Что такое разные формы одного и того же слова

Однокоренные слова

Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.

Однокоренные слова — это слова с одинаковым корнем, разных частей речи или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами.

Что такое разные формы одного и того же слова. Смотреть фото Что такое разные формы одного и того же слова. Смотреть картинку Что такое разные формы одного и того же слова. Картинка про Что такое разные формы одного и того же слова. Фото Что такое разные формы одного и того же слова

В ПОМОЩЬ ШКОЛЬНИКУ

Как научится подбирать родственные слова?

Подбирать однокоренные или родственные слова учат еще в начальной школе. Это умение позволяет проверить написание слов. Не все хорошо справляются с таким заданием. Как научить их подбирать родственные слова правильно? Итак:

Основные понятия и правила, которые необходимы для подбора родственных слов:

Однокоренные слова имеют один и тот же корень. Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено его основное лексическое значение, общая часть однокоренных и родственных слов.

Обратите внимание на то, что подбор слов с одним и тем же корнем не должен быть механическим. Это может привести к ошибочному результату, т.к. похожие сочетания звуков в корне могут встречаться и в других словах, которые не будут являться родственными. Это можно увидеть на примере слов «водитель» и «водяной». Они не будут являться однокоренными.

Однокоренные слова не всегда являются одной и той же частью речи. Например:

Определите части речи этих слов. Если Вы сделаете всё правильно, то у Вас должно получиться, что в данной цепочке однокоренных слов есть глагол, существительное и прилагательное.

Используйте следующий способ образования однокоренных слов: необходимо вспомнить такие части слова, как приставка и суффикс. При помощи этих морфем образуйте однокоренные слова с каким-либо корнем. Например, с корнем «бег». У Вас должна получиться подобная цепочка слов:

Работа по образованию однокоренных слов очень важна. Данное умение позволит Вам легко справляться с подбором проверочных слов и не допускать ошибок на письме.

ЭТО ВАЖНО! ЗАПОМНИ!

Что такое разные формы одного и того же слова. Смотреть фото Что такое разные формы одного и того же слова. Смотреть картинку Что такое разные формы одного и того же слова. Картинка про Что такое разные формы одного и того же слова. Фото Что такое разные формы одного и того же слова

Источник

Различение разных форм одного слова и однокоренных слов

Тип урока: изучение нового материала.

Тема: « Различение разных форм одного слова и однокоренных слов».

Цель:

Оборудование: таблицы, схемы, информационные средства.

Технологии используемые на уроке: Проблемное обучение, дифференцированное обучение, поисковый метод, информационные технологии.

Ход урока.

1. Организационный момент.

— Мне хочется, чтобы наша работа на уроке была плодотворной, чтобы вы открыли новое знание.

2..Языковая разминка.

Групповая работа.

— Работать будем в группах:
— Начнём урок с разминки. Каждой группе своё задание.

1 группа: разбор по членам и частям речи предложения.( на доске)

Мы шли по лесной тропинке.

2 группа: списать без ошибок предложение, в котором Буратино допустил ошибки. (Задание на индивидуальных карточках).

Душистый запах цветов наполнял воздух. (При записи на доске умышленно сделать 3 ошибки, дети должны найти эти ошибки).

3 группа: разбор по членам предложения и частям речи предложения.(На доске запись: Пословица- мудрость народа.

4 группа: работает по слайду №1.(см. приложение). Поставить знаки препинания и разобрать предложение по члена и частям речи.

Белый медведь-крупный хищник Арктики.

Проверка работ.

Проверка по выбору учителя. Учитель может проверить выполненную работу всех групп, а может и по выбору.
Проверка работы 4 ой группы
После проверки сообщение. слайд №2 (см. приложение).

3. Постановка проблемы.

1группа слов: грибы, грибник, грибная, грибные, гриб.
2 группа слов: рисование, нарисовал, зарисовка. ( рис) не писать.
3 группа слов: вода, подводник.( водить ) не писать.

Создание проблемной ситуации.

— Итак, не включив слова рис и водить в группы слов, можно предположить, что (на доске предположение):

Не все слова, имеющие одинаковый корень, будут однокоренными.

4. Решение проблемы. Исследование.

— Допишите окончания так, чтобы получилось предложение:

— Одинаковый ли смысл предложений? (разный).
— Убедимся, что разный. О ком говорится в 1 предложении, во 2ом.?
— Почему изменился смысл 2-ого предложения? (поменяли окончание).
— Изменили окончание, а своё значение имена изменили? (нет).
— Значит, слова Света и Свету –это одно и то же слово или разные?
(одно и то же).
— Поскольку эти слова являются одним и тем же словом, но с разными окончаниями, такие слова называют формами слова.

( на доске появляется схема)

формы слова
одно и то же слово
разные окончания у одного слова
( из истории возникновения устойчивых оборотов)

— Слово голова во всех словосочетаниях звучит по-разному почему? (разные окончания). Слайд №.5 (см. приложение).
— Выделим их.
— Могут ли при помощи окончания образовываться новые слова? (нет).Если дети скажут да, то попросить выделить основу.
— Выделим основы.
— Что видите? (о основа одинаковая – голов)
— Какую особенность формы слова отметим в таблице?
(в таблицу добавляется):

формы слова
одно и то же слово
разные окончания у одного слова
одинаковые основы

— У каждого на столе карточка со словами:
Лес, лесник, лесная, лесок.
— Самостоятельно нужно выделить основу, корень, окончание.
После выполнения слайд №6.(см. приложение):
— Какие это слова? (однокоренные)
-Почему? Можно ли, выделив корень, определить родство слов? (да).
— Но при этом, что нужно учитывать? (показать пример с рисом).
-Чтобы в корне было заключено основное значение слов.
(появляется схема слайд №7.(см. приложение):

однокоренные слова
одинаковый корень
в корне заключено основное значение слов

— Какие выделили основы? (разные)
(в таблицу добавить )

однокоренные слова
одинаковый корень
в корне заключено основное значение слов
разные основы

— Разные основы, значит лексическое значение какое? (разное)
(добавить в таблицу)

однокоренные слова
одинаковый корень
в корне заключено основное значение слов
разные основы
разное лексическое значение

— Мы выделили ряд особенностей форм слова и однокоренных слов.

формы слова
одно и то же слово
разные окончания у одного слова
одинаковые основы

-Вернёмся к предположению, которое прозвучало вначале урока

Не все слова, имеющие одинаковый корень, будут однокоренными.
— Посмотрим на группы слов.

Вывод: не все слова, имеющие одинаковый корень, будут однокоренными – подтвердился.

5. Закрепление.

Игра: «Не ошибись» слайд №8.(см. приложение).
— Я буду читать пары слов, а вы определите какие это слова – однокоренные или формы слова, или совершенно разные слова.
Лес-лесник, стена-потолок, кот-котик, сад-садовый, дом-домашний, дом-дома, дом-дым, пять-пятно, царь-цари.

— Поиграем в игру: «Найди свою пару». слайд №9.(см. приложение). Соедините стрелками формы слова. (Работа в паре, 1 группа помогает 2-ой, проверка своих работ по слайдам).

— Задание: «поле свободы».
На доске помещены 4 слова: светлый, старый, берёзовый, ленивый.
-Запишите одно слово. По углам класса помещены карточки со словами. Выпишите формы слова или однокоренные слова с любым словом по выбору.

1 карточка: старик, старое, светлая, берёза, березняк, ленивая, лень
2 карточка старина, светлое, свет, берёзовая, берёзовые, ленивые.
3 карточка старых, старенький, светить, берёзка, лениться, ленивенький.
4 карточка старая, старче, светлеет, светлых, берёзовую, ленивой.

Проверка. слайд №10.(см. приложение).

Игра: «лото».
На карточках даны слова: мороз,морозная, заморозок, морозу, морозы, морозные, морозное
— Собираем однокоренные слова, потом собираем формы слова.(дети выходят к доске и помещают нужные карточки. слайд №11.(см. приложение).

Что такое разные формы одного и того же слова. Смотреть фото Что такое разные формы одного и того же слова. Смотреть картинку Что такое разные формы одного и того же слова. Картинка про Что такое разные формы одного и того же слова. Фото Что такое разные формы одного и того же слова

6. Итог урока.

— Подумайте, как бы вы продолжили предложение, записанное на вашем листе: «Сегодня на уроке я…..».
— Кто поделится своими размышлениями?

Источник

Однокоренные слова

Что такое разные формы одного и того же слова. Смотреть фото Что такое разные формы одного и того же слова. Смотреть картинку Что такое разные формы одного и того же слова. Картинка про Что такое разные формы одного и того же слова. Фото Что такое разные формы одного и того же слова

2 класс, 3 класс, 5 класс

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Что такое однокоренные слова в русском языке

Однокоренные слова — это слова разных частей речи, которые объединяет смысловой корень. Однокоренные слова также могут относиться к одной части речи, тогда у них будут разные приставки и суффиксы.

Проще говоря, однокоренными являются близкие по смыслу слова с одним и тем же корнем.

Однокоренные слова так называются, потому что в их морфемном составе есть одна главная часть, которая содержит общее значение — корень.

К примеру, прилагательным «смелый» называют храброго человека, который не боится трудностей и опасностей. Лексическое значение этого слова заключается в корне смел-, который видно в морфемном составе близких по смыслу слов:

Что такое разные формы одного и того же слова. Смотреть фото Что такое разные формы одного и того же слова. Смотреть картинку Что такое разные формы одного и того же слова. Картинка про Что такое разные формы одного и того же слова. Фото Что такое разные формы одного и того же слова

Теперь мы знаем, какие слова являются однокоренными. По-другому эти слова еще называются родственными.

Как образуются однокоренные слова

Как мы уже говорили, однокоренные слова образуются при помощи приставок и суффиксов. Процесс образования однокоренных слов называют словообразованием. Приставки и суффиксы дают слову определенный оттенок. Например, слоненок — это не то же, что слон, это его детеныш.

Во 2 классе школьники знакомятся с однокоренными словами и закрепляют знания на протяжение всего времени обучения. Давайте научимся различать однокоренные (родственные) слова от грамматических форм одного слова.

Какие слова не являются однокоренными

Слова с омонимичными корнями

В русском языке есть такое понятие, как омонимичные корни — когда у одинаковых на вид корней разный лексический смысл. Чтобы понять, являются слова родственными или у них просто похожие корни, нужно знать их значения. Если не уверены в значениях — загляните в толковый словарь.

Красавица — красивый, красота, красивенький, покрасоваться, красавчик.

Лексическое значение корня -крас-: привлекательный, приятный вид, впечатляющий.

Краска — красить, подкрасить, перекрасить, краситель, раскраска.

Корень -крас- здесь имеет значение придания чему-либо цвета.

В каждом ряду мы видим родственные однокоренные слова. Но вот слова краситель и красивый не являются однокоренными — просто они имеют омонимичные корни.

Еще примеры неродственных слов с омонимичными корнями:

Любовь — любитель, любимый, любить.

Бурить — бурильщик, буровая, бур.

Буря — бурный, буревестник.

Формы одного слова

Однокоренные слова следует отличать от форм одного и того же слова. Для этого нужно понимать, какие морфемы являются словообразующими, а какие — формообразующими.

Словообразующие морфемы предназначены для образования новых слов. К ним относятся:

Формообразующие морфемы образовывают формы одного и того же слова. К ним относятся:

суффикс прошедшего времени глагола -л-;

суффикс повелительного наклонения глагола -и-.

Примеры форм одного и того же слова:

Лес — леса, лесу, лесом — окончание образует форму числа и падежа существительного.

Соберу — собрал — суффикс образует форму прошедшего времени глагола.

Слова в одном ряду не являются однокоренными — это формы одного и того же слова. К формам слова всегда относятся слова одной части речи, в то время как однокоренные слова могут принадлежать к разным частям речи.

Зачем подбирать однокоренные слова

Подбирать однокоренные слова — полезный навык, чтобы грамотно писать. Например, можно проверить, какая гласная пишется в безударной позиции в корне, если подобрать родственное слово, где эта гласная будет под ударением. Также через подбор однокоренных слов можно проверить написание согласных в корне.

Проверяемая гласная в корне:

обижа́ть — оби́да;

чистота́ — чи́сто;

хо́лодхоло́дный.

Правописание звонких и глухих согласных в корне:

книжка — книжечка;

дубдубовый;

гибкость — гибок.

Правописание непроизносимых согласных в корне:

солнце — солнечный;

грустный — грусть;

сердце — сердечный.

Источник

Как отличить однокоренные слова от форм одного и того же слова?

Выясним, как отли­чить одно­ко­рен­ные сло­ва, кото­рые могут быть сло­ва­ми раз­ных частей речи, от форм одно­го и того же сло­ва.

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют ряды слов, кото­рые род­нит глав­ная мор­фе­ма — корень.

Вспомним, что такое корень сло­ва.

Корень — это глав­ная зна­чи­мая мор­фе­ма сло­ва, в кото­рой заклю­че­но общее зна­че­ние всех одно­ко­рен­ных слов.

Следовательно, одно­ко­рен­ны­ми явля­ют­ся сло­ва с одним и тем же смыс­ло­вым кор­нем, напри­мер:

ско­рый — ско­рость, уско­ре­ние, ско­рост­ной, уско­рить, ско­ро, наско­ро, поско­рее, вско­ре.

Их объ­еди­ня­ет корень скор-, кото­рый содер­жит общее для всех род­ствен­ных слов зна­че­ние «быст­рое пере­дви­же­ние«.

Как видим, в ряду одно­ко­рен­ных слов могут быть лек­се­мы, при­над­ле­жа­щие к раз­ным частям речи:

Как отличить родственные слова от форм слова

Следует отли­чать род­ствен­ные сло­ва, кото­рые могут быть сло­ва­ми раз­ных частей речи, от грам­ма­ти­че­ских форм одно­го и того же сло­ва.

Так, у каче­ствен­но­го при­ла­га­тель­но­го «ско­рый» обра­зу­ем фор­мы сте­пе­ней срав­не­ния:

ско­рый — ско­рее, более/менее ско­рый, ско­рей­ший, ско­рее всех, самый ско­рый.

Эти грам­ма­ти­че­ские фор­мы не явля­ют­ся одно­ко­рен­ны­ми сло­ва­ми к ряду род­ствен­ных слов с кор­нем скор- (ско­рость, ско­ро, ско­рост­ной и т.д.), а пред­став­ля­ют собой фор­мо­из­ме­не­ние одно­го и того же при­ла­га­тель­но­го «ско­рый».

В таб­ли­це ниже мож­но уви­деть, в чем заклю­ча­ют­ся отли­чия одно­ко­рен­ных слов от форм одно­го и того же сло­ва:

Что такое разные формы одного и того же слова. Смотреть фото Что такое разные формы одного и того же слова. Смотреть картинку Что такое разные формы одного и того же слова. Картинка про Что такое разные формы одного и того же слова. Фото Что такое разные формы одного и того же слова

К суще­стви­тель­но­му «гора» под­бе­рем род­ствен­ные сло­ва:

гор­ный, гори­стый, гори­стость, при­го­рок, гор­няк, гор­няц­кий.

Слово «гора» может менять свою фор­му, изме­ня­ясь по паде­жам и чис­лам:

Это все фор­мы одно­го и того же суще­стви­тель­но­го «гора», у кото­рых меня­ет­ся толь­ко окон­ча­ние. Их нель­зя вклю­чать в ряд род­ствен­ных слов с кор­нем гор-.

У при­ла­га­тель­ных тоже име­ют­ся свои грам­ма­ти­че­ские фор­мы, кото­рые не сле­ду­ет вно­сить в пере­чень род­ствен­ных слов. Рассмотрим это на при­ме­ре сло­ва «яркий»:

Родственные сло­ва с кор­нем ярк-Формы при­ла­га­тель­но­го «яркий»
яркийяркая, яркое, яркие
яркостьон ярок, она ярка, оно ярко, они ярки
яркоярче, более/менее яркий, самый яркий, ярче всех

У гла­го­лов раз­ли­ча­ют­ся род­ствен­ные сло­ва и их фор­мы.

Родственные сло­ваФормы гла­го­ла «решить»
решитьрешу, решишь, решит
решить­сярешим, реши­те, решат
решатьрешив­ший, решив­шая, решив­шее, решив­шие
Решенный, решен­ная, решен­ное, решен­ные
решать­сярешив
реше­ние
реши­тель­ный

Изучением форм слов зани­ма­ет­ся мор­фо­ло­гия.

Морфология — раз­дел нау­ки о язы­ке, в кото­ром изу­ча­ют­ся части речи.

Изучение частей речи пред­по­ла­га­ет зна­ком­ство с фор­ма­ми суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, гла­го­лов и осо­бых гла­голь­ных форм (при­ча­стия и дее­при­ча­стия), место­име­ний, чис­ли­тель­ных и наре­чий.

Источник

Урок «Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.

Цель: Формировать представления о сходстве и различии разных форм одного и того же слова и однокоренных слов.

Задачи: Формировать знания об однокоренных словах и роли окончания, как формообразующей части слова.

Развивать умения образовывать однокоренные слова и формы слова.

Воспитывать аккуратность, любознательность, любовь к родному языку.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностных: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Регулятивных: оценивать свои достижения на уроке.

Познавательных: принимать и сохранять учебную задачу; осваивать способы ориентировки в пространстве тетради; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная, парная.

Технология: проблемного обучения; информационно-коммуникативная; здоровьесберегающая.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование : учебник, презентация

Содержание учебного материала

I . Организационный этап.

— Улыбнулись соседу справа, улыбнулись соседу слева, улыбнулись всем. Дали себе установку на то, что вы будете работать, все у вас получится. Успехов вам!

Прозвенел уже звонок

Вот и начался урок!

Вы за парты ровно сядьте

И тетради раскрывайте!

II . Актуализация знаний.

1.Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос

-Над какой темой работали на предыдущем уроке?

2.Индивидуальная работа (трое на карточках, один у доски)

Сели, открыли тетради, запишите число, классная работа.

3 . Минутка чистописания:

Ро багаж багажный багажник

багаж багажом багажу

-Чем похожи и в чем отличие строк?

Назовите тему урока

III . Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1.Какую поставим цель?

Чтобы достичь цели урока, поставьте задачи урока. Чему должны учиться? Что должны уметь?

Словарь: багаж, бабочка, балкон, банан, барабан, барсук, бассейн, батон.

2. Постановка проблемы.

Создание проблемной ситуации.

— Итак, не включив слова рис и водить в группы слов, можно предположить, что (на доске предположение):

Не все слова, имеющие одинаковый корень, будут однокоренными.

Проговаривают проблему, отделяя знание от незнания.

Читают и записывают словарное слово с проговариванием опасных мест.

IV Первичная проверка понимания.

1. Решение проблемы. Исследование.

— Допишите окончания так, чтобы получилось предложение:

— Одинаковый ли смысл предложений? (разный).
— Убедимся, что разный. О ком говорится в 1 предложении, во 2ом.?
— Почему изменился смысл 2-ого предложения? (поменяли окончание).
— Изменили окончание, а своё значение имена изменили? (нет).
— Значит, слова Света и Свету – это одно и то же слово или разные?
(одно и то же).
— Поскольку эти слова являются одним и тем же словом, но с разными окончаниями, такие слова называют формами слова.

( на доске появляется схема)

формы слова
одно и то же слово
разные окончания у одного слова
( из истории возникновения устойчивых оборотов)

— Слово голова во всех словосочетаниях звучит по-разному почему? (разные окончания )
— Выделим их.
— Могут ли при помощи окончания образовываться новые слова? (нет).Если дети скажут да, то попросить выделить основу.
— Выделим основы.
— Что видите? (о основа одинаковая – голов)
— Какую особенность формы слова отметим в таблице?
(в таблицу добавляется):

формы слова
одно и то же слово
разные окончания у одного слова
одинаковые основы

— У каждого на столе карточка со словами:
Лес, лесник, лесная, лесок.
— Самостоятельно нужно выделить основу, корень, окончание.
После выполнения
— Какие это слова? (однокоренные)
-Почему? Можно ли, выделив корень, определить родство слов? (да).
— Но при этом, что нужно учитывать? (показать пример с рис ом ).
-Чтобы в корне было заключено основное значение слов.
однокоренные слова
одинаковый корень
в корне заключено основное значение слов

— Какие выделили основы? (разные)
(в таблицу добавить )

однокоренные слова
одинаковый корень
в корне заключено основное значение слов
разные основы

— Разные основы, значит лексическое значение какое? (разное)
(добавить в таблицу)

однокоренные слова
одинаковый корень
в корне заключено основное значение слов
разные основы
разное лексическое значение

— Мы выделили ряд особенностей форм слова и однокоренных слов.

формы слова
одно и то же слово
разные окончания у одного слова
одинаковые основы

-Вернёмся к предположению, которое прозвучало вначале урока

Не все слова, имеющие одинаковый корень, будут однокоренными.
— Посмотрим на группы слов.

Вывод : не все слова, имеющие одинаковый корень, будут однокоренными – подтвердился.

Определение и обоснование темы урока

V . Динамическая пауза.

Выполнение движений, показанных учеником

Коммуникативные УУД: работа в парах

VI .Первичное закрепление.

Игра: «Не ошибись»
— Я буду читать пары слов, а вы определите какие это слова – однокоренные или формы слова, или совершенно разные слова.

Лес-лесник, стена-потолок, кот-котик, сад-садовый, дом-домашний, дом-дома, дом-дым, пять-пятно, царь-цари.

Каждое слово ученик объясняет

Практическая работа, анализ.

Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни.

VII . Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

2. Задание: «поле свободы».
На доске помещены 4 слова: светлый, старый, берёзовый, ленивый.
-Запишите одно слово.

Выпишите формы слова или однокоренные слова с любым словом по выбору.

1 карточка: старик, старое, светлая, берёза, березняк, ленивая, лень
2 карточка старина, светлое, свет, берёзовая, берёзовые, ленивые.
3 карточка старых, старенький, светить, берёзка, лениться, ленивенький.
4 карточка старая, старче, светлеет, светлых, берёзовую, ленивой.

Игра: «лото» .
На карточках даны слова: мороз, морозная, заморозок, морозу, морозы, морозные, морозное
— Собираем однокоренные слова, потом собираем формы слова.(дети выходят к доске и помещают нужные карточки.

Что такое разные формы одного и того же слова. Смотреть фото Что такое разные формы одного и того же слова. Смотреть картинку Что такое разные формы одного и того же слова. Картинка про Что такое разные формы одного и того же слова. Фото Что такое разные формы одного и того же слова

Закрепляют знания, доказывают.

Тренируют мыслительные операции.

Выдвигают гипотезы с использованием моделей своей исследовательской деятельности.

Познавательные УУД : построение ответов.

Коммуникативные УУД : приходить к общему решению.

– Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?

– Что было трудным на уроке?
– Что было для вас самым интересным на уроке?

Какие задачи ставили перед собой?

Удалось ли решить эти задачи?

Что самое главное для себя запомнили на уроке?

— Оцените своё настроение и работу на уроке

Познавательные УУД : построение ответов.

Коммуникативные УУД : приходить к общему решению

IX . Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *