приходятся родственниками по отцу. Если же кто из них окажется слишком бедным, чтобы заплатить падающую на него долю, он должен в свою очередь бросить горсть земли на кого-нибудь из более зажиточных, чтобы он уплатил все по закону.» (58, 1).

Члены рода могли себя освободить от коллективной ответственности за своих сородичей, для этого необходимо было явиться в сотенное собрание и в присутствии тунгина и собравшихся совершать церемонии, разрывающие узы с родовым коллективом (см. выше).

Статьи Салической Правды определяют последствия преступных посягательств исходя из социального положения потерпевшего и преступника, что отражает классовое расслоение общества.

Но о начале процесса разложения архаических пережитков, столь явно отраженных в «Салической правде» можно прочитать в титуле 53:

«§ 5. Если же кто возведет на другого обвинение в смертоубийстве и привлечет его к испытанию посредством котелка, и если стороны придут к соглашению, чтобы он оставил соприсяжников и выкупил свою руку, он должен выкупить свою руку за 1200 ден., что составляет 30 сол.»

Приговоры за многие преступления у франков выносили рахинбурги, т. е. выборные заседатели на судебном собрании, знатоки правовых норм и судебных обычаев франков. Так за неуплату долга в случае отказа обвиняемого его оплатить истец должен был явиться к графу округа, который приводил семь рахинбургов к обвиняемому, и те брали часть его имущества, соответствующие величине долга.

Во франкском судопроизводстве существовала также и защита прав обвиняемого в случае несправедливого приговора, так в «Салической правде «читаем:

«Если же рахинбурги те будут судить не по закону, тот, против которого они вынесут решение, пусть предъявит к ним иск, и если будет в состоянии доказать, что они судили не по закону, каждый из них присуждается к уплате 600 ден., что составляет 15 сол.» (57, 3)

Исходя из всего этого можно сделать краткие выводы:

-Законодательство франков было не столь совершенным, как, например, римское законодательство, в нем сохранились многие архаичные родоплеменные пережитки, хотя заметен уже процесс их распада; доминирующей мерой наказания за практически все преступления являлись штраф либо вергельд, от вида преступления зависел лишь их размер; не существовало уголовной ответственности в общей форме, все скрупулезно рассматривалось на примере конкретных прецедентов и случае, описанных в судебниках, таких, как, например, рассмотренная «Салическая правда»; довольно сильной была власть короля.

3. Особенности германского судопроизводства.

При знакомстве с «Алеманнской» и «Баварской» правдами сразу же бросается в глаза текстуальное совпадение содержания начальных, следовательно особо значимых титулов 1 и 2, посвященных церкви и церковному землевладению. Эти титулы свидетельствуют о том, что церковь обладала большими участками пахотной земли, лесами, рабами, всемерно поощряя дарение ей имущества «для спасения души». В самой первой статье этих правд предписывается: «ни король, ни герцог, ни кто-либо другой не имеет власти запретить ему (человеку) приносить в дар ради спасения души дома, земли, рабов или деньги». Полученная в дар земля навсегда закреплялась за церковью. Баварская правда настоятельно подчеркивает отсутствие впредь у кого-либо права на возвращение своей собственности, подаренной церкви.

И «Алеманнская», и «Баварская» правды пресекают всякие попытки оспорить дарение церкви наследниками дарителя. Более того, попытки вернуть имущество влекли за собой «суд Бога и отлучение от святой церкви», с одной стороны, с другой — штраф и возвращение имущества церкви. Подаренная же земля могла быть возвращена только на условиях пожизненного владения с возмещением всего того, что «торжественно обещано» дарителем.

Частным землевладением начинают охватываться не только поля, но и луга, леса. В «Баварской правде» появилось, например, понятие поделенный лес, т. е. выделенный конкретной семье. О переходе в феодальную частную собственность лесов свидетельствует и запрещение порубки деревьев в чужом лесу, которая каралась штрафом. В отличие от «Салической правды» луговой участок, как и поле, отныне также свободно отчуждался, при этом лишь требовалось подтвердить законность продажи при помощи «документа или свидетелей».

Присущий всем «варварским правдам» категорический запрет нарушения границ чужого землевладения отражал настойчивое стремление германцев закрепиться силой на завоеванных землях. Косвенным подтверждением этого является сохранявшаяся в течение веков традиция разрешать спор о земле с помощью поединка, если не хватало других доказательств. В «Баварской правде» целый титул посвящен наказаниям за нарушение границ чужого землевладения. Простое нарушение границ, без различия поля или луга, влекло за собой наказание свободного штрафом в 6 сол., раба 50 ударами плетью. Даже «случайное», без умысла установление новых границ на участке «без согласия другой стороны и смотрителя» каралось штрафом, если проступок совершал свободный, и 200 ударами плетью, если его совершал раб.

Нарушение договора могло повлечь за собой не только имущественную, но и личную ответственность должника. Должник в случае неисполнения обязательства, как правило, становился рабом кредитора. По некоторым правдам, например по Баварской правде, наряду с должником обращались в рабство его жена и дети.

О договорах в Баварской правде говорится в большей мере в дополнительных главах. Здесь можно найти некоторые подходы к формулировкам общих принципов договорного права: об условиях законности договоров, их нерасторжимости, о «пороке воли» и пр.

«Договор или соглашение, — как гласит «Баварская правда», — мы не разрешаем никоим образом изменять, если они заключены письменно или при посредстве трех и более поименованных свидетелей, поскольку в них ясно обозначены день и год» (16, 16). И там же: «Если продажа будет совершена при помощи насилия или из боязни смерти или заключения (в тюрьму), то она недействительна» (16, 2).

Здесь же говорится о залоге по решению суда, о договоре хранения, ссуде. Если вещь была сдана на хранение «без выгоды и погибла вследствие несчастного случая», то хранитель не нес ответственности. Убытки же от кражи вещи, сданной на хранение, делились поровну. Договор продажи не мог быть расторгнут вследствие низкой цены, это было возможно только в случае обнаружения скрытого порока вещи. Задаток давался для обеспечения договора купли-продажи и терялся в случае его нарушения.

Семья у германцев носила патриархальный характер. В семью, возглавляемую отцом, наряду с нисходящими входили боковые родственники, родные и сводные братья, их жены, которых было много, так как они часто сменяли друг-друга. Семьи жили под одной крышей вместе с челядью, а в некоторых случаях — и с вооруженной свитой.

В «Алеманнской правде» более ярко проявились элементы патриархальной семьи. Брак под угрозой штрафа требовал согласия отца. Как дань глубокой старине допускалась фактическая продажа жены. Согласно титулу 51 увод чужой жены, «если этого захочет первый муж» (51, 1), стоил 400 сол. Обычное право германцев, также как и «Салическая правда», запрещало браки между представителями отдельных социальных слоев, особенно между рабами и свободными. Браки с рабами влекли за собой потерю свободы, простое сожительство с рабыней наказывалось штрафом в 15 сол., со свободной — 45 сол. Баварская правда более терпимо относилась к таким бракам. если женщина «не знала», что она вышла замуж за раба, она просто уходила от него. Запрещались браки с рядом родственников и свойственников.

Обычное право германцев допускало свободу развода, не требуя ни согласия родственников, ни других формальных оснований. Более строг в этом отношении эдикт Теодориха, запрещавший «беспричинный развод», строго осуждавший конкубинат, но разрешавший проституцию.

На рубеже VII—IX вв. были изданы первые законодательные акты, устанавливающие обязательность церковного оформления браков, запрещающие повторные браки вдов и пр.

Большая часть статей в германских правдах посвящена, если использовать современную терминологию, преступлениям и наказаниям. Под преступлениями в них понимались прежде всего обида, вред, причиненный личности или имуществу другого, и нарушение «королевского мира». Соответственно под наказанием понимались возмещение, компенсация за эту обиду или вред.

Главная цель штрафа, у германцев — предотвращение прямых боевых действий, кровной мести, дальнейшей междоусобицы, вражды между дворами, кланами, родами и пр., возникающей вследствие «нарушения чести».

Честь у германцев приобреталась тогда, когда захватывалось то, что защищалось другим, и соответственно терялась при противоположных обстоятельствах.

Композиция и была, с одной стороны, определенной формой восстановления, искупления чести, с другой — формой примирения, установления мира.

В «Алеманнской» правде прямо указывалось на дезертирство как на преступление. На изменения в понимании преступления и наказания все большее влияние оказывает христианская церковь, вводящая такую широко трактуемую правовую категорию, как «оскорбление или неуважение церкви», требующая «воспитания страха божьего» как цели наказания и пр. Так, и в «Алеманнской», и в «Баварской» правдах выделяется целая группа преступлений, в том числе и убийство, общим признаком которых является место их совершения в церкви или во дворе церкви. Они относились к вышеназванной категории «оскорбления церкви» и влекли за собой большой штраф не в пользу потерпевшего и его родственников, которые отодвигались на второй план, а в пользу самой церкви.

«Баварская правда» изобрела под влиянием церкви и такое наказание, как «продолжительная композиция», которая уплачивалась сначала в 12 сол., затем по 1 сол. «до седьмого рода преступника ежегодно» за нанесение удара беременной женщине, приведшего к выкидышу плода.

Самосуд пресекался непоследовательно и еще долго допускался в германских правдах. Так, «Баварская правда разрешала убийство вора, «захваченного на месте во время преступления в ночное время».

При всех имущественных преступлениях наряду со штрафом требовалось возмещение стоимости украденного и других убытков. О простом возмещении убытков речь шла, в частности, при убийстве или избиении раба.

Одним из обстоятельств, отягчающих преступление, было нарушение общепризнанных понятий чести — нападение на спящего, женщину, ребенка, надругательство над трупом. Тяжесть наказания во всех «варварских правдах» (в т. ч. и в рассмотренной выше «Салической», и в «Баварской», и в «Алеманнской») зависела от социального статуса преступника и потерпевшего: свободного или раба, знатного или незнатного, богатого или бедного. Богатство со временем наряду со знатностью выходит на первый план.

В германском обществе, несмотря на наличие некоторых разрозненных норм и статей в «варварских правдах», не сформировалось еще ясных представлений о различных государственных преступлениях, которые в основном воспринимались как действия, направленные против короля.

Сделаем краткие выводы из этой главы:

-Также как и франкское законодательство, германское было не столь совершенным, как римское, но «Баварская правда», например, все же совершеннее «Салической», что объяснимо более поздним ее составлением. В германских законодательствах также сохранились многие архаичные родоплеменные пережитки, но в уже меньшей степени: закон старается бороться с ними, пусть и не прямыми мирами; появлялись зачатки формулировки общих принципов права; из источников видно, что довольно сильной властью пользовался церковный институт.

На основании рассмотренных выше «варварских правд» можно выделить в них общие черты и подходы к судопроизводству, а следовательно в целом охарактеризовать варварскую юридическую сферу.

Одним из пережитков раннесредневекового права были старинные обычаи как один из его источников. Так согласно им судебный процесс возбуждался не иначе как по заявлению пострадавшей стороны. На ней лежало формулирование обвинения и представление доказательств. Предварительного расследования не было. Судья должен был ограничиться доказательствами, которые представляли стороны.

Когда не удавалось добиться признания – на чем сосредотачивались основные усилия, – судьи принуждали к «божьему суду», состоявшему в испытании соответствующей стороны в процессе. Наиболее распространенными способами «божьего суда» в праве германских народов были испытания водой, железом и огнем. В «Салической правде» упоминается котелок с кипящей водой, в который опускалась рука обвиняемого. Обожженная и плохо заживающая рука была свидетельством его виновности. От испытания котелком можно было откупиться. Возможность «выкупа руки от котелка» была социальной привилегией богатого преступника.

Также существовало такое явление как судебный поединок. Он назначался во всех тех случаях, когда ответчик обвинял истца во лжи.

Публично-ритуальный характер судебных разбирательств требовал присутствия многих лиц: соприсяжных, свидетелей, родственников и т. п.

В варварских законодательствах не существовало общих принципов права (либо они были лишь на стадии зарождения) вместо этого приводились различные статьи, описывающие индивидуальные факты. Их отличали разобщенность, бессистемность и противоречивость, тем не менее это большой шаг вперед по сравнению с древностью в развитии правовых отношений.

Нельзя не сказать и о том, что немаловажное значение для дальнейшего развития нормативных актов в данный период принадлежит Римскому праву, причем некоторые законы из него послужили опорой для создания различных правовых актов в начале раннефеодальной эпохи.

Важнейшее значение «варварских правд» как исторических источников заключается в содержащихся в них сведениях о судебном институте и процессе судопроизводства в варварских королевствах, а также в возможности проследить путь развития Западноевропейских правовых отношений в период становления раннефеодального строя.

2. Черниловский история государства и права. М, 1997. – 643с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *