Что такое рассказ миниатюра
О причинах появления на свет этой статьи догадаться не сложно. Абсолютное большинство
конкурсных работ МФ ВСМ на «прозе» пишутся в жанре миниатюры. Но многие писатели,
критики, филологи и другие, причастные к литературному миру часто задаются вопросом: А
является ли миниатюра отдельным жанром? Быть может, она всего лишь форма недоразумения,
возникшая в результате нехватки у авторов времени на творчество, отказов издательств
принимать большое количество знаков в печать (краска нынче дорогая) и других нелепостей?
Сложный, не всем доступный, в силу хотя бы особенностей мировосприятия автора. Давайте
покопаемся в деталях, дьявол-то, как известно, в мелочах.
Не берусь судить сам о том, когда же и где зародился жанр миниатюры. На сей счет
есть множество мнений. Например, ряд исследователей называет первооткрывателем жанра
лирико-философских миниатюр в русской литературе И.С.Тургенева с его «Стихотворениями в
прозе». Против этого справедливо возражает К.С.Сахаров, который считает, что «краткость
тургеневских миниатюр находится в прямой зависимости от избранной им формы», т.е.
притчи, аллегории, лирической элегии и т.д. Образцом жанра лирико-философской миниатюры
К.С.Сахаров считает короткий рассказ Бунина, но это не механически сокращенный большой
рассказ. Характеристическими признаками «краткого» рассказа нужно считать совершенно
неразвитый сюжет, отсутствие традиционных завязок, развязок и т.п. Данное утверждение
представляется весьма убедительным: следует разграничивать жанр «стихотворение в прозе»
как жанр лирический и жанр рассказов-миниатюр как жанр эпический. Не путайте и не
смешивайте их. И если для лирической миниатюры жанрообразующим фактором является
чувство, мысль, переживание автора, т.е. лирическое начало или сюжет, то для миниатюры
этом, как отмечает И.А.Смирин: «хронотоп миниатюры проявляет тенденцию к сужению, к
сжатию до одномоментности, до масштабов точки, то есть, время и пространство внутреннего
мира миниатюры становятся в идеале неопределенными, нефиксированными, универсальными».
Переходя к жанровым признакам миниатюры, я хочу отметить обязательную краткость
формы, как внешний и необходимый. Тем не менее он не является достаточным. От того, что
этом жанре заключается в искусстве воплотить в малом объеме большой смысл. Автор не
имеет права вставить в текст ни одной буквы, если она не работает на его сообщение
человечеству. Каждое слово миниатюры должно доказывать, подчеркивать, усиливать и
символизировать идею – краеугольный камень любого литературного произведения. Одним из
стимулирующих моментов развития жанра миниатюры было, как отмечал В.А.Келдыш, тяготение
к «более обобщенному и концентрированному изображению действительности». Жанр миниатюры
— это своеобразный показатель мастерства, ибо в выборе этого жанра проявляется
стремление, желание, умение писателя насытить предельно малый объем значительным
содержанием, которое, подчиняясь требованиям формы, концентрируется, сгущается,
уплотняется. Анализируя художественное пространство миниатюры, Д.С.Лихачев писал:
«Средневековый человек стремится как можно полнее, шире охватить мир, сокращая его в
кризисом содержания и формы. Уступая содержанию, писатель может или расширить миниатюру,
уникальное жанровое образование, позволяющее при сохранении формы (иногда чисто внешнем)
выразить целостность миросозерцания.
Теперь, когда вы в голове, ну, а я в тексте попытались уложить – что же за зверь
такой наша миниатюра, перейдем к более практическим моментам. Все это хорошо, малый
объем, концентрированное содержание и некая мистическая «модель мира», но как же писать
миниатюру? Чем руководствоваться? Как не наделать кучу обидных типических ошибок,
свойственных почти всем начинающим авторам. Ответ на последний вопрос – скорее всего
никак =) Но все же стоит попытаться, правда, обязательно держа в голове мысль о том, что
ошибки – это нормальный этап становления писателя.
Для начала структурируем миниатюры по типам изложения:
1. ОПИСАНИЕ. Посвящена одной – единственной зарисовке. Это либо описание природы, либо
чувств людей, которые увидели нечто, оставившее неизгладимое впечатление. Фонд часто
проводит конкурсы именно для таких миниатюр, которые пишутся по картинам различных
2. СИТУАЦИЯ. Чисто фабульная миниатюра. Напомню, у нас есть ряд событий, протяженных во
времени и имеющих причинно-следственные связи. В этом случае очень важно и весьма
3. ПРИТЧА. Рождается в тех случаях, когда писатель сводит богатство индивидуального,
символов. Само по себе – это не плохо, но стоит внимательно следить за тем, чтобы не
произошла подмена понятий и глобальность содержания не привела к раздутию объема и, как
следствие, нарушению необходимого жанрового условия.
Теперь еще раз прокрутите в голове все, что вам стало известно о миниатюре и, садясь
писать, постарайтесь соблюсти следующие условия:
1. Определите тип изложения, не стоит пытаться «описывать» некую «ситуацию»,попутно
выводя из нее мораль «притчи». У вас ограничен запас по объему, – не забывайте.
2. Определите идею. Для этого нужно ответить на простой вопрос, который повергает
большинство начинающих писателей в ужас: О чем ваше произведение? Ответ должен быть
одной короткой фразой. Никаких растеканий по древу.
3. Продумайте композицию. Совсем по простому. Завязка всегда отвечает на вопросы: кто?
где? когда? Кульминация всегда выигрышна, если она неожиданная. Развязка всегда отражает
она присутствует всегда. Мастерство же автора заключается в умении нарастить поверх
стандартной схемы необычные описания. Чтоб читатель забыл анализировать, а только
4. Отшлифуйте стилистику. В миниатюре особенно важно сделать текст изобразительным, дать
читателю увидеть, услышать, ощутить написанное. Подробно стилистические приемы будем
разбирать позже, а пока просто почитайте признанных авторов и старайтесь подражать.
5. Сделайте редактуру. Уберите все лишнее, все, что не работает на идею и не является
необходимым. Просто читайте каждое предложение, потом вычеркивайте его целиком или
частично и задавайте себе вопрос: Можно ли без этого обойтись?
6. Перечитайте написанное. Идея доказана? Если да – смело посылайте миниатюру на конкурс
или в издательство и никогда не бойтесь низких конкурсных позиций или отказов в
публикации – они тоже являются необходимым и неизбежным этапом вашего писательского
Прозаические миниатюры
ПРОЗАИЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ
Миниатюра — малый литературный жанр. Название дано по аналогии с миниатюрой в живописи. Впервые термин «миниатюра» в России появился в 1925 году. Отличавшиеся малой формой, изяществом и тщательностью исполнения произведения стали называться миниатюрами.
Короткие рассказы, лаконичные по объёму, но чрезвычайно ёмкие по содержанию, называют литературными миниатюрами. Часто в миниатюрах практически нет действия, а существует лишь зарисовка, картинка. Но, используя ёмкость образов, сравнений, эпитетов, автор несколькими фразами создаёт целую человеческую судьбу.
Жанр миниатюры начал развиваться давно, но чётких границ у него до сих пор не выявлено. Миниатюра понимается как новелла, эссе, повесть или рассказ, которые сильно «сжаты». Термин, в сущности, до сих пор условен. Миниатюры в прозе часто носят название «картинок», «сценок». Миниатюра может быть лирической (стихотворной). В драматургии миниатюрой называли монодраму* и одноактную или многоактную пьесу, представление которой занимало лишь часть театрального вечера.
Не имея чётких границ, миниатюра дает волю авторам, и это составляет одно из её основных отличий от других малых прозаических жанров, а также позволяет обращаться к различным сторонам жизни и ставить в центр бытовые, социальные, философские вопросы. Избежать повторения помогает малый объём произведения (5-10 страниц), при этом отчётливо видна идея: миниатюра характеризуется чёткой передачей любого авторского замысла. Зафиксированный автором в миниатюре момент наиболее соответствует правдивости изображения бытия, художественный материал подается субъективно, а автор чаще всего является повествователем.
Специфические признаки миниатюры :
1.малый текстовый размер; 2/обязательное наличие сюжетного начала;
3.чёткий авторский смысл; 4.субъективизм;
5.явная и яркая динамика; 6.чётко поставленная задача;
7.в основе одинаково допускаются и глобальная проблема и частный вопрос; 8.организация текста обязательно включает в себя законченность и пропорциональность; 9.допускаются символизм и аллегоричность;
10. миниатюра едина в своем естестве и неделима;
11.ее форма изящна, ритмична и мелодична (желательно);
12.в миниатюре взаимодействуют лирика и эпос.
В произведениях миниатюрного жанра во всем сквозит отчётливо выраженное субъективное начало. В большинстве миниатюр именно субъект, то есть конкретная личность, представляет собой центр, вокруг которого происходят все действия и развивается композиция, в них реализуется субъективное восприятие, некое переживание.
Однако существуют миниатюры с четко выраженной фабулой, в которых весомое значение несет в себе настроение, которым проникнуто произведение. В них часто используется «скрытый сюжет», когда внешняя интрига отступает на второй план и главенствующую роль приобретает изменение психологического состояния героя, его нравственное самопознание.
Миниатюра отличается лаконичностью, чёткостью и отточенностью сюжета, особенной смысловой нагрузкой, которая вкладывается в некоторые слова и детали.
Внутренний монолог может свободно существовать в миниатюрах одновременно с образно-логическим рядом. Интерес у автора при этом могут вызывать и философско-этические проблемы, которые, несмотря на малый объём, способны быть раскрыты в жанре миниатюры, при этом в произведениях присутствует высокая степень художественности.
Субъективизм же отличает миниатюру от простого эссе, хоть некоторые миниатюры написаны в эссеистической форме, однако жанр эссе предполагает несколько большую строгость и логичность в рассуждениях и аргументации, и достаточно развёрнутую цепочку умозаключений.
Столь развёрнутое и в чём-то противоречивое определение жанра объясняется тем, что миниатюра предоставляет авторам возможность экспериментировать и выражать свое я. Отсутствие жёстких рамок, сложившихся канонов составляет основное отличие миниатюры от других малых прозаических жанров.
Таким образом, в процессе своего развития жанр миниатюры активно взаимодействовал с другими малыми жанрами (с рассказом, новеллой, с эссе), в результате чего появились названные выше жанровые разновидности, поэтому иногда сложно разграничить где собственно миниатюра, а где короткий рассказ, новелла или эссе.
Жанр миниатюры всё ещё формируется, поэтому не признаётся многими исследователями каноничным
В конце XIX — начале ХХ в жанре миниатюры свои произведения создавали Бунин, Случевский и Тургенев.
Вообще же в начале XX века без прозаических миниатюр не обходился ни один журнал, их писали многие авторы, например, Соловьева, Зиновьева-Аннибал, Серафимович, Рерих, Гуро, Каменский, Бурлюк, Белый, Ратгауз, Садовской, Гастев, Клычков.
В конце XX веке жанр миниатюры стал пользоваться особой популярностью. Считается, что к прозаической миниатюре можно отнести произведения Абрамова, Анненского, Астафьева, Белова, Бондарева, Крупина, Пикуля, Победина, Сапгира, Солженицына, Солоухина, Тучкова, Холина и др.
* Наррати;в (англ. и фр. narrative, от лат. narrare — рассказывать, повествовать) — самостоятельно созданное повествование о некотором множестве взаимосвязанных событий, представленное читателю или слушателю в виде последовательности слов или образов.
Как писать прозаическую миниатюру?
Прозаическая миниатюра — это малый литературный жанр. Это не короткий рассказ, не отрывок, не зарисовка. Это отдельная форма со своими задачами и смыслом.
Чтобы отличать миниатюру от эссе, притчи, очерка и анекдотов нужно понимать признаки миниатюры:
Очевидно, что написать хорошую миниатюру действительно трудно. Необходимо чувствовать язык, физически ощущать каждое слово, мыслить яркими и внятными образами. Но какие же шаги может соблюдать писатель, чтобы приблизить свою работу к малой форме? Как написать миниатюру?
Тренировки и неподдельное желание создавать миниатюры приведут вас к успеху, коллеги.
Он был так влюблён, что не выходил из дома и сидел у самой двери, чтобы сразу же обнять её, как только она позвонит в дверь и скажет, что тоже любит его. В голове звучал один вопрос: «Ты меня любишь?»
Но она не позвонила, а он сделался старым. Однажды кто-то тихо постучался в его дверь, а он испугался и убежал, чтобы спрятаться за шкаф…
Как-то вечером он стоял в трамвае и вдруг почувствовал, что кто-то тянет его за руку. Молодой солдат уступал ему место как пожилому человеку. Он смутился и сел: такое с ним случилось впервые. Отвернувшись к окну, за которым ничего не было видно, кроме ночной темноты, он вдруг почувствовал весь груз своих лет. С той ночи он заперся в четырёх стенах, но они не могли удержать его тоски.
Как-то утром он получил письмо из далёкого города. Вскрыв его, он обнаружил фотографию старой обнаженной женщины. Без всякой подписи, и пояснений. Он надел очки и отыскал в морщинистом лице знакомые черты: это была единственная женщина, которую он по-настоящему любил в своей жизни. Зная великодушие своей возлюбленной, он сразу понял смысл её послания. Догадавшись о его страданиях, женщина не постеснялась показать ему свое старое тело, чтобы он убедился, что чувства сильнее плоти.
Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
Собака сидит передо мною – и смотрит мне прямо в глаза.
И я тоже гляжу ей в глаза.
Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает – но я её понимаю.
Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живёт одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы торжественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонёк.
Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
Кто потом разберёт, какой именно в каждом из нас горел огонёк?
Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…
Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
И в каждой из этих пар, в животном и в человеке – одна и та же жизнь жмётся пугливо к другой.
Миниатюра как жанр
Миниатюра отличается лаконичностью повествования, четкостью и отточенностью сюжета, особенной смысловой нагрузкой, которая вкладывается в некоторые слова и детали. Поток сознания, внутренний монолог, условно-ассоциативное мышление, импрессионистичность повествования свободно сосуществует в миниатюрах с образно-логическим рядом. Все это сочетается с обостренным интересом к философско-этическим, так называемым, вечным проблемам, что позволяет достигать в небольших по объему и очень лаконичных произведениях высокой степени художественных обобщений.
Столь развернутое и в чем-то противоречивое определение жанра объясняется тем, что миниатюра предоставляет на редкость большие возможности для экспериментов, для проявления авторской индивидуальности. Отсутствие жестких рамок, сложившихся канонов составляет основное отличие миниатюры от других малых прозаических жанров.
Размышляя о жанре как литературоведческом понятии, В. Е. Хализев отмечает, что «литература последних двух столетий (в особенности ХХ в.) побуждает говорить о наличии в ее составе произведений, лишенных жанровой определенности, каковы многие драматические произведения с нейтральным подзаголовком «пьеса», художественная проза эссеистического характера, а так же многочисленные лирические стихотворения, не укладывающиеся в рамки каких-либо жанровых классификаций» (36, 335). Далее, он выделяет два рода жанровых структур: во-первых, готовые, твердые, завершенные канонические жанры (например, сонет), и, во-вторых, жанровые формы неканонические: гибкие, открытые для проявления индивидуально-авторской инициативы (например, эллегия); эти жанровые структуры соприкасаются и сосуществуют с названными выше внежанровыми образованиями.
Следуя этому разделению и принимая во внимание определение, данное нами миниатюре, мы считаем возможным отнести ее к неканоническим жанровым образованиям. Отсутствие жестких жанровых канонов определяет многообразие индивидуально-авторских моделей миниатюры, поэтому особый интерес представляет история формирования этого жанра. (Среди исследований, посвященных этой теме, необходимо отметить работы Ю. Орлицкого.)
Как жанр миниатюра сформировалась не сразу. Долгие годы считалось, что миниатюры (стихотворения в прозе) И.С. Тургенева едва ли не единственный прецедент этого рода в русской классике, причем прецедент удачный, но удавшийся только одному писателю. Для литературы же ХХI века миниатюры в духе Тургенева неактуальны и невозможны, и до сих пор критики спорят о том, как их правильно называть.
По-мнению Ю.Орлицкого, и в России все тоже началось задолго до Тургенева. Так, прямые аналоги прозаической миниатюры в духе Тургенева можно обнаружить еще у Батюшкова, Жуковского, Теплякова, Сомова. А в 1826 году вышла в свет книга Федора Глинки «Опыты аллегорий, или иносказательных описаний, в стихах и прозе», в составе которой автор публикует целых двадцать пять прозаических миниатюр-аллегорий.
Ф. Глинка называет свои миниатюры «аллегориями», однако в них можно выделить разные намечающиеся (и развитые затем в «Стихотворениях» Тургенева) жанровые варианты:
с одной стороны, это собственно аллегория, объективно изображающая ту или иную ситуацию и делающая из этого изображения назидательный вывод;
Разрабатываются новые виды миниатюр:
развиваются собственно лирические, впрямую имитирующие «стихотворения в стихах»,
все чаще встречаются собственно прозаические, то есть безусловно эпические, фабульные миниатюрные,
(Эволюцию от лирической и повествовательной к эссеистической миниатюре можно увидеть на примере творчества А. Галунова, В.Розанова)
Наиболее значительные образцы жанра принадлежат здесь И. Бунину, создавшему в начале 1930-х гг., вслед за своими более ранними опытами, большой цикл миниатюр и вплотную примыкающих к ним маленьких рассказов «Божье дерево». При этом прозаические миниатюры И. Бунина начала 1930-х гг. первоначально публиковались автором на страницах парижских «Последних новостей» в небольших подборках-циклах «Краткие рассказы». В «Божьем дереве» явно преобладают лирические миниатюры, которые скорее можно назвать стихотворениями в прозе. Сближение стиха и прозы проявляется у Бунина не только в использовании традиционно поэтических художественных средств и приемов, но и в использовании метризации («Муравский шлях»), однако в целом Бунин, так же как Тургенев, обычно избегает метризации в малой прозе, перенося главный ритмический акцент на строфическую композицию.
В советский период развития русской литературы стихотворения в прозе, как и все прочие неканонические формы, окончательно отступают на второй план, а потом практически исчезают из книг и журналов. В Советской России миниатюра используется главным образом в «связанной» форме, в циклах и целостных книгах, прежде всего, «природоописателями» и философами М. Пришвиным и И. Соколовым-Микитовым. Хотя во многих случаях у Пришвина вообще невозможно провести строгой границы между собственно прозаической миниатюрой, способной полноценно существовать вне циклического образования, и равной ей по объему относительно самостоятельной главкой повести или очерка. Еще в большей степени это относится к вводимым писателем в ткань его прозы дневниковым записям.
Последовательно менялась строфика миниатюры. Здесь Ю. Орлицкий отмечает постепенное изменение принципов вертикального членения прозаического целого от использования нейтральной «большой» строфы к так называемой версейной: короткой и стремящейся к равенству одному предложению. Строго говоря, использование в малой прозе больших строф, часто охватывающих весь текст и тем самым вообще снимающих вопрос о строфической организации целого, оказывается приемом не менее значимым, чем пропорциональное уменьшение размеров строфы и/или составляющих ее предложений; в таком случае целый текст выступает как аналог астрофической композиции в стиховой традиции, как правило, напрямую отсылающей к идее моментальности впечатления или переживания и органической нечленимости мирообраза.
Таким образом, в процессе своего развития жанр миниатюры активно взаимодействовал с другими малыми жанрами (с рассказом, новеллой, с эссе), в результате чего появились названные выше жанровые разновидности, поэтому иногда сложно разграничить где собственно миниатюра, а где короткий рассказ, микроновелла или миниэссе.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Как написать сочинение-миниатюру
Так как участникам клуба предстоит написать по заданной теме миниатюру, то не повредит освежить знания, как писать миниатюру.
Шаг 1. Определяем ключевую мысль выбранной темы
Итак, вам дали тему или вы выбрали её сами. Теперь вам нужно определиться со своими эмоциями. Что вы чувствуете, рассуждая над заданной темой, какие мысли, ассоциации у вас появляются. Хорошо запомните всё, что мелькает у вас в голове. После этого выпишите основную идею на черновик, добавьте название, ключевые чувства и своё отношение. Особый акцент сделайте на мелочах. Так как объём нас ограничивает, каждая деталь может быть важна.
Шаг 2. Выбираем средства выразительности речи
Теперь поработайте над изложением. В этом вам помогут различные средства выразительности речи:
Шаг 3. Выбираем оптимальную длину предложения
Обратите внимание на строение своих предложений. В миниатюре используйте преимущественно предложения средней длины. Не надо слишком часто употреблять длинные сложные предложения, перегруженные связями и однородными членами. Это может загубить вашу задумку и запутать читателя, сделав акцент лишь на одном моменте сочинения. Чтобы передать живость, течение времени, можно использовать предложения из одного слова, постепенно дополняя их. Например: Бежит. Ревёт. Свернул налево. Остановился. Посмотрел. И, словно сдулся, плечи опуская. Поплёлся медленно. И вдруг исчез совсем.
Шаг 4. Определяем структуру сочинения-миниатюры
Далее проработаем строение нашей миниатюры. Здесь всё так же, как в большом рассказе:
Начинаете плавно, последовательно, потом создаёте напряжение и загадку, после чего пишете развязку. Она может быть как грустной, так и юмористической. Она может нести глубокий смысл, поучение, вопрос к читателю для рассуждения и многое другое.
Шаг 5. Проверяем текст
Дописали? Теперь всё перечитайте и проанализируйте. Может, стоит ещё что-то добавить, а что-то убрать. Если всё в порядке, спокойно сдавайте работу и ждите оценку.