Что такое раппорт клетки
Правила и особенности кроя тканей в клетку
В зимних коллекциях дизайнеры представили много изделий, в которых превалирует ткань в клетку. А это означает, что пришла пора сшить новую одежду для холодного сезона. Собственноручно изготовленные брюки, юбки, пиджаки, платья не только хорошо сидят на фигуре, но и отвечают всем критериям качества швейных изделий.
С тканью в клетку работать непросто. В процессе кроя нужно соблюдать определенные правила, чтобы готовая одежда выглядела красиво и привлекательно. Зачастую приходится видеть вещи, которые были сшиты на скорую руку. В итоге рисунок на деталях изделия не совпадает, что портит внешний вид
От простого к сложному
Ткань в клетку применяется для кроя самой разнообразной одежды. Чаще всего на материю наносятся такие виды принтов:
Для того чтобы успешно работать с такими материалами, нужно научиться определять раппорт клетки, то есть длину и высоту повторяющейся части узора.
Таким образом будет проще рассчитать метраж ткани, которая понадобится для раскроя, и правильно расположить лекала. Раппорт важно определить еще в момент покупки ткани. Но в любом случае брать материал нужно с запасом.
Первый раз необходимо кроить простое изделие из ткани в клетку. Можно начинать с юбки. Этому есть простое объяснение. Все детали будут располагаться в один ряд, поэтому совместить рисунок будет не так сложно.
Основные правила, которых нужно придерживаться
Строить выкройку для изделия придется отдельно. На втором этапе портниха должна выполнить задачу — расположить детали кроя таким образом, чтобы в швах рисунок совпадал. Сделать это не так просто, но если постараться, все обязательно получится.
Первым делом нужно правильно согнуть ткань. Для этого нужно ориентироваться не по кромке, а по расположению и раппорту принта. По сгибу обязательно вколите английские булавки. Важно проследить, дабы рисунок не сместился. Чтобы раскроить ткань с крупной клеткой, ее раскладывают в один слой. Так вы точно не ошибетесь во время подбора рисунка. Если принт несимметричный, укладывать детали выкройки нужно в одну сторону.
Секреты опытного закройщика
Главная сложность раскроя клетчатой ткани заключается в подборе рисунка в областях соединения деталей изделий. Обязательно нужно совмещать боковые и срединные швы. Красиво смотрится, когда подобрана клетка в области стачивания рукавов. Проследить за тем, как ложится окат, — также задача для портнихи, которая хочет получить красивое изделие.
Начинающим мастерицам нелишне узнать правило, которое следует соблюдать во время кроя полочки и спинки, ведь принт в области плечевого среза тоже должен совпадать. Когда вы разложите полочку на ткани, отметьте на ней изображение, которое присутствует в этой области. Затем нужно подобрать соответствующий рисунок для спинки.
Непросто совместить в изделии вытачки. Рекомендуем применить правильный вариант: оформить их таким образом, чтобы они смотрелись так, как будто над ними потрудился гениальный дизайнер. Собирать их лучше таким образом, чтобы в области шва получилась «елочка», то есть рисунок совместился под 45 градусов. Делать это нужно непосредственно во время примерки, можно использовать для этого манекен.
Мелкие детали должны быть вписаны в общий рисунок. Для удобства их можно выкроить по косой, но при этом расположить их нужно по диагонали. Это удобно делать, если клетка на ткани симметричная. Если все выполните правильно, то выглядеть это будет, как дизайнерская задумка. Многие закройщики прибегают к такому способу, и в итоге получается оригинальная вещь.
Клетчатый принт всегда актуален и никогда не выходит из моды, поэтому научиться кроить такие ткани должна каждая портниха, чтобы в любой момент иметь возможность пополнить гардероб.
Одежда, которая изготавливается методом серийного производства, не выглядит так красиво, как при индивидуальном пошиве. Подбирая принт, модистка выполняет одну из важных задач швейного дела — обеспечивает безупречный внешний вид готового изделия.
Сшейте из ткани в клетку все, что вам приглянется: брюки, юбки, рубашки, платья, сарафаны. Вы сможете легко это сделать, если будете выполнять все перечисленные советы и рекомендации.
Раскладка выкройки на ткани: полное руководство
Подготовка к раскрою
Прежде чем приступать к раскладке выкройки на ткани, следует провести влажно-тепловую обработку материала. Если ВТО не проводить, в дальнейшем готовое изделие может преподнести ряд неприятных сюрпризов — например, усесть, поэтому этот шаг нельзя пропускать.
Подробнее о том, как правильно провести декатировку ткани перед раскроем, можно почитать в нашем мастер-классе:
Как декатировать ткань
Долевая нить
Для правильной раскладки направление долевой нити имеет важнейшее значение. Долевая (или нить основы) всегда параллельна кромке, однако бывают случаи, когда кромка уже отрезана, и определить направление долевой можно лишь по косвенным признакам. Если вы новичок в шитье, рекомендуем углубиться в эту тему:
Что такое долевая нить и как ее определить
На выкройках Burda всегда указано направление долевой нити, но если вдруг вы шьете по выкройке, где направление нити основы не отмечено, имейте в виду: долевая нить ткани при раскладке должна быть строго параллельна позвоночнику — если только ваша модель не предполагает крой по косой. В этом случае мы раскладываем детали так, чтобы они шли под углом 45 градусов к долевой нити.
Основные правила раскладки выкройки на ткани
Самый главный принцип — раскладка выкройки на ткани должна быть рациональной. Это значит, что вы должны найти оптимальное расположение деталей на ткани, оставляя минимальное количество пустот между ними с учетом припусков. Такие пустоты называются межлекальными выпадами, и ваша задача — минимизировать межлекальные потери ткани.
Сначала раскладываются крупные детали, после чего детали пояса, кокеток, обтачки, клапаны раскладывают в промежутках между основными деталями, соблюдая направление долевой нити. Вы можете менять расположение деталей в зависимости от размера конкретного отреза ткани.
Следующий важный этап — анализ материала, на котором будут раскладываться детали. Для нас будут иметь ключевой значение: наличие рисунка, раппорт, ворс, оттеночность в разном направлении.
Однотонные ткани
Если материал однотонный и не имеет ни ворса, ни оттеночности, выкройки можно располагать как угодно, главное соблюсти направление нити основы, указанное на выкройке, не забывая о главном принципе рациональности.
Ткани с рисунком
Если рисунок имеется, его также необходимо проанализировать. Рисунок может быть направленным или ненаправленным.
Если рисунок ненаправленный и ткань не имеет ворса и оттеночности, вы можете смело раскладывать детали как в одном направлении, так и в другом, а также для экономии материала валетом.
Если рисунок направленный, нужно во‑первых, сразу решить, куда будет направлен узор, например, к плечевому шву или к низу изделия, и, во‑вторых, соблюдать этот выбор при раскладке.
Мы также анализируем крупность рисунка. Если он мелкий, скорее всего, нет необходимости стыковать детали, но если рисунок крупный, вам нужно подумать о грамотном совмещении деталей, к примеру, если вы хотите, чтобы цветы шли строго по линии талии. Расход ткани в этом случае по естественным причинам увеличивается. Лучше всего, если вы сможете взять выкройку с собой в магазин, и на месте до покупки ткани прикинуть раскладку.
Ткани в полоску
Полоска может быть продольной (то есть идти вдоль долевой кромки) или поперечной. В первом случае раскраивать детали нужно, ни в коем случае не отклоняясь от направления нити основы, иначе на выходе вы получите брак. В этом случае вам также следует подумать будете ли вы стыковать полоску по плечевому шву. Раскрой с учетом совмещения увеличит расход ткани.
Если полоска идет поперек нити основы, раскладку и раскрой деталей необходимо выполнять с учетом совмещения полосок в боковых и средних швах спинки и полочки.
Ткани в клетку
Зачастую совмещение мелкой клетки оказывается нерационально сложным, но с некоторыми видами клетки это все-таки возможно. Если клетка на вашем материале четкая и хорошо видна, то ее нужно совмещать.
Несмотря на кажущуюся простоту, клетка может быть очень непростым узором для раскроя, поэтому подробнее ознакомиться с различными тонкостями этой задачи вы можете в нашем отдельном материале:
Как кроить из ткани в клетку
Ткани с ворсом
При разном направлении ворса один и тот же материал может выглядеть очень по‑разному! При раскрое бархата или вельвета детали выкладывают таким образом, чтобы ворс шел снизу вверх. Допустимо и обратное направление ворса, но этот вопрос следует решать в частном порядке в зависимости от качества материала и длины ворса: приложите ткань к себе и, глядя в зеркало, оцените, как выглядит ворс в том или ином направлении.
Во всех остальных материалах костюмной и пальтовой группы, которые имеют ворс, детали раскладываются таким образом, чтобы ворс шел от плечевого среза в направлении низа изделия.
Основные виды раскладок выкройки на ткани
Проанализировав материал, приступаем к непосредственной раскладке. Решая, как разложить ткань при раскрое, учтите, что выбор варианта раскладки определяется, исходя из рациональности и экономичности в каждом конкретном случае.
Продольный сгиб
В этом случае ткань складывается кромка к кромке, по долевой нити, лицевыми сторонами внутрь.
Поперечный сгиб
Ткань складывается поперек долевой линии, срез к срезу, лицевыми сторонами внутрь.
Частичный сгиб
Ткань складывается лишь с одной стороны по долевой, лицевыми сторонами внутрь. Этот способ позволяет максимально рационально использовать ткань для любой ширины.
В два сгиба
В таком варианте края ткани укладываются по нити основы к середине полотна, лицевыми сторонами внутрь.
В разворот
Ткань раскладывается в один слой, без сгибов, лицевой или изнаночной стороной вверх. Такой вариант подходит, если вы кроите по косой, а также если ваша ткань имеет рисунок или узор, который необходимо совместить. Этот способ удобен для тонких тканей (например, для шифон) и объемных, толстых. В этом случае детали выкройки раскладывают в зеркальном отображении, если они сшивные, или в разворот, если цельнокроеные.
Выбрав способ раскладки, укладываем детали на материал, оставляя свободное пространство для припусков на обработку. Не следует сразу же намелять — ищите наиболее рациональную раскладку до тех пор, пока не убедитесь, что потери ткани будут минимальными!
После окончательной раскладки на ткани всех деталей приколите их булавками и обведите по контуру портновским мелком или специальным маркером. Подробнее о способах разметки вы можете почитать в нашем специальном материале:
Способы разметки деталей выкройки на ткани
Далее нанесите припуски на обработку — по 1,5 см, по низу деталей — 3−4 см и отметьте все контрольные линии.
Ответить на вопрос, как правильно разложить выкройку на ткани, не так уж и сложно — куда сложнее разобраться в каждом конкретном случае с учетом особенностей вашей ткани. Но это умение приходит с опытом! А все возникшие вопросы вы можете задать в комментариях, мы постараемся на них ответить.
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Расположение клеток при раскрое пиджака
Изделие из ткани в клетку, особенности конструирования
При изготовлении изделий из тканей в клетку следует заранее продумать, как будут располагаться клетки рисунка на изделии, и внести изменения в чертеж конструкции изделия, чтобы получить нужный результат. Это может повлиять на дизайнерское решение модели в целом.
Чтобы получить максимально гармоничное расположение клеток рисунка на изделии, следует правильно определить форму и местоположение вытачек, рельефов и карманов. Кроме того, при изготовлении изделий из тканей в клетку необходимо компенсировать разницу длин срезов без изменения размеров деталей, например, прибавкой на посадку для рельефов. Следует проверять перпендикулярность продольных срезов по отношению к линии низа изделия. Нить основы должна проходить под прямым углом к линии низа и параллельно линии края борта и средней линии спинки (ниже линии талии).
Правильное расположение клеток рисунка ткани на жакете
1. Поперечные полосы рисунка клеток ткани на верхней части окатов рукавов соответствуют расположению клеток на переде и спинке и проходят строго горизонтально.
2. Продольные полосы рисунка клеток ткани проходят точно по краю лацканов (со стороны подбортов). Клетки рисунка ткани на листочке нагрудного кармана совпадают с клетками рисунка на переде.
3. Для обеспечения симметричности рисунка клеток ткани линия середины вытачек по талии на переде проходит посередине продольной полосы рисунка. Раствор нагрудной вытачки следует уменьшить, и его нельзя перевести к вытачке по талии, так как это нарушит симметрию рисунка клеток ткани. Вытачка от горловины, закрытая лацканом, лучше подходит для формирования переда в области груди.
4. Центральная петля/пуговица в области линии талии располагается посередине клетки рисунка ткани для симметрии клеток на переде. Все остальные петли/пуговицы следует расположить с равномерными интервалами. В зависимости от ширины клетки можно расположить остальные петли/пуговицы также посередине клетки рисунка ткани.
5. Клетки рисунка ткани на клапанах карманов совпадают с клетками рисунка на переде.
6. Линия низа изделия проходит посередине поперечной полосы рисунка клеток ткани.
7. На рукавах линия низа также может проходить посередине поперечной полосы рисунка клеток ткани, если это позволяют конструкция рукава и раппорт рисунка клеток ткани.
8. По среднему шву спинки у горловины должна образоваться целая клетка рисунка ткани, чтобы клетки на воротнике совпадали с клетками на спинке посередине.
9. На участке среднего шва спинки ниже линии талии продольные полосы рисунка клеток ткани проходят параллельно шву. Желательно, чтобы была получена целая полоса рисунка клеток ткани на нижнем участке шва (если позволяет раппорт рисунка и конструкция модели).
Конструирование блейзера (жакета с отрезным бочком)
Чертеж базовой основы блейзера особенно хорошо подходит для изготовления изделия из ткани в клетку благодаря тому, что излишек по талии распределяется в несколько швов и вытачку переда жакета. Блейзер следует конструировать с минимально возможным числом швов и вытачек.
Следует отказаться от фигурных рельефов (например, начинающихся от пройм изделия). Особенно некрасиво будут выглядеть эти рельефы в сочетании со значительным приталиванием. В этом случае совмещение клеток рисунка будет практически невозможным.
Скопировать чертеж базовой основы блейзера и преобразовать его для выполнения из ткани в клетку. Пройму переда удлинить за счет уменьшения раствора нагрудной вытачки. Для блейзера со смещенной (двубортной) застежкой параллельно средней линии переда начертить линию края борта. Воротник пиджачного типа начертить по общим правилам. Начертить линию низа от боковой линии под прямым углом к линии борта. Блейзер со смещенной застежкой имеет горизонтальную линию низа в отличие от блейзера с центральной (однобортной) застежкой.
Остаток раствора нагрудной вытачки лучше всего перевести в вытачку от горловины, закрытую лацканом; нагрудная вытачка от линии плеча или от боковой линии в этом случае не проектируется. Следует обратить внимание на то, чтобы раствор вытачки был не слишком большим, иначе клетки рисунка ткани в верхней части переда жакета будут выглядеть сильно перекошенными.
Направление нити основы на отрезном бочке и на спинке начертить под прямым углом к линии низа. Чтобы совместить рисунок клеток ткан и у горловины спинки по среднему шву, можно немного изменить спинку по средней линии. Для этого разрезать спинку по линии талии до среза рельефа и наложить части спинки друг на друга (илл. 1).
Конструирование жакета с боковым швом
Скопировать чертеж базовой основы жакета с боковым швом и преобразовать его для выполнения из материала в клетку.
Уменьшение раствора нагрудной вытачки за счет удлинения проймы выполнить так же, как на блейзере. Застежка жакета может быть центральной и смещенной (здесь показана смещенная застежка). Воротник пиджачного типа начертить по общим правилам.
Жакет можно выполнить с отрезными боковыми частями переда и спинки, интегрировав в них вытачки по талии. Продольные срезы боковых частей переда и спинки должны располагаться под прямым углом к низу. Приталивание по срезам рельефов не должно быть слишком большим, чтобы внешний вид модели был гармоничным. Чтобы совместить рисунок клеток ткани у горловины спинки по среднему шву, можно немного изменить спинку по средней линии, как было описано при конструировании блейзера. Если спинка выполняется со сгибом по середине, необходимо начертить линию низа спинки под прямым углом к середине спинки. Важно, чтобы срезы рельефа проходили под прямым углом к линии низа (илл. 2).
Направление нити основы также указывается под прямым углом к низу и задает направление продольных полос рисунка клеток ткани. Линия низа на всех деталях переда и спинки проходит посередине поперечной полосы рисунка клеток. Центральная пуговица и швы рельефов должны проходить посередине продольной полосы рисунка клеток ткани. Местоположение рельефа можно незначительно сместить вправо или влево, чтобы получить нужный рисунок клеток ткани.
Размер клеток рисунка ткани играет важную роль при конструировании жакета. Чем крупнее и ярче клетки рисунка, тем неприметнее и скромнее должна быть модель изделия. Воротник и карманы необходимо адаптировать к размеру клеток. Крупные клетки лучше всего смотрятся на большом воротнике, так чтобы раппорт рисунка повторялся как минимум один раз и был виден полностью. Пояс и накладные карманы будут искусно подчеркнуты, если выкроить их в косом направлении нитей основы. Здесь также следует адаптировать размер кармана и ширину пояса к величине клеток рисунка ткани.
Вытачка от горловины, закрытая лацканом
Перед разрезать от угла горловины примерно параллельно линии перегиба лацкана в направлении точки центра груди и затем по горизонтали к точке центра груди. Местоположение вытачки должно быть таким, чтобы она полностью была закрыта лацканом. Соединить боковые стороны нагрудной вытачки от плеча, при этом откроется вытачка от горловины переда жакета. На уровне точки центра груди образуется избыточная длина, которая срезается у вершины горловины переда. Затем начертить новую линию плеча переда, укоротить вытачку под лацканом и оформить боковые линии вытачки. Проконтролировать тождественность длин боковых линий вытачки под лацканом (илл. 3).
Рукав
Втачные рукава в жакетах из материала в клетку могут быть как одношовными, так и двухшовными. Рукава покроя реглан не рекомендуются для жакетов из материала в клетку из-за различного направления нитей основы на частях рукава, за исключением случаев, когда это является элементом дизайна. Но в классических жакетах предпочтительней втачные рукава для сохранения особенностей стиля.
Двухшовный втачной рукав конструируется на базе одношовного рукава, чтобы направление нитей основы и, соответственно, расположение рисунка клеток ткани максимально приближались к вертикальному. Это позволит расположить клетки рисунка ткани на рукаве и изделии на одном уровне.
Нижнюю часть двухшовного рукава следует изменить так, чтобы длина ее переднего среза стала равной длине переднего среза верхней части рукава. Для этого нижнюю часть рукава разрезать по линии локтя и подогнать длину ее среза к длине соответствующего среза верхней части рукава (илл. 4).
Выкраивание деталей жакета из материала в клетку
Раскладка лекал деталей изделия на материале
Боковая часть переда и перед по низу также располагаются посередине поперечной полосы рисунка клеток ткани, а перед, кроме того, выравнивается относительно продольной полосы рисунка клеток. Сначала центральная пуговица располагается посередине продольной полосы рисунка клеток ткани, и затем определяется местоположение вытачки по талии так, чтобы она по возможности также располагалась посередине продольной полосы рисунка клеток, насколько это позволяет раппорт рисунка.
Задняя средняя линия верхнего воротника и стойки воротника должна располагаться посередине одинаковой со спинкой продольной полосы рисунка клеток.
Нанести на лекала линии рисунка клеток ткани для совмещения продольных и поперечных полос рисунка клеток в соответствии с чертежом (илл. 1). Клапан кармана скопировать с чертежа, указать на нем положение клеток рисунка ткани для совмещения с передом.
Расположение рисунка клеток ткани на частях рукава
Самым надежным и точным способом подгонки рисунка клеток на изделии и рукавах является изготовление макета рукава из бязи. Особенно важно применять этот способ, если изделие изготавливается на фигуру с асимметрией или на нестандартную фигуру. Во время примерки изделия на макете рукава нужно начертить строго горизонтально поперечные линии рисунка клеток ткани.
Начертить горизонтально поперечные линии рисунка клеток ткани на окате рукава выше контрольных знаков Ае и h Ае и уточнить их положение, прикладывая рукав к пройме (илл. 2).
Раскладка лекал деталей частей рукава на материале
Лекала деталей частей рукава с нанесенными на них контрольными знаками разложить на материале, как показано на иллюстрации 3. Верхний контрольный знак на верхней части рукава располагается посередине продольной полосы рисунка клеток ткани.
Припуски на обработку швов, на подгиб низа и выкраивание деталей
Подгонку рисунка клеток ткани всегда следует выполнять у линий швов, а не по срезам деталей.
К срезам всех деталей прибавить припуски на обработку швов и припуск на подгиб низа изделия и рукавов. Если изделие выполняется на индивидуальную фигуру, то кроме припусков на обработку швов следует добавить к срезам деталей запасы для подгонки изделия по фигуре.
Перед раскроем материала следует проверить, нет ли искажения рисунка клеток. Если невозможно выровнять клетки рисунка на куске материала, сложенного в сгиб, то детали изделия следует выкраивать, расположив материал в разворот. Если материал можно раскроить, расположив его в сгиб, то следует сколоть слои, тщательно совмещая рисунок клеток.
Рисунок ткани может быть с симметричным и несимметричным расположением клеток (илл. 4). Если материал с несимметричной клеткой, то парные детали изделия следует раскраивать в зеркальном отражении.