Что такое разум и мудрость
Ум и разум — в чем разница, в чем отличие от интеллекта. Что такое мудрость
Две отдельные составляющие нашего я, это ум и разум — в чем разница, вопрос на миллион. Ведь зная, как работает ум и разум по отдельности и в совокупности, можно в жизни добиться гораздо большего. И это не громкие слова. Мы пойдем чуть дальше. Обо всем по порядку.
Притча об уме
Без лишних прелюдий сразу начнем, но для затравки темы, — короткая притча.
Как-то шах отправил учиться одного из своих сыновей способностям провидца. Видеть то, что скрыто от глаз. По прошествии многих лет его сын вернулся, и шах тут же решил его проэкзаменовать, на сколько сын стал прозорлив.
-Что у меня в кулаке? — спросил шах, спрятав там перстень с рубином.
Сын немного поразмыслил и ответил:
-Я вижу у тебя камень.
Шах обрадовался приобретенным способностям своего сына, но продолжил:
-Хорошо, действительно за счет этого камня можно вдоволь насытиться, еще и останется. А какого рода этот камень? — продолжил шах
— Это жернова, которыми перетирают зерно в муку, заявил молодой человек.
-Глупец! — ответил шах. Как можно жернова спрятать в кулаке?
Ум и разум — в чем разница. Функции ума
Что такое ум в стандартном определении? Вот ссылка из Википедии :
Ум — это совокупность способностей к мышлению, познанию, пониманию, восприятию, запоминанию, обобщению, оценке и принятию решения кем-либо. Ум определяется ощущениями, эмоциями, пониманием, памятью, желаниями, индивидуальными особенностями и мотивами, а также бессознательным.
И чтобы лучше понять разницу между умом и разумом, мы чуть подробнее разберем функции нашего ума, за что он отвечает.
Первая функция — это память. Все, что мы получаем с помощью наших чувств, нашего восприятия, откладывается в уме. Ум запоминает полученную информацию и при необходимости черпает ее из кладовых памяти.
Вторая функция нашего ума — просчет, расчет, выведение алгоритмов, цепкость восприятия и усвояемость полученной информации в связке с памятью. У каждого эта функция по своей силе разная. Если объем своей памяти можем увеличить в разы, то вторую функцию нашего ума только в некоторой степени.
Очень тонкое и сложное сплетение ума и разума
Ум воспринимает окружающее через пять своих проводников, через пять чувств. Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Хочу здесь, хочу сейчас, хочу много, надо еще и так далее. Ум постоянно что-то запрашивает. Именно уму частенько наплевать на этикет поведения в обществе, на моральные и нравственные принципы. Здесь и сейчас получить желаемое — его кредо.
Отличие ума от разума простыми словами
У разума всего одна функция, но какая! Разум, в хорошем смысле этого слова, пользуется всей информацией и данными ума. Разум имеет прямой доступ ко всему, что получил и обработал ум, но теперь обрабатывает полученные данные на более высоком уровне.
А именно, разум, понимает, что такое хорошо, а что такое плохо, но уже комплексно для человека в целом, с учетом перспективы.
Подходящий пример с детьми.
Ребенок, кричит — хочу, хочу, хочу! Мы понимаем, что ребенок почти не имеет разума. Он естественно не понимает «что такое хорошо и что такое плохо», так и что вред и благо для него. А это так раз функция разума.
Дай-дай. Хочу-хочу!
Много мороженого и сладкого! Да, кричит ум! Нет — отвечает разум, но пока разум не ребенка, а взрослого.
Когда мы становимся взрослыми, нам неугомонный ум продолжает выставлять счета на потенциальное удовольствие или отнекиваться от обязанностей и выполнения долга. Дорогой автомобиль в кредит!? Класс! Ум произвел первичный расчет, сколько стоит автомобиль, сколько будет кредит в рублях. Расчет ума — 50% от дохода.
Тут вступает в роль разум и говорит, автомобиль — супер, а кредит дорогой. Все твои минимальные расходы уже 80% от твоего дохода. Разум говорит — нет. Второй вариант — найти машину подешевле, чтобы уложиться в оставшихся 20%.
Вообще, если ум далек от нравственных ценностей и норм поведения в обществе, то разум стремится его одергивать.
На сколько у человека сильнее разум, на столько человек адекватен для себя и окружения. =) ) То самое горе от ума!
Слабый разум, значит много бед.
Человек идет на поводу своего ума. А ум, всегда идет на поводу своих чувств, что близко к катастрофе. Как мы понимаем, руководствуясь чувствами, которые не совершенны в своем восприятии, терпим фиаско.
Правда, есть исключение, есть нечто иное, чем разум. Об этом пойдет речь дальше.
Отличие интеллекта от ума и разума
Но что бы логично идти дальше, давайте уточним любопытную и важную деталь. Ум и разум мы разобрали. Есть еще такое понятие, как эрудиция.
Эрудиция — это свойство ума.
Начитанность и образованность в связке с хорошей памятью. Человек может быть очень эрудированным, но не разумным. Много знать, но поступать не верно. Это мы видим не редко.
Интеллект, это уже гармоничная связка эрудированного ума и разума.
Наш ум может быть очень силен. Крепкая память, великолепные способности к восприятию информации, эрудиция и так далее. Наш разум может быть еще круче, он четко справляется с сильным умом, более того, они дружат друг с другом. Совершенство! Про таких говорят — человек с сильным интеллектом.
Наш любимый Шерлок Холмс
Вместе с тем, мы наверняка замечали, что не все интеллектуальные люди, приятные, или попросту — хорошие люди. Человек с легкостью решает сложные математические задачи, раскладывает по полочкам запутанные клубки причино-следственных связей, гений бизнеса и тому подобное. Однако, такой человек может быть скрягой, не чувствовать, когда обижает людей, или просто с дрянным характером.
Что это? Он же чертовски умен! Его интеллект завораживает! Все его планы аргументированы и безупречны. Как можно такому умному человеку дурно поступать? Значит есть что-то еще кроме ума и разума?
Что не хватает для полноценного интеллекта
У интеллекта есть две ступени, две стороны. Первую сторону только, что изучили. Вторая — это эмоциональный интеллект. Здесь имеется ввиду следующее:
Человек наделен развитыми эмоциями. Грубо говоря, кроме светлой головы имеет еще и сердце. Человек открыто умеет выражать свои эмоции, он не бесчувственный “сухарь”.
Человек наделенный эмоциональным интеллектом, умеет в зависимости от обстоятельств проявлять свои эмоции или их уровень, амплитуду. То есть реагировать адекватно происходящему.
Такого человека отличает от того, кто идет на поводу своих чувств, сильный разум. Такой человек знает как и где уместно применять свои эмоции. Человек наделенный развитым эмоциональным интеллектом конструктивен, позитивен, умет слушать и сочувствовать. При этом не дает слабины аргументировано и корректно отстаивает свои позиции.
Чаще сильнее тот, кто владеет своим умом и эмоциями
Понимать, что такое эмоциональный интеллект — весьма важно, но этим знанием обладают не многие. Правда, сейчас, все чаще проявляется тенденция при наборе на работу брать людей именно с развитым эмоциональным интеллектом.
Все потому, что знания и опыт относятся к наработанным компетенциям. Можно человека достаточно быстро всему научить. Главное, что бы он имел определенный уровень развития своего ума. А вот эмоциональный интеллект больше относится к заложенной природе человека. Это качество развивается, но куда сложнее и больше по времени.
Конечно может быть и по-иному. Человек наделенный эмоциональным интеллектом, может не иметь тот «классический» интеллект, что описан в предыдущей главе.
Если мы говорим о полноценном интеллекте, то следует брать к учету две стороны интеллекта.
Тогда все становится на свои места.
Если вы видите перед собой образованного, умного человека, но не с адекватным стилем общения — у него развита одна часть интеллекта.
Если же видите «хорошего парня», но не имеющего эрудиции и высокого ума, то это вторая часть интеллекта. Подчеркну — эмоциональный интеллект снабжен сильным разумом и развитыми морально-нравственными качествами. Это ценно.
Ум и разум — в чем разница и отличие от мудрости
В заключении, я не могу пропустить изюминку этой темы. Чем отличается разум от мудрости?
Все, что мы с вами прошли, относится к одной весомой нашей стороне. А знаете, что является венцом всего этого? Да, мудрость! Если мы думаем, что мудрость, это развитый интеллект, теперь пусть с учетом эмоционального интеллекта, то мы будем не совсем правы.
Мудрость отличается от интеллекта тем, что мудрый умеет всегда поступать в соответствие с местом, временем и обстоятельствами.
Каждый раз, при новых вводных, разум часто действует близко к шаблону.
Мудрость — с учетом места, времени и обстоятельств.
И мудрый человек, конечно должен иметь развитый эмоциональный интеллект, потому что решения принимаются не только на основании сухих данных, но и сердца. Ведь наилучший алгоритм действий нам может рассчитать и компьютер. Но компьютер никогда не учтет то, что дает развитие нашей души и сердца.
Баланс нашего разума и сердца
Мудрость, это отдельная и большая тема. Этой тему я постараюсь разобрать подробно в одной из следующих моих статей.
Ниже, может быть немного рекламы =)). Я сделал максимум, чтобы реклама не мешала вашему чтению.
Что такое: Интеллект, ум, разум, мудрость?
Их определение и различие друг от друга.
Вот так, ни больше ни меньше! Согласно «Википедии», интеллект, это самое высшее, чем только может обладать мозг, ибо он объединяет все мыслительные способности.
А вот определение понятия «ум», взятое из Современного энциклопедического словаря:
То есть, получается, что между умом и интеллектом нет никакой разницы, интеллект – тот же ум, только на латинском языке. Но ведь не может быть так, чтобы два разных слова означали абсолютно одно и тоже, иначе такие слова становятся лишь мусором.
Вот ещё одно определение (Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова):
Что ж, это уже что-то, выходит, что ум только подготавливает рассудок к интеллекту. Из всего сказанного ясно, что ум – это работа мозга в одной плоскости – мышление. В то время, как интеллект включает в себя большое разнообразие подобных качеств: мышление, память, воображение, внимание и т.д.
Выходит, что интеллект отличается от ума тем, что способен работать в нескольких плоскостях. Он более обширен, его возможности выгодно разнятся именно в горизонтальной проекции. Другими словами, говоря, человек с высоким интеллектом мыслит не лучше, или не глубже, чем умный человек, но его познания более обширны.
Хорошо, пусть будет так. Но вот вопрос: когда в цирке или других местах, обучают различным номерам и трюкам животных, что у них задействовано в первую очередь?
Восприятие? – безусловно!
Память? – прежде всего, иначе вся работа насмарку!
Воображение? – очень может быть…
Мышление? А вот здесь вспоминается один показательный случай:
Когда-то давно, в одном из институтов был поставлен эксперимент – дрессировать волков также как и собак, чтобы выявить их способности. Но волки почему-то не обучались. Собаки, ради куска мяса, без проблем обучались командам «сидеть», «лежать», исполнять несложные задания и т.д. А волки просто нападали на дрессировщика и силой отбирали этот кусок. Так продолжалось до тех пор, пока кто-то не додумался посадить волка в обыкновенную клетку. И, о чудо – недавний «тупой» волк стал исполнять все команды с точностью, без ошибки, дабы заполучить награду. Но как только он оказывался вне клетки, то снова принимался силой отбирать мясо. Выходит, что волк лучше анализировал ситуацию, нежели собака, он прекрасно понимал: зачем ему лишний раз напрягаться, когда можно просто припугнуть слабого человека и отобрать у него заветный кусок. Но всё показанное он запомнил не хуже собаки. Собака же этого не осознавала и безропотно исполняла то, что ей зададут.
Выходит, что волк занимался именно мышлением. Он правильно оценивал ситуацию и исходил из внешних обстоятельств, собака же только использовала свои познавательные способности и каждый раз, когда встречалась с подобной проблемой, искала её решение в своём опыте, так сказать «оперировала своими знаниями», и даже не попробовала создать свой новый способ решения проблемы.
«Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач»… Интеллект — это способность планировать, организовывать и контролировать свои действия по достижению цели с учетом совпадения истины и блага. (Мигашкин Н. В.)
Но волк решил свою задачу несмотря на предоставленный ему «процесс познания», он правильно оценил обстановку и выбрал куда более оптимальный способ решения!
Поэтому, катание медведей на велосипедах, прыжки диких кошек через круги, прыжки в высоту дельфинов, игра тюленей в мяч или ходьба собак на задних лапах и лай в нужный момент – всё это ещё не мышление, не ум, хотя использование познавательных способностей идёт здесь полным ходом. Поэтому можно заключить, что такое качество, как «ум», гораздо выше по своей значимости, чем «интеллект»
Хотелось бы также не обойти стороной и такое явление, как «искусственный интеллект». Наиболее яркий пример – сложнейшие электронные машины, способные в доли секунды просчитывать миллионы вариантов и находить оптимальный. Но снова загвоздка: они способны лишь воспроизводить, а не создавать.
Например: когда Гарри Каспаров проиграл в шахматном поединке ЭВМ, все заговорили о том, что машины уже превзошли людей по своим умственным способностям, что скоро они достигнут такого уровня, что полностью смогут заменить собой людей. Этакий «Закат Европы» в стиле XXI века.
Хотелось бы спросить: а что, эта ЭВМ проявила ум, проницательность, нестандартность? Она решила прибегнуть к каким-нибудь «нешахматным» методам – отвлечь внимание противника, заговорить его? – Нет! Она просто просчитывала варианты, то есть, воспроизводила свою программу. То есть, действовать так, как человек, она не способна. С каких пор прототип зомби стал считаться эталоном ума?!
Представим недалёкое будущее: вот появятся роботы, следящие за чистотой на улице, за безопасностью на дорогах, обслуживающих людей в магазинах и иных массовых скоплениях народа. Допустим, произошло стихийное бедствие, или ЧП, или военные действия (не приведи Господь). Ведь все эти роботы будут продолжать выполнять свою, заложенную в них программу. Да, идеально, совершенно. Но у кого тогда повернётся язык назвать такое создание умной? Когда, спасающегося от приближения катастрофы, человека, будет догонять и останавливать за превышение скорости робот-полицейский?
Не будет техника обладать умом, никогда, потому что для этого необходима душа (дыхание жизни). Другое дело люди и животные, это присуще только им, потому как Господь наделил их таким качеством. Кстати, именно поэтому я считаю создание киборгов аморальным (киборг – соединение кибернетики и органики).
Приведу ещё один пример: мой дед был охотником – медвежатником. Однажды он не успел вовремя вернуться в охотницкую избу, пришлось заночевать в тайге. Дед расположился на берегу, будучи готовым в любой момент отплыть на середину реки. Отправился за валежником, а когда вернулся, заметил, что у его лодки орудует медведь – тот возился с дедовыми припасами в рюкзаках и снастях. Дед оставил валежник и поспешил к высокому, толстому дереву. Медведь, заметив человека, предпринял следующее: для начала он, чтобы человек не смог ускользнуть, оттолкнул лодку от берега. После этого ринулся за дедом. Как потом вспоминал сам дед, он просто поразил его своей сообразительностью. Медведь почти догнал и не дал возможности человеку влезть на дерево. Он стал гоняться за ним вокруг дерева. Но, поскольку человек более вёрткий, он всё время ускользал от медведя, который, из-за своей габаритной туши никак не мог его поймать. Тогда этот «мишка» стал собирать поленья и раскидывать их вокруг дерева, чтобы человек споткнулся о них и упал. Когда он заметил, что человек откатывает коряги, пока медведь ищет новые, то зверь попытался даже вкапывать их! Он рыл землю лапой и вонзал в ямы эти пни. За человека он не опасался, поскольку понимал, что человек, ночью в тайге, ни за что не отойдёт от дерева на берегу, которое хоть как-то освещалось луной. Спас деда случай: уже под утро мимо проплывала «моторка», охотники увидели медведя на берегу и пальнули с ружья. Медведи – существа очень пугливые, одного выстрела оказалось достаточно, чтобы он в страхе удрал.
Я слышал от отца немало рассказов о медведях и поражался их уму. Они находили смелые решения, как освободиться от капканов, или задрать охотников. Их много гибло в тайге. Были случаи, что убитого охотника медведь притаскивал к его собственной избе. Чтобы дать родственники понять, что его не просто задрали, а отомстили, понятно за кого.
Месть – это особое чувство, оно невозможно ни при каком интеллекте, и это не просто эмоция. Это настолько изощрённый способ воздаяния, чтобы даже представители другого вида догадались, что это не просто убийство. Это слишком сложно, это качество доступно только уму, поскольку здесь необходимо настоящее мышление.
Но, увы, в нашем современном образовании мышлению отводят какую-то второстепенную роль. Упор делается на загрузку новыми знаниями, развитие памяти и механическое заучивание: схем, формул, определений, событий, дат и т.д.
Разум и мудрость
Что ж, мы разобрались, что интеллект и ум имеют между собой отличие. Но что такое, тогда разум, разве обязательно ему иметь свои уникальные черты?
Обязательно! Особенно, когда вспоминаются слова А.В. Суворова: «Ум без разума – беда».
Просмотрев достаточное количество определений понятию «разум», мы обнаружили, что оно ничем не отличается от определений ума или интеллекта:
«РАЗУМ, или сознание. В обыденном представлении разумное существо – это существо воспринимающее, мыслящее, обучающееся, обладающее желаниями и эмоциями, делающее свободный выбор и демонстрирующее целесообразное поведение»
И, наконец, мудрость. Здесь вы можете быть со мной согласны или нет. Но, по моему, мудрость это:
Состояние, когда человек готов не только впитывать новую информацию, не только на её основе находить новые решения неизведанных задач, не только создавать прекрасные творения, и не только осознавать ответственность за последствия своих действий.
Мудрость – это когда человек не занят поиском смысла жизни, а нашёл его! И смысл этот заключается в том, чтобы делать мир вокруг себя добрее и радостней. Чтобы преображать окружающих тебя людей, дарить им любовь и освещать радостью, чтобы они становились такими же мудрыми. Чтобы простые люди повышали свой интеллект, интеллектуалы набирались ума, умные обретали разум, а разумные открывали глаза и видели, что наш мир – прекрасен. И только от нас зависит: погубить его окончательно или сделать по настоящему прекрасным, добрым и светлым.
Спасибо Вам всем!
Градация:
-1 (минус первый уровень)
Быдло – человек, сознательно противящийся приобретению знаний и живущий только потребительскими интересами: дорогая и модная одежда, изысканное питание, неограниченность в финансах, времяпрепровождение в сплошных удовольствиях и полное потакание своим желаниям – вот предел их исканий. По своему качественному состоянию такой тип людей ничем не отличается от амёбы или паразитов, поскольку ведёт паразитарный образ жизни – сплошное потребление при нулевом уровне производства. Их жизнь лишена смысла, по их собственному признанию «Смысл жизни – в самой жизни». Говоря другими словами, они едят, чтобы есть, а не чтобы дать энергию своему организму, копят деньги ради накопления, а не для реализации их на полезное дело и т.д. В их образе жизни отсутствует главный фактор – цель. Бесцельное существование, приходят в этот мир ни для чего и ни с чем уходят.
Доля среди населения примерно 20-25%
0 (нулевой уровень)
Обыватель – человек, который стремится, главным образом, к достижению земных благ, умственные и моральные качества развивает только в том случае, если это помогает ему достичь своих меркантильных интересов. В отличие от быдла, способен, и, как правило, с интересом приобретает знания, если встретится с более знающим человеком. То есть, сам к знанию не стремится, но противиться ему не станет. Способен меняться в зависимости от окружения, пересматривать свои интересы, увлечения, смысл существования, что роднит его с конформизмом. Именно такой тип людей попадает в различные псевдорелигиозные культы и секты, поскольку очень подвержены внушению и контролированию сознания. Любая экстремистская организация или агрессивная политическая организация, делает ставку на этот слой людей.
Доля среди населения примерно 35-40%
1 (первый уровень)
Интеллектуал – человек, обладающий обширным багажом знаний, очень развитый. Он постоянно ищет и усваивает новую информацию. Обладает хорошей памятью. Способен применять свои знания на практике для успешного выполнения задач, быстро прорабатывать множество вариантов развития ситуации. Эти люди, в большинстве своём, успешны, ответственны к своей работе. Но часто они превозносятся своими качествами перед другими, хотя ни за что это не признают. Для таких людей опасен срыв, неудача на своём поприще, поскольку редко кто из них находит силы пережить поражение. Причина этого кроется, опять же, в их завышенной самооценке и слишком явного самолюбования.
Знания для таких людей – это всё, они видят смысл жизни только в нём. Повторимся: с менее одарённым или нижестоящими по служебной лестнице они нередко бывают грубы и жестоки.
Доля среди населения примерно 15-20%
2 (второй уровень)
Умный – прежде всего, это мыслящий человек, способный не только понять и усвоить, но совершить открытие, способный создать как научный труд, так и шедевр творчества в поэзии, музыке, скульптуре, архитектуре и т.д. Представители этого типа становятся учёными с мировым именем, новаторами, первооткрывателями. Творческая и научная интеллигенция – классический пример. Однако, зачастую человек умный может и не обладать моральными качествами, в таком случае уместно говорить о «злом гении». Увы, таковых также не мало. Короче говоря, умный – совершенство ума, при возможном нравственном уродстве (ассиметрия духовного и умственного начал). Как бы кому ни нравилось, но прогресс человечества (вернее, его техническая часть) идёт именно благодаря людям этого типа.
Доля среди населения примерно 3-5%
3 (третий уровень)
Разум. Человек разумный – не просто homo sapiens sapiens. А обладающий мышлением, способный создавать и творить, но при этом и сознающий свою ответственность за то, что он создаёт. Данный тип людей никогда не будут делать того, что, по их мнению, может негативно сказаться на других людях. Их моральные качества на высоте, они руководствуются не просто созиданием, но преследуют благородную цель: с помощью своих изобретений или творений сделать людям добро. Благая цель для них стоит выше личного творчества. Нередко такие люди уничтожали свои творения (вспоминаем А. Пушкина, А. Чехова, М. Булгакова и других). Подобное поведение и благородство – большая редкость в наши дни.
Доля среди населения в процентном соотношении трудно уловима, однако такие люди, бесспорно, есть, иначе мир давно прекратил бы своё существование.
Интеллект и мудрость: пять основных различий
Интеллект и мудрость — это далеко не одно и то же, хоть многие из нас и используют эти термины в качестве синонимом. Мы живем в обществе, превыше всего ценящем эффективность и умение добиваться результатов — обществе, в котором, на первый взгляд, могут преуспеть лишь умнейшие из умных. Однако добиться истинного счастья способны лишь по-настоящему мудрые люди — прежде всего потому, что ничто не способно сбить их с пути, определенного их четкими жизненными ценностями. А еще потому, что они стараются всегда поступать правильно и смотреть на окружающий мир с оптимизмом.
Отыскав слово «мудрость» в одном из толковых словарей, вы увидите очень простое определение этого слова. На самом деле мудрость — это всего лишь умение вести себя обдуманно, рационально и правильно. Но, конечно же, это определение поднимает несколько очень важных вопросов. Разве интеллект не дает нам способность вести себя логично и рационально в повседневной жизни? Разве высокий интеллект не подразумевает принятия правильных решений?
«Единственная истинная мудрость — знать, что ты ничего не знаешь», — Сократ.
Конечно, все это действительно так, но не стоит забывать, что интеллект бывает очень разным. И успех человека, обладающего блестящим интеллектом, может зависеть не только от самого интеллекта, но и от зрелости и уравновешенности его личности, а также от способность заботиться о собственном благополучии, а также о благополучии других людей.
Именно поэтому стоит поближе присмотреться к интеллекту и мудрости, определив основные сходства и различия между этими двумя терминами. Мы должны понять, к чему действительно нужно стремиться, потому что наше представление о том, что высокий интеллект гарантирует успех, зачастую ошибочно.
Чтобы наша жизнь стала действительно успешной и счастливой, кроме интеллекта важно обрести еще и житейскую мудрость, создав четкие моральные ценности и установки. Мы не должны позволять холодной логике и интеллекту определять все наши поступки, ведь иногда самые «логичные» поступки оказываются совершенно неверными с точки зрения нашей собственной морали… А потому совершенно не идут нам на пользу в долгосрочной перспективе.
Различие между интеллектом и мудростью
Концепцию мудрости зачастую связывают с философией, религией или духовными практиками — одним словом, чем-то таким, о чем пристало бы спорить буддийским монахам, христианским богословам или, скажем, древнегреческим философам.
Однако в последние несколько десятилетий психологи начали проявлять куда больший интерес к этой теме. Проведенные исследования (в частности, двумя психиатрами из Калифорнии доктором Дилипом Жестом и доктором Томасом Миксом), принесли массу интересных результатов.
Так давайте же, основываясь на этих результатах, взглянем более пристально на некоторые наиболее очевидные различия между интеллектом и мудростью.
1. Мудрость вовсе не основана на личном опыте
На самом деле это весьма распространенное представление о мудрости оказалось не более чем мифом. Да, в нашем обществе действительно бытует мнение о том, что якобы истинную мудрость можно обрести лишь вместе с жизненным опытом и только спустя годы — одним словом, что мудрыми могут быть лишь многое повидавшие старики. Однако на самом деле между длительностью жизни, прожитой тем или иным человеком, и его мудростью вовсе нет прямой и крепкой связи. С прожитыми годами люди вовсе не обязательно становятся мудрее.
Более того, ученые, занимающиеся исследованиями в области психологии и социологии, до сих пор не могут определить, какие именно социальные, эмоциональные и когнитивные процессы превращают опыт в настоящую мудрость. По-видимому, на то, сможет ли человек «переплавить» свой жизненный опыт в мудрость, влияет множество других факторов, в том числе и то, способен ли этот человек учиться на этом самом опыте. Да, если у вас есть эта способность, то с каждым прожитым годом вы действительно будете становиться мудрее… Но она есть далеко не у всех.
2. Высокий интеллект делает вас эффективнее и компетентнее в избранной сфере
Умные люди, как правило, выполняют свою работу более эффективно и обладают высокими стандартами. Но благодаря этому они куда чаще других людей испытывают чувство раздражения, когда не все в их жизни идет так, как им бы того хотелось. Зачастую они оказываются более ориентированными на достижение целей и ищут конкретных результатов.
Чаще всего именно этот взгляд на мир является для них источником постоянной тревоги и неприятностей. Причиной этого является то, что люди с высоким интеллектом чаще всего не выносят неуверенности и неопределенности — собственно говоря, именно это и отличает их от истинно мудрых людей. Мудрые люди куда лучше справляются с неожиданным и незапланированным. Они, как никто другой, умеют отступить назад и взглянуть на реальность спокойным и трезвым взглядом.
3. Мудрые люди принимают лучшие решения
Конечно же, между людьми с высоким интеллектом есть немало индивидуальных различий. И в то время, как некоторые из них принимают не только логичные, но и взвешенные, ответственные решения, другие могут настолько увлечься своими целями и желанием добиться успеха, что не принимают во внимание другие факторы, способные существенно повлиять на конечный результат и неприятно их удивить.
Если и есть одно четкое и недвусмысленное различие между людьми с высоким интеллектом и глубокой мудростью, то оно в том, что вторая группа отличается куда большей открытостью разума. И все потому, что мудрость — это нечто куда большее, чем просто знания. Мудрые люди многое повидали в этом мире (и не только повидали, но и кое-чему научились), способны мыслить ясно, четко и умеют принимать как свои взлеты, так и падения.
К тому же мудрые люди, как правило, куда лучше представляют, как та или иная ситуация будет развиваться с течением времени, что помогает им сохранять баланс.
4. Высокий интеллект можно использовать как во благо, так и нет
Высокий интеллект — это не более чем инструмент, который можно использовать как для достижения благих целей, так и для того, чтобы манипулировать, вступать в заговоры, предавать или создавать сложные планы для получения чего-то за чужой счет. Повторюсь интеллект — это не более чем инструмент, и то, для чего его будут использовать, зависит лишь от его владельца.
А вот мудрость… Она неразрывно связана с внутренним, глубинным умением различать добро и зло. Именно поэтому действительно мудрые люди неизменно оказываются на стороне добра. Само слово «мудрость» связано в нашем сознании с добром, человечностью и чувством прекрасного, воодушевляющим окружающих на хорошие поступки.
5. Мудрость позитивна
Истинная мудрость почти всегда помогает смотреть на мир, ваше место в нем и других людей с более позитивной стороны. Эта позитивная, и вместе с тем реалистичная точка зрения имеет самое прямое отношение ко всем тем факторам, о которых мы говорили чуть выше, а также к настоящей доброте. И если мы будем смотреть на ситуацию с позиции мудрости, это даст нам энергию и мотивацию, необходимые для того, чтобы двигаться вперед, что бы ни случилось.
Скорее всего, вы задаетесь одним вопросом — что же все-таки лучше, быть очень умным или по-настоящему мудрым? Но на самом деле оба этих качества равноценны, и нельзя сказать, что какое-то из них лучше другого. В этом мире хватает очень мудрых и успешных людей, не отличающихся при этом каким-то особо высоким уровнем интеллекта. Но при всем этом они вполне счастливы, неплохо справляются с жизненными невзгодами, и, скорее всего, не пожелали бы себе иной судьбы.
А значит, стремитесь к тому, чтобы у вас были оба эти качества. Тренируйте когнитивные способности, улучшайте эмоциональный интеллект и соединяйте то и другое воедино, чтобы сделать жизнь максимально логичной, гармоничной и оптимистичной.
Ведь суть мудрости — знать, что в этом мире действительно важно, и уметь принимать правильные решения, способные улучшать как вашу жизнь, так и жизни тех, кто вас окружает. На самом деле это и есть ключ к настоящему счастью.