Что такое разработка музыка 7 класс
Разработка (музыка)
Разрабо́тка в музыке:
Разработка (процесс)
Разработка (нем. Verarbeitung, Ausarbeitung ; англ. development ; фр. developpement ) — развитие материала, предполагающее вычленение отдельных элементов, подвергающихся преобразованиям.
Разработка применяется в развивающих средних разделах простых форм (главным образом в середине 3-частной), в разработке (втором её значении, см. ниже), в связующей партии и иногда в коде сонатной формы, рондо-сонаты.
Формируясь в музыке XVII века и 1-й половины XVIII века (в том числе в интермедиях фуги, старинной концертной формы), разработка стала основным методом развития у композиторов венской классической школы. Разработка сохраняет важное значение в сочинениях XIX века и XX века.
Разработка (часть произведения)
Разработка (нем. Durchführung, Durchführungsteil ; англ. development section ; фр. partie du developpement ) — центральный раздел формы сонатного аллегро и рондо-сонаты, а также некоторых свободных и смешанных форм, где разрабатываются темы экспозиции. Иногда разработка сонатной формы включает в себя эпизод, излагающий новую тему, или полностью заменяется эпизодом на новом музыкальном материале.
Полезное
Смотреть что такое «Разработка (музыка)» в других словарях:
Музыка Chrono Trigger — Композитор Ясунори Мицуда на концерте 2007 года Chrono Trigger (яп. クロノ・トリガー Куроно Торига … Википедия
Музыка Chrono Cross — Композитор Ясунори Мицуда Chrono Cross (яп. クロノ・クロス Куроно Куросу … Википедия
Музыка — У этого термина существуют и другие значения, см. Музыка (значения). Скрипичный ключ используется в нотной записи Музыка (греч … Википедия
МУЗЫКА РУССКАЯ — (см. также: Пение церковное), вокальная и инструментальная музыка (последняя, вероятно, чаще всего как сопровождение, а затем уже и как замена первой) были известны русским славянам уже в глубокой древности. На это указывают многочисленные… … Русская история
Музыка — В основе этого термина лежит греч. ή μουσική (подразумев. τέχνη искусство), т. е. искусство муз (первично богинь пения и пляски). Позже он получил у греков более широкое значение, в смысле гармонического развития духа вообще, а у нас опять… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
МУЗЫКА — • Musĭca (ars), μουσική (τέχνη), иногда также musica, orum; τὰ μουσικά, как искусство муз вообще, охватывает гораздо большую сферу, чем то, что ныне называется М. К ней относится всякая духовная деятельность как научная, так и… … Реальный словарь классических древностей
МУЗЫКА — • Musĭca (ars), μουσική (τέχνη), иногда также musica, orum; τὰ μουσικά, как искусство муз вообще, охватывает гораздо большую сферу, чем то, что ныне называется М. К ней относится всякая духовная деятельность как научная, так и… … Реальный словарь классических древностей
Музыка военная — как и в госуд. Др. Востока, в странах антич. культуры широко использовали муз. инструменты для подачи сигналов войскам на поле боя и исполнения боевых маршей. Однако, видимо, воен. оркестров не существовало, поскольку музыканты не только … Древний мир. Энциклопедический словарь
Музыка военная — Как и в государствах Др. Востока, в странах античной культуры широко использовали музыкальные инструменты для подачи сигналов войскам на поле боя и исполнения боевых маршей. Однако, видимо, военных оркестров не существовало, поскольку… … Словарь античности
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Цель: актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание учащимися таких приемов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.
формировать умение проводить интонационно-образный анализ музыки классической и современной;
воспитывать осмысленное восприятие музыкального искусства, их традиции и современность.
Оборудование: ноутбук, мультимедийные проектор, экран, магнитофон, CD диск, портреты композиторов.
Проверка по журналу.
Беседа о каникулах.
Введение в тему урока:
Мы с вами прошли в прошлом полугодии тему «Особенности драматургии сценической музыки», и знакомились с произведениями, которые ставятся на подмостках театра оперы и балета, мы характеризовали музыку по средствам музыкальной выразительности.
Вспомните, что такое средства музыкальной выразительности? Средства, с помощью которых мы характеризуем музыку
Перечислите, что туда входи? Темп, тембр, ритм, лад, динамика, мелодия, регистр.
Посмотрите на портреты композиторов и попытайтесь назвать их фамилии (Моцарт, Шуберт, Бах, Бетховен, Гершвин, Бизе, Уеббер, Рахманинов)
Давайте с вами вспомним, какие вы знаете жанры в музыке и слова связанные с театром, для этого нам поможет кроссворд
«В музыкальных театрах мира»
Молодцы, все угадали. Все эти жанры, мы отнесем к вокальной музыке, музыку, которую можно исполнить голосом и разыграть действие.
Со второго полугодия мы с вами будем говорить о инструментальной музыке и тех, произведениях, которые нельзя разыграть на сцене, это – сонаты, симфонии, пьесы, этюды и так далее.
Давайте с вами немного вспомним:
В 5 классе мы знакомились с взаимодействием МУЗЫКИ с другими видами искусства: литературой и изобразительным искусством.
Говоря о взаимодействии Музыки и Литературы, мы познакомились с понятием ПРОГРАММНАЯ музыка.
Вспомните его? (ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА – это музыкальное произведение, в основе которого лежит литературное произведение)
Перечислите, известные вам примеры ПРОГРАММНОЙ музыки? Кикимора – Лядов
Что потеряла бы музыка, если бы не было слов? Все вокальные жанры – оперы, романсы, песни…
Изучая взаимодействие Музыки и Изобразительного искусства, мы сравнивали произведения музыкальные и произведения живописные, отмечали их СОЗВУЧИЕ.
НАПРИМЕР: самое известное произведение великого художника эпохи Возрождение Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна» мы нашли созвучным трём музыкальным произведениям с одинаковым названием.
Вспомните название этих произведений? («Аве Мария»)
Назовите композиторов, написавших музыкальные произведения с таким названием? (Джулио Каччини, Иоганн Себастьян Бах, Франц Шуберт)
Именно эти произведения: музыкальные и живописное, позволили говорить нам о существовании МУЗЫКАЛЬНОЙ живописи и ЖИВОПИСНОЙ музыки.
Вспомните эти понятия? (МУЗЫАЛЬНАЯ живопись – это живописные полотна, в которых усилено музыкальное начало. ЖИВОПИСНАЯ музыка – это музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится живописной, словно рисует картину.)
В 6 классе говорили о музыкальных образах.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ складывается из следующих составляющих:
• общественно-исторические условия создания;
Музыкальные образы бывают:
В 7 классе мы приступили к разговору о драматургии в музыке.
В первом полугодии мы говорили об «Особенностях драматургии сценической музыки».
Сегодня мы начинаем изучение нового раздела, который называется «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».
Тема нашего урока «Музыкальная драматургия – развитие музыки».
О музыкальной драматургии, как правило, говорят применительно к музыкально-сценическому, театральному произведению: опере. Балету, оратории, оперетте, мюзиклу и др.
Однако термин МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ используют для характеристики инструментально-симфонической музыки. Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и его частей, логике их развития, особенностях воплощения муз. Образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия.
Главное в музыке, так же, как и в жизни – развитие. Давайте поразмышляем над следующими вопросами:
Что происходит с человеком на протяжении нескольких лет жизни?
Меняются ли его жизненные пристрастия, музыкальные предпочтения?
Как воспринимается одно и то же музыкальное проведение человеком на разных этапах его жизни?
Подобно тому, как год от года меняется внутренний мир человека, так же меняются внутри одного произведения, получая развитие, музыкальные интонации, темы, мелодии.
Эти изменения отражаются в форме музыкального произведения, способах развития музыкального материала.
Одним из самых распространённых способов развития музыки является ПОВТОР
В ПОВТОРАХ ощущается развитие образного строя произведения. Так построены народные песни. Вот один из самых известных примеров.
Слушаем и поем: «Во поле берёза стояла» РНП (текст + фонограмма)
ВАРЬИРОВАТЬ (в музыке): изменять главную музыкальную тему разными переходами, удерживая, однако, основную мелодию.
ВАРЬИРОВАНИЕ – это древнейший способ развития музыки, который встречается в народных песенно-танцевальных жанрах, основанных на импровизации. Варьирование широко применяется и симфонической, оперной, камерной инструментальной музыке.
На протяжении всего курса «Музыка» мы неоднократно встречались с примерами варьирования.
В финали Симфонии №4 Чайковского в 4 части получает варьирование р.н.п., которая ассоциируется с праздником и весельем.
Слушаем 4 часть «Симфония №4» финал П. И. Чайковского Финал
Что за русская народная песня звучала? Во поле березка стояла
Более значительные изменения, при которых вместо целой мелодии (темы) излагаются отдельные её фразы, интонации называют РАЗРАБОТКОЙ.
В разработке находят применение такие способы развития, как СЕКВЕНЦИЯ и ИМИТАЦИЯ.
Простейший пример сиквенции:
Одна и та же фраза, отличающаяся друг от друга по высоте.
Конспект урока по музыке в 7 классе «Что такое музыкальное содержание?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Что такое музыкальное содержание.
Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Музыкальный материал урока:
Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I часть. (слушание).
Я. Дубравин, стихи М. Пляцковского. Когда играет музыкант (пение).
Портрет композитора Л. Бетховена.
Сообщение темы урока.
Прошли недаром, ясен предо мной
Конечный вывод мудрости земной:
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идёт на бой!
Работа по теме урока.
Рассказ учителя о Л. Бетховене, его музыке.
Жизненное кредо Л. Бетховена:
«Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты».
«Благотворить, где только можешь, превыше всего любить свободу и даже у монастырского престола от истины не отрекаться».
«Музыка должна высекать огонь из души человеческой».
Близки ли вам бетховенские принципы? Какой из них для вас мог бы стать определяющим в жизни? Почему?
Основы творческой и человеческой «интонации» бетховенской музыки – «через тернии к звёздам»; «через страдания – к радости». «Дайте мне хотя бы один день чистой радости».
Ромен Роллан говорил о Бетховене: «Рисуя его, я рисую его племя, наш век, нашу мечту. Нас и нашу спутницу с окровавленными ногами – Радость! Не жирную радость, отъевшуюся у стойла души. Радость испытания, радость труда и борьбы, преодолённого страдания, победы над самим собой…»
Казалось, Бетховен мог быть счастлив. Но «судьба стучалась в дверь». Уже несколько лет Бетховен замечал признаки надвигающейся глухоты – страшная беда для музыканта. Приходилось скрывать глухоту от окружающих. Страх потерять способность к творчеству приводил его в отчаянье. Об этом Бетховен поведал своим братьям письмом, известным под названием Гейлигенштадского завещания: «…Я был недалёк от того, чтобы наложить на себя руки. Искусство! Только оно одно и удержало меня. Мне казалось немыслимым покинуть этот мир прежде, чем я не выполню того, к чему я чувствовал себя призванным…»
Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I часть. (слушание).
Совсем не жалкими предстают в искусстве такие вечные источники страданий, как одиночество или неразделённая любовь, напротив: они исполнены своеобразного величия, ведь именно они раскрывают подлинное достоинство души. Бетховен, отвергнутый Джульеттой Гвиччарди, пишет «Лунную» сонату, даже сумраком своим озаряющую вершины мирового музыкального искусства.
Богатство вместе с властью вольно бродят,
Вступая в океан добра и зла,
Когда они из наших рук уходят;
Любовь же пусть неправильной была, –
Бессмертная, в бессмертии пребудет,
Всё превзойдёт, что было или будет.
П. Б. Шелли. Любовь бессмертная
Какой образ создаёт музыка? соответствует ли название «Лунная соната», данное ей поэтом-романтиком Рельштабом уже после смерти композитора, образному миру бетховенской музыки?
Каков характер музыки – мужественный, женственный, юношеский или детский?
Слушая 1-ю часть сонаты, обратите внимание на три элемента её музыкальной речи: сосредоточенно-скорбную мелодию верхнего голоса, равномерно струящийся аккомпанемент триолей в среднем голосе и глубокие мрачные аккорды басов. Который из элементов в восприятии поэта стал главным и способствовал появлению воспоминаний о лунном свете?
Сколько образов в этой музыке? ( Один, в котором явно слышно развитие чувства: в начале скорбная мелодия с ритмическими интонациями траурного марша; в среднем разделе эти интонации уступают место безостановочному волнообразному движению триолями на фоне глубоких басов, которые постепенно разрастаются, поднимаясь в регистре и в силе звучности, достигают кульминации, словно хотят разорвать тягостную скорбную цель; возвращение в третьем разделе скорбной мелодии, и короткая кода с траурным ритмом в басу утверждают чувство безысходности. )
Как вы понимаете слова Ф. Достоевского «Многое меняется, сердце остаётся одно». Согласны ли вы с этим?
Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. II часть. (слушание).
Почему Ференц Лист – один из лучших исполнителей «Лунной сонаты» – назвал её вторую часть «цветком между двумя безднами»?
Изменилась ли музыка 2-й части по сравнению с первой?
Как вы думаете, о чём думал Бетховен, когда писал эту часть? ( Это либо воспоминание о чём-то светлом и одновременно печальном, либо мечта, а может быть, это улыбка Джульетты, почти танцевально-игривая, чередующаяся с его мрачными мыслями. )
Сколько образов? ( Два – мужественный и женственный. )
Возможно, Бетховен имел в виду себя, когда говорил: «Мужчина должен быть крепок и мужественен во всём».
И, наконец, 3-я часть.
Какие чувства переданы в 3-й части? ( Бурное кипение страстей, могучее стремление преодолеть скорбь. )
Известно, что суть сонатной формы в конфликте (борьбе) или контрасте образов. Почему Бетховен нарушил установленную традицию и написал 1-ю часть сонаты не в сонатной форме?
Где конфликт проступает отчётливее: внутри частей сонаты или между частями?
В чём проявляется оптимизм Бетховена? ( Достижение цели в борьбе, не легкомысленный оптимизм, а внутренняя сила, выстраданная радость. )
Вывод: «… Страждущие души, благородные души, возьмите себе в спутники этого человека!» Эдуард Эррио «Жизнь Бетховена».
Я. Дубравин, стихи М. Пляцковского. Когда играет музыкант (пение).
«Сердце – вот истинный рычаг всего великого», – говорил Бетховен. И друзья отмечали удивительное сочетание его доброты, необычайного детского нрава и могучей, упрямой воли. Никакой император, никакой король не обладал таким сознанием своей силы, как отрезанный от людей стеной глухоты великий композитор.
Выучить песню. Подготовить доклад о Л. Бетховене.
Урок музыки в 7 классе по теме «О чем «рассказывает» музыкальный жанр»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Минеевская основная общеобразовательная школа»
Уренского муниципального района Нижегородской области
Разработка урока музыки в 7 классе
По теме «О чем «рассказывает» музыкальный жанр»
Выполнила учитель музыки
Щекотова Любовь Павловна
Тема «О чем «рассказывает» музыкальный жанр»
Дата проведения: 28.11.2014 г.
Тип урока: урок углубления темы.
Цель урока: раскрыть новаторский характер 4 симфонии П.И. Чайковского
Развивающие – развивать умение анализировать музыкальные произведения, умение работать с информацией, развивать вокальные способности учащихся, их речь,
Воспитательные – использовать содержание учебного материала, методов, форм, организации познавательной деятельности учащихся для развития нравственных, эстетических и патриотических качеств личности.
Оборудование – компьютер, мультимедиапроектор, мультимедийная презентация, аудиофайлы, кейсы для каждого ученика, памятка «Рефлексия».
Фундаментальные образовательные объекты, в направлении которых планируется деятельность учащихся – что такое «память жанра», для чего используют композиторы жанры народной музыки в своих произведениях.
Этапы и виды деятельности учащихся на уроке
Знакомятся с темой урока
Актуализация знаний, целеполагание
Этап усвоения новых знаний и умений
Закрепление изучаемого материала
Проводят сравнительный анализ симфоний, используя личные впечатления и материалы урока. Делают вывод о значении творчества Чайковского.
Сопоставляют интонации симфонии и ранее изученные песни.
Распеваются и исполняют песню
Получают домашнее задание
Оценивают свою учебную деятельность и деятельность одноклассников по заданному алгоритму
Сегодня на уроке мы продолжим разговор о содержании в музыке, но важным объектом разговора мы возьмем музыкальные жанры. Тема урока так и звучит «О чем «Рассказывает» музыкальный жанр». Слайд 1.
Вспомните и назовите жанры музыки. (песни, оперы, симфонии…)
Как вы думаете, сами музыкальные жанры могут нам о чем-то рассказать? (да, песня, опера, балет имеют содержание, сюжет).
Хорошо, самое важное, что без звучания музыки мы не сможем вести разговор о ней. Но представьте, я говорю вам «колыбельная», но не пою её, что вам представляется (мама, укладывающая спать малыша).
В данном случае мы говорим о «памяти жанра». Слайд 2.
Прочитайте информацию на слайде.. Скажите, что представляется вам, когда говорим об основах музыки (песня, танец, марш).
Наше мышление способно вызывать ассоциации, связанные с тем или иным понятием. Сыграем в ассоциации. Слайд 3
Русская народная хороводная песня – «Во поле берёза стояла». Балетная музыка – П.И.Чайковский. Героическая музыка – Л. Бетховен.
Как они связаны между собой? ( Никак)
Это на первый взгляд никак, но сегодня мы найдем эти связи. Для начала обратимся к учебнику – на 50 странице известный русский поэт Александр Блок говорит :
Под звуки прошлое встаёт,
И близким кажется и ясным:
То для меня мечта поёт,
То веет таинством прекрасным. Слайд 4.
Он нас как бы направляет искать ответы в музыке прошлых лет. Что же там нам можно найти. На странице 52. прочитайте 2,3,4 абзацы. Ответьте на вопрос: с какой целью композиторы вводят в свои произведения народные жанры? (Цитируют из учебника)
Композиторы брали определенные народные жанры, чтобы лучше воссоздать эпоху, передать характер, донести содержание до слушателя.
Так и величайший композитор прошлого века Пётр Ильич Чайковский считал, что в народной песне есть что-то особенное. И что-то удивительное есть в жанре симфонии. Вспомним произведения Чайковского. В первую очередь мы назовем 3 балета, 10 опер, 100 романсов и 6 симфоний. Балетов не так и много, но о них знает весь мир. Опер 10 – это довольно много для одного композитора. Сам Чайковский говорил, что сочинять оперу он любил, но особенно ему нравилось сочинять симфонии. Слайд 5. «…я с бесконечно большим удовольствием и наслаждением пишу симфонию…», « В симфонии …я свободен, нет для меня никаких ограничений и никаких стеснений».
О свей Четвертой симфонии он говорил так; «одно из любимейших моих детищ, одно из тех, которые от начала до конца написаны под наитием настоящего вдохновения, с любовью и искренним увлечением».Слайд 6. Сегодня мы обратимся к 4 симфонии, как объекту нашей темы. В ходе урока мы должны ответить на 2 важных вопроса: О чем хотел рассказать Чайковский в Четвертой симфонии? В чем заключен новаторский характер симфонии?
3. Этап усвоения новых знаний и умений.
Сейчас я предлагаю вам открыть тетради, по мере необходимости делать в них небольшие заметки. Мы будем использовать приём «Чтение с остановками». Вы читаете текст слайда, выписываете важное, по вашему мнению, как только будете готовы работать дальше, поднимаете руку.
Слайды 7,8,9. Прочитайте выписанные «важные» факты –
Первая в истории русской музыки симфония — психологическая драма,
Связана со временем глубокого общественного кризиса – шла война,
В Четвёртой симфонии с огромной силой показано столкновение человека с силами неумолимой судьбы, рока.
Я предлагаю сделать остановку и прослушать фрагмент первой части. Но к прослушиванию будут вопросы, ответы на которые вы дадите после звучания. Слайд 10.
Какие интонации звучат во вступлении?
Какой характер имеет главная партия?
Какой характер у побочной?
Как развиваются партии?
Музыкальные критики так говорят о первой части: Еще внутри вступления зарождается тема главной партии — мятущаяся, полная чувства, она несет в себе колоссальную потенциальную силу, воплощая идею борьбы с судьбой, сопротивления силам, мешающим счастью. Побочная тема, о которой композитор говорит как о грезе, светла и нежна. Ее сменяет вторая побочная тема — ласковые, словно убаюкивающие «покачивания» скрипок. Безжалостно прерваны эти грезы неумолимыми фанфарами рока.
Как вы в своём восприятии музыки оказались правы. Молодцы.
Перед вами лежат кейсы (Приложение 1), где даны строки из письма П.И. Чайковского своему другу Надежде Филаретовне фон Мекк. В этом письме он раскрывает замысел своей симфонии, указывает на то, что симфония имеет примерную программу. Познакомьтесь с этим письмом, подчеркните строки, вызвавшие у вас интерес и ответьте на вопрос: к акая часть симфонии вызывает интерес и почему?
Прослушивание 4 части. Анализ музыкального произведения. Слайд 12.
Какой характер части?
Какую песню включил Чайковский в финал? Почему?
Как влияет песня на развитие финала?
Обратимся к мнению критиков, сравним свои суждения.
Финал — картина праздничного веселья, увлекательная, полная ярких красок. Его начало основано на живой, захватывающей теме в характере массовой пляски. Вторая тема — народная плясовая «Во поле береза стояла». На протяжении части она изменяется, становится грустной, даже мрачной. Тревогой, предчувствием катастрофы наполняется музыка. И катастрофа наступает. Неумолимо грозно звучит тема рока. Все застывает. Но возвращается праздник. Народное ликование заполняет звучащее пространство.
Итак, как связаны П.И.Чайковский и русская народная песня «Во поле береза стояла»?
( Чайковский включает эту песню в свой финал, интонации её звучат в разном характере, эта песня как бы связывает жизнь самого композитора с жизнью народа)
4. Закрепление изучаемого материала
Хорошо, молодцы, но есть еще одна ниточка, связывающая Чайковского с Бетховеном. Слайд 13.
«В сущности, моя симфония есть подражание Пятой Бетховенской, то есть я подражал не музыкальным её мыслям, но основной идее…»
Я предлагаю вам создать «дерево предсказаний», отвечая на вопрос «В чём сходство и в чём различия 4 симфонии Чайковского с 5 симфонией Бетховена?» Слайд 14.
Опять же сравним свои суждения с музыкальными критиками
Четвертая симфония Чайковского похожа на Пятую симфонию Бетховена своей оптимистической концепцией.
Одна из основных идей 4 симфонии Чайковского такова: если ты не можешь достигнуть счастья сам, то надо икать его в радости других людей.
Основная идея 5 симфонии Бетховена: «Никогда не сдаваться!» Это было девизом композитора в течение всей его непростой жизни.
Как схожи наши предположения с критиками. Но самый важный вопрос мы еще не раскрыли. В чем заключается новаторство Четвертой симфонии Чайковского ( это первая психологическая драма), тогда причем тут русская народная песня? Ответ в кейсе, цитируйте Чайковского!
Если ты в самом себе не находишь мотивов для радости, смотри на других людей. Ступай в народ. Смотри, как он умеет веселиться, отдаваясь беспредельно радостным чувствам Слайд 16.
В симфонии сформулирована мысль о влиянии народа на личность: не личность приносит народу свет и обновление, но народ принимает к себе человека и защищает его от грозного фатума
Эта мысль была у многих передовых людей второй половины 19 века, но лишь Чайковский смог её «озвучит», тем самым указав направление в дальнейшем развитии искусства. Сам Чайковский мечтал, чтобы его творчество знали как можно большее количество людей. Слайд 17.
«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространилась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору».
В этих словах Петра Ильича Чайковского точно определена задача его искусства, которую он видел в служении музыке и людям, в том, чтобы «правдиво, искренне и просто» говорить с ними о самом главном, серьёзном и волнующем их.
Как вы думаете, мы справились с задачей урока:
Но я нашла еще одну ниточку, связывающую Чайковского и нашу современную песенную музыку. Слайд 18.
Если взять в партитуре 4 части симфонии первые три ноты, изменить ритм, лад, то интонации какой песни услышим? Подсказка, так начинается припев.
(Проигрываю на пианино первые три ноты в нужном ритме)
Это песня «Нет войне». Можно ли сказать, что она подходит к теме урока. (Да. Война – это борьба, в симфонии тоже есть тема борьбы)
Распоемся и споем песню.
Вспомните тему урока, её цель, посмотрите на слайд и закончите фразу, которая к вам подходит больше всего. Слайд 19. Третью фразу продолжите обязательно, можно называя имена одноклассников. Оцените себя и одноклассников отметками.
6. Домашнее задание.
Симфония стала итогом всего предшествовавшего творчества композитора, открыла новый этап, осветила новые, более глубокие перспективы не только в симфонизме Чайковского, но, без преувеличения можно утверждать, в развитии симфонического жанра в целом.
Многие оркестровые сочинения Чайковского связаны с вполне конкретным содержанием. В Четвертой симфонии программа, изложенная в письме к Надежде Филаретовне, не отвечает полностью его замыслу, а только приближает к нему.
«Вот, приблизительно, программа первой части:
Вторая часть симфонии выражает другой фазис тоски. Это то меланхолическое чувство, которое является вечерком, когда сидишь дома один, от работы устал, взял книгу, но она выпала из рук. Явились целым роем воспоминания. И грустно, что так много уже было, да прошло, и приятно вспомнить молодость. И жаль прошлого, и нет охоты начинать жизнь сызнова. Жизнь утомила. Приятно отдохнуть и оглядеться. Вспомнилось многое. Были минуты радостные, когда молодая кровь кипела и жизнь удовлетворяла. Были и тяжелые моменты, незаменимые утраты. Все это уже где-то далеко. И грустно, и как-то сладко окунуться в прошлое.
Третья часть не выражает определенного ощущения. Это капризные арабески, неуловимые образы, которые проносятся в воображении. На душе не весело, но и не грустно. Ни о чем не думаешь, даешь волю воображению, и оно почему-то пустилось рисовать странные рисунки. Среди них вдруг вспомнилась картинка подкутивших мужичков и уличная песенка. Потом где-то вдали прошла военная процессия. Это те совершенно несвязные образы, которые проносятся в голове, когда засыпаешь. Они не имеют ничего общего с действительностью: они странны, дики, несвязны.
Четвертая часть. Если ты в самом себе не находишь мотивов для радости, смотри на других людей. Ступай в народ. Смотри, как он умеет веселиться, отдаваясь беспредельно радостным чувствам. Картина праздничного народного веселья. Едва ты успел забыть себя и увлечься зрелищем чужих радостей, как неугомонный фатум опять является и напоминает о себе. Но другим до тебя нет дела. Они даже и не обернулись, не взглянули на тебя и не заметили, что ты одинок и грустен. О, как им весело, как они счастливы, что в них все чувства непосредственны и просты! Пеняй на себя и не говори, что все на свете грустно. Есть простые, но сильные радости. Веселись чужим весельем. Жить все-таки можно».