Что такое развитие биология 5 класс определение
РАЗВИТИЕ (биологический процесс)
Смотреть что такое «РАЗВИТИЕ (биологический процесс)» в других словарях:
РАЗВИТИЕ — биологический процесс тесно взаимосвязанных количественных (рост) и качественных (дифференцировка) преобразований особей с момента зарождения до конца жизни (индивидуальное развитие, или онтогенез) и в течение всего времени существования жизни на … Большой Энциклопедический словарь
БИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ — БИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, отрасль прикладной гидробиологии, позволяющая установить степень загрязнения воды и находящая в наст, время широкое применение в области сан. практики. Б. а. исхо Рисунок 1. Продукция дна реки Москвы в незагрязненном районе … Большая медицинская энциклопедия
Биологический объект — Жизнь способ бытия сущностей (живых организмов), наделенных внутренней активностью,[1] процесс развития тел органического строения[2] с устойчивым преобладанием процессов синтеза над процессами распада, особое состояние материи, достигаемое за… … Википедия
Биологический факультет БГУ — У этого термина существуют и другие значения, см. Биологический факультет. Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на страни … Википедия
РАЗВИТИЕ — 1. Последовательность изменений в течение всей продолжительности жизни организма. Это значение, которое первоначально было введено в психологии; в первые десятилетия XX века считалось, что область психологии развития изучение всей… … Толковый словарь по психологии
Биологический ритм — Биологические ритмы периодически повторяющиеся изменения в ходе биологических процессов в организме или явлений природы. Является фундаментальным процессом в живой природе. Наукой, изучающей биоритмы, является хронобиология. По связи с… … Википедия
Эпидемический процесс — Эпидемический процесс непрерывное взаимодействие на видовом и популяционном уровнях неоднородных по эволюционно сопряженным признакам отношения друг к другу возбудителя паразита и организма человека в необходимых и достаточных социальных и… … Википедия
ЗАРОДЫШЕВОЕ РАЗВИТИЕ — эмбриональное развитие, эмбриогенез, развитие животного организма, происходящее внутри яйцевых оболочек вне материнского организма или внутри него в зародышевых оболочках. 3. р. следует за предзародышевым развитием (оогенез, сперматогенез) и… … Биологический энциклопедический словарь
Зародышевое развитие — эмбриональное развитие, развитие организма животного, происходящее в оболочках яйца вне материнского организма или внутри него. З. р. предшествует период предзародышевого развития, когда растет, формируется и созревает яйцо. За З. р.… … Большая советская энциклопедия
Вид биологический термин — (Species) одинаково употребляемый в зоологии и в ботанике для обозначения различных форм растительных и животных организмов. В общих чертах понятие о виде совпадает с обыденным представлением о породе животных или растений (диких, но не домашних) … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Свойства живых организмов, их строение и развитие (биология, 5 класс)
Тела разной природы идентифицируются по комплексу признаков. Изучаются свойства живых организмов на биологии в 5 классе. Для них характерно сложное строение и многофункциональность. У представителей некоторых классов наблюдаются общие черты, к примеру, возможность расти.
Основные понятия
Большое многообразие существ затрудняет определение общих признаков живых организмов. В процессе исторического развития клеточных тел ученые выявляли очевидные закономерности их существования. Они присущи разным группам, классам.
Свойствах живой природы:
Признак | Описание |
Химический состав | Одинаковое количество составных элементов |
Дискретность | Клетки составляют организмы, а особи — виды. |
Эволюция | Изменение строения организмов с учетом новых условий жизни. |
Основа жизни клеток — обмен веществ. Процесс состоит из нескольких этапов:
Такие возможности определяют тела как открытую систему. Избирательный обмен подтверждает, что тело живет. В его основе имеются 2 явления:
Энергия и дыхание
Чтобы клеточные органоиды осуществляли свою жизнедеятельность, им необходима энергия. К гетеротрофам она поступает с пищей. В результате ее расщепления высвобождается энергия, которая способна запасаться в других компонентах. Какая-то ее часть рассеивается в виде тепла.
По классификации организмов, растения относятся к автотрофам. Они получают первичную энергию от солнечных лучей. Она затрачивается на синтез органических из неорганических веществ. В растениях одновременно протекают разные химические реакции, но они не могут заполнить органикой все клетки. Она только поддерживает упорядоченность, структурированность тел.
Особенность развития живых организмов — дыхание. При его протекании расщепляются высокоэнергетические соединения. Это приводит к запасу энергии в АТФ. Узнать, к какой природе относится тело, можно по структурированности систем. Неживые организмы утрачивают свойство постепенно.
Степень энтропии (мера хаоса) зависит от упорядоченности клеточных элементов. В закрытой системе протекают реакции, не уравновешивающие друг друга. Энтропия в них высокая. Для живых тел характерна уменьшенная энтропия, так как внутренние структуры поддерживаются за счет поступления энергия из внешней среды.
Наследственный фактор
Самообновление живых тел и их размножение носит наследственный характер. Он зависит от особенностей строения молекул ДНК. Допускаются некоторые изменения в них, которые могут привести к изменчивости самого организма. Одновременно обеспечивается возможность последующей эволюции. Живые тела с генетической информацией — основной и исключительный признак живой материи.
Продолжительность жизни каждой особи носит ограниченный характер. Процесс оплодотворения может быть половым и бесполым. Признаки родителей наследуются за счет передачи ими потомкам первичных ДНК. Для записи биологической информации используется специальный код. Он считается универсальным для всех живых тел, что подчеркивает их единство появления на Земле. Хранение и реализации генетического кода осуществляется в полимерах:
Данные, которые хранятся в ДНК, в результате переноса на белки выражаются в виде фенотипа и генотипа. Они свойственны для всех живых особей.
Особенности развития
При индивидуальном развитии наблюдается рост всех клеток, систем живых тел. В результате роста наблюдается увеличение массы и размеров организма, при этом сохраняется общий план строения, ядро. При развитии меняется тело. Оно приобретает новые функции, признаки, теряет другие возможности.
При развитии происходит возникновение нового качественного состояния. У живых тел рост сопровождается развитием, которое носит направленный и необратимый характер. Исторический фактор способствует появлению новых видов и сложных форм. Рост присущ и для представителей неживой природы:
Они растут путем присоединения к внешней поверхности. Живым телам свойственно расти за счет употребляемых питательных веществ. Это приводит к увеличению количества клеток с ядрышком, цитоплазмой и другими элементами. Одновременно тела приспосабливаются к внешним и внутренним изменениям. В период эволюции у разных видов вырабатывается ответная реакция на факторы.
Живым телам характерна избирательная раздражимость. Она заключается в их реагировании только на факторы, которые важны для сохранения жизни. От раздражимости зависит саморегуляция. В результате повышения температуры тела у млекопитающих наблюдается расширение сосудов. Тепло уходит наружу. У человека реакция на внешние факторы зависит от его поведения.
§ 35. Рост и развитие — свойства живых организмов
1. Что такое рост? 2. Какие признаки свидетельствуют о росте организмов?
В отличие от неживых тел, организмы в течение жизни растут и развиваются. Мы наблюдаем, как из почек вырастают побеги, развёртываются и растут листья, появляются цветки, которые со временем превращаются в плоды. Часто удивляемся, как быстро растут щенки, котята. Птенцы превращаются во взрослых птиц, а личинки и куколки — в насекомых.
Развитие организма от оплодотворения (образования зиготы) до естественной смерти называют индивидуальным развитием.
Рост — это увеличение массы и размеров организма. Растения растут всю жизнь. О возрасте дерева мы можем узнать, подсчитав число годичных колец (рис. 88). Определить возраст рыбы можно по чешуе, в которой каждый год образуется новый слой.
Для животных характерна неодинаковая скорость роста, неравномерность его, вследствие чего пропорции тела с возрастом меняются. Определённая периодичность роста наблюдается у многих животных в зависимости от времени года, когда меняются условия их питания. У большинства животных замедление роста происходит осенью и зимой, а ускорение — весной и летом.
В отличие от растений, большинство животных и человек растут до определённого возраста, затем их рост замедляется и приостанавливается. Скорость роста особенно велика в начальный период жизни организмов.
Познакомимся подробнее с ростом и развитием растений. Растение растёт как в длину, так и в толщину. Рост в длину происходит обычно в верхушках побегов и корней, где расположены клетки образовательной ткани.
Причина роста растений — деление и рост клеток. Именно с деления клеток образовательной ткани начинается рост. Если обрезать верхушки корня и молодых побегов, то это приведёт к прекращению их роста и образованию боковых корней и побегов. Вот почему у рассады капусты, томатов и других культурных растений прищипывают кончик корня во время пересадки в открытый грунт. Это увеличивает площадь корневого питания растений и повышает урожай. Ежегодная обрезка деревьев и кустарников также способствует образованию боковых побегов и позволяет управлять ростом растений. Рост большинства растений происходит периодически: период активного роста весной и летом сменяется затуханием процессов роста осенью.
У всех организмов в течение жизни происходят необратимые изменения: увеличиваются размеры, масса, появляются новые органы, то есть происходит развитие. У цветкового растения развитие начинается с момента оплодотворения, формирования различных тканей и органов, образования семян, их прорастания и заканчивается образованием новых семян.
Есть растения, которые проходят все эти этапы в течение одного года. После образования новых семян эти растения погибают. Такие растения называют однолетними. У других растений семена образуются только на второй год жизни, поэтому их называют двулетними. Большинство цветковых растений образует семена ежегодно в течение многих лет. Такие растения называют многолетними.
Рост организма меняет его свойства и вызывает качественные изменения — развитие.
Рост. Индивидуальное развитие
Ответьте на вопросы
1. Что лежит в основе роста организмов?
2. За счёт чего происходит рост корня и побега у растений?
3. Как зависит рост и развитие организмов от условий среды обитания?
1. Прочитайте текст параграфа, составьте план ответа на вопрос: «Что лежит в основе роста организмов?»
2. Сравните особенности роста и развития организмов. Данные представьте в виде таблицы.
Жизнедеятельность клетки: рост, развитие, деление
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Жизнедеятельность клетки: рост, развитие, деление»
Клетка — наименьшая единица жизни.
Каждая клетка питается, дышит, реагирует на воздействие внешней среды, выделяет ненужные ей вещества, размножается, то есть живет.
Внутренняя среда клетки ― полужидкое содержимое ─ называется цитоплазмой (от греч. κύτος ─ «клетка» и πλάσμα ─ «содержимое»).
В состав цитоплазмы входят органические и неорганические вещества многих видов. Основное вещество цитоплазмы — вода.
В ней находятся обязательные клеточное компоненты ― органеллы, каждый из которых выполняет какие-то определенные функции.
Важнейшая роль цитоплазмы — объединение всех клеточных структур (компонентов) и обеспечение их химического взаимодействия.
Одно из важнейших проявлений жизнедеятельности клетки — движение цитоплазмы. Благодаря движению цитоплазмы ко всем частям клетки доставляются нужные ей вещества.
Движение цитоплазмы можно наблюдать под микроскопом в клетках листа элодеи. С этим водным растением вы уже знакомы. Элодею часто выращивают в аквариумах.
Чтобы увидеть движение цитоплазмы, надо приготовить препарат с живыми клетками и рассмотреть при увеличении в 300 раз. Для этого окуляр микроскопа должен иметь 20-кратное увеличение, а объектив — 15-кратное (20 х 15 = 300).
Зеленые пластиды клеток листа элодеи, перемещаясь вместе с цитоплазмой, позволяют увидеть медленное движение бесцветной цитоплазмы.
Движение цитоплазмы может замедляться или ускоряться под воздействием экологических факторов окружающей среды — света, температуры, снабжения кислородом, водой.
Если зеленый лист элодеи подсветить ярким светом или положить в слегка подогретую каплю воды, то цитоплазма в клетках такого листа будет двигаться быстрее.
И наоборот, при охлаждении листа скорость движения цитоплазмы замедляется. В этом проявляется реакция живых клеток растения на изменение условий среды обитания.
Движение цитоплазмы свойственно как клеткам растений, так и клеткам животных. Например, благодаря цитоплазматическому потоку перемещается микроскопический одноклеточный организм ─ амёба. Водится он в прудах, во влажной почве, а также во внутренностях животных.
Цитоплазма одной живой клетки обычно не изолирована от цитоплазмы других живых клеток, расположенных рядом. В клеточных оболочках есть поры, через которые нити цитоплазмы соединяются с соседними клетками.
Нередко живые растущие клетки всех органов растения меняют форму. Их оболочки округляются и местами отходят друг от друга. В этих участках межклеточное вещество разрушается, клетки разъединяются. Возникают межклетники, заполненные воздухом.
Так происходит при варке клубней картофеля. В спелых плодах арбузов и томатов, рассыпчатых яблоках клетки также легко разъединяются.
Любая живая клетка питается, то есть захватывает из внешней среды съедобные для себя вещества (в виде отдельных молекул или больших групп молекул ― пищевых частиц, иногда даже целых клеток меньшего размера) и так или иначе использует эти вещества.
Питанием называют совокупность процессов, которые включают поступление в организм, переваривание, всасывание и усвоение им пищевых веществ. В процессе питания организмы получают химические соединения, используемые ими для всех процессов жизнедеятельности.
Питание клетки происходит в результате целого ряда сложных химических реакций. В ходе этих реакций неорганические вещества, поступившие в клетку из внешней среды (углекислый газ, минеральные соли, вода), преобразуются в органические и входят в состав тела самой клетки в виде белков, сахаров, жиров, масел и др.
Большая часть веществ, поступающих из окружающей среды, расходуется не для получения энергии, а на синтез новых веществ, необходимых клетке или организму.
Помимо поступления различных питательных веществ в клетку в ней происходит и другой немаловажный процесс ― дыхание.
Дыхание клетки — это сложный процесс химических реакций, дающих клетке энергию. Реакции протекают в цитоплазме и митохондриях (специальных органеллах ― энергетических станциях клетки).
В ходе этих реакций поступившие в клетку органические вещества (углеводы, липиды, аминокислоты) окисляются кислородом до углекислого газа и воды. В итоге происходит выделение энергии, которая используется клеткой и всем организмом по мере необходимости.
В результате питания и дыхания происходит рост и развитие клетки.
Клетка возникает благодаря делению другой клетки. Затем она несколько увеличивается, главным образом за счет увеличения веществ цитоплазмы.
В старой клетке обычно имеется одна большая вакуоль, поэтому цитоплазма, в которой находится ядро, прилегает к клеточной оболочке, а молодые содержат много мелких вакуолей. Молодые клетки, в отличие от старых, способны делиться.
Клетка увеличивается в размере (растягивается), а затем дифференцируется. Так происходит ее развитие. То есть в ней появляются какие-то отличия от других клеток. В результате чего клетки начинают выполнять определенные возложенные на них функции.
После дифференциации клетка снова делится. Согласно клеточной теории, возникновение новых клеток происходит путём деления предыдущей, материнской клетки.
Жизнь клетки от момента её появления и до собственного деления, включая само деление, а также гибель клетки называется жизненным циклом клетки.
В результате деления происходит рост организмов.
Деление клетки — сложный процесс, состоящий из ряда этапов, последовательно идущих друг за другом. Главную роль в нем играют события, происходящие в ядре.
Сначала ядро увеличивается, и в нём становятся хорошо заметны тельца (обычно цилиндрической формы) — это хромосомы.
Хромосомы — это очень важные структуры. В них заложена вся необходимая информация об организме. Они передают наследственные признаки от клетки к клетке.
В результате сложного процесса каждая хромосома как бы копирует себя. Образуются две одинаковые части.
Благодаря специальным структурам хромосомы выстраиваются на экваторе клетки. Эти структуры тянут хромосомы с двух сторон к полюсам клетки.
При этом каждая хромосома расщепляется на две хроматиды ─ половинки двойной хромосомы.
Таким образом у двух полюсов клетки оказывается одинаковый генетический наследственный материал. Такой же, как был в клетке до начала деления.
В каждой вновь образованной клетке формируются ядерные оболочки и ядрышки. Ядро молодой клетки располагается в центре.
Всё содержимое также равномерно распределяется между двумя новыми клетками.
Благодаря делению клеток и их растяжению осуществляется рост организма. Например, растения, в отличие от других живых существ, растут всю жизнь. Отсюда и происходит их название ─»растения».
Термины по биологии для 5 класса — основные понятия и определения
Азотофиксирующие бактерии — почвенные бактерии, преобразующие азот из воздуха в растворимую форму, пригодную для всасывания растениями; в симбиозе с бобовыми образуют клубеньки на корнях, такие бактерии называют клубеньковыми; в симбиозе обогащают почву азотом, повышая её урожайность.
Бактериальные заболевания — ангина, пневмония, тиф, холера, чума, дифтерия, дизентерия, менингит и другие.
Бактерии — древнейшие простейшие доядерные одноклеточные организмы.
Белки — органические вещества, основной «строительный» материал клетки.
Биология — изучает строение и жизнедеятельности организмов, их многообразие и влияние, историческое и индивидуальное развитие.
Биосфера — область распространения жизни на Земле.
Ботаника — наука о растениях.
Вайя (плосковетка) — листообразный побег у папоротников.
Вакуоль — окружённые мембраной пузырьки с клеточным соком (вода с растворёнными в ней веществами); может содержать пигменты (красящие вещества).
Виды бактерий — шарообразные кокки, палочковидные бациллы, изогнутые в виде запятой вибрионы, спиралевидные спириллы.
Виды тканей — покровные, основные, механические, проводящие, образовательные.
Водоросли — древнейшие низшие растения, обитающие в разных местах с повышенной влажностью (соленая и пресная вода, кора деревьев, сырая почва, затенённые камни или здания), бывают одноклеточными и многоклеточными.
Высшие растения — растения, разделяющиеся на отдельные органы (корни, стебли, листья), сформированные из различных тканей.
Голосеменные — древняя группа высших семенных растений, включающая исключительно наземные деревья, кустарники или лианы; размножаются семенами, лежащими открыто на чешуйках шишек
Грибница (мицелий) — тело гриба, состоящее из тонких ветвящихся обычно белых нитей — гифов. Также включает в себя плодовые тела гриба (то, что мы называем грибами в быту).
Грибокорень (микориза) — симбиоз мицелия гриба с корнями высших растений.
Жиры — органические вещества, позволяющее запасать питательные вещества и энергию.
Использование бактерий человеком — в сельском хозяйстве, промышленности, фармацевтике, очистке сточных вод и т.д.
Клетка — мельчайшая частица живого организма; дышит, питается, растёт и размножается.
Корневище — видоизменённый побег с недоразвитыми или отмирающими листьями, почками, придаточными корнями; служит для размножения и запасания питательных веществ.
Лишайники — группа организмов, получающихся в результате симбиоза гриба и водоросли; светолюбивы, растут медленно, но долго (50-100 лет), неприхотливы (встречаются в горах, пустыне и тундре, на деревьях, скалах, даже на стекле), но крайне чувствительны к загрязнениям окружающей среды (индикаторы чистоты воздуха).
Межклетники — промежутки между клетками, заполненные воздухом.
Мембрана — своеобразный внутренний «фильтр» клетки, пропускающий одни вещества и не пропускающий другие, пока клетка жива.
Минеральные соли — неорганические вещества, используемые для синтеза органических молекул в клетках живых организмов.
Мукор (белая плесень) — род плесневых грибов, распространённый в верхнем слое почвы, на продуктах питания и органических остатках; мицелий мукора не поделён перегородками и представлен одной гигантской многоядерной разветвлённой клеткой.
Мхи — древние многолетние низкорослые растения, обитающие в местах повышенной влажности; способствуют образованию болот и торфа.
Наблюдение — восприятие и фиксация объектов или явлений, без вмешательства в процесс.
Низшие растения — растения, не имеющие разделения на отдельные органы (корни, стебли, листья) и сложного тканевого строения.
Нуклеиновые кислоты — органические вещества, сохраняющие наследственную информацию и передающую её потомкам живых организмов.
Палеоботаника — наука, изучающая ископаемые остатки древних растений.
Папоротники — древнейшие сосудистые растения травянистой или древесной формы.
Пеницилл — род плесневых грибов, поражающих грунт, растения, продукты питания; отличается от мукора многоклеточным строением.
Питание грибов — питаются готовыми органическими веществами, подобно животным, но путём всасывания, а не захвата, что роднит их с растениями.
Питание лишайника — водоросль образует органические вещества в процессе фотосинтеза, которыми питается гриб, а гриб поставляет водоросли воду с минеральными веществами.
Пластиды — части растительной клетки, отвечающие за окраску растения и фотосинтез.
Плауны — вечнозеленые ветвящиеся многолетние травянистые растения.
Покрытосеменные (цветковые) — самая молодая, но и самая многочисленная группа растений, отличающаяся наличием органа размножения — цветка, превращающегося впоследствии в плод с семенами внутри.
Признаки живого — клеточное строение. Дыхание, питание, рост, развитие, размножение, обмен веществ и энергии, реагирование.
Применение грибов человеком — применяются в пищевых, хозяйственных и медицинских целях (продукты брожения, биотехнологии, антибиотики).
Размножение бактерий — бактерии размножаются делением, некоторые виды — спорами, длительно сохраняющимися в самых неблагоприятных условиях.
Размножение лишайников — кусочками слоевища или специальными клетками, разрывающими таллом, выходя наружу.
Риниофиты — вымершие примитивные сосудистые растения, являвшиеся первыми наземным растениями, то есть переходной формой от водорослей к плаунам, хвощам и папоротникам.
Роль бактерий в природе — азлагают сложные органические вещества на простые, участвуя таким образом в круговороте веществ.
Сапротрофы — живые организмы, питающиеся органическими веществами из отмерших организмов или выделений живых организмов.
С ветовой микроскоп (устройство) — тубус (зрительная трубка с линзами), окуляр, объектив, штатив, предметный столик, зеркало.
Симбиоз — тесная связь между живыми организмами, полезная для каждого из них.
Спорангий — орган, производящий споры у грибов, водорослей, растений.
Среды обитания живого — наземно-воздушная, водная, почвенная, другие организмы (4).
Строение клетки — оболочка с порами, мембрана, цитоплазма, ядро, ядрышко, вакуоли с клеточным соком и пигментами, пластиды.
Строение лишайника — тело лишайника образовано нитями грибницы, между которыми расположены одноклеточные зелёные водоросли или цианобактерии.
Таллом (слоевище) — тело растения, не разделяющееся на отдельные органы и разнообразные ткани.
Ткань — группа клеток со сходным строением, происхождением и функциями.
Углеводы — органические вещества, основной источник энергии, необходимой для жизнедеятельности клетки.
Фенология — наука о сезонных явлениях природы, сроках и причинах их наступления.
Фитонциды — выделяемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие бактерий, микроскопических грибов, простейших.
Хвощи — многолетние сосудистые травянистые растения с длинными ветвящимися корневищами.
Химический состав клетки — неорганические: вода (40-95%) и минеральные соли (1-1,5%; Органические: белки (10-20%), жиры (1-5%), углеводы (0,2-2%), нуклеиновые кислоты (1-2%).
Хлорофилл — зелёный пигмент, придающий зеленый цвет хлоропластам растений и участвующий в процессе фотосинтеза; присутствует в высших растениях, водорослях, цианобактериях и бактериях.
Хроматофор — пигментсодержащая и светоотражающая клетка организма, придающая окраску.
Целлюлоза — нерастворимое в воде волокнистое вещество, придающее прочность оболочке клетки.
Цианобактерии (сине-зелёные водоросли) — тип крупных бактерий, способных к фотосинтезу, выделяющему кислород; «творцы» атмосферы, производящие 20-40% всего кислорода на Земле.
Цитоплазма — бесцветное вязкое вещество между мембраной и ядром клетки; при сильном изменении температуры разрушается, и клетка гибнет.
Экологические факторы — абиотические (климат), биотические и антропогенные (от деятельности человека).
Экология — наука о взаимодействии живых организмов между собой и с окружающей средой.
Эксперимент — наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях с заведомо определенной целью.
Ядро и ядрышко — важнейшая часть клетки, сохраняющая и воспроизводящая наследственную информацию, а также регулирующая обмен веществ внутри клетки.