Что такое рациональное потребление

Рациональное потребление – путь к контролю над собственной жизнью

В современном мире слишком много вещей и продуктов. Всё производится с такой скоростью, что люди просто не успевают потреблять ресурсы. Человек физически не способен использовать так много предметов, как сейчас производится на одну единицу населения.

И поэтому срабатывает психологический фактор. «А вдруг пригодится», — часто слышится от покупателей. Но в реальности вещи, о которых так говорят, редко приносят пользу. Мы стремимся завладеть как можно большим количеством материальных благ, чтобы украсить свою жизнь. Возможно, из списка покупок две-три вещи, и правда, пригодятся, но все остальные, вероятнее всего, отправятся на чердак или в гараж.

И самое главное – при этом мы расходуем свои денежные средства, которые буквально улетают в пустоту при платеже на очередную «интересную штуковину». Кстати, при таком нерациональном подходе человек еще и издевается над своим эмоциональным состоянием, потому что сначала радуется новому приобретению, а через несколько минут уже переживает из-за того, что купил совершенно ненужную вещь.

И в такой ловушке живет большинство людей, вне зависимости от возраста, пола и потребностей.

Как же решить проблему неконтролируемой скупки товаров? Ответом становится рациональное потребление.

При выборе покупки необходимо задумываться о ее практической ценности и о ее реальной важности.

Задавайте себе вопросы:

Покупатель должен уметь прогнозировать то, куда попадет его приобретение: в список необходимых вещей или в лист того, что придется выбросить через месяц. Рациональное потребление также предполагает, что покупатель полностью проинформирован о состоянии, цене и процессе изготовления товара. Ведь иногда мы покупаем что-то, но даже не знаем, из чего оно состоит.

Рациональное потребление пытается донести до обывателей мысль о том, что очень важно понимать, что и у кого вы покупаете. Необходимо не поддаваться на маркетинговые уловки, а самостоятельно объективно оценивать товар.

Рациональное потребление поможет:

Но чтобы перейти на рациональное потребление, недостаточно владеть максимумом информации о товаре. Намного важнее знать все о самом себе. Вы должны четко понимать, в каких товарах вы нуждаетесь и как часто.

Чтобы перейти на осознанное потребление, нужно знать максимум не только о товаре и продавце, но и о самом себе. Вы должны четко понимать, в каких вещах нуждаетесь и как часто. Это поможет вам предотвратить нежелательные покупки и начать пользоваться качественными товарами.

Когда вы начнёте потреблять осознанно, вы сможете управлять своей жизнью так, как вам того хочется. А покупки будут приносить и радость, и пользу.

Источник

Что такое рациональное потребление

Прием обращений граждан

Обращение к руководителю

Инструкции для пользователей

Рациональное потребление — новый тренд в России и мире

Всемирный день прав потребителей проводится ежегодно 15 марта и широко отмечается в Российской Федерации. В 2020 году он проходит под девизом — «Рациональный потребитель».

Девиз дня защиты прав потребителей призывает обратить внимание на проблемы чрезмерного производства и нерационального потребления, что влечет за собой глобальное изменение климата, ухудшение состояния окружающей среды, приводит к утрате уникальных природных объектов.

Рациональное потребление направлено на повышение эффективности использования ресурсов и развитие справедливой торговли при одновременном снижении уровня бедности и предоставлении каждому возможности иметь хорошее качество жизни, доступ к еде, воде, энергии, медицине и многим другим благам.

Рациональные модели производства внедряются в целях:

— эффективного использования природных ресурсов и энергии в процессе производства продовольственных и непродовольственных товаров их переработки или утилизации;

— создания глобальной системы безотходного производства продовольственных, а также непродовольственных товаров длительного пользования с возможностью их последующего ремонта для повторного использования или переработки в качестве сырья.

— создания достойных и безопасных рабочих мест

Внедрение рациональных моделей производства по всему миру в значительной степени позволит уменьшить будущие экономические, экологические и социальные издержки, повысит экономическую конкурентоспособность и сократить уровень нищеты.

Именно выбор потребителей способен повлиять на повсеместное внедрение бережливых подходов к производству товаров и услуг.

Согласно CI, доминирующая экономическая модель современного общества основана на отождествлении социально-экономического развития с непрерывным ростом потребления, а значит, и производства материальных благ. В основном это происходит за счет использования невозобновляемых природных ресурсов. Такая модель уже не только недостаточно способствует прогрессу в решении проблем нищеты, голода, неравенства, плохого здравоохранения и недостатка жилья, но и создает новые общемировые проблемы изменения климата и загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления.

Потребители могут сыграть важную роль в изменении этой модели, если будут избегать чрезмерного потребления и предпочитать продукцию циркулярной экономики, в которой отходы не выбрасываются из системы, а повторно используются и регенерируются.

Предстоящий Всемирный день прав потребителей будет хорошим поводом еще раз обратить внимание производителей и розничных продавцов на то, чтобы сделать товары безопасными, долговечными и ресурсоэффективными.

Подготовлено главным специалистом-экспертом отдела юридического обеспечения Егоровой Ольгой Владимировной конт. тел 8(3463)221453

Источник

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Рациональное потребление

Для рационального потребления искусственных удобрений необходимо знать их состав и сравнивать их цену с ценою навоза, по содержа-чию питательных начал. [4]

Основным требованием рационального потребления топлива и энергии является максимально возможное уменьшение тепловых потерь во всех областях хозяйственной деятельности и, следовательно, теплопотерь зданий. Эта экономия не должна ухудшать ни одно из рассмотренных требований. [6]

Проблема разработки ориентиров рационального потребления в нашей стране в значительной мере решена. У нас разработаны нормы и нормативы рационального потребления, которые с небольшими коррективами могут быть признаны такими ориентирами ( см. разд. [7]

При оценке величины рационального потребления воды в жилищном фонде необходимо установить допустимые значения потерь воды или, что то же самое, регламентировать значения факторов, влияющих на величину потерь воды. [9]

Важнейшей задачей организации рационального потребления энергии на пром. [10]

Важным средством планомерной организации рационального потребления оборотных средств является научно обоснованное установление меры максимального расхода вещественных элементов оборотных фондов на единицу продукции или на единицу полезной производственной работы данного качества. В связи с этим особое значение имеет нормирование производственного расхода сырья, материалов, топлива и электроэнергии. Норма расхода является плановым заданием, определяющим максимальное количество конкретных видов сырья, материалов, топлива и энергетических ресурсов фиксированного качества, которое может быть израсходовано для производства единицы продукции. [11]

Все названные выше нормативные показатели рационального потребления разрабатываются на перспективу и уточняются по мере приближения к ней. Они носят лишь рекомендательный характер, служат ориентиром, в направлении которого целесообразно развивать потребление. Нормативные показатели рационального потребления используются в практике планирования развития производства товаров народного потребления и сферы услуг, а также уровня жизни населения. [12]

В данном случае принцип стабильности рационального потребления ресурсов выполняется при соблюдении безразмерного соотношения. [13]

Так же недопустимо при решении проблемы рационального потребления топлива и энергии принимать во внимание только энергетические аспекты без учета капитальных затрат на строительные конструкции и оборудование здания. [15]

Источник

Осознанное потребление: как новый тренд влияет на маркетинг

Что такое рациональное потребление. Смотреть фото Что такое рациональное потребление. Смотреть картинку Что такое рациональное потребление. Картинка про Что такое рациональное потребление. Фото Что такое рациональное потребление

Что такое рациональное потребление. Смотреть фото Что такое рациональное потребление. Смотреть картинку Что такое рациональное потребление. Картинка про Что такое рациональное потребление. Фото Что такое рациональное потребление

Все больше людей приходит к осознанному потреблению. Покупатели более ответственно подходят к выбору продукции, поддерживают бренды, которые следуют экологическим трендам и отказываются от вредных производственных технологий.

Рассказываем, что такое рациональное потребление и как оно влияет на маркетинг.

Что такое осознанное потребление

Осознанное потребление – разумное использование готовых продуктов, природных ресурсов и ответственный подход к шопингу. Его цель – сократить негативное воздействие на окружающую среду.

Понять, что такое рациональное потребление, можно через правило четырех R: refuse, reduce, reuse, recycle. В переводе оно означает: откажись, снизь потребление, используй повторно, переработай. Это основа грамотной переработки мусора и экологичного потребления всего, что нас окружает: одежды, воды, продуктов питания.

Разумное потребление помогает найти баланс между личным комфортом с одной стороны, и пользой для планеты – с другой. Нам не нужно столько, сколько мы потребляем каждый день, но мало кто об этом задумывается.

Что такое рациональное потребление. Смотреть фото Что такое рациональное потребление. Смотреть картинку Что такое рациональное потребление. Картинка про Что такое рациональное потребление. Фото Что такое рациональное потребление

Как мода вынуждает покупать лишнее

Скидки до 99%, лимитированные коллекции, искусственный ажиотаж – все это заставляет нас покупать больше и чаще. «Распродажа только сегодня», «Успей купить или ничего не останется», «3+1» – уловки, окружающие нас на каждом шагу.

В погоне за прибылью производители каждый месяц выпускают новые коллекции одежды, а маркетологи уверяют, что без них вам не обойтись. Бывает трудно удержаться и не купить десятую футболку или новые джинсы из масс-маркета, которые будут надеты от силы пару раз.

Это и есть fast fashion – «быстрая мода», из-за которой горами скапливаются импульсивные покупки. Тогда и возникает то самое чувство – «полный шкаф вещей, а надеть нечего». Большая часть из них отправляется в мусорное ведро.

Как еда отправляется на помойку

Как расходуются электричество и вода

Только за июнь 2021 года в России потребление электроэнергии составило 78,5 млрд кВт/час – это на 7,7% больше чем за июнь прошлого года. Между тем достаточно выключать свет при выходе из комнаты и бесполезно работающие электроприборы, чтобы этот показатель был втрое ниже.

Для производства электроэнергии используются невозобновляемые ресурсы нашей планеты, такие как уголь, газ и нефть. Их применение увеличивает образование парниковых газов, способствующих глобальному потеплению.

От дефицита чистой воды страдает более 40% человечества. В среднем, один человек расходует около 250 л холодной воды ежедневно, хотя этот показатель можно в разы снизить. Для нас ничего не изменится, если мы будем выключать воду, пока чистим зубы или обрабатываем жирную сковородку моющим средством, зато будущему планеты это даст шанс.

Неправильно настроенная реклама – нецелевое расходование бюджета на маркетинг. Антифрод от Calltouch исключит бесполезные звонки и проанализирует каналы заявок. В результате вы получите только качественные обращения и увеличите конверсию. Контролируйте подрядчиков, источники трафика и избавьтесь от спама с помощью удобного сервиса.

Антифрод

Что такое рациональное потребление. Смотреть фото Что такое рациональное потребление. Смотреть картинку Что такое рациональное потребление. Картинка про Что такое рациональное потребление. Фото Что такое рациональное потребление

Как мы производим мусор, и что с ним происходит дальше

Территория Нидерландов занимает ровно столько площади, сколько и российские свалки, по данным Greenpeace – 4 млн га. Если такие темпы производства мусора сохранятся, то уже к 2024 году в трети регионов страны закончится место на полигонах.

Около 80% отходов – товары, которые были произведены не более полугода назад. Их отправляют на свалки, которые загрязняют поверхностные и грунтовые воды, либо они поступают на мусоросжигательные заводы, где превращаются в дым, опасный для нашего здоровья и природы.

Что такое рациональное потребление. Смотреть фото Что такое рациональное потребление. Смотреть картинку Что такое рациональное потребление. Картинка про Что такое рациональное потребление. Фото Что такое рациональное потребление

Кто такой осознанный покупатель и что у него болит

Осознанные покупатели ищут баланс между тем, что для них комфортно и тем, что полезно для планеты. Одни делают это из-за этических причин, другие – из-за экологических, третьи – из-за сугубо практических, четвертые просто хотят быть в тренде.

Осознанный потребитель покупает ровно столько, сколько ему необходимо, и задумывается о неприятных последствиях массового потребления. Например, в бытовых масштабах им важно сократить использование полиэтиленовых пакетов и пластиковых бутылок. Многие поддержали моду на сумки-авоськи вместо пакетов, тканевые шоперы, одежду из переработанных материалов или из секонд-хенда.

В 2019 году больше половины россиян назвали экологию приоритетным направлением развития страны.

Речевая аналитика Calltouch определяет характеристики и запросы тех, кто звонит в колл-центр, и оптимизирует его работу. Понятные емкие отчеты покажут, какие звонки чаще всего завершаются покупкой.

Предикт

Что такое рациональное потребление. Смотреть фото Что такое рациональное потребление. Смотреть картинку Что такое рациональное потребление. Картинка про Что такое рациональное потребление. Фото Что такое рациональное потребление

Что такое рациональное потребление. Смотреть фото Что такое рациональное потребление. Смотреть картинку Что такое рациональное потребление. Картинка про Что такое рациональное потребление. Фото Что такое рациональное потребление

Что болит у брендов из-за осознанного потребления

Рациональное потребление наиболее распространено среди поколения Z – людей, которые родились после 1997 года. Именно они имеют наиболее высокий покупательский потенциал, поэтому брендам одежды и продуктов питания точно не удастся остаться в стороне от тренда разумного потребления. Компаниям придется меняться вслед за привычками покупателей. Проблема в том, что многие не понимают, как перестроить производство и маркетинг под новые потребности.

Новое понимание статусного потребления

Экологичность сейчас в моде. Она вытесняет расточительные траты на товары или услуги. Новым выражением статуса становятся аутентичность и осознанное потребление. Экомешки, натуральная косметика, крафтовые напитки, бумажные трубочки и стаканы, либо полный отказ от одноразовой посуды – малая часть большого экологичного пути.

Столичные рестораны, например, KM20, предлагают скидку посетителям, которые пришли за горячим напитком со своим стаканом. Также многие заведения всерьез занялись сортировкой и переработкой отходов. Петербургский ресторан Charlie продает отработанный жир в Европу – там из него изготавливают тракторное топливо.

Дорого ли обходится рациональное потребление

Разумное потребление доступно каждому. Автор книги «Дом без отходов» Беа Джонсон уверена, что осознанное потребление экономит до 40% семейного бюджета. Снижаются затраты на оплату коммунальных услуг и покупку товаров первой необходимости.

Осознанные покупки и маркетинг

Сохранение природных ресурсов, простые и функциональные товары, бережное отношение к окружающей среде – так сегодня выглядят актуальные ожидания от бизнеса.

Чтобы в глазах потребителей выглядеть экологически ответственными, бренды меняют привычные инструменты маркетинга и повышают лояльность клиентов. Для этого они внедряют безотходные или просто более безопасные технологии производства, создают экологически чистые товары, участвуют в экопроектах и поддерживают «зеленые» инициативы по всему миру.

Инфлюенс-маркетинг

Один из способов сообщить целевой аудитории о том, что ваш бизнес соответствует экологическим трендам – продвигать товары и услуги через инфлюенсеров. Речь идет о пользователях в социальных сетях, которые имеют большую и лояльную аудиторию. Им доверяют и к их мнению прислушиваются.

Точное попадание в целевую аудиторию и нативность рекламы – главные плюсы инфлюенс-маркетинга. Он делает бренд более узнаваемым, но учтите, что авторитетные инфлюенсеры дорожат доверием аудитории, поэтому рекламируют только на 100% качественные, а в данном случае – экологичные товары.

Бренд как пример осознанного потребления

В том, что касается осознанного потребления, важен личный пример. Мировые бренды один за другим показывают покупателям, насколько важно заботиться об экологии и ресурсах нашей планеты. Например, бренд Zara до 2025 года планирует полностью перейти на использование экологичных тканей, российская торговая сеть «Золотое яблоко» давно использует только бумажные пакеты при выдаче покупок, а дизайнер Габриэла Хёрст поменяла пластиковую упаковку на продукты Tipa, которые разлагаются всего за 24 недели.

Что такое рациональное потребление. Смотреть фото Что такое рациональное потребление. Смотреть картинку Что такое рациональное потребление. Картинка про Что такое рациональное потребление. Фото Что такое рациональное потребление

Коротко о главном

Потребительский тренд на осознанность набирает обороты, поэтому бренды выстраивают маркетинг вокруг разумного потребления. Важно показать и доказать потребителю, что это недорого и доступно каждому. Сделать это можно через инфлюенсеров, блогеров и личный пример. Сотрудничайте с другими экопроектами и привлекайте их аудиторию. В России, например, это сервис «Свалка», бренд Polyarus, проект «Авоська дарит надежду».

Источник

Образовательный блог по Экономике преподаватель Елена Шукуровна

Страницы

понедельник, 9 ноября 2020 г.

Тема 2.11 Рациональный потребитель

Наши дома всё больше, а семьи всё меньше.
У нас больше удобств, но меньше времени.
Больше ученых степеней, но меньше здравого смысла.
Больше знаний, но меньше способности к трезвому суждению.
Больше специалистов, но еще больше проблем.
Больше лекарств, но меньше здоровья.
Мы проделали долгий путь до луны и обратно, но нам сложно перейти улицу, чтоб встретиться с новым соседом.
Мы создали множество компьютеров для хранения и копирования огромных объёмов информации, но стали меньше общаться друг с другом.
Мы выиграли в количестве, но проиграли в качестве.
Это время быстрого питания, но медленного усвоения.
Людей высокого роста, но низкой нравственности.
Высоких доходов, но мелочных отношений.
Это время, когда так много за окном, но ничего в комнате!

1. Цели, виды потребителя, этапы рационального поведения, суверенитет потребителя

2. Общая, предельная полезность, «эффект дохода» и «эффект замещения»

Потребитель – это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Потребителем выступает каждый из нас, фирма, организация и государство в целом.

Цель потребителя – извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг. Потребитель ограничен семейным бюджетом, ценами, ассортиментом предлагаемых товаров и услуг. П отребитель, как и производитель, испытывает на себе влияние ограниченных возможностей. Перед ним тоже стоит проблема рационального выбора.

1. Производственное (расходование, использование ресурсов в процессе производства)

2. Непроизводственное (конечное потребление благ людьми, населением для удовлетворения потребностей)

Рациональное поведение потребителя – это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действия с затратами.

Что такое рациональное потребление. Смотреть фото Что такое рациональное потребление. Смотреть картинку Что такое рациональное потребление. Картинка про Что такое рациональное потребление. Фото Что такое рациональное потребление

Этапы рационального поведения потребителя:

1) осознание необходимости покупки;

2) поиск информации о товаре или услуге;

3) оценка возможных вариантов покупки;

4) принятие решения.

Различают два типа рационального потребителя. Если первый «теоретический» покупатель не поддается на агита­цию рекламы, то второй мгновенно на нее реагирует при условии, что она его информирует и приводит «объектив­ные» аргументы в пользу того или иного товара, что она обращается к его разуму, а не к его эмоциям, что она его убеждает, побеждая силой «объективных» доводов. В реальной жизни мы имеем дело с потребителем, который в своем поведении руководствуется как рациональными, так и иррациональными мотивами, в то же время стараясь найти рациональные оп­равдания своего покупательского поведения.

Считается, что рациональный потребитель стремится максимизировать общую полезность потребляемых им благ.

На первый взгляд, поведение потребителя не может иметь серьезного значения для экономики, где действуют громадные предприятия, транснациональные компании, грандиозные энергетические системы и т. п. Однако силу потребителя и его влияние на производителей не следует недооценивать: во-первых, общество состоит из потребителей, а во-вторых, каждый из них принимает абсолютно самостоятельное решение относительно объема и направления предстоящих покупок. Эти обстоятельства заставляют учитывать коллективное мнение потребителей, когда фирмы в свою очередь решают три главных для себя вопроса: что производить, как производить и для кого производить. Если большое число потребителей согласно отдать за данный товар свои деньги, причем столько, что с лихвой покрывает издержки производителя, то производитель получает желанную прибыль. Если нет, фирма может и разориться или, по меньшей мере, потерять часть потенциальной прибыли. Этот простой и понятный механизм взаимоотношений между производителем и потребителем действует в рыночной экономике по принципу обратной связи, “автоматически” согласовывая объем и структуру производства с объемом и структурой потребления.

Таким образом, без всякого преувеличения можно сказать, что потребитель и наделен правом решать судьбу фирм-производителей, “голосуя” своим долларом (рублем) “за” или “против” произведенных ими товаров. Именно в этом смысле экономисты говорят о суверенитете потребителя.

С у в е р е нит е т пот р е б и т е ля – право делать свободный осознанный выбор, независимость потребителя от производителя, понимаемая как невозможность навязать потребителю диктат производителя.

2. Очевидно, что главным ограничением для любого потребителя является размер его дохода. Поскольку потребности многообразны и безграничны, а доход (т. е. располагаемая потребителем сумма денег) ограничен, покупатель вынужден постоянно совершать выбор из огромного количества товаров, предлагаемых ему на рынке. Естественно предположить, что, совершая этот выбор, потребитель стремится приобрести наилучший набор товаров из тех, которые доступны при данном ограниченном доходе.

Рациональный потребитель (покупатель) поступает так, чтобы при минимальных расходах приобрести максимальное удовлетворение его потребности, товары и услуги. Именно на такого покупателя и ориентирована рыночная экономика. Но она также ориентирована и на производителя, стремящегося увеличить свою прибыль, для чего ему необходимо произвести такой товар, который будет востребован потребителем. Каждый раз, когда происходит купля-продажа товара, это означает, что осуществились цели основных участников рынка. Покупатель приобрел необходимый товар, а продавец возместил свои затраты и получил прибыль.

Изучая поведение массового покупателя, экономисты исходят из предположения, что потребители ведут себя на рынке рационально.

Рациональным считают такое поведение покупателя, когда структура и очередность его покупок отражают степень важности его личных потребностей, а выбранный им набор товаров способен обеспечить максимальное удовлетворение потребностей при данном размере денежного дохода.

Предлагаемые на рынке товары и услуги обладают очень важным для потребителя свойством – способностью удовлетворить его потребности. Это свойство обозначается термином – “полезность”.

Если заменить слово «удовлетворение» более подходящим для данной ситуации термином «полезность», то рациональное поведение потребителя состоит в том, чтобы максимизировать полезность при ограниченном доходе.

Для каждого потребителя степень полезности различных товаров не одинакова и определяется его субъективными предпочтениями. Одни и те же товары приносят разную степень удовлетворения потребностей.

Поведение потребителя на рынках объясняется с помощью понятий “ эффект дохода” и “эффект замещения”.

В экономике для анализа поведения потребителя используют 2 категории:

Зачем нужна теория предельной полезности?

Теория предельной полезности возникла в XIX веке как альтернатива трудовой теории стоимости. Трудовая теория объясняет ценность товара вложенным в его создание трудом. Теория предельной полезности предлагает иной взгляд: покупателю не важно, сколько сил в него вложено. Покупателю важно, какую пользу получит от товара он сам. Это субъективная оценка, но именно на ее основе принимается решение о покупке.

Современные экономисты используют теорию предельной полезности, акцентируя внимание на изучении закономерностей потребительского спроса на уровне микроэкономики.

Поведение потребителя на рынках объясняется с помощью понятий «эффект дохода» и «эффект замещения»

Пример, доход потребителя – 200 рублей. Он может купить 20 кг картофеля по 10 рублей за кг. Если цена картофеля снизится до 5 рублей, тогда он сможет купить 40 кг картофеля. Если же потребление картофеля оставить на прежнем уровне, тогда на высвобожденные деньги он может приобрести другие товары. Т.о., снижение цены делает потребителя реально богаче, позволяя ему расширить объем покупок при той же величине дохода.

Пример, снизившаяся цена картофеля при неизменной цене на другие товары будет более привлекательна для покупателей и они увеличат потребление картофеля, заменяя им другие продукты (крупы или макароны), добиваясь тем самым экономической выгоды от активной реализации «эффекта замещения».

«Эффект дохода» и «эффект замещения» вызывают расширение объемов куплей и потребления продаваемых товаров и услуг при снижении цен. Это позволяет стимулировать рыночное поведение потребителей как покупателей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *