Что такое растениеводство в биологии
Сельское хозяйство | UniversityAgro.ru
Агрономия, земледелие, сельское хозяйство
Популярные статьи
Растениеводство
Растениеводство — сельскохозяйственная наука, изучающая разнообразие форм и сортов полевых культур, их биологические особенности и наиболее совершенные приемы выращивания с целью получения максимальных урожаев наилучшего качества при наименьших затратах труда и себестоимости продукции.
Однако как научная дисциплина, растениеводство изучает только полевые культуры: зерновые, зернобобовые, кормовые, картофель, бахчевые, прядильные, эфирномасличные, технические и другие культуры.
Растениеводство тесно связано с другими науками: физикой, химией, ботаникой, физиологией растений, геологией, почвоведением, метеорологией, земледелием, агрохимией, сельскохозяйственной мелиорацией, селекцией и семеноводством, энтомологией, фитопатологией, механизацией, экономикой, организацией и планированием сельскохозяйственного производства.
Приложения для Android
Навигация: Растениеводство
Однолетние бобовые травы
Однолетние злаковые травы
Значение растениеводства
Сельскохозяйственное растение — главный предмет исследований растениеводства. Любое зеленое растение преобразует энергию солнечного света в химическую энергию органических соединений.
Сельскохозяйственные растения имеют важное значение в развитии производства. Например, благодаря распространению сахарной свеклы и масличных культур в России во второй половине XIX в., в стране появилось промышленное производство сахара и масла, а расширение посевных площадей картофеля способствовало совершенствованию технической оснащенности сельского хозяйства, выросла отрасль переработки сельскохозяйственной продукции, например, винокурение, крахмалопаточное производство.
Возделывание сельскохозяйственных культур сопряжено со многими изменяющимися факторами, влияющими на условия произрастания растений, и, следовательно, их продуктивность. Своевременное и высококачественное выполнение всех полевых работ — залог успешного ведения сельского хозяйства, тогда как недостатки и ошибки в агротехнике полевых культур могут быть трудно устранимы. Поэтому в растениеводстве необходим строгий учет всех условий, определяющих конечную урожайность культур.
Растениеводство взаимосвязано с животноводством, которому оно дает грубые, сочные и концентрированные корма, а получает органические удобрения.
Всего на Земле возделывается свыше 20 тыс. видов сельскохозяйственных культур, из которых лишь 640 имеет наиболее важное значение, в том числе около 90 полевых культур.
Наибольшая площадь сельскохозяйственных угодий в мире приходится на зерновые культуры — 759, 4 млн га, что составляет 70% от всех посевных площадей. Средняя урожайность зерновых составляет 19,5 ц/га при валовом сборе — 1477,3 млн т.
За период с 1940 г. по 1984 г. в СССР посевная площадь полевых культур увеличилась на 41% со 150,6 млн га до 212,6 млн га. По сравнению с дореволюционным период площадь посевов зерновых выросла на 19,6 млн га, площадь под посевами технических культур выросла в 3 раза, картофеля — в 2 раза, кормовых культур — в 26 раз.
На 1984 г. валовый сбор растениеводческой продукции по сравнению с 1940 г. в СССР был увеличен в 2,7 раза, при уменьшении численности занятых в сельскохозяйственной отрасли уменьшился в 1,3 раза.
Посевные площади сельскохозяйственных культур СССР (млн га)
1940 г. | 1960 г. | 1970 г. | 1980 г. | 1981 г. | 1982 г. | 1983 г. | 1984 г. | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вся посевная площадь | 150,6 | 203,0 | 206,7 | 217,3 | 214,9 | 214,3 | 213,0 | 212,6 |
Зерновые культуры | 110,7 | 115,6 | 119,3 | 126,6 | 125,5 | 123,0 | 120,8 | 119,6 |
Технические культуры | 11,8 | 13,1 | 14,5 | 14,6 | 14,2 | 14,2 | 14,3 | 13,9 |
Картофель, овощные, бахчевые культуры | 10,0 | 11,2 | 10,1 | 9,2 | 9,1 | 9,2 | 9,2 | 9,2 |
Кормовые культуры | 18,1 | 63,1 | 62,8 | 66,9 | 66,1 | 67,9 | 68,7 | 69,9 |
Площадь чистых паров | 28,9 | 17,4 | 18,4 | 13,8 | 16,4 | 17,4 | 19,5 | 20,1 |
Урожайность сельскохозяйственных культур в СССР (ц/га)
Культура | 1940 | В среднем за год | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1946-1960 | 1961-1965 | 1966-1970 | 1971-1975 | 1976-1980 | 1981-1984 | ||
Хлопчатник | 10,8 | 20,5 | 20,6 | 24,1 | 27,3 | 29,3 | 28,6 |
Сахарная свекла | 146 | 184 | 165 | 228 | 217 | 237 | 213 |
Подсолнечник | 7,4 | 9,1 | 11,2 | 13,2 | 13,2 | 11,8 | 11,7 |
Картофель | 99 | 94 | 94 | 115 | 113 | 117 | 116 |
Лен-долгунец (волокно) | 1,7 | 2,5 | 2,6 | 3,4 | 3,7 | 3,4 | 3,8 |
Овощи | 91 | 101 | 116 | 132 | 138 | 153 | 160 |
Производство валовой продукции растениеводства в СССР (млн т)
Культура | 1940 | В среднем за год | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1946-1960 | 1961-1965 | 1966-1970 | 1971-1975 | 1976-1980 | 1981-1984 | ||
Хлопчатник | 2,24 | 4,36 | 4,99 | 6,10 | 7,67 | 8,93 | 9,19 |
Сахарная свекла | 18,0 | 45,6 | 59,2 | 81,1 | 76,0 | 88,7 | 74,8 |
Подсолнечник | 2,64 | 3,67 | 5,07 | 6,39 | 5,97 | 5,31 | 4,90 |
Картофель | 76,1 | 88,3 | 81,6 | 94,8 | 89,8 | 82,6 | 79,6 |
Лен-долгунец (волокно), тыс. т | 349 | 438 | 408 | 458 | 456 | 393 | 388 |
Овощи | 13,7 | 15,1 | 16,9 | 19,5 | 23,0 | 26,3 | 29,3 |
По валовому сбору пшеницы, хлопка-сырца, сахарной свеклы, подсолнечника, картофеля, ржи, ячменя, овса и льна-долгунца СССР занимал первое место в мире.
История растениеводства
Первые обнаруженные следы земледелия относятся к неолитическому (новокаменному) периоду. Наиболее древними считаются очаги земледелия в Индии, Китае, Сирии, Египте, Мексике, Перу, Боливии.
Первые упоминания в летописях Руси о земледелии датируются 946 г. н.э.
Зарождение растениеводства в России относится к XVIII в., одним из основоположников которой является М.В. Ломоносов (1711-1765), утвердивший при Российской Академии наук «класс земледельства». Им был предложен ряд предложений по обобщению опыта возделывания сельскохозяйственных культур в России.
И.И, Комов (1750-1792) в книге «О земледелии» рассмотрел отдельные приемы выращивания картофеля и многолетних трав.
В XIX веке и первой половине XX в. большой вклад в развитие растениеводства внесли К.А. Тимирязев, И.А. Стебут, Д.Н. Прянишников, Н.И. Вавилов.
К.А. Тимирязев (1843—1920) много времени уделил изучению проблемам фотосинтеза растений. Изучая зависимость фотосинтеза от интенсивности и качественного состава света, он дал объяснение самым важным явлениям жизни растений. К.А. Тимирязев был основоположником и пропагандистом развития опытной агрономии и применения вегетационного метода в исследованиях физиологии и растениеводства, оценил вопрос о влиянии засухи на растения и обозначил мероприятия по борьбе с этим явлением.
И.А. Стебут (1833—1923) внес большой вклад в разработку ряда важнейших вопросов сельского хозяйства. В его капитальном труде «Основы полевой культуры и меры ее улучшения в России» впервые были объединены материалы по возделыванию полевых растений.
Д.Н. Прянишников (1865—1948) посвятил много исследований вопросам питания растений и применения удобрений. На физиологической и биологической основе создал научный курс «Частное земледелие».
Н.И. Вавилов (1887—1943) разработал учение о мировых центрах происхождения культурных растений и сформулировал закон гомологических рядов. Собранная им, его соратниками и последователями крупнейшая в мире коллекция сельскохозяйственных растений является источником исходного материала для селекции, интродукции и изучения эволюции культурных растений.
Большой вклад в развитие растениеводства внесли С.П. Кулжицкий (зернобобовые культуры), И.В. Якушкин (зерновые культуры, картофель, сахарная свекла), Н.И. Кулешов (кукуруза, пшеница), А.И. Носатовский (пшеница), В.А. Харченко (кормовые корнеплоды), Н.А. Майсурян (люпины). Большое значение для растениеводства имеют работы в области селекции полевых культур. Одними из известных советских селекционеров являются П.П. Лукьяненко, В.С. Пустовойт, В.И. Ремесло, В.Я. Юрьев. Ф.Г. Кириченко, П.Ф. Гаркавый, В.Н. Мадонтова, Н.В. Цицик, В.Н. Соколов, М.И. Хаджинов, А.Л. Мазлумов.
Большую роль в развитии сельского хозяйства, в том числе растениеводства, сыграло решение в марте 1965 г. Пленума ЦК КПСС СССР, на котором были заложены основы аграрной политики последующих лет. Была поставлена задача улучшения снабжения продовольствием населения страны, намечены практические меры по объединению в единый комплекс сельского хозяйства и смежных отраслей промышленности, транспорта и торговли. В планы было поставлено достижение доли капитальных вложений в сельское хозяйство до 27-28%, а в весь агропромышленный комплекс до 33-35% от общего объема капитальных вложений в народное хозяйство СССР. Такой объем капиталовложений должен был обеспечить укрепление материально-технической базы отрасли, использование новейших достижений научно-технического прогресс, прежде всего механизации, химизации и мелиорации.
Большое значение в развитии сельскохозяйственного производства имела широкая интенсификация земледелия. Так в 1980 г. в СССР по интенсивной технологии возделывалось более 1 млн га посевов кукурузы, 626 тыс. га подсолнечника, 210 тыс. га сои, что дало прибавку урожая на 12,8 ц/га, 4,8 ц/га и 5 ц/га соответственно. Суммарная площадь посевов сельскохозяйственных культур, возделываемых по интенсивным технологиям в 1982 году составила свыше 5 млн га.
Значение растениеводства невозможно переоценить
Растениеводство обеспечивает львиную долю продукции потребляемой населением Земли в современном мире. Оно является основой международного производства и торговли.
Какие культуры являются основными для мирового растениеводства?
Площадь посевов главных зерновых культур, таких как пшеница, кукуруза, рожь, ячмень, овес, рис, занимает более половины всех пахотных земель планеты, а в некоторых странах, таких как Япония, этот показатель доходит до 95%.
Современное сельское хозяйство включает в себя выращивание огромного количества видов растений. В связи с этим отрасли растениеводства также достаточно разнообразны. принято выделять следующие направления:
Зерновое хозяйство
Основными выращиваемыми зерновыми культурами в большинстве стран с развитым сельским хозяйством, в том числе и в России, являются:
Расскажем об основных культурах поподробнее.
Пшеница
Выращиваемая уже более десяти тысяч лет, пшеница и на сегодняшний день остается самым главным продуктом растениеводства в мире. Пшеницу выращивают везде, кроме тропических стран.
Благодаря разнообразию сортов и гибридов, выведенных селекционерами, для ее выращивания подходят практически любые типы почвы и климатические регионы. А по своей устойчивости к холодам она уступает, пожалуй, только ячменю и картофелю.
Мировыми центрами выращивания пшеницы являются Россия, Казахстан, США, Канада, Австралия, Западная Европа.
Мировое производство пшеницы фото
Мировые лидеры экспорта пшеницы
Кукуруза
Слово «кукуруза», по мнению ученых, произошло либо от румынского «cucuruz», которое переводится как «еловая шишка», либо от турецкого слова «kokoroz», обозначающего стебель.
А вот родиной кукурузы принято считать Южную Мексику и Гватемалу. Этот злак выращивают повсеместно, но мировыми лидерами по промышленному выращиванию кукурузы традиционно считаются Бразилия, США и Китай. Большие объемы кукурузы выращивают и Мексике, Индии, Аргентине, Южной Африке, Франции, ну и, конечно же, России. В СССР кукуруза благодаря Никите Сергеевичу Хрущеву стала самым главным злаком.
Применяется кукуруза очень широко как для производства продуктов питания (Азия, Латинская Америка, Африка), так и для кормов (США, Западная Европа).
Выращивание кукурузы в России
Рис является основой питания и дневного рациона многих азиатских стран и большей части населения планеты. Поэтому немудрено, что это второй по объемам выращивания злак. Рис в Азии заменяет привычные нам картофель, каши и даже хлеб.
Экспортируется рис и в страны Европы, Латинской Америки, Канаду и США, где он также весьма популярен и любим потребителями.
Мировые лидеры производители риса не уступают свои позиции уже больше десятилетия. За место в тройке постоянно борются 6 стран: Китай, Индонезия, Индия, Вьетнам, Мьянма и Бангладеш. Они же являются и крупнейшими потребителями риса.
Специалисты прогнозируют рост производства риса в ближайшие годы. Это прежде всего связано с быстрым ростом населения в странах, где рис является основным источником питания.
Садоводство и виноградарство как отрасль растениеводства
Садоводство занимается выращиванием многолетних плодовых и ягодных деревьев, кустарников и травянистых растений. Естественно главной целью садоводства является производство плодов и ягод для непосредственного потребления, либо переработки.
Большое значение садоводство играет в защите экологии. Известно, что листья деревьев и кустарников производят кислород, поглощая углекислый газ, защищают от пыли. Поэтому садовые насаждения используют для создания зеленого слоя вокруг городов, создания парковых зон и т.д.
Несмотря на активное развитие и поддержку садоводства в советское время, с развалом Советского Союза все пошло на спад. Без государственной поддержки большинство садоводческих и плодовых хозяйств просто закрылось, остальные находятся в упадке.
Виноградарство является как выращиванием винограда для непосредственного потребления, так и сырьевой базой для производства соков, консервированных продуктов, изюма, и, конечно, винодельческой отрасли.
Мировыми центрами виноградарства являются Франция, Испания, страны Латинской Америки, Африка. В России более 90 процентов производства винограда сосредоточено на Северном Кавказе и Краснодарском крае.
Овощеводство и бахчеводство
Виды растениеводства включают в себя и выращивание овощей и бахчевых.
К наиболее распространенным видам овощей относятся все виды капусты, помидоры, огурцы, перец, лук, кабачки, баклажаны, а также корнеплоды, такие как морковь, редис, сахарная свекла.
С бахчевыми культурами дело обстоит сложнее, так как для их выращивания подходят строго определенные климатические условия. Наиболее часто выращиваемыми и популярными бахчевыми культурами являются прежде всего дыни и арбузы.
Картофелеводство
Картофель с XVIII века является чуть ли не самым популярным продуктом в мире, уступая пожалуй только зерновым культурам.
В России картофель прочно вошел в состав основных продуктов питания благодаря своей относительно невысокой цене и хорошим вкусовым качествам.
Поэтому Россия является одним из мировых лидеров по производству картофеля: крупнейшими производителями картофеля в мире являются: Китай, Россия, Индия, Украина, США, Германия, Польша, Белоруссия, Нидерланды, Франция.
Выращивание технических культур
В России широко распространено техническое растениеводство и технологии производства достаточно развиты.
Основными видами технических культур, выращиваемыми в России, являются волокнистые растения, из которых делают ткани, каучуки, а также масленичные культуры, которые служат сырьевой базой для производства масел, используются в мыловаренной и лакокрасочной отраслях промышленности.
Наиболее распространено выращивание хлопчатника, льна, конопли, кунжута, джута, подсолнечника.
Кормопроизводство
Для корма животных используются как специально выращиваемые кормовые культуры, так и остатки от переработки других культур.
Именно от темпов роста и развития кормовой отрасли зависит и рост животноводческой. Поэтому в нашей стране данной отрасли растениеводства всегда уделялось большое внимание.
Развитие и проблемы растениеводства
Несмотря на большие объемы производства и мировое лидерство по экспорту некоторых культур, наша страна по-прежнему испытывает большие проблемы в растениеводстве.
На это оказывают влияние множество факторов: неразвитость, а порой и полное отсутствие инфраструктуры, застой в технологическом и инновационном развитии после распада СССР, бедное техническое оснащение, монополия торговых сетей, которые устанавливают низкие закупочные цены.
Государство, понимая важность развития сельского хозяйства, как основу продовольственной безопасности страны, пытается, конечно, поддержать растениеводство, выделяя бюджетные средства на поддержку фермерских хозяйств, занимаясь реформированием сельского хозяйства.
Толчок для развития отечественного растениеводства дало введение санкций в отношении России. Экономические санкции позволили российским производителям продукции растениеводства снять оковы конкуренции с импортными производителями. У предпринимателей появился смысл расширять производство, отрывать новые направления растениеводства, да и просто появилась надежда и вера в будущее.
Значение слова «растениеводство»
1. Отрасль сельского хозяйства, занимающаяся возделыванием культурных растений.
2. Раздел агрономии о возделывании культурных растений.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Растениеводство как наука изучает многообразие сортов, гибридов, форм культурных растений, особенности их биологии и наиболее совершенные приёмы их выращивания, которые обеспечивают высокую урожайность и качество при наименьших трудовых и материальных затратах.
РАСТЕНИЕВО’ДСТВО, а, мн. нет, ср. (спец.). 1. Разведение культурных сельскохозяйственных растений. 2. Наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений и уходе за ними. Р. разделяется на полеводство, луговодство, огородничество и плодоводство.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
растениево́дство
1. разведение культурных сельскохозяйственных растений
2. наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова плюха (существительное):
Что такое растениеводство в биологии
Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В РАСТЕНИЕВОДСТВО
§1. Растениеводство как наука, объект изучения, связь с другими науками
Растениеводство – отрасль сельского хозяйства, занимающаяся возделыванием сельскохозяйственных культур для получения продукции, удовлетворяющей потребности человека в пище, кормах для животных, сырье для перерабатывающей промышленности. Растениеводство включает полеводство, овощеводство, садоводство, виноградарство, производство кормов, лесоводство. Как научная и учебная дисциплина растениеводство изучает только группу культур, входящую в подотрасль полеводство: зерновые семейства Мятликовые, бобовые, клубнеплоды, кормовые корнеплоды, прядильные, масличные, эфирномасличные, многолетние и однолетние травы и некоторые другие культуры, выращиваемые на пашне.
Число возделываемых на Земном шаре видов растений превышает 20 тыс. Наибольшее значение имеют 640 видов, из которых около 90 относится к полевой культуре. Они и входят в сферу изучения растениеводства как науки.
Объектами растениеводства как науки и сельскохозяйственной отрасли являются растения и предъявляемые ими требования к основным факторам среды, а также методы, приемы удовлетворения этих требований для получения высокого урожая хорошего качества. Цель возделывания – получение качественного урожая.
На рост и развитие растений в той или иной степени влияют практически все экологические факторы – физический и химический состав почвы, ее влагообеспеченность и аэрация, скорость ветра, динамика температурного режима и инсоляции, влажность воздуха и др. Поэтому для оптимизации условий выращивания конкретной культуры и сорта в конкретных экологических условиях растениевод должен учитывать состояние всех этих факторов. Влияние факторов внешней среды на уровень и качество урожая проявляется в основном через почву и технологию возделывания.
Для достижения качественного урожая растениеводство интегрирует знания фундаментальных и прикладных наук. Для того чтобы знать биологию растения, необходимо изучить систематику, экологию, физиологию, биохимию и генетику растений, селекцию и семеноводство. Для удовлетворения требований биоэкологии культуры, оптимизации условий ее выращивания необходимо иметь полные сведения о почве, изучить геологию, минералогию, почвоведение, микробиологию, агрохимию, гидрологию, мелиорацию. Кроме того, необходимо владеть знаниями по метеорологии, геодезии, землеустройству, земледелию. Для защиты культурных растений от вредных организмов необходимо знать энтомологию, фитопатологию, химические методы защиты от сорняков, вредителей и болезней. Условия выращивания растений регулируют с помощью технологических приемов. При этом необходимо учитывать экономические стороны производства продукции растениеводства – экономику, организацию, управление. Наконец, урожай должен быть переработан и доведен до потребителя. Все эти науки трудно освоить без знания математики, физики, неорганической, органической, аналитической, физической и коллоидной химии.
Следовательно, чтобы владеть наукой управления ростом и развитием растений, величиной и качеством урожая, необходимо интегрировать знания многих фундаментальных и прикладных наук.
§2. Классификация и происхождение культурных растений
В эволюции растений решающее влияние на формирование генотипа оказывают экологические условия района их происхождения. Все культурные растения по типу фотопериодизма разделяют на две группы: культуры короткодневного фотопериодизма, которые сформировались как виды в тропическом и субтропическом поясе, где летом продолжительность дня близка к продолжительности ночи (короткий день), и культуры длиннодневного фотопериодизма, сформировавшиеся в зоне средних широт (умеренного пояса), зоне длинного летнего дня.
В тропической и субтропической зонах напряженность инсоляции и температурного режима выше, чем в северных широтах, температура здесь никогда не лимитирует рост и развитие растений. При высокой напряженности температуры верхний слой почвы быстро пересыхает, но растения адаптировались к этому: в первый период вегетации они большую часть ассимилянтов направляют в корневую систему, чтобы корни могли достичь влажного слоя почвы. Это имеет важное агротехническое значение. Длиннодневные сорняки, интенсивно растущие с первых фаз развития, заглушают короткодневные культуры, и получить хороший урожай без прополки и гербицидов невозможно.
В северных широтах, где сформировались виды длиннодневного фотопериодизма, напряженность температурного режима ниже, продолжительность вегетации нередко ограничивается продолжительностью безморозного периода. Этот же фактор лимитирует сумму активных температур, и тем больше, чем выше северная параллель. Вегетационный период короткодневных культур здесь также ограничивается последним сроком возврата весенних холодов и сроком наступления осенних заморозков. В северных широтах в связи с меньшей напряженностью температурного режима верхний горизонт почвы медленнее пересыхает, и длиннодневные виды, в том числе и сорняки, с первых фаз развития быстро наращивают надземную вегетативную массу. Длинно-дневные культуры оказываются по отношению к сорнякам более конкурентоспособными, чем короткодневные.
Почвы зоны формирования короткодневных культур, как правило, средние и тяжелые по гранулометрическому составу, имеют нейтральную или щелочную реакцию среды, богаты одновалентными и двухвалентными катионами, поэтому культуры короткого дня требуют нейтральныхили слабокислых почв с высокой емкостью почвенного поглощающего комплекса (ППК). В северных широтах почвы чаще легкого гранулометрического состава, слабокислые и кислые, с низким содержанием основных элементов минерального питания. Поэтому культуры длинного дня лучше выдерживают кислые почвы, небогатые питательными веществами (хотя потенциальную продуктивность они реализуют на слабокислых и нейтральных, богатых элементами питания почвах). Установлено, что с продвижением короткодневных культур на север увеличиваются продолжительность их вегетационного периода и накопление вегетативной массы, а с продвижением на север длиннодневных культур, наоборот, сокращается период вегетации и снижается фитомасса.
Для прохождения каждого межфазного периода онтогенеза растению необходима определенная сумма активных температур. Активной температурой принято считать нижний порог температуры, при которой все физиологические процессы в растении проходят нормально. Условно за такой порог принята температура +10 °С. Для прохождения онтогенеза каждому виду и сорту требуется своя сумма активных температур, обусловленная генотипом. Зная сумму активных температур сорта, можно безошибочно определить ареал устойчивого вызревания его семян, зная сумму температур за каждый межфазный период, можно с большой степенью надежности прогнозировать наступление каждой фазы развития. Например, для сои южных сортов от всходов до бутонизации необходима сумма активных температур 1500 °С. Пока растения не наберут эту сумму температур, они не перейдут в генеративный период, и продукты фотосинтеза будут направляться на рост вегетативной массы. С фазы бутонизации до образования плодов (бобов) необходима сумма активных температур еще 400 °С, а всего для прохождения онтогенеза этим сортам требуется 3500 °С. Там, где сумма активных температур меньше этого значения, соя будет формировать вегетативную массу.
Для длиннодневных культур имеет значение не только сумма активных температур, но и продолжительность светового дня. С увеличением длины дня сокращаются межфазные периоды, следовательно, и время на накопление массы вегетативных органов; сокращается период вегетации, но при этом снижается масса растений.
Таким образом, вид растения, его генотип являются отражением экологических условий зоны его формирования. Чем в более экстремальных условиях сформировался вид, тем меньшие требования он предъявляет к условиям выращивания. Чем дальше возделывают вид от ареала его происхождения, тем большее число основных факторов среды приходится человеку корректировать агротехническими приемами, тем больше затрачивать средств на единицу продукции этого вида. Альтернативой этому положению может быть создание сорта, биология которого изменена по сравнению с исходной формой и соответствует параметрам основных факторов среды зоны, для которой создан сорт.
Следовательно, для того чтобы узнать, какие требования культуры к условиям выращивания, необходимо знать экологические условия зоны формирования вида.
Н.И.Вавилов в 1935 г. определил восемь основных центров происхождения и введения в культуру видов: 1 – Китайский (Восточноазиатский); 2 – Индийский (Юго-Западноазиатский), в том числе Индо-Малайский; 3 – Среднеазиатский; 4 – Переднеазиатский; 5 – Средиземноморский; 6 – Абиссинский (Эфиопский); 7 –Центральноамериканский; 8 – Южноамериканский, включающий Чилианский и Бразильско-Парагвайский. По мере накопления фактического материала о культивируемых растениях и их предках границы центров уточнялись. Н.И.Вавилов счел более правильным называть их очагами происхождения культурных растений, выделяя при этом центры генетического разнообразия и центры формообразования. П.М.Жуковский приводит следующую классификацию центров генетического разнообразия культурных растений:
1. Китайско-Японский (Восточноазиатский, по Н.И.Вавилову), включающий умеренные и субтропические районы Китая, Кореи, Японии, – родина сои, пшеницы мягкой, проса, чумизы, пайзы, гречихи и др.
2. Индонезийско-Южнокитайский (Южноазиатский тропический, по Н.И.Вавилову) – родина овса, овсюга, сахарного тростника и многих тропических плодовых и овощных культур.
3. Австралийский – родина диких видов риса, австралийских видов хлопчатника, клевера подземного, табака, эвкалипта, многих древесных тропических растений.
4. Индостанский (Н.И.Вавилов включил его в Южноазиатский тропический) – родина риса, пшеницы круглозернянки, сахарного тростника, азиатских видов хлопчатника, овощных и плодовых растений.
5. Среднеазиатский (по Н.И.Вавилову, Юго-Западноазиатский), куда входят территории Таджикистана и Узбекистана, а также Западного Тянь-Шаня и Афганистана. Он тесно связан с Переднеазиатским очагом. Здесь возникли культуры гороха, кормовых бобов, чечевицы, нута, маша, конопли, ржи афганской, сафлора, дыни, некоторых видов хлопчатника, других многолетних растений.
6. Переднеазиатский (Горная Туркмения, Иран, Закавказье, Малая Азия и государства Аравийского полуострова) – родина ряда видов пшеницы, ячменя, ржи, овса, гороха, люцерны, стелющегося льна и многих овощных и плодовых культур.
7. Средиземноморский (по Н.И.Вавилову) включает Египет, Сирию, Палестину, Грецию, Италию и другие страны, прилежащие к Средиземноморью – родина овса, некоторых видов пшеницы, ячменя, большинства видов бобовых растений, клевера ползучего, клевера лугового, льна, капусты, свеклы, моркови, брюквы, редьки, лука, чеснока, мака, белой горчицы и др.
8. Африканский (вместе с Абиссинским, по Н.И.Вавилову) – родина сорго, проса африканского, клещевины, африканского риса, ряда видов пшеницы, некоторых видов бобовых, масличной пальмы, кунжута, кофе, ореха кола, некоторых видов хлопчатника и др.
9. Европейско-Сибирский – родина льна-долгунца, клевера гибридного и ползучего, люцерны изменчивой и посевной, хмеля, дикой конопли, кендыря, других плодовых и овощных растений.
10. Среднеамериканский, куда входят Мексика, Гватемала, Гондурас и Пана-
ма, – первичный очаг культуры кукурузы, длинноволокнистого хлопчатника, фасоли, тыквы, кабачков, батата, некоторых видов картофеля, махорки, перца и др.
11. Южноамериканский (по Н.И.Вавилову, Андийский) – родина культурного картофеля, томата, табака, многолетних видов ячменя, лопающейся кукурузы и др.
12. Североамериканский – родина некоторых видов ячменя, люпинов, травянистых многолетних видов подсолнечника, многих овощных и плодовых растений.
В мировом земледелии господствующее положение занимают полевые культуры, в группу которых входит около 90 видов растений. Каждый из видов различается морфологическими, ботаническими, хозяйственными признаками. Для удобства изучения полевые культуры принято делить на группы с учетом наиболее характерных признаков (искусственные системы классификаций): по особенностям возделывания (И.А.Стебут), по использованию (Д.Н.Прянишников), характеру использования главного продукта (В.Н.Степанов, П.П.Вавилов), ботаническим и биологическим особенностям вида (табл. 14).
Производственная и ботанико-биологическая группировка