Что такое размагничивание корабля
Размагничивание корабля
Смотреть что такое «Размагничивание корабля» в других словарях:
Размагничивание корабля — уменьшение напряженности магнитного поля корабля для снижения вероятности его подрыва на магнитных и индукционных минах. Различают два вида размагничивания корабля обмоточное (на корабле монтируют в различных плоскостях несколько кабельных… … Морской словарь
Размагничивание корабля — уменьшение напряжённости магнитного поля корабля для снижения вероятности его подрыва на магнитных и индукционных минах. Различают два вида Р. к. обмоточное (внутри корпуса корабля монтируют кабельные обмотки, по которым пропускается постоянный… … Словарь военных терминов
Магнетизм корабля — намагниченность судового железа под действием магнитного поля Земли. Является причиной девиации магнитного компаса. На магнетизм корабля реагируют магнитные и индукционные взрыватели морских мин. Для снижения магнетизма корабля применяют… … Морской словарь
Противоминная оборона — совокупность мероприятий по предохранению кораблей от подрыва на морских и речных минах. Основным средством П. о. служит траление мин в сочетании с рядом вспомогательных средств. Из них особое значение имеют: наблюдение, организуемое на… … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов
ГОСТ 23612-79: Магнетизм судовой. Термины и определения — Терминология ГОСТ 23612 79: Магнетизм судовой. Термины и определения оригинал документа: 10. Девиация геомагнитного поля на судне Девиация Е. Deviation F. Déviation D. Deviation Отклонение элементов вектора магнитной индукции на судне от… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Л-5 — «Чартист» История корабля Государство флага … Википедия
Филадельфийский эксперимент — Эта статья о современной городской легенде. О фильме 1984 года см. Филадельфийский эксперимент (фильм); о фильме 1993 года см. Филадельфийский эксперимент 2 (фильм) … Википедия
Азов (монитор) — У этого термина существуют и другие значения, см. Азов (значения). «Азов» Ion C. Bratianu Служба … Википедия
Эксперимент Филадельфия — Эсминец «Элдридж» Филадельфийский эксперимент (англ. Philadelphia Experiment) эксперимент, возможно проведённый ВМC США 28 октября 1943 года, во время которого исчез, а затем мгновенно переместился в пространстве на несколько сотен километров… … Википедия
Корабли размагничивания. Что они размагничивают и как помогли спасти тысячи жизней
Среди кораблей, пришвартованных в бухте Южная Севастополя, есть два довольно неприметных. У них даже имен собственных нет, лишь буквенно-цифровые обозначения, как у дроидов из «Звёздных войн».
Речь пойдет про СР-939 и СР-541. Это суда размагничивания, построенные по проекту 130.
Зачем они нужны и как работают — сейчас расскажу.
СР-939 и СР-541. Фото автора. Город Моторов
История начинается в далекие времена Великой отечественной войны, когда немцы придумали донные неконтактные мины и разместили их на всех основных морских путях и выходах и советских военно-морских баз.
Для подрыва такой мины не нужно физического воздействия (удара) с корпусом корабля. Достаточно, чтобы он проплывал рядом. Взрыватель срабатывает от воздействия магнитного поля судна.
Принцип примерно тот же, что и в опыте с компасом, когда стрелка отклоняется, если поместить рядом с ним металлический предмет. В случае с неконтактными минами металлическим предметом было судно, а стрелкой — взрыватель мины.
СР-939 и СР-541. Фото автора. Город Моторов
Когда советские военные осознали серьезность угрозы, была собрана команда инженеров, которые занялись поиском возможных решений.
И решение было найдено. Оно получило название «размагничивание судна». В его основе лежат принципы ферромагнитизма, которые настолько сложные для понимания, что я даже не буду пытаться грузить ими вас.
Вкратце, в любом металлическом судне со временем возникает остаточное намагничивание (из-за магнитного поля планеты, вибраций, ударов и т.д.).
СР-939 и СР-541. Фото автора. Город Моторов
Процедура размагничивания корабля должна была убрать эту величину (а на самом деле направить вертикальную составляющую постоянного намагничивания в противоположную сторону от индукционной составляющей).
Есть два способа это сделать: использовать обмоточное и безобмоточное размагничивание корабля.
В первом случае на корабле стационарно устанавливают несколько кабельных обмоток и создают в них магнитное поле, компенсирующее магнитное поле корабля.
В случае безобмоточного размагничивания корабль подвергают воздействию внешнего магнитного поля на стационарных или подвижных станциях размагничивания.
СР-939 и СР-541. Фото автора. Город Моторов
Суда размагничивания проекта 130 как раз и представляют собой эти «подвижные станции размагничивания», позволяющие размагничивать корабли безобмоточным способом.
Технически процедура довольно простая. По периметру корабля, примерно на уровне ватерлинии, подвешивали толстый гибкий кабель. При пропускании по нему тока борта корабля намагничивались (а фактически, размагничивались, но не вникайте в это).
Кабель перемещали вдоль бортов, чтобы намагнитить корабль равномерно.
СР-541 и СР-939. Фото А.Бричевский, 27 ноября 2019 г.
Способ оказался достаточно эффективный, причем не только для кораблей, но и для подводных лодок. Правда имел один существенный недостаток: обеспечивал удовлетворительную защиту лишь в той геомагнитной зоне, в которой производилось размагничивание.
Как вы понимаете, магнитное поле Земли непостоянно, поэтому защита становилась бесполезной в дальних плаваньях.
А еще эффективность размагничивания зависела от предыстории, т. е. от того, насколько и каким образом ранее был намагничен корабль. Так что всё не так просто.
СР-541. Фото А.Бричевский, 31 августа 2017 г.
Корабли проекта 130 строились на верфях Польской Народной Республики, а разработкой занималась Северная верфь в Гданьске по тактико-техническому заданию ВМФ СССР в 1982 году.
Самый первый корабль проекта 130 был спущен на воду в 1984 году, а герои сегодняшнего рассказа СР-541 и СР-939 — в 1985 и 1988 годах, соответственно. Всего было сделано 18 таких судов.
В настоящее время оба корабля входят в состав 2-й группы 205-й отряда управления вспомогательного флота, с базированием на Южную бухту, Севастополь.
СР-939. Фото из собрания Лемачко Б.В., автор Одайник А.Н.
Вот такая длинная и сложная история может скрываться в самом обычном на вид корабле.
Я надеюсь, у меня получилось донести суть более или менее доступно, не вдаваясь в подробности.
Интересно, а почему у кораблей проекта 130 такая интересная передняя часть с якорями, размещенными не по бокам, а спереди, словно ноздри на носу? Кто-нибудь знает ответ?
Зачем в СССР строили корабли размагничивания, что они делали
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. С чего все началось
Необходимость в этих нестандартных и необычных судах возникла во времена ВОВ. Тогда немцы задействовали новые бесконтактные мины, которые расположили практически на всех главных морских направлениях и вблизи военно-морских советских баз.
Чтобы эту мину подорвать, физически на нее воздействовать необходимости нет. То есть соприкосновение с корабельным корпусом не требуется, достаточно того, чтобы этот корабль просто проходил мимо мины. Детонация взрывателя происходит за счет того, что его магнитное поле оказывает на нее воздействие. Принцип действия сходен с механизмом компаса. Там отклонение стрелки происходит каждый раз, если вблизи находится предмет, сделанный из металла. В ситуации с бесконтактными минами роль стрелки отводился ее взрывателю, а металла – кораблю.
Естественно, военные Советского Союза поняли, насколько серьезна эта угроза и начали действовать. В срочном порядке была собрана команда из опытных инженеров, на которых и возложили задачу найти решение нейтрализации этой угрозы. Решение не заставило себя ждать. Советские специалисты пришли к выводу, что суда необходимо размагничивать. Базируется данное явление на принципе ферромагнетизма.
2. В чем заключался механизм работы
В каждом корабле, который сооружен из металла, с течением времени появляется так называемое остаточное намагничивание. Возникает оно в связи с ударами, вибрацией, магнитным полем самой планеты и так далее. Данную величину и нужно было убрать при помощи размагничивания. Осуществить это можно двумя способами. Первый заключается в применении обмоточного размагничивания, а второй – безобмоточного.
В случае с первым способом на корабль устанавливают кабельные специальные обмотки, в которых формируют магнитное поле. Именно оно компенсирует непосредственно корабельное магнитное поле. Что касается второго способа, то здесь судно подвергается воздействию магнитного поля извне. Для этого используются или подвижные, или стационарные станции. В качестве таких подвижных размагничивающих станций и выступали суда, которые упоминались выше.
3. Техническая сторона вопроса
Процедура с технической точки зрения несложная. Гибкий, достаточно толстый кабель подвешивался по периметру судна. По нему пускали ток и в это время корабельные борта намагничивались, а по факту размагничивались. Этот кабель постепенно передвигался полностью вдоль бортов. Это было необходимо для равномерного намагничивания корабля.
Кстати, этот способ в итоге стал довольно результативным даже для подлодок, хотя и у него был недостаток, и достаточно существенный. Защита обеспечивалась исключительно на геомагнитном участке, где и проходила процедура размагничивания. Все мы знаем, что магнитное поле нашей планеты – величина непостоянная. Соответственно, в плаваниях на дальние расстояния такая защита была неэффективна, а значит бесполезна. Также результат зависел и от того, как и насколько корабль был намагничен до этого. Поэтому простота во всем этом процессе – понятие относительное.
Строительством кораблей размагничивания серии 130 занимались кораблестроители Польской Республики, а разрабатывались они в Гданске на Северной верфи в 1982 г. Задача была поставлена ВМФ СССР. В 1984 г. на воду спустили первое судно этого типа. В 1985 г. был спущен корабль СР-541, а в 1988 г. – СР-939. В общей сложности построили восемнадцать кораблей размагничивания.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Не так давно в комментах под постом о ЧП на Саяно-Шушенской ГЭС ( Техногенные катастрофы #18. Саяно-Шушенская ГЭС ) возник вопрос о размагничивании кораблей. Поэтому пост, который, вероятно, кому-то будет интересен.
В процессе своей постройки и эксплуатации корпус корабля постоянно подвергается воздействию различных электромагнитных излучений, как от собственного оборудования, так и под воздействием сторонних электромагнитных полей. Постепенно собственное магнитное поле корабля становится все более заметным, становясь объектом внимания как магнитных систем наведения и инициации (например, донных морских мин), так и других, не менее зловредных систем. Собственному оборудованию корабля магнитные поля также мешают. Для уменьшения магнитных полей корабля его систематически подвергают процедуре размагничивания.
При продольном размагничивании весь корпус корабля параллельно ватерлинии окружается кабелем, по которому пропускается ток такой величины, чтобы созданное электромагнитное поле обратного знака превышало собственное магнитное поле корпуса корабля в 2-3 раза. Через несколько секунд ток в обмотке выключается и происходит «опрокидывание» магнитного поля корабля. После этого проводится «операция компенсации», то есть опять в обмотку включается ток, величина и направление которого выбираются так, чтобы после выключения его магнитное поле корабля возможно больше приближалось к нулю. Таким образом, магнитное поле корабля не будет воздействовать на детонаторы вражеских магнитных мин и магнитных торпед.
Для создания как постоянного, так и переменного магнитных полей на корабль накладываются временно один или несколько витков кабелей, подключаемых к источникам питания специальных судов размагничивания. При продольном размагничивании корабль по всей длине обматывается несколькими витками кабелей, как катушка, и корабль оказывается заключенным внутри огромного соленоида. При подачи тока в эту обмотку-соленоид возникает объёмное магнитное поле, действующее по оси соленоида, которое размагничивает корабль. При поперечном размагничивании на корабль накладываются в вертикальной плоскости два последовательно соединенных витка кабелей по бортам. В результате по всем направлениям добиваются нулевых значений измерений магнитного поля корабля.
136 Размагничивание корабля 09-11 августа 1972
Александр Сергеевич Суворов
О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».
2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.
136. Размагничивание корабля. Рождение БПК «Свирепый». 09-11 августа 1972 года.
Сводка погоды: Калининград среда 09 августа 1972, дневная температура: мин.: 14.8°C тепла, средняя: 21.0°C тепла, макс.: 28.7°C тепла, без осадков; четверг 10 августа 1972, дневная температура: мин.: 13.8°C тепла, средняя: 19.5°C тепла, макс.: 25.2°C тепла, без осадков; пятница 11 августа 1972, дневная температура: мин.: 16.4°C тепла, средняя: 20.7°C тепла, макс.: 25.7°C тепла, без осадков.
Размагничивание производят с помощью обмоток контуров, питаемых током, и называют электромагнитной обработкой (ЭМО) корабля, при этом создаётся определённым образом магнитное поле, обратное по знаку магнитному полю корабля. Зависимость направления магнитного поля, то есть положения его полюсов от направления тока определяется известным правилом «буравчика». Размагничивание производится двумя различными методами – безобмоточным и обмоточным, но эти названия условные, так как размагничивание кораблей как одним, так и другим методом выполняют с помощью обмоток, питаемых током. Правда, в первом случае, обмотки накладывают на корпус судна временно, лишь на период размагничивания, или же вообще располагают вне судна, а по второму способу размагничивания обмотки устанавливают стационарно в корпусе корабля при его изготовлении и включают их на время следования по опасным районам.
Когда изготавливали БПК «Свирепый», то его металлический (стальной) корпус неизбежно намагничивался, приобретал свои собственные физические поля, причём, в вертикальном, продольном и поперечном направлении, поэтому и размагничивать его нужно в этих же направлениях. При продольном размагничивании весь корпус корабля параллельно ватерлинии окружается кабелем, по которому пропускается ток такой величины, чтобы созданное электромагнитное поле обратного знака превышало собственное магнитное поле корпуса корабля в 2-3 раза. Через несколько секунд ток в обмотке выключается и происходит «опрокидывание» магнитного поля корабля. После этого проводится «операция компенсации», то есть опять в обмотку включается ток, величина и направление которого выбираются так, чтобы после выключения его магнитное поле корабля возможно больше приближалось к нулю. Таким образом, магнитное поле корабля не будет воздействовать на детонаторы вражеских магнитных мин и магнитных торпед.
Для создания как постоянного, так и переменного магнитных полей на корабль накладываются временно один или несколько витков кабелей, подключаемых к источникам питания специальных судов размагничивания. При продольном размагничивании корабль по всей длине обматывается несколькими витками кабелей, как катушка, и корабль оказывается заключенным внутри огромного соленоида. При подачи тока в эту обмотку-селеноид возникает объёмное магнитное поле, действующее по оси соленоида, которое размагничивает корабль. При поперечном размагничивании на корабль накладываются в вертикальной плоскости два последовательно соединенных витка кабелей по бортам. В результате по всем направлениям добиваются нулевых значений измерений магнитного поля корабля.
В четверг 10 августа 1972 года экипажу БПК «Свирепый» предложили сложить в коробки все свои наручные часы, мы, штурманцы БЧ-1, сняли все корабельные часы со всех переборок во всех помещениях и всё это унесли под охраной на берег. Перед этим, в среду, воспользовавшись хорошей ясной погодой, корабль был полностью обмотан кабелями для размагничивания, и особо храбрые матросы остались на корабле «загорать в сильном магнитном поле», чтобы получить либо «заряд сексуальной бодрости», либо «сексуальное успокоение». Процесс размагничивания БПК «Свирепый» шёл по принципу » гистерезисного или полугистерезисного перемагничивания» и эти слова действовали на моряков завораживающе, магически, магнетически. Некоторые утверждали, что ощутили прилив сил и «мужской энергии».
На самом деле электромагнитное поле безобмоточного размагничивания действует только на корпус корабля, при этом не компенсируются курсовые и широтные изменения поля корабля, поэтому возникает необходимость периодически повторять магнитную обработку ввиду недостаточной стабильности результирующего поля и после каждого размагничивания необходимо производить определение и устранение девиации (погрешности) магнитных компасов. Так что нам, штурманам, забот и хлопот 09-10 августа 1972 года хватало.
Обмотки РУ установлены внутри корабля в продольном, поперечном и вертикальном направлениях, а направление тока в обмотках подбирают так, чтобы магнитное поле было противоположно собственному полю корабля полю в этих направлениях. Вот эти-то обмотки, спрятанные в специальных кожухах внутри помещений в носу и в корме, по расположению шпангоутов и по бортам (батоксовые постоянные обмотки) я и проверял. Для компенсации разнонаправленного магнитного поля достаточно задать в обмотках определенный и одинаковый режим тока, но сложнее компенсировать индуктивные составляющие намагничивания. Для компенсации этих составляющих магнитного поля корабля в РУ (размагничивающее устройство) входят регулируемые обмотки: широтная, курсовые шпангоутные обмотки и батоксовые курсовые обмотки.
Я честно «не травил военно-морскую байку о РУ» (размагничивающем устройстве), я говорил правду. Практически все матросы и старшины, годки, подгодки и молодые матросы с уважением и со вниманием смотрели на то, что я делал и слушали, что я говорил им обычным усталым и деловым тоном. Все отнеслись к размагничиванию нашего корабля с пониманием, вот почему участие нашего экипажа в укладке и обмотке корпуса корабля тяжеленными и маркими кабелями все мы восприняли, как аврал, как состязание, как своеобразный героизм. В этой авральной работе участвовали буквально все: офицеры, мичманы, годки, подгодки, молодые, прикомандированные и вновь прибывшие «салаги». Это было наше последнее «дело» в Программе швартовных испытаний перед получением первого в истории БПК «Свирепый» Военно-Морского флага, открывающего нам путь в море.
Обмоточное размагничивание БПК «Свирепый» на заводском стенде СБР с помощью специального судна, возможно, СР-570, было последним событием перед первым торжественным подъёмом Военно-Морского флага ВМФ СССР, потому что 10 августа 1972 года Командующий Балтийским флотом, адмирал В.В. Михайлин издал приказ №0432 о зачислении новостроящегося БПК «Свирепый» в списки боевых надводных кораблей Дважды Краснознамённого Балтийского флота.
Ну, а дальше – в море! Ребята, в море! В Балтийское море, на Балтику.