Что такое раздельный пункт дайте определение

Что такое раздельный пункт дайте определение

Для пропуска необходимого числа поездов по участку и обеспечения безопасности их движения железнодорожные линии делятся на перегоны или блок-участки раздельными пунктами.
Движение поездов происходит с разграничением их раздельными пунктами. Различают раздельные пункты с путевым развитием и без него.
К раздельным пунктам с путевым развитием относятся разъезды, обгонные пункты и станции.
Раздельные пункты без путевого развития — это путевые посты при использовании полуавтоматической блокировки, проходные светофоры при наличии автоблокировки, а в случае их отсутствия при применении автоматической локомотивной сигнализации — обозначенные границы блок-участков.
Разъезды представляют собой раздельные пункты на однопутных линиях, имеющие путевое развитие, предназначенное для скрещения и обгона поездов.
Обгонные пункты — это раздельные пункты на двухпутных линиях, имеющие путевое развитие, допускающее обгон поездов и в необходимых случаях — перевод поезда с одного главного пути на другой.
Станциями называются раздельные пункты, имеющие путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению, скрещению и обгону поездов, по приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа и обслуживанию пассажиров, а при развитых путевых устройствах — маневровую работу по расформированию и формированию поездов и технические операции с ними.

Что такое раздельный пункт дайте определение. Смотреть фото Что такое раздельный пункт дайте определение. Смотреть картинку Что такое раздельный пункт дайте определение. Картинка про Что такое раздельный пункт дайте определение. Фото Что такое раздельный пункт дайте определение

По характеру работы станции подразделяют на промежуточные, участковые, сортировочные, пассажирские и грузовые. Станции, к которым примыкают не менее трех магистральных направлений, называются узловыми. В зависимости от объема и сложности работы станции разбивают на классы. Станции, выполняющие большой объем работы и имеющие высокий уровень техническо­го оснащения, относятся к внеклассным, затем следуют станции I—V классов.
Станции являются основными производственно-хозяйственными единицами (предприятиями) транспорта, через которые осуществляется непосредственная связь железных дорог с клиентурой.

Станционные пути и их назначение

Железнодорожные пути на раздельных пунктах подразделяются на станционные и пути специального назначения.
К станционным относятся пути в границах станций: главные, приемоотправочные, сортировочные, вытяжные, погрузочно-выгрузочные, деповские (локомотивного и вагонного хозяйств), соединительные и пр. К путям специального назначения относятся предохранительные и улавливающие тупики, а также подъездные пути предприятий.
Предохранительные тупики — это тупиковые пути, предназначенные для предупреждения выхода подвижного состава на маршруты следования поездов.
Улавливающие тупики представляют собой тупиковые пути, предназначенные для остановки потерявшего управление поезда или части поезда при движении по затяжному спуску, расположенному на примыкающем к станции перегоне.
Пути, предназначенные для выполнения одних и тех же опера­ций, объединяют в отдельные группы, называемые парками. В зависимости от назначения различают парки приема и отправления поездов, сортировочные и др.
Зону, в которой уложены стрелочные переводы, соединяющие друг с другом пути и парки, называют стрелочной горловиной станции. Конструкция горловины должна обеспечивать необходимую пропускную способность и безопасность движения. Для этого при проектировании предусматривают возможность одновременного пере­движения в горловине поездов и маневрового состава. На рисунке приведена схема стрелочной горловины станции, позволяющая одновременно выполнять три вида передвижений: пропуск поездов по I и II главным путям и маневры на вытяжном пути 16.

Что такое раздельный пункт дайте определение. Смотреть фото Что такое раздельный пункт дайте определение. Смотреть картинку Что такое раздельный пункт дайте определение. Картинка про Что такое раздельный пункт дайте определение. Фото Что такое раздельный пункт дайте определение

Число и длину путей на станциях устанавливают исходя из технико-экономических расчетов. При этом различают полную и полезную длину путей. Полной длиной сквозного пути называется расстояние между стыками рамных рельсов стрелочных переводов, ограничивающих путь, тогда как для тупикового пути эта величина представляет собой расстояние от стыка рамного рельса стрелочного перевода, ограничивающего путь, до упора.
Полезной считается часть полной длины, в пределах которой может находиться подвижной состав, не нарушая безопасности движения по соседним путям. При отсутствии выходных сигналов полезная длина сквозного пути ограничивается предельными столбиками, относящимися к этому пути, а полезная длина тупиково­го пути — с одной стороны путевым упором, а с другой — предельным столбиком или стыком рамного рельса стрелочного перевода.
При наличии выходных сигналов и электрических рельсовых цепей полезная длина сквозного пути определяется расстоянием от выходного сигнала до изолирующего стыка, установленного на расстоянии 3,5 м от предельного столбика в противоположном конце междупутья, а тупикового пути — от выходного сигнала до путевого упора.
Предельные столбики устанавливают посередине междупутья в том месте, где расстояние между осями сходящихся путей состав­ляет 4100 мм.
Полезную длину приемоотправочных путей для грузового движения устанавливают с учетом унификации полезной длины путей на связанных направлениях. Ее значение принимается равным 850 или 1050 м, а для части станционных путей при наличии технико-экономического обоснования — 1700 или 2100 м.
Полезная длина путей, специализируемых на пропуске, при­еме и отстое пассажирских поездов, устанавливается в соответствии с наибольшей длиной поездов, намечаемых для данной же­лезнодорожной линии на десятый год эксплуатации.
Полезная длина сортировочных путей должна отвечать длине формируемых поездов, увеличенной не менее чем на 10 %. Полезную длину вытяжных путей на сортировочных и участковых станциях устанавливают, исходя из возможности размещения на них грузового поезда полной длины, тогда как на промежуточных, а также в трудных условиях на сортировочных и участковых станциях она должна быть не менее половины длины поезда. Полезная длина предохранительных тупиков составляет не менее 50 м, а у улавливающих тупиков она определяется расчетным путем.
Каждому пути и стрелочному переводу станций присваивают номер. Главные пути нумеруют римскими цифрами, а остальные станционные пути — последующими арабскими. Стрелочные переводы со стороны прибытия четных поездов нумеруют четными цифрами (2, 4 и т.д.), а со стороны прибытия нечетных поездов — нечетными (1, 3, 5 и т.д.). Границей между четной и нечетной сторонами станций или парка путей при нумерации стрелочных переводов является ось пассажирского здания или ось парка, пер­пендикулярная направлению путей.

Продольный профиль и план путей на станциях

Участок продольного профиля, на котором размещается станция, разъезд или обгонный пункт, называется станционной площадкой. В соответствии с ПТЭ станции, разъезды и обгонные пункты, как правило, должны располагаться на горизонтальной площадке; в отдельных случаях допускается размещение их на уклонах с крутизной не более 0,0015; а в тяжелых условиях — не более 0,0025.
В особо тяжелых условиях на разъездах и обгонных пунктах всех типов, а также на промежуточных станциях продольного и полу­продольного типов, на которых не предусматривается маневров и отцепки локомотива или вагонов от состава и разъединения соединенных поездов, в пределах станционной площадки допускаются уклоны крутизной свыше 0,0025, но не более 0,010.
Для предотвращения самопроизвольного ухода вагонов или составов (без локомотива) за пределы полезной длины путей на станциях, разъездах и обгонных пунктах продольный профиль вновь построенных и реконструированных приемоотправочных путей, на которых предусматривается отцепка локомотивов от вагонов и производство маневровых операций, должен проектироваться вогнутого (ямообразного) очертания с одинаковыми отметками высот по концам полезной длины путей.
При необходимости для предупреждения самопроизвольного выхода вагонов на другие пути и маршруты приема и отправления поездов должно предусматриваться устройство предохранительных тупиков, охранных стрелок, башмаков, остряков и стрелок, а также применение станционных устройств для закрепления вагонов.
Во всех случаях при расположении станций, разъездов и обгонных пунктов на уклонах должны быть обеспечены условия трогания с места поездов установленной весовой нормы и условия удержания поездов вспомогательными тормозами локомотивов.
В плане станции разъезды и обгонные пункты, а также отдельные парки и вытяжные пути должны располагаться на прямых участках. В тяжелых условиях допускается размещение их на кривых радиусом не менее 1500 м. В особо тяжелых условиях допускается уменьшение радиуса кривой до 600 м, а в горных условиях — до 500 м.
Минимальный радиус кривых соединительных и ходовых локо­мотивных путей 200 м, а в тяжелых условиях — 180 м.

Маневровая работа на станциях

Маневровой называется работа, связанная с передвижением вагонов с локомотивами, а также одиночных локомотивов по путям станции для расформирования и формирования составов, обработки поездов и вагонов, подачи вагонов к местам погрузки и выгрузки, подачи поездных локомотивов под составы и уборки их из-под составов в депо. Важнейшее требование к производству маневровой работы — безусловное обеспечение безопасности передвижения и сохранности грузов и подвижного состава.
Маневровые передвижения подвижного состава с одного пути на другой с переменой направления движения называются маневровыми рейсами. Каждый из них состоит из двух полурейсов, т. е. из двух передвижений в одном и другом направлениях.
Маневровая работа с вагонами может проводиться на вытяжных путях толчками и осаживанием и на сортировочных горках путем роспуска составов с использованием силы тяжести скатываемых вагонов.
Основные требования к порядку выполнения маневровой работы установлены ПТЭ. В них указано, что маневры на станционных путях должны проводиться по указанию одного работника — дежурного по станции, маневрового диспетчера либо дежурного по сортировочной горке или парку, а на участках, оборудованных диспетчерской централизацией, — поездного диспетчера. Движением локомотива, производящего маневры, должен руководить только один работник — руководитель маневров (составитель поездов), ответственный за правильное их выполнение.
В целях обеспечения безопасности движения и сохранности вагонов ПТЭ установлены ограничения скорости маневровых передвижений. Маневры проводят со скоростью не более:

Подвижной состав на станционных путях должен устанавливаться в пределах их полезной длины. Стоящие на станции вагоны необходимо сцепить и надежно закрепить (во избежание ухода) ручными тормозами или тормозными башмаками.

Технологический процесс работы станции и техническо-распорядительный акт

Технологический процесс работы станции устанавливает после­довательность и продолжительность операций по пропуску транзитных поездов, обработке составов и вагонов, расформированию, маневровой и местной работе в минимальные сроки на основе научной организации и применения передовых методов труда при полном использовании технических средств станции. При разработке технологического процесса стремятся обеспечить поточность и параллельность выполнения различных операций, уменьшение затрат времени на каждую из них и слаженность в работе персонала.

Что такое раздельный пункт дайте определение. Смотреть фото Что такое раздельный пункт дайте определение. Смотреть картинку Что такое раздельный пункт дайте определение. Картинка про Что такое раздельный пункт дайте определение. Фото Что такое раздельный пункт дайте определение

Технологические процессы работы станций применяют как типовые, разработанные МПС России, так и составленные специально для станций с большим объемом работы — сортировочных, грузовых, пассажирских и участковых — применительно к местным условиям работы.
Основным требованием к организации работы станции является безусловное обеспечение безопасности движения и строгое соблюдение правил охраны труда работников станции. Этой цели служит техническо-распорядительный акт (ТРА), который устанавливает порядок использования технических средств станции и предусматривает безопасное и беспрепятственное выполнение операций по приему, отправлению и проследованию поездов по станции и производству маневровой работы.
Он содержит общие сведения о станции и прилегающих к ней перегонах, данные о примыкании подъездных путей, назначении станционных путей, стрелок и сигналов, об условиях приема и отправления поездов, организации маневровой работы и особенностях ее выполнения на станции. В отдельном разделе ТРА приведены требования по технике безопасности на территории станции, относящиеся к работникам, связанным с движением поездов.

Источник

Раздельный пункт

Раздельный пункт — пункт, делящий железнодорожную линию на блок-участки или перегоны.

Содержание

Классификация

К раздельным пунктам на железной дороге относятся:

Назначение

Раздельные пункты, простейшими из которых являются разъезды и обгонные пункты, служат для скрещения, обгона поездов, обеспечивают безопасность их движения и увеличивают пропускную способность участков железных дорог. На станциях кроме того осуществляются операции по приёму, отправлению, формированию и расформированию (сортировочные и участковые станции) поездов, производится приём-выдача грузов, обслуживание пассажиров, ремонт и обслуживание подвижного состава.

Границы

Каждый раздельный пункт имеет чётко установленные границы, отделяющие его от прилегающих перегонов. Границами раздельных пунктов являются:

Литература

Что такое раздельный пункт дайте определение. Смотреть фото Что такое раздельный пункт дайте определение. Смотреть картинку Что такое раздельный пункт дайте определение. Картинка про Что такое раздельный пункт дайте определение. Фото Что такое раздельный пункт дайте определение

Что такое раздельный пункт дайте определение. Смотреть фото Что такое раздельный пункт дайте определение. Смотреть картинку Что такое раздельный пункт дайте определение. Картинка про Что такое раздельный пункт дайте определение. Фото Что такое раздельный пункт дайте определение

Полезное

Смотреть что такое «Раздельный пункт» в других словарях:

РАЗДЕЛЬНЫЙ ПУНКТ — граница между перегонами. Р. п. являются станции, разъезды, обгонные пункты и путевые посты, а при автоблокировке и проходные светофоры. Путевой пост является Р. п., не имеющим путевого развития; обгонный пункт Р. п. на двухпутной линии с путевым … Технический железнодорожный словарь

раздельный пункт — пункт, разделяющий железнодорожную линию на перегоны или блок участки; Источник: Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Раздельный пункт ж/д линии — Раздельный пункт. Пункт, разделяющий железнодорожную линию на перегоны или блок участки. Источник: Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (утв. МПС РФ 26.05.2000 N ЦРБ 756) (ред. от 03.07.2001, с изм. от… … Официальная терминология

пункт раздельный — Пункт (станция, разъезд, обгонный пункт, путевой пост, проходной светофор), разделяющий железнодорожную линию на перегоны [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики дороги, мосты, тоннели, аэродромы… … Справочник технического переводчика

Раздельный — топоним: Раздельный посёлок в Песчанокопском районе Ростовской области. Раздельный остров архипелага Северная Земля. См. также Раздельный пункт … Википедия

пункт обгонный — Раздельный пункт на двухпутных линиях железных дорог, имеющий путевое развитие, допускающее обгон поездов, и, в необходимых случаях, перевод поезда с одного главного пути на другой [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС… … Справочник технического переводчика

ПУНКТ ОБГОННЫЙ — раздельный пункт на двухпутных линиях железных дорог, имеющий путевое развитие, допускающее обгон поездов, и, в необходимых случаях, перевод поезда с одного главного пути на другой (Болгарский язык; Български) rapa за разминаване и изпреварване… … Строительный словарь

ПУНКТ РАЗДЕЛЬНЫЙ — пункт (станция, разъезд, обгонный пункт, путевой пост, проходной светофор), разделяющий железнодорожную линию на перегоны (Болгарский язык; Български) разделителен пункт (Чешский язык; Čeština) dopravna (Немецкий язык; Deutsch) Blockstelle;… … Строительный словарь

Раздельный (остров) — У этого термина существуют и другие значения, см. Раздельный. Раздельный Координаты: Координаты … Википедия

раздельный железнодорожный пункт — 9 раздельный железнодорожный пункт: Железнодорожный пункт, разделяющий железнодорожную линию на железнодорожные перегоны или блок участки. Источник: ГОСТ Р 53431 2009: Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Источник

Раздельный пункт

Раздельный пункт – пункт, разделяющий железнодорожную линию на перегоны или блок-участки. [1]

Раздельные пункты бывают разных типов. В их числе: станция, обгонный пункт, разъезд, путевой пост, проходной светофор автоблокировки или граница блок-участка при автоматической локомотивной сигнализации, применяемой как самостоятельное средство сигнализации и связи. Раздельный пункт регулирует пропуск поездов, обеспечивает безопасность движения и требуемую пропускную способность.

Если в границах раздельного пункта имеется хотя бы один стрелочный перевод, то он называется раздельным пунктом с путевым развитием. Простейшие раздельные пункты с путевым развитием — разъезд и обгонный пункт.

Раздельные пункты, предназначенные для приёма, отправления, скрещения и обгона поездов, приёма и выдачи грузов, обслуживания пассажиров, а также для выполнения операций по расформированию и формированию поездов, обслуживанию и ремонту подвижного состава и т. д., называются станциями.

Всем раздельным пунктам, кроме проходных светофоров и границ блок-участков присваиваются коды Единой сетевой разметки (ЕСР).

Если на раздельном пункте выполняются операции посадки и высадки пассажиров, тогда им дополнительно присваивается код системы ЭКСПРЕСС. Исключение: код ЭКСПРЕСС не присваивается отдельным малодеятельным пунктам в тех случаях, когда билеты до них продаются непосредственно в поезде или местных кассах.

В метрополитене раздельными пунктами являются станции и проходные светофоры автоблокировки.

Источник

Раздельные пункты и их путевое развитие

Что такое раздельный пункт дайте определение. Смотреть фото Что такое раздельный пункт дайте определение. Смотреть картинку Что такое раздельный пункт дайте определение. Картинка про Что такое раздельный пункт дайте определение. Фото Что такое раздельный пункт дайте определение

Тема 6 Станции и узлы стр.1

РАЗДЕЛЬНЫЕ ПУНКТЫ И ИХ ПУТЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Общие понятия о раздельных пунктах и их классификация

Для обеспечения безопас­ности движения и потребной пропускной способности, а также для регулирования движения поездов железнодорожные линии делятся на отдельные части, на границах которых размешаются так называемые раздельные пункты. Другими словами, раздельные пункты делят железнодорожную линию на отдельные участки – перегоны. Различают две группы раздельных пунктов – с путевым развитием и без путевого развития. К первой группе относятся разъезды, обгонные пункты и стан­ции, ко второй – путевые посты при полуавтоматической блоки­ровке, проходные светофоры при автоблокировке и обозначен­ные границы блок-участков при автоматической локомотивной сигнализации, применяемой как самостоятельное средство сиг­нализации и связи.

Что такое раздельный пункт дайте определение. Смотреть фото Что такое раздельный пункт дайте определение. Смотреть картинку Что такое раздельный пункт дайте определение. Картинка про Что такое раздельный пункт дайте определение. Фото Что такое раздельный пункт дайте определение

Путевой пост – раздельный пункт, не имеющий путевого развития (боковых путей). Путевые посты на линиях с полуавтоматической блокировкой делят межстанционный перегон на блок-участки с целью повышения пропускной способности перегона. Временные путевые посты на двухпутных линиях создаются для скрещения поездов встречных направлений при их пропуске по одному пути в связи с закрытием на ремонт другого пути.

Разъезд – раздельный пункт на однопутной линии, имеющий небольшое путевое развитие (1 или 2 боковых пути), позволяющее выполнять скрещение (встречный разъезд) поездов, следующих во встречных направлениях, а также обгон поездов, следующих в попутном направлении. Обычно расстояние между разъездами или разъездами и станциями составляет около 10 км. Наличие разъездов повышает пропускную способность однопутных линий.

Обгонный пункт – раздельный пункт на двухпутной линии с межстанционными перегонами увеличенной длины. Небольшое путевое развитие обгонных пунктов (1 или 2 боковых пути) позволяет выполнять обгон поездов, следующих в попутном направлении, а также перевод поездов с одного главного пути на другой (отправление поездов по неправильному пути).

Станция – раздельный пункт, имеющий путевое развитие и специальные устройства, позволяющие выполнять прием, пропуск, скрещение и обгон поездов, а при развитых путевых устройствах – формирование и расформирование поездов, погрузку, выгрузку и хранение грузов, прием и выдачу багажа, обслуживание пассажиров. На станциях выполняются различные технические, коммерческие, грузовые и пассажирские операции.

Стан­ции имеют огромное значение в работе железнодорожной сети. Через них осуществляется непосредственная связь железных до­рог с клиентурой – промышленностью, строительством, сель­ским хозяйством, населением. На станциях совершаются начальные и конечные операции перевозочного процесса: посадка и высадка пассажиров, погрузка и выгрузка груза, почты и багажа. Станции являются стыковыми пунктами железных дорог с другими видами транспорта.

Большая работа выполняется на станциях по организации дви­жения: прием, отправление и пропуск поездов, расформирование и формирование составов, подача вагонов к местам погруз­ки и выгрузки, грузовые операции, техническое обслуживание и ремонт локомотивов и вагонов.

Около 3/4 времени оборота вагона (от погрузки до следующей погрузки) приходится на станции. Это означает, что здесь нахо­дятся основные резервы для ускорения оборота грузового вагона. Почти все производственные, служебно-технические, бытовые здания размещаются на станциях. Здесь живет и работает основ­ная масса железнодорожников. Более 40% стоимости новой же­лезнодорожной линии приходится на станции.

Развитию железнодорожных станций всегда уделялось значи­тельное внимание. Реализация мероприятий по модернизации транспортной системы России в связи с переходом на рыночные отношения направлена на удлинение станционных путей на участ­ках обращения длинносоставных и тяжеловесных поездов, пере­оснащение сортировочных станций и т. д.

Типы станций

По назначению и характеру выполняемой работы станции делятся на промежуточные, участковые, сортировочные, пассажирские и грузовые. Порядок определения типа станции устанавливается Положением о железнодорожной станции, утвержденной Распоряжением от 01.01.01 № 000р.

Промежуточные станции выполняют прием и отправление, об­гон и скрещение поездов, производят маневры со сборными поездами (прицепка, отцепка, подача и уборка вагонов), посадку и высадку пассажиров, прием, выдачу и хранение грузов и багажа. Их путевое развитие немногим больше, чем у разъездов и обгонных пунктов (3 – 5 боковых путей). Промежуточные станции, как правило, обслуживают определенный экономический район (населенный пункт) или подъездные пути промышленных или транспортных предприятий, осуществляют оборот пригородных поездов, либо выполняют иные функции (например, промежуточные станции в составе крупных железнодорожных узлов). Большинство станций на железнодорожной линии являются промежуточными. Расстояние между промежуточными станциями обычно 10…20 км.

Промежуточные станции, на которых сконцентрирована значительная грузовая работа, называются опорными промежуточными. На них предусматривается усиление путевого развития и грузовых устройств. На отдельных промежуточных станциях могут также выпол­няться техническое обслуживание и другие технические операции с поездами и вагонами.

Участковые станции обеспечивают смену поездных локомотивов и локо­мотивных бригад, формирование сборных и участковых поездов, техничес­кое обслуживание и коммерческий осмотр транзитных поездов, обслуживание и ремонт локомотивов и вагонов, а также выполняют пассажирские и грузовые операции. Участковые станции, как правило, оснащаются устройствами и сооружениями локомотивного и вагонного хозяйства (депо, пункты технического обслуживания и экипировки, дома отдыха локомотивных бригад и т. п.). К участковым станциям чаще всего относятся станции стыкования родов тока, паромные и пограничные передаточные станции. Расстояние между участковыми станциями на железнодорожной линии обычно составляет 100…200 км.

Сортировочные станции располагаются в пунктах слияния нескольких железнодорожных направлений (узловые станции) или в крупных административных центрах. Они предназначены для массовой переработки (сортировки) вагонов в прибывающих составах путем расформирования и формирования (в соответствии с планом формирования) всех категорий поездов: сквозных, участковых, сборных, а также вывозных и передаточных на подъездные пути промышленных предприятий. На сортировочных станциях выполняется подборка групп вагонов в составах сборных поездов для грузовых, портовых и паромных станций.

На сортировочных станциях также выполняется работа с транзитными поездами: смена локомотивов и локомотивных бригад, техническое обслуживание и коммерческий осмотр вагонов. Доля транзитного вагонопотока сортировочной станции составляет до 30 % от общего объема.

Сортировочные станции на сети железных дорог являются решающими опорными пунктами в организации вагонопотоков и в выполнении показателей перевозочной работы. Для ускорения сортировочной работы и экономии ресурсов крупные сортировочные станции оборудуются сортировочными горками с устройствами управления роспуском вагонов.

Сортировочные станции размещаются на сети железных дорог России неравномерно. Это объясняется тем, что в зависимости от сложившегося размещения промышленных центров и крупных городов, железные дороги в разных районах различаются по густоте сети, характеру и размерам вагонопотоков. Сортировочные станции обычно располагаются в районах массовой погрузки и выгрузки грузов (на выходах из добывающих бассейнов, на подходах к крупным промышленным центрам, вблизи крупных морских и речных портов), а также в крупных железнодорожных узлах, где происходит значительная корреспонденция вагонопотоков между сходящимися линиями и перерабатывается большое число поездов.

Грузовые станции – это станции, для которых грузовая и коммерческая деятельность является основной. Грузовые станции часто являются стыковыми пунктами разных видов транспорта и железнодорожного транспорта разной колеи, выполняют операции, связанные с передачей вагонов и грузов на подъездные пути предприятий. Грузовые станции располагаются в крупных промышленных и административных центрах. На них выполняется объемная работа по погрузке, выгрузке, хранению грузов, прием грузов от отправителей и выдача грузов получателям, оформление перевозочных документов. Среди грузовых станций различают станции общего назначения (для разных категорий грузоотправителей и грузополучателей); станции, обслуживающие подъездные пути предприятий, складов, баз; специализированные станции для переработки определенных видов грузов (контейнеров, наливных, зерновых, строительных и т. д.).

Пассажирские станции обеспечивают посадку, высадку, пересадку и обслуживание пассажиров, продажу билетов, прием и выдачу почты и багажа, отправление и оборот пассажирских поездов. Для этих целей пассажирские станции оборудуются перронами, вокзальными комплексами, почтово-багажными сооружениями и устройствами и т. д. Отдельную категорию составляют пассажирские технические станции, на которых выполняется техническое обслуживание, ремонт и экипировка пассажирских составов. Такие станции оборудуются парками отстоя пассажирских составов, пунктами технического обслуживания и ремонта вагонов, пунктами экипировки составов, пунктами смены поездных бригад и т. д. Зонные пассажирские станции осуществляют оборот пригородных поездов. Пассажирские станции могут быть, тупиковыми (являются конечным пунктом следования пассажирских поездов), сквозными и совмещенными.

Станции, к которым примыкает не менее трех магистральных подходов, называются узловыми. Совокупность нескольких стан­ций и других раздельных пунктов, связанных между собой и с примыкающими подходами соединительными линиями, называ­ется железнодорожным узлом. В железнодорожных узлах обеспечивается пересадка пассажиров и передача поездов, вагонов и грузов с одной линии на другую. В железнодорожный узел входят: станции со всем комплексом устройств, главные пути, соединительные пути и обходы, подъездные пути, путепроводные развязки железнодорожных линий между собой, а также с автомобильными магистралями и городскими улицами, самостоятельные производственные единицы, размещенные в узле (заводы по ремонту подвижного состава, тяговые подстанции, материальные склады и др.). Границами железнодорожных узлов являются границы входных раздельных пунктов: станций, разъездов и путевых постов.

По объему и сложности выполняемой работы станциям присваиваются классы. Различают станции I – V классов и внеклассные. Внеклассные станции выполняют большой объем работы и имеют высокий уровень технического оснащения. Классность станции определяется суммой баллов, которую станция набирает по объему и сложности работы, выполняемой станцией в сутки. Например, отправление станцией десяти поездов оценивается в один балл, сортировка пяти вагонов, а также погрузка или выгрузка на путях станции пяти вагонов – в два балла и т. д. Далее набранные баллы суммируются и по полученному результату определяется класс станции:

    более 85 баллов – внеклассная; 32 – 85 баллов – I класс; 14 – 32 балла – II класс; 4 – 14 баллов – III класс; 0,7 – 4 балла – IV класс; менее 0,7 балла – V класс.

Путевое развитие станций

Железнодорожные пути делятся на главные на перегонах, станционные (в том числе главные на станциях) и специального назначения.

Все пути в пределах станционной территории, за исключением путей необщего пользования, переданных в ведение других служб и организаций, находятся в распоряжении начальника станции.

К главным путям относятся пути перегона; их непосредственное продолжение в пределах станции носит название главных станционных путей. На каждом раздельном пункте столько главных путей, сколько на прилегающих перегонах: на двухпутных линиях два, на однопутных –один. Если один перегон однопутный, а другой двухпутный, то на станции два главных пути.

Кроме главных, к станционным путям относятся приемо-отправочные, сортировочные, погрузочно-разгрузочные, вытяжные, деповские (локомотивного и вагонного хозяйства), соединительные (ведущие к контейнерным пунктам, топливным складам, базам, сортировочным плат­формам, к пунктам очистки, промывки, дезинфекции вагонов, ремонта подвижного состава), а также прочие, назначение которых определяется выполняемыми на них операциями.

Приемо-отправочные пути служат для приема и отправления поездов. Как правило, их специализируют для определенной категории поездов: пригородных, транзитных грузовых, грузовых, подлежащих расформирова­нию, своего формирования. На всех станциях можно использовать главные пути для приема и отправления пассажирских, а в свободное время транзитных грузовых поездов. Если на станции несколько приемо­-отправочных путей, то наиболее удаленные из них, к которым примыкают маневровые вытяжные пути, используют для приема разборочных поездов отправления поездов своего формирования. Отдельные пути выделяют для приема и отправления поездов: пригород­ных, заканчивающих следование, с разрядными и негабаритными грузами и др.

Сортировочные пути используют для накопления вагонов, формирования и расформирования составов. Специализируют их для накопления вагонов определенного назначения плана формирования. На крупных сортировочных станциях на каждое назначение выделяют по одному пути, а для отдельных назначений по два. На участковых станциях в большинстве случаев специ­ализация сортировочных путей скользящая.

Пути на сортировочных горках служат для надвига на горб горки составов, подлежа­щих расформированию.

Погрузочно-разгрузочные пути размещены непосредственно на грузовом дворе или у грузовых фронтов.

На вытяжные пути выводят составы при маневровых операциях. На станциях может быть несколько вытяжных путей. Это зависит от ее категории и объема работы.

Деповские пути расположены на территории локомотивных и вагонных депо и служат для ремонта, экипировки и стоянки соответственно локомотивов и вагонов. Вблизи экипировочных путей в локомотивных депо находятся устройства для снабжения локомотивов топливом и песком.

К прочим станционным относятся ходовые пути, которые служат для пропуска одиночных локомотивов из депо под составы и обратно, пути стоянки пожарных и восстановительных поездов, подталкива­ющих локомотивов и др.

К специальным путям относятся предохранительные и улавлива­ющие тупики, а также подъездные пути к предприятиям.

Что такое раздельный пункт дайте определение. Смотреть фото Что такое раздельный пункт дайте определение. Смотреть картинку Что такое раздельный пункт дайте определение. Картинка про Что такое раздельный пункт дайте определение. Фото Что такое раздельный пункт дайте определение

У путей различают полную, полезную и строительную длину. Полная длина сквозного пути – это длина пути между стыками рамных рельсов стрелочных переводов, ограничивающих данный путь с обеих сторон. Для тупикового пути полная длина ограничивается с одной стороны стыками рамных рельсов стрелочного перевода, ведущего на данный путь, а с другой стороны – тупиковым упором.

Полезная длина пути – это та часть полной длины пути, в пределах которой устанавливается подвижной состав, не нарушая безопасность движения по соседним путям. Полезная длина пути ограничивается светофорами или предельными столбиками, а для тупиковых путей – началом засыпки балластной призмы.

На каждой железнодорожной линии для грузовых поездов устанавливаются стандартные полезные длины приемо-отправочных путей: 850, 1050 и 1250 м, а в отдельных случаях – 1550, 1700 и 2100 м. На линиях, где практикуется стыкование (соединение) двух поездов, отдельные пути станций могут иметь полезную длину, равную двойной стандартной длине для данной линии.

Строительной длиной пути называется часть полной длины за вычетом суммарной длины стрелочных переводов, уложенных на этом пути. Строительная длина путей необходима при определе­нии потребности в рельсах и шпалах для сооружения и ремонта станций.

Число и длину путей на станциях устанавливают исходя из технико-экономических расчетов. Предельные столбики устанавливаются в междупутье в том месте, где расстояние между осями сходящихся путей составляет 4100 м.

Что такое раздельный пункт дайте определение. Смотреть фото Что такое раздельный пункт дайте определение. Смотреть картинку Что такое раздельный пункт дайте определение. Картинка про Что такое раздельный пункт дайте определение. Фото Что такое раздельный пункт дайте определение

Каждый раздельный пункт имеет четко установленные границы, отделяющие их от перегонов. Границы раздельных пунктов определяются входными светофорами, либо сигнальными знаками «Граница станции». Входные светофоры и сигнальные знаки устанавливаются на расстоянии не менее 50 м от остряков противошествного или предельного столбика пошерстного ближайшего к перегону стрелочного перевода. На электрифицированных линиях входные светофоры устанавливаются со стороны перегона перед воздушным промежутком (токоразделом), отделяющим контактную сеть перегона от контактной сети станции.

Парки, стрелочные улицы и горловины станций

На участковых, сортировочных и некоторых промежуточных станциях пути, имеющие одинаковое назначение, объединяются в отдельные группы, называемые парками. По назначению парки обычно подразделяются на парки приема поездов, парки отправления поездов, парки сортировки вагонов, парки стоянки пассажирских поездов (пассажирские парки), парки пропуска поездов без переформирования (транзитные парки) и т. д.

Что такое раздельный пункт дайте определение. Смотреть фото Что такое раздельный пункт дайте определение. Смотреть картинку Что такое раздельный пункт дайте определение. Картинка про Что такое раздельный пункт дайте определение. Фото Что такое раздельный пункт дайте определение

Парки могут быть сквозными, когда они имеют выход в обе стороны путей, и тупиковыми, когда выход имеется только с одной стороны путей. По схеме расположения путей парки могут иметь форму трапеции (а), «рыбки» (б), параллелограмма (в) и пр. От формы парка зависит длина входящих в парк путей. В парке-параллелограмме пути по длине практически одинаковые, а в парке-трапеции и парке-«рыбке» по мере удаления от основного пути длина остальных путей сокращается.

Стрелочной улицей называется железнодорожный путь, на котором последовательно расположены стрелочные переводы для примыкания группы параллельных путей. Стрелочные улицы ограничивают парки путей и дают возможность иметь выход с каждого пути на вытяжной или главный путь.

В зависимости от схемы расположения стрелочных переводов и угла наклона к основному пути различают несколько конфигураций стрелочных улиц:

    простейшие: на основном пути; под углом крестовины; веерная; сокращенные; под двойным углом крестовины; составные (комбинированные).

Достоинством простейших стрелочных улиц является хорошая видимость путей и удобство обслуживания стрелочных переводов, расположенных на одной линии. Недостатком простейших стрелочных улиц является значительная длина улицы при большом числе путей. Поэтому такие стрелочные улицы применяют при небольшом путевом развитии (4 – 5 путей). Для уменьшения длины стрелочных улиц при большом числе путей применяют сокращенные стрелочные улицы и стрелочные улицы под двойным углом крестовины.

Конфигурация стрелочной улицы оказывает влияние на условия поездной и маневровой работы, а также на строительные затраты.

Горловиной станции называется зона расположения стрелочных переводов, соединяющих главные пути с путями парков, а также пути парков с вытяжными и ходовыми путями для локомотивов. Горловина может включать несколько стрелочных улиц и примыканий соединительных и подъездных путей. Она должна быть компактной и обеспечивать как можно большую возможность для маневров, т. е. допускать одновременное выполнение перемещений подвижного состава в ее зоне. Обычно зона горловины располагается вне пределов полезной длины путей.

Порядок нумерации путей, парков и стрелочных переводов

На станциях каждый путь, стрелочный перевод, станционный пост централизации и стрелочный пост, а на перегонах каждый главный путь должен иметь номер.

Согласно ПТЭ, запрещается устанавливать одинаковые номера путям, стрелочным переводам и постам в пределах одной станции. На станциях, имеющих отдельные парки, не допускается устанавли­вать одинаковые номера путям в пределах одного парка.

Главные пути на перегонах и станциях обозначают римскими цифрами: в нечетном направлении – нечетными, а в четном – четными. Главный путь на станции имеет тот же номер, что и на перегоне. При подходе к станции с одной стороны двухпутной линии, а с другой – двух однопутных главные пути в пределах станции нумеруют по двухпутному подходу. Если двухпутную линию пересекают или к ней примыкают одна или две однопутные линии, то их главным путям присваиваются соответственно номера III и IV.

Приемо-отправочные и прочие пути обозначают арабскими цифрами. На промежуточных станциях и обгонных пунктах пути, примыкающие к четному главному пути – четными, а к нечетному – нечетными. На однопутных линиях приемо-отправочные пути, расположенные между пассажирским зданием и главным путем, имеют нечетную нумерацию, а по другую сторону главного пути – четную. Когда пути специализированы по направлениям движения, нумерация их зависит от того, какие поезда на них принимают: четные или нечетные. Если пути не специализированы по направлениям и не объединены в парки, а главные пути расположены сбоку от них, то приемо-отправочные пути нумеруют последовательно.

В пределах одного парка пути обычно имеют последовательную нумерацию. После номера пути обычно добавляется буква, обозначающая парк. Путям сортировочных парков присваивают две арабские цифры: первая – номер пучка, вторая – номер пути в пучке.

Нумерация стрелочных постов и стрелочных районов со стороны прибывающих четных поездов – четная, а с другой стороны – нечетная. Такой же принцип нумерации стрелочных постов и районов в парках, даже если весь парк расположен в четной стороне станции. Посты централизации нумеруют так же, как и стрелочные, если их на станции два и более.

Стрелочным переводам, расположенным со стороны прибытия четных поездов, присваивают четные порядковые номера, а со стороны нечетных – нечетные. Линией, разделяющей станцию на четную и нечетную стороны, считается ось пассажирского здания. Если пассажирское здание (на крупных станциях) находится с одной стороны станции, то линией деления ее на четную и нечетную стороны служит ось, проходящая посередине путевого развития, либо линия, проходящая через пост дежурного по станции. Нумерация стрелочных переводов, расположенных в парках, как правило, обособлена. Каждому парку выделена определенная сотня номеров: нечетных – для стрелочных переводов нечетной стороны, четных – для четной. Парк делится на стороны своей осью. Спаренные стрелки (съезды) и стрелочные улицы имеют непрерывную последовательную нумерацию.

На каждой станции есть подробный масштабный план, где указаны расположение и номера путей, постов, стрелок, расстояния их от оси пассажирского здания.

Что такое раздельный пункт дайте определение. Смотреть фото Что такое раздельный пункт дайте определение. Смотреть картинку Что такое раздельный пункт дайте определение. Картинка про Что такое раздельный пункт дайте определение. Фото Что такое раздельный пункт дайте определение

Расположение станционных путей. Схемы станций

В зависимости от плана и профиля пути, рельефа окружающей местности, расположения населенного пункта по отношению к железнодорожным путям и других условий, железнодорожные станции могут иметь различную конфигурацию (схему), определяемую расположением приемо-отправочных путей по отношению к главным. Различают станции с поперечным (а), полупродольным (б) и продольным (в) расположением приемо-отправочных путей.

Что такое раздельный пункт дайте определение. Смотреть фото Что такое раздельный пункт дайте определение. Смотреть картинку Что такое раздельный пункт дайте определение. Картинка про Что такое раздельный пункт дайте определение. Фото Что такое раздельный пункт дайте определение

Наиболее распространены станции с поперечным расположением приемо-отправочных путей, т. к. они занимают сравнительно небольшую площадку, которая определяется длиной приемо-отправочных путей (850 м, 1050 м или 1250 м + 300 м с каждой стороны для размещения стрелок горловины). Грузовые устройства могут располагаться как со стороны пассажирского здания, так и с противоположной стороны.

Станции с продольным расположением приемо­-отправочных путей требуют более длинной станционной площадки, равной удвоенной длине приемо-отправочных путей плюс 800 м на размещение горловин. На этих станциях пути для приема и отправле­ния пассажирских и сборных поездов, а также грузовые устройства располагаются на основной площадке против пассажирского здания.

Для станций с полупродольным расположени­ем приемо-отправочных путей требуется меньшая длина станцион­ной площадки, так как пути сдвинуты навстречу друг другу.

Хотя станции с продольным или полупродоль­ным расположением приемо-отправочных путей требуют более длинной площадки, они имеют существенные преимущества перед станциями поперечного типа, а именно создаются лучшие условия для безостановочного скрещения поездов встречных направлений на однопутных участках, что увеличивает участковую скорость, а значит, и пропускную способность участка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *