Что такое развитие какие формы развития вы знаете
Что такое развитие: определение, характеристика и виды
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Абсолютно все в нашем мире подвержено изменению. Если оно происходит в положительном направлении, то принято говорить о прогрессе. Негативное изменение предполагает регресс (это как?).
В первом случае речь идет о развитии – совершенствовании какого-либо явления или состояния. В чем суть развития, каковы его признаки и роль в природе, читайте ниже.
Определение — что это такое
Существует много трактовок слова «развитие». Перечислять их все не имеет смысла, так как они схожи по своему смысловому наполнению, поэтому попробую резюмировать.
Развитие – это необратимый, закономерный процесс изменения системы или ее элементов. Источник изменения всегда лежит внутри объекта, а его результатом является качественно новое состояние меняющегося объекта: возникновение новых внутренних связей или трансформация старых.
В любом случае то, что изменилось, никогда не будет соответствовать прежней форме.
Развитие – это всегда переход от одного состояния к другому, от простого к более сложному, от старого к новизне.
В философской концепции развитие представляет собой явление в виде бесконечного движения по спирали, каждый виток которой есть более совершенный уровень существования материи и сознания.
Также говоря о скорости развития, философы выделяли эволюцию (что это?) и революцию (что это?). Первое понятие предполагает медленное, количественное изменение. Второе, наоборот – резкое, кардинальное, качественное. Пример для первого случая – превращение обезьяны в человека или младенца в старика, для второго – ураган или шторм.
Коротко о том, что такое развитие и каковы его этапы покажем на простых примерах:
Характеристика процесса развития
Процесс имеет свои характеристики. Рассмотрим их на примере взрослеющего индивида (кто это такой?):
Как развивается человек
Человеческое развитие в широком смысле происходит (или не происходит) с трех сторон:
Качество процесса развития зависит от особенностей самого индивида (его физиологических и психических характеристик), а также от среды, в которой он развивается.
Согласитесь, что в доме, где занимаются спортом, чтят морально-нравственные ценности, ведут здоровый образ жизни и хорошо питаются, любой человек сможет максимально развить свои природные задатки и станет в будущем полноценным, эффективным членом общества. Так случится при условии, что сам ребенок «нормальный» и не имеет физиологических и психических отклонений.
А как будет развиваться среднестатистический малыш, которого воспитывают асоциальные родители (нарушающие закон, пьющие и т.д.)? Будь он хоть трижды прирожденным гением, не суть, что он им станет по причине отсутствия условий, которые способствовали бы его полноценному развитию.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
К сожалению, развитие это как раз обратимый процесс. Жизнь циклична и за подъемом всегда следует падение, то есть регресс.
Развитие
Развитие — процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования. [1] Изменение материи и сознания, их универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания.
Содержание
Содержание понятия
Под развитием обычно понимают:
Варианты
Характеристики
Закономерности
Составляющие развития человека
Развитие человека можно условно разделить на три составных части:
История понятия
Современному понятию развития предшествуют:
Историческое развитие
Историческое развитие является одной из основных проблем философии и методологии истории. Понятие исторического развития следует отличать как от телеологической идеи прогресса, так и от естественнонаучного понятия эволюции.
Примечания
См. также
Библиография
Классификационный признак | Форма развития | Характеристика |
Результаты развития | Эволюционная Революционная | Постепенные количественные изменения Принципиальные качественные изменения |
Источник развития | Экзогенная Эндогенная | Источник развития находится вне объекта Источник развития находится внутри объекта |
Механизм развития | Экстенсивная Интенсивная | Проявление и увеличение уже имеющегося Использование качественно новых элементов |
В развитии техники и технологии периодически происходят революционные переходы к качественно новому уровню, т. е. через определенное время техники закономерно циклически обновляются. Циклы представляют собой периодическую смену революционных и эволюционных этапов в развитии: количественное накопление усовершенствований и опыта приводит к серьезным качественным изменениям — скачкам в материализации человеческих знаний, повышении производительности труда.
Лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Самуэльсон и профессор Вильям Нордхаус выделили следующие важные изобретения и фундаментальные технологические изменения, которые значительно повысили производительность труда:
■ двигатель внутреннего сгорания;
■ электроника и компьютерная техника.
Действительно, данные изобретения существенно преобразили жизнь людей и обеспечили революционные изменения в производственной сфере. Вместе с тем американские исследователи отмечают, что в большинстве случаев технический прогресс происходит незаметно в виде небольших изменений, направленных на повышение качества продукции или услуг, совершенствование производственной и других систем, увеличение объема выпуска.
Известно весьма категоричное мнение другого американского лауреата Нобелевской премии по экономике Роберта Уильяма Фоуджела о том, что небольшие нововведения в силу их массовости в большей степени воздействуют на развитие промышленности, чем крупные технологические прорывы. Совершенно очевидно, что в обеспечении развития важны обе его формы: и революционные, и эволюционные изменения.
Исследователь технического прогресса Д.Сахал считает, что в основе развития новой технологии лежат процессы обучения. Если какая-то особенность инновационной деятельности по своей значимости и превосходит все остальные, так это неизменная зависимость плодотворности технологических сдвигов от накопления производственного опыта. Технический прогресс в значительной мере представляет собой процесс постепенного усовершенствования некоторых принципиальных конструкционных схем. Даже фундаментальные нововведения претерпевают весьма существенную модификацию, прежде чем их потенциал удается полностью реализовать.
Такие формы развития, как экзогенное и эндогенное, в развитии социально-экономических систем присутствуют вместе. Экзогенную (внешнюю) форму представляют следующие источники: заимствование «чужих» идей, приобретение патентов и лицензий, бюджетное финансирование целевых программ, действие которых распространяется на предприятия, налоговые льготы и т. д. К эндогенным (внутренним) источникам развития относятся собственные финансовые средства организации, результаты собственных разработок, внутрифирменное обучение по передаче опыта и др.
Экстенсивное развитие в экономике — это расширение поля производства: увеличение численности работающих, прирост производственных площадей, оборудования и т. д. Интенсивное развитие связано с применением более эффективных средств производства: новой техники и технологии, обучения персонала новым методам работы и т. д.
Рассмотренные формы развития в той или иной мере всегда присутствуют в реальной жизни и выполняют свою роль в преобразовании жизни общества и отдельного предприятия.
Что такое развитие какие формы развития вы знаете
Подробное решение Раздел стр. 7 по биологии для учащихся 9 класса, авторов С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин 2016
Вопрос 1. Назовите уровни организации живой материи. Предложите критерии для сравнения разных уровней организации живой составьте и заполните таблицу «Уровни живой материи».
В настоящее время выделяют несколько уровней организации живой материи.
7. Биогеоценотический (экосистемный).
Каждый из этих уровней довольно специфичен, имеет свои закономерности, свои методы исследования. Даже можно выделить науки, ведущие свои исследования на определенном уровне организации живого. Например, на молекулярном уровне живое изучают такие науки как молекулярная биология, биоорганическая химия, биологическая термодинамика, молекулярная генетика и т.д. Хотя уровни организации живого и выделяются, но они тесно связаны между собой и вытекают один из другого, что говорит о целостности живой природы.
Вопрос 2. Как взаимосвязаны различные уровни организации живой материи?
Вопрос 3. Что такое самовоспроизведение (репродукция) живых организмов?
Самовоспроизведение или способность к размножению, т. е. воспроизведению нового поколения особей того же вида, – одно из основных свойств живых организмов. Потомство в главном всегда похоже на родителей, поэтому свойство организмов воспроизводить себе подобных тесно связано с явлением наследственности.
Вопрос 4. Что такое развитие? Какие формы развития вы знаете? Сравните их между собой.
Под развитием понимают необратимое направленное закономерное изменение объектов живой и неживой природы. Развитие живой материи представлено индивидуальным развитием организмов, или онтогенезом, и историческим развитием, или филогенезом.
Филогенез, или эволюция, – это необратимое и направленное развитие живой природы, сопровождающееся образованием новых видов и прогрессивным усложнением форм жизни. Результатом эволюции является всё многообразие живых организмов на Земле.
Вопрос 5. Что такое раздражимость? Какое значение она имеет для приспособления к условиям существования?
Вопрос 6. Опираясь на знания, полученные в курсе «Человек», приведите примеры саморегуляции физиологических процессов в своём организме.
Примером саморегуляции является поддержание постоянной температуры тела человека
Например, человек находится в жарком климате, температура организма становится выше нормы, тогда происходит расширение капилляров, кровь подходит близко к поверхности кожи, где и охлаждается, следовательно температура организма снижается. Другой пример: человек находится в условиях с низкой температурой окружающей среды, тогда капилляры, находящиеся в коже, сужаются, и тогда кровь меньше охлаждается, следовательно температура организма остается постоянной.
Вопрос 7. В чём значение ритмичности процессов жизнедеятельности? Приведите примеры ритмичности процессов в неживой и живой природе.
Биологические ритмы описаны на всех уровнях, начиная от простейших биологических реакций в клетке и кончая сложными поведенческими реакциями. Таким образом, живой организм является совокупностью многочисленных ритмов с разными характеристиками.
С понятием «ритма» связано представление о гармонии, организованности явлений и процессов. В переводе с греческого слово «ритм», «ритмос» означает соразмерность, стройность. Ритмическими называются такие явления природы, которые периодически повторяются. Это движение небесных тел, смена времен года, дня и ночи, периодичность приливов и отливов. А также чередование максимумов и минимумов солнечной активности.
Вопрос 8. Попробуйте сформулировать собственное определение жизни.
Жизнь — способ бытия сущностей (живых организмов), наделенных внутренней активностью, процесс развития тел органического строения с устойчивым преобладанием процессов синтеза над процессами распада, особое состояние материи, достигаемое за счёт следующих свойств.
Жизнь — это способ существования белковых тел и нуклеиновых кислот, существенным моментом которой является постоянный обмен веществ с окружающей средой, причем с прекращением этого обмена прекращается и жизнь.
Жизнь — это особый вид материального взаимодействия генетических объектов, которые осуществляют синтез (производство) себе подобных генетических объектов.
Жизнь — преобладание процессов синтеза над процессами распада, пул энергопотребляющих процессов изменения вещества и других объектов физической химии, в которых различимы два цикла (во времени) :
Жизнь — это химическая волна, то есть многомерная каталитическая циклическая химическая реакция. В каждый момент времени её существования, называемом временем жизни, в каждой отдельной нити реакции на любом уровне масштаба рассмотрения от молекул до классов живых организмов можно выделить три материальных элемента: ресурс, катализатор, результат.
Жизнь — это кибернетическая структура реализующая специфические информационные функции :
память, системы кодирования, записи, передачи, приема, декодирования и интерпретации (исполнения) управляющей информации,
собственный внутренний язык — систему сигналов, свойств и методов.
Способность «слушать» и «говорить» на внутреннем языке (обрабатывать сигналы, выполняя информационные функции)
Жизнь — процесс одностороннего обмена информацией о структуре между ограниченной частью материальной системы и её окружением, использующий эффект односторонней проводимости мембран. Проводимость мембраны живого организма в направлении «внутрь организма» для информации высока, для энтропии низка. В направлении «из организма» — наоборот: проводимость для информации низка, а для энтропии высока. Примером такой мембраны является физическая граница двух любых различных сред.
Жизнь биологическая — белковые тела, способные самостоятельно управлять синтезом или модификацией белка.
Жизнь — чудесное свойство, не зависящее от материи, даваемую и отбираемую у материи Богом. Различают конечную (во времени) жизнь тела и бесконечную жизнь души. Живой организм — это такой, в теле которого существует душа.
сложной структурой и обменом веществ.
Вопрос 9. Приведите примеры процессов и событий, происходящих на разных уровнях организации живого, участником которых вы были сегодня.
На молекулярном уровне постоянно идут процессы обмена веществ и энергии, так как мы ежедневно употребляем пищу. На организменном уровне идут процессы адаптации к окружающей среде. Мы выбираем безопасный маршрут из школы домой, одеваемся в соответствии с погодными условиями.
- Что такое развитие какие формы развития вы знаете сравните
- Что такое развитие какие формы развития