Что такое разные формы одного и того же слова
Однокоренные слова
Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.
Однокоренные слова — это слова с одинаковым корнем, разных частей речи или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами.
В ПОМОЩЬ ШКОЛЬНИКУ
Как научится подбирать родственные слова?
Подбирать однокоренные или родственные слова учат еще в начальной школе. Это умение позволяет проверить написание слов. Не все хорошо справляются с таким заданием. Как научить их подбирать родственные слова правильно? Итак:
Основные понятия и правила, которые необходимы для подбора родственных слов:
Однокоренные слова имеют один и тот же корень. Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено его основное лексическое значение, общая часть однокоренных и родственных слов.
Обратите внимание на то, что подбор слов с одним и тем же корнем не должен быть механическим. Это может привести к ошибочному результату, т.к. похожие сочетания звуков в корне могут встречаться и в других словах, которые не будут являться родственными. Это можно увидеть на примере слов «водитель» и «водяной». Они не будут являться однокоренными.
Однокоренные слова не всегда являются одной и той же частью речи. Например:
Определите части речи этих слов. Если Вы сделаете всё правильно, то у Вас должно получиться, что в данной цепочке однокоренных слов есть глагол, существительное и прилагательное.
Используйте следующий способ образования однокоренных слов: необходимо вспомнить такие части слова, как приставка и суффикс. При помощи этих морфем образуйте однокоренные слова с каким-либо корнем. Например, с корнем «бег». У Вас должна получиться подобная цепочка слов:
Работа по образованию однокоренных слов очень важна. Данное умение позволит Вам легко справляться с подбором проверочных слов и не допускать ошибок на письме.
ЭТО ВАЖНО! ЗАПОМНИ!
Различение разных форм одного слова и однокоренных слов
Тип урока: изучение нового материала.
Тема: « Различение разных форм одного слова и однокоренных слов».
Цель:
Оборудование: таблицы, схемы, информационные средства.
Технологии используемые на уроке: Проблемное обучение, дифференцированное обучение, поисковый метод, информационные технологии.
Ход урока.
1. Организационный момент.
— Мне хочется, чтобы наша работа на уроке была плодотворной, чтобы вы открыли новое знание.
2..Языковая разминка.
Групповая работа.
— Работать будем в группах:
— Начнём урок с разминки. Каждой группе своё задание.
1 группа: разбор по членам и частям речи предложения.( на доске)
Мы шли по лесной тропинке.
2 группа: списать без ошибок предложение, в котором Буратино допустил ошибки. (Задание на индивидуальных карточках).
Душистый запах цветов наполнял воздух. (При записи на доске умышленно сделать 3 ошибки, дети должны найти эти ошибки).
3 группа: разбор по членам предложения и частям речи предложения.(На доске запись: Пословица- мудрость народа.
4 группа: работает по слайду №1.(см. приложение). Поставить знаки препинания и разобрать предложение по члена и частям речи.
Белый медведь-крупный хищник Арктики.
Проверка работ.
Проверка по выбору учителя. Учитель может проверить выполненную работу всех групп, а может и по выбору.
Проверка работы 4 ой группы
После проверки сообщение. слайд №2 (см. приложение).
3. Постановка проблемы.
1группа слов: грибы, грибник, грибная, грибные, гриб.
2 группа слов: рисование, нарисовал, зарисовка. ( рис) не писать.
3 группа слов: вода, подводник.( водить ) не писать.
Создание проблемной ситуации.
— Итак, не включив слова рис и водить в группы слов, можно предположить, что (на доске предположение):
Не все слова, имеющие одинаковый корень, будут однокоренными.
4. Решение проблемы. Исследование.
— Допишите окончания так, чтобы получилось предложение:
— Одинаковый ли смысл предложений? (разный).
— Убедимся, что разный. О ком говорится в 1 предложении, во 2ом.?
— Почему изменился смысл 2-ого предложения? (поменяли окончание).
— Изменили окончание, а своё значение имена изменили? (нет).
— Значит, слова Света и Свету –это одно и то же слово или разные?
(одно и то же).
— Поскольку эти слова являются одним и тем же словом, но с разными окончаниями, такие слова называют формами слова.
( на доске появляется схема)
формы слова
одно и то же слово
разные окончания у одного слова
( из истории возникновения устойчивых оборотов)
— Слово голова во всех словосочетаниях звучит по-разному почему? (разные окончания). Слайд №.5 (см. приложение).
— Выделим их.
— Могут ли при помощи окончания образовываться новые слова? (нет).Если дети скажут да, то попросить выделить основу.
— Выделим основы.
— Что видите? (о основа одинаковая – голов)
— Какую особенность формы слова отметим в таблице?
(в таблицу добавляется):
формы слова
одно и то же слово
разные окончания у одного слова
одинаковые основы
— У каждого на столе карточка со словами:
Лес, лесник, лесная, лесок.
— Самостоятельно нужно выделить основу, корень, окончание.
После выполнения слайд №6.(см. приложение):
— Какие это слова? (однокоренные)
-Почему? Можно ли, выделив корень, определить родство слов? (да).
— Но при этом, что нужно учитывать? (показать пример с рисом).
-Чтобы в корне было заключено основное значение слов.
(появляется схема слайд №7.(см. приложение):
однокоренные слова
одинаковый корень
в корне заключено основное значение слов
— Какие выделили основы? (разные)
(в таблицу добавить )
однокоренные слова
одинаковый корень
в корне заключено основное значение слов
разные основы
— Разные основы, значит лексическое значение какое? (разное)
(добавить в таблицу)
однокоренные слова
одинаковый корень
в корне заключено основное значение слов
разные основы
разное лексическое значение
— Мы выделили ряд особенностей форм слова и однокоренных слов.
формы слова
одно и то же слово
разные окончания у одного слова
одинаковые основы
-Вернёмся к предположению, которое прозвучало вначале урока
Не все слова, имеющие одинаковый корень, будут однокоренными.
— Посмотрим на группы слов.
Вывод: не все слова, имеющие одинаковый корень, будут однокоренными – подтвердился.
5. Закрепление.
Игра: «Не ошибись» слайд №8.(см. приложение).
— Я буду читать пары слов, а вы определите какие это слова – однокоренные или формы слова, или совершенно разные слова.
Лес-лесник, стена-потолок, кот-котик, сад-садовый, дом-домашний, дом-дома, дом-дым, пять-пятно, царь-цари.
— Поиграем в игру: «Найди свою пару». слайд №9.(см. приложение). Соедините стрелками формы слова. (Работа в паре, 1 группа помогает 2-ой, проверка своих работ по слайдам).
— Задание: «поле свободы».
На доске помещены 4 слова: светлый, старый, берёзовый, ленивый.
-Запишите одно слово. По углам класса помещены карточки со словами. Выпишите формы слова или однокоренные слова с любым словом по выбору.
1 карточка: старик, старое, светлая, берёза, березняк, ленивая, лень
2 карточка старина, светлое, свет, берёзовая, берёзовые, ленивые.
3 карточка старых, старенький, светить, берёзка, лениться, ленивенький.
4 карточка старая, старче, светлеет, светлых, берёзовую, ленивой.
Проверка. слайд №10.(см. приложение).
Игра: «лото».
На карточках даны слова: мороз,морозная, заморозок, морозу, морозы, морозные, морозное
— Собираем однокоренные слова, потом собираем формы слова.(дети выходят к доске и помещают нужные карточки. слайд №11.(см. приложение).
6. Итог урока.
— Подумайте, как бы вы продолжили предложение, записанное на вашем листе: «Сегодня на уроке я…..».
— Кто поделится своими размышлениями?
Однокоренные слова
2 класс, 3 класс, 5 класс
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Что такое однокоренные слова в русском языке
Однокоренные слова — это слова разных частей речи, которые объединяет смысловой корень. Однокоренные слова также могут относиться к одной части речи, тогда у них будут разные приставки и суффиксы.
Проще говоря, однокоренными являются близкие по смыслу слова с одним и тем же корнем.
Однокоренные слова так называются, потому что в их морфемном составе есть одна главная часть, которая содержит общее значение — корень.
К примеру, прилагательным «смелый» называют храброго человека, который не боится трудностей и опасностей. Лексическое значение этого слова заключается в корне смел-, который видно в морфемном составе близких по смыслу слов:
Теперь мы знаем, какие слова являются однокоренными. По-другому эти слова еще называются родственными.
Как образуются однокоренные слова
Как мы уже говорили, однокоренные слова образуются при помощи приставок и суффиксов. Процесс образования однокоренных слов называют словообразованием. Приставки и суффиксы дают слову определенный оттенок. Например, слоненок — это не то же, что слон, это его детеныш.
Во 2 классе школьники знакомятся с однокоренными словами и закрепляют знания на протяжение всего времени обучения. Давайте научимся различать однокоренные (родственные) слова от грамматических форм одного слова.
Какие слова не являются однокоренными
Слова с омонимичными корнями
В русском языке есть такое понятие, как омонимичные корни — когда у одинаковых на вид корней разный лексический смысл. Чтобы понять, являются слова родственными или у них просто похожие корни, нужно знать их значения. Если не уверены в значениях — загляните в толковый словарь.
Красавица — красивый, красота, красивенький, покрасоваться, красавчик.
Лексическое значение корня -крас-: привлекательный, приятный вид, впечатляющий.
Краска — красить, подкрасить, перекрасить, краситель, раскраска.
Корень -крас- здесь имеет значение придания чему-либо цвета.
В каждом ряду мы видим родственные однокоренные слова. Но вот слова краситель и красивый не являются однокоренными — просто они имеют омонимичные корни.
Еще примеры неродственных слов с омонимичными корнями:
Любовь — любитель, любимый, любить.
Бурить — бурильщик, буровая, бур.
Буря — бурный, буревестник.
Формы одного слова
Однокоренные слова следует отличать от форм одного и того же слова. Для этого нужно понимать, какие морфемы являются словообразующими, а какие — формообразующими.
Словообразующие морфемы предназначены для образования новых слов. К ним относятся:
Формообразующие морфемы образовывают формы одного и того же слова. К ним относятся:
суффикс прошедшего времени глагола -л-;
суффикс повелительного наклонения глагола -и-.
Примеры форм одного и того же слова:
Лес — леса, лесу, лесом — окончание образует форму числа и падежа существительного.
Соберу — собрал — суффикс образует форму прошедшего времени глагола.
Слова в одном ряду не являются однокоренными — это формы одного и того же слова. К формам слова всегда относятся слова одной части речи, в то время как однокоренные слова могут принадлежать к разным частям речи.
Зачем подбирать однокоренные слова
Подбирать однокоренные слова — полезный навык, чтобы грамотно писать. Например, можно проверить, какая гласная пишется в безударной позиции в корне, если подобрать родственное слово, где эта гласная будет под ударением. Также через подбор однокоренных слов можно проверить написание согласных в корне.
Проверяемая гласная в корне:
обижа́ть — оби́да;
чистота́ — чи́сто;
хо́лод — холо́дный.
Правописание звонких и глухих согласных в корне:
книжка — книжечка;
дуб — дубовый;
гибкость — гибок.
Правописание непроизносимых согласных в корне:
солнце — солнечный;
грустный — грусть;
сердце — сердечный.
Как отличить однокоренные слова от форм одного и того же слова?
Выясним, как отличить однокоренные слова, которые могут быть словами разных частей речи, от форм одного и того же слова.
В русском языке существуют ряды слов, которые роднит главная морфема — корень.
Вспомним, что такое корень слова.
Корень — это главная значимая морфема слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
Следовательно, однокоренными являются слова с одним и тем же смысловым корнем, например:
скорый — скорость, ускорение, скоростной, ускорить, скоро, наскоро, поскорее, вскоре.
Их объединяет корень скор-, который содержит общее для всех родственных слов значение «быстрое передвижение«.
Как видим, в ряду однокоренных слов могут быть лексемы, принадлежащие к разным частям речи:
Как отличить родственные слова от форм слова
Следует отличать родственные слова, которые могут быть словами разных частей речи, от грамматических форм одного и того же слова.
Так, у качественного прилагательного «скорый» образуем формы степеней сравнения:
скорый — скорее, более/менее скорый, скорейший, скорее всех, самый скорый.
Эти грамматические формы не являются однокоренными словами к ряду родственных слов с корнем скор- (скорость, скоро, скоростной и т.д.), а представляют собой формоизменение одного и того же прилагательного «скорый».
В таблице ниже можно увидеть, в чем заключаются отличия однокоренных слов от форм одного и того же слова:
К существительному «гора» подберем родственные слова:
горный, гористый, гористость, пригорок, горняк, горняцкий.
Слово «гора» может менять свою форму, изменяясь по падежам и числам:
Это все формы одного и того же существительного «гора», у которых меняется только окончание. Их нельзя включать в ряд родственных слов с корнем гор-.
У прилагательных тоже имеются свои грамматические формы, которые не следует вносить в перечень родственных слов. Рассмотрим это на примере слова «яркий»:
яркий | яркая, яркое, яркие |
яркость | он ярок, она ярка, оно ярко, они ярки |
ярко | ярче, более/менее яркий, самый яркий, ярче всех |
У глаголов различаются родственные слова и их формы.
решить | решу, решишь, решит |
решиться | решим, решите, решат |
решать | решивший, решившая, решившее, решившие Решенный, решенная, решенное, решенные |
решаться | решив |
решение | |
решительный |
Изучением форм слов занимается морфология.
Морфология — раздел науки о языке, в котором изучаются части речи.
Изучение частей речи предполагает знакомство с формами существительных, прилагательных, глаголов и особых глагольных форм (причастия и деепричастия), местоимений, числительных и наречий.
Урок «Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.
Цель: Формировать представления о сходстве и различии разных форм одного и того же слова и однокоренных слов.
Задачи: Формировать знания об однокоренных словах и роли окончания, как формообразующей части слова.
Развивать умения образовывать однокоренные слова и формы слова.
Воспитывать аккуратность, любознательность, любовь к родному языку.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностных: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
Регулятивных: оценивать свои достижения на уроке.
Познавательных: принимать и сохранять учебную задачу; осваивать способы ориентировки в пространстве тетради; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная, парная.
Технология: проблемного обучения; информационно-коммуникативная; здоровьесберегающая.
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование : учебник, презентация
Содержание учебного материала
I . Организационный этап.
— Улыбнулись соседу справа, улыбнулись соседу слева, улыбнулись всем. Дали себе установку на то, что вы будете работать, все у вас получится. Успехов вам!
Прозвенел уже звонок
Вот и начался урок!
Вы за парты ровно сядьте
И тетради раскрывайте!
II . Актуализация знаний.
1.Проверка домашнего задания.
1. Фронтальный опрос
-Над какой темой работали на предыдущем уроке?
2.Индивидуальная работа (трое на карточках, один у доски)
Сели, открыли тетради, запишите число, классная работа.
3 . Минутка чистописания:
Ро багаж багажный багажник
багаж багажом багажу
-Чем похожи и в чем отличие строк?
Назовите тему урока
III . Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
1.Какую поставим цель?
Чтобы достичь цели урока, поставьте задачи урока. Чему должны учиться? Что должны уметь?
Словарь: багаж, бабочка, балкон, банан, барабан, барсук, бассейн, батон.
2. Постановка проблемы.
Создание проблемной ситуации.
— Итак, не включив слова рис и водить в группы слов, можно предположить, что (на доске предположение):
Не все слова, имеющие одинаковый корень, будут однокоренными.
Проговаривают проблему, отделяя знание от незнания.
Читают и записывают словарное слово с проговариванием опасных мест.
IV Первичная проверка понимания.
1. Решение проблемы. Исследование.
— Допишите окончания так, чтобы получилось предложение:
— Одинаковый ли смысл предложений? (разный).
— Убедимся, что разный. О ком говорится в 1 предложении, во 2ом.?
— Почему изменился смысл 2-ого предложения? (поменяли окончание).
— Изменили окончание, а своё значение имена изменили? (нет).
— Значит, слова Света и Свету – это одно и то же слово или разные?
(одно и то же).
— Поскольку эти слова являются одним и тем же словом, но с разными окончаниями, такие слова называют формами слова.
( на доске появляется схема)
формы слова
одно и то же слово
разные окончания у одного слова
( из истории возникновения устойчивых оборотов)
— Слово голова во всех словосочетаниях звучит по-разному почему? (разные окончания )
— Выделим их.
— Могут ли при помощи окончания образовываться новые слова? (нет).Если дети скажут да, то попросить выделить основу.
— Выделим основы.
— Что видите? (о основа одинаковая – голов)
— Какую особенность формы слова отметим в таблице?
(в таблицу добавляется):
формы слова
одно и то же слово
разные окончания у одного слова
одинаковые основы
— У каждого на столе карточка со словами:
Лес, лесник, лесная, лесок.
— Самостоятельно нужно выделить основу, корень, окончание.
После выполнения
— Какие это слова? (однокоренные)
-Почему? Можно ли, выделив корень, определить родство слов? (да).
— Но при этом, что нужно учитывать? (показать пример с рис ом ).
-Чтобы в корне было заключено основное значение слов.
однокоренные слова
одинаковый корень
в корне заключено основное значение слов
— Какие выделили основы? (разные)
(в таблицу добавить )
однокоренные слова
одинаковый корень
в корне заключено основное значение слов
разные основы
— Разные основы, значит лексическое значение какое? (разное)
(добавить в таблицу)
однокоренные слова
одинаковый корень
в корне заключено основное значение слов
разные основы
разное лексическое значение
— Мы выделили ряд особенностей форм слова и однокоренных слов.
формы слова
одно и то же слово
разные окончания у одного слова
одинаковые основы
-Вернёмся к предположению, которое прозвучало вначале урока
Не все слова, имеющие одинаковый корень, будут однокоренными.
— Посмотрим на группы слов.
Вывод : не все слова, имеющие одинаковый корень, будут однокоренными – подтвердился.
Определение и обоснование темы урока
V . Динамическая пауза.
Выполнение движений, показанных учеником
Коммуникативные УУД: работа в парах
VI .Первичное закрепление.
Игра: «Не ошибись»
— Я буду читать пары слов, а вы определите какие это слова – однокоренные или формы слова, или совершенно разные слова.
Лес-лесник, стена-потолок, кот-котик, сад-садовый, дом-домашний, дом-дома, дом-дым, пять-пятно, царь-цари.
Каждое слово ученик объясняет
Практическая работа, анализ.
Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни.
VII . Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
2. Задание: «поле свободы».
На доске помещены 4 слова: светлый, старый, берёзовый, ленивый.
-Запишите одно слово.
Выпишите формы слова или однокоренные слова с любым словом по выбору.
1 карточка: старик, старое, светлая, берёза, березняк, ленивая, лень
2 карточка старина, светлое, свет, берёзовая, берёзовые, ленивые.
3 карточка старых, старенький, светить, берёзка, лениться, ленивенький.
4 карточка старая, старче, светлеет, светлых, берёзовую, ленивой.
Игра: «лото» .
На карточках даны слова: мороз, морозная, заморозок, морозу, морозы, морозные, морозное
— Собираем однокоренные слова, потом собираем формы слова.(дети выходят к доске и помещают нужные карточки.
Закрепляют знания, доказывают.
Тренируют мыслительные операции.
Выдвигают гипотезы с использованием моделей своей исследовательской деятельности.
Познавательные УУД : построение ответов.
Коммуникативные УУД : приходить к общему решению.
– Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?
– Что было трудным на уроке?
– Что было для вас самым интересным на уроке?
Какие задачи ставили перед собой?
Удалось ли решить эти задачи?
Что самое главное для себя запомнили на уроке?
— Оцените своё настроение и работу на уроке
Познавательные УУД : построение ответов.
Коммуникативные УУД : приходить к общему решению
IX . Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.