Что такое разбить по составу глагол

Что такое разбить по составу глагол

Письмо с инструкцией по восстановлению пароля
будет отправлено на вашу почту

На уроке мы познакомимся с порядком выполнения разбора глагола по составу.

Что значит «разобрать глагол по составу»?

Для этого необходимо обозначить в глаголе части слова (корень, суффикс, приставку, окончание, основу), т.е. выделить морфемы.

Что такое разбить по составу глагол. Смотреть фото Что такое разбить по составу глагол. Смотреть картинку Что такое разбить по составу глагол. Картинка про Что такое разбить по составу глагол. Фото Что такое разбить по составу глагол

Разбор слова по составу называют ещё морфемным разбором и обозначают цифрой 2.

Морфемный разбор выполняется в определенном порядке. Давайте познакомимся с алгоритмом разбора глагола по составу.

1.Во-первых, необходимо определить форму глагола.

Например: (что делать?) беречь, стеречь, везти; (что сделать?) подарить.

Глаголы в личной форме согласуются с личными местоимениями и указывают на тот объект, который совершает действия.

2.Затем необходимо выделить части слова, которые не входят в основу.

У глаголов такими морфемами являются:

Что такое разбить по составу глагол. Смотреть фото Что такое разбить по составу глагол. Смотреть картинку Что такое разбить по составу глагол. Картинка про Что такое разбить по составу глагол. Фото Что такое разбить по составу глагол

§Суффикс глаголов прошедшего времени –л, так как он не образует нового слова, а образует форму глагола прошедшего времени.

Что такое разбить по составу глагол. Смотреть фото Что такое разбить по составу глагол. Смотреть картинку Что такое разбить по составу глагол. Картинка про Что такое разбить по составу глагол. Фото Что такое разбить по составу глагол

§Личные окончания глаголов. Для того чтобы найти и выделить личное окончание глагола, необходимо проспрягать глагол, то есть изменить его по лицам и числам. Изменяемая часть слова и будет являться окончанием.

Например, найдем окончание у глагола работает.

Проспрягаем данный глагол:

Что такое разбить по составу глагол. Смотреть фото Что такое разбить по составу глагол. Смотреть картинку Что такое разбить по составу глагол. Картинка про Что такое разбить по составу глагол. Фото Что такое разбить по составу глагол

Следовательно, –ет будет являться личным окончанием глагола. Личное окончание глагола заключается в прямоугольник.

Эти морфемы не входят в основу у глаголов, поскольку не участвуют в образовании новых слов.

3.Далее выделяем основу слова.

Основа слова – это часть слова без окончания. Именно в основе заключается лексическое значение слова.

Что такое разбить по составу глагол. Смотреть фото Что такое разбить по составу глагол. Смотреть картинку Что такое разбить по составу глагол. Картинка про Что такое разбить по составу глагол. Фото Что такое разбить по составу глагол

Суффикс глаголов –ся (-сь) входит в основу слова. При разборе основа выделяется квадратной скобкой под словом, она может быть прерывистой.

Любое слово имеет корень, без этой морфемы не существует ни одного слова, именно в корне заключен общий смысл всех однокоренных слов. Для того чтобы определить корень, необходимо подобрать несколько родственных слов.

Общая часть этих слов, в которой заключено основное лексическое значение, и будет являться корнем.

Например, найдем корень у глагола проверить. Родственными словами к этому глаголу будут: проверка, заверить, поверить, доверять, вера, поверенный. Одинаковая часть этих слов, в которой заключено их основное лексическое значение

Что такое разбить по составу глагол. Смотреть фото Что такое разбить по составу глагол. Смотреть картинку Что такое разбить по составу глагол. Картинка про Что такое разбить по составу глагол. Фото Что такое разбить по составу глагол

– вер. Это и будет корень слова проверить.

При определении корня не следует подбирать разные формы одного слова. Например, для того, чтобы определить корень слова проверить, не следует подбирать слова: проверил, проверила, проверять.

На письме корень слова выделяется дугой (над словом).

5.Вслед за корнем выделяют приставку (если она есть в слове) – морфему, которая участвует в словообразовании однокоренных слов и стоит перед корнем.

Что такое разбить по составу глагол. Смотреть фото Что такое разбить по составу глагол. Смотреть картинку Что такое разбить по составу глагол. Картинка про Что такое разбить по составу глагол. Фото Что такое разбить по составу глагол

Наиболее употребляемые приставки:

На письме приставка выделяется перевёрнутой буквой г (над словом).

6.Вслед за приставкой необходимо выделить суффикс.

Обычно он стоит после корня и служит для образования новых слов. На письме его обозначают специальным значком в виде угла с направленной вверх вершиной (над словом).

Что такое разбить по составу глагол. Смотреть фото Что такое разбить по составу глагол. Смотреть картинку Что такое разбить по составу глагол. Картинка про Что такое разбить по составу глагол. Фото Что такое разбить по составу глагол

У глаголов также могут быть суффиксы:

Что такое разбить по составу глагол. Смотреть фото Что такое разбить по составу глагол. Смотреть картинку Что такое разбить по составу глагол. Картинка про Что такое разбить по составу глагол. Фото Что такое разбить по составу глагол

Давайте в качестве примера разберем по составу глагол выходить.

1.Определим форму глагола. Для этого поставим к нему вопрос (что делать?) выходить. Это глагол неопределенной формы.

Что такое разбить по составу глагол. Смотреть фото Что такое разбить по составу глагол. Смотреть картинку Что такое разбить по составу глагол. Картинка про Что такое разбить по составу глагол. Фото Что такое разбить по составу глагол

–ть-, который образует начальную (неопределенную) форму слова.

3.Выделим основу слова – выходи.

Что такое разбить по составу глагол. Смотреть фото Что такое разбить по составу глагол. Смотреть картинку Что такое разбить по составу глагол. Картинка про Что такое разбить по составу глагол. Фото Что такое разбить по составу глагол

Что такое разбить по составу глагол. Смотреть фото Что такое разбить по составу глагол. Смотреть картинку Что такое разбить по составу глагол. Картинка про Что такое разбить по составу глагол. Фото Что такое разбить по составу глагол

Для того чтобы определить корень, подберем родственные слова: заходить, переходить, поход, ходить и т.д.

Одинаковой частью этих слов является корень –ход.

Что такое разбить по составу глагол. Смотреть фото Что такое разбить по составу глагол. Смотреть картинку Что такое разбить по составу глагол. Картинка про Что такое разбить по составу глагол. Фото Что такое разбить по составу глагол

Вслед за корнем выделим приставку, которая стоит перед ним. Это приставка –вы.

6.Часть слова, стоящая после корня перед формообразующим суффиксом –ть-, будет являться суффиксом глагола. Иэто будет суффикс –и-.

Что такое разбить по составу глагол. Смотреть фото Что такое разбить по составу глагол. Смотреть картинку Что такое разбить по составу глагол. Картинка про Что такое разбить по составу глагол. Фото Что такое разбить по составу глагол

Что такое разбить по составу глагол. Смотреть фото Что такое разбить по составу глагол. Смотреть картинку Что такое разбить по составу глагол. Картинка про Что такое разбить по составу глагол. Фото Что такое разбить по составу глагол

Запись разбора глагола в тетради будет такой:

1.Определим форму глагола. Поставим вопрос (что делают?) переглядываются.

2.Выделим части слова, которые не входят в основу.

В нашем случае это будет личное окончание глагола. Для того чтобы его определить, проспрягаем глагол: переглядывается, переглядываемся, переглядываешься.

Что такое разбить по составу глагол. Смотреть фото Что такое разбить по составу глагол. Смотреть картинку Что такое разбить по составу глагол. Картинка про Что такое разбить по составу глагол. Фото Что такое разбить по составу глагол

Личное окончание – ют.

3.Выделим основу слова – переглядыва___ся. Основа прерывистая.

Что такое разбить по составу глагол. Смотреть фото Что такое разбить по составу глагол. Смотреть картинку Что такое разбить по составу глагол. Картинка про Что такое разбить по составу глагол. Фото Что такое разбить по составу глагол

4.Найдем корень слова.

Что такое разбить по составу глагол. Смотреть фото Что такое разбить по составу глагол. Смотреть картинку Что такое разбить по составу глагол. Картинка про Что такое разбить по составу глагол. Фото Что такое разбить по составу глагол

Подбираем родственные слова: поглядывают, заглядываются, взгляд, глядеть. Корень слова – гляд.

5.Часть слова перед корнем – пере – будет являться приставкой.

Что такое разбить по составу глагол. Смотреть фото Что такое разбить по составу глагол. Смотреть картинку Что такое разбить по составу глагол. Картинка про Что такое разбить по составу глагол. Фото Что такое разбить по составу глагол

Что такое разбить по составу глагол. Смотреть фото Что такое разбить по составу глагол. Смотреть картинку Что такое разбить по составу глагол. Картинка про Что такое разбить по составу глагол. Фото Что такое разбить по составу глагол

У глагола переглядываются два суффикса. Суффикс глагола –ыва- стоит после корня перед личным окончанием глагола.

Входит в основу и суффикс глагола возвратной формы –ся.

Что такое разбить по составу глагол. Смотреть фото Что такое разбить по составу глагол. Смотреть картинку Что такое разбить по составу глагол. Картинка про Что такое разбить по составу глагол. Фото Что такое разбить по составу глагол

Запись в тетради будет иметь такой вид:

Что такое разбить по составу глагол. Смотреть фото Что такое разбить по составу глагол. Смотреть картинку Что такое разбить по составу глагол. Картинка про Что такое разбить по составу глагол. Фото Что такое разбить по составу глагол

Итак, подведём итог урока.

При разборе глагола по составу необходимо найти и выделить все формообразующие и словообразующие морфемы. Производить разбор глагола по составу следует по следующему алгоритму:

1.Определяем форму глагола.

3.Выделяем основу слова.

4.Подбираем родственные слова и выделяем корень слова.

5.Перед корнем находим и выделяем приставку (если она имеется в слове).

6.Следующим шагом находим и выделяем суффикс или суффиксы глагола (если они существуют).

Источник

Как разобрать слово по составу – объясняю порядок разбора и комментирую сложные случаи, на которых постоянно ошибаются ученики

Выделить окончание, потом основу, корень, приставку и суффиксы. На деле все сложнее, поэтому давайте разбираться.

Что такое разбить по составу глагол. Смотреть фото Что такое разбить по составу глагол. Смотреть картинку Что такое разбить по составу глагол. Картинка про Что такое разбить по составу глагол. Фото Что такое разбить по составу глагол

Чтобы разобрать слово по составу, надо выделить все морфемы, которые в него входят. В теории это кажется очень простым, но на самом деле при разборе возникает куча трудностей. Я постараюсь описать порядок разбора и параллельно буду давать советы и рекомендации, которые помогут вам не ошибиться.

Вот на этой картинке я показал, как надо выделять каждую морфему: приставку (красным), корень (синим), суффиксы (желтым), окончание (коричневым), постфикс (розовым), основу (фиолетовым).

Что такое разбить по составу глагол. Смотреть фото Что такое разбить по составу глагол. Смотреть картинку Что такое разбить по составу глагол. Картинка про Что такое разбить по составу глагол. Фото Что такое разбить по составу глагол

Запомните это и пойдем дальше – к процессу разбора.

Окончание

Теперь пошли лайфхаки.

Если слово никак не изменяется, то окончания у него нет. Депо, кино, ножницы – как не изменяй, всегда депо, кино и ножницы. Пальто, очки – то же самое. У подобных слов вы окончания просто не выделяете.

Если окончания нет, но при изменении вашего слова оно появляется – значит оно нулевое. Чтобы показать нулевое окончание – просто нарисуйте пустой квадрат. Например, в слове «друг» – нулевое окончание. «Сказал» – тоже нулевое. Окончания появятся, если мы будем изменять эти слова: «друга», «сказали».

Что такое разбить по составу глагол. Смотреть фото Что такое разбить по составу глагол. Смотреть картинку Что такое разбить по составу глагол. Картинка про Что такое разбить по составу глагол. Фото Что такое разбить по составу глагол

Идем дальше. Если у вас в окончании есть гласные, которые обозначают два звука, то есть «й» и еще какой-то – поизменяйте слова и послушайте, пропадает ли «й». Например: «вдохновениjэ», «вдоховениjу», «вдохновениjа». Видите, «й» никуда не пропадает. Значит он не в окончании.

В таких случаях надо поделить окончание посередине пунктирной линией и показать, что в нем два звука – «й» (более правильно – «j») и еще какой-то. Затем нужно выделить второй звук в окончание, а первый вообще не трогать.

Что такое разбить по составу глагол. Смотреть фото Что такое разбить по составу глагол. Смотреть картинку Что такое разбить по составу глагол. Картинка про Что такое разбить по составу глагол. Фото Что такое разбить по составу глагол

Наречия – неизменяемые слова. Деепричастия – тоже неизменяемые. Поэтому у них окончаний никогда нет. Деепричастие можно узнать так – к нему одновременно задаются два вопроса: как, что делая. Например: Я ел (как? что делая?) слушая Познера. Слушая – деепричастие.

Вот с наречиями сложнее. Прочитайте мою статью на эту тему, потому что вам надо научиться отличать наречия от прилагательных. Это обязательно надо сделать, иначе будете ошибаться вплоть до ЕГЭ в 11 классе.

«Ть» у глаголов – всегда окончание. Но есть некоторые школьные программы, например программа Бабайцевой, где это суффикс. Спросите у своего учителя и выделяйте так, как она прикажет.

«Чь» в глаголах – часть корня. Поэтому в словах «беречь», «печь», «мочь», «стеречь» корнем будет все слово.

Как запомнить, что «чь» – часть корня

Не знаю, как помочь Вам это запомнить, но смотрите, тут дело вот в чем. Раньше у этих слов было окончание «ти», а потом оно отпало. Древнерусские формы этих слов: пекти, стерегти, берегти.

То есть окончание тут именно «ти», но у вас его нет, поэтому вы его не выделяете. Вы выделяете все слово как корень.

Надеюсь, кому-то это поможет не ошибиться.

Всё, с окончаниями закончили.

Основа

Сразу подчеркивайте все то, что остается после окончания, как основу.

Важный момент тут вот какой. Постфиксы «ся», «то», «либо», «нибудь» тоже входят в основу, хотя часто стоят после окончания. В этом случае вам надо основу прервать на окончании, а потом продолжить.

Что такое разбить по составу глагол. Смотреть фото Что такое разбить по составу глагол. Смотреть картинку Что такое разбить по составу глагол. Картинка про Что такое разбить по составу глагол. Фото Что такое разбить по составу глагол

Больше с основой слова сложностей никаких не возникает, все просто.

Корень

Вы наверняка помните, что для его выделения надо «подбирать однокоренные слова». В принципе, да. Давайте найдем корень у слова «подводный»: водный, вода – корень «вод».

Тут надо учитывать одну тонкость. Корень должен сразу вызвать у вас в голове образ того, о чем говорится. То есть вы должны по корню легко понять лексическое значение слова.

Вот разбираете вы «квартиру». Что это такое? Это часть многоквартирного дома, где живут люди. Какой тут корень? «Квартир». Вы его произнесли и сразу себе представили, например, однокомнатную квартирку.

А почему корень не «кварт»? Потому что: кварт, кварты, квартов, квартами – что это такое? О чем вы думаете, когда произносите эти слова? Ни о чем. Не о квартире точно. Значит, «кварт» тут никак не может быть корнем. В корне всегда заключено лексическое значение слова, и если оно в голове у вас не всплывает, значит, вы корень нашли неправильно.

Когда выделите корень, попробуйте поизменять его, например, по числам, падежам. И посмотрите, что будет «всплывать» у вас в голове.

Какой корень в слове «богатый»? «Богат» или «бог»? Когда я произношу «богат», у меня ассоциация сразу с богатством, с богатыми, с богачами. Я сразу улавливаю лексическое значение.

А если я начну изменять слово бог? Боги, богам, о богах, с богами – я начинаю думать о Боге – то есть о Творце, Всевышнем. Никакой связи с богатством нет.

Вывод – корень «богат».

По этой же причине в слове «работа» корень «работ», а не «раб». Работа сейчас уже не то же самое, что удел рабов.

Приставка

Это то, что всегда располагается перед корнем. Приставки почти всегда одинарные, но иногда бывают двойные, например: «перезаписать». Тут приставка «пере» и «за», корень – «запис».

Разделительный твердый знак всегда относится к приставке. Например, в слове «въезд» вы должны выделить приставку «въ».

Суффикс

Вот тут сложнее всего. Суффикс находится после корня, но иногда он один, а иногда нет. И дети не знают, как правильно выделять.

Чтобы это сделать, надо запоминать «популярные» суффиксы. Например, суффикс основы инфинитива – тот, который стоит перед окончанием «ть»: «играть» – корень тут «игр», а суффикс – «а». Поэтому в слове «играя» два суффикса – «а» и «я».

«Ений» – суффикс, с помощью которого от глагола образуются существительные. Например: потепление, вдохновение, измерение, оледенение. Обратите внимание, в окончании йотированная буква, поэтому мы ее делим пунктиром, гласный звук убираем в окончание, а «й» оставляем суффиксу.

«Тель» – суффикс, который обозначает человека, выполняющего какую-то профессиональную деятельность: учитель, строитель, потребитель, хранитель и пр. Давайте разберем слово «учитель» – «тель» – суффикс, обозначающий человека по профессии, «и» – глагольный суффикс (потому что в инфинитиве «учить» он стоит перед «ть»), корень «уч».

Постфикс

Он выделяется так же, как суффикс, но, в отличие от суффикса, стоит всегда после окончания. Чаще всего встречаются такие постфиксы как:

Самая важная рекомендация

Гуглите каждое слово. Пишите, например: «намурлыкаться морфемный разбор» – и смотрите, какие морфемы в слове. Это надо делать, потому что морфемику и словообразование дети в школе знают чудовищно плохо. Но если будете постоянно сверяться со справочниками и интернетом – вам будет проще запоминать основные морфемы и разбирать слова правильно.

И еще. Смотрите не только морфемы, но и способы словообразования. Выясняйте, как конкретное слово появилось в языке. Если запомните основные принципы словообразования – меньше будете делать ошибок в морфемном разборе.

Полезные материалы по теме

Пробегитесь еще раз глазами по статье и прочитайте те тексты, на которые я ссылаюсь. Статьи относительно небольшие, я в каждой из них даю советы о правильном выделении морфем.

Подпишитесь на мою рассылку. О русском языке можно писать бесконечно, поэтому в ближайшее время о нем выйдет много новых статей. Я постараюсь сделать их максимально полезными и простыми, чтобы понятно было и школьникам, и родителям, которые учат уроки со своими детьми.

Посмотрите мои подборки с курсами по русскому. Их на данный момент три: для подготовки к ВПР во всех классах, подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Я надеюсь, вы сможете там найти для себя классный курс и будете тратить в разы меньше денег на репетиторов. Еще я там даю несколько бесплатных электронных книг и справочников для скачивания. Я подбирал их лично, они все очень хорошие.

Из учебников я вам очень рекомендую вот этот: «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Это учебник Бабайцевой. Он хорош тем, что в нем собрана вся теория русского и все правила, которые изучаются в 5-9 классе. Это самая лучшая книга для подготовки к экзамену.

Материалы там могут немного отличаться от вашего школьного учебника. Например, у вас может быть сказано, что «ть» окончание, а у Бабайцевой – суффикс. У вас причастия могут быть отдельными частями речи, а у Бабайцевой – формами глагола. Но вот эти лингвистические тонкости на экзамены вообще никогда не выносятся, поэтому просто не думайте о них. Книга отличная.

Заключение

Я постарался объяснить вам, как разбирать слова по составу. Это бывает трудно, но надо регулярно практиковаться, чтобы делать меньше ошибок.

Напишите, пожалуйста, в комментарии, понравилась ли вам эта статья. Скажите мне о ее недостатках, чтобы я мог их оперативно подправить.

Я желаю вам удачи, хороших оценок и высоких баллов. Ну и просто счастья по жизни.

Источник

Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом.

Тип урока : урок изучения нового.

Цель: научиться разбирать глагол по составу.

ü формировать умения правильно выделять основы глаголов, «читать» графические схемы форм;

ü формировать умение устанавливать порядок разбора глагола по составу и мотивировать его логикой глагольных признаков.

ü развивать умения видеть в слове его части;

ü учить объяснять условия выбора орфограмм;

ü развивать чувство языка на основе познания знаков строения слов (форм глаголов) и понимания их внутреннего (структурного содержания);

ü обогащать словарный запас обучающихся.

ü прививать интерес к родному языку;

ü воспитывать способность преодолевания возникающих трудностей;

ü воспитывать умение слушать и понимать других;

ü воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

ü воспитание трудолюбия, способности к познанию.

Технология: деятельностного метода, информационно-коммуникационная

Познавательные: анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать, извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; поиск информации; адекватно понимать содержание прочитанного текста, выделять главную информацию, основную мысль.

Личностные: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания.

1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться о совместной деятельности, работать в парах, группах, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений, аргументировать свою точку зрения, формулировать вопрос (проблему) урока и его цель, искать пути решения проблемы, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Единица содержания образования : знакомство понятием алгоритм разбора глагола по составу.

Оборудование урока: Бунеев Р.Н.Русский язык. Учебник для 4 класса начальной школы, в 2 частях. Часть 2, рабочие тетради, мел, ватманы, канцелярские принадлежности.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

3. Работа в группах по формулировке правила по заданию на карточке.

4. Постановка проблемы.

5. Открытие новых знаний

6. Углубление и обобщение изученного

10.Организованное завершение урока

У: Доброе утро, ребята! На улице сегодня светит солнышко и у нас в классе оно приветствует вас и поможет создать комфортную обстановку в классе для плодотворной работы на уроке.

У: Начинаем урок. Проверьте свою готовность. У вас на партах должны лежать учебник, тетрадь, пенал. Откройте тетрадь, запишите число, сегодня 21 апреля, классная работа.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

У: Перед вами на доске и на листочках буквы. Зачеркните на листочках те буквы, которые обозначают глухие согласные звуки и выпишите в тетрадь оставшиеся буквы.

Х Г Т Л П Ч А С Г Ф О К Л (индивидуальное задание)

У: Прочитайте слово. (Глагол)

3. Работа в группах по формулировке правила по заданию на карточке. (работа в группах).

У: Ребята, а что мы уже знаем о глаголе? (Самостоятельная часть речи, отвечает на вопросы что делать? что сделать? что будет делать? и т д. и обозначает действие предмета, роль в предложении – сказуемое, может изменяться по числам, по временам (пр.в, н.в., б.в) по лицам (1л, 2л, 3л) и т.д.

У: Чтобы вспомнить всё, что мы уже знаем, я предлагаю вам поработать в команде по 4 человека и составить «карту ума».

(Коллективная проверка, одна группа зачитывает, что у них получилось, на доске все слова фиксируются, то, что не было сказано одной группой, дополняют другие.)

Что такое разбить по составу глагол. Смотреть фото Что такое разбить по составу глагол. Смотреть картинку Что такое разбить по составу глагол. Картинка про Что такое разбить по составу глагол. Фото Что такое разбить по составу глагол

У: Кто из команд желает выти к доске и рассказать, что у вас получилось? (дополнение других команд)

4. Постановка проблемы.

У: Ребята, посмотрите внимательно на нашу «карту ума», как выдумаете, почему я нарисовала ещё одну стрелочку? почему там стоит знак вопроса? (что-то не хватает, мы еще не всё знаем о глаголах, чему – то должны научиться).

У: Итак, к доске выходит Юля. Записываем на доске и в тетради слово:

У: Разберите это слово по составу. (Самостоятельное выполнение)

У: Итак, ребята, посмотрите на доску, поднимите руку те, кто согласен с решением Юли. А как правильно? (высказывание своей точки зрения)

У: А почему у вас много разных мнений? (мы не знаем, как разбирать глагол по составу)

У: Так значит, чему мы должны сегодня научиться? (разбирать глаголы по составу)

— Итак, давайте подумаем, какова тема сегодняшнего урока? ( Разбор глаголов по составу) ( тема вывешивается на доску).

— Давайте составим примерный план урока: (учитель пишет на доске)

2).познакомиться-? ( с чем?)

— А почему в первом пункте плана я поставила знак вопроса?, что туда необходимо дописать? (ПРАВИЛО)

4.1 Игра «Форма глагола»

У: А сейчас, ребята. Мы с вами немножко поиграем.

Итак, 1ряд – неопределённая форма

2 ряд – форма прошедшего времени

3 ряд – возвратная форма

У: Правила игры таковы, когда я буду называть глагол в неопределённой форме, тогда встаёт 1 ряд, когда вы услышите глагол в форме прошедшего времени – встаёт 2 ряд, а если слово стоит в возвратной форме, то встаёт 3 ряд. Понятны правила игры? Итак, начинаем, будьте очень внимательны!

Слова: писать( 1ряд), почему вы встали? докажите, что это слово стоит в неопределённой форме: у него есть суффикс – ТЬ- и т.д.)

ПИСАТЬ (1), ПРОЧИТАЛ (2), ДУМАЕТ, УЗНАЛА (2), КУПАЕТСЯ (3), ПРИНЕСТИ (1), ПЛЫВЁТ, ИГРАЮТ, ПРИЕЛЕТЕЛ (2), ВЕСЕЛЯТСЯ (3), ПИШЕТ, РАССКАЗАЛА (2), ДУМАТЬ (1), СПАСТИ (1), МОЕТСЯ (3), РАССЫПАЛАСЬ (3).

У: Ребята, как вы думаете, чтобы правильно разобрать глагол ПО СОСТАВУ, что необходимо знать? (алгоритм)

У: Итак, действительно, необходимо знать алгоритм. Откройте, пожалуйста, учебник на с.111 и самостоятельно ознакомьтесь с памяткой, что нужно помнить и порядком разбора глагола по составу. (самостоятельное чтение)

У: Ребята, давайте теперь проверим, правильно ли мы разобрали слово, возвращаемся к нему. Юля, выйди к доске, теперь пользуясь алгоритмом из учебника, попробуй объяснить нам, как правильно разобрать это слово.

(разбор того же слова)

1) определяю, в какой форме стоит глагол: прибежал – форма прошедшего времени

2) нахожу и выделяю окончание и суффиксы, которые не входят в основу:

3) выделяю основу слова:

4) в составе основы нахожу и выделяю корень, для этого подбираю однокоренные слова:

5) нахожу и выделяю приставку, суффикс:

5. Открытие новых знаний (индивидуальное задание, взаимопроверка)

У: У вас на столах лежат листочки с произведением Алексея Плещеева. Прочитайте, о чём оно? ( о весне)

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

У: Правильно о весне, найдите и выпишите все глаголы, определите время, спряжение (взаимопроверка). А теперь меняемся с соседом тетрадками, возьмите простой карандаш и оцените работу своего одноклассника. Меняемся обратно. (общая проверка).

У: Молодцы! А теперь давайте разберём слова, выписанные в тетради, по составу.

ТАЕТ, БЕГУТ, ПОВЕЯЛО, ЗАСВИЩУТ, ОДЕНЕТСЯ. (у доски с проговариванием алгоритма)

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

6. Углубление и обобщение изученного

У: А сейчас найдите в учебнике упражнение 293 на с. 112. Выполним упражнение на доске и в тетради. Рома, прочитай задание.

У: Сегодня отметки получают:

— Какое задание вам показалось лёгким? Трудным? Почему?

— Как вы оцениваете свою работу в группе? Группу в целом?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

У: Откроем дневник, запишем домашнее задание:

С.111 выучить алгоритм разбора глаголов по составу

И для тех, кто желает составить 3-4 предложения с использованными глаголами на уроке по теме весна.

У: Ребята, а сейчас я предлагаю вам заполнить вот такую анкету.

Что такое разбить по составу глагол. Смотреть фото Что такое разбить по составу глагол. Смотреть картинку Что такое разбить по составу глагол. Картинка про Что такое разбить по составу глагол. Фото Что такое разбить по составу глагол

У: Вижу, вам сегодня очень понравился урок и вы очень активно в нём поработали.

10. Организованное завершение урока

У: На этом наш урок закончен. Всем спасибо, всем молодцы!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *