Что такое раскладка лекал
Раскладка лекал на ткани
Раскладку лекал на ткани следует начинать с крупных деталей: спинки, полочек, рукавов, выкройки деталей юбки. Все мелкие лекала (воротник, подборта, манжеты, обтачки, карманы и др.) размещают в промежутках между крупными частями выкройки.
Важно соблюдать направление долевой нити ткани, при этом, желательно стрелочкой на каждом лекале указать это направление. Отклонение от долевой нити лекала не должно превышать 1см на 1 метр длины ткани.
Кроме того, при индивидуальном пошиве одежды лекала основных деталей выкройки делаются без припусков на швы, раскладку их нужно делать с учетом величины припусков. Для каждой детали имеются свои минимальные значения допустимых припусков. См. схему ниже.
Правила раскладки лекал с учетом рисунка и качества ткани
Нет необходимости приводить экономичную схему раскладки юбки, брюк, платья и другой одежды отдельно. Достаточно знать основные правила размещения деталей на ткани, чтобы правильно и экономно уложить все части выкройки любой одежды. Вот некоторые из них.
1. Раскладку лекал выполняют на ткани с изнаночной стороны.
2. Сложив ткань пополам лицевой стороной внутрь, ее кромку нужно сколоть булавками. В таком случае во время работы (обмеловки, раскроя) ткань не будет смещаться.
3. Если рисунок ткани в полоску или в клетку, рисунок совмещают также и по краям (поперечным) и закалывают булавками. По линиям боковых и центральных швов нужно добиться совпадения клеток, полос и иного рисунка. Рисунок на рукавах размещают также с учетом симметричного его расположения на обеих руках, спинки и полочки.
При раскладке выкроек на ткани в крупную симметричную полоску или клетку, середину каждой детали совмещают с центром рисунка полоски или клетки, совмещая по контрольным линиям бокового шва юбки, брюк, платья и другой одежды.
На ткани с асимметричным рисунком полосок или клеток, центром рисунка следует считать самую ярко выраженную полоску или клетку. Если рисунок сложный, например, крупная несимметричная клетка, композиция из различных полос, то подгонку его на деталях кроя нужно проводить особенно тщательно.
4. Раскраивая парные симметричные детали, вырежьте сначала одну деталь и воспользуйтесь ей как выкройкой для другой детали. Наложите вырезанную деталь на ткань лицом к лицу, совмещая рисунок, сколите по контурам булавками и выкраивайте другую деталь.
5. Таким способом удобно пользоваться, если детали выкройки нужно кроить по косой. В этих случаях особенно важно совпадение рисунка по линии шва, так как расположение его на изделии является декоративным и композиционным элементом костюма.
7. Кроить ворсовые ткани нужно таким образом, чтобы ворс на изделии лежал сверху вниз.
8. На вельвете и бархате ворс должен быть направлен снизу вверх на каждой детали для сохранения матового оттенка ткани.
9. При раскрое гладкого однотонного или с мелким и разносторонним рисунком материала лекала можно располагать в противоположных направлениях.
Раскладка лекал деталей выкройки на ткани
1. Спинку изделия располагают по сгибу ткани. Полочку, если она имеет застежку, располагают к кромке. Если застежка по спинке и спинка имеет шов по средней линии, то к кромке располагают середину спинки.
2. Рукава выкраивают в развернутом виде (оба вместе) по долевой нити. Иногда ( по модели) рукава выкраивают «по косой» (45 градусов к долевой нити).
3. Если по ширине ткани не хватает на целый рукав, то надставки добавляют к задней части рукава. Ширина надставки не должна быть более 12см.
4. Пояс и манжеты выкраивают по долевой нити. Воротник выкраивают по поперечной нити, причем средняя линия воротника располагается строго по долевой нити.
5. Раскладку ассиметричных деталей производят на ткани в развернутом виде.
Величина припусков на швы
Величина припусков на швы зависит от вида ткани и способа обработки срезов. На сыпучих тканях припуски на швы увеличивают на 0,5-1см. Излишки срезают при обметывании.
В детских изделиях припуски по длине (на линии талии, низа юбки, рукавов) делаются больше, чем для взрослых на 1-2см.
Разметка лекал на ткани
1. Обводят лекала мелом или тонким кусочком высококачественного мыла. На светлых тканях можно пользоваться карандашом, но линии нужно проводить тонкие, почти незаметные.
2. Существуют еще и специальные фломастеры, от которых цветной след на ткани держится лишь определенное время (от нескольких часов до нескольких дней), а затем исчезает. Ошибочно проведенную линию можно убрать нейтрализующим составом, который находится с обратной стороны фломастера.
3. Кроме общего контура должны быть намечены вытачки, места расположения карманов, линии середины деталей, линии перегиба лацканов, положение первой петли и контрольные точки для правильного соединения деталей на швейной машине.
4. Контрольные точки должны быть отмечены в следующих местах: на спинке и полочке по лини талии; на припусках бокового шва и рельефов; по окату рукава (верхние точки и в точках переднего и локтевого перегибов); по проймам спинки и полочки.
При раскладке лекал выкройки ассиметричных деталей ткань раскладывают в разворот.
Другие статьи:
Раскладка кроя брюк и расход ткани
Брюки можно выкроить из 120-130см ткани, шириной 150см. Однако для кроя брюк свободного покроя эта норма может увеличиться ровно вдвое.
Как правильно снять мерки для платья
При построении выкройки платья необходимо снимать много дополнительных мерок. Перечень мерок для построения выкройки платья.
Шьем трикотаж без пропусков и петляния
Многие, кто пытался шить трикотаж на обычной швейной машинке, замечали, что часто машинка отказывается делать красивую и ровную строчку. В трикотажной строчке образуются пропуски, нижняя нитка петляет, а иногда и обрывается. Почему так происходит и как можно это исправить?
Прибавки на свободное облегание
Таблица прибавок на свободное облегание в зависимости от силуэта женской одежды.
Технические условия раскладки лекал.
Подготовка тканей к раскрою. Раскладка лекал. Расчет эффективности раскладки.
Для раскладки на ткани применяют лекала, изготовленные в Домах моделей и лабораториях. Различают лекала-эталоны и рабочие лекала. Лекала-эталоны – это образцы для проверки лекал, находящихся в работе. Рабочие лекала делятся на основные и вспомогательные. Лекала, по которым выполняют раскрой деталей и проверку их качества, называют основными, а лекала для подмелки карманов, намелки петель, обмелки низа изделия, воротников и т.д. – вспомогательными.
Подготовка тканей к раскрою.
1. Перед раскроем шерстяные ткани должны быть продекатированы. Декатирование проводят с целью предварительной усадки ткани, выполняют на декатировочном аппарате или утюгом. При декатировании утюгом ткань с двух сторон равномерно опрыскивают водой из пульверизатора или обильно пропаривают. Затем ее складывают или закатывают в рулон и оставляют для естественного просушивания на 8-12 часов. После просушивания ткань проутюживают через проутюжильник, не допуская смещения нитей и перекосов.
2. Ткани из натурального шелка также могут давать усадку, их декатируют влажным паром. Возможна, при согласовании с заказчиком, обработка шелковых тканей раствором уксусной кислоты в течение 15-30 минут при температуре 30-35С для усиления блеска, сочности окраски, характерного хруста. Эта операция называется оживление.
3. Подкладку на передние половинки брюк декатируют замачиванием. Затем сразу высушивают с помощью утюга.
4. Замачивают для предотвращения усадки прокладочные материалы для упрочнения и предохранения срезов одежды от растяжения и износа – брючную тесьму, корсажную и киперную ленту и т.д.
Технические условия раскладки лекал.
Раскладку лекал выполняют с учетом направлений нитей основы или утка, вида поверхности материала (гладкая, с ворсом, с рисунком), допускаемых надставок. При раскрое материала по индивидуальным заказам учитывают припуски на швы (когда лекало изготовлено без них), на запас и на подгонку изделия при примерке на фигуру заказчика.
1. а) На гладкокрашеных материалах и на материалах с ненаправленным рисунком (симметричная полоска, клетка, горошек и т.д.), не имеющих начеса и оттенка лекала можно раскладывать в противоположных направлениях.
б) На тканях в полоску и клетку с несимметричным рисунком все лекала раскладывают в одном направлении. На тканях с шириной полоски или клетки не более 0,5см детали раскладывают без учета припусков на подгонку полоски или клетки. Если ткань имеет полоску или клетку шириной более 0,5см, то детали раскладывают с учетом последующей подгонки рисунка в срезах отдельных деталей: на полочках – по краю бортов; на подбортах – по внешним краям лацканов; на спинке – по средним срезам; на клапанах, листочках, накладных карманах, воротнике, хлястике спинки – по верхнему и нижнему срезам; на кокетках спинок и полочек – до складок или вытачек. Подгонять рисунок необходимо по боковым и рельефным срезам. При укладывании деталей рукавов в раскладку рисунок подгоняют по окату.
Для подгонки рисунка ткани в раскладках предусматривают припуски в размере ½, ¾ или полного раппорта рисунка в зависимости от ткани.
в) На материалах с крупным рисунком на симметричных деталях кроя следят за симметричностью рисунка.
2. На ворсовых, ворсовоначесных тканях, а также тканях, имеющих разный оттенок в различных направлениях, все детали (за исключением обтачек и нижнего воротника) выкраивают, располагая лекала в одном направлении.
а) На ворсовых тканях (плюш, бархат, вельвет-корд. Вельвет-рубчик) лекала укладывают так, чтобы ворс был направлен снизу вверх изделия – ткань будет иметь матовый, глубокий оттенок.
б) Ворс тисненого плюша может быть направлен снизу вверх или сверху вниз, но все детали должны быть раскроены в одном направлении.
в) В изделиях из ворсовоначесных тканей с ярко выраженным направлением ворса (драпы, сукно, пальтовые ткани, байка) ворс должен быть направлен сверху вниз.
г) На тканях со слабовыраженным начесом и на тканях, дающих разный оттенок в различных направлениях, все детали одного изделия раскладывают в одном направлении.
4. Обводку лекал выполняют тонко отточенным мелом или простым карандашом с соблюдением следующих правил: толщина линий не должна превышать 0,1см; линия обводки должна совпадать с контуром лекал; между срезами деталей, имеющими при раскрое дополнительные отклонения в срезах не более 0,1см, при раскладке лекал должен оставаться зазор 0,1-0,2см.
5. Раскладывают лекала и выкраивают детали изделий в соответствии с техническими условиями, в которых описано расположение деталей по отношению к нитям основы и рисунку на ткани. Отдельные детали изделия в соответствии с Т.У. модели выкраивают под некоторым углом к нитям основы.
Виды раскладок.
Обмелкой называют один из процессов раскройного производства, который состоит в том, чтобы расположить комплект лекал одного или нескольких изделий на ткани и обмелить контуры всех деталей.
При раскладке лекал соблюдают технические условия, изложенные выше, и установленные нормы расхода ткани на обмелку. От правильности раскладки лекал и обмелки зависит качество кроя и экономичное использование ткани.
Обмелкой называют также верхнее полотно соответствующего настила тканей, на котором по лекалам обмелены контуры всех деталей. Для подготовки обмелки заданный кусок ткани укладывают на столе в развернутом виде (по ширине) с учетом укладки лекал по направлению ворса, в соответствии с заданной шириной обмеляют рамку с обеих сторон кромок и приступают к раскладке лекал.
Способы раскладки лекал в обмелке в зависимости от расположения лицевойстороны ткани в настиле следующие:
1. «лицо с лицом» – при наличии парных деталей в изделии (костюмы, пальто);
4.Существует также комбинированный способ раскладки, при котором часть одиночных деталей выносят за пределы основной рамки и выкраивают лицом вниз, а основные парные детали раскраивают «лицо с лицом».
Количество полных комплектов лекал в обмелке может быть различное. Обмелки производят в 0,5; 1; 1,5; 2; 2,5; 3 и более полных комплектов лекал.
Самой короткой является обмелка с половинным комплектом лекал изделия при раскрое ткани всгиб «лицо с лицом»; этот способ вызывает дополнительные потери ткани по сгибу, увеличивает межлекальные потери и применяется главным образом в ателье индивидуального пошива.
В обмелках с одним комплектом лекал или в два полукомплекта раскладывают все детали одного размеро-роста, или одного размера, но разных ростов; при этом раскладывают половину парных деталей каждого размеро-роста и все непарные детали.
Наиболее экономичными по расходу ткани для большинства изделий являются обмелки в два и более комплектов лекал, а для брюк – обмелки в три и более комплектов.
Обмелки в полтора, два с половиной и др., содержащие дробное количество комплектов лекал, применяют в изделиях с большим количеством крупных и малых парных деталей (брюки, костюмы, пальто).
В зависимости от числа комплектов лекал раскладки делятся на одиночные и комбинированные.
Одиночные раскладки бывают из одного комплекта лекал при раскладке их на материале вразворот, из одного полукомплекта при раскладке на материале, сложенном вдвое по длине (в сгиб), и из двух полукомплектов лекал разных или одинаковых размеров и ростов (одиночная комбинированная раскладка) при комплекте деталей изделия из двух полотен, укладываемых «лицом к лицу».
Комбинированные раскладки имеют более одного комплекта лекал (1,5; 2; 2,5;3 и более). Они могут быть использованы при комплекте деталей изделий из одного полотна и из двух, укладываемых «лицом к лицу».
При раскрое тканей по индивидуальным заказам чаще всего применяют одиночные раскладки на материалах, сложенных всгиб. Работа с полукомплектом лекал на половинной ширине материала сокращает время на раскладку и вырезку деталей и требует уменьшенной рабочей зоны. Вместе стем при этом виде раскладки увеличивается процент межлекальных выпадов на 3-3,5% по сравнению с комбинированной раскладкой.
Раскладка лекал на материале – очень тонкий, важный и ответственный процесс, заключающийся в том, чтобы рационально разместить лекала на материале выбранных размеров в соответствии с техническими условиями расположения. Расположение лекал на материале должно быть выстроено грамотно. Точные расчеты позволяют свести к минимуму отходы материала. Так же процесс раскладки лекал весьма значительно сказывается на качестве изделия. Факторы, влияющие на экономичность раскладки лекал: тип ткани, размеры элементов, орнамент, длины раскладки и другие. Экономичность раскладки определяется по особой формуле: раскладку элементов на материале и раскрой создают, учитывая направленность ворса, допустимые отклонения от нормы, орнамент ткани и направленность нитей основы. На ворсовых тканях драпа или сукна ворс должен иметь направление сверху вниз. Обратное направление ворса, т.е. снизу вверх должно быть у бархата, замши, вельвета и плюшевой ткани. Касательно искусственного меха – элементы раскладывают в одном направлении, учитывая подгонку рисунка. Иначе обстоят дела с искусственным мехом каракуля: в этом случае раскладка может быть осуществлена в противоположных направлениях. В случае использования материалов, не имеющих ворса, раскладка лекал допустима в противоположных направлениях.
Особенно внимательно необходимо осуществлять раскладку, когда работа производится с тканями с рисунком в виде клетки, полосы или любых других геометрических линий. В таких случаях нужно учитывать совпадения и симметрию изображения. Однако, сейчас раскладка лекал выполняется с помощью специальных программ, которые делают это очень точно.
РАСКЛАДКИ ЛЕКАЛ И ВЫКРОЕК НА ТКАНИ.
Раскладка лекал на производстве одежды на фабриках выполняется для начала раскроя. Конструкции готовы и созданы лекала, градация выполнена, приступаем к раскладке лекал.
Виды раскладок:
Задачи раскладки:
Экономичный расход материала, с минимальными выпадами материала, оптимизирует процесс раскроя, сначала кроим один материал, потом другой.
Определяющим фактором в раскладке лекал и выкроек являются размер и конфигурация деталей. При большем количестве лекал, больше деталей и маленьких размеров и соответственно разложить получится экономичнее.
На экономичность влияет ширина и другие характеристики лицевой поверхности ткани. Если ткань с крупным рисунком и требуется подгонка по определенным срезам, раскладка будет менее экономичной. Расход ткани будет больше.
Раскладка лекал и выкроек. Выполнение.
Раскладка чаще всего выполняется с изнанки материала, начиная с самых крупных деталей (шаблонов).Ткань складывается по полам и лицевой поверхностью внутрь. Ткань проверяется на дефекты и утюжится для удобства.
Намелка деталей делается, специальным мелом, маркером, карандашом, мылом.
Шаблоны к ткани крепятся булавками. Если ткань подвижна или для предотвращения нарушения рисунка, ткань можно закрепить те ме же булавками.
Меньшие потери обеспечивает рациональная ширина рулонных материалов.
По особенности поверхности материалы можно разделить группы:
гладкокрашеные
с симметричным рисунком
ворсовые ткани
ткани с направленным рисунком
Менее всего процент отходов дают гладкокрашеные ткани. На ворсовых тканях нужно учитывать некоторые факторы и располагать лекала в определенном направлении:
На тканях типа полубархата или плюша ворс должен быть направлен снизу вверх, чтобы получался матовый оттенок.
На тканях байки, драпах и сукнах с выраженным начесом, а также на хлопчатобумажных тканях типа замши, ворс направляется сверху вниз.
На тканях с небольшим начесом типа тисненого плюша с разными оттенками в зависимости от направления нитей, лекала всех деталей изделия, раскладываются в одном выбранном направлении.
На тканях и материалах в полоску и клетку, лекала всех деталей одного изделия раскладывают в одном направлении. На этих тканях лекала размещают с учетом совпадения рисунка в местах, предусмотренных техническим описанием модели.
На капроновых тканях с пленочным покрытием и пленочных материалах, лекала деталей одного изделия раскладывают по долевому направлению нитей или перпендикулярно.
Процент выпадов:
На тканях с симметричным рисунком возрастают на 2-5 %
На ворсовых тканях и с направленным рисунком – на 3-3,5 %.
Если ткань требует подгонки, то отходы возрастут на 3-7 %.
Кроме описанных здесь факторов есть и те которых я не коснулся, но задача раскладкой выкроек и лекал. Расположение лекал имеет решающее влияние на процент выпадов. Раскладчики по понятным причинам не могут перебрать все варианты расположения деталей. Результат в основном зависит от опыта и с использованием схем.
Как правильно разложить выкройку на ткани
Учимся раскладывать детали выкройки на ткани
Наш очередной урок шитья посвящается простому, казалось бы, этапу в шитье — раскладке выкроек на ткань. Для того, чтобы правильно разложить детали выкройки на подготовленную ткань, достаточно иметь в своем арсенале стол (для широких юбок это можно делать и на полу), мелок, булавки, и измерительные инструменты — треугольник или обычную линейку. Выполнить раскладку деталей очень просто, а наши советы помогут разобраться в этом даже новичкам. Мы расскажем, как правильно подготовить ткань к раскрою и разложить на ней детали выкройки.
После того как вы построили базовую выкройку, первое, что нужно сделать — проверить выкройку на точность и совпадение контрольных линий. Проконтролируйте длину швов, линии бедра, талии. Измерьте полуобхват груди, талии и полуобхват бедер по выкройке и сравните с мерками с учетом прибавок на свободу облегания. Также важной меркой является глубина проймы для плечевых изделий и высота сидения для брюк. После того, как выкройка проверена, переснимите детали на кальку и переходите к подготовке ткани к раскрою.
Подготовка ткани к раскрою
Перед раскроем ткань необходимо подготовить соответствующим образом (провести ВТО — влажно-тепловую обработку ткани),чтобы в последствии после стирки изделие не утратило свой вид, ткань не «села» или наоборот, не растянулась, изделие не изменило свой цвет и т. п. Рекомендуем вам изучить способы ВТО ткани, в зависимости от ее качеств.
Раскрой изделия – простые правила
Долевая нить (нить основы ткани) идет параллельно кромке ткани. Поперечная нить (нить утка) идет перпендикулярно кромке.
СОВЕТ! Чтобы определить на ткани без кромок направление долевой нити, возьмите отрез с двух сторон по краю на небольшом расстоянии (около 0,5 м) и резко растяните ткань. Затем сделайте то же самое по другой стороне. Обратите внимание на эластичность ткани и звук, который возникает при растяжении. По долевой нити большинство тканей практически не тянутся или тянутся очень слабо, при растяжении возникает характерный хлопковый звук (это не касается эластичных тканей).
После подготовки ткани, отрез необходимо сложить вдвое по долевой нити. Детали выкройки наколоть на ткань таким образом, чтобы намеченные направления долевой нити совпадали с тканью. Если на ткани нет направления ворса или рисунка, не требуется совмещение по клетке, детали изделия можно разложить в разных направлениях для экономии ткани.
Если совмещение требуется, его надо обязательно разметить на деталях выкройки с учетом раппорта ткани и разложить выкройки соответствующим образом (рис. 1).
Рис. 1. Раскладка выкроек на ткань с раппортом
Детали пояса, кокеток, подзоры, обтачки, клапаны и другие детали брюк раскладывают в промежутках между основными деталями соблюдая направление долевой нити, намеченное на деталях.
Для тканей с направлением ворса (бархат, вельвет) детали раскладываются на ткани только в одну сторону. Направление ворса должно идти сверху вниз.
После окончательной раскладки на ткань всех деталей, их прикалывают булавками, обводят по контуру портновским мелком или специальным маркером, размечают припуски на швы – по 1,5 см, по низу деталей – 3-4 см, отмечают все контрольные линии. Затем выкраивают детали по контурам припусков. Сняв выкройку, проводят контрольные линии полностью и переносят их на лицевую сторону наметочными стехками.
Рис. 2. Раскладка выкроек при продольном сгибе ткани
Варианты раскладки выкройки на ткани
Направление долевой нити на деталях изделия определяется в зависимости от модели, одни детали могут быть выкроены по долевой нити (или нить основы), другие – по поперечной нити (нить утка) или по косой нити.
Предлагаем вам наиболее популярные варианты раскладок выкроек на тканях. Выбирая способ раскладки исходите из модели изделия, свойств ткани и ее ширины, а также направления принта или ворса.
Продольный сгиб ткани
При таком варианте раскладки ткань складывается пополам кройка к кромке по долевой нити (нить основы) (рис. 1).
Поперечный сгиб ткани
При таком варианте раскладки ткань складывается пополам срез к срезу по поперечной нити (нить утка). Детали выкройки раскладывают по поперечной нити. Такая раскладка характерна для блузочных тканей в полоску с добавлением эластана.
Рис. 3. Раскладка выкроек при поперечном сгибе ткани
Раскладка в разворот
Такой вид раскладки применяется при раскрое юбок и платьев, где требуется разложить детали под уголом 45 градусов, например, юбка-колокол. Ткань раскладывается в один слой, детали накалывают по косой нити.
Рис. 4. Раскладка выкроек в разворот ткани
Раскладка в два сгиба
Такой вид раскладки применяется для изделий, в которых полочка и спинка выкраивается со сгибом. В этом случае застежка-молния по спинке не предусмотрена.
Рис. 5. Раскладка выкроек на ткани в два сгиба
Раскладка – частичный сгиб ткани
Рис. 6. Раскладка выкроек при частичном сгибе ткани
Такая раскладка может применяться для экономии ткани или при недостаточной ширине ткани. При такой раскладке ткань частично складывается лицевыми сторонами внутрь, детали со сгибом накалывают по сгибу, на остальной части полотна накалывают детали в один слой.
Чтобы выдержать направление долевой нити на деталях со сложными контурами, воспользуйтесь треугольной линейкой. Отмерьте от кромки ткани необходимое расстояние, при помощи треугольника расположите деталь на ткани – долевая нить должна идти параллельно кромке ткани.
Рис. 7. Раскладка детали по направлению долевой нити
Вот и все хитрости на сегодня. Шейте красивые вещи и носите их с удовольствием!