Что такое разобрать глагол по составу
Что такое разобрать глагол по составу
Письмо с инструкцией по восстановлению пароля
будет отправлено на вашу почту
На уроке мы познакомимся с порядком выполнения разбора глагола по составу.
Что значит «разобрать глагол по составу»?
Для этого необходимо обозначить в глаголе части слова (корень, суффикс, приставку, окончание, основу), т.е. выделить морфемы.
Разбор слова по составу называют ещё морфемным разбором и обозначают цифрой 2.
Морфемный разбор выполняется в определенном порядке. Давайте познакомимся с алгоритмом разбора глагола по составу.
1.Во-первых, необходимо определить форму глагола.
Например: (что делать?) беречь, стеречь, везти; (что сделать?) подарить.
Глаголы в личной форме согласуются с личными местоимениями и указывают на тот объект, который совершает действия.
2.Затем необходимо выделить части слова, которые не входят в основу.
У глаголов такими морфемами являются:
§Суффикс глаголов прошедшего времени –л, так как он не образует нового слова, а образует форму глагола прошедшего времени.
§Личные окончания глаголов. Для того чтобы найти и выделить личное окончание глагола, необходимо проспрягать глагол, то есть изменить его по лицам и числам. Изменяемая часть слова и будет являться окончанием.
Например, найдем окончание у глагола работает.
Проспрягаем данный глагол:
Следовательно, –ет будет являться личным окончанием глагола. Личное окончание глагола заключается в прямоугольник.
Эти морфемы не входят в основу у глаголов, поскольку не участвуют в образовании новых слов.
3.Далее выделяем основу слова.
Основа слова – это часть слова без окончания. Именно в основе заключается лексическое значение слова.
Суффикс глаголов –ся (-сь) входит в основу слова. При разборе основа выделяется квадратной скобкой под словом, она может быть прерывистой.
Любое слово имеет корень, без этой морфемы не существует ни одного слова, именно в корне заключен общий смысл всех однокоренных слов. Для того чтобы определить корень, необходимо подобрать несколько родственных слов.
Общая часть этих слов, в которой заключено основное лексическое значение, и будет являться корнем.
Например, найдем корень у глагола проверить. Родственными словами к этому глаголу будут: проверка, заверить, поверить, доверять, вера, поверенный. Одинаковая часть этих слов, в которой заключено их основное лексическое значение
– вер. Это и будет корень слова проверить.
При определении корня не следует подбирать разные формы одного слова. Например, для того, чтобы определить корень слова проверить, не следует подбирать слова: проверил, проверила, проверять.
На письме корень слова выделяется дугой (над словом).
5.Вслед за корнем выделяют приставку (если она есть в слове) – морфему, которая участвует в словообразовании однокоренных слов и стоит перед корнем.
Наиболее употребляемые приставки:
На письме приставка выделяется перевёрнутой буквой г (над словом).
6.Вслед за приставкой необходимо выделить суффикс.
Обычно он стоит после корня и служит для образования новых слов. На письме его обозначают специальным значком в виде угла с направленной вверх вершиной (над словом).
У глаголов также могут быть суффиксы:
Давайте в качестве примера разберем по составу глагол выходить.
1.Определим форму глагола. Для этого поставим к нему вопрос (что делать?) выходить. Это глагол неопределенной формы.
–ть-, который образует начальную (неопределенную) форму слова.
3.Выделим основу слова – выходи.
Для того чтобы определить корень, подберем родственные слова: заходить, переходить, поход, ходить и т.д.
Одинаковой частью этих слов является корень –ход.
Вслед за корнем выделим приставку, которая стоит перед ним. Это приставка –вы.
6.Часть слова, стоящая после корня перед формообразующим суффиксом –ть-, будет являться суффиксом глагола. Иэто будет суффикс –и-.
Запись разбора глагола в тетради будет такой:
1.Определим форму глагола. Поставим вопрос (что делают?) переглядываются.
2.Выделим части слова, которые не входят в основу.
В нашем случае это будет личное окончание глагола. Для того чтобы его определить, проспрягаем глагол: переглядывается, переглядываемся, переглядываешься.
Личное окончание – ют.
3.Выделим основу слова – переглядыва___ся. Основа прерывистая.
4.Найдем корень слова.
Подбираем родственные слова: поглядывают, заглядываются, взгляд, глядеть. Корень слова – гляд.
5.Часть слова перед корнем – пере – будет являться приставкой.
У глагола переглядываются два суффикса. Суффикс глагола –ыва- стоит после корня перед личным окончанием глагола.
Входит в основу и суффикс глагола возвратной формы –ся.
Запись в тетради будет иметь такой вид:
Итак, подведём итог урока.
При разборе глагола по составу необходимо найти и выделить все формообразующие и словообразующие морфемы. Производить разбор глагола по составу следует по следующему алгоритму:
1.Определяем форму глагола.
3.Выделяем основу слова.
4.Подбираем родственные слова и выделяем корень слова.
5.Перед корнем находим и выделяем приставку (если она имеется в слове).
6.Следующим шагом находим и выделяем суффикс или суффиксы глагола (если они существуют).
Морфологический разбор глагола
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Основные понятия
Сформулируем, что такое глагол и узнаем, из чего состоит его морфологический разбор.
Глагол в русском языке — это это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета как процесс и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
Морфологический разбор глагола — это выявление постоянных и непостоянных признаков глагола, как самостоятельной части речи в русском языке.
Давайте узнаем, из чего состоит морфологический разбор глагола и как его выполнять.
Порядок морфологического разбора глагола
Морфологические признаки глагола:
Начальная (неопределенная) форма.
Постоянные признаки: вид, переходность, возвратность, спряжение.
Непостоянные признаки: наклонение, время, лицо, род, число.
План морфологического разбора глагола: памятка
Часть речи. Общее значение.
Начальная форма — неопределенная форма (инфинитив).
Начальная форма (инфинитив).
совершенный (что сделать?);
несовершенный (что делать?).
переходный (употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога).
возвратность (возвратный, невозвратный).
изъявительное (что делал? что делает? что сделает?);
повелительное (что делай?);
условное (что делал бы? что сделал бы?).
время (только в изъявительном наклонении);
лицо (в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения, в повелительном наклонении);
род (прошедшее время изъявительного наклонения, условное наклонение).
Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения, является главным или второстепенным членом предложения).
Вот так выглядит схема морфологического разбора глагола. Ее можно сохранить на смартфон или распечатать и пользоваться при выполнении заданий.
А теперь рассмотрим образцы разбора глаголов с разной грамматической формой в предложении.
Примеры морфологического разбора глагола
В пятом классе школьники только начинают касаться темы морфологического разбора. А в седьмом классе уже есть все знания, чтобы производить самостоятельно полный письменный морфологический разбор глагола. Потренируемся на примерах.
Пример 1
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Любишь — глагол, обозначает действие, отвечает на вопрос: что делаешь?
Конспект урока по русскому языку на тему «Разбор глагола по составу. Алгоритм.»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ КОНСПЕКТ.docx
Урок русского языка в 4 классе по теме: Разбора глагола по составу. Алгоритм
Программа: «Школа 2100»
Цель : научить обучающихся разбирать глагол по составу.
Задачи : развивать умения видеть в слове его части; учить объяснять условия выбора орфограмм;
воспитывать интерес к родному языку.
Оборудование : мультимедийная установка.
Встаньте ровно, настройтесь на работу. Работаем быстро, ответы даём полные и четкие.
-Урок хочу начать с пословицы. Прочитайте её.
— Как вы ее понимаете? Я желаю, чтобы все сегодня хорошо потрудились на уроке.
— Вставьте пропущенные орфограммы. Спишите предложение.
— В какой части речи встретилась орфограмма?
— Чтобы вспомнить все изученные орфограммы, связанные с написанием глаголов, вы будете работать в группах.
1 группа: Вспомнить, что такое глагол и как изменяются глаголы
2 группа: Сформулируй правило о написании не с глаголами.
3 группа: Сформулируй правило о правописании глаголов на конце с шипящей.
4 группа. Рассказать о неопределенной форме глагола.
5 группа: Сформулируй правило о написании ться, тся в глаголах.
6 группа: Сформулируй правило о написании окончаний у глаголов прошедшего времени.
Формулирование темы и цели урока
— Определите по схемам, к каким частям речи относятся слова:
– Глядя на схемы, определите, чему будем учиться на уроке?
+ разбирать глаголы по составу.
— Что входит в состав слова?
— Поставьте учебную задачу.
+ Установить порядок разбора глагола по составу.
— Прочитайте стихотворение. В какой части слова пропущена орфограмма
— Что такое окончание?
+ изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении. Окончание не входит в основу слова.
— Кто автор этих строк?
Какую картину рисует поэт в этих строчках?
+ Стихотворение открывается описанием осеннего пейзажа
— В какой форме он стоит? Выдели окончание, которое указывает на эту форму, и основу.
+ Поставлю глагол в неопределенную форму ронять. Глагольный суффикс –я. Выделю его в глаголе. Подберу однокоренные слова: урон, уронить. Корень -рон-.
— Как вы думаете, какая будет основа.
— Есть моменты, которые необходимо знать, чтобы правильно разбирать глагол по составу.
Сейчас прочитаем памятку на стр. 111
+ Что нужно помнить, чтобы правильно разобрать глагол по составу.
Покажите на схеме, какие суффиксы входят в основу слова, а какие не входят.
Для чего мы составили схемы?
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
— А вы знаете, что слова по составу разбираются по принципу матрешки.
Матрешка приготовила секреты. Откроем первый секрет.
На доске записаны слова:
Думать – глагол, неопределенная форма
Рассказала – глагол, прош. вр. ж.р ед. ч
Выберем ключевые слова каждого этапа разбора:
2. Не входят в основу
5. Приставка, суффикс
— Сколько составляющих в матрешке 5, сколько пунктов в разборе глагола, 5. Думаю, что вы легко это запомните.
Вставим пропущенные слова:
Я буду называть глаголы.
Упражнение в определении формы глагола на основе анализа его структуры
— А теперь каждый ученик сможет проверить свои знания, выполнив предложенный тест. Выберите правильный ответ и запишите букву этого ответа.
Вопрос 1. Чтобы выполнить разбор глагола по составу я сначала:
а) Определю спряжение глагола;
б)Определю, в какой форме стоит глагол;
в) Выделю основу слова.
Вопрос 2. Если глагол стоит в прошедшем времени, то я:
б) Выделю глагольный суффикс;
а) Не входит в основу глагола;
б) Входит в основу глагола;
— Взаимопроверка. Правильные ответы на экране.
— Какое открытие сделали сегодня на уроке?
— Какую задачу поставим перед собой для следующих уроков?
— Вернемся к началу урока, прочитайте пословицу.
Как работали на уроке, можете ли вы собой гордиться!
Покажите сигнальными карточками.
Выбранный для просмотра документ Приложение.docx
ПОРЯДОК РАЗБОРА ГЛАГОЛА ПО СОСТАВУ.
Не входят в основу
Определяю, в какой форме стоит глагол.
Нахожу и выделяю окончание и суффиксы, которые не входят в основу.
Выделяю основу слова.
В составе основы нахожу и выделяю корень.
Нахожу и выделяю приставку, суффикс.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Выбранный для просмотра документ глагол.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Определите по схемам, к каким частям речи относятся слова:
Роня__ лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглян__ день как будто поневоле И скро__ся за край окружных гор. ет ет ет А. С. Пушкин
1. Определяю, в какой форме стоит глагол. 2. Нахожу и выделяю окончание и суффиксы, которые не входят в основу. 3. Выделяю основу слова. 4. В составе основы нахожу и выделяю корень. 5. Нахожу и выделяю приставку, суффикс.
Зная ………………….разбора Разберёшь …………………толково. алгоритм глагол
Слова помощники: прыгали спорить кричат мечтают кувыркается нести
1. Чтобы выполнить разбор глагола по составу я сначала: а) Определю спряжение глагола б) Определю, в какой форме стоит глагол в) Выделю основу слова
Проверка 1. б) 2. а) 3. б)
Спасибо всем за работу!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-420314
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Разбор глагола по составу. 4-й класс
Класс: 4
Презентация к уроку
Цель: знакомство с алгоритмом разбора глагола по составу.
Оборудование: учебник, тетрадь, памятка о суффиксах глагола, алгоритм порядка разбора глагола по составу, для рефлексии рисунки цветов яблони розового и белого цвета для каждого ученика, рисунок веточки яблони.
1. Организационный момент (2, 3 слайды)
Показ слайдов с изображением картин весны в сопровождении музыки.
Загадка: “Дева красная пришла, цветов много” (Весна)
2. Языковая разминка (4 – 6 слайды)
На слайде: “ (К) нам в.сна ш.га.т быстрыми шагами и сугробы та.т под её н.гами.” (И. Токмакова)
— Прочитайте, объясните написание слов с пропущенными буквами, постановку знаков препинания. Запишите предложение в тетрадь.
— Выполните синтаксический разбор этого предложения: выделите грамматическую основу, дайте характеристику предложения, составьте схему предложения.
— Сделайте звукобуквенный разбор слова тают и разбор слова шагает как часть речи (два человека работают у доски, остальные в тетради).
3. Чистописание (7 слайд)
— Проверьте на экране. Запишите на первой строчке.
Проверьте на экране. Запишите на третьей строчке.
— Назовите суффиксы глагола I спряжения, II спряжения, возвратных глаголов
Проверьте на экране. Запишите на четвёртой строчке.
4. Формулирование темы и цели урока (8 слайд)
— Посмотрите на экран и определите по схемам к каким частям речи относятся слова. Слов какой части речи больше? (глаголов)
— Озвучьте эти схемы, т. е. приведите примеры слов на тему “Весна”. (Подснежник, весенний, пришла, тает)
— Разбор слов какой части речи вызовет затруднение. (Глаголов) Какова же цель нашего урока? (Научиться разбирать глаголы по составу)
(На экране тема “Разбор глагола по составу” и открывается запись её на доске)
5. Работа с памяткой и алгоритмом (открытие новых знаний)
– Чтобы разобрать глагол по составу, надо знать некоторые правила и порядок разбора глагола. Для этого откроем учебник на стр. 97. Прочитайте правило. Назовите суффиксы, которые не входят в основу. Эти суффиксы записаны на 1, 2, 3 строчках в чистописании. Назовите суффиксы, которые входят в основу. Они записаны на 4-й строчке чистописания. Проверим. (На экране – памятка. На доску она вывешивается под темой урока). Выделите зелёной ручкой эту памятку в чистописании.
– Давайте познакомимся с алгоритмом порядка разбора глагола по составу. Учебник стр. 98 (Дети читают по шагам, которые появляются на экране схематически. Потом алгоритм целиком вывешивается на доске)
— Чем порядок разбора глагола по составу отличается от порядка разбора других частей речи? (Определяем сначала форму глагола)
6. Упражнения в определении формы глаголов и в разборе глаголов по составу (11, 12 слайд)
1) – Выполним упражнение 293 на стр. 98. Прочитайте задание. Чтобы легче было озвучить схемы, Весна вам поможет подсказкой. (Обратить внимание на экран. Дети выполняют задание в тетрадях. По одному называют слово, определяют форму глагола, проверяют по образцу на экране).
2) – Выполним упражнение 295. Разберите глаголы по составу: разучилась, держать, вынес, подскажешь, уколоться.
(Дети самостоятельно работают, 5 человек работают на индивидуальных листах. Затем проводится проверка)
7. Рефлексия. Итог урока (13, 14 слайд)
— Что надо знать, чтобы разобрать глагол по составу (Ещё раз обратиться к памятке и алгоритму на доске.)
— Весна хочет узнать всё ли вам понятно, или возникли какие–либо трудности. Скоро на деревьях распустятся цветы. Давайте и мы украсим нашу веточку яблони цветами. Если вам было на уроке всё понятно, возьмите в руку белый цветок. А если было что–то непонятно, возникали трудности, то розовый. Приклеим ваши цветочки на веточку.