Что такое расовая теория и в чем ее реакционная сущность

Можно ли покончить с расизмом, видя его повсюду? Суть, недостатки и вред критической расовой теории

Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента

Фрагмент из книги «Циничные теории. Как все стали спорить о расе, гендере и идентичности и что в этом плохого»

Что такое расовая теория и в чем ее реакционная сущность. Смотреть фото Что такое расовая теория и в чем ее реакционная сущность. Смотреть картинку Что такое расовая теория и в чем ее реакционная сущность. Картинка про Что такое расовая теория и в чем ее реакционная сущность. Фото Что такое расовая теория и в чем ее реакционная сущность

Что такое расовая теория и в чем ее реакционная сущность. Смотреть фото Что такое расовая теория и в чем ее реакционная сущность. Смотреть картинку Что такое расовая теория и в чем ее реакционная сущность. Картинка про Что такое расовая теория и в чем ее реакционная сущность. Фото Что такое расовая теория и в чем ее реакционная сущность

Издательство Individuum выпускает книгу «Циничные теории. Как все стали спорить о расе, гендере и идентичности и что в этом плохого». Ее авторы Хелен Плакроуз и Джеймс Линдси считают, что, несмотря на благое желание сделать мир чуточку справедливее, критические теории с их практически религиозным рвением и черно-белым восприятием мира представляют угрозу как для науки, так и для общества. Поэтому они решили максимально объективно разобрать основные постулаты «активистской науки», ее внутренней логики и противоречий.

Не успев появиться на прилавках, книга стала предметом острой дискуссии в сети. Конфликт спровоцировала рецензия литературного критика Галины Юзефович, в которой автор иронически «проходится» по леволиберальной «повесточке» и, явно пародируя скандальный манифест Богомолова, рекомендует книгу тем, кого «беспокоит потенциальное вторжение в нашу мирную жизнь радикальных феминисток, небинарных персон, чернокожих геев и прочих сатанинских сущностей, каленым железом и cancel-культурой выжигающих любое инакомыслие».

Юзефович характеризует книгу, как «умную, ясную, довольно сдержанную, но при этом написанную с отчетливо правых, консервативных позиций и подвергающую идеи «новой этики» беспощадной и хорошо аргументированной критике». Разобраться, так это или нет, можно на примере фрагмента, приведенного ниже. С любезного разрешения издательства журнал «Будущее» публикует выдержки из 5-й главы, посвященной критической расовой теории и интерсекциональности.

Покончить с расизмом, видя его повсюду

Критическая расовая Теория — американский феномен. До такой степени, что, хотя ее идеи уже успели получить распространение и за пределами Соединенных Штатов, они по-прежнему пропитаны расовой историей этой страны. Согласно ей, раса — это социальный конструкт, придуманный для сохранения привилегий и превосходства белых людей. Подобное представление возникло задолго до постмодернизма благодаря У. Э. Б. Дюбуа, утверждавшему, что понятие расы используется для продвижения биологических объяснений различий, которые на самом деле являются социальными и культурными, с целью закрепить несправедливое обращение с расовыми меньшинствами, особенно с афроамериканцами.

Есть веские причины согласиться с этим утверждением. Хотя некоторые усредненные различия между человеческими популяциями — цвет кожи, структура волос, разрез глаз и относительная восприимчивость к определенным заболеваниям — наблюдаемы и реальны, а географическое наследие человека можно определить при помощи тестов ДНК, неясно, почему все перечисленное считалось настолько значимым, что привело к разделению людей на группы, называемые расами. Начнем с того, что биологи вовсе не считают это значимым.

Источник

Расовая теория государства и права

Расовая теория государства и права – в своей основе содержит мысль о том, что государство возникает после разделения общества на высшие и низшие расы. Иными словами, биологические факторы имеют явное преобладание над факторами социальными, считалось, что представители разных рас имеют значительные различия в психологическом, физическом, умственном отношениях. Люди делились на высшую и низшую расы. Преимущество одних над другими строилось на том, что первые выгодно превосходят вторых по вышеперечисленным параметрам. Призвание первых – господствовать в обществе и управлять государством, а вторых – повиноваться воле первых и слепо служить представителям «превосходящей» расы.

Расовая теория – основные идеи

Основоположник расовой теории

Основоположником теории принято считать Жозефа Гобино (1816 – 1882 г.). Французский писатель, автор «арийской» расовой теории, постулаты которой впервые были опубликованы в работе под названием «О неравенстве человеческих рас». Стоит заметить, что выводы, изложенные в книге, основаны исключительно на выводах самого Гобино, так как доказать эти доводы не было возможности: на момент издания его труда еще не существовало такой науки как генетика.

Высшей расой, по мнению автора, считалась арийская, светловолосые и голубоглазые люди, смешение которых с «низшими» расами ведет к снижению способностей потомства. Гобино утверждал, что ввиду фатального смешения рас, каждой цивилизации грозит неминуемая гибель.

Основные мысли Ж. Гобино о расовой теории

Также в указанной работе автор выдвигает мысль о том, что расовое неравенство и борьба, которая ведется на этой почве, является движущей силой развития общества. На основании цвета кожи писателем была выдвинута иерархия трех основных рас: белая, желтая, черная. По мнению Гобино, арийцы, занимающие верхнюю ступень внутри белой расы, обладают такими качествами как интеллект, упорство, физическая сила, красота.

При жизни писателя его труды не были удостоены большого внимания, но все изменилось позже, когда его идеи и тезисы о расовом превосходстве были замечены и развиты в нацистской Германии. На основе этой идеологии создавались системы ценностей по типу «вождя нации», «чистоты крови», все было представлено как борьба высшей арийской с низшими расами. В этом случае теория носила уже не столько научный, а политический характер: фашисты ею обосновывали захват и уничтожение целых народов во времена Второй Мировой войны.

Фридрих Ницше и расовая теория

В развитие расовой теории государства и права свой вклад внес и философ Фридрих Ницше (1844 — 1900 г.). Его высказывания «война для государства такая же необходимость, как раб для общества», «любите мир как средство к новым войнам» были оправданием и обоснованием войн на почве расового неравенства. Ницше характеризовал низшие расы как людей, не способных к созданию цивилизации и делил их на три типа:

Но при формировании понятия «раса» и ее определения, все же Ницше, в отличие от Гобино, вкладывает несколько иной смысл, основываясь не на национально-этнической принадлежности оцениваемых, а на социально-политических качествах. Вся эволюция общества, по его мнению, это борьба воли сильных и воли слабых, а целью человечества, согласно Ницше, являются его ценнейшие и превосходнейшие экземпляры, которые могут возникнуть только в обстановке великой культуры.

Данная теория отвергает права человека и подвержена критике исследователей источников возникновения государства и права. По мере развития науки суть расовой доктрины нашла свое опровержение: было доказано, что с биологической точки зрения у представителей различных рас различия отсутствуют. Сама концепция возникла ввиду созданных ранее теорий и исторических предпосылок, которые могли транслировать некий позитивный опыт единичных государств с крепкой централизованной властью.

Читать о других теориях происхождения государства и права:

Источник

Расовая теория

Ра́совая тео́рия [1] — комплекс идей о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, общественный и государственный строй. Иногда (например, как у Людвига Фердинанда Клаусса) расовая теория не сводится к чисто биологическим факторам.

Содержание

Расовые теории

Единой расовой теории как таковой не существует: авторов различных расовых теорий объединяет только убеждение в объективном существовании человеческих рас и решающем влиянии расовых различий на важнейшие стороны жизни человека.

Расовая теория и расизм

Сама по себе расовая теория не тождественна расизму: например, известный немецкий расовый теоретик Ганс Гюнтер писал [3] :

Часто повторяется одна и та же ошибка: нордическую расу восхваляют как «высшую», «самую благородную», как чуть ли не единственную создательницу цивилизации на Земле. Всё это лишь крики рыночных зазывал. Для восточно-азиатской или африканской цивилизаций нашего времени примесь нордической (или любой другой чуждой) крови будет «неполноценной», так как ценность расы всегда познаётся лишь в соотношении с определенной цивилизацией, и нордическая кровь для африканских или азиатских цивилизаций будет разлагающим фактором.

Расовые теории в Европе

В первой половине XX века основным источником и носителем расовой теории в Европе стал немецкий национал-социализм. На основе нацистской расовой теории в Третьем рейхе была разработана концепция расовой гигиены. Она послужила базой для проведения расовой политики, направленной на дискриминацию и уничтожение представителей так называемых «неполноценных рас», в первую очередь евреев и цыган.

В современной России главным популяризатором расовой теории нордицизма (под именем «расологии») является публицист Владимир Авдеев. Свой вклад в расовую теорию внес также политик и политолог Андрей Савельев, автор книги «Образ врага. Расология и политическая антропология» (2007 г.)

Источник

«Во всем виноваты белые» или что такое «критическая расовая теория»

© Михаил Салтыков / коллаж / Ridus.ru

Идеологией американских протестов и движения BLM стал странный коктейль из извращенных понятий справедливости и антирасизма, который получил название «критическая расовая теория». Что же это такое и почему против нее все громче выступают консервативные политики и американские родители, протестующие против навязывания КРТ в школах и университетах Америки?

Согласно определению, которое дается в работе Эми Ансель «Critical Race Theory», критическая расовая теория — это «академическое движение учёных и активистов в области гражданских прав, которые стремятся критически изучить законодательство и бросить вызов господствующим либеральным подходам к расовой справедливости».

Энциклопедия Britanica, описывая КРТ, характеризует ее как «интеллектуальное движение и не имеющую четких рамок систему юридического анализа», основанную на предположении, что раса — это не естественная, биологически обусловленная характеристика, а социально сконструированная категория, используемая для угнетения цветного населения.

Критическая расовая теория — это практический подход, изучающий историю превосходства белых людей и отвергающий идею, что прошлое осталось в прошлом и что законы и система, которые пришли к нам из прошлого, как-то отделены от расизма, — описывала свое детище профессор юриспруденции Колумбийского университета Кимберли Креншоу.

Теоретики КРТ считают, что «закону и правовым институтам в США неотъемлемо присущ расизм, поскольку те функционируют, чтобы создавать и поддерживать социальное, экономическое и политическое неравенство между белыми и небелыми, особенно афроамериканцами».

Основатели критической расовой теории.

Марксистские корни КРТ

Но капитализм эволюционировал, и, несмотря на то, что в ХХ веке в ряде стран произошли революции в марксистском стиле, каждая из них закончилась катастрофой. Будучи осуществленной на практике в десятках стран, марксистская теория проиграла.

К середине 1960-х интеллектуалы марксистского толка на Западе oсознали свои неудачи. Cыграло роль и разоблачение культа личности Сталина и репрессий в СССР, и подавление народных восстаний в странах советского блока.

Но вместо того, чтобы отказаться от своего политического проекта, западные марксистские ученые просто адаптировали свою революционную теорию к социальным и расовым волнениям 1960-х годов.

Спустя тридцать лет ответом левых стало создание критической расовой теории.

В 1990-х годах набор идей, рожденных в кругах левой американской профессуры, начал проникать в государственные учреждения, в систему государственных школ, в программы подготовки учителей и в корпоративные отделы кадров в форме программ обучения «разнообразию», модулей кадровых ресурсов, основ государственной политики и школьных программ.

Новояз КРТ

Отличительная особенность КРТ — язык эвфемизмов, которые используют ее адепты. «Равенство», «социальная справедливость», «разнообразие и инклюзивность» и «обучение с учетом культурных особенностей». Все эти термины, по сути, скрывают прежние марксистские догмы о классовом конфликте и противостоянии. «Неомарксизм» будет трудно продать, а «справедливость» не вызывает аллергии у американцев и ее легко спутать с американским принципом равенства. Но различие огромно и важно.

Сторонники КРТ открыто отвергают равенство — принцип, провозглашенный в Декларации независимости, закрепленный в законе 14-й и 15-й поправками к Конституции, Актом о гражданских правах 1964 года и Законом об избирательных правах 1965 года. Они заявляют, что декларируемое равенство на деле обеспечивает «камуфляж» для белого превосходства, «патриархата» и угнетения.

Одним из практических результатов создания такого отдела могло бы стать свержение капитализма, поскольку, по словам Кенди, «для того чтобы быть по-настоящему антирасистским, нужно также быть по-настоящему антикапиталистическим».

Критики КРТ заявляют: победа этой идеологии будет означать конец не только частной собственности, но и личных прав, равенства перед законом, федерализма и свободы слова. Их заменит расовое перераспределение богатства, групповые права, активная дискриминация и всемогущая бюрократическая власть.

Ты виноват лишь тем, что…

Как отмечают авторы многих публикаций, КРТ остается достаточно неизвестной широким массам теорией: опрос Economist / YouGov показал, что 58% американцев негативно относятся к теории, хотя хорошо информированы о ней лишь 26% опрошенных, в то время как 38% лишь «что-то слышали» о ней. Однако ее активно продвигают в университетах и различных государственных структурах. Особенно после прихода к власти администрации Байдена.

Сотрудников Национальной ядерной лаборатории «Сандия» отправили в трехдневный лагерь перевоспитания, где им объясняли, что «культура белых мужчин» аналогична идеологии ку-клукс-клана, «сторонников белых супрематистов» и расистов. Затем участники тренинга должны были заявить об отказе от своих «привилегий белых мужчин» и написать письма с извинениями фиктивным женщинам и цветным людям.

Критическая расовая теория перестала быть просто академическим вопросом, она превратилась в инструмент политической власти. Она быстро достигает культурной гегемонии в государственных учреждениях Америки и управляет огромным механизмом государства и общества. Если мы хотим успешно противостоять ей, мы должны решать это политически на всех уровнях, — пишет в своей статье Кристофер Руфо.

Теория, пожирающая своих адептов

Это предвзятая лживая теория, которая сама такая же расистская, как куклуксклановцы в белых балахонах, — сказал сенатор.

Аналогичную точку зрения высказывал чернокожий конгрессмен-республиканец из Флориды Байрон Дональдс, ставший одним из авторов законопроекта о противодействии КРТ

Впрочем, некоторые авторы считают, что жить КРТ осталось недолго. Автор публикации в издании American Thinker Гамалиель Айзек сравнивает КРТ с охотой на ведьм в Америке XVII века.

Тенденция pacпространения критической pacовой теории такова, что те, кто ее поддерживает, становятся ее жертвами. Большинство учителей и сотрудников школ Нью-Йорка согласились с принципами КРТ, потому что боялись потерять работу, если выступят против этого, — отмечает Айзек.

По его словам, ублажение адептов «обратного расизма» может защитить рабочие места учителей и сотрудников ведомств в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной КРТ уничтожит их.

Это потому, что цель пропагандистов КРТ — равенство, а достижение равенства в их понимании требует, чтобы рабочие места белых были переданы цветным людям, — пишет автор статьи American Thinker.

По его словам, по мере того, как все больше и больше белых сотрудников будут видеть, что их приверженность принципам КРТ не защищает их, приближается день, когда критическая pacовая теория пойдет по пути салемских судебных процессов над ведьмами. Лучший способ приблизить этот день — предать максимальной огласке судьбу тех, кто напpacно поддерживает революцию КРТ, пишет Айзек.

Источник

Расовая теория

Что такое расовая теория и в чем ее реакционная сущность. Смотреть фото Что такое расовая теория и в чем ее реакционная сущность. Смотреть картинку Что такое расовая теория и в чем ее реакционная сущность. Картинка про Что такое расовая теория и в чем ее реакционная сущность. Фото Что такое расовая теория и в чем ее реакционная сущность Что такое расовая теория и в чем ее реакционная сущность. Смотреть фото Что такое расовая теория и в чем ее реакционная сущность. Смотреть картинку Что такое расовая теория и в чем ее реакционная сущность. Картинка про Что такое расовая теория и в чем ее реакционная сущность. Фото Что такое расовая теория и в чем ее реакционная сущность Что такое расовая теория и в чем ее реакционная сущность. Смотреть фото Что такое расовая теория и в чем ее реакционная сущность. Смотреть картинку Что такое расовая теория и в чем ее реакционная сущность. Картинка про Что такое расовая теория и в чем ее реакционная сущность. Фото Что такое расовая теория и в чем ее реакционная сущность Что такое расовая теория и в чем ее реакционная сущность. Смотреть фото Что такое расовая теория и в чем ее реакционная сущность. Смотреть картинку Что такое расовая теория и в чем ее реакционная сущность. Картинка про Что такое расовая теория и в чем ее реакционная сущность. Фото Что такое расовая теория и в чем ее реакционная сущность

Что такое расовая теория и в чем ее реакционная сущность. Смотреть фото Что такое расовая теория и в чем ее реакционная сущность. Смотреть картинку Что такое расовая теория и в чем ее реакционная сущность. Картинка про Что такое расовая теория и в чем ее реакционная сущность. Фото Что такое расовая теория и в чем ее реакционная сущность

Что такое расовая теория и в чем ее реакционная сущность. Смотреть фото Что такое расовая теория и в чем ее реакционная сущность. Смотреть картинку Что такое расовая теория и в чем ее реакционная сущность. Картинка про Что такое расовая теория и в чем ее реакционная сущность. Фото Что такое расовая теория и в чем ее реакционная сущность

Основателем этой теории считается Ж. Гобино (франц. XIX в. Соч. «Опыт о неравенстве человеческих рас»). Большой вклад внес в нее ф, Ницше (нем. XIX в. Соч. «Воля к власти»), которого считают предтечей идеологии фашизма.

Суть теории. Теория основывается на постулате о том, что чело­веческие расы отнюдь не равны и различаются в физическом, психо­логическом, умственном и других отношениях. Их можно разделить на высшие и низшие. Высшие расы имеют превосходство над низши­ми по той причине, что они выгодно отличаются от других в выше­перечисленных отношениях. Поэтому они Moiyr претендовать на роль вершителей судеб людей во всем мире, призваны господствовать, на­вязывать волю остальным группам людей, не относящихся к предста­вителям высшей расы. Государство, по их мнению, необходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими. Авторы этой теории напоминали о том, что большой вклад в создание цивили­зации сделали представители белой расы и ее роль в развитии циви­лизации вообще нельзя переоценить.

Представители низшей расы являются людьми, не способными к созданию цивилизации, вот почему они могут быть объектом господ­ства. Всех же Ницше делил на три типа: 1) гениальные люди — немно­гие; 2) исполнители идей гениев, их правая рука и лучшие ученики — стражи порядка, права и безопасности (царь, воины, судьи и другие блюстители закона); 3) прочая масса посредственных людей. Правда, Ницше, пользуясь понятием раса, понимал его прежде всего как соци­ально-политическую, нежели национально-этническую характеристи­ку; сильная раса — это, по существу, особая порода властвующих, аристократические господа, слабая раса — жизненно слабые, угнетен­ные подневольные. Всю социально-политическую историю он харак­теризует как борьбу двух воль к власти — воли сильных (высших видов, аристократических господ) и воли слабых (массы, рабов, толпы, стада). Цель человечества состоит в его совершеннейших экземпля­рах, возникновение которых возможно в обстановке высокой культу­ры. Отвергая различные концепции происхождения государства, Ницше считал, что государство является средством возникновения и продолжения того насильственного социального процесса, в ходе ко­торого происходит рождение привилегированного культурного че­ловека, господствующего над остальной массой.

Расовая теория имеет долгую историю. Она верно служила ее адептам в средние века, когда формировалась колониальная система, она вновь была поднята на штык, осовременена и приобрела еще большую аргументацию в первой половине XX в., в период по­явления фашизма. Рецидивы расистских взглядов и акций встреча­ются и сейчас, но в разряд государственной теория расизма теперь не входит ни в одной стране: человечество в целом уже доросло до того, чтобы осознать, что люди рождаются равными и свободными.

Оценка теории. С позиций ценностей сегодняшнего дня нет ни­каких оснований производить деление рас на высшие и низшие. Из­менения в современном мире, воспринявшем такие ценности, как права человека, с рождения приобретаемые каждым из живущих на Земле, дают основание вроде бы с порога заклеймить какое-либо подразделение рас и расовую теорию, хотя и не находящую практи­ческого воплощения. Однако здесь не надо торопиться и постарать­ся выяснить причину появления этой теории.

Справедливо замечено Ницше, что люди разнятся между собой и эта разница носит биологический характер. Устранить биологи­ческие законы мы не можем, да и вряд ли это нужно, ведь если бы люди все были одинаковы, то наши потребности могли быть удовле­творены в меньшей мере (это примерно так же, как если бы у нас в гардеробе было несколько десятков галстуков, но ни одной рубаш­ки). Однако это отнюдь не способно умалить значимость каждого человека, рожденного на Земле, поскольку каждый человек занима­ет свою нишу в обществе и занимается «своим», т.е. посильным ему делом, принося тем самым пользу другим людям.

Что такое расовая теория и в чем ее реакционная сущность. Смотреть фото Что такое расовая теория и в чем ее реакционная сущность. Смотреть картинку Что такое расовая теория и в чем ее реакционная сущность. Картинка про Что такое расовая теория и в чем ее реакционная сущность. Фото Что такое расовая теория и в чем ее реакционная сущность

Далее. Справедливо также указывается на то, что люди разнятся и с точки зрения психологии. Если северные народы характеризу­ются спокойным, уравновешенным нравом, рациональным отноше­нием к жизни и как бы отстраненным взглядом на окружающий мир, то южным пародам в большей мере свойственна импульсив­ность, эмоциональность, вспыльчивость и т.п. Представляется, что это является также результатом вышеуказанного процесса. Так же как людей можно разделить по возрасту, так же и нации делятся на молодые, средневозрастные и старые. Причем решающим здесь оказывается не время, а социальный опыт, который пришлось «пережить» той или иной расе, народности, и пережитый опыт может буквально «спрессовать» время.

Однако дает ли это основание ставить вопрос о том, что сущест­вуют высшие и низшие расы? Этот вопрос можно перефразировать: кто выше (ниже) не в буквальном, конечно, понимании — ребенок или умудренный человек? Ответ здесь однозначный дать нельзя, по­скольку ребенок, когда вырастет, то может, что называется, за­ткнуть за пояс мудреца, с которым его сравнивают, в интеллектуаль­ном отношении, не говоря уж о физическом.

Современная биологическая, антропологическая и генетическая наука не видят никакой связи между расовыми различиями людей (цветом кожи, формой черепа и носа и пр.) и их нравственными и интеллектуальными характеристиками. Что же касается различий в достижениях разных народов, то они объясняются исключительно географическими, историческими, политическими, экономически­ми и социально-культурными факторами. Но с развитием контактов между странами и народами, в результате заимствования опыта у народов развитых стран и взаимообогащения процесс появления и развития государств у менее развитых народов идет ускоренно. Не надо забывать, что и развитые народы когда-то и сами находились на более низкой ступени развития. Поэтому вопрос должен стоять не кто выше и кто ниже, а иначе: кто дальше прошел по пути исто­рического прогресса. Разность в историческом развитии — это ос­нование не для безапелляционного командования менее развитыми народами, а для помощи им и их поддержки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *