Что такое разрыв поколений кратко
Разрыв поколений
Разры́в поколе́ний (англ. Generation gap ) — социологический феномен, при котором культурные ценности младшего поколения («детей») сильно разнятся с культурными и прочими ценностями старшего («родителей»). Дети и родители могут воспринимать друг друга как представителей совершенно чужой культуры, интересов, взглядов и мировоззрений. Проблематику разрыва поколений разрабатывала в 1960-е годы Маргарет Мид.
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Разрыв поколений» в других словарях:
Немецкое студенческое движение в 1960-е гг. — Немецкое студенческое движение в 1960 х годах являлось многослойным политическим движением, занимавшееся радикальной критикой и борьбой с режимом ФРГ в 1950 е и 60 е годы. Оно представляло собой часть международного студенческого движения,… … Википедия
Немецкое студенческое движение — в 1960 х годах являлось многослойным политическим движением, занимавшееся радикальной критикой и борьбой с режимом ФРГ в 1950 е и 60 е годы. Оно представляло собой часть международного студенческого движения, появившегося в США, находящееся под… … Википедия
Немецкое студенческое движение в 1960-е годы — Немецкое студенческое движение в 1960 х годах являлось многослойным политическим движением, занимавшееся радикальной критикой и борьбой с режимом ФРГ в 1950 60 е годы. Оно представляло собой часть международного студенческого движения,… … Википедия
Студенческое движение в ФРГ и Западном Берлине (1960-е) — Немецкое студенческое движение в 1960 х годах являлось многослойным политическим движением, занимавшееся радикальной критикой и борьбой с режимом ФРГ в 1950 60 е годы. Оно представляло собой часть международного студенческого движения,… … Википедия
Поколение — У этого термина существуют и другие значения, см. Поколение (значения) … Википедия
Мид, Маргарет — Маргарет Мид Margaret Mead … Википедия
Акуна матата (телепередача) — Акуна матата молодёжное ток шоу на тему конфликта поколений. Выходила на канале РТР с сентября 1998 года по декабрь 2000 года. В программе затрагивались темы отсутствия взаимопонимания между молодёжью и старшим поколением. Поочерёдно ток… … Википедия
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ — (от греч. progno sis предвидение, предсказание), разработка прогнозов, т.е. вероятных суждений о состоянии к. л. явления в будущем Обычно подразделяется на науч. техническое, экономическое, политическое и социальное П. в образовании часть… … Российская педагогическая энциклопедия
Маргарет Мид — (англ. Margaret Mead; 16 декабря 1901, Филадельфия 15 ноября 1978, Нью Йорк) американский этнограф. Содержание … Википедия
Мид М. — Маргарет Мид Маргарет Мид (англ. Margaret Mead; 16 декабря 1901, Филадельфия 15 ноября 1978, Нью Йорк) американский этнограф. Содержание … Википедия
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Что можно и нельзя делать во время транзитов ретро-планет РЕТРОГРАДНЫЙ МЕРКУРИЙ Мерк.
5 откровений каннибалов о вкусе человеческого мяса (21+) В человеческой цивилизации каннибализ.
Тайский хлеб. Слабонервным не смотреть (27 фото) Тайский хлеб. Слабонервным не смотреть (27 фото).
В линиях ладоней зашифрована судьба Руки человека иногда настолько вырази.
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Постоянные читатели
—Статистика
Разрыв между поколениями..
Разрыв между поколениями
Популярное слово «поколение» используется как единица измерения времени, и обычно составляет около 30 лет, в течение которых человек достигает зрелости, а также возраст, в котором, как правило, рождается первый ребенок. За прошедший большой разрыв между одним и более поколениями, часто как правило, называют разрывом между поколениями.
Как и следовало ожидать, люди из разных поколений, значительно отличаются по своему мышлению, взглядам, образу жизни и ценностям, а следовательно, не сходятся в понимании друг с другом по большинству вопросов. Из-за различия в возрасте, пожилые люди, как правило, придерживаются мнений, которые противоречат образу мышления молодого поколения. При этом возникают разногласия, и это приводит к непониманию в семье.
Некоторые пожилые люди не могут терпеть современные идеи и образ жизни молодого поколения. Они ожидают, что их дети будут следовать той же вековой традиции и обычаям своих предков.Вместо того, чтобы принять такой подход, то они должны допустить, чтобы дети шли в ногу со временем, если такая деятельность безвредна и полезна для прогресса. Пожилые люди должны вспомнить, как их собственные родители возражали против некоторых популярных моделей поведения, господствовавших в то время, когда они были молоды. Например, в 60-х годах считалось шокирующим, что молодые люди подражали «Битлз» и хиппи. Эти молодые люди выросли и в свою очередь были шокированы тем, что их дети подражали «панку» и «гранжу».
Эти различия в восприятии консервативных родителей и молодого поколения сегодня является распространенным источником конфликтов в семьях. Это не означает, что родители должны медлить в наставлении и направлении своих детей, если они сбились с пути из-за некоторых ложных ценностей.
Отсутствие должного понимания между родителями и их детьми фактически заставляет их держаться друг от друга подальше. Детям нужно предоставить больше возможностей для роста и заинтересованности в улучшении связи со своими родителями.
Следующий страстный призыв подростка ищущего понимания родителями своих проблем, рассказанный подростком, сегодня типичен для многих семей.
«Я жил со своими родителями почти 20 лет. Я люблю их, но у меня с ними есть проблемы. Между нами тремя есть разногласия, а также, похоже, растущие проблемы.
Эти проблемы вытекают из моих действий, которые мои родители не понимают. Они, похоже, не понимают причины того, что я говорю и делаю. Я попытался исправить и сгладить недовольство между нами, но безрезультатно.
Мои родители всегда были рядом, когда я был молод, и всякий раз, когда я нуждался в плече, чтобы поплакать. Поэтому я не возражал, когда они говорили о том что мне следует делать, и я считал их величайшими людьми на земле.
Мой взгляд на вещи в конце концов начал отличаться от их, но я молчал, так как я опасался мести с их стороны. Проблемы начались, когда я стал достаточно взрослым, чтобы выражать свое мнение.
Теперь, я спорю со своими родителями, не потому, что хочу восстать против них, но потому, что я могу думать самостоятельно.Я не утверждаю, что знаю все, что знают мои родители, но я могу видеть самостоятельно. Я буду просить о помощи, когда она мне будет нужна, но захочу ли я прислушаться к их советам это уже другой вопрос.
Мои родители до сих пор воспринимают меня как ребенка, который нуждается в постоянном контроле. Я понимаю, что мои родители за мной ухаживают, но они должны дать мне некоторую свободу, а не душить меня. Они никогда не слушают того, что я говорю, а потом говорят мне, что я их не понимаю.
Кроме того, они посягают на мою личную свободу, так как они не понимают меня. Поскольку они всегда следят за мной, я не получаю никакой свободы, не могу видеться со своими друзьями или делать то, что я хочу делать.
Мои родители всегда спрашивают о моих мотивах, но они никогда не слушают о моих причинах, потому что они никогда не желают со мной поговорить. Естественно, я обращаюсь к своим друзьям и это удивляет моих родителей.
Я не хочу огорчать родителей, не слушая их, но так или иначе это происходит. Как я могу советоваться с ними, когда они не потрудились выяснить подлинные факты? Я молод, но как смогу научиться, если мне не дают шанса.
Проблемы, которые я испытываю происходят от моих родителей и от меня. Они просто приказывают мне и не дают мне возможность задать им вопросы. И кто же виноват в такой невыносимой и душной домашней обстановке, если мне приходится искать утешения вне дома с подозрительными товарищами и балуя себя в негативной деятельностью? Есть ли у меня выбор?
Мои родители могли бы понять меня лучше, если бы только они нашли время, чтобы поговорить со мной, и рассмотреть мою точку зрения. Мои родители и я должны совместными усилиями решить эту проблему в интересах лучших домашних условий.»
Появление в 1950-х поколения, ставшего непонятным его старшим, сейчас выглядит гораздо менее таинственным, чем это было в то время больших перемен в мировой цивилизации. Тогда, все говорили о » разрыве поколений», новом явлении. Молодые люди не переходили непосредственно от школы к работе, длящейся всю жизнь, и часто к ручному труду, но имели свободное время, деньги которые они могли потратить на себя. Вокруг них выросла целая культура.
Разрыв между поколениями, с его драмами, его героями и его упрямством стал намного сложнее. Уже сейчас на Западе считается привычным, что большинство людей имеют незначительное число социальных контактов с кем-либо из другой возрастной группы.Первоначально добрые или, по крайней мере кажущиеся безвредными, элемент усиливающий различия между поколениями теперь грозит перерасти в нечто гораздо более темное и более угрожающее. «Разрыв», как он есть, расширяется до точки где превращается в «пропасть».
Часть продвижения оторванного, самосознательного молодого поколения в 1950-х и 1960-х годах представляло собой презрение к старому, по крайней мере, к отбрасыванию мудрости, отказу от опыта, деградации традиционных связей между молодыми и старыми.
Это способствовало недоразумениям, барьерам между молодыми и старыми, в конечном итоге создавая более глубокие конфликты в будущем. Действительно посягательства детьми на старое уже является серьезной проблемой во многих частях мира. Такие инциденты, безусловно, со временем возрастут, из-за старых,но продолжающих жить благодаря технологическим чудесам, супер наркотикам, всем аппаратам, позволяющим увеличить продолжительность жизни. Качество жизни, однако, с увеличением численности населения не улучшается, в этом вся проблема.
Проблема демографии, на которая когда-то коснулась слишком многих детей в странах третьего мира, скорее всего, переходит на тех, кто отказывается умирать особенно в развитых странах. Уже старые говорят, что они живут слишком долго. Им, возможно, придется помочь устранить себя, чтобы освободить место для следующего поколения.Пусть Молодые и Старые построят мост над разрывом ради Любви и Понимания.
__________________________
Слушайтесь старших
Нет необходимости испытать некоторые вещи, чтобы понять, являются ли они хорошими или плохими. Вот аналогия, помогающая понять эту ситуацию. Косяк рыб встречает препятствие в воде с необычно небольшим отверстием. Это на самом деле ловушка, расставленная рыбаком для ловли рыбы.
Некоторые рыбы захотят зайти внутрь ограждения и посмотреть, что это такое, но более опытные рыбы советуют им не делать этого, потому что это может быть опасной ловушкой. Молодые рыбы спрашивают: «Откуда нам знать, опасно это или нет? Мы должны войти и посмотреть, только тогда мы сможем понять, что это такое.»Таким образом, некоторые из них входят и попадают в ловушку.
Мы должны быть готовы принять советы, данные мудрыми людьми, такими как Будда, который считается просветленным.Конечно, сам Будда сказал, что мы не должны принимать его учения вслепую. В то же время мы можем послушать некоторых мудрых и других религиозных учителей. Это просто потому, что их опыт более развит, чем наши ограниченные знания о нашей мирской жизни.
Родители, как правило советуют своим детям делать определенные вещи, и не делать другие. Пренебрегая советами, даваемые старшими, молодые люди совершают многие вещи соответствующие их образу мышления. В конце концов, когда они попадают в неприятности, они вспоминают о старших и религиозных учителях и просят их помощи, а иногда даже просят религиозных учителей помолиться за них.
К. Шри Дхаммананда. Человеческая жизнь и ее проблемы.
Почему между вами и вашими родителями образовалась огромная пропасть? Объясняет психолог
Почему между миллениалами и их родителями разрыв больше, чем между прошлым поколением и их родителями? Почему разрыв называют цифровым? Когда у миллениалов начнется свой «цифровой разрыв»? «Афиша Daily» поговорила об этом с психологом Александром Рикелем перед выступлением на Geek Picnic.
Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии в МГУ. Работает с темой межпоколенческих отношений и консультирует компании о том, как лучше наладить взаимодействие между людьми разных поколений внутри коллектива.
Контекст
Люди, которые родились между началом 1960-х и началом 1980-х.
Миллениалы. Люди, которые родились между началом 1980-х и серединой 1990-х.
Люди, которые родились между серединой 1990-х и серединой 2000-х.
Что такое «цифровой разрыв»?
Это красивая метафора, она родилась до меня и курсирует в медиапространстве: блогах, соцсеточках.
Многие говорят, что между поколениями сейчас очень длинное расстояние с точки зрения владения технологиями, а эти технологии настолько жизненно важны, что это ведет к непониманию между поколениями. Представьте себе человека, который умеет читать и писать, а его родители, бабушки и дедушки не умеют. Это мощный разрыв, который был в относительно обозримом прошлом.
Такой же разрыв касается овладения диджитал-технологиями, введения их в реальную жизнь. Речь о том, насколько технология, связанная не просто с овладением навыком, а использованием его в реальной жизни, является частью моей жизни и насколько это чуждо людям одного-двух поколений назад.
Цифровой разрыв — это вообще проблема?
Я бы не был радикален. Человек сам по себе меняется не сильно. Он остается с теми же базовыми потребностями, сложностями и абсолютными проблемами, которые были тысячу лет назад. Человек как любил сотни и тысячи лет, так и продолжит любить, как чувствовал, так и продолжит чувствовать. Если его не кормить, он будет просить кушать, если он увидит рядом объект своей мечты, он влюбится. Это было всегда и, надеюсь, будет. Но некоторые изменения все-таки радикальны.
Но факт, что способ обработки информации, ее восприятие или, как сейчас выражаются немного заезженным выражением, «клиповое мышление» — это продукты диджитал-эпохи. Люди поколения Z и Y проводят больше времени в онлайне, чем в офлайне, ценят общение в онлайне и даже немного разучаются общаться в реальной жизни. Анекдоты про ребят, которые приходят на вечеринку и сидят в телефонах, перестают быть анекдотами. Мы наблюдаем это на себе и своих друзьях. Я не знаю, насколько это проблема, но это точно нововведение, новая реальность.
Где этот «цифровой разрыв» был раньше?
Не знаю, кто это подсчитал, но количество изобретений в XX и XXI веках, превысило число изобретений, которые были сделаны до этого. Понятно, что сложно подсчитать, что такое «количество изобретений», но факт остается фактом — прогресс ускоряется. Получается, что старшие поколения не успевают учиться.
Сотни лет дети учились у родителей, говорила известная западная исследовательница Маргарет Мид, и это было естественным ходом социализации, и если ты хороший ребенок, ты должен был перенять опыт предков.
Что происходило в XX веке и происходит сейчас? Чтобы стать успешным, ты должен не просто перенять опыт родителей, но и добавить что-то к нему. А родители не могут спокойно расслабиться, им нужно также постоянно учиться. Не все способны обучаться, и это увеличивает разрыв. Сегодня это диджитал-разрыв, завтра, возможно, будет другой.
Когда начинается «цифровой разрыв»?
Разрыв происходит постепенно. Исследователи в области межпоколенных отношений склонны переходить от рамок [между поколениями] в 20–25 лет к более узким. Классический социологический критерий [поколения] — люди с разницей в 20 лет — в современном мире немного устаревает, потому что рамки сужаются, движение времени ускоряется и выделяются целые кластеры: поздние Y или ранние Y.
Мне 32, я нахожусь на стыке X и Y, но, понятное дело, я буду отличаться от тех, кому 22 года, но которые формально также принадлежат к Y. Нужно чуть более подробно рассматривать эти возрастные группы и изучать различия между ними.
Что отличает миллениалов и поколение Z?
Любовь к свободе — не то, что они завоевывали, она присуща им с самого начала.
Для их родителей карьера обладала ценностью, потому что это была возможность заработать деньги. А для Y и Z возможности саморазвития и обучения идут перед доходом. Это легко объяснить: в отличие от их родителей, бабушек и дедушек, у них не было серьезных финансовых кризисов.
Мы все живем в то время, когда нет советской власти, и ценности, которые во многом пытались привить родителям, нам чужды. СССР был замкнутой страной, и культура тоже изменилась. Если наши родители только начинали слушать западные песни и читать литературу, которая считалась запрещенной, в наше время все это доступно. Пресловутая глобализация объединяет молодежь во всех странах. Если поставить российского парня поколения Z рядом с парнем из Европы или США, они будут больше похожи по увлечениям, портрету, хобби, чем их родители, бабушки и дедушки.
Серьезные кризисы, глобальные войны, катаклизмы, которые могли бы изменить жизнь, обошли их стороной, и это меняет их восприятие окружающей действительности.
Важно отметить, когда мы говорим о представителе поколения, мы имеем в виду не людей одного и того же возраста, а тех, кто наибольшим образом испытывает тренды. Как правило, это жители больших городов, представители среднего класса. К примеру, парень двадцати лет, живущий в Москве, может сильно отличаться от своего ровесника из глубинки. Ни то, ни другое не плохо — просто разные люди.
Действительно ли поколение Z отличается от других сильнее всего?
Поколение Z — люди, старшим из которых сейчас 17–18 лет, а младшим 9–10 лет, — разные группы, формально объединенные в одно поколение. О старших, которые ведут активную социальную жизнь, образовательную деятельность, формируют жизненную позицию, достаточно сложно сказать, что в них победит: принадлежность к поколению или возрастные особенности. Юношеский максимализм, желание изменить мир, тяга к общению, взаимодействию со сверстниками — эти моменты гибкие, и мы не до конца можем отделить одно от другого.
Некоторые начинают классифицировать поколение Z, но я бы с этим не торопился, потому что ему еще предстоит выкристаллизоваться. Человек меняется всю жизнь — и чем старше, тем сложнее ему меняться. Например, говорят, что поколение Z оказалось политически активным, особенно в больших городах. Вопрос: это свойство поколения, которое останется с ними, или их поведение можно сравнить с героями романа «Отцы и дети», и это просто проявление нигилизма, желание продемонстрировать позицию. О поколении Z я бы не торопился с выводами.
Почему людям старшего поколения так сложно освоить новое?
Это не связано с поколенческими особенностями — это возрастные особенности.
Вторая вещь, которая меняется у человека с возрастом. Большинство из нас перестает ценить изменения. Толерантность подвергается сомнению как некая положительная часть нашей жизни. Мы становимся более консервативными, начинаем любить привычные вещи, и шутки про то, что в молодости снег — белее, вода — чище, а трава — зеленее, становятся реальностью. Мы все к этому приходим, это естественно.
Касается кардинального социального изменения, например, выход из офлайна в онлайн. Это значимое изменение, которое меняет жизнь, даже если судить по часам: в диджитал-технологиях мы проводим почти все время. Старшему поколению крайне тяжело этому научиться.
Когда у миллениалов и поколения Z начнется свой «цифровой разрыв» с детьми?
Когда они их родят? Дети должны начать ползать, говорить, у них появится первое желание дистанцироваться от родителей — тогда можно говорить об этом. Вспомните себя в школьный период, когда вы понимали все лучше, чем кто-либо на свете, и пусть хоть кто-нибудь скажет, что вы не правы. Нет четкого ответа на этот вопрос, потому что в жизни так не бывает: щелчок — и начинается межпоколенный разрыв. Это постепенно нарастающая штука, ее нельзя включить и выключить, как телевизор.
Как избежать «цифрового разрыва»? И нужно ли это?
Говорят, что люди, которые хотят подольше оставаться молодыми и задержаться в юном возрасте, остаются преподавать. Наверное, поэтому я остался на психфаке МГУ — чтобы заскочить в вагон уходящей молодости.
Если серьезно, то потребность в познании нового, открытость к новому опыту позволяет человеку оставаться на острие изменений. Но это не всегда нужно. Отдавайте себе отчет, что некоторые вещи созданы для более молодого поколения, в этом нет ничего плохого. «Разрыв» звучит страшно, но на деле это всего лишь один из витков прогресса. И все же существует множество вещей, в которых все мы схожи, и это прекрасно.
Что такое разрыв поколений?
Разрыв поколений – это совершенно новое явление в современном мире. Даже полвека назад никто и слыхом не слыхивал об этом. Человек живет на Земле уже не одну тысячу лет, но ни одно общество, ни одна культура, ни одна цивилизация никогда прежде не сталкивалась с проблемой разрыва поколений. Итак, нам необходимо понять несколько вещей: откуда вообще возникла эта проблема, в чем она заключается и каковы ее последствия.
В прошлом, в основном в возрасте шести или семи лет детей начинали учить профессии отца – не важно, какой она была и не важно, насколько они могли помочь своим родителям… Если отец был плотником, то мальчик обязательно должен был попробовать принести дерево, оказать отцу посильную помощь. И это был единственно доступный на тот момент способ обучения ребенка.
Старшее поколение всегда означало «мудрое поколение». Быть старым было вполне достаточно для того, чтобы быть мудрым, поскольку знания поступали только из одного источника – опыта. А опыту требуется время. Дети были слишком молоды, у них просто не было достаточно времени, чтобы соревноваться со старшим поколением. Пожилые люди знали обо всем намного больше, ведь они прожили намного дольше. Таковы были правила.
Тех, кто жил долго, чтили все больше и больше, поскольку они были более опытными. Они знали больше других. Это и послужило причиной появления такого феномена, как уважение к старшим. Поэтому, что бы ни говорил старший, его слова не подвергались сомнению и считались непреложной истиной. Никто не мучился вопросами и догадками, в умы молодых не закрадывалось сомнение. Они верили в религию старшего поколения, они верили в предрассудки старшего поколения, они верили во все то, что родители передавали им.
Тогда разрыва поколений просто не существовало – поколения просто накладывались одно на другое. Старое поколение, перед тем, как уйти на покой, подготавливало молодых, чтобы передать им свой опыт. Таким образом, в течение этого «перехлестного» времени, этих двадцати, тридцати лет молодое поколение работало под присмотром старшего. А последнее обладало всей властью и престижем и могло «лепить» новое поколение согласно своим идеалам, нормам морали, манерам и этикету.
Молодежь была лишена всякой возможности заявить о своей индивидуальности. Она была неотъемлемой частью старшего поколения. Она вышла из утробы матери, но так и не сумела выйти из утробы старшего поколения. К тому моменту, когда старики стали выходить на пенсию, дряхлеть или умирать, молодые обрели свою индивидуальность, но сами успели постареть. Все было в этом мире неимоверно взаимосвязано.
Так как же тогда возник разрыв поколений? Это зависело от многих факторов. Научный прогресс привел к тому, что дети могут учиться в школах, техникумах, университетах. Сегодня перед ними открылись новые возможности для обучения. В прошлом существовал лишь один способ узнать что‑то новое – от старшего поколения. Теперь же перед молодыми распахнуты все двери, они могут обучиться намного быстрее.
Опыт движет человека вперед слишком медленно. Образование же зависит от вашего ума, и вы можете не зависеть от того темпа, с которым вы обучаетесь. В течение этих двадцати пяти лет обучения вы больше не находитесь под контролем своих родителей, общества, священников.
Вы проживаете эти двадцать пять лет свободно, без груза ответственности, не скованные узами брака. Раньше люди вступали в брак слишком рано: семилетние, восьмилетние и десятилетние дети считались уже достаточно взрослыми для того, чтобы создать семью. Десятилетний мальчик мог жениться на семилетней девочке, а вместе с ранним браком приходила и огромная ответственность – дети становились взрослыми.
Другими словами, я хочу сказать, что в прошлом ничего подобного молодости даже не существовало. Дети сразу становились взрослыми. Молодость выпадала из списка. Молодость – это новое явление, молодое поколение – это новое явление, побочный эффект научного прогресса. Он дал человечеству слишком много технологий, теперь ребенку позволено тратить много лет своей жизни на обучение в университете.
Во‑вторых, когда о науке никто и понятия не имел – а это было сравнительно недавно, всего‑то три столетия тому назад, – ничего не менялось. Все было так же, как и раньше. Все та же телега, запряженная бычками. Это было единственное средство передвижения. То есть старшее поколение знало обо всем лишь потому, что все это оставалось прежним.
С приходом научного прогресса мир великих книг исчез. Прогресс идет семимильными шагами – так быстро, что ученые сегодня больше не пишут талмуды из страха, что, к тому моменту, когда они напишут большую книгу и соберутся выпустить ее, она потеряет свою актуальность. Теперь ученые просто публикуют свои научные статьи в периодических изданиях.
Чарльзу Дарвину было на руку писать одну и ту же книгу целых тридцать лет. Сегодня это выглядит глупо. К тому моменту, как вы закончите свою книгу, все написанное окажется неверным. Наука ушла так далеко, и скорость, с которой она движется, так велика, что мы просто не успеваем за ней.
Наука разрослась в такое большое дерево, с таким количеством веток, что назвать кого‑то просто ученым было бы неправильным сегодня. Это неверное определение. Ученый может быть и физиком, и химиком, и математиком. У каждой ветви есть свои маленькие отростки. Недавно появилась новая разновидность химии со своим независимым миром – я говорю о биохимии.
Математика уже давно перестала быть единой наукой. Старая математика, которая используется в обычной жизни, больше не имеет никакого отношения к ядерной физике. Последняя требует новой математики. А значит, и новых математиков. Теоремы Эвклида теперь неуместны, им противостоит абсолютно новая наука – неэвклидова геометрия, не принимающая в расчет никакие определения Эвклида, которые были действительны на протяжении двух тысяч лет.
На протяжении двух тысяч лет логика Аристотеля была единственной существующей. Сегодня она уже не является доказательством в споре. Появились неаристотелевская логика и неэвклидова геометрия, с каждым днем науки развиваются в разных направлениях. И каждое направление настолько обширно, что человек, владеющий знаниями в ядерной физике, может не иметь ни малейшего понятия о том, чем занимается химия, или о том, что происходит в мире биологии или медицины. Ученый больше не работает обособленно – так поступает исключительно специалист. Из‑за этой специализации мир развивается в ускоренном темпе. Человек занимается какой‑то небольшой частью целого и исследует данную область вдоль и поперек.
Вернувшись домой после пяти лет обучения в университете, бывший студент знает больше, чем старшее поколение. В этом‑то и заключается проблема, именно это и порождает разрыв поколений. Для молодого человека даже его собственные родители выглядят устаревшими и неосведомленными дураками. Он отбросил прочь уважение – то, что раньше считалось святым. Вы не можете уважать того, кто кажется вам несовременным, не попадающим в ноты, не знающим о том, что случилось за последние двадцать пять лет.
Рост и темпы роста таковы: то, что не произошло ранее, двадцать пять столетий назад, происходит сегодня и всего за двадцать пять лет. В этом случае совершенно естественно, что огромный разрыв между старшим и младшим поколением просто не может не возникнуть. Он неизбежен. Впервые за всю историю человечества молодое поколение знает больше старшего.
Если студент достаточно умен, он может знать больше профессора. Ему придется лишь подольше посидеть в библиотеке и ознакомиться с последними открытиями. Профессор уже отстал на двадцать лет. Все профессоры, все учителя, все родители жалуются на одно и то же: новое поколение относится к ним неуважительно. Но они не могут увидеть одной простой вещи: причина для почтительного уважения исчезла. Просто смиритесь с этим, другого пути нет. Тот, кто знает больше, не может уважать тех, кто знает меньше.
И этот разрыв между поколениями растет. Он оборвал связь между старшим и молодым поколениями, им все сложнее общаться друг с другом. У родителей есть свое эго, и они не собираются садиться у ног своих же собственных детей и учиться у них всем премудростям. Так же и дети слушают свое эго, ведь они и знают больше, чем родители. С какой это стати они должны сесть у ног своих отцов и матерей и начать учиться у них тому, что уже доказало свою несостоятельность? Они говорят практически на разных языках.
Влияние старшего поколения на молодое ослабло, оно почти утеряно. Отношения стали все более и более формальными – это всего лишь пережитки прошлого. Его суть, его душа умерли. Этот процесс будет только усугубляться, поскольку каждый день наука развивается все бо́льшими темпами и в разных направлениях.
Специализация – новое явление в современном мире. В прошлом у каждой семьи был свой врач. Сегодня вы не можете иметь только одного доктора, поскольку каждый из них является специалистом лишь в своей области. Раньше семейный врач лечил вас, как единый организм, но сегодня человека разбили на части: каждая его часть настолько сложна, что врач исследует ее всю свою жизнь и все равно не может завершить этот процесс.
Один врач специализируется на глазах. Для вас глаз – это что‑то очень небольшое, но в рамках специализации глаз – это целый мир. Это не мелочь, это сложное явление. Второй врач занимается мозгом. Третий заботится о вашей коже. Дерматология сама по себе – такая большая наука, что у человека просто не остается времени, чтобы думать о чем‑то еще. Кто‑то занимается ушными болезнями, кто‑то лечит туберкулез, а кто‑то – рак.
Вы больше не можете прибегнуть к услугам «общего» врача, поскольку такого врача, как терапевт – именно терапевт, – больше не существует. Ему больше подходит название «консультирующий доктор», поскольку он направляет вас к определенному специалисту… Вся его работа заключается лишь в том, чтобы отправить вас к нужному врачу. Специализация сегодня настолько детализирована, что вам нужен консультант, который решит, какому именно специалисту вам стоит показаться.
Ваше тело не воспринимается более целым организмом – его в буквальном смысле слова разобрали по косточкам. Наука «препарирует» все на части, поскольку каждая из частей настолько велика, что ни один человек просто физически не сможет исследовать человеческий организм в одиночку. Поэтому, когда студент вернется домой с дипломом врача, специализирующегося на глазах, он не станет слушать советы своего отца или матери о старых рецептах для лечения глаз. Он знает настолько больше, что родители кажутся ему невежественными, а их рецепты – просто глупыми и суеверными.
Старшему поколению придется уяснить одну вещь: не стоит ждать уважения. Наоборот, если вы все еще хотите, чтобы вас уважали, выказывайте уважение по отношению к своим детям. Этот совет имеет смысл только в условиях разрыва поколений. В прошлом он был бы бессмысленным. Раньше старшее поколение дарило молодым любовь, а те, в свою очередь, выказывали им свое уважение. Этот порядок оставался неизменным на протяжении тысячи лет.
Сегодня все слишком нестабильно. Настоящий хаос. И поскольку старшее поколение перестало получать уважение от молодежи, оно забирает свою любовь назад. Прежние взаимоотношения находятся на грани исчезновения. От молодых все еще ждут, что они будут уважать, слушать, следовать советам старших, но это невозможно.
На самом же деле это старшему поколению придется слушать молодежь и считаться с ней. И только если старики достаточно покорны для того, чтобы уважать своих отпрысков, дети, возможно, начнут также чтить их в ответ. Иной возможности просто не существует. Все линии коммуникации оборваны, потому что два поколения говорят на разных языках. В этом нет ничьей вины – так сложились обстоятельства.
– Твой отец был моим первым мужчиной, – заявляет строгая мать своей бунтарке‑дочери. – Сможешь ли и ты сказать то же самое своей дочери?
– Да, – отвечает девочка. – Но только не с таким хмурым видом!
– Взгляни на меня! – говорит старик Рубенштейн. – Я не курю, не пью, не волочусь за женщинами и завтра отмечу свой восьмидесятилетний юбилей.
– Отметишь? – с любопытством спрашивает сын. – Как? Ты ведь не куришь, не пьешь и не волочишься за женщинами. Как ты тогда планируешь отметить свой юбилей?
Все линии коммуникации заблокированы. Но как поступает в этой ситуации пожилое поколение? Оно порицает молодых, а это в корне неверно. Я понимаю причину, по которой все изменилось. Молодые люди не должны нести ответственность за эти перемены. Они не виноваты. Всему виной обстоятельства. Старшее поколение должно относиться к ним с большим пониманием, большей ясностью, с чуть большей готовностью прислушиваться к их идеям, поскольку будущее за ними. В прошлом старость руководила будущим. Сегодня все изменилось с точностью до наоборот: будущее будет руководить всем.
Когда‑то я работал учителем и посещал конференции университетских профессоров. Все, что волновало их тогда, – то, как создать дисциплину и вызвать уважение. Студенты отбились от рук, никакой дисциплины, никакого уважения. Я был единственным исключением. В итоге, они перестали приглашать меня на свои конференции, потому что я говорил им, что вся ответственность лежит на них.
В прошлом считалось нормальным, если дети сочетались браком, не достигнув и десяти лет. Иногда их женили, когда они находились еще в утробе матери. К примеру, два друга, жены которых были беременны, частенько договаривались о свадьбе будущих детей: «Если у одного из нас родится мальчик, а у другого – девочка, то сыграем свадьбу, обещай мне». Вопрос о том, чтобы спросить собственных детей, даже не поднимался. Они же еще даже не родились. Родители даже не были уверены, что все получится: возможно, оба ребенка будут девочками, а возможно – мальчиками. Но если один – мальчик, а второй – девочка, то их судьба была предрешена.
И люди держали свое слово, свое обещание. Моя собственная мать вышла замуж, когда ей было семь лет. И ее родителям пришлось привязать девочку к колонне внутри дома, когда приближалась свадебная церемония, а в небе разрывались фейерверки. На входе гремела музыка и танцевали люди. Все веселье происходило на улице, и моя мать до сих пор вспоминает: «Я все никак не могла понять, почему мне не дали выйти на улицу. Почему именно меня оставили внутри дома, да еще и привязали!» Она не имела ни малейшего представления о том, что такое замужество. Она, как и любой другой ребенок, хотела увидеть всю ту красоту, что творилась за окнами, – целая деревня собралась в одном месте, а моя мама рыдала в этот момент, запертая дома.
Моему отцу было не больше десяти лет, и он так же, как и мать, не имел ни малейшего представления о том, что происходило вокруг. Я частенько спрашивал его потом:
– Что в твоей свадьбе понравилось тебе больше всего?
– Катание на лошадях.
Вопрос о медовом месяце даже и не возникал. Куда можно было отправить десятилетнего мальчика и семилетнюю девочку на медовый месяц? В Индии его никогда не существовало, а в прошлом о нем и вовсе не могло быть и речи.
Когда моему отцу было десять, а матери – семь, бабушка по папиной линии умерла. После женитьбы – возможно, двумя или тремя годами позже – вся ответственность легла на мою маму, девятилетнего ребенка. Бабушка оставила двух маленьких дочерей и двух маленьких сыновей. Итак, вся ответственность за четырех детей легла на плечи девятилетней девочки и двенадцатилетнего мальчика.
Мой дед никогда не любил город, хоть и держал там свой магазин. Намного больше его привлекал деревенский пейзаж. У него была своя красивая лошадь. И когда его жена умерла, он обрел полную свободу. Вы не поверите, но в то время – а это было не так давно, – государство давало людям землю бесплатно. Ведь на такой большой земле жило так мало людей, способных обрабатывать ее.
Мой дед получил в свои владения пятьдесят акров земли от государства совершенно бесплатно. Ему нравилось жить в шестнадцати милях от города, где находился его магазин, который он передал в руки своим детям – моему двенадцатилетнему отцу и девятилетней матери. Ему нравилось заниматься садом, фермой, он любил жить на свежем воздухе. И ненавидел город.
Кто‑нибудь вообще может предположить, что здесь есть место разрыву поколений? Мой отец никогда не имел той свободы, что есть сегодня у молодого поколения. В этом смысле он никогда не был молодым. До того, как он мог бы стать молодым, он был уже стар и заботился о своих младших братьях и сестрах, а также заведовал магазином. И к тому моменту, когда ему исполнилось двадцать, помимо организации свадеб своих сестер он занимался еще и свадьбами и образованием своих братьев.
Кроме того, я достиг полного взаимопонимания с братьями и сестрами отца, установил с ними по‑настоящему дружеские отношения. Они были немного старше меня, но между нами не было напряженности. Я никогда не думал об уважении. Они никогда не думали о том, чтобы требовать его от меня. Они любили меня, а я любил их.
Если оглянуться хотя бы на семьдесят лет назад, то можно увидеть, что жизнь была абсолютно иной. Поколения «перехлестывались», и молодости просто не существовало. Она появилась только сегодня и будет «расти» день ото дня. Скоро машины начнут выполнять все больше и больше операций на заводах и в офисах. Что вы тогда сделаете с людьми? Они не могут простаивать, иначе им придется заняться чем‑то абсурдным, иррациональным, чем‑то безумным. Они просто‑напросто сойдут с ума. Поэтому вам необходимо в ближайшем будущем продлить время их обучения. С двадцати пяти до тридцати пяти…
Вам придется отвести им очень короткий срок на трудоустройство. И, как мне кажется, скоро должен появиться второй «слой» высшего образования. По истечении десяти лет работы, не более того, вы будете уходить на пенсию. К моменту, когда вам стукнет сорок пять, вас уволят. Лучшее решение в данной ситуации – получить еще одно высшее образование, которое начнется в возрасте сорока пяти. Это принесет большую выгоду миру, поскольку знания будут разрастаться с космической скоростью.
Но это будет непросто, потому что здесь будут замешаны человеческие взаимоотношения. Они изменяются от малейшего дуновения ветерка. Вы даже и подумать не могли бы… Например, в прошлом, когда человечество еще не придумало машин, влюбиться в девушку, которая жила не в ваших краях, было просто невозможно. Кроме всего прочего, это было очень сложно, поскольку все соседи знали вас, и вашу девушку, и ваших родителей, и родителей девушки. На вас могли немедленно донести. И вы бы не смогли далеко убежать.
Но в тот момент, когда был изобретен автомобиль, который затем вверили в руки молодых, любовь превратилось в невероятное явление. Сегодня увезти девушку в какое‑нибудь отдаленное место, где никто не знает вас, никто не знает девушку, никто не будет жаловаться вашим родителям, стало очень просто.
Теперь проще простого каждый день встречаться с новой девушкой, потому что предыдущая никогда не узнает, куда вы уехали. Машина принесла с собой абсолютно новый мир любовных интриг. А ведь создателям автомобиля и в голову не пришла бы мысль о том, что их изобретение изменит целую структуру общества.
В Америке среднестатистический человек живет в одном и том же городе не более трех лет, работает на одной и той же работе не более трех лет и живет в браке с одним и тем же партнером не более трех лет. Странно, как быстро все меняется. Если вы меняете работу, то вскоре последуют и другие изменения. Вам приходится поменять город, место проживания, дом. Вы знакомитесь с новыми секретарями, новыми машинистками. Вам только успели приесться старые, а новые уже вносят свежую струю в вашу жизнь.
Один из моих адвокатов собирался приехать на этой неделе, но сообщил мне вот что:
– Мне очень жаль. Я не смогу приехать, поскольку жена решила развестись со мной, и я занимаюсь сейчас бракоразводным процессом. Она вытрясет из меня все до копеечки, превратит в нищего, моя жена – очень властная женщина. Все записано на ее имя: дом, машина. Поэтому, когда мы разведемся, я окажусь на улице. Она заберет все. Но жизнь с ней превратилась в такой кошмар, что лучше уж жить на улице, чем с ней под одной крышей. Тот, кто собирается жениться на этой женщине, для меня как лучший друг, потому что он взвалит на свои плечи всю ответственность, даже не осознавая, на что он подписывается.
Раньше люди жили в одной и той же деревне на протяжении всей своей жизни. Возможно, раз или два за это время они выбирались в ближайший городишко или центральный город. Но даже сегодня миллионы людей в Индии ни разу не видели железную дорогу, поскольку никогда не уезжали так далеко из дома. Им вполне хватает и своей деревни. Они бедны, но при этом не рвутся уехать прочь. У них в пользовании есть небольшой участок земли, к которому они прикреплены, поэтому люди не могут бросить его.
Америка всегда на чемоданах. Именно машина дает людям возможность никогда не останавливаться. Когда я приехал в Америку, то хотел увидеть это явление своими глазами, но не смог. Я прожил в этой стране пять лет и теперь могу с полной уверенностью сказать, что не увидел там поездов. Я даже ни разу не наткнулся на железнодорожный переезд. Мне сказали, что большинство людей летают самолетами. Остальные же, кому нравится путешествовать, используют для передвижения машину. Поезда – это уже вчерашний день. Для того чтобы пересечь Америку на поезде, придется потратить семь дней. Кто станет тратить неделю, путешествуя на колесах? Это расстояние легко преодолеть на самолете, за два часа. Вы можете отужинать в Лондоне, перекусить в Бомбее, устроить кофе‑брейк в Токио и закончить день уже в Нью‑Йорке.
Такая скорость рано или поздно приведет к определенным последствиям – прежние брачные узы ослабнут. Поэтому сегодня вы можете обзавестись подружкой в любом уголке мира. Раньше, если мужчина был женат, он не мог иметь любовницу. И даже если он не был женат, то он просто не имел такой возможности, как любовница. Это противоречило принципам старшего поколения. Они никогда бы не дали мужчине ни единого шанса. Вы только собрались задуматься о девушке, а вас уже женили. Женитьба была обычным делом, чем‑то совершенно естественным. Жена воспринималась как нечто само собой разумеющееся, как, например, сестра или брат. Еще до того, как вы понимали, что вообще произошло, вы уже были пойманы в ловушку. Вопрос выбора даже не стоял.
Здесь действовали определенные законы человеческой психологии. Если вы живете, к примеру, со своими сестрами или братьями, то вы просто любите их. Не потому что они очень красивы или имеют какой‑то особый талант. А просто потому, что они ваши сестры или братья, и вы живете вместе уже так долго, что симпатия между вами возникает сама собой. В прошлом любви не существовало, была лишь симпатия. Вы жили со своей женой годами, прежде чем заняться с нею любовью и почувствовать к ней влечение…
Других вариантов не существовало. То есть человек был практически связан по рукам и ногам. Мужчина не мог состоять в дружеских отношениях ни с одной женщиной. Это было строго запрещено. Уединение с женой – и то лишь под покровом ночи, когда все уже спали, – оставалось единственно возможным вариантом отношений. Не разрешалось даже разговаривать шепотом, ведь кто‑нибудь мог проснуться, поскольку семьи тогда были большими – под одной крышей ютились сорок или пятьдесят человек.
В некотором смысле это было неплохо, поскольку мужчина никогда не видел женщину, не знал ее «топографию». Женщина же, в свою очередь, не видела мужчину. Все происходило в темноте. Супруги не приедались друг другу. Сегодня таинство физической близости совершается при свете электрических ламп, а некоторые идиоты додумываются даже до того, чтобы установить в своей спальне камеру и снимать всю ту глупость, что они творят, а затем наслаждаться собой, листая фотоальбом.
Мелочи дают начало настолько масштабным и настолько глубинным изменениям в жизни человека, что он просто не способен осознать их. Новое поколение ждет великое будущее, а старшему придется впервые в жизни научиться покорности и любви. Возможно, если старики станут покорными и любящими, то их начнут уважать за проявленные любовь и смирение, и только тогда между двумя поколениями завяжется хоть какой‑то диалог. Но старшему поколению необходимо четко осознавать, что оно – символ прошлого, а новое поколение – символ будущего, и между ними – огромная пропасть.
Если старшие продолжат следовать лишь своим идеологиям, ходить только в свои церкви и руководствоваться своими суевериями, про́пасть будет стремительно разрастаться. Учиться у своих же собственных детей – это выглядит, по крайней мере, странно, но я не вижу в этом ничего необычного. Изменилась лишь общая ситуация. Тысячелетиями младшие учились у старших. Но пришло время все изменить. Начните учиться у своих детей. Посмотрите на мир глазами молодых, и разрыв поколений исчезнет.
Но эта про́пасть между ними исчезнет лишь тогда, когда старшее поколение изменит свое отношение. Разрыв поколений не исчезнет благодаря методу, который широко распространен среди стариков по всему миру. Старшие пытаются заставить молодежь жить по своим законам, так они поступали всегда. Но они не видят, что мир вокруг уже давно не тот, что был прежде.
Все изменилось. За новыми вещами и явлениями последовали новые возможности. Изобретатели раньше и понятия не имели, к чему сегодня приведут их изобретения. В каждой мелочи заключена невероятная сила. Мир уже не будет прежним. Люди просто не смогут отказаться от всех тех средств, удобств и элементов роскоши, которые даровали им наука и новые технологии.
Поэтому про́пасть между поколениями будет увеличиваться до тех пор, пока старшие не проявят больше благоразумия. Сегодня пришло ваше время доказать молодым, что вы действительно мудры. До настоящего момента ваша мудрость принималась как нечто само собой разумеющееся. Вести себя мудро и разумно – вот испытание для старшего поколения, пройдя которое, оно сможет преодолеть эту про́пасть. Однако мосты должны возводить родители, а не их дети.