Что такое рассказ сказка повесть

Виды произведений. Сказка, сказ, миф и другие

Бывают размеры произведений (количество листов). Это миниатюра, рассказ, повесть, роман. Бывают жанры произведений. Это комедия, трагедия, драма, мистика, ужасы, фантастика, фэнтази. А бывают виды произведений. Это сказка, сказ, миф, былина, легенда, басня, притча, анекдот.

Сказка – это повествовательное, обычно народное поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Сказ – это народное эпическое повествование о народных героях.

Миф – древнее народное сказание о легендарных героях; богах, о явлениях
природы.

Легенда – это поэтическое предание о каком-то историческом событии.

Басня – это краткое иносказательное, нравоучительное стихотворение, рассказ.

Притча – это краткий иносказательный, поучительный рассказ.

Анекдот – это очень маленький рассказ, со смешным содержанием и неожиданным концом.

Что же объединяет все эти виды произведений? В них заключена народная мудрость. Для них нет преград. Их люди могут передавать из уст в уста. Они высмеивают человеческую глупость, человеческие недостатки, то есть поучительные. В них побеждает добро, а зло всегда наказано. Главный герой в них – сильный, храбрый и волевой человек или бог, борющийся со злом. Для кого они написаны? Для детей и взрослых. Во всех них есть скрытый смысл, который необходимо понять. Для чего нужны эти произведения? Они поднимают духовный уровень человека. Призывают его к борьбе со злом, с невежеством. Пробуждают в человеке героизм. Способствуют укреплению силы воли человека.

Источник

Сказка как жанр литературы

Что такое рассказ сказка повесть. Смотреть фото Что такое рассказ сказка повесть. Смотреть картинку Что такое рассказ сказка повесть. Картинка про Что такое рассказ сказка повесть. Фото Что такое рассказ сказка повесть Ирина Болтенко
Сказка как жанр литературы

Художественная литература – это особая разновидность языка, которая отличается значительной вариативностью. Она включает множество стилей, направлений, жанров, и все они изучаются исследователями из разных научных областей. Вопрос о литературных жанрах вызывает большой интерес ученых. Одно из определений литературного жанразвучит следующим образом: «исторически складывающийся и развивающийся тип литературного произведения (художественного, публицистического, научного и др.)»

Самым популярным жанром детской литературы была и остается сказка. Сказка прошла длительный путь развития, она отличается нечеткостью жанровых границ и большим разнообразием. Сказка может приобретать форму эпоса, романа, повести, поэмы, быть народной либо литературной. При всем этом сказка является самостоятельным жанром, в котором всегда присутствуют удивительные события, а сама направленность сказки носит развлекательный характер.

Фольклорная сказка имеет много общего с легендой, мифом и сказом. Однако между ними есть и существенные отличия,среди которых необходимо назвать следующие:

сказ, в отличие от сказки, повествует о тех событиях, которые имели место в реальности; легенда содержит себе представление либо образ, которые можно назвать чудом, но при этом рассказчик и слушатель воспринимают их как реальные; для сказки характерно то, что ее сюжет является вымыслом;

— во всех жанрахприсутствуют разные действующие лица: в легендах это герои, в мифах – боги, в сказках – неизвестные люди или животные;

— перед сказкой не стоит задача объяснить, как строен мир, по каким законам он развивается и как это вязано с действиями главных героев, которые преодолевают те или иные препятствия;

— для сказки часто характерна ирония, миф же, а также легенда и сказ излагаются серьезно;

— в сказке развитие сюжета происходит последовательно, в мифе они могут повторяться, двигаясь по кругу.

Народная сказка представляет собой образец классического фольклора, в то время как сказка литературная (авторская) опирается на фольклорную модель, но имеет свои характерные особенности.

Перечислим основные отличия литературных (авторских) сказок от народных:

1) все элементы народной сказки четко обозначены: это всегда зачин, завязка, кульминация, развязка, концовка. Авторская сказка устойчивого строения не имеет, это может быть рассказ или повесть сказочного характера;

2) для авторской сказки характерно то, что она всегда имеет реальные детали;

3) авторская сказка – результат литературного творчества одного человека, который старается создать неповторимое художественное произведение. Т. А. Бахор определяет «осознанное авторство» как главное отличие литературной сказки

4) в народной сказке, как правило, счастливый конец. В литературной сказке конец часто бывает несчастливым, герои погибают, не добившись своего;

5) текст народной сказки вариативен, сказитель может вносить свои изменения, что привело, к примеру, к появлению множества вариантов историй о Золушке, Синей Бороде, Сивке-Бурке. Текст авторской сказки, напротив, лаконичен;

6) литературная сказка больше народной по объему, что объясняется устной формой фольклорных произведений. Авторская сказка – это часто длинное, многоходовое произведение с большим числом действующих лиц, может иметь несколько театров действия одновременно.

7) установить время бытования народной сказки невозможно, время создания авторской сказки известно.

Литературная сказка – это повествовательный жанр с волшебно-фантастическим сюжетом, с персонажами реальными и (или) вымышленными, с действительностью реальной и (или) сказочной, в которой по воле автора поднимаются эстетические, моральные, социальные проблемы всех времен и народов

Зачастую при определении жанра литературной сказкиее почти полностью отождествляют с фольклорной: «При жанровой дифференциации, которая свойственна в одинаковой мере фольклору и литературе, есть некоторые жанры, общие для той и другой разновидности поэтического искусства. Различие зафиксировано терминологически лишь добавлением слова «литературная».

Известно, что литературная сказка – жанр, впитавший в себя черты народного фольклора и элементы литературных жанров. Действительно, сказка как самостоятельный жанр существует и в фольклоре, и в литературе, в ней слились поэзия народа и его мудрость. Однако возраст литературной и фольклорной сказки не одинаков.

Одним из «отправных пунктов» детской литературы является устная словесность как неотъемлемая часть народной культуры, переданная сказителями и певцами. Слово «сказка» часто встречается в качестве термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь характерен поэтический вымысел, в ней видели «одну забаву», достойную низших слоев общества или детей.

Одна из самых специфических черт современной литературной сказки – атмосфера «сказочной реальности», то есть растворенности «чуда», его нормативности при полной ирреальности, поддерживаемой художественными приемами, создающими «иллюзию достоверности».

Роль воспитательной и образовательной функций сказки нельзя недооценивать. Ребенок знакомится с этим жанром литературы в самом раннем возрасте, когда его сознание наиболее восприимчиво. Через сказку ребенок познает окружающий мир, знакомится с важнейшими понятиями и категориями, с объектами живой природы и их особенностями, с нравственными и моральными нормами, с понятиями добра и зла. Сказка помогает ребенку научиться выражать свои мысли в соответствии с речевой ситуацией. Кроме того, сказка знакомит ребенка и с его историческим прошлым, с культурой его предков, с явлениями, которые уже забыты современниками.

Секрет популярности сказок кроется не только в специфических особенностях ее содержания и художественной формы, но и в ее доступности к пониманию для любого слушателя. Язык сказок прост, безыскусен,близок к разговорному: слова и выражения даются в их прямом, непосредственном значении, что способствует ясности и точности смысла.

Воспитательная функция сказки осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Сказка создает эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребенка. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а так же с помощью народных сказок, в том числе о животных. Народная сказка – благотворный источник для детского творчества. Сказка обогащает чувства и мысль ребенка, будит его воображение. Ребенок очень рано знакомиться со сказками, и к пяти годам, когда можно углубленно работать с ним по этой теме, знает их в достаточном количестве. Воспитатель должен открыть детям новое в уже знакомых им сказках.

Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница, а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя его со своими делами и поступками. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.

Сказка не дает прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в нее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит дошкольников быть дружными, трудолюбивыми. Сказка «Маша и медведь»предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье друзей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка». Страх и трусость высмеиваются в сказках «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк». Любовь к труду в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Царевна-лягушка», мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Лиса и козел», забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

Таким образом, внутренний духовный рост человека происходит через правильное и увлекательное познание русских народных сказок. Рассудительным, внимательным, добропорядочным человеком может стать тот, кто ближе приблизится к пониманию основных нравственных идеалов, изложенных в сказках.

Чтение художественной литературы «Путешествие по сказке «Колобок» Цель: Формировать у детей интерес к русским народным сказкам Образовательные задачи. 1. Учить внимательно, слушать литературное произведение,.

Что такое рассказ сказка повесть. Смотреть фото Что такое рассказ сказка повесть. Смотреть картинку Что такое рассказ сказка повесть. Картинка про Что такое рассказ сказка повесть. Фото Что такое рассказ сказка повестьКонспект НОД по чтению художественной литературы «В. Сутеев «Под грибом» Цель: Ознакомление детей со сказкой В. Сутеева «Под грибом». Задачи: ОБУЧАЮЩИЕ: Учить детей понимать смысл сказки, выявлять заключенную.

Что такое рассказ сказка повесть. Смотреть фото Что такое рассказ сказка повесть. Смотреть картинку Что такое рассказ сказка повесть. Картинка про Что такое рассказ сказка повесть. Фото Что такое рассказ сказка повестьМастер-класс по изготовлению музыкальной игры «Ты утёнку помоги, жанр танца назови» Эта игра предназначена для детей дошкольного возраста 6-7 лет. Для того,чтоб сделать игру, Вам понадобятся: 1. Капсулы от киндеров (10штук).

НОД по ОО «Чтение художественной литературы». Итальянская сказка «Ленивая Бручолина» Цель: Формирование понимания нравственных качеств через литературное произведение. Задачи: Познакомить детей с итальянской сказкой. Учить.

Что такое рассказ сказка повесть. Смотреть фото Что такое рассказ сказка повесть. Смотреть картинку Что такое рассказ сказка повесть. Картинка про Что такое рассказ сказка повесть. Фото Что такое рассказ сказка повестьОформление выставки детских работ «Сказка, сказка, сказка…» В нашем замечательном дошкольном учреждении прошла тематическая неделя по сказкам. В каждой возрастной группе воспитатели, учителя-дефектологи,.

Что такое рассказ сказка повесть. Смотреть фото Что такое рассказ сказка повесть. Смотреть картинку Что такое рассказ сказка повесть. Картинка про Что такое рассказ сказка повесть. Фото Что такое рассказ сказка повестьПатриотическое воспитание детей с помощью литературы В детском саду патриотическое воспитание может осуществляться через образовательную деятельность, культурно-массовые мероприятия, конкурсы,.

Источник

Чем отличаются друг от друга повесть, рассказ, и сказка? А фантастическая повесть и повесть-сказка?

Что такое рассказ сказка повесть. Смотреть фото Что такое рассказ сказка повесть. Смотреть картинку Что такое рассказ сказка повесть. Картинка про Что такое рассказ сказка повесть. Фото Что такое рассказ сказка повесть

Ска́зочная по́весть — прозаическое литературное произведение, представляющее собой повествование изложение событий в сказочной форме.
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяжённость действия во времени, реальность переживаний героя.
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть со сказкой: нравственные ценности, заложенные в сказочных повестях, и скрытый смысл.

Вопрос о выделении фантастики в самостоятельное понятие встал в результате развития во второй половине 19 и начале 20 вв. литературы, прочно связанной с научно-техническим прогрессом. Сюжетную основу фантастических произведений составляли научные открытия, изобретения, технические предвидения… Признанными авторитетами фантастики тех десятилетий стали Герберт Уэллс и Жюль Верн. До середины 20 в. фантастика держалась несколько особняком от остальной литературы: слишком сильно она была связана с наукой. Теоретикам литературного процесса это дало основание утверждать, будто фантастика — совершенно особый род литературы, существующий по правилам, присущим только ему, и ставящий перед собой особые задачи.

Ска́зочная по́весть — прозаическое литературное произведение, представляющее собой повествование изложение событий в сказочной форме.
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяжённость действия во времени, реальность переживаний героя.
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть со сказкой: нравственные ценности, заложенные в сказочных повестях, и скрытый смысл.

Вопрос о выделении фантастики в самостоятельное понятие встал в результате развития во второй половине 19 и начале 20 вв. литературы, прочно связанной с научно-техническим прогрессом. Сюжетную основу фантастических произведений составляли научные открытия, изобретения, технические предвидения… Признанными авторитетами фантастики тех десятилетий стали Герберт Уэллс и Жюль Верн. До середины 20 в. фантастика держалась несколько особняком от остальной литературы: слишком сильно она была связана с наукой. Теоретикам литературного процесса это дало основание утверждать, будто фантастика — совершенно особый род литературы, существующий по правилам, присущим только ему, и ставящий перед собой особые задачи.

Ска́зочная по́весть — прозаическое литературное произведение, представляющее собой повествование изложение событий в сказочной форме.
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяжённость действия во времени, реальность переживаний героя.
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть со сказкой: нравственные ценности, заложенные в сказочных повестях, и скрытый смысл.

Источник

Что же такое сказка?

мамам, папам, бабушкам, дедушкам. и малышам

Сказка. Знакомая, родная. Каким-то шестым чувством мы, и взрослые, и дети, всегда отличим её от сотен других историй. А знаем ли на самом деле, что это такое – «сказка»?

Наверное, литературный жанр. Но тогда в чём его особенность?

Заглянем в словарь: «Сказка – повествовательное, часто народное произведение о вымышленных, волшебных лицах и событиях».

Звучит, согласитесь, как-то уж чересчур туманно. Из всех этих слов, например, к сюжету традиционного «Колобка» подходят, пожалуй, только «повествовательное» и «народное». Бабка, дед и другие персонажи, включая само мучное изделие, не очень-то фантастичны и волшебны. Что касается «вымышленных лиц» – так ведь у каждого автора очерков, повестей и рассказов персонажи – плод воображения.

Посмотрим в другой словарь: «Сказка – выдумка, неправда, ложь». Но этого добра, как известно, в любом жанре предостаточно.

Получается, что классификации на самом деле всего лишь пустые формальности. Боюсь, что так.

И общеизвестные работы Владимира Проппа тут не помогут. Его исследование на основе сотни собранных Афанасьевым народных преданий вскрыло функциональную структуру «волшебной сказки». Но сто лет спустя эти формулы – общее место для писателей всех мастей. И на основе их созданы тысячи произведений различных жанров, от классических романов до рекламных сценариев. Выходит, не структура сюжета и не функции персонажей выделяют сказку в нечто особенное, отдельно стоящее от остальных литературных текстов, а что-то другое.

Повторюсь, интуитивно каждый из нас, читая детскую книгу, может сказать определённо: вот это сказка, а это – нет. И дело не только в надписях на обложке или знакомой фамилии автора. Не только в завязке, вроде: «В некотором царстве, в некотором государстве…» или цветных картинках с драконами и феями. Это, несомненно, играет свою роль, но не главную.

В химии, например, для того, чтобы узнать кислая перед нами жидкость, или щелочная, достаточно опустить в пробирку специальную лакмусовую бумажку, глянуть на цвет, в который она окрашивается и – вуаля! – всё понятно. Вот одно, а вот другое. Есть ли такая «бумажка» для литературного жанра? Что касается романов, рассказов, повестей, очерков или новелл, честно скажу, не знаю. Но для сказки, на мой взгляд, есть. Не менее безошибочная, чем в химии. И зовётся она – метафора.

Давайте познакомимся с ней чуточку поближе. Если по-простому, метафора – это употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства или сравнения. Мы постоянно пользуемся такими оборотами.

Например, «утром появляется солнце» – вполне себе фраза в обычном, прямом смысле. А вот другая: «утром встаёт солнце». Обе они означают рассвет, начало дня. Чаще всего нам и в голову не приходит спросить, если солнце встаёт, то на что? На ножки? Нет конечно. Просто слово «встаёт» имеет переносный смысл. Вот и получается метафора.

А «солнце село»? Это значит вечер, конец дня. Хотя можно спросить, на что село? На стул? На табуретку? На корточки? Метафора! Причём, так часто употребляемая, что мы её и не замечаем вовсе. Как и многие другие. Просто говорим: «Облака плывут по небу. Мысли скачут в голове. Наступил новый день. Идёт дождь». Метафоры, метафоры, метафоры.

В нашей повседневной речи их – пруд пруди. Пришло время. Куда? Стояла ночь. На чём? Легла тень. Уютно? Упал взгляд. Не ушибся?

Но мы, читая и слушая эти фразы, всегда понимаем, что к чему, и «упавший взгляд» не запнулся, не ушибся конечно же, и коленку себе не разбил.

Тут мы подошли к самому главному. А как эти фразы-метафоры будут выглядеть, если окажутся в тексте литературного произведения под названием сказка? Посмотрим внимательно.

Уж коли в сказке солнышко «встаёт», никто и не сомневается, что оно может спать в кроватке, потом проснуться, потянуться и… на самом деле встать на ноги. А может быть даже умоется и почистит зубы. Легко!

Ещё примеры? Уйма. Тень в сказке Шварца – не метафора, а реальный персонаж. И всё, что она делает, никак нельзя понимать в переносном смысле – таковы условия жанра. А если смех весело побежал и спрятался в траве, знай, ты в сказке. Какие сомнения! В обычном тексте какого-нибудь рассказа «шёпот леса» и «голоса леса» – метафоры. В сказке же лес может разговаривать с кем угодно и о чём захочет.

Вот и выходит, что как только метафора попадает в сказку, она… будто возвращается к себе домой, словно меняет цвет и… теряет переносный смысл. Он – вжик! – превращается в прямой, обычный. Ничего не напоминает? Да это же идеальная, та самая лакмусовая бумажка, с помощью которой можно точно определить, что перед нами, сказка или нет. «Опустили» метафору в рассказ, роман или повесть – переносный смысл.
«Опустили» в волшебную сказку – смысл прямой.

Согласитесь, трудно даже вообразить, как в романе Достоевского или Голсуорси среди персонажей вдруг появится… белый кролик. Вытащит из кармана жилетки увесистые часы на цепочке и, сокрушаясь, прошепчет: «Боже, я опаздываю!» Такой «фокус» никакой левтолстой себе позволить не может.

А вот Льюис Кэрролл – в сказке – запросто! И как только мы слышим тиканье часов Кролика, то безошибочно чувствуем – стрелки начали отсчитывать время для волшебства и фантазии.

Или вот у Рины Павловой в произведении «Сказка про доброе утро». Тут… «Однажды, много-много лет назад, родилось Утро. С самого детства его учили делать добрые дела. Недолго, всего по несколько часов, но эти часы должны были быть самыми полезными и приятными. Дружило Утро с Ночью и Днём…»

Казалось бы, просто утро… Но оно рождается, растёт, учится и даже огорчается временами. Здесь уж никакого «переносного» смысла. Утро – главный персонаж сказки. И может себе позволить.

А улыбка Чеширского кота! Ей ничего не стоит, например, одиноко повиснуть в воздухе, а потом потихоньку-потихоньку исчезнуть. И тоже никакой метафоры, никакого переносного смысла. Всё взаправду.

Сказка – уютная колыбель фантазии, где любая фраза может стать буквальной. И читая её, дети мигом погружаются в этот волшебный мир, готовые играть, веселиться, грустить, огорчаться, путешествовать… готовы жить в нём.

Секрет прост. Для ребёнка сказка – совершенно реальный мир. Там нет никакого «переносного», условного смысла. Всё абсолютно настоящее.

Вот только чтобы детское воображение легко очутилось в сказке, в реальном мире волшебства, нужны специальные ключики…

Источник

Чем сказка отличается от повести и рассказа

Многообразие литературных жанров делает чтение одним из самых увлекательных занятий. Каждый желающий может найти стиль и автора по душе. Однако при изучении литературы в рамках школьной программы наличие стольких жанров, наоборот, вызывает затруднения. В этой статье мы попробуем разобраться, чем отличается сказка от повести и рассказа.

Что такое рассказ сказка повесть. Смотреть фото Что такое рассказ сказка повесть. Смотреть картинку Что такое рассказ сказка повесть. Картинка про Что такое рассказ сказка повесть. Фото Что такое рассказ сказка повесть

Рассказ и сказка имеют много схожих черт. Так, оба произведения отличаются строго обозначенным сюжетом, наличием нестандартной ситуации, выделением главного и второстепенных персонажей. И все же, несмотря на сходство, рассказ и сказка – это различные жанры.

Сказка изначально основана на вымышленной ситуации. Действие может происходить в несуществующем мире с участием волшебных предметов, говорящих животных, магии и чудесных превращений. История главного героя последовательна. Как правило, приключения персонажа связаны с конкретной целью – обогащение, поиск возлюбленного, спасения близкого человека и т.д. Сюжеты и персонажи сказок часто повторяются. В современной литературе встречаются циклы сказок об одном герое. Кроме того, сказочные персонажи наделены определенным набором качеств. Главный герой обязательно олицетворяет доброту, сострадание и щедрость, его оппонент символизирует зло, жадность и жестокость. Ключевым отличием сказки от других произведений является обязательное торжество добра, победа главного героя и достижение целей. С точки зрения композиции, сказка выделяется на фоне других жанров наличием устойчивых речевых оборотов и народных метафор.

Рассказ – малый эпический жанр, к которому относятся прозаические произведения. Характерной чертой рассказа является то, что сюжет находится в рамках ограниченного временного периода. В отличие от сказки, история главного героя не последовательна, а эпизодична. Рассказ посвящается одному конкретному событию из жизни персонажа, наиболее ярко отражающему его личностные черты и мотивацию. Кульминацией произведения считается конфликт, когда напряжение достигает максимального уровня. Рассказ может быть основан как на реальных, так и на вымышленных событиях. Композиционные отличия данного жанра заключаются в возможности автора использовать лирические отступления, произвольно выстраивать диалоги и давать субъективную оценку персонажам.

Повесть – это эпический жанр, к которому относятся прозаические произведения, по объему превышающие рассказ, но не дотягивающие до романа. Сюжет повести, как правило, воспроизводит естественные отрезки жизни героя и лишен интриги. Можно сказать, что характеристика персонажа является основной целью подобных литературных произведений. Автор стремится раскрыть личность главного героя на примере нескольких эпизодов из его жизни. Ключевое отличие повести от рассказа заключается в объеме. Если рассказ помещается на десятке страниц, то повесть может занимать несколько сотен страниц издания. Кроме того, описание разных эпизодов жизни требует от автора привнесения в сюжет многих второстепенных персонажей.

Выводы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *