Что такое рао в музыке
Что такое рао в музыке
Российский союз правообладателей осуществляет коллективное управление правами авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение (копирование) фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях.
РСП, пожалуй, наименее известное из всех ОКУП в России. Денежные средства собираются с импортеров и изготовителей материальных носителей (дисков, флеш-накопителей и других), а также оборудования (например, мобильных телефонов), после чего распределяются между правообладателями контента.
Поэтому, каждый раз приобретая новый телефон или выносной жесткий диск, мы с вами, обычные покупатели, косвенно делимся частью денег с РСП. Такое вознаграждение правообладателям еще называют «налогом на болванки».
Вознаграждение между правообладателями распределяется следующим образом:
40% — авторам, 30% — исполнителям, 30% — изготовителям фонограмм или аудиовизуальных произведений.
Фактическое распределение вознаграждения между конкретными правообладателями осуществляется на основании статистических данных об использовании музыки на ТВ, по радио и в интернете (скачивание и стриминг). Суммарно эти данные называются «совокупным индексом популярности». Подробности здесь.
Что такое РАО
Российское авторское общество осуществляет коллективное управление правами авторов.
РАО собирает для авторов/правообладателей деньги за использование музыки:
— на концертах (даже на вашем собственном, если авторы не отказались от вознаграждения);
— в ресторанах, кафе, торговых центрах и во всех других публичных местах;
— в фильмах, клипах и иных видео при показе контента на ТВ и в кинотеатрах.
Что такое ВОИС
Всероссийская организация интеллектуальной собственности осуществляет коллективное управление смежными правами исполнителей и изготовителей фонограмм.
ВОИС (как и РАО) собирает деньги, но только для правообладателей смежных прав.
Выплата авторского вознаграждения представителями ВОИС осуществляется не реже 4 раз в год, при этом выплата вознаграждения, собранного на территории России, может осуществляться ежемесячно.
Существует минимальная сумма вознаграждения, подлежащая выплате, — в рублях она составляет 1400 рублей, для вознаграждения в иностранной валюте — 100 долларов США.
РАО и ВОИС вправе удерживать из собранного вознаграждения определенный процент на покрытие необходимых расходов по сбору, распределению и выплате вознаграждения. Он не может быть больше 45% (из них не более 20% может идти в специально созданные авторскими обществами фонды).
Стоит помнить о том, что если вы физическое лицо, то РАО и ВОИС обязаны удержать из вашей доли вознаграждения 13% НДФЛ, а также уплатить сверху пенсионные и медицинские страховые взносы.
Одной из проблем коллективного управления правами является отчетность. РАО часто обвиняют именно в их некорректности и недостоверности. Полагаем, что эта проблема решится только при помощи технического прогресса или в случае отказа от системы коллективного управления.
Впрочем, уже сейчас есть решения, позволяющие собирать, анализировать и проверять информацию о том, какая музыка и в каком количестве звучала на ТВ и радио, без помощи авторских обществ. Например, сервис Music Scan.
История
История авторско-правовых обществ в России насчитывает уже более 140 лет. Первым российским авторско-правовым обществом, управляющим авторскими правами на коллективной основе было «Общество русских драматических писателей», учрежденное великим русским драматургом Александром Николаевичем Островским 21 октября 1874 года. Общество было создано драматургами для защиты их материальных интересов в случаях публичного исполнения пьес театрами Российской империи, и обязало их выплачивать авторское вознаграждение авторам пьес. 21 октября 1885 года к этой организации присоединились композиторы, образовав «Общество русских драматических писателей и оперных композиторов».
А.Н. Островский среди членов первого комитета Общества русских драматических писателей и оперных композиторов: Н.А. Чаев, В.И. Родиславский, А.А. Майков, М.Н. Цветков, И.М. Кондратьев, И.А. Мещерский, В.Н. Кашперов. 1870-е годы
С течением времени Общество не раз трансформировалось в новые организации, названия которых менялись, но цели и задачи по защите интересов авторов у всех организаций, независимо от их названий, не менялись. После революции 1917 года в СССР были образованы союзы, которые учредили свои управления по охране авторских прав. Каждое из них занималось только своей сферой авторского права.
Cлева направо: А. Родченко, В. Мейерхольд, В. Маяковский, Д. Шостакович. 1920-е годы
В годы становления советской власти в стране активность работы авторских обществ заметно снизилась, она просто не могла продолжаться в прежних объемах ни в Москве, ни в Петрограде. Первым на путь реорганизации вступило Общество русских драматических писателей и оперных композиторов в Москве. В 1924 году на общем собрании Московского общества драматических писателей и композиторов (МОДПИК) было переизбрано Правление, председателем которого стал В.И. Немирович-Данченко. В 1928 году вышло постановление ВЦИК и СНК СССР «Об основах авторского права» — первый общесоюзный закон об авторском праве. В 1930-е годы в СССР впервые появились установленные правительством твердые ставки авторского вознаграждения за публичное исполнение, и авторы произведений малых форм стали получать гонорар за исполнение своих произведений в концертах, цирковых и так называемых сборных программах. Также были установлены ставки авторского вознаграждения за демонстрацию кинофильмов в кинотеатрах и музыкальное сопровождение к ним. В 1930 году московская и ленинградская организации объединились во Всероссийское общество драматургов и композиторов, которое в 1933-м было переименовано в Управление по охране авторских прав при Союзе писателей, а в 1938-м во Всесоюзное управление по охране авторских прав (ВУОАП), так как в него влились организации Украины, Закавказья, Средней Азии и Белоруссии. Задачей ВУОАП являлась охрана прав авторов при издании и публичном исполнении произведений. Кроме того, на ВУОАП возлагался сбор отчислений в Литературный, Музыкальный и Журналистский фонды СССР с издательств и зрелищных мероприятий.
Всесоюзное совещание работников ВУОАП. Москва, 1962 год
Позже на базе ВУОАП постановлением Совета Министров СССР было одобрено решение о создании Всесоюзного агентства по авторским правам (ВААП) вследствие необходимости вступления СССР во Всемирную конвенцию об авторском праве. Учредителями новой организации стали все творческие союзы и ряд организаций —пользователей произведений авторов. В 1973 году СССР, внеся необходимые изменения в законодательство страны, присоединился к Женевской конвенции об авторском праве. ВААП объединило все сферы авторского права, став авторитетной авторско-правовой организацией — членом Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (СИЗАК) — международной неправительственной организацией, объединяющей большинство зарубежных организаций по управлению правами на коллективной
основе.
Заседание Совета учредителей ВААП. Москва, 1973 год
В 1991 году были приняты «Основы гражданского законодательства СССР и республик», которые значительно поменяли содержание законодательства, регулирующего вопросы авторского права, впервые появилось понятие «смежные права». Это привело к тому, что 14 мая 1991 года было подписано распоряжение Совета Министров СССР о создании государственной организации на базе ВААП, которая именовалась Государственное агентство СССР по авторским и смежным правам (ГААСП), за которым в свою очередь сохранились все права и функции ВААПа.
Однако фактическое переоформление ВААП в ГААСП не успело еще закончится, как 24 февраля 1992 года Указом Президента было создано Российское агентство интеллектуальной собственности (РАИС). Оно также являлось государственной организацией, и должно было помимо других функций осуществлять разработку предложений и реализацию государственной политики в области защиты прав авторов.
В рамках осуществления данных функций специалистами РАИС был подготовлен проект специального Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», который был разработан с учетом действующего российского законодательства, международных соглашений, а также зарубежных законов об авторском праве, в частности, французском. 3 августа 1993 года он вступил в силу и содержал раздел, посвященный коллективному управлению авторскими правами.
12 августа 1993 года в соответствии с законом «Об авторском праве и смежных правах» российские авторы и их наследники учредили Российское Авторское Общество в статусе общественной организации, как это принято в большинстве зарубежных стран.
Управляет Обществом — Авторский Совет РАО. Именно он принимает все значимые решения, связанные с деятельностью организации.
Российское Авторское Общество — преемник всех ранее существовавших организаций по коллективному управлению правами в сфере интеллектуальной собственности.
Общество действует на основе принципов добровольного и равноправного членства. Из года в год Российское Авторское Общество демонстрирует эффективность и востребованность своей деятельности. РАО является уникальной и крупнейшей общественной организацией России, объединяющей композиторов, авторов текстов, драматургов, сценографов, переводчиков, хореографов, художников, авторов произведений декоративно-прикладного искусства и ученых, а также правопреемников авторов.
Одним из важнейших показателей работы РАО является ежегодное увеличение количества членов Общества. В 1993 году членами РАО были около 4 000 авторов. В настоящее время их уже более 26 000. Кроме того, на договорной основе РАО управляет правами такой важной категории правообладателей, как музыкальные издатели.
На основании договоров о взаимном представительстве интересов с иностранными авторско-правовыми организациями РАО представляет на территории РФ более 2 000 000 зарубежных правообладателей. В настоящее время действует 190 таких соглашения со 120 иностранными авторскими обществами в 69 странах мира.
15 августа 2008 года Российское Авторское Общество в установленном действующим законодательством порядке получило государственную аккредитацию на осуществление деятельности по управлению авторскими правами на коллективной основе в сферах, предусмотренных пп. 1 и 2 п. 1 ст. 1244 Гражданского кодекса Российской Федерации:
При принятии решения о государственной аккредитации во внимание принимались следующие составляющие: наибольшее количество российских авторов и зарубежных авторских обществ, которые имеют с РАО соответствующие договоры, огромный музыкальный репертуар, которым управляет РАО в силу этих договоров, наличие в штате специалистов, имеющих большой опыт в сфере коллективного управления авторскими правами.
15 августа 2013 года в установленном действующим законодательством порядке РАО получило продление государственной аккредитации сроком на 10 лет на осуществление деятельности по управлению авторскими правами на коллективной основе в сферах, предусмотренных пп. 1 и 2 п. 1 ст. 1244 Гражданского кодекса Российской Федерации. Это решение аккредитационная комиссия приняла, учитывая заслуги Общества перед правообладателями. За прошедшие пять лет деятельности в качестве аккредитованной организации РАО доказало свою эффективность, из года в год наращивая сборы авторского вознаграждения и его выплаты правообладателям. РАО и впредь намерено повышать эффективность своей работы по всему циклу сбора, распределения и выплаты вознаграждения, что позволит Обществу создать систему, максимально отвечающую интересам как правообладателей, так и пользователей.
Общероссийская общественная организация «Российское Авторское Общество» (РАО) — негосударственная некоммерческая организация, созданная авторами и иными правообладателями для осуществления управления авторскими правами на коллективной основе.
Авторские отчисления в РАО и ВОИС
Каким образом развивать свой бизнес в рамках закона, как платить вознаграждение авторам и как отчитываться за то, какие произведения прозвучали, расскажем в нашей статье.
В чем разница между РАО и ВОИС
Работа обеих организаций регламентирована статьей 1242 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой сказано, что они «вправе от имени правообладателей или от своего имени предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе». Поэтому когда представители РАО и ВОИС приходят с проверкой в то или иное общественное заведение, они действуют строго в рамках своих полномочий. Также и авторские отчисления РАО и ВОИС получают от пользователей, распределяют и выплачивают правообладателям, действуя по закону.
Что такое фонограмма
Использование объектов смежных прав без выплаты вознаграждения правообладателю допустимо только в некоторых случаях, к которым публичное исполнение записи в публичных местах не относится.
Что понимается под публичным исполнением фонограмм
Публичное исполнение фонограммы четко определено в российском законодательстве, как «любое сообщение фонограммы с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается фонограмма в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением» (статья 1324).
Поэтому проигрывание музыки в магазинах, салонах красоты, фитнес-центрах, кафе, ресторанах и барах, развлекательных комплексах, парках, клубах, зрелищных и спортивных мероприятиях и др. является публичным исполнением фонограмм.
Нужно ли разрешение на публичное исполнение фонограмм
Два основных принципа исключительного права заключаются в том, что объект интеллектуальной собственности может использоваться только с разрешения правообладателя (автора) и только при условии выплаты ему вознаграждения. При этом закон предусматривает ряд исключений, когда не один из этих принципов или оба не действуют.
Как рассчитывается размер вознаграждения
На официальных сайтах РАО и ВОИС размещены Положения о ставках, в соответствии с которыми рассчитывается вознаграждение правообладателей.
Ставки организаций зависят:
Кроме того, ставки РАО и ВОИС рассчитываются по-разному для заведений и мероприятий с платным и бесплатным входом, а также зависят от некоторых других условий их работы и проведения.
Как правообладатели узнают о незаконном использовании их фонограмм
РАО и ВОИС являются аккредитованными государством организациями, т.е. сбор, распределение и выплата вознаграждения со всех пользователей являются их прямой обязанностью. РАО и ВОИС на регулярной основе направляют в общественные заведения своих представителей для проведения переговоров – разъяснений норм законодательства об авторских и смежных правах и заключения договоров. В случае отказа пользователя от заключения договора представители РАО и ВОИС вправе осуществить видеофиксацию публичного исполнения музыкальных записей, которые затем идентифицируются с помощью фонографических и музыковедческих экспертиз.
Экспертиза с подписью специалиста является основанием для направления в адрес владельца бизнеса досудебной претензии и доказательством нарушения авторского и смежных прав в суде.
Перед тем, как обратиться в суд, организации направляют ответчику письмо с требованием выплатить компенсации за использование музыки правообладателям и заключить соответствующие договора. Если владелец бизнеса игнорирует претензию, РАО и ВОИС вправе подать иск в суд.
Что будет, если использовать фонограмму без договора
Если организации подают на нарушителя в суд, придется оплатить не только отчисления в РАО и ВОИС для правообладателей, но и все судебные издержки, а также потратить свое время на участие в процессуальных действиях.
Судебная практика
В настоящее время российская судебная практика в целом складывается не в пользу нарушителей. В большинстве случаев суд встает на сторону правообладателей и организаций, их представляющих, и решает дело в их пользу. Вот только несколько примеров, когда владельцам бизнеса приходилось выплачивать весьма существенные штрафы за незаконное воспроизведение музыки:
И это только несколько примеров из обширной судебной практики с участием организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами.
Возможно ли использовать фонограммы без заключения договора с ВОИС
Да, такая возможность у бизнеса есть. Вопрос в другом, насколько это будет эффективно с точки зрения маркетинга и финансовых затрат. Если вы хотите качественное музыкальное оформление, которое будет отвечать вашим запросам и вкусам вашей целевой аудитории, вы не сможете обойтись теми композициями, которые предлагают артисты не с мировой известностью или библиотеки музыки, распространяемой по открытой лицензии, в силу ряда причин:
Но можно выбрать другой вариант, который не исключает РАО и ВОИС полностью из схемы организации музыкального оформления, но упрощает взаимодействие с ними для бизнеса. Мы говорим о заключении договора с компаниями, профессионально занимающимися проектированием фоновой музыки для общественных заведений. FONMIX организует музыкальное оформление бизнеса по всей России и не только; мы работаем с любыми компаниями, создаем плейлисты и не только для гостиничной, развлекательной и бьюти-индустрий, ритейла, деловых и офисных пространств, работаем на крупных мероприятиях любой направленности.
Получите тестовый доступ на 7 дней прямо сейчас
Нажимая кнопку «ОТПРАВИТЬ», я принимаю условия Пользовательского соглашения, даю согласие на получение рекламных и информационных сообщений в соответствии с законами «О связи» № 126-ФЗ, «О рекламе» № 38-ФЗ и на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности и законом «О персональных данных» № 152-ФЗ.
Для подтверждения указанного Вами адреса электронной почты отправлена ссылка.
После подтверждения адреса мы свяжемся с Вами для уточнения всех деталей.
Деятельность
Основными функциями Российского Авторского Общества являются сбор, распределение и выплата авторского вознаграждения за различные способы использования произведений.
Основная задача Общества — управление правами авторов на коллективной основе в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно.
В соответствии с договорами, заключенными с авторами и иными правообладателями, РАО предоставляет пользователям лицензии на использование произведений в сферах публичного исполнения, при сообщении в эфир и по кабелю, воспроизведении путем механической и магнитной записи, тиражировании произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства в промышленности и в иных сферах.
Основной целью Общества является формирование эффективной системы защиты авторских прав путем осуществления управления правами на коллективной основе для достижения коллективных интересов и общественных благ в данной области.
Предметом деятельности Общества является управление правами на коллективной основе в сферах коллективного управления, указанных в Уставе РАО. Подробнее ознакомиться с информацией о данных сферах можно в разделе «Документы»: https://rao.ru/about-rao/documents/.
РАО оказывает содействие авторам и иным правообладателям в передаче прав на использование произведений науки, литературы и искусства на индивидуальной основе.
РАО представляет законные интересы авторов и иных правообладателей в государственных и общественных организациях, а также, в соответствии с соглашениями о взаимном представительстве интересов с иностранными авторско-правовыми организациями — партнерами РАО за рубежом. Как полноправный член организация принимает активное участие в работе Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (СИЗАК).
Общероссийская общественная организация «Российское Авторское Общество» (РАО) — негосударственная некоммерческая организация, созданная авторами и иными правообладателями для осуществления управления авторскими правами на коллективной основе.
РАО сегодня
Управление правами авторов и иных правообладателей РАО осуществляет на основании договоров о передаче соответствующих полномочий и в силу государственной аккредитации. Число таких договоров с российскими правообладателями в настоящее время превысило 26 000.
РАО заключило 194 договоров о взаимном представительстве интересов со 122 иностранными авторско-правовыми организациями в 70 странах мира. Благодаря этому на территории России в области музыки РАО представляет интересы практически всех российских авторов и более 2 миллионов зарубежных правообладателей.
Участники «круглого стола» на тему «Коллективное управление авторскими и смежными правами. Международный и российский опыт» в рамках VI Международного форума «Интеллектуальная собственность – XXI век
С 1993 года РАО является членом Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (СИЗАК) — международной неправительственной организации, объединяющей большинство зарубежных организаций по управлению правами на коллективной основе.
Реализуя полученные от правообладателей полномочия и в силу государственной аккредитации, Общество заключает лицензионные договоры и договоры о выплате авторского вознаграждения с различными категориями пользователей: театрами, концертными площадками, магазинами, ресторанами, телерадиокомпаниями и другими организациями.
В студии радиостанции «Сити-FM». Заключение лицензионного договора с РАО позволяет транслировать музыку законно, а авторам получать вознаграждение за использование своих произведений
РАО является крупнейшей организацией среди российских обществ по коллективному управлению по объемам сборов вознаграждения и демонстрирует их постоянный рост. В августе 2008 года РАО стало первой организацией, которой была предоставлена государственная аккредитация на осуществление деятельности по коллективному управлению правами в двух сферах коллективного управления на 5 лет, а в августе 2013 года РАО с учетом отличной работы в прошедшие пять лет получило аккредитацию уже на 10 лет.
В России сложилась достаточно эффективная система контроля в сфере защиты авторских и смежных прав, в том числе над деятельностью РАО и других организаций, осуществляющих управление имущественными правами правообладателей на коллективной основе.
Такой государственный контроль над деятельностью аккредитованных организаций осуществляет Министерство Культуры Российской Федерации. В частности, аккредитованные организации должны ежегодно направлять в уполномоченный орган отчет о своей деятельности.
Внутренний контроль деятельности Общества осуществляется Ревизионной комиссией РАО, состоящей из правообладателей. Ежегодно проводится независимый аудит. Контроль также осуществляет СИЗАК в соответствии с условиями членства РАО в этой международной организации.
РАО предпринимает активные действия по защите прав российских и зарубежных правообладателей, разъясняя пользователям законодательство об авторском праве, а также представляя интересы правообладателей в суде.
РАО формирует обширную судебную практику по защите прав авторов, которая имеет существенное значение для практической деятельности правоприменительных органов и играет огромную роль для дальнейшего развития и совершенствования законодательства об авторском праве.
Задача РАО — эффективно отстаивать интересы членов Общества.
Общероссийская общественная организация «Российское Авторское Общество» (РАО) — негосударственная некоммерческая организация, созданная авторами и иными правообладателями для осуществления управления авторскими правами на коллективной основе.