Что такое распространенные и нераспространенные предложения как установить связь слов в предложении
Конспект урока по русскому языку на тему: » Что такое распространённое и нераспространённое предложение»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением иностранного языка
при Посольстве РФ в ФРГ г. Берлин
Урок русского языка
Тема: Распространённые и нераспространённые предложения
Учебник В.П.Канакина. Русский язык. 2 класс. Часть 1.
Учитель начальных классов: Новосельцева Тамара Анатольевна
Технологическая карта изучения темы
— уметь составлять распространённое предложение;
— различать распространённое и нераспространённое предложения;
— формировать умение видеть различие предложений
Формировать положительную мотивационную основу учебной деятельности;
Способствовать развитию самооценки;
Учить осознавать ответственность за общее дело;
Формировать уважительное отношение к мнению другого человека;
Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.
Создавать возможность планирования совместно с учителем своих действий;
Учить адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;
Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;
Учиться высказывать своё предположение;
Учиться формулировать цель деятельности на уроке
Учиться корректировать выполнение задания в дальнейшем
Развивать умение анализировать, сравнивать объекты;
Учиться определять свои границы знания / незнания
Уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения
Развивать умение анализировать, сравнивать объекты.
Создавать условия для успешного сотрудничества с учителем, одноклассниками;
Отвечать на вопросы учителя
Уметь полно и точно выражать свои мысли
Владеть диалогической формой речи в соответствии с нормами языка
Учебник В.П.Канакина. Русский язык. 2 класс. Часть 1.
С.Прокофьев. Вариация Феи осени. Из балета «Золушка»
Сигнальные карточки для обратной связи
Дидактические задачи этапов урока
Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Актуализация опорных знаний и умений
Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).
Постановка учебной проблемы
Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.
Формулирование проблемы, планирование деятельности
Открытие нового знания
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.
Первичная проверка понимания
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.
Применение новых знаний
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Рефлексия учебной деятельности
Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.
— уметь полно и точно выражать свои мысли
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать. (слайд)
— Ребята, какое время года на дворе?
— Как её можно охарактеризовать?
— Назовите гласные буквы в слове ОСЕНЬ
— Золотая, разноцветная, волшебница, дождливая, тёплая, хмурая, прекрасная, щедрая, чудесная, пёстрая.
— уметь полно и точно выражать свои мысли
Запишем правильно, красиво
— Сравните написание букв с образцом, подчеркните самую красивую. (слайд)
Запись в тетради: О о Е е Оо Ее Ольга Елена Осень ежи
— уметь полно и точно выражать свои мысли
-Запишем словарные слова: сегодня будем работать так, я показываю картинки, а вы записываете слова, ставим ударение, подчёркиваем опасные места. (Слайд)
Запись в тетради: девочка, Москва, заяц, воробей, петух.
— Записывают, подчёркивают, ставят в словах ударение.
Повторение полученных знаний о предложение
— уметь полно и точно выражать свои мысли
Учитель задает вопросы :(слайд)
Что такое предложение?
Как называются слова в предложении?
Какие предложения бывают по цели высказывания? По интонации?
Из чего состоит грамматическая основа предложения?
Как называются слова, которые не составляют основу предложения?
-Дети дают ответы на вопросы.
Постановка учебной проблемы
— формировать умение видеть различие предложений
— учиться определять свои границы знания / незнания
— учиться высказывать своё предположение
— учиться полно и точно выражать свои мысли
— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
— владеть диалогической формой речи в соответствии с нормами языка
— Прочтите и сравните:
В воздухе кружатся золотые листья.
— Какое предложение вам нравится больше?
— Назовите слова во втором предложении, которые делают его более выразительным.
— А вы знаете, что у предложения есть своё название?
-Учимся открывать новые знания (слайды)
-Объяснение учителем нового материала: распространённые и нераспространённые предложения.
— В нём есть второстепенные члены предложение.
Формулирование темы, планирование
— учиться устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом
— учиться формулировать цель деятельности на уроке
— Сформулируйте тему нашего урока.
— Может ли кто-нибудь уже сейчас определить какое предложение распространённое, а какое нераспространенное?
— Надо ли узнать, какие предложения называются распространёнными, а какие нераспространёнными?
— Какую цель поставите?
Для чего нам нужно это знать?
— Распространённые и нераспространенные предложения.
Обучающиеся пытаются определить.
— Учиться различать распространённые и нераспространенные предложения.
— Учиться составлять такие предложения.
— Распространённые предложения выразительнее, точнее и чаще встречаются в нашей речи
Открытие нового знания
— учиться различать распространённые и нераспространённые предложения;
— уметь находить в предложении главные члены предложения;
— уметь составлять распространённые и нераспространённые предложения
— Формировать уважительное отношение к мнению другого человека;
— определять границы своего знания / незнания;
— уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения
— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
— владеть диалогической формой речи в соответствии с нормами языка
В воздухе кружатся золотые листья.
— Подчеркните главные члены предложения.
С.Прокофьев. Вариация Феи осени. Из балета «Золушка»
— Закройте глаза. Представьте, что мы идём по дороге и вдруг очутились …..
— Откройте глаза. Где мы?
— Составьте по картине нераспространённое предложение
— Запишем два предложения.
— Подчеркните главные члены предложения.
— Как называются такие предложения? Почему?
— Обогатите данные предложения словами. Запишите.
— Подчеркните главные члены предложения.
— Как называются такие предложения?
Прочтём в учебнике правило на с. 35. Проверим.
В воздухе кружатся золотые листья.
Наступила золотая осень.
Деревья оделись в праздничный наряд. В воздухе красиво кружатся листья.
Желтая листва облетает с берёз.
— Нераспространённые, потому что состоят только из главных членов предложения.
Желтая листва облетает с берёз.
Подчёркивают главные члены предложения.
— Это предложения распространённые, так как кроме главных членов предложения есть ещё и второстепенные члены.
Учитель проводит физминутку:
Ветер дует нам в лицо
Ветер тише, тише, тише
Деревцо всё выше, выше.
-Дети выполняют физминутку под музыку: «Листья жёлтые..»
Работа с учебником.
Работа над новым материалом
— уметь составлять распространённое предложение;
— различать распространённое и нераспространённое предложения.
-Выполняют упражнения в учебнике
Применение нового знания
— различать распространённое и нераспространённое предложения.
— учиться корректировать выполнение задания в дальнейшем
— развивать умение анализировать, сравнивать объекты.
— создавать условия для успешного сотрудничества с учителем, одноклассниками.
— У вас на столах конверты. В них лежат карточки со словами. Составьте из данных слов предложения:
Проверка: составление предложений на доске.
— Какие предложения вы составили?
Рыжая белочка прячется в дупло.
В небе пролетела журавлиная стая.
Осень окрасила листья золотистой краской.
Листья укрывают разноцветным ковром землю.
— Это распространённые предложения, потому что в них кроме главных членов предложения есть ещё второстепенные члены.
Закрепление изученного материала
— различать распространённое и нераспространённое предложения.
— учиться корректировать выполнение задания в дальнейшем
— развивать умение анализировать, сравнивать объекты.
— создавать условия для успешного сотрудничества с учителем, одноклассниками.
— Читаю предложения, а вы карточкой сигнализируете – предложение распространённое или нераспространённое:
Птицы улетают в дальние края.
Осень одела деревья в разноцветный
На берёзке дрожит последний лист.
Проверяем свои знания.
— развивать умение анализировать, сравнивать объекты.
— создавать условия для успешного сотрудничества с учителем, одноклассниками
– Что является грамматической основой предложения?
– Как называется предложение, состоящее только из грамматической основы?
– Какие предложения являются распространенными?
– Что значит разобрать предложение по членам предложения?
Для чего нужно уметь составлять распространённые предложения? (слайд)
— Отвечают на вопросы:
Рефлексия учебной деятельности
Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.
Выделять и осознавать то, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить.
Отвечать на вопросы учителя
— Какие цели ставили на уроке?
— На все смогли найти ответ?
— Оцените свою работу.
Прикрепите жёлтый лист, если на уроке вам всё было понятно, вы смогли выполнить все задания.
Прикрепите красный лист, если вам что-то было не понятно.
Прикрепите зелёный лист, если на уроке возникли большие трудности.
— Учиться различать распространённые и нераспространенные предложения.
— Учиться составлять такие предложения.
Выделять и осознавать то, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить.
-Оценивают свои знания по лесенке знаний (Слайд)
Домашнее задание (дифференцированное):
Упр. 40, с.35, правило.
Составить или выписать из книги распространённое предложение про осень, правило с. 35. (слайд)
-Учитель называет полученные оценки за урок и выставляет оценки в дневник.
— Подают оценки учителю на подпись.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Русский язык
Сообщение новых знаний
Технология построения урока
Технология сотрудничества, групповая и дифференцированная
Распространённые и нераспространённые предложения
Учить различать распространённые (с второстепенными членами) и нераспространённые (без второстепенных членов) предложения
Основные термины, понятия
Распространённые и нераспространённые предложения, главные члены предложения
Номер материала: ДБ-399461
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки
Время чтения: 1 минута
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Распространенное и нераспространенное предложение
Распространенное и нераспространённое предложение отличаются по наличию или отсутствию второстепенных членов. Узнаем, что такое распространенное и нераспространенное предложение в русском языке и приведем примеры.
В синтаксическом разборе предложения указывается его вид:
Важной синтаксической характеристикой предложения является наличие или отсутствие второстепенных членов предложения. В связи с этим в синтаксисе русского языка различают нераспространенные и распространенные предложения.
Нераспространенное предложение
В простом предложении могут быть только главные члены предложения.
Енисей всё шумел и шумел (В. Астафьев)
В этом предложении главный член предложения подлежащее «Енисей» поясняет другой главный член — сказуемое «всё шумел и шумел» («всё» — частица).
Это предложение состоит только из грамматической основы, и поэтому является нераспространенным. В нем нет других членов предложения, относящихся к подлежащему или сказуемому.
Примеры нераспространенных предложений из художественной литературы
Вечер был тёплый и тихий (Н. Сладков).
Утро было яркое, солнечное, но прохладное (Г. Скребицкий).
Распространенное предложение
Если в составе предложения имеется хотя бы один второстепенный член, такое предложение назовем распространенным.
Пошёл когда? — с утра (обстоятельство).
Мы затапливали (что?) печи (К. Паустовский).
В тихий день разлита между деревьями жёлтая музыка (В. Песков).
Второстепенные члены относятся или к подлежащему, или к сказуемому, а также к другим второстепенным членам.
К второстепенным членам принадлежат
Определение — второстепенный член предложения
Теплый ветерок забирается за просторный ворот моего матросского костюма и щекочет тело (А. Новиков-Прибой).
Согласованные определения выражаются именами прилагательными, местоимениями, порядковыми числительными и причастиями, которые совпадают в числе, роде и падеже с определяемым словом.
Несогласованные определения выражаются существительными в косвенном падеже, инфинитивом, наречием и другими частями речи.
Дополнение — второстепенный член предложения
Дополнение поясняет сказуемое.
Я вспоминаю (что?) леса, озёра, парки и небо (К. Паустовский).
Различают прямое и косвенное дополнение. Прямое дополнение, обозначенное существительным (местоимением) в винительном (родительном) падеже без предлога зависит от сказуемого, выраженного переходным глаголом:
Существительные в форме остальных падежей с предлогом и без него являются косвенными дополнениями:
Обстоятельство — второстепенный член предложения
Обстоятельство, как и дополнение, в предложении принадлежит к составу сказуемого.
Обстоятельства бывают разных видов и отвечает на вопросы: как? когда? куда? откуда? зачем? почему? при каком условии?
Сумерки (где?) в лесу наступают (как?) неожиданно (когда?) рано (В. Арсеньев).
Обстоятельства выражаются разными способами:
Я (когда?) и раньше ходил (куда?) в лес (с какой целью?) гулять (В. Солоухин).
Примеры распространенных предложений из художественной литературы
Но еще выше было небо, все засыпанное звездами (В. Катаев).
У самой воды большими охапками выглядывали из зарослей мяты невинные голубые незабудки (К. Паустовский).
Глубокая лесная канава до самых краёв была наполнена быстро бегущей мутной водой (И. Соколов-Микитов).
Обладая памятью необыкновенной, Пушкин уже на одиннадцатом году был хорошо знаком с французской литературой (А. Гессен).
Я стал с наслаждением есть столовой ложкой превосходную прохладную еду (В. Катаев).
Кое-где сквозь чащу деревьев мелькали серебряные нити лесных ручейков (А. Куприн).
Еле волоча от усталости ноги и отбиваясь от несметного количества комаров, я поднялся на возвышенность и огляделся (Г. Скребицкий).
Видеоурок «Русский язык 3 класс. Предложения распространенные и нераспространенные»
Распространенное предложение – как его правильно отличать от нераспространенного и как при этом не путать со сложным – объясняю и показываю на примерах
Предложение, в котором есть определение, дополнение или обстоятельство.
Чтобы о чем-то сказать, достаточно упомянуть предмет (подлежащее) и назвать его действие (сказуемое). Например: «Летят птицы». Но для полного выражения мысли этого недостаточно.
Чтобы сказать все, что мы хотим, мы «распространяем» предложение. И делаем это с помощью второстепенных членов. К ним относятся определение (например, перелетные птицы), обстоятельство (летят на юг) и дополнение (летят рядом с облаками). Если есть хотя бы один из них, то предложение сразу становится распространенным.
Как отличить распространенное предложение от нераспространенного
В нераспространенном будет только грамматическая основа – то есть только подлежащее и сказуемое. Вот несколько примеров:
А вот распространенные предложения, смотрите:
Чем распространенное предложение отличается от осложненного
Распространенное предложение не обязательно должно быть осложненным. Пример: «Я пишу простым карандашом в тетради». Распространенность налицо, потому что мы видим тут и косвенное дополнение «карандашом», и согласованное определение «простым» и обстоятельство места «в тетради». Но оно ничем не осложнено.
Предложение осложняется пятью осложнителями:
Вам надо запомнить вот эти пять осложнителей и научиться «видеть» их в предложении.
Чаще всего осложненное предложение – это такое, внутри которого есть знаки. Но бывает осложнение и без знаков, например, когда причастный оборот стоит перед определяемым словом: «Играющие во дворе дети подбежали ко мне» – знаков нет, а осложнение есть.
Чем распространенное предложение отличается от сложного
Если вы не знаете, чем они отличаются, сразу делаем вывод: вы не видите границы простых предложений в составе сложного, не умеете выделять грамматическую основу.
Сложное предложение – это такое, в котором всегда две или более грамматических основ: «Я читаю книгу, а мама отдыхает». Когда вы делаете разбор такого предложения, вам надо сначала сказать, что оно сложное и включает в себя два простых: «Я читаю книгу», «Мама отдыхает»». А потом уже по отдельности характеризовать каждое:
Сложное предложение вообще нельзя характеризовать с точки зрения распространенности и нераспространенности. Так характеризуются только простые предложения. Поэтому вы сначала «вынимаете» простые из сложного, а потом уже смотрите, распространены они или нет.
Могут ли распространенные предложения быть неполными
Да. Например, предложение «Очень классный» – оно сейчас вам кажется непонятным, потому что мы выдернули его из контекста. А контекст был такой:
– Как вам фильм?
– Очень классный!
Восстанавливаем: «Фильм очень классный». Подлежащее тут «фильм», сказуемое «[есть] классный» (составное именное), второстепенный член – обстоятельство меры и степени: классный (в какой степени?) очень.
Предложение «Очень классный» неполное, потому что в нем опущенное подлежащее, но распространенное, потому что есть второстепенный член.
Может ли распространенное предложение быть односоставным
Да. Поэтому я в начале статьи и приводил вам в пример односоставные предложения: «Ночь», в котором одно-единственное слово и оно является подлежащим, и «Темнеет», в котором тоже только одно слово, являющееся сказуемым.
Если в этих предложениях будут второстепенные члены, то они станут распространенными: «Быстро темнеет» – появилось обстоятельство «быстро», «Звездная ночь» – появилось определение «звездная».
Полезные материалы по теме
Подписывайтесь на нашу рассылку. Когда подпишетесь, вам на почту придет письмо, там надо будет нажать на кнопку «Подтвердить». Всем подписчикам мы высылаем ссылки на новые статьи в рубрике Образование – вы точно ничего не пропустите.
В каждой статье я рекомендую читателям курсы по русскому языку. Они дешевле, чем репетитор, а результаты часто дают более качественные, ребенок системно осваивает материал.
Уважаемые читатели, напишите, пожалуйста, сумел ли я объяснить вам сегодняшнюю тему. Разобрались ли вы с тем, что такое распространенные предложения и как отличать распространенность от других характеристик?
Можете смело критиковать текст. Я всегда читаю комментарии читателей и учитываю замечания.