Что такое размер в музыке для детей
Простые музыкальные размеры: метр, ритм, пульсация
Метр – закономерное чередование равных по длительности тяжёлых и лёгких (опорных и неопорных) долей. Это система организации ритма.
Ритм – соотношение звуков и пауз по их длительностям.
Можно провести аналогию с поэзией: в ней есть чередование ударных и неударных слогов. В музыкально языке точно так же, и называется такое равномерное чередование долей – пульсация.
Доля – единица измерения пульсации.
Размер – конкретизация метра, его связывание с определенной длительностью долей. «Уходя» в поэзию, можно провести такую параллель, как существование стихотворных размеров: ямб, дактиль, хорей и др. В каждом есть своя уникальная система ударных и безударных слогов.
«Мороз и солнце – день чудесный!
Ещё ты дремлешь друг прелестный…» – А. С. Пушкин.
«Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали», – С. Есенин.
У каждого примера есть метр, который организован индивидуально: в первом случае – четырехстопный ямб (2 слог ударный), во втором – трехстопный анапест (ударный 3 слог).
Метр бывает: двухдольный – движение четкого, мерного шага.
Трехдольный – плавное, закругленное движение.
Существует также переменный метр.
Размер – система, показывающая количество сильных и слабых долей в одном такте. Такт – это отрезок мелодии, заключенный между двумя тактовыми чертами (от одной сильной доли до другой). Счетные доли часто обозначаются четвертями, чуть реже восьмыми.
Размер обозначается дробью без черточки, где верхняя цифра обозначает количество долей, а нижняя – какой длительностью выражены доли.
Самые простые размеры – это 2/4 и ¾.
Размеры могут быть и сложными(однородными), когда долей становится больше, чем 3, например, 4/4, 6/8, 12/8.
Чаще всего сложные размеры состоят из двух простых: 2/4+2/4= 4/4, 3/8+3/8=6/8 и т.д.
В сложном размере столько сильных долей, сколько он содержит в себе простых размеров. И так первая доля становится сильной, а затем будет следовать относительно сильная.
Размер 4/4 имеет два варианта обозначения:
В этом размере пульсация обозначается: раз и, два и, три и, четыре и.
Галочка над нотой или под ней отображает акцент – резкое выделение доли. Так можно показать сильные и относительно сильные доли.
Размер 6/8 яркий пример того, как счетной долей становится восьмая длительность.
Смешанные сложные размеры – это как раз ответвление от переменного метра: 5/4,7/4,7/8. В них неявно и нечётко выражены сильные и слабые доли.
Пульсация в таком размере будет: Раз, два, Раз, два, три. Такое сочетание применяется, чтобы выделить границы простых размеров в составе сложного.
В каждом размере ноты группируются особым образом, об этом можно прочесть в статье «Группировка длительностей».
Что такое размер и метр в музыке?
Друзья всем привет! Сегодня открываю цикл статей относящихся не только к «ударным» и барабанам, а к музыке в целом. Будем рассматривать важные музыкальные термины и определения, знать которые стоит каждому музыканту. Эта статья будет посвящена музыкальному метру.
Что такое музыкальный метр?
Метр в музыке (определение, термин) — это мера, задающая воображаемую координатную временную сетку, которая состоит из непрерывного чередования, равных по длительности, сильных и слабых долей. Такие доли называются метрическими.
Единица и выражение музыкального метра.
Музыкальный метр выражается — размером (цифровое выражение), отражается в тактах и единицей измерения — являются доли. О долях мы сейчас и поговорим.
P.S. Очень часто можно встретить употребление выражения музыкального метра в кроссвордах и сканвордах.
Что такое доля и какие бывают доли в музыке?
Музыкальная доля — единица измерения музыкального метра. Доли бывают:
Сильная доля в музыке считается акцентируемой, а слабая не акцентируемой.
Однако, запомните: сильная доля и акцент — это не одно и то же. Акцент может применяться к любой доле. Выбор доли, которую нужно проакцентировать, ложится на плечи композитора. Воображение подсказывает ему, как должна выглядеть будущая композиция. Основываясь на этом автор и расставляет акценты.
Метрический акцент — это выделение определенных нот и долей. Метрические акценты могут быть как реальными (выделение за счет звука большей громкости), так и воображаемыми (выделение паузой).
Чтобы наглядно понять, что такое метр, возьмем линейку с миллиметровыми насечками, где расстояние между маленькими черточками будет означать ноты.
Средние черточки будут началом слабой доли, а большие — началом сильной доли.
По линиям нашей образной линейки можно задавать ритмические рисунки из нот различной длительности. Рисунки могут быть абсолютно разными, но они должны обязательно вписываться в черточки нашей линейки.
Друзья, вообще понятие музыкального метра довольно абстрактное. В музыкальных произведениях он может вообще никак не выражаться, и присутствовать лишь в «голове» у музыканта.
Что такое музыкальный размер?
Метр и размер в музыке тесно переплетаются между собой, в большинстве случаев если речь идет о метре, то его можно заменить размером. Но стоит запомнить важное отличие — размер задает относительную длительность каждой доли, чего не делает метр. Кроме того, размер в музыке связан с тактом, поэтому можно дать следующее определение:
Музыкальный размер — «числовое» отображение метра, показывающее, сколько используется долей в такте и их относительная длительность, а обозначается в виде дроби.
Возьмем, к примеру, размер «2/4», он говорит нам о том, что в такте будет 2 доли, и длительность каждой доли составляет одна четвертная ноты. Такой пример часто используют для детей, объясняя понятие размера в музыке.
На нотном стане размер ставится сразу после ключа в начале композиции или такта, с которого он меняется.
Дробная черта между цифрами показывающими размер на нотном стане не ставится. На картинке ниже показан размер — 4/4 (четыре четверти).
Какие бывают музыкальные метры и размеры? Виды размеров и примеры.
Музыкальные тактовые размеры подразделяются на:
Простые размеры (метры) в музыке.
Простые метры бывают двухдольные и трехдольные.
Сложные размеры (метры) в музыке.
Сложный (комбинированный, составной, смешанный) метр — музыкальный метр, получаемый при слиянии двух и более простых метров. Поэтому сложные метры могут включать в себя несколько сильных долей. Общее количество которых, равняется количеству сильных долей простых метров, входящих в состав сложного метра.
В сложном метре есть одна «изюмника»: первая сильная доля сложного метра — так и называется сильной, а вот последующие сильные доли называются относительно сильными. Акцент сильных долей выше, а относительно сильных ниже.
Какими бывают сложные размеры?
Все что будет больше трехдольного метра, считается сложным размером, например:
Каких-то строгих рамок по сложным размерам не существует. Все упирается в фантазию музыканта и соответственно ее реализацию. Однако стоит помнить, что чем сложнее метр, тем сложнее написать и сыграть такую музыку композитору, и тем сложнее ее воспринять и прочувствовать простому слушателю.
Что такое несимметричные размеры (смешанные) размеры?
Особенность несимметричных размеров заключается в объединении двухдольных и трёхдольных метров. Для примера возьмем наиболее часто встречающийся смешанный музыкальный размер «5/4», который может получиться из двух вариантов соединения двухдольного и трёхдольного размеров:
Пятидольный размер «5/4» в музыке встречается в основном в джазе и народной музыке.
Другими примерами несимметричных (смешанных) размеров являются: «7/4», «9/4» или даже «11/4», а также их разновидности «7/8», «9/8» «11/8» и так далее. В качестве домашнего задания попробуйте сами прикинуть, соединением каких размеров можно получить такие смешанные размеры? Пишите в комментариях что у Вас получилось =)
Что такое переменный размер?
Ещё одна разновидность размера — это переменный размер. Он образуется в случае, когда на протяжении одной композиции размер меняется из одного в другой (происходить это может неоднократно). Встречается данный вид размера в основном в народной музыке и связан по большей части с свободой исполнения песен не зажатых никакими музыкальными рамками.
Что такое неравнодольный метр (размер)?
Понятие неравнодольный метр появилось в 20 веке и означает такой музыкальный метр в котором длительность долей входящих в метр разная. Чаще всего неравнодольный метр можно встретить в народном песенном творчестве. Как пример — болгарские народные песни. Неравнодольный метр очень редко встречается в современной музыке, поэтому не стоит заострять на нем внимание, просто запомните что бывает и такая разновидность музыкального метра =)
Как определить музыкальный размер?
Определить размер простому слушателю либо новичку очень трудно, для этого нужно хорошо чувствовать чередование сильных, слабых и относительно сильных долей. Это называется «пульсацией». Научившись чувствовать «пульс» музыки, сможете определять размер на слух. Определить простые размеры не так трудно, а вот с сложными сделать это бывает крайне затруднительно даже профессионалам.
На заметку! Очень хорошо умеют чувствовать музыку (и размер соответственно) танцоры.
3 вида музыкальных размеров — просто о сложном
Музыкальный размер очень важная составляющая нотной грамоты. Его базовая функция — организовать музыку во времени. Также он существенно влияет на характер, образ и даже жанр музыкального произведения.
Размеры бывают всего трех видов – простыми, сложными и смешанными.
Чтобы разобраться, что же такое музыкальный размер и каким образом он организовывает музыкальную ткань, нам попутно потребуется ввести несколько новых понятий. Но, обо всем по порядку.
Пульсация
Первое понятие, которое необходимо ввести — пульс музыкального произведения.
Вы, наверное, замечали, что музыку часто описывают как нечто живое: весёлая, легкомысленная, задумчивая, решительная. И действительно, музыка имеет ряд качеств, характерных для живого организма, например такие как характер и настроение. Но главное, что в музыке, как и в живом организме бьется пульс. Вам наверняка доводилось бывать на концертах и хлопать в такт одновременно со всем залом. Это происходит именно потому, что люди чувствуют пульс музыки.
Как и человеческое сердце пульс может замедляться или ускоряться, но он бьётся равномерно и непрерывно на протяжении всего произведения.
Запомним: пульсация — это равномерность, которая обеспечивает музыкальное движение.
Доля
Доля – единица измерения пульсации.
Отрезок музыкальной ткани, заключённый между двумя сильными долями, называется тактом. К этому понятию мы еще вернемся.
Сейчас все понятно 329
Размер, метр, такт
Музыкальный размер показывает, сколько и каких долей включает в себя один такт. Выглядит размер как математическая дробь, где числитель — количество долей в такте, а знаменатель — длительность доли.
Число, расположенное сверху, говорит нам сколько долей содержит один такт; указывает до скольких нужно считать в каждом такте (до двух, до четырех, трех, шести и т.д.). при чтении это число принято называть в женском роде: две, четыре, три, шесть.
Число из нижней части дроби, обозначает длительность каждой доли; помогает понять, какими нотами следует считать удары пульса – четвертями, восьмыми и так далее. Это число произносят как соответствующее название длительности в родительном падеже: четверти, восьмых, шестнадцатых. Исключением будет размер, где счет осуществляется половинными нотами. Так размер 3/2 читается как «три вторых». А мы рассмотрим размер 2/4 «две четверти»:
Первая доля всегда сильная, она выделена красным цветом. Синим изображены слабые.
Метр
Очередность сильных и слабых долей называется метром.
Сильные и слабые доли чередуются в определённой последовательности, которую задаёт размер. Эта очередность долей создает метр произведения.
Такт
Отрезок музыки между двумя сильными долями называется тактом. На письме такты разделены вертикальными линиями — тактовыми чёрточками. Последний такт закрывается двумя тактовыми черточками.
Теперь, когда все элементы на месте, вы видите, что каждый такт соответствует размеру 2/4 и содержит по 2 четвертные доли.
Рассмотрим пример трехдольного размера – 3/4:
Первая доля — сильная. Размер указывает, что в одном такте должно быть 3 четвертные доли – значит вторая и третья будут слабыми.
Ритм
Как вы помните пульсация равномерна, а вот музыкальное полотно может быть представлено нотами и паузами различными по долготе звучания. И здесь пора ввести новое понятие – ритм.
Ритм – это последовательность звуков и пауз разной продолжительности. Так в одном такте могут сочетаться четверти, восьмые, шестнадцатые и другие длительности, образуя ритмический рисунок. Давайте рассмотрим пример в размере 4/4. Нижняя строка отображает шаги пульса – четвертные доли, они прозвучат щелчками. На верхней строке изображены варианты ритмического рисунка:
Вариантов ритмического рисунка может быть очень много, и я представил далеко не все. Длительности можно комбинировать между собой, главное хорошо считать – сумма длительностей нот в каждом такте должна быть равна сумме длительностей долей, указанных в размере.
Виды размеров
Музыкальные размеры бывают простыми, сложными и смешанными.
Простыми называют двухдольные и трехдольные размеры.
Двухдольные читаются так: две вторых, две четверти, две восьмых, две шестнадцатых.
Трехдольные так: три вторых, три четверти, три восьмых, три шестнадцатых.
Рассмотрим размер 2/4 «две четверти». Он состоит из двух доле́й, каждая из которых равна четвертной ноте. Считать доли в такте следует так: «раз-и, два-и». Каждый такт должен быть наполнен нотами, которые могут быть разной длительности, главное, чтобы в сумме длительности этих нот давали две четверти. Взгляните на пример:
Размер 3/4 имеет три доли, каждая из которых равняется четвертной ноте. Их так же можно разбить на более мелкие длительности или объединить в более крупную. Считаем этот размер до трех «раз-и, два-и, три-и». Вот некоторые варианты ритмического рисунка в размере три четверти:
Также вместо нот могут быть использованы паузы необходимой длительности:
Сложные размеры
Сложные размеры образуются за счет сложения двух или более простых одинаковых размеров. Например, размер 4/4 это сумма простых размеров 2/4 + 2/4. Размер 6/8 является суммой размеров 3/8 + 3/8.
Наиболее ходовыми сложными размерами являются:
Сильная и относительно сильная доля
В сложном размере будет столько сильных долей, сколько простых размеров он включает в свой состав. Например, размер 4/4 состоит из двух простых размеров 2/4 + 2/4. Значит сильных долей в каждом такте будет две. На изображении я поделил пунктирной линией такт на две части, каждая из которых соответствует размеру 2/4. Красным цветом отмечены ноты, которые приходятся на сильную долю.
На следующем изображении цифрами обозначены номера долей. Вы видите, что сильными долями в размере 4/4 являются первая и третья. Однако первую долю принято называть сильной, а третью – относительно сильной. Сильная доля более акцентирована и на изображении выделена знаком акцента красного цвета (>). Относительно сильная доля менее акцентирована и обозначена акцентом синего цвета.
Рассмотрим еще один пример – 6/8. Это шестидольный размер, где пульс шагает восьмыми нотами. Он сложен из двух простых размеров – 3/8 + 3/8. Как и всегда первая доля будет сильной, а относительно сильной будет четвертая, потому что она является начальной во втором простом размере 3/8. Взгляните:
Смешанные размеры
Смешанным называют сложный размер, который состоит из двух простых не одинаковых размеров – двухдольного и трехдольного. Чаще всего можно встретить размеры 5/4; 7/4 и 5/8; 7/8.
Размеры 5/4 и 5/8 – пятидольные. По своей сути они одинаковы, но в первом случае пульс шагает четвертями, во втором – восьмыми. Так как это сложный размер, он состоит из нескольких простых:
Если произведение написано в смешанном размере, то в скобках, как правило, указывают из каких простых размеров оно состоит. На изображении ниже, первый такт является суммой 2/4 + 3/4; второй – 3/4 + 2/4.
От того, как меняется последовательность простых размеров внутри сложного, зависит местоположение относительно сильной доли. В первом такте относительно сильной долей будет третья, во втором — четвертая. От расположения относительно сильной доли зависит акцент внутри такта, а значит и его ритмическая организация.
Размеры 7/4 и 7/8 – семидольные. Состоят из трех простых размеров, два из которых двухдольные и один трехдольный.
Совсем тяжко идет 165
Группировка нот
Группировкой называется объединение нот в группы. Это делается с одной простой целью – облегчить визуальное восприятие нот и ускорить разбор ритмического рисунка. Для сравнения приведу пример в виде номера телефона. Какой вариант легче воспринимать? Думаю, вы согласитесь, что второй:
Объединяться в группы могут только длительности с флажками, то есть длительности меньше четверти – восьмые, шестнадцатые и так далее. Когда они соединяются в группу, то флажки нот превращаются в горизонтальные линии — ребра. Сколько было флажков, столько будет и ребер у группы:
В группы могут объединяться ноты разной продолжительности, главное, чтобы все они были меньше четверти. Пусть вас не смущает разное количество флажков, это вовсе не мешает объединять ноты в группы:
Также паузы могут встраиваться в группу:
Группировка длительностей в такте
Рассмотрим пример группировки нот в самых популярных размерах: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.
В размерах 2/4, 3/4, 4/4 ноты объединяются в группы по счетным долям (они указаны в знаменателе размера) – в нашем случае это четверти. Группировать следует так, чтобы границы долей было отчетливо видно. Например, в размере 4/4 шестнадцатые ноты нужно группировать по четыре:
Не трудно посчитать, что каждая группа равна четвертной доле. В одном такте будет 4 таких группы.
А вот пример того, как группировать не следует:
Визуально воспринимать такую группировку нот чрезвычайно трудно, а читать с листа – невозможно.
Размер 4/4 — сложный и состоит из двух простых – 2/4 + 2/4. Поэтому иногда ноты в этом размере группируются не по долям, а в соответствии с составным простым размером. Получится две группы по две четверти. Как лучше сгруппировать ноты выбирает сам композитор, главное, чтобы это легко воспринималось глазами.
В размере 2/4 ноты объединяют в две группы, каждая из которых равна четверти:
Ниже приведен пример группировки в размере 3/4:
Ритмический рисунок не самый простой, но ноты сгруппированы таким образом, что сразу видно каждую долю и посчитать размер такта не составит труда.
В размерах 6/8, 9/8, 12/8 счёт осуществляется восьмыми нотами. Принцип группировки в таких размерах будет несколько другим. Эти размеры сложные трехдольные и, как вы уже знаете, состоят они из нескольких простых:
Группировать ноты в подобных случаях, следует опираясь на простой размер, из которого состоит сложный — в нашем случае это размер 3/8. Эти цифры служат нам подсказкой, говоря, что ноты нужно собирать в такие группы, где сумма длительностей будет равна трем восьмым. Например, в размере 6/8 (3/8+3/8) ноты нужно объединять в две группы по три восьмые в каждой.
Ритм может быть самым разнообразным, но каждая группа нот, все равно должна быть равны трем восьмым:
Группировка нот напрямую зависит от музыкального размера. Мы рассмотрели не все варианты группировки, но главное усвоить принцип и запомнить, что группировать нужно так, чтобы это было удобно читать.
Статья понравилась 329
Статья не понравилась 165
Заключение
Мы познакомились с тремя видами размеров — простыми, сложными и смешанными. Надеюсь, теперь вам понятно что такое музыкальные размеры и на что они влияют. Если статья была интересна и понятна будем рады отзывам. Если возникли вопросы – тем более пишите их в комментариях, будем вместе разбираться. Также вступайте в группу вконтакте и подписывайтесь на Youtube канал.
А сейчас посмотрите джазовую пьесу «Take Five«, записанную квартетом «The Dave Brubeck Quartet» в 1959 году. это был первый джазовый сингл, разошедшийся в более чем миллионе экземпляров. Автор пьесы — Paul Desmond, саксофонист квартета. Написана эта музыка в достаточно необычном ритме 5/4. Именно отсюда и идет ее название.