Что такое развитие формы развития

Что такое развитие: определение, характеристика и виды

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Абсолютно все в нашем мире подвержено изменению. Если оно происходит в положительном направлении, то принято говорить о прогрессе. Негативное изменение предполагает регресс (это как?).

Что такое развитие формы развития. Смотреть фото Что такое развитие формы развития. Смотреть картинку Что такое развитие формы развития. Картинка про Что такое развитие формы развития. Фото Что такое развитие формы развития

В первом случае речь идет о развитии – совершенствовании какого-либо явления или состояния. В чем суть развития, каковы его признаки и роль в природе, читайте ниже.

Определение — что это такое

Существует много трактовок слова «развитие». Перечислять их все не имеет смысла, так как они схожи по своему смысловому наполнению, поэтому попробую резюмировать.

Что такое развитие формы развития. Смотреть фото Что такое развитие формы развития. Смотреть картинку Что такое развитие формы развития. Картинка про Что такое развитие формы развития. Фото Что такое развитие формы развития

Развитие – это необратимый, закономерный процесс изменения системы или ее элементов. Источник изменения всегда лежит внутри объекта, а его результатом является качественно новое состояние меняющегося объекта: возникновение новых внутренних связей или трансформация старых.

В любом случае то, что изменилось, никогда не будет соответствовать прежней форме.

Развитие – это всегда переход от одного состояния к другому, от простого к более сложному, от старого к новизне.

В философской концепции развитие представляет собой явление в виде бесконечного движения по спирали, каждый виток которой есть более совершенный уровень существования материи и сознания.

Что такое развитие формы развития. Смотреть фото Что такое развитие формы развития. Смотреть картинку Что такое развитие формы развития. Картинка про Что такое развитие формы развития. Фото Что такое развитие формы развития

Также говоря о скорости развития, философы выделяли эволюцию (что это?) и революцию (что это?). Первое понятие предполагает медленное, количественное изменение. Второе, наоборот – резкое, кардинальное, качественное. Пример для первого случая – превращение обезьяны в человека или младенца в старика, для второго – ураган или шторм.

Коротко о том, что такое развитие и каковы его этапы покажем на простых примерах:

Характеристика процесса развития

Процесс имеет свои характеристики. Рассмотрим их на примере взрослеющего индивида (кто это такой?):

Что такое развитие формы развития. Смотреть фото Что такое развитие формы развития. Смотреть картинку Что такое развитие формы развития. Картинка про Что такое развитие формы развития. Фото Что такое развитие формы развития

Как развивается человек

Человеческое развитие в широком смысле происходит (или не происходит) с трех сторон:

Качество процесса развития зависит от особенностей самого индивида (его физиологических и психических характеристик), а также от среды, в которой он развивается.

Что такое развитие формы развития. Смотреть фото Что такое развитие формы развития. Смотреть картинку Что такое развитие формы развития. Картинка про Что такое развитие формы развития. Фото Что такое развитие формы развития

Согласитесь, что в доме, где занимаются спортом, чтят морально-нравственные ценности, ведут здоровый образ жизни и хорошо питаются, любой человек сможет максимально развить свои природные задатки и станет в будущем полноценным, эффективным членом общества. Так случится при условии, что сам ребенок «нормальный» и не имеет физиологических и психических отклонений.

А как будет развиваться среднестатистический малыш, которого воспитывают асоциальные родители (нарушающие закон, пьющие и т.д.)? Будь он хоть трижды прирожденным гением, не суть, что он им станет по причине отсутствия условий, которые способствовали бы его полноценному развитию.

Что такое развитие формы развития. Смотреть фото Что такое развитие формы развития. Смотреть картинку Что такое развитие формы развития. Картинка про Что такое развитие формы развития. Фото Что такое развитие формы развития

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

К сожалению, развитие это как раз обратимый процесс. Жизнь циклична и за подъемом всегда следует падение, то есть регресс.

Источник

Развитие

Что такое развитие формы развития. Смотреть фото Что такое развитие формы развития. Смотреть картинку Что такое развитие формы развития. Картинка про Что такое развитие формы развития. Фото Что такое развитие формы развития

Развитие — процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования. [1] Изменение материи и сознания, их универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания.

Содержание

Содержание понятия

Под развитием обычно понимают:

Варианты

Характеристики

Закономерности

Составляющие развития человека

Развитие человека можно условно разделить на три составных части:

История понятия

Современному понятию развития предшествуют:

Историческое развитие

Историческое развитие является одной из основных проблем философии и методологии истории. Понятие исторического развития следует отличать как от телеологической идеи прогресса, так и от естественнонаучного понятия эволюции.

Примечания

См. также

Библиография

Что такое развитие формы развития. Смотреть фото Что такое развитие формы развития. Смотреть картинку Что такое развитие формы развития. Картинка про Что такое развитие формы развития. Фото Что такое развитие формы развития
Что такое развитие формы развития. Смотреть фото Что такое развитие формы развития. Смотреть картинку Что такое развитие формы развития. Картинка про Что такое развитие формы развития. Фото Что такое развитие формы развития

Что такое развитие формы развития. Смотреть фото Что такое развитие формы развития. Смотреть картинку Что такое развитие формы развития. Картинка про Что такое развитие формы развития. Фото Что такое развитие формы развития

Полезное

Смотреть что такое «Развитие» в других словарях:

РАЗВИТИЕ — поступательное движение, эволюция, переход от одного состояния к др. Р. противопоставляется «творению», «взрыву», появлению из ничего, а также спонтанному формированию из хаоса и «катастрофизму», предполагающему внезапное, одномоментное замещение … Философская энциклопедия

РАЗВИТИЕ — РАЗВИВАТЬ, РАЗВИТИЕ Глаголы развивать развить и возвратный развиваться развиться в русском литературном языке до самого конца XVIII в. выражали лишь конкретные значения (иногда с профессиональным оттенком), прямо вытекающие из их морфологического … История слов

РАЗВИТИЕ — (development) Многомерный процесс, обычно подразумевающий изменение состояния от менее удовлетворительного к более удовлетворительному. Развитие – это нормативная концепция, оно не имеет единого общепринятого определения. Некоторые считают, что… … Политология. Словарь.

РАЗВИТИЕ — РАЗВИТИЕ, развития, мн. нет, ср. (книжн.). 1. Действие по гл. развить развивать. Развитие мускулов гимнастикой. 2. Состояние по гл. развиться развиваться. Развитие промышленности. 3. Процесс перехода из одного состояния в другое, более… … Толковый словарь Ушакова

развитие — прогресс, усовершенствование, эволюция, рост; вырабатывание, выковывание, формирование, воспитание; развитость, кругозор; процесс, поступательное движение, шаг вперед, изощрение, пролификация, круг интересов, уточнение, течение, онтогенез, ход,… … Словарь синонимов

РАЗВИТИЕ — биологический процесс тесно взаимосвязанных количественных (рост) и качественных (дифференцировка) преобразований особей с момента зарождения до конца жизни (индивидуальное развитие, или онтогенез) и в течение всего времени существования жизни на … Большой Энциклопедический словарь

Развитие — международных кредитных операций способствовало формированиюмирового ДЕНЕЖНОГО РЫНКА, в качестве важнейших секторов которого выступают американский денежный рынок и еврорынок, контролируемые транснацио нальными банками и международными… … Финансовый словарь

развитие — РАЗВИТИЕ необратимое, поступательное изменение предметов духовного и материального мира во времени, понимаемом как линейное и однонаправленное. В европейской философии понятие Р. стало доминирующим в Новое время, когда утвердилась… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

развитие — РАЗВИТИЕ, перспектива, становление, формирование, эволюция … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

РАЗВИТИЕ — РАЗВИТИЕ, направленное, закономерное изменение в природе и обществе. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта его состава или структуры. Различают две формы развития: эволюционную, связанную с постепенными… … Современная энциклопедия

РАЗВИТИЕ — направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта его состава или структуры. Различают две формы развития: эволюционную, связанную с постепенными количественными изменениями объекта (см.… … Большой Энциклопедический словарь

Источник

Понятие развитие. Основные свойства, принципы и закономерности развития

Что такое развитие формы развития. Смотреть фото Что такое развитие формы развития. Смотреть картинку Что такое развитие формы развития. Картинка про Что такое развитие формы развития. Фото Что такое развитие формы развития Что такое развитие формы развития. Смотреть фото Что такое развитие формы развития. Смотреть картинку Что такое развитие формы развития. Картинка про Что такое развитие формы развития. Фото Что такое развитие формы развития Что такое развитие формы развития. Смотреть фото Что такое развитие формы развития. Смотреть картинку Что такое развитие формы развития. Картинка про Что такое развитие формы развития. Фото Что такое развитие формы развития Что такое развитие формы развития. Смотреть фото Что такое развитие формы развития. Смотреть картинку Что такое развитие формы развития. Картинка про Что такое развитие формы развития. Фото Что такое развитие формы развития

Что такое развитие формы развития. Смотреть фото Что такое развитие формы развития. Смотреть картинку Что такое развитие формы развития. Картинка про Что такое развитие формы развития. Фото Что такое развитие формы развития

Что такое развитие формы развития. Смотреть фото Что такое развитие формы развития. Смотреть картинку Что такое развитие формы развития. Картинка про Что такое развитие формы развития. Фото Что такое развитие формы развития

Идея развития пришла в психологию из других областей науки. Работа Ч. Дарвина «Происхождение видов путем есте­ственного отбора» подтолкнула исследователей к изучению хода психического развития детей. Развитие впервые стало рассматриваться как постепенная адаптация ребенка к окру­жающей среде. Одна из первых попыток систематического наблюдения за психологическим и биологическим развитием ребенка с рождения до трех лет описана в книге В. Прейера «Душа ребенка», в которой автор описал развитие своей до­чери.

Почти все исследователи сходятся в том, что развитие можно определить как изменение во времени. Ю.Н. Карандашев выделил основные подходы к определению понятия «развитие»:

— Развитие как совершенствование. Это определение час­то используется в педагогике и носит телеологический характер, т. е. в нем изначально предполагается наличие цели (телео), в качестве которой выступает некая «со­вершенная», идеальная форма развития, но при этом непонятно, является она внешне (Богом, воспитанием, внешней средой) или внутренне заданной (через на­следственный аппарат), и почему именно такая форма развития должна рассматриваться в качестве самой луч­шей, совершенной, а не какая-либо другая.

— Развитие как универсальное изменение. В качестве одного из критериев для определения развития выдвигается требование общности, универсальности происходящих изменений, т. е. одинаковые изменения должны иметь место у людей разных культур, вероисповеданий, язы­ков, уровней развития, но при этом невозможно реаль­но установить, какие изменения отнести к общим, уни­версальным, а какие рассматривать как частные.

— Развитие как качественное, структурное изменение. Оп­ределение развития через качественные изменения свя­зано с пониманием объекта как системы. В данном слу­чае речь идет о совершенствовании только структуры объекта, исключается количественная мера совершенс­твования и сохраняется только качественная.

— Развитие как количественно-качественное изменение. Данное определение наиболее полно раскрывает суть понятия «развитие».

— Развитие как изменение, влекущее за собой новые измене­ния. Неудовлетворенность существующими определе­ниями развития стимулировала поиск и возникновение новых идей. Например, Г.-Д. Шмидт показывает нали­чие тесной, экзистенциальной связи между изменения­ми, следующими друг за другом, А. Фламмер отмечает, что развитием следует считать только такие изменения, которые влекут за собой новые изменения («лавина из­менений»). В этом определении проводится идея эво­люционной преемственности изменений.

Е.Е. Сапогова отмечает, что изменения, происходящие в развитии, могут быть:

— непрерывными (дискретными), скачкообразными;

— прогрессивными (эволюционными) или регрессивными (инволюционными).

Развитие может рассматриваться на фило-, антропо-, онто- и микроуровнях:

Что такое развитие формы развития. Смотреть фото Что такое развитие формы развития. Смотреть картинку Что такое развитие формы развития. Картинка про Что такое развитие формы развития. Фото Что такое развитие формы развития

Основными свойствами развития являются:

— необратимость — способность к накапливанию измене­ний, «надстраиванию» новых изменений над предше­ствующими;

— направленность — способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития;

— закономерность — способность системы к воспроизве­дению однотипных изменений у разных людей.

В современной психологии проблема развития интенсив­но разрабатывается в рамках генетической психологии, срав­нительной психологии, психогенетики, психологии развития и акмеологии.

Основные области психического развития:

1) психофизическая область развития, включает в себя внешние (рост и вес) и внутренние (кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств, конституция, нейро- и психодинамика, психомоторика) изменения тела чело­века;

2) психосоциальная область развития, предусматриваю­щая изменения в эмоциональной и личностной сферах. При этом следует особо указать на значение межлично­стных отношений для становления Я-концепции и са­мосознания личности;

3) когнитивная область развития, включающая все аспек­ты познавательного развития, развитие способностей, в том числе умственных.

Индивид является носителем психофизических свойств человека. Носителем психосоциальных свойств является лич­ность, а когнитивных — субъект деятельности.

В настоящее время психическое развитие человека рас­сматривают с точки зрения системного подхода, включающе­го четыре аспекта:

— динамический характеризует психическое развитие как процесс, осуществляющийся на протяжении жизни, т. е. это возрастная динамики различных психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления и др.);

— структурный — качественные изменения в психических процессах, например, усложнение процессов запомина­ния, выработка рациональных приемов мышления;

— каузальный — определение детерминант, движущих причин развития;

— онтологический — выяснение специфики психического развития человека как биологического и социального единства.

Таким образом, системный подход к развитию предпола­гает изучение того, что, как, в какую сторону, с какими изме­нениями, по каким причинам развивается в психике и лич­ности человека — биосоциального существа на протяжении всей жизни.

Выделяют следующие виды развития:

преформированное развитие — тип развития, когда в самом начале заданы как стадии, которые организм пройдет, так и конечный результат, который будет полу­чен;

— непреформированное развитие — тип развития, кото­рый не предопределен заранее;

— психическое развитие — развитие познавательных пси­хических процессов;

— личностное развитие — развитие качеств человека, нравственных суждений, мотивационно-потребностной сферы и «Я»-концепции.

Психическое и личностное развитие тесно взаимосвязаны, но не всегда однонаправлены или рядоположены. В различные возрастные периоды они могут не совпадать и по-разно­му влиять друг на друга.

М.С. Егорова и Т.Н. Марютина, сопоставляя значение на­следственного и социального факторов развития, подчерки­вают, что генотип (генетическая конституция организма) со­держит в себе прошлое в свернутом виде: информацию об историческом прошлом человека и программу его индивиду­ального развития. Таким образом, генотипические фак­торы типизируют развитие, т. е. обеспечивают реализацию видовой генотипической программы и вместе с тем генотип индивидуализирует развитие. Исследованиями генетиков вы­явлен поразительно широкий полиморфизм, определяющий индивидуальные особенности людей. Каждый человек — это уникальный генетический объект, который никогда не повто­рится.

На психическое развитие оказывают влияние макро- (страна, этнос, общество, государство), мезо- (регион, СМИ, субкультуры, тип поселения) и микрофакторы (семья, сосед­ство, группы сверстников).

Источник

Определение понятия «развитие». Разновидности развития

Что такое развитие формы развития. Смотреть фото Что такое развитие формы развития. Смотреть картинку Что такое развитие формы развития. Картинка про Что такое развитие формы развития. Фото Что такое развитие формы развития Что такое развитие формы развития. Смотреть фото Что такое развитие формы развития. Смотреть картинку Что такое развитие формы развития. Картинка про Что такое развитие формы развития. Фото Что такое развитие формы развития Что такое развитие формы развития. Смотреть фото Что такое развитие формы развития. Смотреть картинку Что такое развитие формы развития. Картинка про Что такое развитие формы развития. Фото Что такое развитие формы развития Что такое развитие формы развития. Смотреть фото Что такое развитие формы развития. Смотреть картинку Что такое развитие формы развития. Картинка про Что такое развитие формы развития. Фото Что такое развитие формы развития

Что такое развитие формы развития. Смотреть фото Что такое развитие формы развития. Смотреть картинку Что такое развитие формы развития. Картинка про Что такое развитие формы развития. Фото Что такое развитие формы развития

Что такое развитие формы развития. Смотреть фото Что такое развитие формы развития. Смотреть картинку Что такое развитие формы развития. Картинка про Что такое развитие формы развития. Фото Что такое развитие формы развития

Раздел 1. Введение в инновационный менеджмент в туризме.

Основы теории и методологии инноватики в туризме

Разновидности и тенденции развития. Управление развитием.

1.Определение понятия «развитие». Разновидности развития

2. Роль знаний в современном развитии. Экономика знаний

Определение понятия «развитие». Разновидности развития.

Основная характеристика любой социально-экономической систе­мы, будь то предприятие, регион, государство, в настоящее время опре­деляется через развитие, т.е. существенное, необходимое движение, изменение чего-либо во времени. Данное понятие характеризует качественные изменения объектов, появление новых форм бытия, преобра­зование их внутренних и внешних связей.

Развитие как отдельный процесс имеет следующие стадии:

первая связана с подготовкой предпосылок образования данного процесса, это в основном внешнее движение;

вторая — переход к внутреннему движению;

■ на третьей происходит формирование, преобразование новым процессом тех условий, из которых он возник;

четвертая — это собственно развитие, устойчивое существование на своей основе;

пятая представляет собой разрушение процесса.

Уточняет понятие «развитие» термин «прогресс» — направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно гово­рить применительно к системе в целом, отдельному его элементу, струк­туре развивающегося объекта.

В настоящее время развитие в различных сферах человеческой дея­тельности управляемо. Осуществление прогрессивных изменений в эко­номике, социальной сфере, технологии и технике и в самом управле­нии — задача инновационного менеджмента.

Известны различные формы развития, классификация которых при­ведена в табл.1.1.

Формы развитияТаблица 1.1

Классификационный признакФорма развитияХарактеристика
Результаты развитияЭволюционная РеволюционнаяПостепенные количественные изменения Принципиальные качественные изменения
Источник развитияЭкзогенная ЭндогеннаяИсточник развития находится вне объекта Источник развития находится внутри объекта
Механизм развитияЭкстенсивная ИнтенсивнаяПроявление и увеличение уже имеющегося Использование качественно новых элементов

В развитии техники и технологии периодически происходят револю­ционные переходы к качественно новому уровню, т. е. через определенное время техники закономерно циклически обновляются. Циклы представ­ляют собой периодическую смену революционных и эволюционных эта­пов в развитии: количественное накопление усовершенствований и опыта приводит к серьезным качественным изменениям — скачкам в материали­зации человеческих знаний, повышении производительности труда.

Лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Самуэльсон и про­фессор Вильям Нордхаус выделили следующие важные изобретения и фундаментальные технологические изменения, которые значительно повысили производительность труда:

■ двигатель внутреннего сгорания;

■ электроника и компьютерная техника.

Действительно, данные изобретения существенно преобразили жизнь людей и обеспечили революционные изменения в производственной сфере. Вместе с тем американские исследователи отмечают, что в боль­шинстве случаев технический прогресс происходит незаметно в виде небольших изменений, направленных на повышение качества продук­ции или услуг, совершенствование производственной и других систем, увеличение объема выпуска.

Известно весьма категоричное мнение другого американского лауреа­та Нобелевской премии по экономике Роберта Уильяма Фоуджела о том, что небольшие нововведения в силу их массовости в большей степени воздействуют на развитие промышленности, чем крупные технологиче­ские прорывы. Совершенно очевидно, что в обеспечении развития важны обе его формы: и революционные, и эволюционные изменения.

Что такое развитие формы развития. Смотреть фото Что такое развитие формы развития. Смотреть картинку Что такое развитие формы развития. Картинка про Что такое развитие формы развития. Фото Что такое развитие формы развития

Исследователь технического прогресса Д.Сахал считает, что в осно­ве развития новой технологии лежат процессы обучения. Если какая-то особенность инновационной деятельности по своей значимости и пре­восходит все остальные, так это неизменная зависимость плодотворно­сти технологических сдвигов от накопления производственного опыта. Технический прогресс в значительной мере представляет собой про­цесс постепенного усовершенствования некоторых принципиальных конструкционных схем. Даже фундаментальные нововведения претер­певают весьма существенную модификацию, прежде чем их потенциал удается полностью реализовать.

Такие формы развития, как экзогенное и эндогенное, в развитии соци­ально-экономических систем присутствуют вместе. Экзогенную (внеш­нюю) форму представляют следующие источники: заимствование «чужих» идей, приобретение патентов и лицензий, бюджетное финансирование целевых программ, действие которых распространяется на предприя­тия, налоговые льготы и т. д. К эндогенным (внутренним) источникам развития относятся собственные финансовые средства организации, ре­зультаты собственных разработок, внутрифирменное обучение по пере­даче опыта и др.

Экстенсивное развитие в экономике — это расширение поля произ­водства: увеличение численности работающих, прирост производствен­ных площадей, оборудования и т. д. Интенсивное развитие связано с применением более эффективных средств производства: новой техни­ки и технологии, обучения персонала новым методам работы и т. д.

Рассмотренные формы развития в той или иной мере всегда присут­ствуют в реальной жизни и выполняют свою роль в преобразовании жизни общества и отдельного предприятия.

Источник

Что такое развитие формы развития

РАЗВИТИЕ

Что такое развитие формы развития. Смотреть фото Что такое развитие формы развития. Смотреть картинку Что такое развитие формы развития. Картинка про Что такое развитие формы развития. Фото Что такое развитие формы развития

РАЗВИТИЕ – высший тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому. Всякое развитие характеризуется специфическими объектами, структурой (механизмом), источником, формами и направленностью.

В соответствии с признанием многообразия форм существования материи и сознания различают развитие неорганической материи (ее физической и химической форм), органической материи (ее биологической формы), социальной материи (ее общественно-экономической и политической форм) и сознания (таких его форм, как наука, мораль, идеология, правосознание, религия и др.). Вместе с тем все эти различные типы развития характеризуются рядом существенных общих моментов и признаков касающихся в первую очередь, специфики самих развивающихся объектов. Если процесс изменения схватывает любые объекты, любые их стороны, то процесс развития – далеко не всякое изменение объекта, а лишь то, которое связано с преобразованиями во внутреннем строении объекта, в его структуре, представляющей собой совокупность функционально связанных друг с другом элементов, отношений и зависимостей. Поэтому в материальном и духовном мире, где все без исключений предметы и явления пребывают в состоянии постоянного движения, изменения, о развитии можно говорить лишь применительно к объектам с тем или иным (простым или сложным) системным строением.

Будучи свойством лишь системных объектов, процесс развития сам отличается определенной структурой (механизмом). Рассматриваемый с этой точки зрения он представляет собой определенного рода связи между совокупностью составляющих системы, участвующих в процессе. Одни из этих составляющих играют роль образующих процесса, другие – его условий. Образующие процесса, отвечающие на вопрос «что развивается?», представляют собой исходный пункт процесса, образующие, отвечающие на вопрос «во что развивается?», – результат процесса. Если механизм развития уподобить совокупности разновеликих и разнонаправленных сил, то «отрезок прямой», связывающий исходный пункт с результатом процесса, будет как раз итогом, суммой всех этих сил, кратчайшим расстоянием, наиболее лаконично выражающим суть происходящих в объекте преобразований, и одновременно вектором, указывающим направление этих преобразований. Условия процесса – это те составляющие объекта, которые обеспечивают превращение исходного пункта в результат, споспешествуя или препятствуя такому превращению. В качестве части механизма развития их следует отличать от т.н. конкретно-исторических условий процесса, которые связаны с внешними обстоятельствами «жизни» объекта и определяют внешнюю форму протекания развития.

Развитие представляет собой не всякое, но лишь т.н. качественное изменение в структуре объекта. Если учесть, что любая структура характеризуется тремя параметрами: количеством ее составляющих; порядком их расположения друг относительно друга (ср., напр., структуры линейные и кольцевые) и характером зависимостей между ними (ср., напр., структуры с различными типами отношений по линии «господство – подчинение»), то развитие будет означать переход от структуры одного качества (с одним количеством, порядком и типом зависимостей составляющих) к структуре другого качества (с иным количеством, порядком и типом зависимостей составляющих). Следовательно, процесс развития не совпадает лишь с изменением (ростом или уменьшением) числа элементов структуры объекта и потому не может быть изображен как движение от структуры с n элементами к структуре с n и m элементами. В процессе развития элементы структуры могут не только возникать, но и исчезать, так что в определенных границах общее число их может оставаться постоянным. Кроме того, качественное изменение структуры, появление в ней новых составляющих может иметь место и без видимого увеличения их количества, напр., за счет изменения функций старых элементов, характера отношений между ними и т.д. Главное же, в силу системного характера развивающегося объекта, – возникновение или исчезновение в его структуре какого-либо составляющего никогда не равно только количественному изменению, простому прибавлению или вычитанию «одного», но ведет к возникновению множества новых связей и зависимостей, к преобразованию старых и т.д., т.е. сопровождается более или менее серьезным субстанциональным и/или функциональным преобразованием всей массы составляющих внутри системы в целом.

Структуры объекта в исходном и результирующем пунктах развития суть определенные состояния развивающегося объекта, ограниченные во времени, т.е. исторические состояния. Стало быть, процесс развития, взятый с точки зрения его механизма в целом, есть ряд исторических состояний объекта в их переходах от одного к другому, от предшествующего к последующему. Это означает, что развитие протекает во времени. Вместе с тем оно не тождественно понятию «ход времени». И потому, что в определенных границах течение времени может не сопровождаться качественными изменениями в объекте (ср. ситуации, когда «время остановилось»), и потому, что в одни и те же промежутки времени различные объекты могут проходить в своем развитии неодинаковые «расстояния». Иными словами, развитие того или иного объекта является функцией не объективного хода времени как такового, но жизнедеятельности самого объекта. В отличие от движения, изменения, которые могут вызываться действием и внешних по отношению к движущемуся объекту сил, развитие представляет собой самодвижение объекта – имманентный процесс, источник которого заключен в самом развивающемся объекте. Согласно гегелевской и марксистской философии, развитие является продуктом борьбы противоположностей, борьбы новых и старых составляющих объекта и являет собой процесс преодоления, «снятия» одних противоречий и их замещения иными, новыми.

Процессы развития характеризуются большим разнообразием конкретных видов и форм. Это обусловлено как различной общей природой развивающихся объектов (напр., биологической и социальной), так и большей или меньшей сложностью их строения. В частности, развитие может приобретать форму превращения одного объекта в другой (ср. переход политической системы общества от тоталитаризма к демократии), дифференциации объекта (ср. процесс дивергенции в биологии), подчинения одного объекта другим (ср. процесс ассимиляции в истории культуры) и т.д. На предельно высоком уровне генерализации среди всех процессов развития традиционно различают две взаимосвязанные друг с другом формы: эволюцию и революцию. Первая – это медленные, постепенные, нередко скрытые от глаз изменения в структуре объекта; вторые – внезапные, резкие, скачкообразные изменения. При этом, согласно тому же традиционному пониманию вещей, эволюция нередко подготавливает революцию, ведет к ней и завершается ею; а революция, напротив, сменяется новыми эволюционными изменениями. Вместе с тем недостаточность данной дихотомии вполне очевидна. Во всяком случае в нее не вписывается новейший опыт исторических преобразований в России. В этой связи названные формы развития должны быть дополнены, по-видимому, еще одной, отмечающей качественные изменение не просто структуры объекта, но самой его глубинной природы, его сути. В жизни общества – это смена исторических цивилизаций, длительные процессы изменений, включающие в себя как эволюционные, так и революционные формы и потому не могущие быть приравнены ни к тем, ни к другим как таковым.

Наконец, всякое развитие имеет ту или иную направленность. Переход от одного состояния объекта к другому не есть бесконечное повторение пройденного, не есть движение по кругу, хотя исторически позднейшие этапы в жизни объекта, как правило, включают в себя немало моментов, присущих предшествующим этапам. По своему доминирующему вектору развитие может совпадать с поступательным движением к более развитому и совершенному состоянию объекта или с движением в противоположном направлении. В этом смысле говорят о прогрессивном и регрессивном развитии объекта, или о восходящей и нисходящей линиях его развития. Согласно господствующим в философии представлениям, развитие материи и сознания, взятое в целом, представляет собой бесконечное движение по восходящей спирали, движение хотя и противоречивое, включающее в себя отступления, возвращения назад, но в принципе отличающееся все же скорее прогрессивной направленностью – идет от форм простых к формам сложным, от систем низших, примитивных к системам высшим, высокоорганизованным. Вместе с тем некоторые философские школы не разделяют подобных взглядов, противопоставляя им идеи исторического круговорота (А.Тойнби) или эсхатологическую картину «конца мира» (О.Хаксли). Идея развития находит свое выражение в принципе историзма и в этой связи является одной из центральных идей в истории философии, естествознания и обществоведения.

1. Асмус В.Ф. Очерки истории диалектики в новой философии. М.–Л., 1930;

2. Он же. Маркс и буржуазный историзм. М.–Л., 1933;

3. Грушин Б.А. Очерки логики исторического исследования. М., 1961;

4. Богомолов А.С. Идея развития в буржуазной философии 19–20 вв. М., 1962;

5. Материалистическая диалектика как общая теория развития, кн. 1–2. М., 1982.

Развитие – необратимое, поступательное изменение предметов духовного и материального мира во времени, понимаемом как линейное и однонаправленное. В древней философии не существовало понятия развития как такового, и прежде всего это было связано с циклическим пониманием времени. Предполагалось, что все изменения совершаются с постоянными возвращениями к исходному состоянию и возобновлением движения по кругу. Любая начальная точка движения, т.о., становилась одновременно и его конечной точкой. Такому движению не свойственны ни необратимость, ни поступательность, поэтому оно не может характеризоваться как развитие. К циклическому образу движения древние мыслители прибегали с целью вычленить порядок в природном мире (вращения небесных светил, смена времен года, биологические циклы) и с целью привнести аналогичный порядок в духовный и социальный мир человека. Предполагалось, что все процессы и в природе, и в обществе совершаются по некоторой единообразной, неизменной программе.

В Новое время понятие линейного времени и соответственно понятие развития стали доминирующими, что было связано с утверждением философии, обосновывавшей саму возможность научного мышления (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель, Шеллинг, Фихте). Научное мышление предполагает движение мысли от субъекта к все более глубокой сущности предмета, который противостоит субъекту, существует независимо от него. Поэтому знание о нем должно быть максимально освобождено от всего субъектного, случайного, связанного с личностью ученого, с ситуацией генезиса знания. Содержание научного знания (в идеале) определяется исключительно предметом исследования, именно этим обеспечивается его объективность и истинность. Достижения отдельного ученого включаются в дедуктивный ряд развития научного знания, которое происходит поступательно, прогрессивно, необратимо, причем каждая последующая ступень включает в себя предыдущую в снятом виде. Философское осмысление возможности такого рода движения в наиболее завершенной форме дается в философии Гегеля, в его диалектической концепции. Понятие «снятие» является для Гегеля одним из наиболее важных, в нем предполагается, с одной стороны, преодоление, устранение прошлого, а с другой – сохранение его как момента более развитого нового целого. В позитивизме 19 в., прежде всего у О.Конта, Дж.С.Милля, Г.Спенсера, обосновывается научный подход к изучению процесса развития. Вслед за А.Тюрго, М.Кондорсе, К.Сен-Симоном позитивисты подчеркивают прежде всего прогрессивность развития человеческой мысли и общества. Причем за образец берется развитие научного знания, где особенно отчетливо просматриваются такие характеристики развития, как поступательность, необратимость, прогрессивность. Особенности развития науки переносятся и на развитие общества в целом.

В 19 в., прежде всего благодаря эволюционной теории Ч.Дарвина, идея развития стала доминирующей и в естествознании. Проблема вида лежит в основе теории эволюционного развития. Дарвин констатирует факт случайной изменчивости, причины которой остаются неизвестными, но которая делает возможным естественный отбор. Вид, реальная стабильность которого не отрицается, может изменяться под давлением среды. Однако для того, чтобы изменения вида могли произойти, нужен длительный период времени, история Земли должна быть достаточно долгой. К моменту опубликования Дарвином «Происхождения видов» (1859) знания о времени возникновения Земли и Вселенной были весьма смутными, их возраст определялся где-то в несколько тысяч лет. Но геологи уже начинали говорить о больших сроках существования Земли, и Дарвин воспользовался этими данными. Прежде всего он опирался на теорию геологической эволюции Ч.Лайеля, где Земля была представлена в ее достаточно длительном историческом развитии.

К концу 19 в. идея развития (прежде всего в ее эволюционной форме) прочно внедрилась в концепции истории общества, научного знания, органического и неорганического мира. Особенностью эволюционных концепций 19 в. было отсутствие интереса к началу, источнику процесса развития, к проблеме его генезиса. В теории Дарвина нет объяснения источника возникновения изменений, которые делают возможным естественный отбор. В эволюционной геологической теории Лайеля отсутствует интерес к точке возникновения Земли, главное внимание обращено на факт изменения геологических пластов в ходе исторического развития. В истории общества подчеркивается преемственность и традиции, эта история «списывается» с развития научных идей, где их генезис, источник возникновения, творческий акт, связанный с личностью ученого, выносится за пределы развития и не анализируется логически. Революционные ситуации если и признаются как некоторый эмпирический факт, то в концепцию развития включаются в качестве эволюции: или как «поглощаемые» эволюцией путем поиска все новых и новых предшественников, или как убыстренное во много раз эволюционное развитие, или как начало развития, но отодвигаемое в бесконечно далекое прошлое. В области истории науки особенно искусным в деле логического «выравнивания» процесса развития естествознания и исключения из него революций был П.Дюгем. Такое отсутствие потребности в логическом анализе силы, порождающей развитие, сродни понятию силы в механике Ньютона, где сила порождает движение, но рассчитывается только по своему результату. Точно так же творческая сила ума ученого включается в развитие научных идей только своими результатами, сама по себе она остается за пределами логического анализа; и появление биологических изменений создает возможность естественного отбора и возникновения новой линии развития, но генезис новых признаков как таковых не анализируется, важен результат, наличие изменчивости.

В 20 в. ситуация радикально меняется. И в философии, и в естествознании первостепенное значение придается анализу оснований, начал развития. В связи с этим тщательному анализу подвергаются революции в истории, прежде всего в истории науки. Если раньше то или иное понимание эволюции предопределяло и соответствующее истолкование революции, то теперь наоборот: в зависимости от того, как понимается революция, дается та или иная интерпретация эволюционного периода в развитии науки. Если в ходе научной революции новая парадигма создается полностью и целиком (Т.Кун), то на долю эволюции приходится деятельность нетворческая, реализуемая строго в рамках господствующей парадигмы. Если в ходе революции возникает лишь проект новой теории или научно-исследовательской программы (И.Лакатос), то в эволюционный период реализуются заложенные в ней возможности по ее реализации, совершенствованию, и научная деятельность вполне может носить творческий характер. Переосмысление понятий эволюционного развития и революций связано и с трансформациями в понимании времени. В экзистенциализме, феноменализме, постпозитивизме толкование времени как линейного и поступательного в своем течении отступает на задний план и первостепенное значение приобретает понятие «теперь», включающее в себя и прошлое, и будущее. По словам М.Хайдеггера, «присутствие «есть» свое прошлое по способу своего бытия, которое. всякий раз «сбывается» из его будущего» (Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997, с. 20); «сущее в его бытии схвачено как «пребывание», т.е. оно понято в виду одного определенного модуса времени, «настоящего»» (там же, с. 25). При таком понимании времени понятие развития как движения от прошлого через настоящее к будущему даже в истории отступает на задний план. Научное знание (эволюция которого в 19 в. служила некоторой моделью для написания истории общества в целом) во 2-й пол. 20 в. истолковывается не столько как выстроенное в дедуктивный ряд развития, сколько как образующее некоторую целостность вместе с социальными, личностными, психологическими, экономическими и прочими моментами в рамках конкретного, индивидуального события. Это событие втягивает в свое «теперь», в свое настоящее, как в воронку, и прошлое, и будущее. Развитие некоторой научной идеи, в том его понимании, как оно сложилось в 19 в., присутствует в качестве одной из составляющих изучаемого события.

Аналогичные процессы происходят и в биологическом знании. Внимание исследователей обращается на факт возникновения изменений как начала, генезиса любой трансформации видов. К середине 20 в. создается синтетическая теория (Э.Мэйер, Т.Добжанский, Г.Симпсон), которая в центр своего внимания ставит генетические изменения, мутации. Мутационные изменения происходят случайно, непредсказуемо и, чтобы лучше понять их природу, авторы теории переходят от морфологической концепции вида, основанной на понятии типа, к биологической концепции, основанной на понятии популяции. Популяция образуется совокупностью индивидов, живущих в одном и том же месте, в одинаковых условиях внешней среды и способных к воспроизводству. Внимание обращается не на линейное воспроизводство представителей одного и того же вида из поколения в поколение, а на совокупность особей, сосуществующих в рамках популяции и способных накопить незначительные, случайные генетические изменения, передающиеся по наследству. Мутации и изменчивость встречаются в таких популяциях достаточно часто, и при случайности спаривания создается неистощимое генетическое разнообразие, что позволяет говорить о тенденции к уникальности каждой особи. Линейное развитие во времени как предмет исследования уступает место точке мутационного генетического изменения.

В физике и космологии 20 в. все более пристальное внимание уделяется моменту начала Вселенной. Огромное значение имеет установление самого факта расширения Вселенной на базе космологических уравнений Эйнштейна и данных красного смещения в спектрах галактик. Учеными проводятся интенсивные исследования, теоретические и экспериментальные, касающиеся первоначального состояния материи. Новые открытия в области физики тесно связаны с космологией, прежде всего с исследованием самых ранних этапов эволюции Вселенной. Физики и космологи все ближе подходят к началу Вселенной, наука продвинулась далеко в пределы первых двухсот секунд, в течение которых должен был осуществиться синтез водорода, дейтерия, трития и гелия. Как и в истории и биологии, в физике и космологии внимание исследователей переключается на начало эволюции, на генезис Вселенной. В отличие от 19 в., интерес представляет не столько сам процесс развития, сколько его генезис, причина, источник.

Такого рода тенденции нашли отражение и в синергетике. И.Пригожин вводит понятие бифуркаций – точек, вблизи которых в системах наблюдаются значительные флуктуации, изменения; осуществляется переход от равновесных систем к неравновесным, от повторяющегося и общего к уникальному и специфичному. Вдали от равновесия наблюдаются процессы самоорганизации. «Небольшая флуктуация может послужить началом эволюции в совершенно новом направлении, которое резко изменит все поведение макроскопической системы» (Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986, с. 56). Внимание в синергетике сосредоточено на точке начала, возникновения, генезиса эволюционного процесса, при этом то или иное толкование начала порождает и соответствующее понимание развития.

1. Айламазян А.К. Стась Е.В. Информатика и теория развития. М., 1989;

2. Князева Е.Я., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994;

3. Пригожин И. Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986;

4. Сокулер З.А. Эволюционное учение Ч.Дарвина в системе научной и вненаучной рациональности. – В кн.: Исторические типы рациональности, т. 2. М., 1996;

5. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997;

6. Ruse M. The Darwinian Paradigm: Essays on its History, Philosophy and Religious Implications. L–N. Y., 1989;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *