Что такое расход доход технология 8 класс
Конспект урока по технологии «Доходы и расходы» 8 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по технологии 8класс
Тема урока: «Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета».
Цель урока: «Формирование знаний обучающихся по теме «Бюджет семьи».
— ознакомиться с понятием семейный бюджет
— изучить структуру семейного бюджета
— научиться определять тип семейного бюджета
Тип урока : комбинированный
— словесные ( беседа, объяснение)
— наглядные (презентация по новой теме)
— практические приёмы (самостоятельная работа, ролевая игра)
— контроль и взаимоконтроль
Технические средства: компьютер
— учебник Технология 8 класс В. Д. Симоненко
— поурочные планы по учебнику Технология 8 класс В. Д. Симоненко
— основы домашней экономики В. Д. Симоненко 1995г.
— вступительное слово учителя
— проверка домашнего задания
— формулировка темы урока
— сообщение цели и задач урока
-изложение нового материала
— закрепление нового материала, подведение итогов, выставление оценок
(приветствие, отметить отсутствующих)
Вступительное слово и проверка домашнего задания
На прошлом уроке мы с вами говорили о семье, о значении её роли в жизни каждого человека.
Скажите, что вы понимаете под словом семья?
( это ячейка (частичка) общества, важнейший источник социального и экономического развития, члены которой связаны брачными или родственными связями).
Семья выполняет ряд функций. Перечислите мне эти функции.
Все эти функции семьи и изучает «домашняя экономика».
Скажите, что такое домашняя экономика? Как вы это поняли? На что она направлена?
( это наука о повседневной экономической жизни семьи, направленной на удовлетворение потребностей её членов, деловой связи с окружающей средой, воспроизводства её ресурсов, производства товаров и услуг. Домашняя экономика- это умение разобраться со своими потребностями, выбрать оптимальные, эффективные средства их удовлетворения, разумно организовать семейный труд, рассчитывать расход денег и времени, быть в меру щедрым и скупым, знать цену трудовой копейки)
На прошлом уроке вам было дано домашнее задание: Провести опрос среди членов семьи по предложенной анкете.
Давайте вспомним: О чём были вопросы анкеты?
А для чего нам нужна полученная информация?
Существует понятие, которое включает всё то что мы сейчас обсуждали (зарплата родителей, расходы). Может кто-то знает, как оно называется и попробует сформулировать тему нашего урока.
( ответ «Бюджет семьи»)
(открыли тетради и записали тему урока)
Цель нашего урока: Формирование знаний по теме «Бюджет семьи».
Для того, чтобы достигнуть поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
— ознакомиться с понятием семейный бюджет
— изучить структуру семейного бюджета
— научиться определять тип семейного бюджета семьи
Попробуйте дать определение понятию «бюджет»
( бюджет – это структура всех доходов и расходов семьи за определённый период времени (месяц или год))
( запишите определение в тетрадь)
Скажите, какие 2 части в бюджете мы можем выделить?
( правильно, доходная часть и расходная часть)
Давайте разберём доходную часть . Скажите, что вы понимаете под доходом? Из чего он складывается?
( доход – это деньги, которые поступают в семью, это зарплата родителей, пенсии бабушки и дедушки, стипендия брата или сестры, от рода деятельности, от предприятия)
(доход – это деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого- либо рода деятельности.
Все полученные средства составляют совокупные доходы). Определение запишите в тетрадь.
Подумайте, на что ваша семья тратит деньги? Что является семейными расходами?
( на покупку продуктов питания, проезд в транспорте, покупку одежды, оплату коммунальных услуг и т.д.)
Значит, мы можем сказать, что расход – это
( расход – это затраты, издержки, потребление чего – либо для определённых целей). Определение запишите в тетрадь.
Мы с вами разобрали 2 основные части бюджета. А теперь представим бюджет семьи в виде весов.
На одну чашу весов помещаем доходы семьи, на другую постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы они пришли в полное равновесие. Трудность в том, что набор гирек велик и они очень разные. И если обе чаши будут в равновесии, тогда говорят, что такой бюджет называется
( сбалансированным, т.е. мы потратили столько денег, сколько заработали). Схему и название бюджета запишите в тетрадь.
На чашу с расходами начинаем подкладывать гирьки. Делаем необходимые расходы (питание, коммунальные услуги и т.д.). Чаша начинает опускаться. Если мы купили всё необходимое и чаша не достигла горизонтального уровня такой бюджет называется
( избыточным, значит мы потратили денег меньше, чем заработали). Схему и название бюджета запишите в тетрадь.
Но мы продолжаем ставить гирьки на чашу расходов. Как вы знаете, соблазнов у нас много. Придя в магазин глаза у нас разбегаются, порой покупаем то, без чего мы могли обойтись. И что мы видим? Расходы превышают доходы. Тогда говорят, что
(что бюджет имеет дефицит). Мы потратили больше денег, чем заработали, пришлось занимать в долг. Схему и название бюджета запишите в тетрадь.
Значит, мы можем сказать: Бюджет семьи должен быть строго сбалансированным, т.к. это позволяет рационально использовать ресурсы семьи, удовлетворить большинство потребностей.
Класс разделить на группы. Каждая группа – семья, в которой разный состав членов семьи. В семье надо определить тип бюджета. Для этого следует:
— просуммировать весь доход семьи
— просуммировать все расходы в семье
— сравнить эти две суммы
Листы с выполненным заданием в конце урока собираются. Я более подробно ознакомлюсь с работами и окончательно оценку скажу на следующем уроке.
Закрепление нового материала (тест)
Чтобы закрепить полученные на уроке знания и в качестве самоанализа давайте проведём тест. Я вам буду задавать вопросы, а вы если со мной согласны, то ставите +, если нет –
— бюджет семьи – это структура всех доходов и расходов семьи за определённый период времени? +
— бюджет включает 2 части +
— если Д > Р такой тип бюджета называется избыточным? +
— если Д = Р такой тип бюджета называется сбалансированным +
Чтобы достичь цели урока, мы должны были решить задачи. Все задачи решены, значит цель урока ДОСТИГНУТА.
Подведение итогов, поставить оценки.
Домашнее задание: Подумать, какой вклад лично вы можете внести в семейный бюджет и мотивировать.
На этом наш урок окончен. Всем спасибо за урок.
Семейный бюджет. Доходная и расходная части бюджета
Урок 5. Технология 8 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Семейный бюджет. Доходная и расходная части бюджета»
На прошлых уроках вы уже познакомились с такими понятиями как «семья» и «семейная экономика», а также немного поговорили о «расходах», «доходах» и «прибыли».
Напомним, что семья – это важнейший источник социального и экономического развития общества.
Семейная экономика начинается с момента зарождения семьи и является важным делом, так как помогает семье разобраться с потребностями, разумно организовать семейный труд и самое главное – правильно распланировать семейный бюджет.
Семейный бюджет – это важная составляющая благополучия в семейной жизни. Ведь если научиться грамотно планировать бюджет, то жизнь всех членов семьи будет поддерживаться на достаточно высоком уровне.
Так что же это такое – семейный бюджет?
Проще говоря, под семейным бюджетом понимают структуру (или перечень) всех доходов и расходов семьи за какой-то определённый период времени. Чаще всего этот период составляет месяц или год.
То есть получается, что основные составляющие семейного бюджета – это доходы и расходы семьи.
Что такое доход, понятно. Это все денежные средства или материальные ценности, которые получают члены семьи из разных источников.
А вот основными источниками доходов могут быть: заработные платы членов семьи; социальные выплаты: то есть пенсии, пособия и стипендии; доходы от ценных бумаг; доходы от сдачи недвижимости и других средств в аренду; выплаты и льготы от общественных организаций; доходы от приусадебного хозяйства; доходы от предпринимательской деятельности; а также доходы из других источников.
Все полученные средства членами семьи вместе составляют совокупный доход.
В свою очередь, расход – это те денежные средства, которые семья тратит, то есть отдаёт из своего семейного бюджета.
Все расходы семьи можно разделить на две большие группы: постоянные и переменные.
Постоянные расходы планируются заранее на какой-либо период, в течение которого они не меняются.
Несложно догадаться, что переменные расходы могут меняться в зависимости от потребностей в рассматриваемом периоде. Они делятся на две подгруппы: периодические и единовременные.
Периодические расходы связаны с покупкой предметов различного срока пользования, например, покупкой мебели или одежды, и определёнными сезонными явлениями, например, заготовкой ягод и овощей впрок.
А вот единовременные расходы чаще всего связаны с какими-то критическими непредвиденными ситуациями, например, покупка лекарств, ремонт бытовой техники, и покупкой предметов роскоши, например, произведений искусства или украшений.
Для того, чтобы эффективно использовать свои доходы, каждая семья должна научиться правильно распределять свой бюджет. Как правило, в ваших семьях этим занимается один из родителей.
Из чего же складывается семейный бюджет и на что он расходуется? Давайте попробуем в этом разобраться на примере нашей семьи Реутовых. Напомним, что это семья состоит из мамы, папы, сына, дочки, дедушки и бабушки, имеет огород и небольшое хозяйство.
В семье Реутовых, в качестве домашнего бухгалтера выступает мама. Она ведёт учёт всех имеющихся финансовых ресурсов и планирует расходы. Для этого мама даже завела отдельную тетрадь, где отмечает источники доходов и виды расходов.
Давайте заглянем к маме в тетрадь.
Итак, в качестве источников доходов здесь отмечены: зарплата папы, социальные выплаты государства, то есть пенсии бабушки и дедушки, пособие мамы, находящейся в декретном отпуске, стипендия сына, а также доход от шитья мамы на заказ, доход от продажи овощей и фруктов, выращенных в личном подсобном хозяйстве семьи, и взятые в кредит деньги.
Как и любая семья, наша семья Реутовых не только получает доход, но и расходует определённые средства на поддержание своей жизнедеятельности.
Они оплачивают взятый кредит в банке; квартплату, коммунальные услуги, налоги, пользование интернетом; закупаются продуктами питания; и покупают проездные билеты на транспорт. Кстати, такие расходы относятся к постоянным.
Ещё семья Реутовых планируют сделать небольшой ремонт дома, приобрести новую бытовую технику и мебель, купить одежду и обувь для детей; а также запастись семенами и удобрениями для своего приусадебного участка. Перечисленные расходы относятся к переменным.
Ну и, конечно же, семья Реутовых очень хочет удовлетворить свои культурные потребности: то есть сходить в кино, театр и музей, планирует отложить деньги на поездку в отпуск. Что подразумевает откладывание средств, то есть накопления и сбережения.
Если в семейном бюджете получится так, что доходы равны расходам, то такой бюджет называют сбалансированным. Если предполагаемые расходы превышают доходы, то тогда говорят, что бюджет имеет дефицит. Ну, а если же получается так, что доходы превышают расход, то бюджет называется избыточным.
Конечно же желательно, чтобы бюджет семьи был либо сбалансированным, либо избыточным, так как это позволит рационально использовать финансовые ресурсы и удовлетворить большинство потребностей каждого члена семьи.
Денежные расходы семьи можно условно разделить на четыре группы: налоги и другие обязательные платежи; питание; личное потребление; денежные накопления и сбережения.
Давайте рассмотрим каждую из этих групп немного подробнее.
Начнём с налогов и обязательных платежей. С каждого работающего человека берут подоходный налог. Он составляет 13% от начисленной зарплаты.
Что касается обязательных платежей, то к ним относят: взносы в общественные и кооперативные организации, погашение банковских ссуд и кредитов, оплату коммунальных услуг, транспортные расходы, плату за образование и дополнительные услуги бесплатного образования (например, за посещение кружков и различных секций), а также оплату за детский сад.
Кстати, коммунальные услуги состоят из: платы за отопление (сюда входит отопление помещения и подогрев воды), платы за газ, платы за воду, платы за электроэнергию, платы за радио и телефон.
Питание – это главная часть расходов семейного бюджета. Как правило, на питание тратится от тридцати пяти до пятидесяти процентов общих доходов семьи.
Следующая группа: расходы на личное потребление. Она состоит из покупки одежды и обуви, предметов ухода за внешностью и так далее. Вот, например, мама хочет обновить свою косметичку, а папа планирует приобрести новую удочку. В общем, личные расходы – это то, что идёт на нужды конкретного члена семьи.
И последняя группа: накопления и сбережения. Чаще всего они предполагают какие-то грандиозные покупки. Это может быть и покупка новой бытовой техники, мебели, предметов роскоши, а также затраты на досуг и отдых.
На этом уроке мы говорили о семейном бюджете. Узнали, что бюджет семьи – это структура её доходов и расходов за какой-то определённый период времени. В свою очередь доход – это все денежные средства в совокупности, которые получает семья из разных источников. А расход – это те денежные средства, что семья отдаёт из своего бюджета. Каждой семье очень важно научиться грамотно планировать свой бюджет. Поскольку от того, насколько правильно он будет составлен, во многом будет зависеть будущее финансовое состояние семьи в целом.
Конспект урока «Расходы и доходы» 8 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: « Расходы и доходы»
Учитель: Талинова Ф.А.
Способствовать формированию знаний и умений планирования расходов семьи, навыков ведения домашней бухгалтерии; научить применять полученные знания в жизненных ситуациях.
рассмотреть различные виды бюджета;
сформировать понятия бюджет, доход, расход;
ознакомить с основными источниками доходов и расходов семьи;
сформировать представление о структуре бюджета семьи;
познакомить с основами домашней бухгалтерии.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Сообщить учащимся тему и цель урока.
Актуализация опорных знаний.
“ Неважно, сколько человек получает. Важно, какую сумму он готов потратить”, – считают продавцы магазинов категории люкс.
Применительно к семейному бюджету можно перефразировать: неважно, сколько вы получаете, важно, сколько остается за день до зарплаты. Если не остается ничего – значит, у вас проблемы с планированием семейного бюджета.
Определение начальных экономических знаний. Используя жизненный опыт учащихся, учитель создает проблемную ситуацию, тем самым стимулирует познавательную деятельность.
Для чего нужно планировать бюджет семьи? (учащиеся отвечают)
Рациональное расходование денежных средств является необходимым условием нормального существования семьи (нелегко прожить от получки до получки). Нам нужно научиться правильно решать вопросы, связанные с семейным бюджетом.
Формирование новых знаний.
Что такое бюджет семьи?
Бюджет семьи – это структура всех доходов и расходов за определенный период времени – месяц или год.
Что такое доход? Совокупный доход? (учащиеся отвечают)
Все полученные средства составляют совокупные доходы. Семья может потратить только ту сумму, которую заработали ее члены. Ни копейки больше.
Расход – это затраты, издержки, потребление чего-либо для определенных целей.
Главный смысл в том, чтобы доходы не превышали расходы.
Бюджет можно представить в виде весов. На одну их чашу помещаем доходы семьи, на другую ставим расходы так, чтобы чаши пришли в полное равновесие.
Если весы находятся в равновесии: расходы равны доходам – бюджет сбалансированный.
Когда расходы превышают доходы, то говорят, что бюджет имеет дефицит.
Если же складывается ситуация, при которой доходы больше расходов, то бюджет называется избыточным.
Бюджет семьи должен быть строго сбалансированным, так как это позволяет рационально использовать ресурсы семьи, удовлетворить большинство потребностей.
Что входит в семейный бюджет?
В начале урока мы с вами говорили, что бюджет состоит из двух статей: дохода и расхода.
Что входит в статью дохода? (учащиеся отвечают)
Что входит в статью расхода? (учащиеся отвечают)
1. Заработная плата членов семьи
2. Пенсии, стипендии, пособия
3. Доход от личного подсобного хозяйства
4. Доход от других источников
– от сдачи недвижимости и других средств в аренду;
– выплат и льгот от общественных организаций;
– от предпринимательской деятельности)
3. На непродовольственные товары
4. На культурно-бытовые услуги
5. Накопления, сбережения
Проверка выполненного задания
Основные источники дохода семьи могут быть следующие:
пенсии, стипендии, пособия
от личного подсобного хозяйства
от предпринимательской деятельности
от других источников (ценные бумаги, подарки, выигрыши).
Чтобы рассчитать семейный бюджет, нужно знать, на что расходуются деньги.
Все расходы можно разделить на две группы: постоянные и переменные.
Основные статьи расходования семейного бюджета:
потребительские (плата за жильё, питание, непродовольственные товары, услуги, культурно-бытовые нужды, транспорт).
налоги, платежи по кредитам.
Планирование семейного бюджета – это реальная оценка и реальное использование будущих доходов с учётом действующих цен и уровня инфляции. Основные принципы составления плана расходов: подсчитать общую сумму доходов;
вычесть обязательные платежи;
определить сумму расходов на питание, транспорт, хозяйственно-бытовые нужды, предметы личной гигиены, медикаменты, кино, театр…);
учесть сезонные расходы ( подписка на газеты, журналы, закупка картофеля на зиму…);
учесть прочие расходы (подарки, карманные расходы, дни рождения);
рекомендуется выделить резерв на непредвиденные расходы.
Если вычесть все перечисленные деньги из дохода, то получится сумма, которую можно истратить на удовлетворение потребностей каждого члена семьи или положить в банк для накопления.
Учащиеся устно отвечают на вопросы:
Как вы думаете, какое состояние бюджета считается лучшим с экономической точки зрения и почему?
Из чего складывается доходная часть семейного бюджета?
Перечислите источники доходов вашей семьи?
На какие виды расходов распределяется доход семьи?
Что включают в себя обязательные платежи?
взносы в общественные организации,
погашение ссуд в банке, кредитов;
оплата коммунальных услуг(квартплата, топление, газа, вода, электроэнергии,
телефона, радио и т.д.);
оплата детского сада;
дополнительные услуги образования.
Как следует поступать, если расходы больше, чем реальные доходы?
Кто в вашей семье является “домашним бухгалтером”? Почему?
Домашний бухгалтер – это член семьи, который занимается семейной бухгалтерией, т.е. ведет хозяйственную книгу, в которой записывает все суммы доходов и расходов за определенный период времени. Сейчас в большинстве семей сложилась такая система, когда все нити семейного бюджета находятся у мамы. Но и вы не должны чувствовать себя сторонними наблюдателями. Каждый должен иметь право голоса в распределении доходов и уметь это делать рационально. Побыв в роли главного экономиста даже непродолжительное время, вы поймете, что расходовать деньги грамотно, целенаправленно, осмысленно – труд непростой. Но всему можно научиться. Об этом нужно помнить всегда.
Давайте вспомним вопрос, поставленный в начале урока. (Для чего нужно планировать бюджет семьи?
Так как же надо планировать семейный бюджет?
Учитель подводит итог:
Чтобы стать рачительным хозяином, необходимо иметь представление о бюджете своей семьи, уметь рассчитывать ее доходную и расходную части.
А чтобы посмотреть, действительно ли вы поняли, зачем нужно рассчитывать семейный бюджет, проведем небольшой тест: «Умеете ли вы считать деньги».
Задание: Проверьте свои способности в управлении семейной экономикой с помощью шуточного теста
Урок «Бюджет семьи»8 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МАОУ СОШ №15 г.Балашиха
урока по технологии для 8 класса
Тема урока «Бюджет семьи»
Цель: сформировать понятия «семейная экономика», «бюджет семьи», рассмотреть правила составления кассой книги семейного бюджета
Планируемые учебные результаты
Предметные: сформировать общее представление о семейной экономике, бюджете семьи, её доходных и расходных статьях, планировании семейного бюджета, хранение сбережений
Личностные: Развивать понимание того, что, знания, усвоенные на занятиях, способствуют приобретению важных жизненных умений и навыков, формирование умение коллективно обсуждать рациональность тех или иных затрат и принимать разумное решение, развитие логического мышления, внимания. Памяти.
Коммуникативные: взаимодействие с учителем во время опроса, участие в коллективном обсуждении проблем
Место проведения урока: кабинет технологии.
Оснащение урока: презентация «Бюджет семьи», ПК, рабочая тетрадь
Формирование УУД: познавательные
· формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
· овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
1. Организационный момент.
Повторение изученного материала
Из каких источников можно получить информацию о товарах?
Какие виды маркировки товара вы знаете?
Перечислите известные вам области применения штрихкода?
Выполните тестовое задание (приложение 1)
2. Мотивационное начало урока.
Сегодня на уроке мы поговорим о семейном бюджете.
Что такое бюджет семьи?
Ответ: Это структура всех доходов и расходов за определённый период времени (месяц или год.)
? Что понимают под доходом семьи?
Ответ: Это затраты, издержки, потребления чего-либо для определённых целей.
3. Объяснение нового материала
Семья как ячейка общества играет важную экономическую роль. Мы постоянно ощущаем потребность в еде, тепле, защите, труде, общении, признании и т. п.
С одной стороны, именно в рамках семьи осуществляется удовлетворение насущных потребностей человека, с другой — эти потребности определяют и направляют развитие экономики.
Например, рост спроса на бытовые электроприборы не только стимулирует производство этих приборов, но требует также и увеличения выработки электроэнергии.
Таким образом, выполняемая семьёй экономическая функция связана с удовлетворением потребностей и накоплением ресурсов 1 . (это запасы, средства для выполнения какой-либо деятельности, которыми обладает государство, общество, предприятие, отдельный человек или семья.)
Разобраться со своими потребностями, выбрать оптимальные эффективные средства для их удовлетворения, разумно организовать семейный труд, рассчитать расход денег и времени нам помогает семейная экономика — наука, изучающая закономерности экономической жизни семьи.
Чтобы экономическая жизнь семьи была эффективной, надо представлять себе расходы семьи и то, как они соотносятся с её доходами.
Ваши родители работают и содержат семью. Расходы на удовлетворение ваших потребностей занимают значительное место в семейном бюджете. Это затраты на питание, одежду, обувь, учёбу, дополнительное образование (кружки, курсы, секции), хобби.
Но если раньше доходы родителей были единственным источником в семье, то сейчас многим школьникам позволяется иметь свой личный заработок при условии, что работа не наносит ущерба учёбе.
Источниками доходов школьников, кроме карманных денег от родителей, могут быть:
· индивидуальная трудовая деятельность (например, декоративно-прикладное творчество и т. д.);
· коммерческая деятельность (например, продажа пирожков, газет, журналов и т. д.);
· оказание услуг (например, присмотр за ребёнком в отсутствие его родителей, помощь пенсионерам и инвалидам и т. д.).
Структура расходов и доходов в бюджете семьи должна быть четко определена, необходимо ясно понимать, каковы источники доходов и какие есть статьи расходов.
Бюджет семьи — это структура всех её доходов и расходом за определённый период времени (месяц или год).
Под доходом понимают деньги или материальные ценности, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия, отдельного лица за выполненную работу, услугу или какую-либо другую деятельность. Все полученные средства составляют совокупный доход.
Расход — это затраты на питание, одежду, транспорт, на изготовление, содержание, ремонт, обслуживание каких-либо изделии или оплату услуг, накопление средств для покупки дорогостоящих товаров и т. д.
Если весы находятся в равновесии, то есть расходы равны доходам, — бюджет сбалансированный. Когда расходы превышают доходы, тогда говорят, что бюджет имеет дефицит. Если же складывается ситуация, при которой доходы больше расходов, то бюджет называется избыточным.
На рисунке представлены возможные составляющие семейного бюджета — источники дохода и статьи расхода. И хотя схема не отражает реальной бюджетной ситуации конкретной семьи, вы можете воспользоваться ею при составлении собственного семейного бюджета.
Заработная плата членов семьи.
Доходы от предпринимательской деятельности.
Пенсии, стипендии, пособия.
Доход от приусадебного хозяйства.
Доходы из других источников (доходы от ценных бумаг, доходы от сдачи недвижимости 1 и других средств в аренду, выплаты и льготы от общественных организаций и др.)
Обязательные платёжные сборы (налоги, оплата жилья и др.).
Расходы на питание.
Покупки непродовольственных товаров (одежда, обувь, мебель, предметы домашнего обихода).
Расходы на культурные потребности (кино, театр, музей).
Расходы на транспорт и связь (сотовая связь, Интернет).
Составляющие семейного бюджета
Сбалансированный бюджет семьи позволяет рационально использовать её ресурсы и удовлетворять большую часть потребностей. Каждая семья должна уметь правильно распределять свой бюджет. Для этого необходимо знать основы домашней бухгалтерии. Чаще всего домашним бухгалтером является один из ваших родителей.
Планирование семейного бюджета — дело довольно сложное. Чтобы спланировать, сколько средств и на что будет израсходовано, надо располагать данными не только о своих доходах, но и расходах, о ценах на товары.
Слайд №4 структура семейного бюджета
Слайд №5 Расходы семьи
Постоянные расходы — это расходы, которые можно осуществить или запланировать на какой-либо период, в течение которого они не меняются. К ним относят покупку основных продуктов питания, плату за квартиру, подписку на периодические издания, оплату услуг страховых компаний, проездного билета и т. д.
Переменные расходы включают в себя периодические (циклические и сезонные) и непредвиденные расходы.
К циклическим расходам относится покупка предметов различного срока пользования (мебель, верхняя одежда, бытовая техника, материалы для ремонта квартиры и т. д.).
Сезонные расходы связаны с определёнными сезонными явлениями (заготовка впрок ягод и овощей, закупка семян и удобрений для садового участка и т. п.).
Непредвиденные расходы включают в себя расходы, часто связанные с критическими ситуациями (покупка лекарств, ремонт бытовой техники и др.).
Можно выделить и единовременные расходы. Это приобретение произведений искусства, украшений и т, д.
Денежные расходы семьи принято делить на три основные группы: налоги и другие обязательные платежи; личное потребление; денежные накопления и сбережения.
Рассмотрим подробнее обязательные платежи. В них входят: налоги (в частности, подоходный); взносы в общественные и кооперативные организации, например в жилищно-строительный кооператив; погашение банковских ссуд и кредитов; оплата услуг детского сада и коммунальных услуг (квартиры, отопления, газа, воды, электроэнергии, телефона, радио, Интернета и т. д.), транспортные расходы; плата за образование или за дополнительные услуги бесплатного образования (кружки, секции).
Подоходный налог берётся с физического лица и составляет 13 % от начисленной заработной платы. Эти деньги вычитаются из зарплаты.
Кредит — предоставление в долг товаров или денег. Когда в долг дают деньги, то такой кредит называют д енежной ссудой. Ссуду может взять как предприятие, организация, так и любой совершеннолетний гражданин.
Условия, при которых даётся кредит:
1. платёжеспособность (способность уплатить проценты за пользование кредитом);
2. срочность (возврат денег в точно назначенный срок);
3) возвратность (обязательность возврата всей суммы долга с учётом процентов).
Страхование. По мере роста благосостояния семьи возрастают расходы на страхование имущества, здоровья и т. д. В Советском Союзе государство брало на себя основные расходы по жизнеобеспечению человека и люди обыкновенно не задумывались о необходимости страхования имущества. В настоящее время, когда многие семьи живут в собственных домах, купленных или приватизированных квартирах, для всех становится ясным, что нужно застраховать своё имущество от возможных случаев его повреждения или потери в результате пожара, стихийного бедствия или других непредвиденных обстоятельств.
Спектр услуг, предоставляемых страховыми компаниями, очень широк, и каждая семья может выбрать то, что нужно именно ей, исходя из возможностей своего бюджета. Следует отметить, что расходы на страхование жизни, здоровья и имущества сегодня составляют заметную долю расходной части бюджета семьи.
3. Практическая часть. А теперь мы с вами проведём игру:
Учащиеся объединяются в семьи. Они самостоятельно распределяют игровые роли:
Муж, жена, дочь, сын, дедушка и бабушка. Решается вопрос об общей фамилии (предположим семья Ивановых и Петровых), игровые имена, возраст, место работы или учёбы. Каждой семье предлагается подсчитать доходы семьи, расходы и определить тип бюджета семьи Ивановых и Петровых. (приложение 2)
Подводя итог игры представитель семьи отвечает на вопросы:
— К какому типу бюджета относится бюджет семьи Ивановых на январь месяц?
— Сможет ли с таким бюджетом семья Ивановых отложить деньги на летний отдых на море?
К какому типу бюджета относится бюджет семьи Петровых за январь месяц?
Сможет ли семья Петровых купить новый холодильник?
Экономия бюджета на примере коммунальных платежей:
К коммунальным платежам относятся: плата за отопление, газ, воду, радио, телефон, Интернет и др.
Плата за отопление. Расходы на отопление — самая крупная статья коммунальных платежей. Тепловая энергия в быту в основном идёт на отопление помещения (около 70 %) и на подогрев воды для бытовых нужд (около 30 %). Однако часть потреблённой тепловой энергии мы теряем.
Чтобы сэкономить тепловую энергию в быту, нужно:
1. утеплить окна и двери, особенно балкон;
2. рационально расставить мебель; она не должна препятствовать циркуляции тёплого воздуха от радиатора отопления;
3. содержать радиаторы отопления открытыми.
Плата за газ зависит от способа его доставки (в баллонах или по газопроводным трубам). В частных домах, отапливаемых газом, расчёт зависит от площади отапливаемого помещения.
Плата за воду. Расходы на воду составляют значительную часть бюджета. Экономия воды позволит экономить и энергоресурсы. В нашей стране в большинстве случаев плата за воду входит в общую сумму платы за квартиру и является одинаковой для всех. Однако в ряде городов она зависит от метража — площади квартиры. В новых домах устанавливаются специальные приборы для измерения расхода горя-
чей и холодной воды. Как показывает практика, это приводит к значительному уменьшению потребления воды жителями домов.
Оплата радиоточки производится по одинаковому для всех тарифу.
В настоящее время в домах устанавливаются счётчики, которые позволяют измерять расход электроэнергии отдельно в дневное и ночное время. «Ночная» электроэнергия стоит дешевле, чем «дневная», что стимулирует семьи к снижению расхода электроэнергии днём и увеличению расхода ночью. Всё это приводит к более равномерной нагрузке на электрические сети и снижает риск их отключения из-за перегрузки.
Оплата за коммунальные услуги может производиться через банки по расчётным книжкам или квитанциям оплаты, а также через Интернет и банкоматы с использованием банковской карты.
Экономия бюджета на примере планирования расходов семьи на питание
Значительную часть расходной статьи бюджета семьи составляют расходы на питание.
Пища — одна из основных потребностей человека, основа его здоровья, работоспособности и долголетия. Здоровый режим питания и правильный рацион — это также предмет домашней экономики, ведь от них зависит здоровье, а значит, и трудоспособность членов семьи. Кроме того, расходы на питание, составляющие у многих семей значительную часть (примерно 40 %) семейного бюджет, также зависят от продуманности подходов к этому вопросу. Питание должно быть сбалансированным, рациональным, то есть отвечать, определённым требованиям, таким как регулярность, разнообразие, необходимое количество и качество.
Расходы на питание в значительной степени зависят от принято го режима питания, то есть установленного по времени, структуре, объёму и калорийности порядка приёма пищи. Наиболее рациональным медики считают трёх- или четырёхразовое питание.
Расходная книга. Работа с учебником таблица 4 стр. 17 описание стр.19.
Тем, кто хочет научиться грамотно тратить деньги, необходимо запомнить и выполнять следующие обязательные условия: учёт, планирование, организация, контроль и коррекция.
Для разумного учёта лучше завести хозяйственную книгу, в которой будут отражены все поступления средств и их расходование. Отнеситесь к ведению бухгалтерской книги творчески. Придумайте ей название, например «Финансы поют романсы» или «Копейка рубль бережёт». Варианты ведения этой книги могут быть разными.
1. Если вы не любите углубляться в сложные экономические расчёты, то вверху на первой странице общей тетради напишите дату. Разделите страницу на две части: доход и расход. Записи должны вестись аккуратно и грамотно. Количество граф в расходной части может быть самым разным.
2. Второй вариант для людей, любящих анализировать, сравнивать, делать выводы. Записи в этой книге должны быть более подробными, скрупулёзными и вестись ежедневно. Лучше делать их сразу же после совершения покупки, так как трудно удержать в памяти траты, сделанные мимоходом. В конце месяца суммируются все доходы и расходы. Отнимите сумму расходов от суммы доходов и запишите остаток. Если он сходится с остатками денег в вашем кошельке, значит, все записи велись верно. Записи своих расходов делайте весь год. В конце года подведите итоги, уточните расходы по каждому счёту, рассчитайте его долю в общих расходах. Определите возможности накоплений, проанализируйте ошибки.
Расчеты можно вести на компьютере, пользуясь программами Мicrosoft Offic, с помощью электронных таблиц Ехсе1.
Вариант ведения учётной книги школьника