Что такое разгоны стендап
Настоящий стендап
Блог про стендап-комедию, комедию в целом, теорию юмора и про многое другое.
воскресенье, 8 апреля 2018 г.
Термины стендап-комедии
Комедийная эстрада фактически управлялась театром и существовала как закрытая система с «гос. монополией» на комедию на сцене. После распада СССР, комедийная эстрада отделилась от остальной эстрады (уже шоу-бизнеса) и создала свою закрытую сцену — «Аншлаг», «Кривое зеркало». Постсоветская юмористическая сцена пережила пик популярности и пришла в упадок к началу-середине нулевых на фоне старения юмористов, всё той же закрытости сцены и появления других открытых юмористических сцен, вроде КВН.
Так как эстрадная комедия в современной России осталась закрытой сценой, начали появляться новые открытые комедийные сцены. В середине нулевых интернет дал толчок к пониманию того, что такое англоязычная стендап-комедия. Сегодня стендап в России развивается как открытая и децентрализованная комедийная сцена со своими принципами и традициями.
Сетлист — «список битов для сета», который комик пишет на листке или у себя на руке для собственного напоминания. В 2013 году вышло шоу Пола Провензы «Set List: Stand-Up Without a Net», где комики выходили на сцену и начинали разгонять странные и нелепые темы или фразы, которые появлялись на экране. Формат шоу стал популярным и ныне проводится во всех комедийных клубах мира.
Роаст (Прожарка) — формат комедийного шоу, где роаст-комики и гости высмеивают и почитают гостя вечера.
Роаст-баттл — комедийное соревнование между комиками, в котором они подкалывают и высмеивают друг друга. Формат стал особенно популярным после одноименного шоу Джеффа Росса на Камеди Централ.
Мани-майк — технически открытый микрофон, где выступающие борются за денежный приз. Формат шоу придумали в России, по большей части из-за желания владельцев заведений иметь «удачный вечер», делая комедийное шоу, где все выступающие будут рассказывать свой лучший материал.
Платка — платное выступление комика.
Монолог — «авторское слово», речь, обычно обращённая к зрителям. Одна из самых сложных и длинных форм комедии в стендапе. Чисто монолог в стендапе используется редко, обычно это юмористический комментарий-проповедь-рант, который завершает бит. Через монолог комики часто высказывают серьёзное мнение.
На российской стендап-сцене «монолог» или «монол» чаще используется телевизионными комиками и означает один готовый «сет» для ТВ-проекта.
Популизм Поперечного, кривляния Сабурова и картинки от Воли. 10 худших стилей русского стендапа
«Как-то я ехал в такси».
Читая наши тексты о русском стендапе, можно подумать, что в стране уже давно нет проблем с комедией: вместо них десятки, а то и сотни смешных комиков, много площадок и гигантское разнообразие стилей. Отчасти это правда, но стендап, как и всё на свете, несовершенен и может раздражать. А, если вы не погружены в этот мир глубоко, первый опыт знакомства может оказаться травмирующим. Попав не на то мероприятие или кликнув не на то видео, вы можете решить, что стендап – унылое шапито для идиотов. А это не так.
Сегодня мы собрали десять самых банальных, раздражающих и несмешных подходов, которые испортят ваш вечер комедии. Но не потому, что мы не любим стендап. Как раз наоборот: мы хотим помочь вам не тратить время на ерунду.
Поверхностный юмор Щербакова
Лёха Щербаков – парадоксальный персонаж. Чувак так и не научился писать материал, но стал одним из самых популярных комиков страны на чистой харизме грубоватого кухонного хохмача. Если Руслан Белый выступает как простой русский мужик, Щербаков – типичный шут с работы, чей репертуар широк как целая страна. В нём есть величественные горы шуток про кал, плоские равнины приколов про внешность и реки панчей про мочу, которые невозможно перейти вброд. Душа поёт!
Юра Хованский называл юмор ЧБД и особенно Щербакова шутками с задней парты. И не просто так. Стилёк Алексея заточен вокруг молниеносной шутки с нижней полки, буквально первого, что оказывается под рукой. Человек в плохой форме сразу получит панчик про жир, ухаживающий за собой мужчина – про геев. Просто и понятно. Дополнительных смыслов нет. Если Лёха и смешит по-настоящему, то не остроумием, а своей практически детской непосредственностью.
Но если что-то (иногда) работает для Щербакова и компании, это не значит, что такой юморок – вершина комедии. Разве что айсберга, потому что точно такие же шутки может придумать любой семиклассник, а настоящие комики проводят работу над материалом. Когда ваши друзья используют стереотипные заходы – это одно, но от стендапера-профессионала нужно требовать большего.
Мужчины и женщины такие разные
Вау! «Заметили, что женщины долго собираются? Девочки, почему вы так долго собираетесь?» – если комик использует этот заход, в него должны полететь помидоры. Базовые шутки про отношения и шаблонные приколы про женщин, наверное, самое банальное и несмешное, что вообще есть в стендапе. Эта история настолько стара, что британцы высмеивали таких комиков ещё в 90-х.
А у нас такого не было, ведь Гурам Амарян всё ещё выступает и по какой-то причине считается популярным. Хотя он просто травит клише про женщин, которые можно услышать от любого бича за сорокет.
И ладно Амарян. Он специфический комик с ТНТ, работающий на широкую аудиторию. Но иногда занудные темы отношений и разницы между мужчинами и женщинами портят концерты более комплексных комиков. Слава Комиссаренко в какой-то момент утомил историями про девушку. А молодые и современные Ваня Усович и Кирилл Селегей даже выпустили сольники, концовки которых обезобразил заход в стиле: «Мужчины и женщины такие разные».
То же самое касается комиков-женщин. Стереотип, что дамы не могут смешно шутить, давно забыт, и у нас полно бриллиантовых комикесс: Мария Маркова, Соня Медовщикова, Вера Котельникова. При этом большая часть юмора в шоу «Женский стендап» – рассказы о глупом поведении парней/мужей. Ну зачем?
Стендап с иллюстрациями от Павла Воли
И его перспективного преемника Жени Синякова, который в 33 года шутит о пьяных девушек на свиданиях и программе «Тачка на прокачку». Эта парочка гениев изобрела новый (и самый ленивый) вид стендапа: выступление с иллюстрациями, похожее на офлайн-обзоры с ютуба 2009 года. На время забудем, что Павел и Женя отвратительно шутят. Поговорим о весёлых картинках.
Зачем они вообще нужны? Прелесть стендапа по сравнению с КВН, цирком, скетчами и миниатюрами в том, что тебе вообще не нужен реквизит. Только зрители и микрофон. Наличие презентации в PowerPoint может означать только две вещи, и обе грустные.
Первый вариант: Воля и Синяков уверены, что без картинок средний представитель их аудитории не сможет понять речь комика. Второй вариант: это признак творческой беспомощности, а стендапер с иллюстрациями – как спортсмен, который без допинга не доберется даже до магазина.
Конечно, этот жанр существует в рамках Comedy Club, но он всё равно вреден. Кто-то может подумать, что это и есть стендап. Но нет. На самом деле такой ленивый и унылый подход недостоин даже называться юмором.
Копирки Вани Усовича и Артура Чапаряна
Это видел каждый, кто хоть раз посещал открытые микрофоны, где выступают начинающие комики. Всегда и везде есть тот, кто защищает себя от критики нарочито инертной подачей, как будто вышел на сцену нехотя и без материала. Если шутки зайдут – круто. Если нет – я особо и не старался.
Этой болезнью русский стендап, как вы поняли, заразился от Вани Усовича, Артура Чапаряна и в меньшей степени Идрака Мирзализаде. Но эти трое – отличные комики. Они точно знают, что делают, и часто используют отсутствие эмоций для усиления эффекта, а то и в качестве невысказанной шутки. Так выглядит мастерство, которого нет у копий.
Но это не значит, что безэмоциональные комики слизали всё у Чапаряна с Усовичем. Посмотрите на Женька Сидорова: его сложение, рост, причёска, тембр голоса и ленивая улыбка прямо сообщают, что медленная подача – его естественный, а не приобретённый стиль. Сидоров смешной ещё и потому, что он правдоподобный. А всем, кто намеренно пытается освоить стендап без эмоций, это, как правило, не идёт.
Слишком экспрессивная подача
Саша – сильный комик. Он умеет писать шутки, он мегасмешной в разгонах и «Самом умном комике», а коллеги по комедии рассказывают про него уморительные истории. Но в собственных выступлениях Малой постоянно и много орёт. Так много, что я не смог посмотреть его «Консьерто Вульгар» одним заходом, хотя пытался несколько раз.
В первый раз это смешно. Во второй тоже. С третьего просто ждёшь, когда он прекратит и мы двинемся дальше. А на четвёртом уже отчётливо болит голова. Одна моя подруга точно заметила: Саша Малой думает, что он мультик. И это правда так: для полной картины парню не хватает выпадающих из орбит глаз, падающей наковальни и крика Вильгельма.
Экспрессия – отличная специя. Если комик заорёт в правильный момент, зритель засмеётся даже от неожиданности. Но если это специя, стендап Саши Малого похож на индийскую кухню. Не знаю, что там было внутри, но помню много куркумы и карри. Когда стендапер переигрывает, кричит и применяет другие спецэффекты, они утомляют и вытесняют шутки из памяти.
Перебор с импровизацией от Ильи Соболева
Этим занимаются самые разные комики, но Илья – их король, новый Ян Арлазоров и человек, способный не просто ответить зрителю, а построить чуть ли не всё выступление на импровизации с залом. Крутой ли это навык? Безусловно. Но когда его слишком много, получается хаотичная муть.
Ни один импровизатор не сможет мгновенно придумать большое выступление со структурой, подтекстами и крутыми кусками. В лучшем случае удачных шуток будет чуть больше, чем кринжовых. Поэтому так сложно смотреть «Импровизацию» на ТНТ. Это какая-то бесконечная «Разминка» из КВН.
Важная часть работы стендап-комика – проверка материала. Никто не записывает сольники с чистого листа. Сначала отдельные шутки проверяют на специальных мероприятиях и опен-майках, потом их редактируют и доводят до бронебойного состояния. Из этих шуток собираются большие монологи, которые тоже нужно обкатать. И только после этого зрители получают конечный продукт.
Сравним это с рэпом. Не все умеют круто фристайлить, и это отличный навык. Но фристайлу никогда не побить написанный и отредактированный текст. Илья Соболев, конечно, большой молодец, но смотреть, как он в очередной раз пытается на ходу придумать шутку про лысого менеджера из зала, уже невыносимо.
Кривляния Нурлана Сабурова
В США есть Дэйн Кук. Некогда знаменитый комик – один из самых ненавидимых публикой стендаперов. Почему? Потому что вместо шуток Кук кидает в зрителей набор из преувеличенных кривляний, присутствующих как в его фильмах, так и на концертах. Невозможно сосчитать, сколько рож он способен скорчить за десять минут, а пародия на тираннозавра может превратиться в полноценный двухминутный перформанс. Это рассмешит младенца, но взрослым людям нравится текстовый юмор.
Или другой пример – Джим Керри. Многие любят его за роли в фильмах «Эйс Вентура», «Маска» или «Лжец, лжец». В детстве эти картины казались нам верхом комедии. Попробуйте пересмотреть их сейчас, в сознательном возрасте. Вам всё ещё смешно от того, что Джим кривляется за спиной у собеседника и разговаривает задницей? Нравится, когда он вылезает из носорога? Если да, у меня есть для вас новость. Ваш идеальный комик на сегодня – Нурлан Сабуров.
Мало того, что чувак регулярно грешит банальными темами, он ещё и сопровождает каждую шутку своим скорченным в смятую бумажку скворечником. Чтобы вы понимали, где смеяться. Это, как и картинки от Павла Воли, всего лишь усиление эффекта. Нурлан явно круче, но играть лицом и кривляться – всё-таки разные вещи.
Шутки про таксистов и друзей
Эх, классика! Заход «однажды я ехал в такси» в вакууме уступает даже нелепым каламбурам. Они хотя бы иногда бывают изобретательными. Но, к счастью, приколы про такси, метро и «одного моего друга, который вообще ненормальный» считаются дичайшим моветоном и в среде самих комиков. Отрицательных примеров было много, а вы наверняка слышали эти шутки на ТНТ или живых мероприятиях. Поэтому поговорим о хорошем.
Первое – авторское шоу Хетага Хугаева «Кринж стендап». Хуга приглашает к себе двух комиков, и они втроём пишут самый стыдный монолог, на который только способны. Комедия наблюдений про такси там – чуть не обязательный пункт. Потом каждый тянет жребий, а проигравшему придется выдать этот позор за свои настоящие шутки на проверочной вечеринке, а то и платном мероприятии. Зрители, конечно, не в курсе. Мой любимый выпуск – с Арианой Лолаевой и Гариком Оганисяном. Монолог там вышел отменно ужасным.
Да, комедия наблюдений на банальные темы – нижний уровень стендапа. Но! Даже в этой сфере можно работать хорошо. Второй пример – Дима Гаврилов, самое приятное исключение в мире комиков-наблюдателей. Он находит удачные ракурсы даже для самых тривиальных заходов про опоздания и таксистов. Дима делал это даже в жёстких рамках комика с ТНТ, которому нужно сдавать новый материал непозволительно часто, и это практически чудо. В остальных случаях вам лучше пройти мимо и не смеяться над тем, от чего кринжуют сами стендаперы.
Популизм Поперечного
Я перестал что-либо понимать в отношении Дани. Недавно он посетил шоу «Разгоны» и был одним из самых смешных людей в студии. Попер традиционно хорош и остроумен в обычных беседах. Он – неплохой рассказчик и умеет придумывать шутки на ходу. Так что же творится с его собственным материалом?
Данила берёт правильные темы, всегда старается бить сильного и давить на болевые точки общества, но всё равно получается в лучшем случае средний стендап для широкой аудитории. На бумаге Поперечный много шутит про социалку, но моментами это больше похоже на митинг или политическое обсуждение.
«Я за легализацию проституции!», «Коронавирус надоел!», «А слышали, что Песков сказал?» Хорошо, что у Поперечного есть позиция, но где шутки? Недостаточно просто озвучить тему, чтобы она превратилась в стендап. Нужно ещё и написать смешной материал. А Даня как будто делится своими социально-политическими наблюдениями, забывая завернуть их в комедию. И это так странно.
Возможно, на это влияет блогерская профдеформация, а Поперечному в любом случае хочется превратить всё во влог или обзор. Но безусловная любовь аудитории отдаляет Даню от критики, и он просто не замечает, что проигрывает большинству коллег по качеству самого материала. И это уже другой уровень поверхностной комедии. Пока Щербаков шутит про очевидное, Поперечный и похожие на него комики недокручивают потенциально крутые заходы.
Истории вместо стендапа
Эту болезнь проявляется двух местах. Первое – открытые микрофоны, куда приходят новички, перепутавшие стендап с байками, чтобы рассказать мегаисторию, ставшую легендарной в их компании. Иногда это смешно, но чаще всего там просто отсутствуют шутки. Рассмешить своих знакомых могут многие, но заставить слушать и смеяться кучу незнакомых людей – смесь таланта и тяжёлой работы.
Второй вид того же явления – стендап от блогеров, сильно распространённых в ранних десятых. Дмитрий Ларин, Руслан Усачев, Кузьма, Юрий Хованский, Илья Мэддисон и BadComedian возомнили себя комиками, но не научились писать шутки. Чуваки просто кормили аудиторию якобы смешными историями, которым отчаянно не хватает панчлайнов. На это просто скучно смотреть.
Для таких вещей есть альтернативные форматы а-ля «Шоу историй». Зритель включаешь видео, заранее зная, что выпуск содержит одну, но хорошенько обработанную байку. Не нравится подобный формат? Скорее возвращайтесь к традиционному стендапу.
Что такое разгоны стендап
Основные термины современной стендап-комедии:
Сетап — подготовка к смешному, начало шутки. В сетапе создаётся ожидание, то есть зритель должен хоть что-то представить у себя в голове от того, что сказал комик.
Панчлайн (панч) — само смешное, шутка. В панчлайне разрушается ожидание, созданное в сетапе.
Акт-аут (отыгрыш) — всё то, что показывает или делает комик, что не относится к повествованию от его лица. Сценка, показывающая одну или несколько точек зрения, которые относятся к биту или выступлению. Через акт-аут имитируют звуки, показывают, к примеру, пародии на людей, животных или неодушевленные предметы и так далее.
Отсылка — шутка, которая отсылается к ранее сказанной шутке. Также, это это приём, где в шутке есть отсылка к чему-либо. Важно понимать, что просто отсылка — это не шутка. Это должна быть шутка с отсылкой.
Бит (блок) — шутка или набор шуток на одну тему от начала до конца, вне зависимости от формы и длины комедии. Короткие шутки на одну тему — бит. История про что-то одно — бит. Метапост-ироничный абсурдный номер от начала до конца — бит.
Сет (выступление) — выступление с определенным набором битов. Сеты комиков могут длиться от минуты до нескольких часов.
Материал — набор шуток, который есть у комика.
Проверенный (обкатанный, готовый, работающий) материал — набор работающих и проверенных шуток.
Вода — всё лишнее, без чего шутка всё равно может работать.
Провис (яма) — неудачный момент в выступлении комика или неудачное выступление одного комика в шоу с несколькими комиками.
Плотный материал — материал, забитый шутками, без провисов и воды.
Выступить в тишину (слив, лажа, тяжёлый/мёртвый зал, не зашло) — неудачное выступление.
Бомба (выступление-бомба, шутка-бомба, бомбическое выступление и др. вариации) — удачное выступление или шутка. Кстати, в англоязычном стендапе «to bomb» наоборот означает неудачно выступить.
Разъёб, разрыв — очень удачное выступление или шутка.
Бест — лучшие шутки комика, обычно по его же мнению.
Внутряк (внутренняя шутка) — шутка, понятная узкому кругу людей или какие-либо вещи, известная только внутри стендап-сообщества. Зрителям эти шутки могут быть непонятны — отсюда выходит главный недостаток внутряков.
Переход (связка) — связывание одного бита с другим через различные приёмы, чтобы выступление казалось более однородным и плавным. Многие комики, к слову, переходами не пользуются. Да, можно просто рассказывать свои биты и не связывать их. Здесь нет никаких правил.
Работа с залом (общение с залом, импровизация с залом) — полу-импровизационное общение комика со зрителями с целью получить комедию или для разогрева.
Разгон — полу-импровизационное создание комедии с добавлением новых шуток или тегов. Обычно происходит в компании комиков, когда они общаются на разные темы, развивают и обшучивают их. Довольно популярными становятся шоу, где комедия создается подобным образом. Самое известное комедийное шоу внутри российской стендап-сцены с «разгонами» — «Порараз Бирацца».
Открытый микрофон (опен-майк, опен или микрофон) — мероприятие, на котором любой желающий может показать своё творчество на сцене. На комедийных открытых микрофонах это, соответственно, шутки. Открытые микрофоны невероятно важны — благодаря им происходит бесконечный, независимый и децентрализованный вход новых лиц в стендап-комедию.
Сетлист — «список битов для сета», который комик пишет на листке или у себя на руке для собственного напоминания. В 2013 году вышло шоу Пола Провензы «Set List: Stand-Up Without a Net», где комики выходили на сцену и начинали разгонять странные и нелепые темы или фразы, которые появлялись на экране. Формат шоу стал популярным и ныне проводится во всех комедийных клубах мира.
Роаст-баттл — комедийное соревнование между комиками, в котором они подкалывают и высмеивают друг друга. Формат стал особенно популярным после одноименного шоу Джеффа Росса на Камеди Централ.
Переводные комики — переведённые на русский язык зарубежные комики. Самые известные в сообществе — самые первые переведённые комики: Джордж Карлин, Джимми Карр, Крис Рок, Дара Обриен, Эдди Иззард, Эдди Мёрфи, Дилан Моран, Даг Стенхоуп, Луи Си Кей, Билл Бёрр.
Хеклер (крикун) — человек из зрительного зала, мешающий выступающему. Комик на сцене не является актёром, у нет сценического образа и выкрик всегда выглядит как атака на самого человека, поэтому комик обычно сразу вступает в перепалку с хеклером.
Комик на разогреве (разогревающий комик) — комик, который выступает вначале шоу и собственно разогревает зал перед последующими комиками или перед хедлайнером, если он есть.
Хедлайнер — «главное имя на афише», обычно самый известный комик комедийного шоу.
Комик-ведущий — комик, который ведёт стендап-шоу. Разогревает зрителей вначале и рассказывает свой материал между выступлениями комиков.
Медийный комик — узнаваемый по ТВ-эфирам комик.
Выезд — гастроли комика или группы комиков в другой город.
Дедпан — стиль безэмоционального рассказа материала. Вопреки странному предубеждению, дедпан не является популярным стилем в стендапе — комиков с дедпаном не так и много.
Ванлайн — короткая шутка из одного-двух предложений. Комиков с короткими шутками также не так много.
Монолог — «авторское слово», речь, обычно обращённая к зрителям. Одна из самых сложных и длинных форм комедии в стендапе. Чисто монолог в стендапе используется редко, обычно это юмористический комментарий-проповедь-рант, который завершает бит. Через монолог комики часто высказывают серьёзное мнение.
Топикал-комедия (актуал, актуальная комедия, новостные шутки) — комедия на актуальные темы или события.