Что такое растительное сообщество в биологии 6 класс
Конспект урока биологии в 6 классе «Растительные сообщества. Значение растений в жизни человека»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Методическая разработка урока по биологии в 6 классе
Тема: Растительные сообщества.
Тип урока: усвоение новых знаний.
формировать знания учащихся о взаимосвязи растений с окружающей средой, о растительных сообществах на примере леса, луга, болота;
ознакомить с характерными особенностями приспособления растений к условиям окружающей среды и жизни в сообществах;
развивать творческие способности, навыки дискутировать, аргументировать, делать выводы;
воспитывать бережное отношение к флоре Украины, чувство ответственности за свои поступки.
Формы обучения и методические приемы: эвристическая беседа, рассказ, работа в группах, работа с учебником, самостоятельная работа, ролевая игра, демонстрация слайдов.
Оборудование : таблицы-слайды, интерактивный комплекс, учебник, гербарные образцы растений леса, луга, степи, болота и др.
Базовые термины и понятия : растительное сообщество, экологические факторы, ярусность, чернозем, целина, фитоценоз, агроценоз.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
І. Организационный этап урока
— Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!
Настроение у нас отличное,
А улыбки – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок нам начинать пора.
ІІ. Актуализация опорных знаний
2) Какие условия необходимы растениям для жизни?
ІІІ. Мотивация учебной деятельности
2) Импровизированная ролевая игра «На опушке»
— На лесной опушке росли мох, лишайник, дуб, белый гриб и подорожник. Прошел дождь, листочки их вымылись, блестят на солнышке. Вот начали они друг перед другом выхваляться, кто красивее, мудрее, нужнее.
Мох. Я – самый мудрый, самый красивый, самый мягкий и пушистый. Я – всем необходим. А если я расту на коре деревьев, по мне ориентируются, где север, а где юг.
Дуб. Куда вам всем до меня. – лесного великана? Я весной создаю тень, летом даю желудей животным, а круглый год мои ветви – приют для животных и птиц.
Белый гриб. Я все равно всех лучше. Вами питаются животные, а я – деликатес для людей. Я пахучий, белоснежный. Я полезный не только людям и животным, но и тебе, дуб-великан, помогаю расти, создаю с твоими корнями микоризу. Я не боюсь дождя – у меня есть большая шляпка. Меня все уважают, даже загадку обо мне придумали: «Он шляпу не снимает, а все ему кланяются».
Подорожник. Это я – самый мудрый и красивый. На моих широких листочках каждое утро сверкают капельки росы. Это мои листочки останавливают кровь и лечат кашель. Меня любят люди, животные и птицы. Да и другим растениям я не мешаю, расту себе тихонечко.
— На опушку леса тихо опускались сумерки, а растения все спорили и спорили. А вы, ребята, как думаете, кто из них нужнее и полезнее? (Ответы учащихся). Подобный спор, возможно, решит наш сегодняшний урок.
IV . Изучение нового материала
— Сегодня мы поговорим о растительных сообществах, познакомимся с разными их типами.
Но сначала найдем в учебнике определение: «что такое растительное сообщество, чернозем, целина?»
Растительное сообщество – это определенный комплекс видов растений, взаимосвязанных процессами жизнедеятельности, обитающих на однородном по условиям участке местности.
Чернозем – самый плодородные почвы нашей планеты.
Целина – нетронутые степные сообщества, оставшиеся в первозданном виде.
4) Рассказ учителя (демонстрация слайдов)
Для растительного сообщества характерны определённый видовой состав и структура, которые образовались с учётом возможности совместного существования различных видов растений и иных организмов. Между всеми частями сообщества существует сложная взаимосвязь. Растительное сообщество образует органические вещества, необходимые для питания гетеротрофных организмов и человека и выделяет во внешнюю среду продукты обмена (кислород и углекислый газ). Оставляя в почве и на её поверхности отмершие органы, растения способствуют формированию почвенного покрова, надземная их часть участвует в формировании микроклимата.
Существуют различные типы растительных сообществ: лес, степь, луг, болото, пустыня, тундра и т. д. Лес – наиболее сложное (вследствие большого количества разнообразных видов) растительное сообщество. Ярусность наиболее хорошо выражена, в сообществах, образованных растениями, относящимися к разным жизненным формам, имеющим различную форму роста. Например, это бывает в лесах при совместном произрастании деревьев, кустарников, трав и других растений. Ярусность слабо выражена или вовсе не выражена в сообществах, где все растения относятся к одной жизненной форме, например во многих травяных сообществах (степях, лугах). Так, в елово-пихтово-липовом лесу можно выделить семь ярусов: два древесных, один кустарниковый, три травянистых (злаки – верхний, осоки, медуницы и живучка ползучая – средний, почвопокровные – нижний) и один моховой.
Во всех растительных сообществах (за редким исключением), даже там, где нет четкого расчленения на ярусы, всегда заметны различия в высоте надземных органов растений и горизонты, различающиеся по насыщенности листовой поверхности. Этим обусловливается более полное использование солнечной энергии.
В растительных сообществах постоянно происходят разные изменения. В связи в чередованием времен года наблюдаются сезонные изменения. Осенью отмирают травянистые растения или их надземные части, происходит листопад. В весенний период растения вырастают из их подземных частей или семян, распускаются почки, цветы и т.д.
В зависимости от различных факторов, в т. ч. антропогенных, может происходить смена одного растительного сообщества другим (луг сменяется болотом, сосновый лес – еловым и т. п.).
В настоящее время человек на огромной площади (свыше 1,4 млрд. га) создал искусственные сообщества путем посева и посадки растений в целях получения зерна, овощей, фруктов, корма для скота, сырья для промышленности и т. д. В посевах и посадках, созданных человеком, есть основные признаки, характерные для природных растительных сообществ: влияние растений друг на друга и на среду, создание особой, свойственной этим сообществам фитосреды.
Таким образом, современный растительный покров Земли состоит не только из фитоценозов (природные сообщества), но и агроценозов (искусственные сообщества).
V . Закрепление изученного материала
— Преобладающими видами растений называют растения, которые сильнее всех влияют на другие растения и определяют их условия жизни. Растения, на которые оказывают влияние преобладающие виды, называют сопутствующими.
Примеры растительных сообществ с преобладающими видами растений
§ 31. Растительные сообщества — Пасечник. 6 класс. Учебник
Вопросы в начале параграфа
1. Что называют природным сообществом?
Природное сообщество — это группа микроорганизмов, растений и животных, адаптированных у условиям существования на какой-либо территории. Они оказывают непрерывное воздействие друг на друга и на срежу своего обитания.
2. Какую роль играют растения в природном сообществе?
Растения в природном сообществе выполняют целый ряд важных и незаменимых функций:
Вопросы в конце параграфа
1. Что называют растительным сообществом?
Растительное сообщество, или фитоценоз, — это естественное скопление, заросли или группировки растений, растущие не изолированно друг от друга, а совместно.
2. Какие растительные сообщества вы знаете?
К растительным сообществам относятся:
3. В чём особенности сообществ дубового и соснового лесов?
Сообщества сосновых лесов (боров) возникают преимущественно на песчаных почвах. В таких лесах достаточно света, но мало питательных веществ для развития бурной растительности. Обычно в сосновых лесах произрастают мхи, лишайники, ягодные кустарники (черника, костяника), папоротники, плауны, и травы (например, грушанка круглолистная, буквица лекарственная, вереск и т.д.).
Сообщества дубовых лесов возникают обычно на богатых минеральными веществами почвах. Здесь значительно меньше света, чем в сосновых лесах, но намного более богатая растительность. Так в дубраве почву покрывает зелёный ковёр из самых разнообразных трав с насыщенными зелёными листьями, среди дубов растёт множество кустарниковых растений (жимолость лесная, орешник, бересклет), а в почве имеется разветвлённая сеть грибниц разнообразных грибов.
4. Что такое растительность?
Растительностью называют совокупность растительных сообществ, которые существуют на общей территории.
5. Как влияют друг на друга растения в сообществе?
Растения в сообществе могут по разному взаимодействовать друг с другом:
6. Почему в ряде случаев на месте берёзового леса вырастает еловый?
Смена берёзового леса на еловый бор происходит благодаря постоянному развитию растительного сообщества и ярусности леса. Так, в условиях берёзового леса нижний ярус становится оптимальным местом для развития елей: здесь имеется плодородная почва и достаточное затенение благодаря широким кронам берёз.
Со временем старые берёзы гибнут, а ели становятся всё выше. Молодые берёзки же плохо растут в тени елей и постепенно берё становится все меньше, а елей — все больше. Вместе с тем меняется и остальная растительность сообщества — земляника, колокольчики, злаки и лапчатки заменяются на кустики черники, кислицы, грушанки и других растений, характерных для ельника.
7. Какое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека на естественные природные сообщества?
Хозяйственная деятельность человека может очень легко нарушить сложившееся растительное сообщество и даже погубить его. Например, при заготовках древесины вырубаются огромные участки леса и на их восстановление требуется несколько десятков лет. Кроме того, человек часто осушает болота, орошает засушливые районы и распахивает степи для обустройства полей с культурными растениями. Это нарушает жизнь естественных растительных сообществ и приводит к их гибели.
Подумайте
Почему различающиеся своими биологическими особенностями растения могут расти в одном сообществе?
Наличие в растительном сообществе растений с различными биологическими особенностями помогает сообществу эффективней использовать питательные вещества и солнечную энергию, получаемую данной территорией. Например, раннее распускание цветков орешника необходимо для беспрепятственного ветроопыления этого растения, поскольку после распускания листьев других деревьев это было бы уже проблематично.
Растения же, которые опыляются насекомыми, расцветают позднее, когда насекомые энергично могут переносить пыльцу с цветка на цветок, а наличие ветра не только не помогает оплодотворению насекомоопыляемых растений, но иногда и мешает ему. Осенью же, когда насекомых становится меньше, многие лесные кустарники и деревья готовы поделиться с птицами своими сочными созревшими плодами. Птицы с удовольствием дополняют свой рацион лесными ягодами и, тем самым, распространяют семена кустарников по обширным территориям.
Задания
1. Приведите примеры растительных сообществ, встречающихся в вашей местности.
В средней полосе России можно встретить различные типы растительных сообществ: берёзовые рощи, лиственные леса, осинники, дубравы, ельники и сосновые боры.
2. Изучите влияние хозяйственной деятельности человека на растительные сообщества вашей местности. Соберите материал о редких растениях вашей местности.
Фенологические наблюдения
Понаблюдайте за изменениями, происходящими в одном из растительных сообществ вашей местности в течение лета.
Растительное сообщество «Смешанный лес»
В начале лета все деревья, находящиеся в верхнем ярусе, уже покрыты листвой, а большинство плодово-ягодных кустарников, расположенных во втором и третьем ярусе, уже отцвело. Начинается время цветения в четвёртом ярусе смешанного леса: цветут травянистые растения, папоротники, заканчивает цветение лесная земляника.
К середине июня нижние ярусы смешанного леса уже хорошо затенены и увлажнены. В это время начинают активно расти мхи и разрастается грибница лесных грибов. Травы тоже активно идут в рост и цветки остаются только на насекомоопыляемых растениях. Они своим ароматным запахом и яркими красками привлекают множество насекомых: пчёл, ос, стрекоз, бабочек и шмелей.
К концу июня начинают созревать лесные ягоды, например земляника. Кустики растения выбрасывают многочисленные усы и занимают новые территории. На кустарниках и деревьях продолжается период созревания плодов, но до спелости им ещё далеко.
В августе лиственный лес полон самых разнообразных спелых плодов. Созревает шиповник, орешник, кизил. В лесу все еще можно встретить насекомоопыляемые цветки трав, но они уже начинают теряться в густой высокой траве. Самых разнообразных грибов с каждым днём становится все больше. Особенно если лето выдалось дождливым. Папоротники становятся выше и мощнее, а мхи и лишайники покрывают не только почву и пни, но и стволы деревьев.
К концу лета с усиливающимися порывами ветра начинают разлетаться плоды липы и клёна. Кустарники выбрасывают новую поросль — побеги, развивающиеся из боковых и придаточных корней растений. Цветы отцветают, а травы начинают увядать. Деревья понемногу начинают сбрасывать листву и на поверхности почвы образуется слой увядших трав и опавших листьев.
Образуется благоприятная среда для развития самых разнообразных грибов, поскольку почва под упавшими листьями становится особенно влажной и насыщенной органическими веществами. Плоды кустарников и трав опадают, чтобы из их семян, зёрен и косточек в будущем году смогло вырасти новое поколение лесной растительности.
Словарик
Растительное сообщество — это группа растений разного вида, которые совместно образуют скопления, заросли и группировки.
Типы растительных сообществ — это группы растений, которые взаимосвязаны между собой и произрастают на одной территории с постоянными условиями окружающей среды.
Растительность — это все растительные сообщества, произрастающие на определённой территории.
Типы растительности — это большие группы растительных сообществ, которые существуют в определённых условиях окружающей среды: болота, леса, степи, тундры и т.д.
Ярусность — это способность сосуществования на одной территории растений с разными жизненными формами. Существует надземная и подземная ярусность.
Смена сообществ — это процесс, в ходе которого растительное сообщество, занимающее определённую территорию, под воздействием внешних и внутренних факторов начинает приобретать признаки иного растительного сообщества и постепенно полностью изменяется тип растительного сообщества, находящегося на данной территории.
Биология 6 класс растительное сообщество
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Сформировать: представление о природном сообществе и экосистеме; основные понятия по теме урока;
закрепить понятие о значении благоприятных природных условий для жизни организма;
показать отличия между естественными и искусственными природными сообществами;
научить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи; способствовать развитию воображения;
развивать учебно-организационных умения: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;
формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха.
формировать ценность сопереживания успехам и неудачам товарищей.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности.
Перцептивный аспект (аспект восприятия):словесно-наглядные методы.
Гностический аспект (познание): эвристические (частично – поисковый) методы.
Логический аспект (мыслит. операции при подаче и усвоении уч. матер.):
дедуктивные методы (от общего к частному), синтез и анализ, классификация.
Управленческий аспект (степень самостоятельности ученика):
Стимулирование и мотивация долга и ответственности:
использование заданий для самоконтроля, поощрение.
Стимулирование и мотивация познавательного интереса:
создание ситуации успеха, неожиданность, проблемный вопрос, новизна.
Контроль и самоконтроль учебной деятельности:
письменные (программированный контроль).
Оборудование: компьютер, проектор, экран, термины, рабочий лист.
ученик – литературный источник (конспект)
ученик – ученик (работа в группе).
Каналы восприятия : визуальный, аудиальный.
Уровень усвоения ЗУН, на который планирую вывести класс: на творческий уровень– перенос ЗУН в новые ситуации.
Психологический аспект построения урока: восприятие – осмысление – понимание – запоминание – воспроизведение материала в речь – обобщение – систематизация.
Основные понятия (выписаны на доске):
природные сообщества (природные комплексы, биогеоценозы),
растительное сообщества (фитоценоз),
естественные и искусственные растительные сообщества, типы растительных сообществ, растительность, типы растительности.
Актуализация знаний, умений и навыков. Постановка проблемной задачи.
Изучение новых знаний и способов действий.
Первичное закрепление полученных знаний.
– Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Прошу вас присесть. Говорят, как день начнешь, так его и проведёшь. Давайте начнем сегодняшний день с улыбки, улыбнемся друг другу и с таким настроением проведём весь урок. Нам предстоит очень необычная работа и я надеюсь, что всё задуманное осуществится.
Для этого мне понадобиться ваша помощь.
Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак (открытые ладошки).
Ответьте мне, пожалуйста, этим же знаком те, кто хочет начать работу со мной? (ладошки).
Подержите их – почувствуйте мое тепло, а я почувствую вашу поддержку! Спасибо!
2.Этап подготовки к изучению нового материала
Есть два разряда путешествий:
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте. Листая старый календарь…
Вот и я, листаю календарь, а за окном весенние деньки, решила отправиться с вами в необыкновенное путешествие по нашей родине Казахстан, но прежде нам предстоит выполнить задания чтобы определиться с темой нашего путешествия.
1. Задание «Ребус»
Определяют тему урока
Учитель:
1) Что у вас получилось?
2) Как вы думаете, о чем сегодня пойдёт речь на уроке?
(на основе собранных картинок, дети определяют тему и цель урока)
Тема урока
Этап изучения нового материала
1) Понятие о сообществе
Растительное сообщество – это виды растений, находящиеся в закономерном сочетании и взаимодействии друг с другом и средой обитания. В разных климатических и почвенных условиях растительные сообщества неодинаковы по составу и обилию видов, ярусному расположению.
Растительные сообщества определяют растительный покров или растительность местности. Растительные сообщества, испытывая на себе влияние внешней среды, способны, в свою очередь, воздействовать на окружающую природу и защищать ее от неблагоприятных экологических факторов
Учитель: Чем образованы природные сообщества?
Природное сообщество – совокупность растений, животных, микроорганизмов на определённой территории.
Фитоценозы – растительное сообщество группа растений приспособленных к определенным условиям жизни на определенной территории.
Совокупность животных, обитающих на определенной однородной территории называется зооценоз.
Совокупность микроорганизмов, обитающих на определенной территории называется микробиоценоз.
«Классификация растительных сообществ»:
На каждой достаточно обширной территории встречается множество различных растительных сообществ, относящихся к разным типам растительности.
Совокупность всех фитоценозов какой-либо области или географического района называют растительным покровом (или растительностью) этой территории.
Совокупность всех видов растений, составляющих, эти фитоценозы, называют флорой данной территории.
Запись определения в тетрадях
Этап применения полученных знаний на практике
Фронтальная работа с классом.
Остановка «Сообщество смешанный лес».
Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный
Средь пятен солнечных и строгой тишины,
Встречает грудь твоя так радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны…
Всеволод Александрович Рождественский
Скажите, о каком растительном сообществе говорится в стихотворении? (о лесах)
Лес принято разделять на три растительных сообщества. (тайга, смешанные и широколиственные леса)
В смешанном лесу светлее, суше, да и почва плодороднее, чем в еловом лесу. В лесу выделяется несколько ярусов растений: деревьев, кустарников, трав и мхов. Растения верхних ярусов более светолюбивые. Кустарники, травы и мхи в лесу теневыносливы. Верхний ярус занимают ели, березы, сосны, осины. Под ними растут кустарники: черемуха, калина, рябина и д.р. Много трав: копытень, медуница, папоротники, сныть, вороний глаз и другие.
Задание 1 Найди ошибку.
Нужно найти биологическую ошибку и объяснить их.
Мы с деревьев поскорей,
Их склюет иначе стая
Разгадав загадку, вы узнаете одну из форм взаимоотношений растений в фитоценозе.
И меж растений
Царствует война – какой синоним вы могли бы подобрать
к словам, выделенным красным цветом
Деревья, травы вверх учитывая, что напрямую растения не
Растут задорно, могут воевать, бороться и спорить
А корни их в земле,
За почву и за влажность
Дети работают с раздаточным материалом по теме «Ярусность леса».
Делают соответствующие выводы.
Ярусность – распространение растений в пространстве в соответствии с потребностями в воде, тепле, свете и т.д.
Ярусы хорошо заметны в смешанных лесах умеренного пояса, где выделяют 5 — 6 ярусов.
крупные деревья (дуб, сосна, ель )
второй деревья ( орешник, клен, липа, вяз, ясень, рябина, черёмуха, береза).
«малорослые» деревья (боярышник, дикая яблоня, дикая груша )
кустарниками (лещина, малина, калина черника)
высокими (чистец лесной, крапива, сныть) и низкими (ландыш, копытень, кислица) папоротники, мхи, лишайники, грибы
Остановка «Сообщество луг».
На лугу растут только травянистые растения тысячелистник, нивяник колокольчик, тимофеевка.
Задание « Живая буква».
За одну минуту должны вспомнить название цветка, дерева.
Естественные и искусственные растительные сообщества
Дети должны хлопнуть в ладоши тогда, когда будут названы естественные биоценозыи присесть, когда называются искусственные.
Остановка «Сообщество степь».
Вы прослушайте, небольшой отрывок из повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба».
Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. Вся поверхность Земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые воложки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкой; белая кашка зонтикообразными шапками пестрила на поверхности; занесенный Бог знает, откуда колос пшеницы наливался в гуще.
Учитель: Скажите, какими растениями травянистыми или деревянистыми образовано растительное сообщество степей? (травянистыми)
Но не все степи Казахстана имеют такой пышный растительный покров это связано с климатическими условиями (яркое солнце, засушливое лето, ветра суховеи, малое количество осадков).
А какие растения степей Вы знаете. (Ковыль, тюльпан, полынь).
Степь находится в умеренном климатическом поясе. Лето здесь длинное, жаркое, очень сухое. Зима короткая, холодная, снежная. Степь – это бескрайняя равнина, покрытая травами. Деревья встречаются изредка по берегам рек. Ранней весной цветут раннецветущие растения: тюльпаны, маки, ветреницы, гусиный лук, пион тонколистый.
С наступлением жаркого лета они засыхают и появляются растения, которые могут выжить в условиях жары: ковыль, полынь, перекати поле.
Остановка «Сообщество пустыни».
Лето в пустыне продолжается до 5 месяцев температура в тени днем доходит до 50 градусов. А поверхность земли нагревается до 70 градусов. Ранней весной пустыня покрывается ярко цветущими растениями. Пока не исчезла весенняя влага, цветут тюльпаны, ирисы, маки, злаки.
А летом в пустыне можно встретить растения которые способны переносить длительную жару. Это саксаул – это дерево пустыни. Вместо листьев чешуйки. Саксаул является кормом для верблюдов. Здесь растут песчаные акации, гребенщики – кустарники высотой до 5 метров.
Определите что из перечисленных признаков характерно для царства растений правильный ответ отметь галочкой в пустой клетке
Остановка «Сообщество река».
1.Первые, наиболее древние растения
2.Господствующая группа растений на земле
3.Не имеют органов и тканей
4.Имеют вегетативные и генеративные органы
5.Имеют приспособления к опылению, распространению плодов и семян
6.Тело состоит из одной или множества сходных клеток.
Исключи лишнее: работа с гербарием
Ковыль, граб, типчак, тонконог, тимьян. (Все растения представители степей, а граб – смешанных лесов).
Ясень, ильм, клён, кассиопея, сосна. (Все растения широколиственных лесов, а кассиопея – тундры).
Водяника, дуб, куропаточная трава, кассиопея, карликовая березка. (Все растения представители тундры, а дуб – широколиственных лесов).
Ольха серая, кедр сибирский, можжевельник, ива, ковыль (Все растения представители тайги, а ковыль – степей)
Учитель: заочное путешествие по нашей родине Казахстан заканчивается. И в заключение я предлагаю следующие задания.
1. Совокупность растений, животных, грибов и микроорганизмов, приспособленных к совместной жизни на определенной территории длительное время, и факторов окружающей среды называют:
А) биогеоценозом Б) природным сообществом
А) совокупность животных Б) совокупность растений
В) совокупность грибов Г)совокупность микроорганизмов
А) совокупность животных Б) совокупность растений
В) совокупность грибов Г)совокупность микроорганизмов
А) совокупность животных Б) совокупность растений
В) совокупность грибов Г)совокупность микроорганизмов
5. Микробиоценоз – это:
А) совокупность животных Б) совокупность растений
В) совокупность грибов Г)совокупность микроорганизмов
А) факторы неживой природы
Б) совокупность всех живых организмов
7. Ярусность – это приспособление к:
А) наилучшему получению света
Б) наилучшему получению влаги
В) наилучшему получению тепла
А) основные виды (их называют ЭДИФИКАТОРЫ)
Б) сопутствующие виды
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ (самооценка)
1-А, 2-Б, 3- В, 4- А, 5-Г, 6-А, 7-А, 8-А
Этап информирования о домашнем задании (п. 56-57)
Этап подведения итогов занятия
Оцените свою работу на уроке, сложив количество баллов, полученных на каждом учебном элементе.
Критерии самооцениванивания учащихся при работе в группе.
1. Имел свое мнение (идею)
2. Высказал его в слух
3. Принял участие в обсуждении данного вопроса группой
1. Имел свое мнение
2. Высказал его вслух
3. Не сумел (не пытался) убедить
1. Имел свое мнение
2. Не высказал его вслух
3. Внимательно слушал обсуждение
4. Пытался убедить членов группы
1. Имел свое мнение
2. Высказал его вслух
2. Внимательно слушал
3. Принял мнение группы
2. Не внимательно слушал
3. Принял мнение группы
2. Не слушал обсуждение
1. Гласность точки зрения
2. Корректное поведение
4. Высоко ценится правильное мнение (ты ведь получаешь знания!)
– Я была бы рада, если вы закончите одно из предложений:
Больше всего мне понравилось …
Главным на уроке для меня было …
– Спасибо, я просто очарована вашей работоспособностью. Мне очень приятно, что тепло наших ладошек сохранилось на протяжении всего урока. Давайте еще раз согреем друг друга. Ваше тепло всегда меня будет согревать в трудную минуту. Мне было очень приятно в вашей теплой и дружной компании.