Что такое расчеты по сделке

4 риска потерять деньги при заключении сделки с недвижимостью

Что такое расчеты по сделке. Смотреть фото Что такое расчеты по сделке. Смотреть картинку Что такое расчеты по сделке. Картинка про Что такое расчеты по сделке. Фото Что такое расчеты по сделке

Передача денег — самый главный этап покупки недвижимости. И самый ответственный, поскольку речь идет о крупных денежных суммах. Сегодня мало кто приходит на сделку с чемоданом наличных и просто передает их под расписку. Есть другие, гораздо менее рискованные способы, но и их нельзя назвать на 100% безопасными.

Рассказываем об основных способах взаиморасчетов между продавцом и покупателем, уязвимых местах и о том, на что нужно обратить внимание.

Аккредитив — это, по сути, безналичная форма расчета покупателя с продавцом. Покупатель открывает специальный банковский счет, вносит туда необходимую для покупки квартиры сумму, после регистрации сделки продавец предъявляет банку договор купли-продажи с печатью регистрационной палаты, затем деньги с аккредитива переводятся на его счет.

Каковы риски

Это самый безопасный вид передачи денег, заверяют эксперты рынка недвижимости. Банк выступает в некоторой степени гарантом правильных взаиморасчетов по сделке.

«Во-первых, можно не использовать наличные и, следовательно, легче избежать связанных с ними рисков — краж, фальшивых купюр и т. п., — поясняет управляющий партнер компании «Метриум» Мария Литинецкая. — Во-вторых, поступление денег на аккредитив, их полную сумму и подлинность удостоверяет банк, а не физическое лицо. В-третьих, при оформлении аккредитивного договора защищена вся сумма, тогда как количество наличных в ячейке никому не известно».

В то же время безналичные расчеты на вторичном рынке жилья не распространены, отмечают эксперты: многие люди вообще не знают, что это такое, и боятся прибегать к такому способу передачи или получения денег. Они зачастую скептически относятся к банковской системе, ведь банки по-прежнему «лопаются», и даже лидеры отрасли подвергаются санации. Поэтому, как отметил брокер агентства недвижимости Century 21 Panorama Realty Константин Ламин, в настоящее время сделки с использованием аккредитива в основном проводятся в крупных банках с государственным участием (Сбербанк, ВТБ).

«При банкротстве финансовой организации люди теряют средства, лежащие на счету в этом банке, а вот содержимое банковских ячеек принадлежит их арендаторам, — добавил директор департамента вторичного рынка компании «Инком-Недвижимость» Михаил Куликов. — К тому же многие клиенты хранят свои накопления в валюте, и они не собираются использовать безналичный расчет, так как опасаются, что колебания валютных курсов могут привести к изменению стоимости недвижимости».

Чаще всего (в 90% случаев) на вторичном рынке Москвы при сделках купли-продажи квартир используют банковские ячейки. Передача денег происходит следующим образом. Стороны заключают договор купли-продажи, после этого покупатель закладывает деньги в банковскую ячейку. Как только право собственности зарегистрировано, продавец берет экземпляр договора, едет в банк, открывает ячейку и забирает деньги. Стоимость аренды банковской ячейки составляет порядка 4–5 тыс. руб. в месяц, которые оплачивает покупатель.

«Договор аренды ячейки может быть и двух-, и трехсторонним, соответственно, в договоре участвуют банк и покупатель или банк, покупатель и продавец, — рассказала управляющий партнер компании «Миэль-Сеть офисов недвижимости» Татьяна Саксонцева. — В договоре аренды ячейки прописываются условия, при которых может быть открыта ячейка и кто может ее открыть. Чаще всего ячейка арендуется на один-два месяца. В этот срок договор купли-продажи недвижимости проходит процедуру государственной регистрации».

Каковы риски

При проведении таких расчетов банк не контролирует закладываемую в ячейку сумму, не проверяет, какие там купюры и сколько их. Существует дополнительная услуга по описи вложения в банковскую ячейку, она платная и ее оказывают не все банки.

«Теоретически здесь возможны мошеннические действия при передаче средств: подмена пакета с деньгами, закладка фальшивых купюр, — пояснил Константин Ламин. — Даже не исключен сговор с сотрудником банка, когда мошенники незаконным путем получают доступ к ячейке. За последние несколько лет подобные случаи были в Москве и Санкт-Петербурге. Поэтому во избежание подобных неприятностей следует выбирать надежные банки, зарекомендовавшие себя, и обязательно заказывать там услугу по проверке подлинности денежных знаков перед их закладкой в ячейку».

Стоимость такой услуги составляет от 0,1% от объема проверяемой суммы. Кроме того, есть компании, предлагающие в аренду счетные машины с возможностью проверки купюры на подлинность. Цена услуги — от 6 тыс. руб. за два часа.

«При сумме сделки более 10 млн руб. уже есть смысл взять в аренду счетную машину, а не пользоваться услугами банка», — советует Мария Литинецкая.

Это еще одна из форм безналичных расчетов, где, в отличие от аккредитива, счетом, с которого происходит перечисление денежных средств по сделке, является специальный счет нотариуса, открытый в банке.

Этот вид расчетов не распространен, он применяется в основном в сделках, требующих обязательного нотариального удостоверения. Для сделок, совершаемых в простой письменной форме, этот способ передачи денег влечет за собой немалые расходы — около 0,5% от суммы сделки.

Каковы риски

Здесь есть два важных момента: доверие к нотариусу, проводящему сделку, а также надежность банка, где у этого нотариуса открыт счет.

«По законодательству, счета нотариусов не входят в конкурсную массу при банкротстве банка. Тем не менее перспектива затягивания процедуры возврата денежных средств со счета нотариуса при банкротстве банка вполне реальна», — считает Константин Ламин.

Передача денег из рук в руки

Это самый старый, простой и при этом самый небезопасный способ передачи крупной суммы денег. В этом случае по договоренности сторон наличные передаются продавцу сразу после подписания договора купли-продажи или после оформления всех документов. На заре рынка недвижимости именно таким образом осуществлялось большинство взаиморасчетов между продавцами и покупателями. Сейчас сделки, в которых деньги передаются из рук в руки, крайне редки. Но все-таки изредка это происходит.

Каковы риски

Рисков, напоминает Михаил Куликов, очень много. Продавцы (особенно если они сильно нервничают во время расчетов) могут банально недоглядеть за покупателями, неправильно подсчитать деньги и получить в результате меньшую сумму. Еще один случай, когда они могут пострадать из-за своей невнимательности, — получение «куклы», то есть сумки с деньгами, где сверху лежат настоящие купюры, а под ними — нарезанная бумага. Наконец, есть риск того, что после передачи денег продавца ограбят. Это может случиться и с покупателем, приехавшим на сделку с большой суммой наличных. Поэтому такой способ передачи денег эксперты настоятельно советуют не использовать совсем.

Источник

Что такое аккредитив

Зачем он нужен и как оформить

Предположим, одна компания хочет купить что-то у другой, но стороны сделки не особо друг другу доверяют. Тогда они могут заключить сделку через банк — он будет выступать посредником. Покупатель переведет деньги в банк, банк их заморозит, а продавец получит их, только если исполнит свои обязанности по договору. Для покупателя это гарантия, что продавец не сбежит с деньгами, для продавца — что покупатель не обманет его с оплатой.

Аккредитив — это как раз такая банковская операция. В ней участвуют три стороны:

Важное условие: платеж — раскрытие аккредитива — проходит только после того, как получатель денег представит заранее оговоренные документы. Например, подтвердит поставку товара или переход права собственности. Это удобно, когда партнеры заключают сделку в первый раз и не уверены друг в друге.

Как работает аккредитив

Например, одна компания продает другой здание. Стороны заключают договор, в котором указывают, что производят расчеты по аккредитиву. Схема будет такой:

Таким образом, банк в этом случае выступает гарантом надежности сделки: плательщик уверен, что получит товар, а продавец — деньги.

Законодательное регулирование. На территории России расчеты по аккредитиву регулируются параграфом 3 главы 46 Гражданского кодекса РФ и нормативами Центробанка. Международные аккредитивы выпускают в соответствии с общими правилами, которые приняла Международная торговая палата.

Отличия от банковской ячейки и счета эскроу. Банковская ячейка используется для расчетов наличными, а аккредитив — это безналичный платеж. Как и в случае с аккредитивом, в условиях договора аренды ячейки плательщик может прописать, что бенефициар получает доступ к сейфу, только если предъявит определенный документ. Например, выписку из ЕГРН, если речь идет о купле-продаже недвижимости.

В отличие от аккредитива, банк не несет ответственности за сами деньги в ячейке — только за ограничение доступа к ней. Поэтому если продавец вскроет ячейку, а внутри ничего не окажется, кражу доказать не получится.

На счете эскроу, как и на аккредитиве, деньги блокируются, пока продавец не представит покупателю подтверждающие сделку документы. Например, если речь идет о недвижимости, это может быть та же выписка из ЕГРН. Но у аккредитива, в отличие от счета эскроу, возможности шире. Например, в сделках с аккредитивами можно применять векселя. Вексель — ценная бумага, которая подтверждает обязанность должника выплатить ее владельцу указанную в документе сумму через определенный срок.

Получить деньги от банка по аккредитиву может не только сам продавец, но и указанное им третье лицо. В случае со счетом эскроу деньги переведут только бенефициару, указанному в договоре.

Аккредитив бывает отзывным: плательщик может в любой момент отменить его, не уведомляя об этом бенефициара. С эскроу так не получится.

В случае с аккредитивом банк лишь посредник — третье лицо, которое переводит деньги, если продавец представил все нужные документы. При расчетах по эскроу банк принимает непосредственное участие в сделке: он обязан проверить, действительно ли выполнены все условия.

Плюсы и минусы аккредитива

Главное преимущество аккредитива — гарантия надежности сделки для обеих сторон договора. Плательщик не рискует деньгами, как если бы работал по предоплате, а бенефициар уверен, что точно получит платеж после того, как представит необходимые документы.

Минус этой формы расчетов — сложный документооборот. Бенефициар должен юридически точно соблюсти все условия аккредитива. Если банк обнаружит расхождения в полученных документах, он не переведет деньги.

Еще один недостаток — комиссия, которая в разных банках составляет в среднем 0,1—0,6% от суммы платежа.

Если аккредитив используется при расчетах в ипотечных сделках, банк может предложить свои условия, например фиксированную стоимость за использование аккредитива.

Сфера применения аккредитивов

Торговые операции внутри страны. Аккредитивы, как правило, применяются в России при крупных сделках. Такой вид гарантии используется в сделках, связанных с акциями и долями в ООО. В этом случае условием платежа бенефициару будет документ, подтверждающий изменение записи в реестре владельцев ценных бумаг или ЕГРЮЛ.

Экспортно-импортные операции. В международных сделках с использованием аккредитива, в отличие от внутрироссийских, принимают участие сразу два банка: один на стороне импортера, другой — экспортера. Вот как проходит сделка после того, как стороны заключили контракт:

Кроме гарантии надежности сделок международный аккредитив используют как выгодный инструмент финансирования импортных контрактов. Импортер может получить в банке-эмитенте кредит на выплату по аккредитиву. Причем сам банк возьмет эти деньги взаймы за рубежом по ставкам международного рынка, которые ниже российских. Таким образом, импортер фактически получит еще и выгодный кредит на финансирование своего контракта.

Виды банковских аккредитивов

Отзывный и безотзывный. Отзывный аккредитив может быть аннулирован или изменен банком по поручению плательщика в любой момент, и тогда деньги перечислены не будут. Уведомлять об этом бенефициара ни банк, ни плательщик не обязаны. При экспортно-импортных операциях такие аккредитивы по правилам Международной торговой палаты не применяются.

Безотзывный аккредитив тоже можно отозвать, но для этого банк должен направить получателю денег уведомление.

Аккредитив считается отмененным или измененным с того момента, как бенефициар даст на это согласие банку.

Аккредитив по умолчанию считается безотзывным, если в его тексте отдельно не указано, что он отзывной.

На практике чаще всего используются именно безотзывные аккредитивы, так как сам факт того, что аккредитив может быть отозван, сводит к нулю все преимущества такой формы расчета: стопроцентной гарантии, что поставку оплатят, уже нет.

Подтвержденный и неподтвержденный. По просьбе банка, который выпустил безотзывный аккредитив, его может подтвердить другой банк. После этого платить бенефициару обязан подтверждающий банк. Причем независимо от того, перечислил ли ему деньги банк-эмитент.

Компания из России хочет продать товар партнерам из Венесуэлы. В схеме используют аккредитив, но продавец знает, что в этой южноамериканской стране экономический кризис, и не уверен, что покупатель оплатит товар. Чтобы партнер был спокоен, венесуэльская фирма обращается в крупный международный банк, который готов подтвердить аккредитив — выступить гарантом сделки. Если покупатель получит товар, но не найдет денег, продавец все равно получит платеж от подтверждающего банка.

Покрытый и непокрытый. Открывая покрытый — депонированный — аккредитив, банк-эмитент сразу перечисляет деньги плательщика исполняющему банку. Именно этот исполняющий банк и будет платить бенефициару. Депонированные аккредитивы используют при расчетах на территории России.

Одна фирма покупает у другой товар и рассчитывается по аккредитиву. Чтобы убедить продавца, что он гарантированно получит деньги, покупатель сразу перечисляет всю сумму на счет в банке-эмитенте, а тот тут же переводит ее в банк, где обслуживается продавец. Правда, получить их он сможет только после поставки, но при этом он знает, что обещанные деньги существуют в природе, больше того, они уже зачислены в его банк.

При экспортно-импортных расчетах финансовые организации чаще всего работают по непокрытым аккредитивам. Их еще называют гарантированными. Исполняющий банк открывает в банке-эмитенте корреспондентский счет на сумму контракта, а потом списывает с него деньги по мере того, как платит бенефициару.

Кумулятивный и некумулятивный. Если банк разрешает плательщику зачислить не потраченную по текущему аккредитиву сумму на счет нового, такой аккредитив называется кумулятивным. Если неистраченные деньги возвращаются плательщику обратно, это некумулятивный аккредитив.

Когда компания часто работает с аккредитивами в одном и том же банке, есть смысл использовать кумулятивный аккредитив: не выводить деньги, если они вдруг остались, обратно, а перебросить их на оплату новой сделки.

Переводной (трансферабельный). Переводной аккредитив позволяет произвести выплату другому бенефициару, не являющемуся контрагентом плательщика по конкретной сделке. В этом случае плательщик должен подать в банк заявление и указать, кто имеет право получить деньги по аккредитиву.

Переводной аккредитив дает плательщику возможность рассчитаться с другими своими контрагентами, не переводя деньги со счета на счет.

Фирма закупает в долг металл, делает из него гвозди и продает. При этом с поставщиками металла она рассчитывается только после того, как реализует гвозди. В этом случае есть смысл сократить цепочку движения денег: поставщик металла будет получать деньги от покупателя гвоздей напрямую через переводной аккредитив.

Револьверный. Револьверный аккредитив открывают, когда сделка растянута по времени. Например, продавец поставляет товар партиями, а покупатель платит частями. Плательщик в этом случае может вносить деньги на аккредитив по мере того, как происходят расчеты.

Две компании сотрудничают постоянно, и нет смысла открывать для каждой сделки новый аккредитив, если можно сделать один «длинный» — револьверный.

Циркулярный аккредитив позволяет плательщику оплачивать свои счета в пределах определенной суммы через банки — агенты эмитента, например за границей.

С красной оговоркой. Аккредитив с красной оговоркой дает бенефициару возможность получить аванс до представления всех необходимых документов. Такое название появилось из-за того, что банки, выпускавшие в прошлом аккредитивы на бумажных бланках, выделяли оговорку об авансе в тексте красным цветом.

Резервный ( Stand-By ). Резервные аккредитивы используются для торговли со странами, где запрещены банковские гарантии, например США. Но по сути, резервный аккредитив является именно гарантией: банк-эмитент обязуется рассчитаться с бенефициаром от имени плательщика, даже если у того не будет денег.

Источник

Способы расчётов по сделкам с недвижимостью

Котова Наталия Николаевна, руководитель Расчётных центров “Банковский-6”, “Невский-8”, рассказывает о способах расчётов по сделкам с недвижимостью.

Одним из важнейших моментов при покупке или продаже недвижимого имущества являются взаиморасчёты между покупателями и продавцами. Расчёты могут осуществляться различными способами, среди которых:

В нашем цивилизованном мире способ расчётов передачей денег из рук в руки кажется, по меньшей мере, странным. Но в некоторых регионах нашей страны до сих пор существует практика, когда покупатель непосредственно передаёт продавцу деньги. Конечно, это единичные случаи, которые следует рассматривать как исключение из правила. В большинстве же случаев граждане рассчитываются более цивилизованными способами. Рассмотрим их.

Самой популярной схемой расчётов на рынке недвижимости Санкт-Петербурга остаётся использование сейфовой ячейки. Для проведения расчётов на период сделки покупателем и продавцом (иными заинтересованными лицами) арендуется сейфовая ячейка, в которую помещаются наличные денежные средства, а в договоре аренды ячейки определяется порядок доступа к ней при условии совершения сделки и при условии её несовершения. Наличные деньги перед помещением их в ячейку тщательно пересчитываются, проверяются на подлинность самостоятельно клиентами или с помощью кассира, затем упаковываются в специальные пакеты. В этих пакетах могут быть запечатаны не только денежные средства, но и расписки о получении этих денежных средств от продавцов. Когда сделка совершена и приходит время изъятия пакетов из ячейки, продавец получает пакет с деньгами, а покупатель – пакет с распиской.

Изъятие ценных пакетов (с деньгами и с расписками) может осуществляться как самостоятельно арендаторами ячейки, так и под контролем сотрудника сейфового хранилища. В первом случае в число арендаторов может входить третье лицо, не являющееся получателем или вносителем денежных средств за продажу недвижимости, но выполняющим контролирующую функцию. Это может быть риэлтор, комиссионные которого тоже хранятся в этой ячейке как гарантия его заинтересованности в сделке. Однако чаще используется второй случай, когда арендаторы возлагают обязанность проконтролировать процесс изъятия ценных пакетов на специалиста сейфового хранилища в строгом соответствии с условиями их получения, определёнными в договоре аренды ячейки (так называемый «эксперт-сейфинг»).

Расчёты по сделкам с недвижимостью через сейфовую ячейку очень удобны при проведении сложных сделок, с множеством «встречных» покупок. Наибольшую востребованность они приобрели в расчётных центрах, у которых расчёты по сделкам с недвижимостью являются основным видом деятельности, а значит специалисты этих центров, имеющие квалификацию юристов, качественно проконсультируют клиентов по существу их сделки, посоветуют и оформят нужную форму договора аренды ячейки.

Предоставление в аренду сейфовых ячеек также предусмотрено и в банках.

Чаще – не выделяясь в линейке среди других банковских продуктов, когда арендовать ячейку можно, как правило, для индивидуального пользования. Редкие банки берутся произвести расчёты по сделкам с недвижимостью с помощью сейфовой ячейки, предусматривая для своих клиентов все возможные условия доступа к сейфу.

При аренде сейфовой ячейки не производится опись денежных средств и другого имущества, помещаемого в ячейку. Это означает, что в договоре аренды ячейки нет указания на суммы денег в ценных пакетах. Стоимость ценных пакетов можно зафиксировать в соглашении о порядке взаиморасчетов по сделке, заключаемом накануне сделки между клиентами. Это также означает, что в ячейку могут быть помещены денежные средства в сумме, отличающейся от суммы, указанной в договоре купли-продажи. Ответственность и банков, и расчётных центров ограничивается только сохранностью сейфа в целом и организацией доступа к нему в соответствии с условиями договора аренды.

Покупателям и продавцам, желающим указать суммы денежных средств в договоре, подойдёт способ расчётов, при котором наличные денежные средства принимаются банком или расчётным центром на ответственное хранение. Другими словами, передаваемые на хранение наличные средства подвергаются подробной описи, и, как в случае с ячейкой, могут быть возвращены клиентам (поклажедателям) при условии совершения сделки или при условии её несовершения в полном соответствии с составленной ранее описью.

Услуга ответственного хранения для расчётов по сделкам с недвижимостью оказывается банками крайне редко.

По данным анализа, проведённого нашими Расчётными центрами, доля этой услуги в банках составляет около 1% в числе способов расчётов по сделкам с недвижимостью, а в некоторых банках она просто не разработана. Далеко не каждый банк пойдёт навстречу клиентам и пропишет все условия, необходимые для расчётов. Другими словами, банки не хотят лишней ответственности.

Расчётные центры «Невский-8» и «Банковский-6» оказывают услугу ответственного хранения денежных средств уже около 3-х лет. Форма договора ответственного хранения основана на форме договора «Эксперт-Сейфинг», когда определены получатели ценных пакетов, но с указанием конкретной денежной суммой напротив каждого такого ценного пакета. Это означает, что расчётный центр берёт на себя обязанность выдать определённому получателю не только ценный пакет под определённым номером, но и конкретную сумму, в нём находящуюся, в строгом соответствии с условиями договора и описью, помещённой в каждый пакет.

Стоимость договора ответственного хранения выше стоимости договора аренды ячейки, но ведь и ответственность Хранителя (банка, расчётного центра) также велика.

Итак, наличная форма расчётов остаётся самой популярной, несмотря на то, что в повседневной жизни граждане всё более активно используют кредитные и дебетовые банковские карты.

Однако равняясь на цивилизованную Европу, граждане нашей страны всё чаще прибегают к безналичным способам расчётов по сделкам с недвижимостью. За границей все взаиморасчёты давно уже происходят по «безналу»: прямым переводом денежных средств со счёта на счёт и с помощью аккредитива. Первый вариант имеет там большее распространение, однако нет гарантии, что покупатель окажется недобросовестным исполнителем – не нарушит условия договора и не перечислит деньги продавцу.

Так же, как в вышеперечисленных способах расчётов, деньги на счёт продавца поступают с блокированного счёта по предъявлению необходимых документов (свидетельства о регистрации и пр.).

Стоит отметить, что такая схема не удобна при проведении расчётов для «цепочек» и расселений. Если получателей денежных средств несколько, придётся открывать несколько аккредитивов. Кроме того, возникает необходимость указания в договоре купли-продажи полной стоимости объекта недвижимости, что может не устраивать участников сделки (в частности продавца, на которого ложится обязанность по уплате государству налога в размере 13 % от полученного дохода в связи с продажей, если он владеет объектом недвижимости менее 3-х лет). К сожалению, не так велико число граждан в нашей стране, желающих «обнаружить» имеющиеся у них денежные средства.

Неудобство, с которым может столкнуться покупатель квартиры при таких расчётах, это невозможность быстро вернуть деньги с блокированного счёта, если сделка не состоялась. Аккредитив открывается максимально до 90 дней. Чаще всего прописывается максимальное количество времени на случай задержки документов из регистрационной палаты или на случай технических ошибок, исправление которых также занимает некоторое время. Поэтому, если сделка все-таки не состоялась по каким-либо причинам, деньги остаются на блокированном счёте и недоступны для владельца весь срок действия аккредитива. Тем не менее, аккредитив не менее надежен, чем наличные деньги, и более безопасен, чем безналичный перевод. Безналичные расчёты обязательны в сделках с привлечением кредитных денежных средств, субсидий, сертификатов. Не имея достаточного количества денежных средств, чтобы приобрести жильё самостоятельно, граждане активно принимают помощь государства в форме различных программ и предложения банков о предоставлении кредитов на покупку жилья. В помощь гражданам при приобретении недвижимого имущества государство реализует различные программы. При этом оно не выдаёт деньги на руки, а переводит деньги со своего счёта на счёт покупателя, а покупатель, в свою очередь, на счёт продавца.

В этой схеме сложным бывает получить согласие продавца в ней участвовать, так как ему придётся проводить через свой банковский счёт всю сумму сделки, и, как в случае с аккредитивом, уплатить налог 13 % от полученного дохода (при владении объектом недвижимости менее 3-х лет). Кроме того, за снятие денег со своего счёта, т.е. за «обналичивание», продавец также должен уплатить банку комиссионный сбор.

Юридический справочник | Просмотров: 308 | Дата размещения: 26.08.2014

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *