Что такое разговорная речь 6 класс
Русский язык. 6 класс
Конспект урока
Перечень рассматриваемых вопросов
Речь – форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
Стили речи – система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения.
Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Основные признаки текста: текст состоит из предложений, к тексту можно придумать заглавие, все предложения в тексте имеют границы, предложения в тексте идут в определённой последовательности, в тексте всегда о ком-то или о чём-то говорится, текст можно разделить на части, каждая часть текста записывается с красной строки.
Разговорный стиль служит для неформального общения. Применяется больше в устной речи для общения между двумя и более людьми. Применяются вопросительные и восклицательные предложения, неполные предложения, паузы в речи, вводные слова и словосочетания, не имеющие смысла, повторение одних и тех же слов и букв.
Публицистический стиль служит для воздействия на людей через СМИ и используется в статье, очерке, репортаже и пр. Используется малое количество слов негативного характера, общественно-политическая терминология и лексика, речевые штампы, мотивирующие слова и фразы.
Официально—деловой стиль – средство письменного общения в сфере деловых отношений. Используются речевые штампы, устаревшие слова, профессиональная терминология.
Научный стиль используется в сфере науки и производства. Он применяется для написания статей, учебников, рефератов и других исследовательских или повествовательных работ, все высказывания ведутся от одного лица, имеется небольшой набор языковых средств для использования: определённая терминология.
Художественный стиль применяется в художественной литературе. Используются множества образных стилистических фигур и всевозможных синтаксических средств выразительности.
1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2015. – С.46-48.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Прочитаем два текста.
Лошадь – млекопитающее отряда непарнокопытных, её облик говорит о приспособленности к быстрому бегу. Из всех существующих млекопитающих у лошади сохранились лишь 4 пальца, по одному на каждой ноге.
Вороной конь с блестящими зелёными глазами и чёрной гривой казался образцом лошадиной красоты, одним из самых благородных коней… Местные пастухи говорили о том, что вороная лошадь упряма, как осёл, и зла, как бес. (Эрнест Сетон-Томпсон «Рассказы о животных»).
В чём сходство и отличия текстов? Мы читаем о лошадях. Но в первом случае текст – научный, с точным описанием без художественно-выразительных средств. Во втором – художественный с эпитетами, сравнениями, рассуждением о характере и поведении лошади.
Прочитаем разговор мамы с дочерью и сыном.
Мама: «Почему ты такой грустный, Ваня?».
Маша: «Ваня делал доклад на районном конкурсе “Моё изобретение” и не завоевал никакого места. Хотя его изобретение, на мой взгляд, хорошее.
Ваня: «Мне сказали, что мой доклад нужно было сделать более серьёзным, в научном стиле».
Можно сделать вывод, что Ваня сделал неправильный доклад, не в научном стиле.
«Я изобрёл зеркало заднего вида для самоката. Как-то я ехал по дороге, и вдруг, откуда ни возьмись, грузовик! Ужас! И свернуть было некуда! Еле увернулся, упал в канаву. Пришёл домой, а тут мама увидела, что я грязный, и давай ругать. И тут я подумал: «Вот бы мне зеркало заднего вида, тогда я бы вовремя увидел грузовик!».
Ваня сделал доклад в разговорном стиле, а надо в научном.
Отредактируем доклад Вани:
– уберём эмоциональные высказывания и просторечные слова («Ужас!», «давай ругать», «еле»);
– включим в текст термины.
– составим текст-рассуждение, объясняющий суть изобретения.
Ваня изобрёл зеркало заднего вида, чтобы можно было видеть то, что находится за спиной. Это изобретение необходимо, потому что оно помогает избежать несчастных случаев и позволяет катающемуся на самокате быть уверенным в дорожной ситуации.
Текст принадлежит к научному стилю, так как используется терминология.
Для разных жизненных ситуаций нужно использовать определённый стиль речи, тип текста.
Научный – доклады, ответы на уроках, статьи в учебнике (чаще описание или рассуждение).
Разговорный – повседневное общение (любой тип текста).
Художественный – язык художественных произведений (любой тип текста).
Официально-деловой – в сфере делового общения (любой тип текста).
Публицистический – текст публикаций (любой тип текста).
Используя предложенный набор слов и словосочетаний, составим тексты в разных стилях.
Слова для использования: двухколёсная машина развивает скорость, невнимательный прохожий, тяжёлый рюкзак, педали с двух сторон, приводимое в движение, проволочная корзина, отличное настроение, фонари-отражатели, горный велосипед, железный конь, трёхколёсный, гоночный, насос, детский, тормозные колодки, бутылка для воды, визг тормозов, блестящая поверхность, много впечатлений, необыкновенный подарок, переключение скоростей, длительные путешествия, красивые виды.
Первый текст представлен в научном стиле, тип текста – описание, для словарной статьи.
Велосипед – двухколёсная или трёхколёсная машина для езды, приводимая в движение педалями с двух сторон, вращающими колеса. Велосипеды делятся по назначению на спортивные, гоночные, детские. Велосипед комплектуется насосом, светоотражающими фонарями и бутылкой для воды, у некоторых имеются багажник и проволочная корзина.
Второй текст написан в художественном стиле, тип текста – описание, используется в художественном произведении.
Моему брату купили новый гоночный велосипед. Все детали блестели на солнце. Велосипед был настоящим «железным конем», способным уносить на много километров вперёд за несколько минут. Колёса тонкие и большие, а на руле – переключатель скоростей. Как я завидовал своему брату!
Третий текст написан в разговорном стиле, тип-повествование, используется в разговоре друзей.
Мы с друзьями собрались в поход, но велосипеда у меня не было, и я попросил его у соседа. Мы взяли воду, рюкзаки, надели кроссовки и поехали на станцию, весело болтали по дороге. Вдруг из-за кустов выскочил пёс и начал лаять. Мы помчались, но пёс не отставал, мы поехали ещё быстрее и не заметили, что тротуар закончился. Яму я заметил поздно: «Бах!» – и я оказался в грязной луже со свёрнутым рулём – поход закончился!
Знания о стилях и других особенностях текста позволят провести комплексный анализ текста.
Северное сияние – это зрелище необычайной красоты. Смотришь на него – и не веришь своим глазам. Я никогда не упускаю случая полюбоваться северным сиянием, но впервые мне посчастливилось его увидеть на берегу Онежского озера. В полночь я вышел на улицу. Над озером стояла тишь, которую изредка нарушали лай собаки и голос какой-то ночной птицы. А в звёздном небе колыхался светящийся занавес. Он сужался, расширялся, собирался в складки, менял цвет. На фоне неба виднелись черные макушки деревьев, крыш домов. Я был очарован чудесным видением и сохранил это воспоминание на всю жизнь.
Давайте поставим заголовок, определим основную тему текст, его тип.
Заголовок – «Северное сияние»
Основная тема текста – красота сияния на берегу Онежского озера. Тип текста – описание.
Разговорный стиль подразумевает неформальное общение.
Научный стиль отличается обилием специальных терминов.
В официально-деловом стиле мы встречаем стандартную форму, особые обороты.
В публицистическом стиле помимо нейтральной, используется высокая, торжественная лексика и эмоционально окрашенные слова.
Художественный стиль применяет выразительные средства, образность.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Единичный / множественный выбор;
Укажите стиль текста.
Ветер – это перемещение воздуха над поверхностью земли. Он возникает из-за неравномерного распределения атмосферного давления.
Для выполнения задания нужно применить алгоритм:
Вспомнить, какие особенности есть у каждого стиля речи. Определение содержит термины и относится к научному стилю.
Выделите цветом стиль речи текста.
Внимание! Все желающие отправиться на экскурсию в Москву собираются у кабинета директора 3 октября в 12 часов.
Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:
Вспомнить, какие особенности есть у каждого стиля речи. В тексте объявления используется стандартная форма.
Особенности разговорного стиля речи
Разговорная речь: особенности стиля
Разговорный стиль речи — тот, который мы используем в повседневных беседах. Это легкая речь, отличающаяся непосредственностью. Здесь нет никаких установленных правил, что и делает разговорный стиль уникальным.
Разговорная речь — функциональный стиль речи, который служит для неформального общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке.
Разговорный стиль применяется в обычном общении — здесь не нужны четкие правила и рамки. Возможно, по этой причине он в некоторых случаях признается как низшая ипостась грамматической нормы.
Основная функция разговорного стиля речи — передача информации в неофициальной обстановке посредством языка в устной форме. Простыми словами, его задача — обеспечить бытовую связь между двумя или несколькими людьми.
Где применяется разговорный стиль? Это область бытовых отношений:
Помимо повседневной жизни разговорный стиль применяют в художественных текстах и публицистических. Например, в репортажах с места происшествия. Значение разговорного стиля в литературе — передать реализм, создать определенный образ героя.
Нарушением разговорного стиля является злоупотребление книжной лексикой, терминологией и канцеляризмами.
Лексические, морфологические и синтаксические особенности
Далее мы приведем описание разговорного стиля через ряд характеристик.
Сфера применения — непринужденное общение, противопоставление литературной книжной речи. Форма — устная.
Фонетика: динамическая неустойчивость: изменение или потеря ударений, смена слогов, разнообразный темп.
Когда человек высказывает свою точку зрения, это его личный выбор. Можно дать возможность собеседнику выразить свое мнение, тогда это будет монолог. Или можно ответить, тогда разговор станет диалогом.
Какие еще выделяют жанры разговорного стиля помимо диалога.
Диспут, дискуссия. Участники обмениваются мнениями, чтобы выяснить правду или принять верное решение. Каждый приводит свое мнение.
Спор. Здесь опровергается чужое мнение и отстаивается собственное.
Рассказ. В рассказе преобладает монолог. Смысл в том, чтобы передать целостность всей информации, которую доносит человек.
История. Здесь не только передаются сведения о каких-то произошедших событиях, но также и делается вывод.
Письмо. Письмо в рамках речевого общения составляется простым искренним языком, который встречается у близких и друзей. Здесь раскрываются мысли и чувства, оформленные в письме. Характерна непринужденность и легкость. Также всегда есть приветствие и прощание.
Записка. Отличается от письма тем, что записка актуальна при аналогичных обстоятельствах. Ее содержание краткое, состоящее из нескольких слов.
Дневник. Это тексты в стиле разговорной речи. Адресат — второе Я человека, которому автор выражает свои мысли и чувства. Часто бывают и риторические вопросы, водные слова, междометия. Также дневник может содержать перечисление действий автора, его планы, анализ, развитие хода мыслей.
Какие характерны признаки и правила
Разговорный стиль предназначен для выражения своих мыслей, передачи информации по разным жизненным вопросам. Для такого жанра характерна разговорная лексика. Признаки:
Важно именно донесение сути до адресата, чем подача материала. Предложения часто бывают сокращенными в рамках сложившейся обстановки, в которой находятся собеседники. «Пиццу, пожалуйста!» — скажет клиент официанту.
Еще один важный признак — эмоциональность. Жестикуляция, ритм речи, интонация — по этим параметрам можно понять, в каком состоянии собеседник (обижен, зол, расстроен, радостен и т.д.). Логические ударения помогает уловить смысл сказанного.
Какие еще есть специфические черты разговорного стиля:
Современный разговорный русский язык также содержит англицизмы, пришедшие из разных сфер жизни (IT, техника, мода): гаджет, таймер, баг, шузы, хаер и т.д.
— Ну, захочешь есть — на столе остался кусок пирога, — ответила мама.
— Сейчас, еще часик в компе посижу.
— Совсем помешались с этими компами и гаджетами, — вздохнула женщина и пожала плечами.
Разработка урока русского языка на тему «Интересные особенности разговорного стиля речи» (6 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок: русский язык Класс: 6
Тема: Интересные особенности разговорного стиля речи
— развивать монологическую речь учащихся, творческое мышление;
— прививать интерес к уроку.
I Организационный момент. Настрой на работу.
II Подготовительный этап
Языковая разминка по Н.К.Винокуровой
а) Определите количество слогов: солнце, жираф, весна, передача, сосны, мир, проход, сырье, варенье, тарелка, табурет.
б) Подберите синонимы к словам: думать (размышлять, рассчитывать), верить (надеяться), сложить (класть, составить), красивый (прекрасный, милый), плохой (отрицательный, нехороший).
в) Укажите начальную форму: по реке (река), обо мне (я), веселыми (веселый), прыгаю (прыгать), у дерева (дерево); из ведра (ведро); забежал (забежать); полосатенькие (полосатенький).
Речь — это произнесенное с определенной интонацией предложение «Машина!». Чтобы получить данное высказывание, нужно было в языке найти соответствующие средства: на «полке» предложений «взять» тип повествовательных, восклицательных; на «полке» слов отыскать то, которое называло бы увиденный предмет, было бы именем существительным, стояло бы в именительном падеже, в единственном числе и т. д.
Вот так и происходит в жизни, чтобы передать мысль, чувство другому человеку, мы обращаемся к языку и с помощью его средств строим речь.
Но для того чтобы речь возникла, т. е. чтобы язык стал средством общения, нужно несколько условий: 1) чтобы было по крайней мере два человека: говорящий и слушающий или пишущий и читающий; 2) чтобы человек испытывал потребность сказать (написать) что-то другому; 3) чтобы говорящий и слушающий (пишущий и читающий) владели одним и тем же языком. с чем можно сравнить данные примеры?
— Правильно, с таблицей которую мы изучили на прошлом уроке. Поясните ее.
Так же, сделать эти условия очевидными для учащихся помогут три вопроса:
1) Если бы вы переходили улицу один (одна), стали бы самому себе вслух говорить: «Машина!»?
2) Почему, заметив опасность, вы сказали о ней товарищу? Что заставило вас заговорить?
3) Если бы рядом с вами был иностранец, который не знает русского языка, имело ли смысл произносить ему русское слово?
Сообщение темы и целей урока
Объяснение нового материала
а) Практические упражнения.
1. Прочитайте тексты. О чем говорится в них — об одном и том же или о разном? Как говорится — одинаково или по-разному? Подумайте, где может быть использовано каждое высказывание. Можно ли, например, первый или второй текст использовать в домашнем разговоре? Можно ли вместо сводки погоды по радио или по телевидению передать первый или третий текст? Если нет, то почему?
а) С самого утра перепадает мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием. Небо то все заволакивается рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищается на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывается лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз.
б) В Москве и Подмосковье сегодня переменная облачность, временами небольшой дождь. Ветер слабый. Температура днем 15—17°.
в) Ну и погода сегодня! То дождь, то солнце. Да и не очень тепло.
Выполнение упражнения позволит сделать общий вывод: наши высказывания зависят от того, где мы говорим, с кем и зачем, т. е. от речевой ситуации.
Признаки речевой ситуации были представлены в виде схемы на прошлом уроке. Еще раз обратимся к ней.
2. Как вы понимаете выражение официальная и неофициальная обстановка? Сгруппируйте примеры и прочитайте их в таком порядке: сначала те, которые
обозначают неофициальную (непринужденную) обстановку, затем те, которые обозначают официальную (деловую) обстановку.
Дома, на работе, в школе на уроке, в школе на перемене, на экскурсии в музее, на прогулке в лесу, в магазине, в поликлинике, в общественном транспорте, в гостях у знакомых, на собрании.
3. Как вы понимаете слова общение, сообщение, воздействие?
Сгруппируйте примеры и прочитайте их в таком порядке: выражения, которые обозначают процесс: а) общения; б) сообщения; в) воздействия. Выделяя последнюю группу, имейте в виду, что воздействовать можно на поведение, на чувства, на воображение.
Отвечать урок, здороваться, делать замечание нарушителю дисциплины, делиться летними впечатлениями с товарищами, делать доклад в кружке, объяснять задачу однокласснику, приглашать ребят в поход, обсуждать с ними маршрут, давать сведения о местности, рассказывать сказку малышу.
4. Кратко охарактеризуйте речевую ситуацию, в которой может быть использован
каждый из текстов.
Сопоставление текстов позволяет сделать следующее обобщение: в разных речевых ситуациях мы говорим или пишем по-разному, т. е. пользуемся разными стилями речи.
Знакомство со стилями речи начинается с противопоставления двух речевых разновидностей: разговорной речи и книжной.
Речь делится на разговорную и книжную. Разговорная речь используется в непринужденных беседах со знакомыми людьми обычно в домашней (неофициальной) обстановке (1 — 1, НО). Книжная речь обращена ко многим людям, ко всем желающим узнать. Она используется в книгах, газетах, на радио и телевидении, в официальных выступлениях и беседах (1 — много, ОО).
5. Прочитайте тексты и укажите, в каких речевых ситуациях могут быть использованы эти высказывания. Затем сравните содержание высказываний. В каком из них мы находим точные сведения о Тимуре? Каковы задачи речи в том и другом случае? (Вспомните, Жене действительно нужны сведения об исторической личности
или ей не терпится поделиться впечатлениями о встрече с незнакомым мальчиком?) Сравните высказывания по языку: найдите в одном из них непринужденные (разговорные) слова и обороты, а в другом — официальные (книжные).
а) Женя помолчала и опять спросила:
б) Тимур (Тамерлан), годы жизни 1336—1405, среднеазиатский полководец и завоеватель. Предпринял ряд походов в Среднюю Азию, на Ближний Восток, в Индию. Завоевания Тимура сопровождались массовым истреблением покоренного населения и беспощадным разорением целых стран. (Энциклопедический словарь.)
6. Перед вами два текста. Обозначьте речевую ситуацию для каждого из них и укажите, к разговорной или книжной речи они относятся.
а) Футболист ударил по мячу. Ударил, значит, его нога оказала определенное воздействие на мяч, и скорость мяча увеличилась.
б) Сережа накатывает мяч на Ваньку, и тот — бац! — неожиданно бьет с ходу. Мяч со свистом летит в ворота.
Ядро разговорной речи составляет разговорный стиль. Практически он более всего знаком учащимся, поэтому именно с него и начинается изучение стилей.
Разговорный стиль речи, как в дальнейшем и все другие стили речи, характеризуется по четырем параметрам с точки зрения: 1) условий общения; 2) задач речи; 3) отличительных черт; 4) часто используемых языковых средств.
(Для того чтобы пятиклассники усвоили полученные сведения и научились опираться на них при создании своих высказываний, нужны упражнения как в анализе готовых текстов, так и в построении собственных. Организуя соответствующую работу, важно хорошо представлять себе, какие именно действия, какую последовательность их выполнения должны освоить школьники. Таких действий два. Первое из них — это характеристика ситуации общения, применительно к которой создано или создается высказывание, и на ее основе определение стиля речи. Второе действие — это своеобразное выведение следствия из первого решения. Установив стиль речи, необходимо определить, каким общим требованиям отвечает (или должно отвечать) высказывание данного стиля, какие сведения, какие средства языка использованы (или должны быть использованы) для выполнения этих требований. На выработку названных действий и направлены все упражнения, связанные с изучением стилей речи, в том числе и разговорного).
б) Упражнения для работы над разговорным стилем речи.
7. Познакомьтесь с текстами. Охарактеризуйте речевые ситуации. Выделите высказывание разговорного стиля; пользуясь сведениями о разговорном стиле, проведите полный анализ этого текста.
б) Рассвело. Пропел деревянный рог пастуха. Из-за куста акации, стараясь не греметь пустыми ведрами, выскочило пятеро мальчуганов, и они бросились к колодцу. Обливая холодной водой босые ноги, мальчишки мчались во двор, опрокидывали ведра в дубовую кадку и, не задерживаясь, неслись обратно к колодцу. (По А. Гай
дару.)
8. Представьте себе, что в воскресенье ваш класс идет в картинную галерею.
Вам нужно: а) объявить об экскурсии на классном часе;
б) сказать о ней своим родителям. В каком из высказываний вы воспользуетесь разговорным стилем, в каком — обратитесь к книжной речи? Чем будут отличаться высказывания? Составьте оба текста.
9. Удачны ли высказывания ребят, приведенные в книге Норы Галь «Слово живое и мертвое»? Какое слово не соответствует ситуации? Почему? Замените его другим, более подходящим.
Бегут двое мальчишек лет по десяти — двенадцати, спешат в кино. На бегу один другого спрашивает: «А билеты я тебе вручил?» И другой, пыхтя, отвечает: «Вручил, вручил».
IV Заключительный этап
Домашнее задание: разработать схему-опросник на тему «Разговорный стиль речи»
Урок по русскому языку в 6 классе «Стилистические пласты лексики. Разговорная речь».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Русский язык 6 класс
Тема: «Стилистические пласты лексики. Разговорная речь».
Учитель: Пришлова Л.В.
Технологии: игровая, критического мышления.
деятельственная : организация работы в классе для открытия и закрепления нового знания;
— выработка умения определять и отличать данные слова друг от друга;
— познавательный интерес к русскому языку;
— понимание необходимости учиться;
— аргументированная оценка своих и чужих поступков;
— принимать решения в проблемной ситуации;
— определять цель, проблему в ходе урока;
— формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
— прислушиваться к мнению других и приходить к решению проблемы в совместной деятельности;
— организованно работать в паре, группе (вырабатывать решения, задавать вопросы);
— проводить наблюдение над языковыми единицами под руководством учителя;
— извлекать нужную информацию для себя и принимать ее на практике.
Оборудование урока : компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал, словари русского языка.
1. Организационный этап.
— организовать направленное внимание на начало урока;
— проверить готовность рабочих мест;
— создать положительный настрой обучающихся на урок.
Выращенный, озаренность, полог, касание, забирать, вытереть, ровесник, росток, отрасль, задирать.
Ответ: 1-а, 2-а, 3-о, 4-а, 5-и, 6-е, 7-о, 8-о, 9-а, 10-и.
Желудь, жокей, шоколад, чопорный, шок, шорты, трущоба, чащоба, шелк, алычовый, артишок, жонглер.
Учитель сообщил: «Завтра состоится родительское собрание».
Кажется, ваша история там наделала много шуму.
3. Этап к мотивации учебной деятельности.
— направить детей к самостоятельной постановке познавательной цели;
— создать проблемную ситуацию на уроке.
Учитель приглашает по желанию к доске 2 обучающихся. Каждый из них получает слова героев, которым нужно инсценировать данную ситуацию:
— Проходите, пожалуйста, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь, молодой человек?
— Прихворнул я, что-то горло дерет, крыша болит.
— Да я вчера градусник кокнул!
— А как вы лечились вчера, например?
— Дрыхнул весь день, аж надоело.
— Да… Тяжелый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас очень болен язык. Его срочно лечить нужно.
— Какие слова, по вашему мнению, совершенно неуместно используются в этой ситуации? Какой совет вы бы дали мальчику?
С помощью дискуссии на уроке ребята находят данные слова, приходят к мнению, что такие слова нельзя употреблять в разговоре с доктором. Делают вывод, что в русском языке есть разговорные слова, которые уместно употреблять тогда, когда мы общаемся с друзьями и родственниками, которые не старше нас. Таким образом, ребята подходят к данной теме «Стилистические пласты лексики. Разговорная речь».
4. Этап первичного закрепления изученного.
— выявить проблемы первичного осмысления данной темы,
— знакомство с новыми понятиями.
-Ребята, а что вы знаете про разговорную речь?
— Какие слова называем общеупотребительными?
-А какие слова являются разговорными ограниченного употребления? (диалекты, жаргонизмы, арго, профессионализмы, просторечия).
— А что это за слова такие просторечия? (слова малообразованного населения города).
Сопровождение презентацией. Чертим схему
Читаем правило на стр.101
Этап первичного закрепления изученного.
— выявить проблемы первичного осмысления данной темы,
— знакомство с новыми понятиями.
Учитель предлагает ребятам прочитать диалог, найти признаки разговорной речи, указать их.
В квартире Ивановых зазвонил телефон:
— Але! Мишк, это ты? Нет? Позовите мне Мишку. В темпе!
— Хочу узнать: у него задачка сошлась с ответом?
— Скажи, Саня, шепотом спросила бабушка Ивановых, в этой задачке не спрашивается, удобно ли телефонным звонком поднимать с постели в час ночи?
Ответ: Ребята отвечают, что признаки разговорной речи видны в словах Саньки. Его речь имеет более свободный порядок слов. В основном неполные предложения. Нет главных членов предложения. Предложения короткие. Это диалог.
Учитель читает под диктовку слова. Ребята распределяют их по столбикам.
Волноваться, рыдать, шваркать, нервничать, психовать, плакать, трескать, бросать, рисковый, вкушать, дерзновенный, есть, смелый, низвергать, реветь (если будут затруднения в определении значений слов, можно обратиться к толковому словарю).
Давайте поиграем в игру «да» или «нет»
Лексика активного употребления – это слова, часто используемые в речи.
Лексика пассивного употребления – слова используемые молодежью.
Устаревшие слова делятся на историзмы и архаизмы.
Историзмы перестали употребляться, потому что исчезли обозначаемые ими предметы или явления действительности.
Архаизмы перестали употребляться, потому что их заменили антонимы.
Общеупотребительные слова- слова которые употребляются всеми носителями в различных сферах жизни американского народа.
Лексика ограниченного употребления используется не всеми носителями языка и не во всех сферах жизни.
Диалектные слова. Их употребление ограничено какой-нибудь территорией.
Специальные слова – это термины, профессионализмы и жаргонизмы.
Профессионализмы – это специальные слова, которые используются определенной группой лиц.
Термины – это специальные книжные слова, которые служат для точного обозначения научных понятий.
Просторечные слова – это слова жителей деревни.
Нейтральная лексика не закреплена за какой-то ситуацией общения; используется и в книжной и в разговорной речи.
Я отличаю архаизмы от историзмов.
Я знаю, что такое неологизмы.
Я знаю, что такое просторечие.
Я понимаю, чем отличается литературный язык от разговорного.
Я разграничиваю книжную лексику, нейтральную и разговорную.
В квартире Ивановых зазвонил телефон:
— Але! Мишк, это ты? Нет? Позовите мне Мишку. В темпе!
— Хочу узнать: у него задачка сошлась с ответом?
— Скажи, Саня, шепотом спросила бабушка Ивановых, в этой задачке не спрашивается, удобно ли телефонным звонком поднимать с постели в час ночи?
Волноваться, рыдать, шваркать, нервничать, психовать, плакать, трескать, бросать, рисковый, вкушать, дерзновенный, есть, смелый, низвергать, реветь (если будут затруднения в определении значений слов, можно обратиться к толковому словарю).
В квартире Ивановых зазвонил телефон:
— Але! Мишк, это ты? Нет? Позовите мне Мишку. В темпе!
— Хочу узнать: у него задачка сошлась с ответом?
— Скажи, Саня, шепотом спросила бабушка Ивановых, в этой задачке не спрашивается, удобно ли телефонным звонком поднимать с постели в час ночи?
Волноваться, рыдать, шваркать, нервничать, психовать, плакать, трескать, бросать, рисковый, вкушать, дерзновенный, есть, смелый, низвергать, реветь (если будут затруднения в определении значений слов, можно обратиться к толковому словарю).
В квартире Ивановых зазвонил телефон:
— Але! Мишк, это ты? Нет? Позовите мне Мишку. В темпе!
— Хочу узнать: у него задачка сошлась с ответом?
— Скажи, Саня, шепотом спросила бабушка Ивановых, в этой задачке не спрашивается, удобно ли телефонным звонком поднимать с постели в час ночи?
Волноваться, рыдать, шваркать, нервничать, психовать, плакать, трескать, бросать, рисковый, вкушать, дерзновенный, есть, смелый, низвергать, реветь (если будут затруднения в определении значений слов, можно обратиться к толковому словарю).
Я отличаю архаизмы от историзмов.
Я знаю, что такое неологизмы.
Я знаю что такое просторечие.
Я понимаю, чем отличается литературный язык от разговорного.
Я разграничиваю книжную лексику, нейтральную и разговорную.
Я отличаю архаизмы от историзмов.
Я знаю, что такое неологизмы.
Я знаю что такое просторечие.
Я понимаю, чем отличается литературный язык от разговорного.
Я разграничиваю книжную лексику, нейтральную и разговорную.
Я отличаю архаизмы от историзмов.
Я знаю, что такое неологизмы.
Я знаю что такое просторечие.
Я понимаю, чем отличается литературный язык от разговорного.
Я разграничиваю книжную лексику, нейтральную и разговорную.
Я отличаю архаизмы от историзмов.
Я знаю, что такое неологизмы.
Я знаю что такое просторечие.
Я понимаю, чем отличается литературный язык от разговорного.
Я разграничиваю книжную лексику, нейтральную и разговорную.
Я отличаю архаизмы от историзмов.
Я знаю, что такое неологизмы.
Я знаю что такое просторечие.
Я понимаю, чем отличается литературный язык от разговорного.
Я разграничиваю книжную лексику, нейтральную и разговорную.
Я отличаю архаизмы от историзмов.
Я знаю, что такое неологизмы.
Я знаю что такое просторечие.
Я понимаю, чем отличается литературный язык от разговорного.
Я разграничиваю книжную лексику, нейтральную и разговорную.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема урока: «Стилистические пласты лексики. Разговорная речь». Технологии: игровая, критического мышления.
Цели урока:
деятельственная: организация работы в классе для открытия и закрепления нового знания;
— выработка умения определять и отличать данные слова друг от друга;
личностные УУД:
— познавательный интерес к русскому языку;
— понимание необходимости учиться;
— аргументированная оценка своих и чужих поступков;
регулятивные УУД:
— принимать решения в проблемной ситуации;
— определять цель, проблему в ходе урока;
коммуникативные УУД:
— формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
— прислушиваться к мнению других и приходить к решению проблемы в совместной деятельности;
— организованно работать в паре, группе (вырабатывать решения, задавать вопросы);
познавательные УУД:
— проводить наблюдение над языковыми единицами под руководством учителя;
— извлекать нужную информацию для себя и принимать ее на практике.
Оборудование урока: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал, словари русского языка.
Номер материала: ДБ-935285
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.