Что такое раскрытие преступления
Понятия «раскрытие преступления», «выявление преступления», «очевидное и неочевидное преступления», используемые при формировании официальной правовой статистики (А.С. Ахмадуллин, журнал «Законность», N 9, сентябрь 2017 г.)
Понятия «раскрытие преступления», «выявление преступления», «очевидное и неочевидное преступления», используемые при формировании официальной правовой статистики
старший прокурор управления правовой
статистики прокуратуры Республики Башкортостан,
кандидат юридических наук
Журнал «Законность», N 9, сентябрь 2017 г., с. 45-48.
Нормативно понятие «раскрытие преступления» не нашло своего закрепления. Ведущаяся вокруг него в научной среде полемика и проблема использования этого понятия в криминалистике и уголовном процессе подробно освещены В. Низамовым*(1). Им же в работе приводится мнение И. Карпеца, который с криминологических позиций отразил свой взгляд на понятие «раскрытие преступления» как один из этапов борьбы с преступностью наряду с предупреждением, исправлением лиц, совершивших преступления, и т.д.: в случае совершения преступления, когда оперативные работники находят преступника, завершается первый этап раскрытия преступлений. По отчётным данным преступление должно быть отражено как раскрытое, так как уголовный розыск выполнил свою задачу*(2).
Вместе с тем с позиции криминологии, уголовного процесса и оперативно-розыскной деятельности можно сформулировать, на наш взгляд, более точное определение этого понятия, основанное к тому же на нормативных правовых актах.
Статистическая карточка формы N 1.1 о результатах расследования преступления, согласно п. 18 Инструкции о порядке заполнения и представления учётных документов, отражает результаты расследования преступления и заполняется в случаях:
1) установления лица, совершившего преступление, когда: производство по уголовному делу окончено и направлено в суд в порядке ст. 222, 226 УПК РФ; уголовное дело прекращено по основаниям, предусмотренным ст. 25, 27, 28, ч. 1 ст. 427 УПК; уголовное дело прекращено либо в его возбуждении отказано по основаниям, предусмотренным пп. 3, 4 ч. 1 ст. 24, п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК; уголовное дело прекращено за отсутствием события (п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК), состава (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК) преступления; в отношении подозреваемого (обвиняемого) имеется неотменённое постановление органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела (п. 5 ч. 1 ст. 27 УПК);
2) принятия одного из решений:
— о приостановлении предварительного следствия (дознания), когда: лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено (п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК); обвиняемый (подозреваемый) скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам (п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК); место нахождения обвиняемого (подозреваемого) известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует (п. 3 ч. 1 ст. 208 УПК); временное тяжёлое заболевание обвиняемого (подозреваемого), удостоверенное медицинским заключением, препятствует его участию в следственных или иных процессуальных действиях (п. 4 ч. 1 ст. 208 УПК);
— о передаче уголовного дела по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК;
3) прекращения уголовного дела, когда характер совершённого деяния и психическое расстройство лица не связаны с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда (п. 1 ч. 1 ст. 439 УПК);
4) направления в суд уголовного дела для применения принудительных мер медицинского характера (п. 2 ч. 1 ст. 439 УПК);
5) отмены руководителем следственного органа постановления о возбуждении уголовного дела (п. 2 ч. 1 ст. 39 УПК);
6) отмены прокурором постановления о возбуждении уголовного дела (ч. 4 ст. 146 УПК);
7) отмены руководителем следственного органа постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям;
8) отмены прокурором постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.
Эта статистическая карточка содержит реквизиты о раскрытии преступления: 34, 34.1, 35, 35.1, в связи с чем на практике и возникает вопрос об определении указанного понятия.
Единый для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учёта преступлений, лиц, совершивших преступления и иных объектов учёта определён Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учёта преступлений.
Кроме того, согласно ст. 30 Закона о прокуратуре указания Генерального прокурора РФ по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.
В этой Инструкции изложены основные вопросы организации, функции и процессуальный порядок деятельности органов дознания Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба, по выявлению, предупреждению, пресечению преступлений, реализации полномочий и обязанностей, предусмотренных УПК. Она не распространяется на деятельность по расследованию преступлений органов внутренних дел, пограничных органов федеральной службы безопасности, Федеральной службы судебных приставов, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, таможенных органов РФ.
Вместе с тем возможность применения аналогии в уголовно-процессуальных отношениях подтвердил Конституционный Суд РФ. В частности, он на это прямо указал в постановлении от 20 июля 2016 г. N 17-П. Правомерность применения аналогии в уголовном судопроизводстве признал и Пленум Верховного Суда РФ в ныне утратившем силу постановлении от 8 декабря 1999 г. N 84 «О практике применения судами законодательства, регламентирующего направление уголовных дел для дополнительного расследования».
Вообще любой юридический процесс (уголовный, гражданский, арбитражный или административный) регулирует правоотношения, возникающие между субъектами при производстве по делу. Процесс не определяет, что является правонарушением, не устанавливает вид и размер ответственности за его совершение. Поэтому применение в процессе аналогии закона или права для регулирования сходных отношений является допустимым. Считаем, что это правило относится и к другим порядкам протекания какого-нибудь события или явления, последовательной смены состояний в развитии чего-нибудь, регулируемых правом.
Статья 9 Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооружённых Сил РФ определяет, что розыскная деятельность органа дознания включает в себя предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством меры, принимаемые для установления лица, совершившего преступление, места нахождения подозреваемого и обвиняемого, общие и индивидуальные профилактические мероприятия, сбор данных о личности и местонахождении правонарушителя, иные меры раскрытия и предотвращения готовящегося или совершённого преступления.
Пункт 8 ст. 40 документа прямо связывает преступление, совершённое в условиях неочевидности, с необходимостью его раскрытия.
Кроме того, согласно Федеральному закону от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», а также ведомственному нормативному правовому акту дела оперативного учёта заводятся органами внутренних дел для собирания и систематизации сведений, в том числе, направленных на обнаружение и разработку лиц, совершивших нераскрытые преступления.
Поскольку преступление как деяние, совершаемое до возбуждения уголовного дела, предполагает наличие лица, его совершившего, раскрытие преступления может осуществляться и до начала уголовного процесса.
Статистическая карточка формы N 1.1 заполняется как в случае раскрытия преступления, так и в случае его нераскрытия. При заполнении реквизитов 34, 34.1, 35, 35.1 предлагаем руководствоваться разъяснением понятия, данным выше.
Далее. Согласно п. 17 Инструкции о порядке заполнения и представления учётных документов выявить преступление означает установить наличие состава преступления.
Уголовно-процессуальный закон не требует в качестве обязательного основания для возбуждения уголовного дела установления всех элементов состава преступления (субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона), а лишь наличия достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК). Этим же следует руководствоваться при заполнении реквизита 9 статистической карточки формы N 1. Как правило, указывается код того подразделения, сотрудником которого составлен рапорт об обнаружении признаков преступления в порядке ст. 143 УПК. При этом следует учитывать, сотрудниками какого подразделения проводилась предварительная проверка фактов, изложенных в заявлении, сообщении и другой информации о преступлении, т.е. проверка этих фактов ещё до принятия решения о возбуждении уголовного дела. Должно учитываться как инициативное выявление, так и выявление по оперативным данным.
Несколько слов о выявлении преступления прокурором. В соответствии со справочником N 14, подготовленным ФКУ «ГИАЦ МВД России» на основании п. 9 Инструкции о порядке заполнения и представления учётных документов, этот показатель формируется путём отражения кода 0125 в реквизите 9 статистической карточки формы N 1 на выявленное преступление. При этом преступление подлежит учёту как выявленное прокурором, только если поводом для возбуждения уголовного дела стало постановление, направленное им в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК.
Автором статьи в октябре 2016 года в одном из субъектов Федерации проведено сравнение сведений отчёта формы ПМ и базы данных ИЦ; установлено несовпадение количества учтённых уголовных дел, выявленных прокурорами: в базе данных ИЦ их количество в целом по субъекту было существенно завышено.
Изучение показало, что одной из причин была следующая: некоторые должностные лица органов внутренних дел после подписания статистической карточки формы N 1 у прокурора в реквизите 9 статкарточки формы N 1 вписывали недостоверный код 0125. Производилось это по нераскрытым преступлениям. Раскрытие преступлений является одним из показателей в оценке деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел РФ*(3). Таким образом, необоснованный учёт нераскрытых преступлений за прокурорами соответственно увеличил процент раскрытых преступлений, выявленных службами органов внутренних дел, чем искусственно улучшен этот показатель.
Кроме того, законодательство РФ не содержит категорий «очевидное преступление» или «неочевидное преступление».
Исходя из сложившейся практики правоприменения под преступлением, совершённым в условиях неочевидности, следует понимать виновное, общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания, в результате совершения которого органы предварительного расследования располагают информацией о событии преступления, но не располагают информацией о лице, его совершившем.
Таким образом, преступление является неочевидным, когда на момент возбуждения уголовного дела неизвестно лицо, его совершившее, и для установления этого лица необходимо проведение комплекса оперативно-розыскных и следственных действий.
Соответственно, преступлением, совершённым в условиях очевидности, является преступление, по которому лицо, его совершившее, известно на момент возбуждения уголовного дела.
Этим следует руководствоваться при заполнении реквизита 9.1 статистической карточки формы N 1.
Представляется, что понятия «раскрытие преступления», «выявление преступления», «очевидное и неочевидное преступления», используемые при формировании официальной правовой статистики, необходимо закрепить в нормативном правовом акте.
Пристатейный библиографический список:
*(2) См.: Карпец И.И. Проблема преступности. М.: Юрид. лит., 1969, с. 151.
*(3) Приказ МВД России от 31 декабря 2013 г. N 1040 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ахмадуллин А.С. Понятия «раскрытие преступления», «выявление преступления», «очевидное и неочевидное преступления», используемые при формировании официальной правовой статистики
Akhmadullin A.S. The notions «disclosure of a crime», «detection of a crime», «obvious and nonobvious crimes» used in official legal statistics
В статье изучаются проблемы определения понятий «раскрытие преступления», «выявление преступления», «очевидное и неочевидное преступления», используемых при формировании официальной правовой статистики. На основе проведённого анализа вносится предложение о нормативном закреплении этих понятий.
In the article continues the study of the problem of the definition of «solving the crime», «detection of crime», «obvious and nonobvious crimes» used in the formation of an official legal statistics. On the basis of the analysis a proposal is made to the normative consolidation of these concepts.
Ключевые слова: раскрытие преступления; выявление преступления; очевидное и неочевидное преступления.
Keywords: solving the crime; detection of crime; obvious and nonobvious crimes.
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
— материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
— новое законодательство и его комментарий;
— организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
— материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
— дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.
Машина времени для правосудия
Век новых технологий
Как получается, что дела отправляются в архив, если преступник не пойман? Причины могут быть самые разные: преступник был установлен, но скрылся от следствия, следователям в прошлом не хватило улик или доказательной базы. Сегодня собирать доказательства помогают технологии, о которых 20-30 лет назад и не мечтали.
Иркутские следователи СКР применяли ольфакторную экспертизу при расследовании убийства женщины и её дочери в Эхирит-Булагатском районе. Один из подозреваемых при нападении на семью выпачкался в крови потерпевшей и, убегая с места преступления, оставил следы крови на заборе. Эта часть штакетника и стала объектом исследования, собаки выявили запаховый след задержанного.
Реставраторы памяти
За многие годы, прошедшие со дня преступления свидетели, родственники жертв и подозреваемых, могут не раз обсуждать и обдумывать то, что когда-то произошло. Что вспоминать, что-то забывать, а что-то придумывать. Гипнорепродуктор с применением специальных психотехник, вроде легкого гипноза, помогает восстановить воспоминания, очистить их от надуманного, вызвать в памяти какие-то ускользнувшие первоначально детали, составить фоторобот спустя много лет. Такая вот реставрация показаний.
Например, гипнорепродуктор из центрального аппарата СК России помог раскрыть убийство 6-летней девочки в Зиме. Специалист восстановил память ключевому свидетелю, детальные показания которого легли в описание внешности преступника.
Без срока давности
По какому же принципу следователи извлекают дела из архива?
— Прежде всего, это дела, сроки давности по которым скоро истекут. Бывает и так, что сроки вышли, но мы все равно ведем расследование, выходим на подозреваемого (кстати, зачастую, это человек, который уже попадал в поле зрения наших коллег в прошлом, однако собрать необходимые доказательства тогда не удалось), доказываем вину, предъявляем ему обвинение.
В 2019 году в Иркутской области по одному из таких дел осудили женщину, у которой были уже не только дети, но и внуки, любимый муж, хорошая квартира в Петербурге. Но убийство, совершенное ею 17 (!) лет назад, пустило под откос налаженную жизнь всей семьи. Даме пришлось переехать с берегов Невы в Иркутскую колонию. Родные в шоке.
Справка «РГ»
За 2019 год в Иркутской области по подследственности Следственного комитета РФ было раскрыто 122 уголовных дела по преступлениям прошлых лет.
Старые дела, новые технологии: как наука помогает раскрывать преступления
Холодным мартовским днём 1980 года полицейские постучали в дверь дома на Лонг-Айленде, где жила семья Вилковиц. К тому моменту Ева, старшая дочь семейства, не появлялась дома два дня. Боясь услышать информацию от офицера, Ирен, сестра Евы, хотела подняться в свою комнату, но полицейский остановил её: «Ты должна это услышать». Подтвердились худшие опасения. Еву нашли мёртвой.
Ева работала секретарём в издательстве на Манхэттене и должна была вернуться домой на вечернем поезде. Эта поездка оказалась для неё последней. Её похитили, связали, изнасиловали и выбросили рядом с Большим Южным заливом на Лонг-Айленде. Ей было всего 20 лет.
Расследование длилось долго, но у полиции даже не было ни одного подозреваемого. Правоохранители несколько раз возобновляли дело в надежде, что «свежий взгляд» на дело или передовые методы судебной экспертизы помогут им получить новые улики, но этого не происходило. Местный детектив даже назвал это убийство «одним из самых загадочных, которые ему когда-либо пришлось расследовать».
Спустя почти 40 лет после того происшествия полиция так и не приблизилась к раскрытию этого преступления. Но сейчас у Ирен Вилковиц хотя бы появилась надежда. В конце 2018 года сын Вилковиц спросил у неё, слышала ли она когда-нибудь об «Убийце из Золотого штата» (так в США называют Калифорнию, из-за того что в этом штате дорого жить). Она не слышала, поэтому он рассказал ей, как ранее власти обвинили бывшего сотрудника полиции в серии изнасилований и убийств, совершённых в Калифорнии много лет назад. Этот случай, впервые использовавший следственную генетическую генеалогию для раскрытия насильственного преступления, вызвал всплеск интереса к такой технике раскрытия преступлений.
30 лет на поиски преступника
Изначально преступления «поделили» между двумя преступниками. Одного в полиции назвали «Ночным охотником» (Original Night Stalker), а другого – «Насильником восточного района» (The East Area Rapist). Но в 2001 году в расследовании дела произошёл прорыв: полицейские с помощью ДНК-теста выяснили, что «Охотник» и «Насильник» – это один и тот же человек («Убийцей из Золотого штата» ДеАнджело назвали позже, лишь в 2013 году).
Этот случай стал поводом для создания в Калифорнии специальной ДНК-базы. У каждого обвиняемого и осуждённого преступника стали собирать генетические образцы. Но, несмотря на такой прорыв, дело ДеАнджело оставалось нераскрытым ещё 17 лет. Лишь 24 апреля 2018 года задержали 72-летнего ветерана ВМФ США прямо в его доме в Сан-Франциско.
Выйти на след ДеАнджело расследователям помог сервис GEDmatch – сайт с открытыми генетическими данными, в котором есть почти миллион ДНК-профилей. Один из родственников ДеАнджело однажды воспользовался этим сайтом, поэтому офицеру удалось найти совпадение. После этого найти преступника, который оставался на свободе почти 45 лет, не составило труда. Сейчас расследование дела продолжается.
Лицо из молекулы
В некоторых случаях для того, чтобы найти убийцу, нужно для начала понять, кем была жертва. С этим тоже могут помочь молекулы ДНК.
Летом 2017 года туристы обнаружили останки скелета на обочине шоссе за пределами Балтимора. В течение нескольких месяцев полиция не могла опознать тело. Но затем следователи прибегли к помощи новаторской технологии, которая требует лишь небольшого количества ДНК, чтобы получить представление о том, как может выглядеть человек. Технология использует тот факт, что молекулы ДНК содержат в себе определённые инструкции, которые определяют физические характеристики человека. Используя это сходство, полиция смогла установить личность жертвы, а затем арестовать её убийцу. Его приговорили к 30 годам тюремного заключения.
В США правоохранители обращаются за помощью к частным структурам, которые предоставляют подобные услуги. «Во многих случаях оказывается, что у полиции была некоторая информация, которая направляла их в определённом направлении, а наша информация их полностью перенаправляла», – говорит доктор Эллен Грейтак, одна из руководителей Parabon NanoLabs, которая и помогла раскрыть это дело.
При составлении «портрета» из ДНК, как и в деле ДеАнджело, учёным помогают открытые базы данных (GEDmatch, Ancestry.com), которыми в США пользуются многие. «Конфиденциальность ДНК очень хрупка. Вы пропускаете свою ДНК везде, куда бы вы ни пошли», – отмечает Артур Каплан, профессор Нью-Йоркского университета.
Не без облаков
Каплан отметил: с развитием науки и понимания геномов человека результаты работы таких технологий будут только улучшаться. Так, сейчас с помощью ДНК можно узнать лишь цвет волос и глаз, а также установить принадлежность к определённой расе.
Основная трудность заключается в том, что подобные исследования показали свою эффективность, но всё еще не могут гарантировать полностью достоверный результат. Дополнительная сложность заключается в том, что типы ДНК, которые проверяют генеалогические компании, отличаются от ДНК, которую следователи используют для судебных доказательств. «Сравнивать их – это всё равно что сравнивать яблоки с апельсинами», – говорит Пол Миснер, который работает в криминалистической лаборатории полиции штата Индиана.
Критики этого способа в США обеспокоены тем, что люди, которые поделились своими профилями в публичных базах данных, не понимают, что их можно использовать для ареста родственника. И они беспокоятся о злоупотреблении технологией людьми, которые не имеют необходимой квалификации. Прежде чем такие доказательства начнут использовать повсеместно, необходимы гарантии того, что за совершённые преступления не будет осуждён невиновный человек.
Ирен Вилковиц пока не может использовать современные технологии для поиска убийцы своей сестры. Помехой стало отсутствие необходимых разрешений для таких исследований со стороны властей штата Нью-Йорк.
При подготовке статьи использованы материалы CNN, NBC и ряда других зарубежных СМИ.
Основы раскрытия преступлений
Сущность раскрытия преступлений
В соответствии со ст. 2 Закона об ОРД раскрытие преступлений является одной из задач оперативно-розыскной деятельности.
Это одно из основных направлений деятельности органов внутренних дел в борьбе с преступностью.
Раскрытие преступлений представляет собой осуществление оперативными подразделениями ОВД и аппаратами предварительного следствия в пределах их компетенции оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий по обнаружению признаков преступлений, установлению лиц, их совершивших, и принятию к ним мер в соответствии с законом.
Таким образом, деятельность по раскрытию преступлений включает в себя три элемента:
1. Своевременное обнаружение признаков совершения преступления.
Основным источником информации о совершенных преступлениях являются потерпевшие и очевидцы, которые сообщают об этом в дежурные части органов внутренних дел.
Среди населения проводится постоянная работа по ознакомлению с порядком приема, рассмотрения и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях.
Важнейшим условием обеспечения быстрого и полного раскрытия преступлений является полная и своевременная их регистрация независимо от общественной опасности, решительная борьба с укрытием их от учета.
Значительное число преступлений носит латентный (скрытый) характер, поэтому для их выявления требуется проведение комплекса оперативно-розыскных мероприятий, в том числе с привлечением негласных сотрудников.
2. Установление, обнаружение лиц, совершивших неочевидные преступления.
Необходимость решения указанной задачи возникает тогда, когда преступнику удалось скрыться в многоликой массе людей.
Что же является предметом познания в процессе деятельности по установлению преступника? Из самого вопроса следует, что объектом поиска и познания анализируемой деятельности является преступник.
Однако нельзя считать объектом познания, поиска только личность преступника.
Оперативно-розыскная и криминалистическая характеристики преступления включает в себя ряд элементов, которые по существу являются обстоятельствами, требующими установления по уголовному делу (время, место, способ и др. обстоятельства совершения преступления).
Их тоже надо устанавливать, выявлять оперативному работнику.
Таким образом, предметом познания в ходе деятельности по установлению, выявлению преступника являются: личность преступника; мотив, цель совершения преступления; предмет преступного посягательства; средства достижения преступной цели; механизм и последствия преступления.
Работая по обнаружению преступника, оперативный работник выявляет и другие сведения, обстоятельства, которые позволяют мысленно воссоздать целостную картину преступления, способствуют выявлению преступника и впоследствии его изобличения (приметы, способы передвижения, оставленные следы и т.д.).
Деятельность по установлению преступника, выделение его из массы других людей и распознание обусловлены некоторыми закономерностями.
Во-первых, преступник индивидуален.
Никогда не было и нет двух одинаковых во всех отношениях людей.
Каждый человек индивидуален, неповторим.
Это дает возможность оперативному работнику выделить преступника из массы других людей.
Во-вторых, относительная устойчивость признаков преступника, как объекта познания.
Все объекты материального мира находятся в состоянии непрерывного изменения.
Этот процесс в большей мере касается одних и в меньшей мере других признаков.
Что касается преступника, то в большей степени может измениться его внешний облик (одежда, прическа, борода, усы и др.).
В-третьих, преступление, как любое событие, явление материального мира связано с образованием изменений в окружающей действительности.
При совершении преступлений образуются следы, которые содержат информацию о происшедшем (кто оставил след, время совершения преступления, способ и т. д.).
Следы являются носителями информации, имеющей значение для установления преступника.
Оперативный работник, выезжая на место происшествия, должен вместе со следователем, экспертом обнаружить эти изменения, отыскать следы, найти источники новой информации для поиска преступника.
В-четвертых, все элементы оперативно-розыскной характеристики преступления (преступник, цель и мотив преступления, предмет посягательства, средства достижения преступной цели, механизм и последствия преступления) находятся во взаимосвязи и взаимообусловлены.
Это позволяет оперативному работнику устанавливать неизвестные обстоятельства преступления, опираясь на знания об известных, находящихся в закономерной связи с первыми.
Например, пулевое ранение на трупе по делу об убийстве дает основание сделать вывод об орудии преступления.
Исчезновение из квартиры убитого денег и ценностей дает основание сделать вывод о корыстном мотиве преступления.
Исчезновение из квартиры крупногабаритных вещей дает основание предполагать, что преступников было двое или трое.
3. Обеспечение процесса доказывания или оперативное сопровождение расследования уголовных дел являются третьим элементом деятельности по раскрытию преступлений.
Сотрудник оперативного подразделения, проводя совместно со следователем или самостоятельно по его поручению неотложные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия по делам, находящимся в производстве следователя, обеспечивает благоприятные условия для полного, всестороннего и объективного установления обстоятельств преступления, выявления всех лиц, причастных к его совершению.
Сведения, полученные сотрудником оперативного аппарата, используются следователем для установления личности преступника, выявления свидетелей, вещественных доказательств.
Это расширяет осведомленность и информированность следователей, создает предпосылки для успешного расследования преступлений.
Раскрытие преступлений должно осуществляться быстро и полно.
Быстрое раскрытие означает, что моменты обнаружения факта преступления и его раскрытия должны быть максимально сближены.
Увеличение этого разрыва во времени затрудняет задержание виновных, сбор доказательств и нередко позволяет преступникам оставаться безнаказанными.
Однако быстрота не означает поспешность, так как поспешность ведет к неполному исследованию всех обстоятельств преступления.
Быстрое и полное раскрытие преступлений достигается благодаря организационным мерам, обеспечивающим своевременный ввод в действие сил и эффективное использование средств и методов оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.
Организационные основы раскрытия преступлений
Как показывает практика, раскрытие преступлений одними лишь силами следственных аппаратов и уголовного розыска затруднительно.
Руководители ОВД должны организовать работу так, чтобы с момента поступления информации о преступлении до его раскрытия все службы и подразделения четко знали и выполняли возложенные на них обязанности.
Должная организация работы по раскрытию преступлений обусловлена решением ряда задач.
Прежде всего, необходимо обеспечить оперативно-тактическую готовность ОВД к реагированию на сигналы о совершенных преступлениях, которая предусматривает: а) создание надежных каналов поступления информации о преступлениях; б) принятие мер по немедленному реагированию на такие сигналы с целью пресечения совершаемых преступлений; обеспечения охраны места происшествия; перекрытия возможных путей отхода лиц, совершивших преступление; блокирования мест их укрытия и задержания; в) создание дежурных следственно-оперативных групп, которые обеспечивают немедленное реагирование на сообщения о преступлениях, производство неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по «горячим следам».
Следственно-оперативная группа формируется в составе следователя (старший группы), сотрудников оперативных и экспертно-криминалистических подразделений, участкового уполномоченного милиции, инспектора-кинолога со служебно-розыскной собакой; г) организацию выезда на место происшествия следственно-оперативной группы, обеспечив ее средствами связи, криминалистической техникой и транспортом для доставки к месту происшествия и обратно; д) разработку типовых вариантов действий сотрудников ОВД при поступлении сигналов о совершении различных преступлений; е) обеспечение возможности бесперебойного использования оперативнорозыскных учетов; ж) обеспечение возможности маневрирования имеющимися силами и средствами.
В деятельности по раскрытию преступлений большое значение имеет организация взаимодействия аппаратов уголовного розыска, следственных и иных подразделений.
Такое взаимодействие основывается на следующих принципах:
Эффективная работа по раскрытию преступлений невозможна без решения задачи, связанной с организацией постоянного оперативного наблюдения за лицами, состоящими на учете в ОВД.
Для этой цели подбираются лица, изъявившие желание оказывать содействие органам внутренних дел.
Из лиц, содействующих конфиденциально, формируется негласный аппарат, который ориентируется на выявление лиц, склонных к совершению преступлений или их совершающих.
Активная поисковая работа проводится в местах концентрации преступников, в местах возможного сбыта похищенного.
Для решения указанных задач могут привлекаться и силы общественности.
При возвращении СОГ изучать собранные материалы, давать указания (без вмешательства в процессуальную деятельность следователя) по организации раскрытия преступления, утверждать согласованный план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
Содержание деятельности по раскрытию преступлений
Деятельность по раскрытию преступлений условно можно разделить на три этапа: работа по горячим следам, первоначальные и последующие оперативно-розыскные мероприятия по установлению и задержанию преступника.
В достижении эффективных результатов раскрытия преступлений большое значение имеют действия по горячим следам.
Практика убедительно свидетельствует о том, что если раскрытие преступлений по горячим следам организовать правильно, то реальна возможность установить и задержать преступника впервые же сутки после совершения преступления.
В оперативно-розыскной деятельности термин «раскрытие преступлений по горячим следам» употребляется в переносном смысле.
В практике органов внутренних дел под этим термином понимается в высшей степени быстрое раскрытие преступлений.
Под «розыском по горячим следам» предполагается проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на преследование, обнаружение и задержание преступника по предполагаемому маршруту его передвижения, а также в местах возможного нахождения или появления по истечении непродолжительного времени после совершения преступления.
Одним из главных условий, обеспечивающих результативную работу по раскрытию преступлений по горячим следам, является быстрое прибытие на место происшествия оперативного работника.
До начала осмотра места происшествия и во время его проведения оперативный работник продолжает сбор информации, чтобы мысленно воссоздать картину происшедшего.
Собранная на месте происшествия информация должна предположительно, а то и категорично ответить на следующие вопросы:
Полученная оперативным работником информация способствует установлению и задержанию преступника по горячим следам, во многом определяет в дальнейшем содержание доказательственной базы по уголовному делу.
Работа по раскрытию преступлений по горячим следам является составной частью комплекса первоначальных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление преступника.
В качестве первоначальных, как правило, рассматриваются оперативно-розыскные мероприятия, организуемые дежурной частью органа внутренних дел, проводимые сотрудником уголовного розыска, входящим в состав дежурной следственно-оперативной группы.
При совершении тяжких преступлений и необходимости проведения большого объема работы, к их раскрытию могут подключаться другие оперативные работники.
При этом срок проведения первоначальных оперативно-розыскных мероприятий может составить несколько дней (не более десяти).
Направления и содержание оперативно-розыскных мероприятий определяются задачами, которые стоят перед оперативными подразделениями и следственными аппаратами на первоначальном этапе раскрытия преступления и зависят от вида, конкретных обстоятельств совершенного преступления, объема имеющихся данных о событии преступления и личности преступника.
На первоначальном этапе раскрытия преступления оперативные и следственные подразделения решают следующие задачи:
Успех раскрытия преступлений на первоначальном этапе во многом предопределяется четким выполнением обязанностей, возложенных на членов следственно-оперативной группы, прибывшей на место происшествия.
В соответствии с ведомственными нормативными актами МВД России полномочия членов следственнооперативной группы на этом этапе работы по раскрытию преступления распределяются следующим образом.
На основе полученной информации планирует и осуществляет неотложные мероприятия по раскрытию преступления;
Участковый уполномоченный милиции:
В зависимости от обстоятельств совершенных преступлений, наличия и практической ценности информации, полученной на месте происшествия, в качестве первоначальных могут выступать самые различные оперативно-розыскные мероприятия.
С учетом их направленности можно выделить:
Указанные и другие оперативно-розыскные мероприятия осуществляются, как правило, в сочетании со следственными действиями, которые могут проводиться, как на месте происшествия, так и в других местах.
Практика показывает, что установить и задержать лиц, подозреваемых в совершении преступлений, на первоначальном этапе работы удается не всегда.
Деятельность по обнаружению лиц, совершивших преступления, на последующем этапе может быть разнообразна.
Она зависит от обстоятельств совершенного преступления и информации, добытой на первоначальном этапе работы по его раскрытию.
Ситуация, сложившаяся после проведения первоначальных ОРМ может характеризоваться наличием большого объема информации по результатам опросов граждан, отработки жилого сектора и других мероприятий; наличием круга заподозренных лиц, требующих тщательной оперативной проверки; наличием следов, предметов, изъятых с места происшествия, чья принадлежность не установлена; отсутствием информации о местах нахождения или сбыта похищенных вещей, ценностей.
Деятельность по раскрытию преступлений на последующем этапе носит несколько иной характер.
Прежде всего, она включает ряд организационных мероприятий: создание следственно-оперативных групп; заведение дел оперативного учета, в рамках которого осуществляется работа по раскрытию преступлений; выдвижение версий и совместное планирование следственных и оперативно-розыскных мероприятий по раскрытию и расследованию преступлений, постоянное взаимодействие следователя и оперативного работника в ходе работы по делу.
Рассмотрим указанные элементы организации работы по раскрытию преступлений на последующем этапе более подробно.
В соответствии с ведомственными нормативными актами МВД России могут создаваться следующие виды следственно-оперативных групп:
На уровне МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации они могут создаваться также и для оказания методической и практической помощи подчиненным органам.
В целях эффективного функционирования СОГ могут разрабатываться положения об их деятельности;
В состав группы (бригады) могут включаться по согласованию сотрудники органов прокуратуры, Федеральной службы безопасности.
Решение о создании СОГ принимается руководителями аппаратов следствия и оперативных подразделений и оформляется приказом начальника соответствующего органа внутренних дел.
Руководителем группы назначается следователь, принявший дело к производству.
При расследовании дела несколькими следователями выносится соответствующее постановление.
Если в группу включаются несколько оперативных работников, один из них назначается старшим.
Изменения в составе группы могут быть произведены лишь начальником, издавшим приказ о ее создании, по согласованию с руководителем следственно-оперативной группы.
Руководитель группы, помимо личного участия в производстве следственных действий, определяет направление расследования и его планирование, распределяет работу между участниками группы и координирует их действия, осуществляет организационное обеспечение и контроль исполнения, знакомится с относящимися к делу оперативными материалами и лично отвечает за надлежащее их использование и легализацию процессуальным путем.
По всем нераскрытым тяжким и особо тяжким преступлениям в оперативных подразделениях заводятся оперативно-поисковые дела.
По указанию руководителя такие дела могут заводиться и по иным преступлениям, для раскрытия которых требуется проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий.
Вся последующая работа по раскрытию преступлений проводится в рамках производства по указанным делам на основе плана оперативно-розыскных мероприятий.
В этом плане на основе анализа имеющейся информации выдвигаются версии о лицах, возможно причастных к совершению преступлений.
В основе выдвижения версий лежит криминалистическая и оперативно-розыскная характеристики преступлений и лиц, их совершающих.
Количество версий должно быть оптимальным, чтобы не распылять силы и средства, привлекаемые к раскрытию преступлений.
По каждой версии намечаются мероприятия по ее отработке.
Кроме того, в план включаются и общепоисковые оперативно-розыскные мероприятия.
Эффективность работы по раскрытию и расследованию преступлений во многом определяется уровнем взаимодействия следователя и оперативного работника.
Для установления преступника на последующем этапе работы по раскрытию преступления необходимо использовать следующую поисковую информацию:
Необходимо сказать, что указанная информация используется также и на первоначальном этапе работы по раскрытию преступлений.
В случае если после выполнения всех намеченных мероприятий плана, преступление остается нераскрытым, разрабатываются дополнительные оперативнорозыскные мероприятия.
Планирование оперативно-розыскных мероприятий по оперативно-поисковому делу осуществляется до тех пор, пока преступление не будет раскрыто.