Что такое рациональное понимание трансформаций поведения другого человека
Что такое рациональное понимание трансформаций поведения другого человека
Какая сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания (коммуникативная функция взаимоотношения):
Выберите один ответ:
Что такое рациональное понимание трансформаций поведения другого человека путем размышления о сути и направлении его возможных личностных реакций в процессе развертывания своих действий общения:
Выберите один ответ:
a. Физиогномическая редукция
Что можно сказать о позе человека, если он как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве:
Выберите один ответ:
Какой механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения:
Выберите один ответ:
a. Рефлексивный механизм
b. Стилизованный механизм
c. Межличностный механизм
d. Традиционный механизм
e. Институциональный механизм
Какой механизм социализации действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, с различными организациями, как специально созданными для социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными функциями:
Выберите один ответ:
a. Стилизованный механизм
b. Традиционный механизм
c. Межличностный механизм
d. Рефлексивный механизм
e. Институциональный механизм
Факторы социализации личности, отражающие социально-культурный аспект социализации и затрагивающие проблемы ее исторической, культурной и этнической специфики, это:
Выберите один ответ:
a. Индивидуально-личностные факторы
b. Индивидуальные факторы
c. Социальные факторы
d. Личностные факторы
Какой механизм социализации связан с внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, сверстникам, значимым лицам и т.д.
Выберите один ответ:
a. Межличностный механизм
b. Рефлексивный механизм
c. Институциональный механизм
d. Традиционный механизм
e. Стилизованный механизм
Какое расстояние является нормой для «интимной зоны»:
Выберите один ответ:
a. от 120 до 360-400 см
Кто является автором работы «Социальная психология как идеология», в которой так же критикует «психологизацию» объяснений социальных явлений, и так же пишет о том, что все социально-психологические теории можно рассмотреть как воспроизводство определенных социальных норм:
Выберите один ответ:
c. Кшиштоф Коженевский
Социально-психологическая адаптация, которая появляется как формальная адаптация, не отвечающая интересам общества, развитию данной социальной группы и самой личности, является:
Выберите один ответ:
Жесты-сообщения: указатели («указывающий перст»), пиктографы, кинетографы – движения телом и т.п. – это:
Выберите один ответ:
Уровень работоспособности и качества функционирования психики личности в каждый данный момент времени – это:
Выберите один ответ:
a. Психические процессы
b. Психические свойства
c. Все ответы верны
d. Психические состояния
Адаптированность личности, при которой личность частично перестраивается и подстраивается внутренне под среду, ее ценности, нормы, в то же время частично адаптируясь инструментально, поведенчески сохраняя и свое «я», и свою самостоятельность – это:
Выберите один ответ:
a. внешняя адаптированность
b. внутренняя адаптированность
c. Все ответы верны
d. смешанная адаптированность
Какой известный психолог еще в 1973 году показал, что такие, казалось бы, универсальные вещи, как когнитивный диссонанс и теории атрибуции могут являться исторически и культурно обусловленными социальными регуляторами, а не фундаментальными принципами функционирования человеческого разума:
Выберите один ответ:
d. Кшиштоф Коженевский
Микрофакторы включают в себя такие понятия, как:
Выберите один ответ:
a. Страна, государство
d. Трудовой коллектив
e. Средства массовой коммуникации
Что НЕ является свойством личности:
Выберите один или несколько ответов:
Какие конфликты возникают при наличии глубоких противоречий:
Выберите один ответ:
a. Острые длительные
b. Слабовыраженные и быстротекущие
c. Бурные быстротекущие
d. Слабовыраженные и вялотекущие
Что проявляется в специфическом влиянии ее индивидуально-и социально-психологических качеств на поведение, действия и поступки:
Выберите один ответ:
a. Степень целостности мировоззрения
b. Степень осознанности человеком своего места в обществе
c. Содержание и характер потребностей и интересов
d. Содержание мировоззрения человека
e. Специфика соотношения и проявления различных личностных качеств
Сложившаяся система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций – это:
Выберите один ответ:
a. Менталитет человека
b. Мировоззрение человека
c. Характер человека
Групповая идентификация – это:
Выберите один ответ:
a. Сравнение той группы, к которой человек относится сам, с иными группами, обеспечивающее понимание различий «Мы» и «Они»
b. Отнесение себя к какой-либо группе для преодоления чувств одиночества, неудовлетворенности и т. д.
c. Распределение людей по определенным группам (ситуативным и постоянным)
Что такое личность:
Выберите один ответ:
a. Это наименее неделимая единица биологического вида
b. Это понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности
c. Это особь, отличимая от других, (особенная в своем роде) живой организм
a. Чувство стыда и вины
b. Чувство гордости
Побуждающие влияния партнеров друг на друга НЕ может быть в виде:
Выберите один ответ:
Симптомы и признаки подлинной трансформации человека
В статье мы расскажем:
Подлинная трансформация человека происходит в тот момент, когда он принимает решение изменить свою жизнь. Неважно, что заставляет: опостылевшая работа, надоевшие отношения или же День сурка. Но уже в тот момент, когда в голову приходит мысль отказаться от привычного, выполняются два условия трансформации личности: человек начинает думать по-другому; он начинает действовать по-другому.
Однако это только первый шаг. И его уже достаточно, чтобы начать менять свои установки, внедрять полезные привычки, тщательно отбирать свое окружение, иначе строить свои отношения, да, наконец, заботиться о себе. Именно в этот момент мы можем говорить о подлинной трансформации человека.
Стимул к трансформации человека
Когда к человеку приходит мысль о своей трансформации? В том случае, если его жизнь складывается удачно? Есть дом, семья, достаток? Нет, ему и так хорошо. Всё идёт, как обычно, по накатанной колее, но… чего-то не хватает.
Бывает, что в жизни происходят какие-то потрясения и человек получает глубокие психологические травмы, будь то потеря любимого человека, ребёнка или предательство близкого друга. Тогда, чтобы не сломаться, не впасть в уныние и преодолеть эти трудные времена, ему приходится переосмыслить всё, что с ним произошло и выстроить новую реальность, в которой предстоит продолжить свой земной путь.
Впоследствии, через какое-то время, отойдя на расстояние от этого события, человек понимает, что оно произошло не случайно и для его же блага. Исходя из этого он принимает с благодарностью то, что случилось: ведь в результате произошла эмоциональная перезагрузка и переосмысление прожитой жизни. И в итоге человек поднялся на более высокий уровень осознания.
Существует два основных выхода из тяжёлых жизненных ситуаций. Часть людей впадают в депрессию. Они уже никогда не станут наслаждаться жизнью, видеть позитивные возможности. Их удел – погрузиться в болото безысходности, которое будет всё больше и больше тянуть их ко дну. Но есть и другой выход. Стряхнуть с себя ворох обид, непонимания (за что со мной так?) и, как птица Феникс, в обновлённом виде восстать из пепла пережитого и осуществить трансформацию.
Подготовка к трансформации человека
Трансформацию человека можно получить двумя путями: на обучающем курсе при поддержке наставника, а также – самостоятельно. В любом случае вас ожидает полное переосмысление взглядов, привычек, мировоззрения и глубокое погружение в суть и причины произошедшего.
Окружающий мир предстанет совершенно в ином свете, он изменится вместе с вами.
Не останавливайтесь на полпути. Все незакрытые гештальты станут преследовать вас на протяжении всей жизни. Дорогу осилит идущий. Двигайтесь вперёд, преодолевая препятствия. Дайте себе слово довести начатое до конца.
Найдите «прерванную нить» вашей жизни и тогда сможете размотать клубок проблем, который она создала. Часто мы видим лишь вершину айсберга, а все глубинные проблемы – «под синею водой».
Необходимо принять изменённую реальность и отбросить прежнее мировоззрение как отработанный шлак.
4 уровня трансформации человека
Перед тем, как приступить к процессу трансформации, следует отдавать себе отчёт в том, что она затрагивает несколько уровней.
Уровень физики – физическое тело.
Уровень эмоций – эмоциональное тело.
Ментальный уровень – мысли, убеждения, привычные модели поведения.
Духовный уровень – связь с духом.
Трансформация чаще происходит только на одном или двух-трёх уровнях. В редких случаях она затрагивает все четыре. Но смена осознания осуществляется одновременно в нескольких аспектах.
Трансформация на физическом уровне
В ходе этого процесса могут обостряться хронические заболевания, появляться головные боли, повышение температуры, резкие перепады давления. Трансформация на уровне физического тела провоцирует возникновение симптомов простудных заболеваний, гриппа. Это – не болезнь. Так происходит очищение организма.
Возможны появления болей в местах застарелых травм. Это – результат застоя энергии.
Боли в области шеи, горла, приводящие к астме или ангине, свидетельствуют об остатках подавленных эмоциях и невысказанных словах.
Трансформация на эмоциональном уровне
Сдержанность в проявлении эмоций выражается:
в психической нестабильности, слезливости у женщин;
в неконтролируемых всплесках гнева;
в доминировании состояния одиночества, ненужности и отрешённости над всеми остальными.
Не стесняйтесь всплесков эмоций, дайте им проявиться и выйти. Плачьте, смейтесь, кричите, –делайте всё то, что приносит облегчение. Это – эмоциональное очищение.
Непроявленные эмоции застревают в клетках и могут стать причиной неадекватного поведения или эмоционального срыва.
Старайтесь проговаривать те или иные ситуации, высказывать свою позицию спокойно. Если собеседник не расположен к разговору, запишите свои аргументы на бумаге. Эмоции должны быть выпущены наружу.
Трансформация на ментальном уровне
Когда происходят изменения на ментальном уровне, в осознании появляются новые приоритеты. В такие моменты через голову проходит безостановочный поток мыслей, создающий сумбур и суету. Вы не можете сосредоточиться и понять: что происходит.
Трансформация на ментальном уровне приводит к переосмыслению своего поведения и мировосприятия.
Структурные компоненты профессионального общения
1.Коммуникативная сторона общения
2.Барьеры понимания
3.Коммуникативные барьеры
4.Интерактивная сторона общения
В управленческом общении, как и в любом другом, люди не просто обмениваются информацией, но и воздействуют друг на друга. При этом на результаты общения во многом влияет процесс взаимного восприятия собеседниками. В связи с этим выделяются три основные взаимосвязанных структурных компонента управленческого общения, которые часто называют сторонами общения, а именно: – коммуникативный компонент (взаимообмен информацией между партнерами по общению); – интерактивный компонент (взаимодействие партнеров по общению); – перцептивный компонент (взаимовосприятие и взаимоотношение партнеров по общению).
Коммуникативная сторона общения
Деловое общение – это, в первую очередь, коммуникация, т. е. передача информации, в том числе обмен мнениями, переживаниями, настроениями, желаниями и т. д. Любая коммуникация в общении происходит для решения определенных задач или удовлетворения каких-то потребностей. При этом на точность процесса передачи-получения информации в общении влияет ряд барьеров понимания.
Барьеры понимания
Во многих ситуациях человек может сталкиваться с тем, что его слова как-то неправильно воспринимаются партнером по общению. Это может быть связано со следующими причинами.
Барьер толкований. Непонимание часто может быть связано с раз- личным толкованием слов. У каждого человека есть свой базовый (активный) словарный запас, т. е. тот набор слов, которым он пользуется наибодее часто, и при помощи которого его мозг и сознание отражают мир и обрабатывают поступающую извне информацию. В русском языке несколько сотен тысяч слов. Считается, что человеку для изложения своих мыслей и чувств достаточно и 6000 слов. При этом важно понимать, что, несмотря на общую схожесть, базовые словари различных людей отличаются.
Барьер представлений. Непонимание может быть связано с различи- ем образов жизненного опыта, которые закреплены за конкретными словами у разных людей. Речь человека является отражением его понимания окружающего мира. Язык человека, как система освоенных им вербальных знаков, – это карта его представлений о мире, его модели мира, которая является отражением жизненного опыта человека. Именно благодаря языку и речи одному человеку достаточно произнести слово «собака», и другой человек представит собаку. Но без дополнительных описаний наверняка это будет образ другой собаки. Один человек, упоминая про собаку, может представлять свою любимую болонку, а другой, может соотнести услышанное слово с образом дога, который покусал его в детстве. Соответственно и сопровождающие общение чувства у каждого партнера будут появляться различные. Поэтому в особо значимых моментах делового общения, услышав важное слово и соотнеся его с соответствующим пониманием в своей модели мира, полезно проверить, это ли имел в виду человек; соответствует ли понимание данного слова тому смыслу, который вкладывает в него партнер по общению.
Барьер защиты. Также непонимание может быть связано с неосознаваемой защитой, которую выстраивает собеседник по отношению к информации. Иногда складывается впечатление, что собеседник защищается от нас, наших слов и переживаний, что он возводит какие-то преграды в общении. В сущности, каждому человеку есть, что защищать, ведь в процессе общения могут производится определенные изменения в его мировоззрении и представлениях о тех или иных аспектах действительности. И не всякий человек психологически готов к этим изменениям, так как они могут нарушить его представление о себе, его отношения с другими людьми и душевное спокойствие. В этом случае он неосознанно искажает смысл слов или может вовсе исключать (не слышать) некоторые слова.
Например, находясь среди множества разговаривающих людей, мы способны автоматически выделять и слушать только нужный нам голос. Исключение ненужной информации – это полезная способность человека, позволяющая приспосабливаться к миру наиболее оптимальным для себя способом. Однако эта способность нередко проявляется в том, что в числе многочисленных слов собеседника чело- век порой склонен услышать не все сказанное, а только то, что удобно ему, или к чему он психологически готов в настоящее время и исключить некоторые смыслы. Иными словами, из бесконечного объема внешней информации человек более склонен замечать то, что подтверждает его предвари- тельные представления, и часто не обращает внимания на факты, которые ставят эти представления под сомнение, или искажает их. И нередко приходится удивляться насколько порой изощрен в этом процессе мозг чело- века.
Коммуникативные барьеры
Выделяется ряд коммуникативных барьеров, затрудняющих общение: – социально-культурные барьеры, возникающие на основе различий национального, религиозного, политического, профессионального, полового, возрастного характера (например, сложности делового общения представителей разных полов, возрастов, должностных статусов, профессиональной специализации и авторитетности); – психологические барьеры, возникающие из-за индивидуально- психологических различий общающихся людей (например, контрастность по ценностным ориентациям и доминирующей мотивации, индивидуальным (в том числе и когнитивным) стилям, типам психологических защит, темпераментам и др.); – барьеры отношения, возникающие на основе сложившихся у людей межличностных антипатий или по причине группоориентированного поведения (например, влияние недоверия ранее возникшего между людьми на передаваемую деловую информацию; формализованное или конфронтационное обращение с представителями других профгрупп из-за наличия в организации явлений «группового фаворитизма», группового эгоцентризма и др.); – семантико-фонетические барьеры, связанные с различием в профессиональном лексиконе, наличием фонетических дефектов речи у говорящего (неразборчивая дикция, плохая артикуляция, излишек в сообщении неречевых голосовых проявлений) и т. п.
В деловом общении следует учитывать, что свободная передача вербальной (словесной) информации приводит к частичному ее искажению. Этот процесс шутливо проиллюстрирован в следующей истории.
Поэтому в значимых ситуациях управленческого взаимодействия принято обращаться к текстовым оригиналам приказов и указаний, а не пересказывать их общий смысл.
Интерактивная сторона общения
Действие – важная сторона делового общения. При этом в большинстве случаев именно воздействие вы- ступает основной целью управленческого общения. В процессе общения мы не просто сообщаем ту или иную информацию партнеру, а воздействуем на него этой информацией (включая силу голоса, интонацию, позы, жесты и др.). Поэтому описывая деловое общение, часто используются термины действий, например, «он на меня давил», «он нанес мне удар» или «он подстроился под меня» и т. п.
В зависимости от плоскостей, в которых разворачивается деловое общение его можно разделить на партнерское (горизонтальное), зависимое (уровне- вое). В процессе деловой беседы плоскость общения может изменяться.
Управленческое общение по определению относится к зависимому типу и решающее значение в нем имеет то, кто именно является ведущим в данном общении, а кто ведомым. Существует метафорическое описание позиций управленческого взаимодействия: хозяин положения; гость – под- чиненная сторона. Кто хозяин, а кто гость? В обычном житейском представлении: – хозяин тот, кто может разрешить войти, а может и не разрешить; кто может расспросить гостя; кто не нуждается в местных проводниках в своем доме; кто имеет запасы еды и провизии, с запасом оружия; кто имел отдых до встречи с гостем; – гость тот, кто должен просить разрешения войти, если войдет не спросив разрешения, то может встретить самый разный прием; кто плохо знает этот дом и нуждается в местном проводнике; кто имеет только такие запасы, которые захватил с собой; кто проделал большой путь и нуждается в отдыхе; кто вынужден отвечать на расспросы хозяина, если не хочет с ним поссориться.
Человек в позиции хозяина ведет себя более уверенно. Хозяин расспрашивает и задает вопросы. Если человек отвечает на вопросы, то он занимает подчиненную позицию гостя. Хозяин оценивает положение и вы- сказывает свое отношение. При этом хозяин не просит, он предлагает. Проситель – слабая позиция. Хозяин не спорит, а начиная спорить, человек переводит себя в позицию гостя, потому что он просит, чтобы к его аргументам отнеслись не безразлично.
Позиции «хозяина» и «гостя» не зависят от должностного положения сотрудников. И нередко можно наблюдать как начальник, отчитывая своего подчиненного, очень много говорит «читает мораль», явно находясь в позиции гостя и «упрашивая» подчиненного отнестись к его словам внимательно. В то время как подчиненный всем своим видом показывает, что он сейчас находится в позиции хозяина и может позволить своему начальнику немного выговориться и, возможно, этим избавиться от своей обиды на подчиненного. В этом примере управленческое воздействие начальника на подчиненного минимально.
Поэтому в управленческом взаимодействии важно не только то, что говорить, а во многом то, как это говорить. Управленческое воздействие должно осуществляться из правильной позиции, позиции «хозяина».
Еще один подход к анализу ситуации в зависимости от позиций, занимаемых партнерами, развивается в русле теории транзактного анализа (Э. Берн, Т. Харрис, Д. Джонджевилл). Это направление в последнее время имеет широкую популярность в мире. Достаточно сказать, что книга Эрика Берна «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» и ряд других, посвященных теории и практике транзактного анализа, расходятся миллионными тиражами по всему миру.
Главным посылом транзактного анализа является предположение о том, что все действия в общении осуществляются исходя из определенных статусно-ролевых позиций партнеров. И именно эти позиции предопределяют характер взаимодействия, независимо от коммуникативной составляющей самого сообщения. Основными понятиями теории транзактного анализа являются состояния ЭГО и транзакции. Под состоянием ЭГО Э. Берн понимает относительно независимые и обособленные во внутреннем мире состояния и способы поведения, названные им «родитель», «взрослый» и «ребенок». Согласно теории транзактного анализа, «родитель», «взрослый» и «ребенок» – это не абстрактные стили поведения, а вполне конкретные и значимые модели поведения, закрепившиеся в опыте и воспоминаниях человека. «Родитель» – это такое состояние ЭГО, чувства, установки и привычное поведение которого обусловлено личными воспоминаниями конкретного человека о том, как реагировали его родители в определенных ситуациях, и он как бы перенял их стиль поведения.
1) «карающий родитель» – указывает, критикует, приказывает, наказывает за непослушание и ошибки;
2) «опекающий родитель» – советует в мягкой форме, заботится, помогает, сочувствует, снисходительно прощает.
Состояние «взрослого» – это спокойное, рассудительное состояние, обращенное к реальной действительности.
Состояние «ребенка» – это актуализация установок и поведения, вы- у человека в детстве. При этом в позиции ребенка тоже выде- ляют две разновидности:
1) «послушный ребенок» – реакции: хорошо, я сделаю и т. п.;
2) «бунтующий ребенок» – реакции: не хочу!, не буду!, как хочу, так и будет! отстаньте! и т. п.
Использование скрытых транзакций предполагает либо глубокое знание партнера, либо большую чувствительность к невербальным средствам общения – тону голоса, интонации, мимике и жесту, поскольку именно они чаще всего передают скрытое содержание.
В практике делового и управленческого общения необходимо понимать транзактную направленность воздействия. Наиболее успешным и эффективным в деловом общении является общение обоих собеседников с позиций «взрослый–взрослый». Могут друг друга понять и два «ребенка». Немного сложнее договориться двум «родителям». Воспитательное воздействие обычно строиться при неравных транзакциях. При этом необходимо контролировать, чтобы эти транзакции бы- ли дополнительными, а не превращались в пересекающиеся.
Управленческое взаимодействие может осуществляться и при пересекающихся транзакциях. Дополнительную информацию о теории и практике транзактного анализа можно прочитать в книгах Э. Берна и Т. Харриса, представленных в библиографическом списке.
Перцептивная сторона общения
На процесс общения значительное влияние оказывают процесс взаимовосприятия партнеров по общению. Мы общаемся не просто с человеком, а с нашим представлением об этом человеке. Это представление формируется непосредственно в процессе первого общения и в последующем в той или иной степени корректируется. В тоже время человек в процессе общения исходит из собственного представления о себе, которое оказывает значительное влияние на его эмоциональную самооценку.
Можно выделить несколько проекций-представлений относительно любого человека, назовем его «Ч»: «Ч» – реальный; «Ч1» – представление данного человека о себе; «Ч2» – представление о данном человеке партнера по общению; «Ч3» – представление данного человека о том, как его воспринимает партнер по общению.
Наиболее хорошие условия для делового общения создаются в ситуации когда все компоненты проекций-представлений человека тождественны друг другу. В иных случаях, например когда наше представление о партнере по общению не соответствует его реальным качествам и его представлению о себе, это может приводить к недооценке или переоценке партнера, а соответственно, к недопониманию, возможно и конфликтности.
Основными психологическими механизмами межличностной перцепции являются: – физиогномическая редукция (прием и переработка визуальной ин- формации о другом человеке на основе его внешних невербальных проявлений, манеры поведения, особенностей личных аксессуаров (одежда, предметы личного труда) и пр.); – эмпатия (ситуативно-эмоциональное сочувствование психического состояния партнера по общению и понимание его переживаний); – идентификация (мысленная постановка себя на место другого человека и определение того, как он может действовать в ситуации общения); – рефлексия (рациональное понимание трансформаций поведения другого человека путем размышления о сути и направлении его возможных личностных реакций в процессе развертывания своих действий общения).
Важным фактором в процессе общения является привлекательность партнеров. Действие фактора привлекательности при восприятии человека заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Ошибка здесь в том, что если человек нам нравится, то одновременно мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и т. д., т. е. опять-таки переоценивать многие его личностные характеристики. Например, в эксперименте учителям были предложены для оценки «личные дела» учеников и ставилась за- дача определить уровень интеллекта, планы на будущее, отношения со сверстниками. Секрет эксперимента состоял в том, что для оценки давалось одно и то же дело, но с разными фотографиями – красивых и некрасивых детей. В результате красивые дети получили более высокую оценку своих возможностей.
Эти данные были подтверждены и в эксперименте американского психолога А. Миллера, который, применив метод экспертных оценок, отобрал фотографии людей красивых, «обыкновенных» и некрасивых. Затем он показал эти фотографии испытуемым с предложением оценить их по ряду параметров. В их оценке красивые превосходили некрасивых по всем параметрам. Таким образом, внешне более привлекательный для нас человек чаще кажется лучше во всех других отношениях; если же он не- привлекателен, то и остальные его качества недооцениваются. Но всем известно, что в разное время разное считалось привлекательным, что у 84 разных народов свои каноны красоты. Значит, привлекательность нельзя считать только индивидуальным впечатлением, она скорее носит социальный характер.
Также важен фактор отношения к нам. Он действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, нами оцениваются выше тех, которые к нам относятся плохо. Сигнальным знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, является все то, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами. В ряде экспериментов психологи, выявив мнения испытуемых по ряду вопросов, ознакомили их с мнениями по тем же вопросам, принадлежащим другим людям, и просили их оценить эти мнения. Оказалось, что чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека. Это правило имело и обратную силу: чем выше оценивался некто, тем большее сходство его взглядов с собственным от него ожидали. Убежденность в этом предполагаемом «родстве души» была настолько велика, что разно- гласий с позицией привлекательного лица испытуемые попросту не замечали. Важно, чтобы во всем было согласие, и тогда включается схема восприятия по фактору отношения к нам (Крчжанская Ю., Третьяков В. Грамматика общения. Л. : ЛГУ. 1990).
При этом у конкретного человека на основе опыта вырабатываются определенные схемы каузальной атрибуции (причинного объяснения): – атрибуции персональной ответственности, проявляющейся в склонности людей считать человека виновником случившегося и приписывать ему причину произошедшего; – обстоятельственной атрибуции, при которой люди склонны винить в произошедшем, прежде всего, обстоятельства; – стимульной атрибуции, при которой причина случившегося видит- ся или в предмете, на который было направлено действие (например, через ответ – «ваза упала потому, что плохо стояла»), или в самом пострадавшем (например, «сам виноват, что поверил этому человеку»); – личностно-проективной атрибуции, где партнеру по общению приписываются определенные негативные личностные черты, которых на самом деле у него нет (например, недостатки самого субъекта восприятия им не признаются, а в силу действия «проекции» – психологического механизма защиты личности – обвиняет в возникших трудностях партнера). 85
При изучении процесса каузальной атрибуции выявлены различные закономерности. Так, причину успеха люди чаще склонны приписывать себе, а неудачу – обстоятельствам. Характер приписывания зависит от меры участия человека в обсуждаемом событии: оценка будет различной в случаях, если был участником или наблюдателем. Общая закономерность также проявляется в том, что по мере роста значимости произошедшего люди склоны искать причину в осознанных действиях субъекта, виновного в наступлении негативного события.
Также в процессе восприятия человека и его поступков проявляются следующие психологические закономерности: – эффект упреждения – на оценку незнакомого человека при противоречивой информации о нем наибольшее влияние оказывают сведения, полученные в первую очередь; – эффект новизны – на оценку знакомого человека при противоречивой информации о нем наибольшее влияние оказывают сведения, полученные последними; – эффект ореола – на восприятие другого человека оказывает влияние сформированный «имидж», т. е. благоприятные или, наоборот, неблагоприятные слухи о нем и его жизни; – эффект первоначальной установки – если мы ожидаем от человека каких-то определенных действий, то независимо от того, как он поступит, его действия первоначально будут истолковываться, исходя из имеющейся установки; – эффект проекции – на восприятие другого человека оказывают влияние собственные недостатки, которые бессознательно проецируются на него.
У каждого человека есть свой базовый (активный) словарный запас, т. е. тот набор слов, которым он пользуется наиболее часто и при помощи которого его мозг и сознание отражают мир и обрабатывают поступающую извне информацию. Несмотря на общую схожесть, базовые словари различных людей отличаются друг от друга. Поэтому в особо важных случаях, соотнеся услышанное слово с соответствующим пониманием в собственном базовом словаре и соответствующими образами в собственных представлениях, полезно проверить, это ли имел в виду человек. Соответствует ли сформированное понимание тому смыслу, который вкладывает в слова собеседник.