Что такое равенство история

РАВЕНСТВО СОЦИАЛЬНОЕ

РАВЕНСТВО СОЦИАЛЬНОЕ – одно из центральных понятий политической теории, означающее одинаковый доступ людей к социальным свободам, правам и благам.

Классический либерализм [ЛИБЕРАЛИЗМ]не отделял проблем свободы [СВОБОДА]от моральных вопросов и требований равенства. Люди представлялись здесь равными в моральном отношении, имеющими равные свободы и права. Позднее соотношение свободы и равенства в теориях либерализма трактовалось гораздо сложнее. В некоторых из них вновь утверждалась совместимость свободы и равенства, но выдвигалась идея справедливости [СПРАВЕДЛИВОСТЬ]при решении вопроса об их соотношении. Так, согласно Дж.Роулзу, справедливость является не дистрибутивной нормой, а честностью, ведущей к максимизации минимума. Поэтому люди не могут достичь фактического равенства, это для них непродуктивно, но осуществляя совместные политические действия, они вынуждены морально разделять судьбу друг друга. В концепциях неолиберализма (Ф.Хайек, М.Фридман и др.) утверждался приоритет свободы над равенством. В марксистской концепции – приоритет равенства над свободой, причем не только формального правового равенства, но и фактического равенства. В концепциях социал-демократии велся поиск баланса между свободой и равенством.

Ценность свободы и равенства настолько высока, что еще ни один диктатор не заявлял о том, что он против свободы или против равенства. Диктатуру [ДИКТАТУРА]почти всякий диктатор объясняет незрелостью условий для свободы, внешними и внутренними обстоятельствами, а свою миссию – как подготовку предпосылок для будущей свободы.

Для реализации свобод и равенства необходимы объективные исторические условия, которые К.Маркс [МАРКС] описал как появление экономического обмена и его носителей – товаропроизводителей, выносящих свои товары на рынок. По своей экономической форме обмен устанавливает равенство субъектов, по своему же содержанию он полагает свободу. Установление равенства перед законом ликвидирует сословные перегородки, открывает возможность изменений в социальной структуре, дает шансы для продвижения новым социальным слоям и вместе с тем вызывает новое неравенство. Свобода и равенство находятся в отношениях противоречия и даже конфликта: равенство предполагает определенные границы для свободы, свобода же, в свою очередь, разрушает равенство.

Современная социал-демократия не отрицает большую эффективность рыночной экономики, но подчеркивает, что свободный рынок эффективен только в промышленно развитых капиталистических странах. В других странах формирование рынка не привело к росту производства. После распада коммунистической системы и противостояния «коммунистический Восток – капиталистический Запад» проблемы экономического и социального неравенства, усиливаемые огромным приростом населения развивающихся стран, становятся все более острыми и поражают уже и развитые страны. Поэтому социал-демократы проявляют большой интерес к возможностям достижения равного старта. Неравенство исходных условий, объективных возможностей, рассматривается сегодня как проявление несправедливости. Но еще Дж.С.Милльпоказал, что подобная дистрибутивная трактовка справедливости весьма спорна и проблематична.

В истолковании равенства сложились следующие концепции:

1) формального равенства (равенства перед законом, равенства в свободе), полагающая отказ от идеи равенства возможностей и принятие идеи справедливости как минимума социальных или природных благ. Первичные социальные блага понимаются как страхование естественного неравенства (в концепции Дж.Роулза как компенсации за социальное неравенство, а природные блага в концепции Р.Дворкина);

2) формального равенства, корректирующая исходное фактическое неравенство до равенства возможностей (часть либералов, социал-демократы);

3) дистрибутивного равенства, т.е. равенства в распределении благ (марксизм).

В истории России равенство обрело не юридический, а экономический и моральный смысл. Общинный идеал имущественного равенства, экономическая нужда формировали представления о социальном равенстве как равенстве в бедности, как одинаковом невладении имуществом. Идеал социального равенства превращался в проповедь уравнительности [УРАВНИТЕЛЬНОСТЬ], предполагая усреднение активности личности, ее нивелировку и растворение личности в коллективе. Еще в 1917 П.А.Сорокин [СОРОКИН]сочувственно воспринимал идеалы социального равенства. Критикуя Ф.Энгельса [ЭНГЕЛЬС]за ограничение понятия «равенство» социальным равенством, он полагал, что идея равенства должна быть доведена до фактического равенства. По его словам, в обществе будущего полнота прав и социальных благ будет принадлежать всем в виде полной доли экономических, духовных и пр. благ. «Социализм, основным элементом которого является принцип равенства, не должен и не может ограничиваться требованием одного экономического равенства (равное распределение экономических, имущественных благ) потому, что тогда он означал бы учение половинчатое, не требующее равного распределения самых ценных видов социального блага. Разве благо знания или благо добра стоит меньше, чем экономическое благо и имущественная обеспеченность?» (Сорокин П. Проблема социального равенства. Пг., 1917, с. 41–42). Свобода в социальном равенстве была грезой многих.

Литература:

1. Сорокин П. Проблема социального равенства. Пг., 1917;

2. Современный либерализм, пер. Л.Макеевой. М., 1998;

3. Козловский В.В., Уткин А.П., Федотова В.Г. Модернизация: от равенства к свободе. СПб., 1995;

4. Dixon К. Freedom and Equalities. The Moral Basis of Democratic Socialism. L.–Boston, 1986;

5. Rawls J. A Theory of Justice. Cambr., 1971.

Источник

Значение слова «равенство»

Что такое равенство история. Смотреть фото Что такое равенство история. Смотреть картинку Что такое равенство история. Картинка про Что такое равенство история. Фото Что такое равенство история

2. Равное положение людей в обществе, выражающееся в одинаковом отношении к средствам производства и в пользовании одинаковыми политическими и гражданскими правами. — когда социалисты говорят о равенстве, они понимают под ним всегда общественное равенство, равенство общественного положения, а никоим образом не равенство физических и душевных способностей отдельных личностей. Ленин, Либеральный профессор о равенстве.

3. Мат. Соотношение между величинами, показывающее, что одна величина равна другой.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Равноправие (равенство перед законом)

Уравниловка (принудительное равенство)

Эгалитаризм (фр. égalitarisme, от égalité — равенство) — социальная концепция

Конгруэнтность (геометрия) (равенство фигур)

РА’ВЕНСТВО (раве́нство устар.), а, ср. (книжн.). 1. только ед. Отвлеч. сущ. к равный, одинаковость, полное сходство (по величине, качеству, достоинству и т. п.). Без колхозов — неравенство, в колхозах — равенство прав. Сталин. Р. сил. Р. отношений. Р. образования. Р. треугольников. Р. голосов. Р. расстояния. Могу раве́нство меж вами я восстановить. Пушкин. 2. только ед. Такое положение людей в обществе, при к-ром они находятся в одинаковом отношении к средствам производства всего общества. . Не может быть действительного равенства между хозяином и рабочим, между помещиком и крестьянином, если у первых имеется богатство и политический вес в обществе, а вторые лишены и того и другого, если первые являются эксплоататорами, а вторые эксплоатируемыми. Сталин. Под равенством марксизм понимает не уравниловку в области личных потребностей и быта, а уничтожение классов. Сталин. Сталинская конституция устанавливает р. граждан, обеспечивая его законодательным закреплением факта уничтожения капитализма в СССР и освобождения граждан СССР от всякой эксплоатации. Политическое р. Социальное р. Эксплоататорский строй капитализма фактически устраняет

р. «Свобода, равенство и братство»

(лозунг французской буржуазной революции 1789 г. — лозунг формальной буржуазной демократии). 3. Алгебраическое выражение из двух частей, равных между собой (мат.). Знак равенства (=). Р., справедливое при всех значениях входящих в него букв, называется тождеством, справедливое же только при нек-рых значениях называется уравнением.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ра́венство

1. одинаковость, полное сходство по каким-то признакам

2. равное положение людей в обществе, выражающееся в одинаковом отношении к средствам производства и в пользовании одинаковыми правами

3. матем. соотношение между величинами, показывающее, что одна величина равна другой, а также формализованная запись такого соотношения ◆ Равенства, в которые входит неизвестное число, носят особое название. А. Н. Барсуков, «Алгебра, учебник для 6-8 классов», 1970 г.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

раве́нство

1. устар. то же, что уравновешенность о характере, поведении или самом человеке ◆ Изо всех новых лиц, с которыми тут свела меня судьба, он более всех полюбился мне своею приветливостью, раве́нством своего характера. Вигель, «Записки, II, 5»

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое равенство история. Смотреть фото Что такое равенство история. Смотреть картинку Что такое равенство история. Картинка про Что такое равенство история. Фото Что такое равенство историяПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: бутылочный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Историческое формирование принципа равенства

Принцип равенства людей, как и свобода, воспринимается в качестве необходимого атрибута современного общества и государства. Однако на протяжении многих веков общественная жизнь строилась на противоположных началах. Неравенство представлялось естественным и благотворным. Его воплощение – сословно-кастовый строй или деление людей по имущественному признаку.

Древние и средневековые государства и философы (яркий пример – Платон) подменили естественное неравенство физических, умственных и духовных способностей людей неравенством статуса, определяемым происхождением или фиксированной принадлежностью к определенной группе. Государство стояло на страже общественного неравенства. В то же время оно стремилось и к определенному уравниванию всех подданных в плане признания верховной власти и исполнения налагаемых ею обязанностей. Эти свойства государства проявлялись особенно ярко в его деспотических формах, а также в ходе борьбы за централизацию. Шан Ян (IV в. до н.э.), основатель китайской школы легизма, представляющей собой идейное обоснование восточной (да и всякой иной) деспотии, полагал, что ради укрепления власти нужно лишить аристократию привилегий. Его последователи настаивали на разрушении общинных и семейных традиций, чтобы надежнее привязать всех людей к государству, противопоставить общественным связям и традициям всемогущее государство, признающее только деление на правителей и подданных.

Г.Д. Гурвич полагал, что идея равенства нашла «впервые свое выражение в политике уравнения в правах проводимой абсолютной монархией в борьбе против феодальных устоев»346. Это справедливо лишь применительно к некоторым аспектам равенства. Но столь узкое понимание этого принципа сохранилось до XVIII в. Кант говорил о «равенстве каждого члена общества с каждым другим как подданного». «Всякий, кто находится под законом, – поясняет он, – есть в государстве подданный, стало быть, подчинен принудительному праву наравне со всеми остальными членами общности, за исключением только одного (физического или морального лица) – главы государства, который один только и может осуществлять всякое правовое принуждение»347. Равенство в подчинении закону не означает равной правоспособности. Оно «хорошо уживается с величайшим неравенством… физическим или духовным превосходством и правами вообще (а их может быть много) по отношения к другим»348.

Современное понимание равенства имеет иное происхождение. Оно возникло не из обязанностей по отношению к государству, а из прав человека и предполагает равенство между людьми. Оно вытекает из признания единой, общей для всех природы человека.

У Аристотеля идея справедливости связывается с равенством, хотя и не всегда в абсолютном значении этого слова. Наряду с равенством полным, буквальным, он говорил и о равенстве по достоинству. Стоики пошли дальше. Они не признавали противопоставления греков и варваров, утверждали, что все люди равны, отрицали рабство. Эстафету приняло христианство. «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3, 28). И здесь, как в буддизме, равенство ограничивается духовной сферой. Перед Богом все равны, но это не значит, что в мирской жизни не следует признавать различий между рабом и свободным.

В эпоху буржуазных революций, требование равенства было распространено на общественные отношения и вызвало широкий резонанс. В Англии XVII в. левое направление называли «левеллерами», т.е. уравнителями. Один из идеологов левеллеров, Р. Овертон в памфлете «Стрела против всех тиранов» (1646) писал, что все люди созданы Богом при посредстве природы свободными и равными349. Не следует понимать эти слова в абсолютном или современном смысле. Историческая ситуация придавала им, как и многим другим лозунгам, ограниченное содержание.

Поскольку для феодального общества были характерны сословные привилегии, идея равенства, служившая программой и знаменем революций, означала, прежде всего юридическое равенство. «Декларация независимости США» не уточняет этого положения, хотя и исходит из него. Она ограничивается признанием в качестве одной из «очевидных истин» того, что «все люди сотворены равными и все они одарены своим создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью». Французская Декларация прав человека и гражданина точнее: «Люди рождаютсяиостаются свободнымииравнымивправах (подчеркнуто мною – О.М.). Общественные отличия могут основываться лишь на соображениях общей пользы». Конституция 1791 г. развивает эту мысль, устанавливая, что «нет более ни дворянства, ни пэрства, ни наследственных, ни сословных отличий, ни феодального порядка, ни вотчинной юстиции…».

Л. Дюги, анализируя в «Конституционном праве» смысл принципа равенства в законодательных актах французской революции, приходит к выводу, что первоначально равенство в правах не предполагало даже полного юридического равноправия в политической сфере. «Прежде всего, объявляя, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах, никогда в 1789 г. не думали утверждать принцип политического равенства, т.е. равного участия всех в публичной власти, – писал он, – хотели особенно подтвердить лишь то, что личность и собственность всех граждан должны быть охраняемы законом одинаковым образом и с одинаковой силой, а не то, будто все граждане имеют одинаковые социальные прерогативы…»350. В качестве аргумента Л. Дюги приводит различие между активными и пассивными гражданами, зафиксированное в Конституции 1791 г. Провозгласив всех французов гражданами, этот документ делит их на активных и пассивных и определяет условия, необходимые для признания активным гражданином351. Эти условия включают не только возраст и место жительства в течение установленного законом времени, но и некоторые ограничения социально-экономического порядка. Активный гражданин должен уплачивать прямой налог в размере не менее стоимости трех рабочих дней и не должен находиться в услужении. Первичные собрания граждан избирали выборщиков, к которым предъявлялись более высокие имущественные требования.

Лишь якобинская Конституция 1793 г., которая фактически не применялась, предоставила каждому гражданину право избирать и участвовать в законодательном референдуме. «В Конституции IIIгода, – пишет Дюги, – Конвент возвращается к системе 1791 г.»352. Спустя почти полвека прямое, всеобщее и равное избирательное право было введено во Франции Декретом Временного правительства от 5 мая 1848 г. и подтверждено Конституцией того же года.

Однако даже якобинская конституция не была полностью последовательна в утверждении равенства всех перед законом. Она, как и все последующие законодательные акты, и не только во Франции, но и в других странах вплоть до XX в., не предоставляла избирательного права женщинам. Эту дискриминацию не нужно было фиксировать в текстах законов, она вытекала из традиции и считалась нормальной. Х. Перельман, известный бельгийский теоретик права, исследовавший проблему равенства и справедливости, приводит характерное решение Кассационного Суда Бельгии от 1889 г., отказавшего гражданке Бельгии, доктору права, соответствовавшей всем требованиям, предъявлявшимся к лицам, занимающимся юридической профессией, во вступлении в адвокатскую корпорацию. Истица мотивировала свои притязания тем, что закон не запрещает женщинам заниматься адвокатской практикой, Суд обосновал решение следующим образом: «Если законодатель не исключил женщин из адвокатуры, то это только потому, что он рассматривал как аксиому, слишком очевидную, чтобы ее нужно было провозглашать, что юридическая служба резервирована за мужчинами»353.

Не нужно доказывать, что равенство людей, провозглашенное Декларацией независимости США, имело столь же ограниченный, даже в формально-юридическом смысле, характер. Длительное время этот лозунг уживался с рабством, неравноправием женщин, цензовым избирательным правом.

Последовала целая эпоха расширения сферы равенства и придания ему реального содержания. Она вписывается в контекст борьбы за утверждение демократии и прав человека. От революционных требований XVII–XVIII вв. до Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Международных пактов о правах 1966 г. пройден огромный путь. Под знаменем равенства вводилась всеобщее избирательное право, признавалась и расширялась политическая и социальная активность женщин, защищались законные интересы этнических, религиозных и других меньшинств.

В большинстве современных государств сохраняется немало проявлений неравенства и привилегий. Но сдвиги, происходившие в общественном сознании в последние два века, постепенно приводят к тому, что, по удачному выражению Х. Перельмана, «равенство не нуждается в оправдании, потому что оно считается справедливым, а неравенство, наоборот, если оно не обосновано, представляется произвольным и, следовательно, несправедливым»354.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 2066 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Равенство людей: почему это утопия и зло?

В современном сообществе принято считать, что равенство и равноправие всех со всеми, обязательное стремление к ним — высшее из достижений современной цивилизации. На «просвещенном» Западе, например, все зашло настолько далеко, что больные уравниваются со здоровыми, извращенцы и девианты — с людьми нормальной ориентации и наклонностей, глупцы — с людьми одаренными.

Что такое равенство история. Смотреть фото Что такое равенство история. Смотреть картинку Что такое равенство история. Картинка про Что такое равенство история. Фото Что такое равенство история

Сегодня говорят: «Каждый имеет право на мнение». Даже если он имбицил, право это у него все же есть.

А между тем, во-первых, равенство людей — это очередная утопия, во-вторых — несправедливость и зло, в-третьих — против природы вещей. А что противоестественно — значит, против природы. А тот, кто идет против своей природы, обязательно будет несчастен и в конце погибнет.

Почему равенство — «несправедливо»?

Природа — это разнообразие неравных форм.

В природе всегда кто-то быстрее бегает, выше летает, дальше прыгает. Кто-то больше размером, кто-то ядовитее, а кто-то маленький, но хитрый. В природе нет никакого равенства — это понятие из социологии, придуманное человеком. Большой пожирает маленького, быстрый догоняет медленного, хитрый обманывает большого и быстрого. Больное и старое уступает место здоровому и новому.

И в природе все справедливо, хотя и такого понятия, как «справедливость», в ней тоже нет. А человек — часть природы.

Все люди от природы тоже разные. Кто-то больше, кто-то быстрее, кто-то хитрее. Кто-то учился полжизни, а кто-то силой взял власть. И каждый задействует свой природный талант для выживания.

Люди никогда не рождаются в равных условиях, и это нормально — то есть естественно. Разного пола, имеют разный интеллектуальный потенциал и развитие, разные навыки и умения. Проживают в разных странах, имеют разные стартовые возможности, разные результаты и достижения. И разве было бы разумно и справедливо уравнять всех со всеми, невзирая на их возможности, умения и развитие? Молодого со старым, умного с не очень, слабого с сильным.

Уравнивание всегда выгодно слабым, но не выгодно сильным.

Уравнивание всегда происходит за счет того, кто сильнее, в пользу слабого. И иногда «на полпути»: слабый за счет сильного поднимается вверх, а сильный опускается вниз. Иными словами, сильный, умный, богатый должен поделиться со слабым, глупым и бедным. Отдать часть своего — будь то опыт, деньги или иные достижения — тому, кто их не заработал.

Все это мы, в отличие от того же Запада, увлеченного идеей равенства во всем, проходили после 1917 года. Когда, говоря простым языком, богатые должны были поделиться с бедными. Ведь коммунистическое общество с его целями и идеалами — это, прежде всего, было общество равных. Где на опыте равенство превратилось в «уравниловку», а инициатива, ум и совесть стали наказуемыми, потому как «выбивались» из равной картины.

Например, когда в пост-революционной России к зажиточному крестьянину, нажившему три коровы и стадо свиней, приходили бедняки и предлагали безальтернативно поделиться. Делиться «кулаку» было невыгодно, т.к. он наживал свое имущество своим трудом и умением, но всегда было выгодно бедняку, получавшему коров и свиней «на халяву».

Или взять равенство таких разных мужчины и женщины. Разные от рождения и в течение своей жизни — по физиологии, психологии, социальным ролям, обязанностям и ожиданиям социума, несмотря на все последние «уравнивания», разве может женщина стать мужчиной, а мужчина — женщиной? Разве могут они быть равными при всей разности своей природы и ролей, которые играют? Или кто-то действительно считает, что мужчина может стать полноценной матерью, а женщина так же хорошо валить деревья или воевать на фронте?

Равенство — вредно и есть противоестественная искусственная иллюзия.

То, что человечество любит жить иллюзиями — исторический факт. Но теории и иллюзии далеки от грубой реальности.

Кто может искренне сказать, что совсем не против того, чтобы его здоровый ребенок учился в одном классе с детьми с синдромом Дауна, как это практикуют во многих западных странах? Понимаете ли вы, что в таком случае ваше подающее в чем-то надежды и, конечно же, в чем-то одаренное дитя разовьет в себе сопереживание, научится взаимодействовать с больными детьми, но вынуждено будет все время сдерживать свой потенциал и в чем-то отставать от нормального развития, находясь в среде детей больных. И вполне возможно, само «свихнется».

Или представьте себе вполне банальную ситуацию, когда на работе вы обладаете лучшими навыками, более глубоким опытом и выдаете «на гора» больший результат, чем ваши менее опытные и трудолюбивые коллеги, но компенсация у вас всех одинаковая. Называетесь вы все одинаково, условия равные, вы — все равны.
Что такое равенство история. Смотреть фото Что такое равенство история. Смотреть картинку Что такое равенство история. Картинка про Что такое равенство история. Фото Что такое равенство история Скульптурная группа «Один с сошкой, семеро с ложкой». Начало XX века. Кость мамонта. 28,4×8,0×6,3 см, толщина подставки 1,2 см
Фото: Источник

Равенство среди неравных (а все люди изначально неравны по своим возможностям, умениям ) — это благо для слабых и несчастных, но несправедливость по отношению к достойным, умным, опытным, состоявшимся.

Какой прок относиться ко всем равно, если люди рассуждают, разумеют и делают все по-разному? И будет ли справедливостью воздавать в равной мере тем, кто этого откровенно недостоин — лентяям, пьяницам, лжецам, которые будут только рады взять у вас то, что они не заслужили, и сравняться с вами?

Не равенство должно быть, а предметное, избирательное и индивидуальное суждение и отношение относительно таких разных, с разными возможностями и способностями людей. Иначе мы получим видимость равенства при всей сокрытой социальной несправедливости.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *