Что такое расстройство мышления
Что такое расстройство мышления
Общая психопатология
Мышление — процесс опосредованного и обобщенного познания реальности.
Мышление — это отыскание нового; оно необходимо в тех случаях, когда субъект оказывается в ситуации, для решения которой у него нет готового решения — привычного (приобретенного в процессе обучения) или врожденного (инстинктивного).
Мышление раскрывает отношения и связи между предметами, а также, двигаясь ко все более глубокому познанию бытия, их свойства и сущность.
Мышление в зависимости от того, чем оно оперирует, делят на 3 вида:
Данные виды мышления последовательно формируются по мере развития ребенка, взрослый здоровый человек может использовать каждый из этих видов в зависимости от ситуации, с которой он сталкивается, но понятийное мышление является у него ведущим видом мышления.
Понятие —опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его существенных связей и отношений. Понятия, используемые в абстрактно-логическом мышлении, могут иметь различные степени обобщения — от конкретных (близких к определенному, конкретному предмету или ситуации) до высокоабстрактных (описывающих отвлеченные идеи, не имеющие примеров, доступных непосредственному восприятию в реальном мире — например, понятия истины, энтропии, бесконечности и пр.).
Содержание понятий раскрывается в суждениях. Суждение — отражение связей между предметами и явлениями («хороший студент должен много учиться»). Умозаключение — такая связь между суждениями, когда из исходных суждений мы получаем новые, не сводимые к предыдущим («я хочу быть хорошим студентом, значит, мне нужно много учиться»).
Речь как процесс состоит из формулирования мыслей языковыми средствами и восприятия языковых конструкций. Речь может быть устная (подразумевает говорение и слушание) и письменная (письмо и чтение).
Язык — система знаков, включает слова с их значениями и правила построения высказываний.
Мышление и речь взаимосвязаны:
В клинической работе, оценивая мышление, следует учесть, что:
Локализация и функциональная организация процессов мышления и речи в головном мозге
Локализация и функциональная организация речи — см. главу 2
Для правильного протекания мышления необходимо участие множества других психических процессов (речи, восприятия, памяти и пр.), но непосредственно само мышление основано на так называемых исполнительских функциях, локализованных в префронтальных отделах коры головного мозга, в том числе таких, как:
Патология мышления может быть обусловлена различными вариантами нарушений как этих, так и других познавательных процессов, что и определяет многообразие форм нарушений мышления.
Клиническая оценка мышления в первую очередь основана на оценке того, что говорит пациент во время беседы с врачом.
Для наглядности можно представить себе следующую модель протекания ассоциативного процесса:
Мышление начинается с появления задачи (посыла) и постановки цели, которую необходимо достичь для ее решения. Из всех возможных мыслей начинает составляться план (схема решения имеющейся задачи), содержащий мысли, соответствующие поставленной цели, а мысли, несоответствующие цели, «тормозятся» (выводятся из фокуса активного внимания). Далее происходит последовательное раскрытие (анализ, описание или другие операции) каждого из пунктов плана в отдельности с возвращением к общему плану, сверкой прогресса его выполнения, проверкой на соответствие поставленной цели и коррекцией плана в случае такой необходимости.
В большинстве случаев данная последовательность операций имеет имплицитный (неосознаваемый) характер, но, столкнувшись с какой-либо сложной, непривычной или объемной задачей человек может в той или иной степени осознанно подойти к ее решению, например, записывая ход решения на бумаге и т.д.
По своей сути мышление человека имеет несколько «уровней вложенности» (по типу матрешки), где каждый уровень представлен полной моделью, изображенной на рисунке, но при этом каждый из отдельных пунктов плана представляет собой вложенный уровень, являясь такой же полной моделью со своей задачей, целью и планом решения.
Представим себе ход мышления на наиболее частом в клинике примере — рассказе пациента о своей болезни:
Врач просит пациента описать свое самочувствие (ставит задачу), пациент задает себе соответствующую цель, составляет предварительный план рассказа, куда включает ряд своих мылей, относящихся к самочувствию. Посторонние мысли (не относящиеся к рассказу о самочувствии), даже те, которые по тем или иным причинам сейчас могут быть актуальны для больного, он игнорирует. Начав свой рассказ, пациент последовательно раскрывает каждую из мыслей (в данном случае — жалобу на состояние своего здоровья), упоминая наиболее важные для врача детали, затем вновь возвращается к своему внутреннему списку (плану), проверяя, что уже было рассказано и что еще необходимо рассказать, чем еще можно было бы дополнить этот план для того, чтобы он более полно соответствовал поставленной цели и не отклонялся от нее.
Нарушение памяти и мышления
Что такое нарушение памяти и мышления. Характеристики и методики обследования при психологических расстройствах данного спектра. Организация помощи пациентам.
В Брейн Клиник проводится профессиональное обследование нервной системы ведущими специалистами Российских и Европейских исследовательских институтов головного мозга с участием кандидатов биологических и медицинских наук.
Нарушение памяти и мышления поддаётся лечению в большинстве случаев, но требует особенного, индивидуального подхода к проблеме при постоянном контроле врача-психотерапевта и невролога.
Подобные нарушения часто квалифицируют как проявление агнозии. Агнозия — затрудненность узнавания предметов, звуков, восприятия.
Роль измененного личностного компонента в восприятии при патопсихологическом обследовании можно выявить разными путями:
а) путем анализа расстройств самого процесса восприятия;
б) путем создания специального экспериментального приема, позволяющего изменить смыслообразующую функцию мотива восприятия.
Нарушение памяти
На патопсихологическом обследовании выявления патологии памяти наиболее важными представляются следующие вопросы:
Корсаковский синдром является непосредственным признаком нарушения памяти. Одним из наиболее исследованных расстройств непосредственной памяти является нарушение памяти на текущие события, при котором относительно интактным остается память на события прошлого, так называемый корсаковский синдром, который был описан известным отечественным психиатром С.С.Корсаковым при тяжелых алкогольных интоксикациях. Этот вид нарушения памяти часто сочетается с конфабуляциями в отношении текущих событий и дезориентировкой в месте и времени. Два последних признака могли быть слабо выражены, но первый всегда чрезвычайно выражен и составляет основной радикал этого страдания (забывание текущих событий).
Выявление на патопсихологическом обследовании прогрессирующей амнезии. Нарушение памяти распространяются часто не только на текущие события, но и на прошедшие: больные не помнят прошлого, путают его с настоящим, они смещают хронологию событий; выявляется дезориентировка во времени и пространстве. Временами такие нарушения памяти носят гротескный характер.
Нарушение мнестической деятельности
Описанные выше выявляемые патопсихологическим обследованием нарушения памяти носили, в основном, стабильный характер. Хотя степень их выраженности могла меняться, но все же основной радикал этих нарушений (нарушение временной характеристики, амнестическая дезориентировка) оставался стойким.
В других случаях память психически больных может оказаться нарушенной со стороны ее динамики. Больные в течение какого-то отрезка времени хорошо запоминают и воспроизводят материал, однако, спустя короткое время, не могут этого сделать. На первый план выступают колебания их мнестической деятельности. Если такому больному предложить запомнить 10 слов (при десяти предъявлениях) и изобразить количество воспроизведенных слов в виде кривой, то последняя будет носить ломаный характер. Больной может после второго или третьего предъявления запомнить 6-7 слов, после пятого — лишь 3 слова, а после шестого — опять 6-8.
Заслуживает внимания тот факт, что подобные нарушения динамики мнестической деятельности редко выступают у больных в виде изолированного моносимптома. Патопсихологическое обследование выявляет лабильность всех форм их деятельности, их познавательной и эффективно-эмоциональной сфер.
Нарушение динамики мнестической деятельности проявляется в сочетании с прерывистостью всех психических процессов больных и по существу является не нарушением памяти в узком смысле слова, а индикатором неустойчивости умственной работоспособности больных в целом, ее истощаемости.
Нарушение опосредованной памяти
Память является сложной организованной деятельностью, зависящей от многих факторов, уровня познавательных процессов, мотивации, динамических компонентов, психическая болезнь. Изменяя эти компоненты, по-разному разрушает и мнестические процессы. Введение операции опосредования улучшает запоминание здоровых людей. Однако у ряда больных, имеющих нарушение памяти фактор опосредования становится помехой.
Таким образом, нарушение подконтрольности, избирательности психических процессов, замена целенаправленности акта стереотипами или случайными фрагментарными действиями являлись факторами, препятствующими процессу опосредования, делающими его принципиально невозможным. В нарушениях мнестической деятельности находит свое отражение по-разному измененная структура мотивационной сферы больных. Мотивационный компонент является неотъемлемым в строении и протекании процессов памяти.
Нарушение мышления
Нарушение мышления является одним из наиболее часто встречающихся симптомов при различных психических и неврологических заболеваниях. Патопсихологическим обследованием выявляются чрезвычайно многообразные клинические варианты расстройства мышления. Некоторые из них считаются типичными для той или другой формы болезни.
Выделяют следующие три вида патологии мышления:
1) нарушение операционной стороны мышления,
2) нарушение динамики мышления,
3) нарушение личностного компонента мышления.
Нарушение оперативного мышления
Мышление как обобщенное и опосредованное отражение действительности выступает практически как усвоение и использование знаний.
Патопсихологическое обследование мышления больных, страдающих различными заболеваниями мозга, обнаружили, что нарушения операциональной стороны мышления принимают различные формы. При всем их разнообразии они могут быть сведены к двум крайним вариантам: а) снижение уровня обобщения, б) искажение процесса обобщения.
Снижение уровня обобщения состоит в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях; оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами. Нарушение процесса мышления, обозначенное как искажение процесса обобщения, является как бы антиподом снижения уровня обобщения.
Нарушение личностного компонента мышления
В клинике психических заболеваний наблюдаются нарушения мышления, обусловленные нарушениями личности. К ним можно отнести разноплановость мышления, нарушение критичности и саморегуляции.
Нарушение динамики мыслительной деятельности
Признание рефлекторной природы мышления означает признание его как процесса. Об этом писал еще И. М. Сеченов, указывая, что мысль имеет определенное начало, течение и конец.
Лабильность мышления. Характерная особенность этого нарушения заключалась в неустойчивости способа выполнения задания. Уровень обобщения больных в основном не был снижен; больные правильно обобщали материал; операции сравнения, переноса не были нарушены. Однако адекватный характер суждений больных не был устойчивым.
Инертность мышления. Антиподом описанного нарушения является тип нарушений мыслительного процесса, в основе которого лежит инертность связей прошлого опыта. В этих случаях больные не могут менять избранного способа своей работы, изменять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой.
Мышление отражает адекватно объективную действительность, когда сохранна не только его операциональная сторона, но и его динамика. Одной из форм нарушений динамики познавательной деятельности является нарушение саморегуляции.
Нарушение процесса саморегуляции
Нарушения саморегуляции играют особо важную роль в осуществлении познавательной деятельности, эти нарушения выражаются в невозможности целенаправленной организации своих мыслительных действий.
Результаты применения методик патопсихологического обследования, направленных на выявление тех или иных характеристик целеобразования психических больных, показывают, что в условиях развертывания процессуальной регуляции мышления наблюдаются специфические особенности его функционирования. Эти особенности являются динамическими.
Во-первых, их проявление зависит от общей иерархии целей при решении задач.
Во-вторых, они отражают складывающиеся актуально в процессе решения взаимоотношения между направленностью, побудительностью и произвольностью конечных целей.
Значение обследований для заключения врача
Разрешая практические задачи в области психоневрологии, данные патопсихологических обследований могут оказаться полезными и при разрешении теоретических вопросов психиатрии. Данные патопсихологических обследований позволяют подойти к механизмам симптомообразования, вскрывая их синдромальную структуру. Агнозия, часто трудно распознаваемое психическое состояние.
Расстройства мышления
Расстройства мышления – это группа патопсихологических симптомов, объединяющих нарушения процесса опосредованного и обобщенного познания реальности, формирования суждений и умозаключений. Проявляются расстройством динамики мыслительного процесса – ускорением или замедлением ассоциаций, а также искажением его целенаправленности – разорванностью, бессвязностью, разноплановостью мыслей, обстоятельностью и резонерством. К продуктивным симптомам относятся навязчивые мысли, бред, сверхценные идеи. Специфическая диагностика выполняется при помощи патопсихологических проб. Лечение определяется основным заболеванием, включает фармакотерапию и психокоррекцию, консультирование.
МКБ-10
Общие сведения
Мышление – познавательный психический процесс, реализующий опосредованный способ отражения действительности, формирующий мысль. Включает операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, конкретизации и абстрагирования. Общую этиологию мыслительных расстройств определить невозможно ввиду того, что они представлены весьма разнородной группой симптомов, различаются по степени выраженности, содержанию, влиянию на эмоциональную сферу и поведение. Преобладающее количество больных с патологией мышления имеют психиатрический и/или неврологический диагноз. Для людей с органическими поражениями ЦНС характерны количественные изменения – снижение обобщений, затруднения абстрагирования. У пациентов с эндогенными психозами часто определяются искажения в виде резонерства, разорванности.
Причины
В основе относительно стойких и глубоких нарушений мыслительных и интеллектуальных процессов лежат биологические факторы – изменения нейрогуморального баланса, сосудистые, травматические и интоксикационные поражения мозгового субстрата. Основанием для обратимых легких и умеренных расстройств могут стать особенности личностного реагирования на стрессовые и психотравмирующие воздействия. К наиболее распространенным причинам относят:
Патогенез
Существует несколько психофизиологических теорий организации мышления. Отечественной наукой признана модель Павлова. Согласно ей, мысль является следствием рефлекторной связи между человеком и реальностью. Для ее формирования и закрепления необходима слаженная работа нескольких систем мозга. Первую образует подкорковая область, активизируемая безусловными стимулами. Вторую – полушария мозга без лобных отделов и речевых зон. Она начинает функционировать при подключении условной связи к безусловным реакциям. Третья система включает лобные доли и речевые анализаторы. Совокупность этих структур обеспечивает отвлечение от конкретно воспринимаемой информации, обобщение сигналов от нижележащих отделов мозга. Нарушения функционирования любой из систем приводят к расстройствам мышления. Изменения динамики нередко связаны с активностью подкорковых систем, в частности ретикулярной формации. Мотивационно-волевой компонент распадается при поражении лобных долей.
Классификация
Расстройства мышления носят разнообразный характер, не ограничены единственной схемой. Систематизации подвергаются отдельные параметры нарушений, вокруг которых группируются синдромы, встречающиеся у больных психиатрического профиля. Как правило, у одного пациента определяются более или менее сложные сочетания нескольких видов изменений мышления. Согласно общей классификации выделяют три типа расстройств:
Симптомы расстройств мышления
Ускорение мышления характерно для состояния мании и гипомании, проявляется быстрым темпом речи, скачками идей, большинство из которых остаются невысказанными. Нарушается целенаправленность и глубина рассуждений – больные говорят быстро и много, не успевают осмыслить собственную речь. При замедленности мышления, характерной для депрессии и астении, уменьшается количество ассоциаций за единицу времени. Снижается темп речи, пациенты испытывают трудности при подборе слов, формировании предложений. Ментизм обнаруживается при шизофрении. Носит характер насильственного симптома, возникает как приступ наплыва разноплановых мыслей, не оформленных в слова. При шперрунге больные ощущают внезапную «пустоту» в голове, отсутствие каких-либо мыслей и идей.
Снижение обобщения коррелирует с общим интеллектуальным развитием. При нулевом уровне пациенты не могут выделять отдельные признаки и свойства предметов. Они воспринимают их цельно, не в состоянии проанализировать: определить назначение, функциональные особенности, принадлежность к классу. Больные с конкретным уровнем обобщения объединяют предметы по внешним и ситуационным признакам. Их мышление привязано к наглядным образам, оперирование понятиями затруднено. Например, они объединяют лопату и собаку – они «на улице», ножницы и предметы мебели – они «в доме». Выделение категории «инструменты» им недоступно. На функциональном уровне обобщения пациенты способны определить характеристики предметов, которые не отображены визуально (действия, манипуляции). Это простой уровень абстрагирования. Пример: автомобиль и трактор объединяются, так как оба «едут», но не называются общим понятием «транспорт».
При изменении плавности и связности мышления наблюдается аморфность суждений. Она проявляется наличием логической связности частей предложения и отдельных предложений между собой, но утратой общего смысла повествования. В беседе создается впечатление, что больные «плывут», затрудняются выразить ключевую мысль. При резонерстве пациенты долго и бесплодно рассуждают по поводу темы разговора, не делают выводов и не отвечают на поставленные вопросы. Тематические соскальзывания – внезапное изменение темы, отсутствие логической взаимосвязи между предыдущим и следующим предложением. При таком симптоме возможна паралогичность мышления – искаженная логика, понятная только больному.
Обстоятельность характеризуется чрезмерным «застреванием» на деталях, вязкостью и тугоподвижностью ассоциаций. Пациенты углубляются в собственные рассуждения, фиксируются на малозначимых подробностях. Инкогерентное мышление – отсутствие связей между словами в предложении, а вергиберации – нарушение связности между слогами. Оба расстройства свойственны тяжелым формам шизофрении. Персеверации и речевые стереотипии – повторы отдельных слов, фраз и предложений. Наблюдаются при органических заболеваниях, тяжелых эндогенных патологиях.
По содержанию мышление подразделяется на аффективное, эгоцентрическое, параноидное, обсессивное и сверхценное. У людей с аффективной формой мышления преобладают эмоционально окрашенные представления, быстрая и непроизвольная изменяемость процесса при воздействии внешних стимулов (значимых и несущественных). При эгоцентрическом мышлении больные фиксированы на идеальности собственной личности, нужности и ненужности, полезности и вреда всего происходящего.
Параноидное мышление представлено бредовыми идеями. Бред – ошибочное умозаключение, формирующееся на патологической основе – измененной логике или аффективных переживаниях. Распространен бред отношения, преследования, величия, ревности, виновности, ипохондрический и эротический бред. У детей параноидная форма мыслительных процессов представлена бредоподобными фантазиями и патологическими страхами (нереальные миры, причудливые создания, боязнь угла комнаты). Сверхценное мышление ориентировано на ведущие личностные тенденции, изменяет направленность жизни больного – идеи организации революции, изобретения вечного двигателя. При обсессивном мышлении возникают стереотипно повторяющиеся мысли, воспоминания, страхи, ритуалы. Они непроизвольны и осознаваемы.
Осложнения
При тяжелых расстройствах мышления пациенты утрачивают способность правильно оценивать окружающую ситуацию, адекватно реагировать на происходящие события, организовывать и контролировать поведение. Становится невозможной продуктивная бытовая и профессиональная деятельность, наступает социальная дезадаптация. Больные нуждаются в постоянном наблюдении и уходе со стороны. Депрессивная направленность мышления, а также ярко выраженные формы бреда могут привести к формированию суицидального поведения, нанесению вреда окружающим.
Диагностика
При расстройствах мышления проводится комплексное обследование, включающее сбор анамнеза врачом-психиатром, психологическое тестирование, осмотр невролога. Дополнительно могут быть назначены инструментальные процедуры – ЭЭГ, МРТ головного мозга, УЗИ сосудов головного мозга. Первичную информацию о симптомах психиатр получает клиническим методом. В ходе беседы и наблюдения он оценивает адекватность реакций больного, способность поддерживать продуктивный контакт, целенаправленность, стройность речи. К специфическим методикам изучения мышления относятся:
Лечение расстройств мышления
Терапия лиц с нарушениями мышления определяется характером основного заболевания. Лечебные мероприятия проводятся психиатром и неврологом, коррекционная и реабилитационная работа – клиническим психологом, социальным работником. При комплексном подходе помощь пациенту оказывается следующими методами:
Прогноз и профилактика
Эффективность лечения нарушений мышления, прогноз выздоровления зависят от характера течения основной болезни. Благоприятный исход наиболее вероятен при невротических расстройствах, стрессовых реакциях. Профилактика заключается в своевременной диагностике неврологических и психических патологий, подборе адекватного лечения и выполнении всех назначений врача. Пациентам из групп риска – пожилым людям, больным с сосудистыми заболеваниями, эпилепсией, лицам, имеющим наследственную отягощенность по психическим расстройствам – необходимо проходить профилактические обследования.
Что такое расстройство мышления
Общая психопатология
Нарушение процесса обобщения
Для того чтобы решать достаточно сложные задачи, глубоко проникать в сущность явлений, необходимо развитие абстрактного (от лат. abstractus — отвлеченный) мышления, т.е. способности выделять наиболее важные, существенные, общие, закономерные свойства, отвлекаясь от несущественных, случайных свойств, связанных с конкретной ситуацией.
В норме взрослый человек может использовать как конкретное мышление, так и абстрактное, в зависимости от ситуации, с которой он имеет дело. Патология абстрактного мышления может быть связана с недостаточностью процесса обобщения (отвлечения) и искажением этого процесса (упрощенно говоря — с его неправильностью или чрезмерностью).
Для оценки процесса обобщения в клинике помимо беседы с пациентом можно использовать небольшие тестовые задания, например: а) интерпретацию переносного смысла пословиц и поговорок (к примеру, «что значит: куй железо, пока горячо?»); б) выделение общих свойств предметов (например, «что общего у яблока и апельсина?»). В патопсихологии также используют ряд методик, например, «Метод пиктограмм».
Недостаточность процесса обобщения
Патологическая обстоятельность (детализированность) — склонность к детализации, застревание на частных обстоятельствах, неспособность отделить главное от второстепенного.
Пациенты с патологической обстоятельностью отвечают на вопросы врача очень пространно, начинают «от царя Гороха», добавляют много не относящихся к основной теме беседы деталей, ненужных уточнений. Им трудно разобраться, что именно в данной теме наиболее важно для собеседника, поэтому они стараются наиболее полно изложить все мысли, которые у них возникли. Цель рассказа в их сознании обычно не теряется, они постепенно продвигаются к ней, но делают это сложным, запутанным путем («лабиринтное мышление»).
На вопрос врача о пище, ставшей причиной пищевого отравления, пожилая пациентка, длительно страдающая сердечно-сосудистыми заболеваниями, начинает рассказ: «Вы знаете доктор, вчера я пошла в магазин. У меня рядом с домом на углу магазин открылся. Там раньше обувной был. Обувной так себе был, а теперь продуктовый хороший. Мне нравится туда ходить, у них продавцы в мясном отделе обходительные такие, всегда подскажут. Сейчас же не знаешь, что купить, одни жулики кругом, все обмануть норовят. Так вот, говорю я ему — какая у тебя колбаса получше, чтобы разжевать можно было. Зубы у меня не те, надо к доктору идти. А доктора сейчас какие дорогие, в том году была у одного. ».
Необходимо учесть, что, если у пациента нарушен процесс обобщения, то, чтобы получить необходимые анамнестические сведения, врачу следует:
а) Набраться терпения. Патологическая обстоятельность разной степени выраженности — весьма распространенный симптом среди пациентов (особенно пожилых) врачей всех врачебных специальностей. К сожалению, часто врачи работают в условиях недостатка времени, поэтому на подобные пространные рассказы они сразу начинают реагировать с раздражением. Подобное раздражение, однако, несправедливо, так как его нет в тех случаях, когда пациент, например, медленно двигается из-за болезни ног, почему же оно возникает, когда пациент долго говорит, из-за болезни мозга?
б) Помочь с процессом обобщения. Так же, как человеку с болезнью ног помогут костыли, человеку с нарушением процесса обобщения может помочь внешняя помощь, т.е. если врач сам выделит наиболее важный для себя аспект из уже сказанного пациентом и направит его дальнейшие рассуждения в нужное русло, он сможет получить всю необходимую информацию.
Патологическая обстоятельность — свидетельство органического поражения головного мозга (пихоорганический синдром), наиболее ярко обычно она выражена при сосудистом заболевании головного мозга и эпилепсии.
Следует различать патологическую обстоятельность (т.е. формальное расстройство мышления) и обстоятельность, обусловленную эмоциональным значением той или иной темы для человека. Так, волнуясь за свое здоровье или здоровье своих близких, человек в беседе закономерно будет возвращаться к теме здоровья снова и снова, будь эти волнения действительно обоснованы объективными причинами или вызваны какими-либо другими психическими расстройствами (например, бредом или тревогой).
Конкретное мышление — вся мыслительная деятельность ограничивается конкретными суждениями, абстрактное мышление недоступно.
Свидетельствует о слабоумии (врожденном или приобретенном) — подробнее см. тему «Патология интеллекта».
Примеры конкретного мышления
• Тест «классификация предметов»: больной не может объединить стол и стул в одну группу (мебель), «так как на столе едят, а на стуле сидят».
• Интерпретация пословиц: Не в свои сани не садись — «Не садилась я в чужие сани, я вообще в сани не садилась».
Искажение процесса обобщения
Для этих расстройств характерны «отлёт от действительности», преобладание абстрактных, чрезмерно общих понятий, часто отражающих лишь случайную сторону явлений, несоответствие реальной (конкретной) ситуации.
Например, в тесте на классификацию предметов больной объединяет в одну группу шкаф и кастрюлю, так как «у обоих предметов есть отверстие»; автомобиль и ложку — «общее — движение»; вилку, стол, лопату — «общее — твердость»; самолет и дерево — «это небо и земля» и т.д.
Резонёрство (резонёрское мышление, рассуждательство, от фр. raisonner — рассуждать) — мышление с преобладанием пространных, чрезмерно отвлеченных (абстрактных) рассуждений, имеющих мало содержательной связи с непосредственным предметом (целью) рассуждения. Цель мыслительной деятельности уходит на задний план, а на передний выдвигается тенденция к рассуждательству, философствованию с использованием различных сложных абстрактных понятий, рассуждениями о неразрешимых проблемах науки и философии, при том что на поверку многие суждения оказываются банальными, основанными на поверхностных или случайных аналогиях. Рассуждения не несут в себе никакого значимого смысла («бесплодное мудрствование», «словесная опухоль»), а ответы на конкретные вопросы зачастую не дают необходимой фактической информации.
В ответ на вопрос хирурга о сегодняшнем самочувствии пациент, накануне прооперированный по поводу перфорации язвы желудка, пускается в длительные рассуждения: «А что такое самочувствие? Чувствовать можно разные вещи — можно чувствовать любовь к Родине, а можно — боль от занозы. Тело человека — это только временное пристанище, оболочка. Тело смертно, если бы ученые придумали, как достичь бессмертия, Земля была бы перенаселена, была бы экологическая катастрофа. Поэтому телесные чувства не имеют решающего значения, важны душевные чувства. Все религии утверждают, что душа бессмертна. ».
Резонёрство может встречаться при шизофрении, психоорганическом синдроме, в более мягкой форме — при некоторых личностных особенностях.
Символическое мышление — мышление, при котором словам, знакам, предметам или событиям приписывается какой-либо особый, отвлеченный (не имеющий непосредственной родственной связи), а иногда просто случайный смысл, некое символическое значение.
Значение символов часто является сугубо личным, понятным лишь самому больному, иногда при этом оно может вступать в прямой конфликт с теми значениями, которые для тех же знаков/слов/предметов используют другие люди (например, больная для обозначения обычной расчески использует слово «прическа», так как «с ее помощью причесывают волосы»); иногда для одного и того же символа больной использует сразу несколько разных значений или многократно меняет его значения (поэтому создается впечатление о случайности при выборе приписываемых символу значений), что еще более затрудняет понимание символов окружающими.
Иногда больные придумывают собственные новые слова — неологизмы. Например, больная использует слово «эксквозочка» для обозначения своего причудливого головного убора. На основе неологизмов иногда развивается целый новый язык (криптолалия) или система шифрованной письма (криптография), понятные лишь одному автору. При этом в большинстве случаев слова или знаки в таких языках используются непоследовательно, отсутствует какая-либо стройная система значений, значения меняются в зависимости от минутного настроения, поэтому по прошествии некоторого времени разобрать их автор уже не в состоянии.
Символическое мышление может встречаться при шизофрении (особенно, случаи с наиболее нестандартным, неожиданным использованием символов), психоорганическом синдроме.