Что такое разработка в музыке 7 класс определение кратко
Разработка (музыка)
Разрабо́тка в музыке:
Разработка (процесс)
Разработка (нем. Verarbeitung, Ausarbeitung ; англ. development ; фр. developpement ) — развитие материала, предполагающее вычленение отдельных элементов, подвергающихся преобразованиям.
Разработка применяется в развивающих средних разделах простых форм (главным образом в середине 3-частной), в разработке (втором её значении, см. ниже), в связующей партии и иногда в коде сонатной формы, рондо-сонаты.
Формируясь в музыке XVII века и 1-й половины XVIII века (в том числе в интермедиях фуги, старинной концертной формы), разработка стала основным методом развития у композиторов венской классической школы. Разработка сохраняет важное значение в сочинениях XIX века и XX века.
Разработка (часть произведения)
Разработка (нем. Durchführung, Durchführungsteil ; англ. development section ; фр. partie du developpement ) — центральный раздел формы сонатного аллегро и рондо-сонаты, а также некоторых свободных и смешанных форм, где разрабатываются темы экспозиции. Иногда разработка сонатной формы включает в себя эпизод, излагающий новую тему, или полностью заменяется эпизодом на новом музыкальном материале.
Полезное
Смотреть что такое «Разработка (музыка)» в других словарях:
Музыка Chrono Trigger — Композитор Ясунори Мицуда на концерте 2007 года Chrono Trigger (яп. クロノ・トリガー Куроно Торига … Википедия
Музыка Chrono Cross — Композитор Ясунори Мицуда Chrono Cross (яп. クロノ・クロス Куроно Куросу … Википедия
Музыка — У этого термина существуют и другие значения, см. Музыка (значения). Скрипичный ключ используется в нотной записи Музыка (греч … Википедия
МУЗЫКА РУССКАЯ — (см. также: Пение церковное), вокальная и инструментальная музыка (последняя, вероятно, чаще всего как сопровождение, а затем уже и как замена первой) были известны русским славянам уже в глубокой древности. На это указывают многочисленные… … Русская история
Музыка — В основе этого термина лежит греч. ή μουσική (подразумев. τέχνη искусство), т. е. искусство муз (первично богинь пения и пляски). Позже он получил у греков более широкое значение, в смысле гармонического развития духа вообще, а у нас опять… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
МУЗЫКА — • Musĭca (ars), μουσική (τέχνη), иногда также musica, orum; τὰ μουσικά, как искусство муз вообще, охватывает гораздо большую сферу, чем то, что ныне называется М. К ней относится всякая духовная деятельность как научная, так и… … Реальный словарь классических древностей
МУЗЫКА — • Musĭca (ars), μουσική (τέχνη), иногда также musica, orum; τὰ μουσικά, как искусство муз вообще, охватывает гораздо большую сферу, чем то, что ныне называется М. К ней относится всякая духовная деятельность как научная, так и… … Реальный словарь классических древностей
Музыка военная — как и в госуд. Др. Востока, в странах антич. культуры широко использовали муз. инструменты для подачи сигналов войскам на поле боя и исполнения боевых маршей. Однако, видимо, воен. оркестров не существовало, поскольку музыканты не только … Древний мир. Энциклопедический словарь
Музыка военная — Как и в государствах Др. Востока, в странах античной культуры широко использовали музыкальные инструменты для подачи сигналов войскам на поле боя и исполнения боевых маршей. Однако, видимо, военных оркестров не существовало, поскольку… … Словарь античности
Связанные словари
Разработка
Этим термином называется тот раздел музыкальной формы произведения, в котором его тематический материал подвергается наиболее сильным изменениям, то есть разрабатывается. Осуществляться это может по-разному: или путем вариационного развития ранее звучавших тем, или при помощи активного мотивного развития, то есть дробления темы на небольшие, а то и мельчайшие отрезки, которые затем подвергаются различным изменениям.
Встречаются разработки, построенные на новом, ранее не звучавшем музыкальном материале. Объем разработки бывает произвольным; она может состоять из одного или нескольких эпизодов. Основной признак разработки это тональная неустойчивость. Ее функция возвращение в главную тональность произведения.
Часто заключительный раздел разработки построен на так называемом органном пункте или педали неизменно звучащем тоне или аккорде доминанте основной тональности, что еще больше нагнетает напряжение, усиливает ожидание главной тональности, которая появится в следующей за разработкой части репризе. Собственно термин «разработка» относится к среднему разделу сонатной формы, однако эпизоды разработочного характера могут появляться и в произведениях свободной формы, и в рондо-сонате, и в трехчастной форме, и в фуге.
Что такое разработка в музыке 7 класс определение кратко
Классика и современность
Классическим называют античное искусство (искусство Древней Греции и Древнего Рима), а также искусство эпохи Возрождения и классицизма.
Кроме того, понятие классическая музыка применяется к творчеству величайших композиторов мира. Классическими могут быть названы произведения, созданные в далеком прошлом, и современные сочинения.
Классика часто противопоставляется новым течениям в искусстве, достижения которых еще не прошли проверку временем. Современники нередко могут ошибаться в оценке музыкальных произведений. Существует много примеров того, как произведения, не получившие признания при жизни авторов, позднее стали классикой и вошли в золотой фонд мирового музыкального искусства. То, что вчера воспринималось как дерзкий вызов классическому искусству, сегодня может быть причислено к классике. Примером тому служит творчество с.Прокофьева, Р.Щедрина, А.Шнитке и др.
Есть и понятие классика жанра. В этом случае классическими называют произведения легкой музыки: джазовой, эстрадной, рок-музыки. Однако
век многих сочинений, получивших в какой-то период широкую популярность, может оказаться недолгим, если они не обладают высокими художественными достоинствами.
Чтобы научиться разбираться во всем многообразии музыки, надо стремиться понять содержание произведения, его образный строй, принадлежность к определеному стилю, художественному направлению.
Оперы бывают эпические, лирические, драматические, комические.
Долгую жизнь имеют оперы, в основе которых интересное либретто и выразительная музыка, наиболее полно раскрывающая характеры героев
Обычно опера открывается вступлением, или увертюрой, в котором выражена идея спектакля. основной характеристикой главных героев оперы являются ария, песня, каватина, дуэт, трио и др., в которых чувства и переживания персонажей воплощены в запоминающихся мелодиях. «Полупение-полуречь» называется речитативом.
действующих лиц оперы или комментирует происходящее на сцене. в зависимости от сюжета, времени создания оперы и возможностей театра в опере могут быть и танцы, и даже балетные сцены.
Исключительно велика в опере роль оркестра. Он аккомпанирует певцам и хору, выступает как равноправный партнер действующих лиц оперы, а иногда и как самостоятельное действующее лицо. Оркестровые эпизоды (номера) оперы помогают слушателям понять основные линии развития действия.
Драматургия оперы основана на конфликтном противостоянии двух сил, развитии контрастных музыкальных тем: русской песенности и польской танцевально-инструментальной музыки.
Опера состоит из четырех действий и эпилога.
Действие происходит осенью 1612 и зимой 1613 годов.
(1-й акт — в селе Домнино, 2-й — в Польше, 3-й — в избе Сусанина, 4-й — в лесах, эпилог — в Москве на Красной площади).
В интродукции (вступление к опере) звучит хор «Родина моя», в котором воплощена непреклонная воля русского народа к победе.
1-й акт: На сцене разворачивается картина мирной жизни поселян и семьи Сусанина. Крестьяне села Домнино радостно встречают ополченцев. Грустит лишь Антонида. Она ждет возвращения своего жениха — Богдана Собинина, который с дружиной ушел громить польскую шляхту. Ее каватина полна искренности и нежности, а изящное, оживленное рондо раскрывает светлый, радостный мир девичьих мечтаний: «Что ни утро, что ни вечер, жду я с милым другом встречи». Сусанину понятны чувства дочери, но он хочет подготовить ее к испытаниям, которые несет тяжкая година. Не время сейчас думать о свадьбе. Внезапно с реки доносится песня. Это возвращается Собииин с дружиной. Он принес радостную весть: Минин и Пожарский возглавили русское войско, и со всех концов к ним стекается ратный люд. Крестьяне ликуют: близок час освобождения. Решение Сусанина отложить свадьбу огорчает Собинина: ведь для свадьбы он вернулся в родное село. Сначала Сусанин непреклонен, но, узнав, что враги осаждены в Москве, дает согласие.
3-й акт: В доме Сусанина готовятся к свадьбе Антониды и Собинина. Приемный сын Сусанина Ваня мечтает идти вместе с Собининым против поляков. Вошедшие крестьяне поздравляют жениха и невесту, Сусанин приглашает их на свадьбу. Вдруг слышится конский топот. Дверь распахивается, и в избу входят поляки. Им нужен проводник, чтобы пройти к Москве. Напрасно враги уговаривают Сусанина — он не станет предателем. Тогда поляки предлагают Сусанину золото. Неожиданно Сусанин соглашается: его осеняет мысль завести поляков в непроходимую лесную чащу. Тайком от врагов он посылает Ваню предупредить Минина об опасности и уходит с поляками. Узнав о случившемся, Собинин с дружиной устремляется в погоню за врагами.
Драму душевных переживаний передает романс Антониды («Не о том скорблю, подруженьки»), который вплетается в бесхитростную мелодию свадебного хора девушек-подружек.
Ваня сообщает русским воинам о приходе польского отряда. Ратники полны решимости разгромить врагов и спасти Сусанина. Во главе с Мининым они выступают навстречу врагу.
4-й акт: Глухим, непроходимым лесом бредут усталые, замерзшие поляки. Враги подозревают, что Сусанин сбился с пути. Наконец отряд останавливается на привал, поляки засыпают. Не спит Сусанин. Он знает, что его ждет смерть: поляки чуют правду. Тяжело умирать, но свой долг он выполнил. Звучит речитатив и ария Сусанина. Поднимается метель, и в свисте ветра Сусанину чудятся голоса детей. Светлеет. Проснувшиеся поляки с ужасом убеждаются, что им не выбраться из глухих лесных дебрей. Сусанин, торжествуя, открывает панам страшную правду. Взбешенные поляки убивают его.
Эпилог: В Москве, на Красной площади, народ приветствует русские войска. Здесь же Ваня, Антонида и Собинин. Народ празднует освобождение и славит героев, отдавших жизнь за победу над врагом. Заключительный хор «Славься!», написанный в духе победного народного канта, излучает, свет, передает торжество и ликование народа.
С оперы М.И.Глинки началась новая эпоха в русском музыкальном искусстве, определился весь путь развития оперного жанра в России.
Действие происходит: в прологе, в первом и четвертом актах — во городе Путивле, во втором и третьем актах — в половецком стане.
1-й акт: Галицкий воспользовался отъездом Игоря. Вместе с челядью он бражничает и бесчинствует; разгульным пиром верховодят захмелевшие гудочники Скула и Ерошка, бежавшие из Игорева войска. Галицкий лелеет мечту сесть в Путивле князем, а пока всячески притесняет жителей. Дерзко похитив девушку, князь прогоняет подружек, явившихся просить об ее освобождении.
Защиты от наглого обидчика девушки ищут у Ярославны. Но, несмотря на всю свою решительность и твердость, княгиня не в силах справиться с братом. Бояре приносят недобрую весть: в неравном бою полегла вся рать, Игорь ранен и вместе с сыном взят в плен, а к Путивлю подходят полчища половцев. Слышен тревожный набат, возвещающий о вражеском нашествии.
2-й акт: Вечер в половецком стане. Девушки-половчанки песнями и плясками развлекают дочь хана Кончаковну Но лишь радостное свидание с полюбившимся ей княжичем Владимиром развеяло грусть красавицы. В тяжком раздумье Игорь.
Образ князя Игоря наиболее ярко раскрыт композитором в его арии. Ничто не мило князю, его мучают мысли о бесславном поражении, судьбе близких ему людей, думы о Родине. Ария князя Игоря открывается небольшим вступлением оркестра. Тяжелые аккорды передают душевные терзания героя. За вступлением следует речитатив-раздумье («Ни сна, ни отдыха измученной душе. «). перед мысленным взором князя Игоря мелькают картины: затмение солнца (предвестник несчастья), горечь поражения, позор плена. Страстный призыв звучит в музыке арии («О, дайте, дайте мне свободу. «). Благородная мелодия, полная глубокой душевности и теплоты, связана в арии князя Игоря с воспоминаниями о жене, Ярославне, верной и любимой подруге (средний раздел арии). Все перечисленные эпизоды арии позволяют почувствовать трагедию, переживаемую князем Игорем. Он, как и простой крестьянин Иван Сусанин, озабочен судьбой своей Родины и стремится всеми силами защитить ее.
Верный Овлур предлагает ему побег. Игорь мечтает вырваться из плена, но колеблется — не пристало русскому князю бежать тайно. Его благородством и отвагой восхищен воинственный хан Кончак. Он принимает Игоря как почетного гостя. Хан готов даже отпустить его, если Игорь даст слово не поднимать меча против половцев. Но Игорь смело заявляет, что, обретя свободу, он снова соберет на хана полки. Чтобы рассеять мрачные думы князя, Кончак велит невольницам петь и плясать.
С особым мастерством композитор воспроизводит восточный колорит музыки, создает мелодии, расцвеченные причудливыми узорами, запоминающимися ритмами. звучит завораживающий слух мелодия хора половецких девушек-невольниц, которая сменяется воинственной плской мужчин. ЕЕ подхватывает хор половцев, славящих хана (Половецкие пляски)
3-й акт: С богатой добычей возвращается ханское войско. Узнав от них о беде, постигшей родной Путивль, Игорь решается на побег и, когда стражи засыпают, договаривается с Овлуром. Кончаковна, подслушавшая этот разговор, умоляет Владимира не покидать ее. Но любовь борется в душе княжича с чувством долга. Тогда Кончаковна будит спящий стан и задерживает Владимира; Игорю удается бежать. Разгневанные ханы требуют смерти княжича, но Кончак объявляет Владимира своим зятем.
4-й акт: Ранним утром в Путивле на городской стене горько плачет Ярославна (Плач Ярославны). В музыкальной характеристике Ярославны композитор не использовал подлинно народные мелодии, но она пронизана народными интонациями древних песенных жанров плача, причета (причитаний).
Ярославна обращается к ветру, солнцу, Днепру с мольбой вернуть ей милого Игоря. В отдалении показываются всадники. Это Игорь, сопровождаемый Овлуром. Их видят ошеломленные Скула и Ерошка. Изворотливый Скула предлагает ударить в колокол, чтобы первыми оповестить народ о возвращении князя. Хитрость удается. На радостях гудочники прощены. Вместе с народом они приветствуют Игоря.
Литературные источники и интернет- ресурсы:
Г.П.Сергеева-Е.Д.Критская «Музыка» 7 класс;
Конспект урока по музыке в 7 классе «Что такое музыкальное содержание?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Что такое музыкальное содержание.
Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Музыкальный материал урока:
Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I часть. (слушание).
Я. Дубравин, стихи М. Пляцковского. Когда играет музыкант (пение).
Портрет композитора Л. Бетховена.
Сообщение темы урока.
Прошли недаром, ясен предо мной
Конечный вывод мудрости земной:
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идёт на бой!
Работа по теме урока.
Рассказ учителя о Л. Бетховене, его музыке.
Жизненное кредо Л. Бетховена:
«Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты».
«Благотворить, где только можешь, превыше всего любить свободу и даже у монастырского престола от истины не отрекаться».
«Музыка должна высекать огонь из души человеческой».
Близки ли вам бетховенские принципы? Какой из них для вас мог бы стать определяющим в жизни? Почему?
Основы творческой и человеческой «интонации» бетховенской музыки – «через тернии к звёздам»; «через страдания – к радости». «Дайте мне хотя бы один день чистой радости».
Ромен Роллан говорил о Бетховене: «Рисуя его, я рисую его племя, наш век, нашу мечту. Нас и нашу спутницу с окровавленными ногами – Радость! Не жирную радость, отъевшуюся у стойла души. Радость испытания, радость труда и борьбы, преодолённого страдания, победы над самим собой…»
Казалось, Бетховен мог быть счастлив. Но «судьба стучалась в дверь». Уже несколько лет Бетховен замечал признаки надвигающейся глухоты – страшная беда для музыканта. Приходилось скрывать глухоту от окружающих. Страх потерять способность к творчеству приводил его в отчаянье. Об этом Бетховен поведал своим братьям письмом, известным под названием Гейлигенштадского завещания: «…Я был недалёк от того, чтобы наложить на себя руки. Искусство! Только оно одно и удержало меня. Мне казалось немыслимым покинуть этот мир прежде, чем я не выполню того, к чему я чувствовал себя призванным…»
Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I часть. (слушание).
Совсем не жалкими предстают в искусстве такие вечные источники страданий, как одиночество или неразделённая любовь, напротив: они исполнены своеобразного величия, ведь именно они раскрывают подлинное достоинство души. Бетховен, отвергнутый Джульеттой Гвиччарди, пишет «Лунную» сонату, даже сумраком своим озаряющую вершины мирового музыкального искусства.
Богатство вместе с властью вольно бродят,
Вступая в океан добра и зла,
Когда они из наших рук уходят;
Любовь же пусть неправильной была, –
Бессмертная, в бессмертии пребудет,
Всё превзойдёт, что было или будет.
П. Б. Шелли. Любовь бессмертная
Какой образ создаёт музыка? соответствует ли название «Лунная соната», данное ей поэтом-романтиком Рельштабом уже после смерти композитора, образному миру бетховенской музыки?
Каков характер музыки – мужественный, женственный, юношеский или детский?
Слушая 1-ю часть сонаты, обратите внимание на три элемента её музыкальной речи: сосредоточенно-скорбную мелодию верхнего голоса, равномерно струящийся аккомпанемент триолей в среднем голосе и глубокие мрачные аккорды басов. Который из элементов в восприятии поэта стал главным и способствовал появлению воспоминаний о лунном свете?
Сколько образов в этой музыке? ( Один, в котором явно слышно развитие чувства: в начале скорбная мелодия с ритмическими интонациями траурного марша; в среднем разделе эти интонации уступают место безостановочному волнообразному движению триолями на фоне глубоких басов, которые постепенно разрастаются, поднимаясь в регистре и в силе звучности, достигают кульминации, словно хотят разорвать тягостную скорбную цель; возвращение в третьем разделе скорбной мелодии, и короткая кода с траурным ритмом в басу утверждают чувство безысходности. )
Как вы понимаете слова Ф. Достоевского «Многое меняется, сердце остаётся одно». Согласны ли вы с этим?
Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. II часть. (слушание).
Почему Ференц Лист – один из лучших исполнителей «Лунной сонаты» – назвал её вторую часть «цветком между двумя безднами»?
Изменилась ли музыка 2-й части по сравнению с первой?
Как вы думаете, о чём думал Бетховен, когда писал эту часть? ( Это либо воспоминание о чём-то светлом и одновременно печальном, либо мечта, а может быть, это улыбка Джульетты, почти танцевально-игривая, чередующаяся с его мрачными мыслями. )
Сколько образов? ( Два – мужественный и женственный. )
Возможно, Бетховен имел в виду себя, когда говорил: «Мужчина должен быть крепок и мужественен во всём».
И, наконец, 3-я часть.
Какие чувства переданы в 3-й части? ( Бурное кипение страстей, могучее стремление преодолеть скорбь. )
Известно, что суть сонатной формы в конфликте (борьбе) или контрасте образов. Почему Бетховен нарушил установленную традицию и написал 1-ю часть сонаты не в сонатной форме?
Где конфликт проступает отчётливее: внутри частей сонаты или между частями?
В чём проявляется оптимизм Бетховена? ( Достижение цели в борьбе, не легкомысленный оптимизм, а внутренняя сила, выстраданная радость. )
Вывод: «… Страждущие души, благородные души, возьмите себе в спутники этого человека!» Эдуард Эррио «Жизнь Бетховена».
Я. Дубравин, стихи М. Пляцковского. Когда играет музыкант (пение).
«Сердце – вот истинный рычаг всего великого», – говорил Бетховен. И друзья отмечали удивительное сочетание его доброты, необычайного детского нрава и могучей, упрямой воли. Никакой император, никакой король не обладал таким сознанием своей силы, как отрезанный от людей стеной глухоты великий композитор.
Выучить песню. Подготовить доклад о Л. Бетховене.
. Конспект урока по музыке 7 класс Тема Жизненное содержание и формы музыкальных произведений.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Технологическая карта по музыке 7 класс учитель Толкачёва Е.Ю. 04.05.16.
Тема Жизненное содержание и формы музыкальных произведений.
1.Определение особенностей творчества В.А.Моцарта;
2.Помочь учащимся понять, что музыка Моцарта «очищает душу и поднимает её до идеалов совершенства» (И.Тургенев), «даёт утешение и опору в жизни» (П.И.Чайковский);
3.Закрепление умений различать особенности вокальной и инструментальной музыки;
4.Закрепление понятий: симфония, серенада, песня, сюита, рондо, реквием, лакримоза;
5.Организация творческой деятельности,
6.Создание проблемной ситуации для формулировки темы урока;
7.Организация процесса анализа новой музыки;
8.Органозация процесса передачи музыкальных образов и интонаций в интерпретациях детей;
9.Закрепление представлений о взаимосвязи музыки и жизни.
1.Развитие навыков музыкального восприятия путем обогащения разнохарактерными интонациями;
2.Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
3.Развитие умения следить за развитием музыкального образа, устанавливать взаимосвязи;
4.Развитие вокально-хоровых навыков, музыкально-творческих способностей, внимания, памяти, воображения и мышления;
5.Развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся.
1.Воспитание любви к музыке, потребности общения с искусством на основе эмоционального восприятия музыки В.А.Моцарта;
2.Воспитание доброжелательных отношений среди учащихся;
3.Обогащение духовного мира учащихся.
1.Портрет и фото В.А.Моцарта;
2.Кроссворд «Великаны музыки»;
3.Эпиграф: слова Д.Д.Шостаковича, А.Рубинштейна, И.Тургенева;
4.Словарь: симфония, серенада, песня, сюита, рондо, реквием, лакримоза;
«Здравствуйте», «Ми-я», «Певческая установка»;
«Весенняя песенка» Г.Струве, К.Ибряев;
«Симфония №40» (1 часть) В.А.Моцарт;
«Маленькая ночная серенада» (рондо) В.А.Моцарт;
«Весенняя песня» В.А.Моцарт;
«Лакримоза» из «Реквиема» В.А.Моцарт;
«Где музыка берёт начало?» Е.Крылатов, Ю.Энтин.
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ/ЗАКРЕПЛЕНИЕ/ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Исполнение музыкальных попевок с целью создания благоприятной атмосферы на уроке и подготовки голосового аппарата к пению.
Исполнение песни Г.Струве, К.Ибряева «Калинка».
— Ребята, какие чувства и настроения вызвало у вас данное произведение? Почему?
Радость, бодрость, прилив сил, веселье, торжественность. Мелодия песни живая, быстрая, энергичная, стремительная, она передает радость от прихода весны, рисует её весёлый нрав, игривость и задор.
— Как называется такое воздействие, влияние на нас музыки?
Преобразующая сила музыки.
— Почему музыка может воздействовать на человека? В чем её сила?
Музыка рассказывает о жизни, о её событиях, поступках людей. Она обогащает и украшает жизнь и человека, является верным другом и помощником.
— Какими качествами должна обладать музыка, чтобы повлиять на каждого из нас?
Правда и красота – основные качества музыки, в этом её сила.
Музыка только тогда воспринимается как красивое и талантливое искусство, когда выражает правду жизни, её богатство и красоту. Только тогда она может преобразовывать самого человека и всю его жизнь.
— От чего ещё зависит воздействие музыки на слушателя?
От музыкальных средств выразительности, которые используют композиторы для точности о достоверности, правдивости содержания.
— Сейчас вспомним композиторов, с музыкой которых знакомились на наших уроках. Поможет нам в этом КРОССВОРД. (На фоне «Симфонии №40» (1 часть) В.А.Моцарта)
1.Русский композитор, мечтавший, чтобы его музыка приносила людям утешение и опору. Юрист, чуткий психолог души человеческой. (П.И.Чайковский)
2. Основатель польской классической музыки (Ф.Шопен).
3. Основатель русской классической музыки (М.И.Глинка).
4. Русский композитор, пианист-виртуоз, основная тема которого – любовь к природе, переживание за судьбу Родины. (С.В.Рахманинов).
5.Русский композитор-сказочник, морской офицер (Н.А.Римский-Корсаков).
6.Основатель немецкой классической музыки, человеколюбивой музыки (И.С.Бах).
7. Русский композитор, ученик Н.А.Римского-Корсакова, основа творчества – фольклор. ( И.Ф.Стравинский).
8. Искусство звуков – МУЗЫКА.
1.Ч А Й К О В С К И Й
4. Р А Х М А Н И Н О В
5. Р И М С К И Й- К О Р С А К О В
7.С Т Р А В И Н С К И Й
— МОЛОДЦЫ! Какое слово получилось в центре? Почему?
Это великие композиторы, музыку которых будут слушать во все времена, т.к. она всегда поможет и поддержит любого человека.
2. НОВАЯ ТЕМА ( Звучит «Симфония № 40» (1 часть) В.А.Моцарта ).
ЦЕЛЬ: помочь учащимся сформулировать тему урока «Сила музыки В.А.Моцарта».
На уроках мы учимся воспринимать жизненное содержание, правдивость и красоту вокальных, инструментальных и симфонических произведений, соотнося их с правдой и красотой чувств, мыслей и поступков человека. Сегодня мы убедимся, что музыка может очищать душу, передавать радость и боль многих людей, самого композитора.
— Творение какого великого композитора мы сейчас слушали? Какое это произведение?
ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ «СИМФОНИЯ №40».
— Что вы знаете о творчестве австрийского композитора В.А.Моцарта?
Ответы детей, выступление 3 учеников.
На фоне звучания «Рондо» из «Маленькой ночной серенады».
ЭПИГРАФ: «Моцарт – это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии».
«Вечно солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт».
-Как вы понимаете слова этих композиторов о творчестве В.А.Моцарта?
Сердцевиной его творчества является человек, его счастье и стремление к нему, уважение к человеку, широта взглядов на жизнь, как и у многих выдающихся композиторов. Жизнеутверждающая и жизнерадостная музыку – это протест против несправедливости, которая исходила от его противников и завистников.
Основные черты творчества: чистота, солнечность, ясность и прозрачность интонаций, игривость мелодий.
Но его музыка вызывает не только радость и улыбку, но и горькую печаль, слезу. Сегодня мы с вами в этом убедимся, услышав фрагменты из разных его сочинений. Для этого нам необходимо вспомнить некоторые музыкальные термины.
На фоне звучания «Симфонии№40»
-Что такое симфония?
Это крупное музыкальное произведение из 4 частей для симфонического оркестра, музыка-размышление о жизни.
На фоне звучания «Рондо» из «Маленькой ночной серенады».
В Вене во времена Моцарта было принято организовывать концерты, особенно ночью, под окнами особы, которой хотели оказать знак внимания. Часто музыку для таких случаев заказывали композиторам. Музыку писали и специально для праздников, которые праздновали в ночное время. Такая музыка называлась СЕРЕНАДОЙ.
Серенада (от итальянского ясная погода, ночная прохлада) – музыкальное произведение, песня, исполняемая в вечернее или ночное время перед домом возлюбленной в знак любви и почитания. В 17-18 веках инструментальная серенада – сюита для небольшого оркестра.
Сюита – это инструментальное произведение из 4 и более контрастных частей, звучащих последовательно друг за другом, на одну общую тему.
К таким произведениям относится «Маленькая ночная сюита». Мы слушаем заключительную часть – финал «РОНДО».
Это музыкальная форма, где главная тема = рефрен чередуется с эпизодами, второстепенными темами различного содержания. Круговая форма. Рондо – хоровод.
Сейчас мы послушаем «Рондо», определим его форму, характер, смену частей покажем руками:
поднять правую руку;
сложить руки на парту;
поднять руки над головой.
Слушание, показ смены частей, определение характера.
Преобладает легкий, танцевальный характер, ощущаем настроение ночного праздника, карнавала, выражается мечта и улыбка героев, музыка яркая, пестрая, словно бабочка.
В.А.Моцарт создавал прекрасные песни. С интонацией «Маленькой ночной серенады» перекликается «Весенняя песня». Исполним её по группам, передав радость и восторг жизни. Подвижность и изящество сочетаются с мягкостью, нежностью, т.к. здесь нарисовано утро года
Исполнение «Весенней песни» В.А.Моцарта.
На фоне звучания «Лакримозы» из «Реквиема» рассказ ученика истории создания «Реквиема» В.А.Моцарта.
РЕКВИЕМ – это крупное музыкальное произведение, посвященное памяти умерших, погибших, имеет скорбный возвышенный характер; сочинение для солистов, хора, симфонического оркестра и органа. Первоначально – поминальная католическая месса, церковное произведение. Реквием от латинского – покой.
ЛАКРИМОЗА от латинского – слёзная, печальная.
Повторное слушание «Лакримозы».
«Реквием» Моцарта – это волнующая поэма о жизни и смерти. В ней передан глубочайший мир человеческих переживаний: растерянность и покой, бездонная глубина горя и светлой тоски.
«Лакримоза» или «День слёз» имеет печальные, скорбные интонации; хоровая мелодия сочетается со стонущими плачущими интонациями оркестра. Мелодия поднимается вверх и резко падает вниз, передавая тяжесть утраты, возвышенную глубокую печаль.
3. ИТОГ УРОКА/ОЦЕНКИ.
— Творчеству какого композитора посвящён наш урок?
Какие произведения слушали? О чем они рассказывают?
— Назовите основные особенности музыки Моцарта?