Что такое развитие в инновационном менеджменте
Что такое инновационный менеджмент и как его использовать
Внедрение чего-то нового в бизнес-процессы считается деятельностью с высоким риском: инновация может повысить доход, а может привести к убыткам. Поэтому для повышения эффективности процессов стоит использовать так называемый инновационный
менеджмент — набор правил, техник и методов, которые помогают привнести в компанию что-то уникальное.
Что такое инновационный менеджмент
Трактовки терминов «инновационный менеджмент», «управление инновациями» разнятся:
В практическом смысле инновационный менеджмент — это управленческий процесс, в котором менеджер выявляет полезные инновации из всех идей, а затем организует и контролирует их внедрение в бизнес.
Виды инноваций
Возможные изменение в компании, которые стоит трактовать как инновации, перечислил экономист Йозеф Шумпетер:
Другую классификацию предлагает к.э.н Александр Шеметев. Он делит все инновации на три типа:
Улучшение существующих процессов в компании. Например, покупка новых моделей станков на производство.
Внедрение нового в компании. Допустим, организация занималась тиражированием DVD, а сейчас переформатировалась в облачный сервис, похожий на YouTube.
Создание новой идеи или технологический прорыв. Например, в свое время такой инновацией стало появление нанотехнологий.
Как внедрять инновации в бизнес
Причиной провала инноваций в компании могут послужить: длительность разработки, недостаточная степень координации действий, неготовность к риску, непонимание нужд конечного клиента, плохой отбор идей или неправильная их оценка, а также нехватка идей. Внедряя в свою компанию инновационный менеджмент, проанализируйте процессы и избегайте перечисленных факторов.
Создайте площадку для экспериментов. Марк Розин, президент «Экопси консалтинг», рекомендует не внедрять инновации сразу в действующие процессы. Он предлагает выделить ресурсы для экспериментов, создать условную тестовую площадку, на которой можно проверять гипотезы и делать выводы об инновациях безопасно для основного бизнеса. Организовать условный бизнес-инкубатор.
«Книжная полка РШУ» — подкаст о классике мировой бизнес-литературы.
Слушайте обзоры книг от наших экспертов.
Наймите творческих людей. Заниматься инновациями не смогут люди, которые привыкли работать с четкой организационной структурой и не хотят пробовать новое. Не стоит «ломать» таких специалистов — вместо этого сосредоточьтесь на поиске креативных менеджеров и работников, готовых экспериментировать. Будьте готовы к сложностям — они используют творческие способности, обладают сложным характером, ими трудно управлять и они не принимают традиционную иерархическую структуру. Но для экспериментов с инновациями это и не нужно.
Обозначьте границы экспериментов. Андрей Байков, директор онлайн-платформ корпорации Mars, предлагает заранее определиться, какие ресурсы вы готовы выделить на проверку инновационных гипотез, потому что порядка 70% инноваций не приносят ожидаемой прибыли.
Относитесь к инновациям как к веерным инвестициям — решите, сколько денег и времени вы готовы потратить, а затем смотрите на результаты и принимайте решение, продолжать тест или фиксировать убытки и закрывать направление.
Используйте идею из другого бизнеса. Эксперт по инновациям Пол Слоан, автор книги «Лидер-новатор», предлагает для начала взять чужую идею и попробовать внедрить ее в свою компанию. Например, так когда-то сделал Генри Форд — взял за основу производственную линию на мясокомбинате и внедрил ее в автомобильную промышленность. Тем самым значительно сократив время сборки и затраты на производство.
Спросите клиентов. Уточните у потребителей, чем бы они хотели дополнить ваш продукт или что их раздражает. Соберите повторяющиеся ответы и внедрите это как инновацию.
Еще можно не спрашивать клиентов, а наблюдать, как они пользуются вашим продуктом — это называют UI/UX-тестированием. Посмотрите, что они делают иначе, не так, как вы задумали? Например, в Heinz заметили, что люди хранят свои банки для соуса вверх дном, поэтому разработали перевернутую бутылку.
Примите неопределенность. Бизнес-эксперт Даниэль Керер рекомендует новаторам не забывать, что они работают с неопределенностью. В случае с внедрением чего-то кардинального нового невозможно с максимальной точностью спрогнозировать результат. Соответственно, любую инновационную деятельность нужно рассматривать как возможность проверить гипотезу.
Из-за неопределенности в инновационном менеджменте стоит избегать и полноценных технических заданий. Зачастую разработка таких ТЗ — это лишь способ потратить деньги и время — при создании и внедрении инновационного проекта всегда появляются новые факторы, которые требуют быстрых и гибких решений.
Попробуйте использовать гибкие методологии управления — например, Agile. В них вы сначала делаете так называемый минимально жизнеспособный продукт, который запускаете на рынок, затем собираете отзывы от первых покупателей и постепенно его дорабатываете.
Еще одна особенность гибких методологий — организационные процессы. В них нет дорожной карты, по которой нужно двигаться, но существует условная корзина, из которой команда еженедельно берет себе задачи. Цена ошибки снижается: если в случае с традиционным ТЗ вы поймете, что делаете что-то не то, придется переписывать весь план, то в Agile вам придется выбросить разве что результаты работы нескольких недель.
Коротко: инновационный менеджмент и методы по внедрению в компании
Больше об инновационном менеджменте можно узнать на нашем курсе. Посмотреть программу и зарегистрироваться → Дмитрий Кузьмин Автор медиапортала Русской Школы Управления
Инновационный менеджмент — его роль и функции на сегодня. Основные виды и методы
Инновационный менеджмент представляет собой систему управления инновационными отношениями и процессами.
Она основана на постоянном поиске новых идей, организации процессов, продвижении и реализации инноваций.
Сущность инновационного менеджмента
Если рассматривать в общем виде, то инновационный менеджмент это комплексная система по подготовке методов решений по развитию инновационного-технического потенциала страны целом и каждой компании в частности. Это одна из разновидностей общего менеджмента, при которой весь упор делается на инновационное техническое развитие. Можно сказать, что это своего рода совокупность знаний и систем по современному менеджменту о методиках развития эффективных инноваций в будущем.
Инновационный менеджмент это механизмы хозяйственного воздействия направленные создание, продвижение и реализацию инноваций, а также на деловые отношения между производителями, покупателями и прочими. Такое воздействие происходит благодаря некоторым особым приемам и стратегиям управления. В тандеме все эти стратегии и приемы составляют механизм управления. Это и есть инновационный менеджмент.
Этапы развития инновационного менеджмента
Принято выделять четыре основных этапа развития инновационного менеджмента:
Основные черты инновационного менеджмента
Отличить инновационный менеджмент можно по следующему списку критериев:
В качестве субъектов управления могут выступать как группа квалифицированных специалистов (маркетологи, финансисты и прочие) так и отдельно взятый менеджер способный взять на себя такую ответственность. Главная задача заключается в том, чтобы при использовании методов и способов управленческого воздействия проводить такое управление объектом которое наверняка приведет к исполнению поставленной задачи.
Под объектами управления имеются ввиду непосредственно инновации (новейшие методики (например, чат-боты), продукты и прочее), новые процессы, а также все отношения между частниками рынка инноваций (продавцы, посредники, покупатели).
И наконец, третий элемент, относящийся к данной разновидности менеджмента это информация или соответствующий продукт.
Функции инновационного менеджмента
Инновационный менеджмент отвечает за некоторые функции, определяющие создание управленческой структуры. Принято разделять две основные разновидности инновационного менеджмента
Функции управленческого субъекта
К основным функциям субъекта можно отнести:
Функция рискованных финансовых вкладов представляет собой вложение в венчурное финансирование инвестиций на рынке. Вкладывать средства в новый продукт или услугу, в особенности, если такого еще не было на рынке это всегда большой риск. По этой причине практически всегда инвестирование происходит через специальные венчурные фонды.
Прогнозирование в инновационном менеджменте
Под прогнозом принято понимать обоснованные суждения о вероятных состояниях объекта в будущем, о различных путях развития и сроках. Если говорить именно о систему управления, то это предплановая разработка моделей развития управленческого объекта. Все критерии, такие как объемы работ, сроки, характеристики и прочее являются лишь вероятными и допускают внесение корректировок.
Основной целью прогнозирования является получение вариаций развития критериев качества, затрат и прочих элементов при использовании стратегических планов и исследований, а также разработки всей системы менеджмента. К основным задачам прогнозирования мы можем отнести:
Если рассматривать октановые принципы управления, которые могут быть применены в инновационном менеджменте, то это будут:
Все эти принципы были актуальны раньше и не теряют своей актуальности и на данный момент.
Основы инновационного менеджмента
В данном издании раскрываются вопросы, отражающие основное содержание рабочей программ по дисциплине «Инновационный менеджмент» и «Инновации в туризме». Освещаются основные понятия, используемые при изучении курса. Представлены современная классификация инноваций и классические теории инновационного развития. Рассматриваются вопросы управления инновационными проектами и оценки их эффективности. Представлены вопросы для самоподготовки и перечень требований к усвоению учебного материала.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы инновационного менеджмента предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
2.1. Понятие инновации
2.1.1. Инновации как объект менеджмента
Инновационный менеджмент — одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне организации. Целью менеджмента является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности организации: разработка и внедрение новой продукции и технологии (инновационная деятельность); модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции и технологии, дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.
Главное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии инновации и мер, направленных на ее реализацию. Разработка и выпуск новых видов продукции становится приоритетным направлением стратегии организации, так как определяет остальные направления ее развития.
Инновационный менеджмент призван гарантировать наиболее эффективное использование инноваций для обеспечения развития и устойчивости организаций в динамичной рыночной среде. Инновационный менеджмент преимущественно направлен на повышение эффективности функционирования и развития организации, это менеджмент организации — лидера или организации, стремящейся стать лидером в определенной сфере, видах деятельности на рынках конкретных товаров и услуг.
Инновационный менеджмент включает следующие основные функции:
2) планирование (стратегическое, текущее и оперативное);
Конкретное содержание этих функций различается в зависимости от уровня менеджмента: государство, регион, конкретная организация.
Осуществление инновационного менеджмента в целом предполагает:
— разработку планов и программ инновационной деятельности;
— наблюдение за разработкой новой продукции и технологией ее внедрения;
— рассмотрение программ создания новой продукции и технологии;
— проведение единой инновационной политики (координация деятельности производственных подразделениях в этой области);
— обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;
— обеспечение квалифицированным персоналом;
— создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем — от идеи до серийного производства продукции. Особенность современного этапа инновационной деятельности — образование в крупнейших организациях научно-технических комплексов, объединяющих теоретические разработки и процесс производства. Это предполагает тесную связь всех этапов цикла «наука — производство — рынок». Создание целостных научно-производственно-сбытовых систем объективно закономерно, обусловлено научно-техническим прогрессом и потребностями рыночной ориентации организации.
Innovation (англ.) означает «введение новаций», новшеств.
С момента принятия к распространению новация приобретает новое качество — становится инновацией. Процесс введения новации на рынок принято называть коммерциализацией. Период времени между появлением новации и воплощением ее называется инновационным лагом.
В повседневной практике, как правило, отождествляют понятия новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получат признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализация), и уже в новом качестве они выступят как инновации.
Главной особенностью инновации является ее практическое использование и получение коммерческой выгоды или, иначе говоря, получение коммерческой выгоды от практического использования.
Нововведения создаются для улучшения финансового состояния предприятия и получения выгоды:
— прямой («живые деньги»);
— косвенной (долгосрочные конкурентные преимущества).
Новшество, разработанное, но не внедренное в практической деятельности, называется новацией.
В условиях рынка признаком инновации считается ее потребительская новизна. Причина возникновения инноваций заключается в постоянном стремлении человека усовершенствовать существующую общественную систему, устранить противоречия между реальным и желаемым состояниями.
В современных условиях к одному из побудительных мотивов создания новшеств относится конкуренция на рынке, т.е. инновации связаны с рынком. Конкуренция стимулирует предприятия разрабатывать и внедрять новинки либо для удержания своих позиций на рынке, либо для освоения нового сегмента и получения дополнительных конкурентных преимуществ (в зависимости от инновационной стратегии фирмы).
Успех предпринимательства зависит от постоянного поиска идей для осуществления изменений внутреннего и внешнего характера.
Следует отметить, что связь инновации с рынком является взаимообусловленной:
— неудовлетворенный рыночный спрос стимулирует создание и внедрение новшества;
— появление инновации на рынке изменяет соотношение спроса и предложения, формирует новые рыночные сегменты, порождая новые рыночные потребности.
Инновация — продукт научно-технического прогресса.
Существенные новшества создаются на базе крупных научных открытий. Интеграция науки, техники и производства определяет предпосылки для возникновения и внедрения нововведений.
Процесс создания и внедрения инноваций ориентирован на получение положительного эффекта, который выражается в виде конкурентных преимуществ, приобретаемых фирмой. При угрозе развития кризиса на предприятии своевременно предпринятые инновации могут позволить устранить возникшую опасность и предотвратить кризис.
Инновационная деятельность является областью высоких рисков. Поэтому внедрению новой наукоёмкой продукции на рынок должна предшествовать правильно организованная рекламная кампания, в процессе которой потребитель информируется о характеристиках новинки. Информационное обеспечение инновационных процессов считается основным элементом внедрения и масштабного распространения новшеств.
Нововведения — это результат планируемой и скоординированной деятельности субъектов инновационного процесса: разработчиков (научно-исследовательские институты, инжиниринговые компании), инвесторов (финансовые организации или крупные компании, венчурные фонды), внедренческих фирм.
Качественное управление процессами нововведений позволяет значительно снизить инновационные риски и увеличить эффект от коммерциализации. Изменения, происходящие на предприятии спонтанно, инновациями, не являются.
Таким образом, нововведение характеризуют следующие аспекты:
1. Нововведение является результатом планируемой творческой деятельности людей, направленной на совершенствование существующей системы.
2. Нововведением считается новшество, реализованное на практике.
3. Объектами изменений, осуществленных в результате внедрения инновации, могут быть техническая, технологическая, организационно-управленческая, финансовая, социальная, экологическая, правовая и прочие.
4. Нововведения могут способствовать преодолению кризисов на макро — и микроуровнях, увеличивают конкурентоспособность.
5. Нововведения связаны с рисками.
2.1.2. Понятие «инновация»
В широком понимании под инновацией подразумевают осуществление изменений путем внедрения чего-либо нового. В рамках данного подхода различные специалисты определяют нововведение либо как результат целесообразной творческой деятельности, практическое применение которого приводит к существенным изменениям в функционировании системы, либо как процесс внедрения нового вместо ранее действовавшего, но устаревшего.
В узком смысле инновация — новое техническое решение, осуществленное на практике.
Официальные российские документы трактуют инновацию как конечный результат инновационной деятельности, реализованной в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Сущность инноваций определяется через их свойства. Для инноваций характерны следующие свойства:
1. научно-техническая новизна;
2. производственная применимость;
3. коммерческая реализуемость.
Объектами инноваций являются: материалы; продукты; технологии; средства производства; люди (межличностные отношения); социальная среда; организация и ее подразделения.
Термин «инновация» авторами часто понимается по-разному. Наибольший вклад в развитие теории инновации внес австрийский экономист Йозеф Шумпетер, разработавший в 30-е гг. XX в. собственную теорию экономического развития. Он считал, что основу экономического роста составляют нововведения. Позже, развивая данную теорию, Й.Шумпетер использовал термин innovation, что в переводе с английского означает «нововведение».
В соответствии с классификацией Й. Шумпетера понятие «нововведения» рассматриваются как:
— изготовление нового, т.е. еще неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага;
— внедрение нового, т. е. данной отрасли промышленности еще практически неизвестного метода (способа) производства, в основе которого лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара;
— освоение нового рынка сбыта, т. е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны не была представлена, независимо от того, существовал ли этот рынок прежде или нет;
— получение нового источника сырья или полуфабрикатов равным образом независимо от того, существовали этот источник прежде, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать;
— проведение соответствующей реорганизации, например, обеспечение монопольного положения или подрыв монопольного положения другого предприятия.
Д.В. Соколов, А.Б. Титов, М.М. Шабанова под инновацией (нововведением) понимают итоговый результат создания и освоения (внедрения) принципиально нового или модифицированного средства (новшества), удовлетворяющий конкретные общественные потребности и дающий ряд эффектов (экономический, научно-технический, социальный, экологический), Ю.П. Морозов под инновациями понимает прибыльное использование новаций в виде новых технологий видов продукции, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого или иного характера.
А. П. Пригожий считает, что нововведение сводится к развитию технологии, техники, управления на стадиях их зарождения, освоения, диффузии и т. п.
Таким образом, в приведенных определениях четко прослеживается две точки зрения:
1) первая — когда нововведение представляется как результат творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т. д.;
2) вторая — как процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов вместо действующих.
2.2. Классификация инноваций
Классификация инноваций на сегодняшний день еще не имеет устоявшегося единства и у разных авторов различна. Большинство исследователей приводят следующие 6 видов классификаций:
1) по типу новшества;
2) по инновационному потенциалу;
3) по отношению к предшественнику;
4) по механизму осуществления;
5) по особенностям инновационного процесса;
6) по происхождению.
1. По типу инновации выделяют материально-технические и социально-экономические. С точки зрения влияния на достижение экономических целей организации материально-технические инновации включают инновации-продукты (изделия) и инновации-процессы (технология).
Инновации-продукты позволяют обеспечивать рост прибыли как за счет повышения цены на новые продукты или модификацию прежних, так и за счет увеличения объема продаж.
Инновации-процессы (технология) позволяют улучшить экономическое состояние за счет:
− совершенствования подготовки исходных материалов и параметров процесса, что в конечном итоге приводит к снижению издержек производства, а также к повышению качества продукции;
− увеличения объема продаж вследствие производительно го использования имеющихся производственных мощностей;
− возможности освоения в производстве перспективных с коммерческой точки зрения новых продуктов, которые невозможно было получить в силу несовершенства производственного цикла старой технологии.
2. По инновационному потенциалу выделяют следующие инновации:
− радикальные, которые включают создание принципиально новых видов продукции, технологий, новых методов управления. Потенциальным результатом радикального нововведения является обеспечение долгосрочных преимуществ над конкурентами. В дальнейшем они являются источниками всех последующих улучшений, усовершенствований, приспособлений к интересам отдельных групп потребителей и других модернизаций товара;
− модифицирующие (улучшающие), которые приводят к улучшению или дополнению исходных конструкций, принципов, форм. Улучшающие инновации (со сравнительно низкой степенью заключенной в них новизны) являются наиболее распространенным видом. Улучшающие нововведения — следствие постоянного стремления к дифференциации товара, являющейся важным фактором обеспечения конкурентоспособности. Особое значение уделяют подобным улучшениям в условиях массового производства крупные предприятия, в результате чего возникают обработанные и сбалансированные по своим параметрам продукты, нацеленные на длительное удержание рыночных позиций;
− комбинаторные (инновации с предсказуемым риском), которые представляют собой идеи сравнительно высокой степени новизны, не имеющие, как правило, радикального характера. К таким относятся все значительные новинки, реакцию рынка на которые легко предвидеть. Разработка нового поколения тех или иных продуктов (в том числе путем использования различных сочетаний конструктивного исполнения элементов) за счет концентрации огромных ресурсов обязательно завершается успехом. В этом заключается отличие комбинаторных нововведений от радикальных, принципиально непредсказуемых. Такие нововведения под силу только крупным предприятиям и являются достаточно редкими в хозяйственной практике. По уровню отдачи (эффективности затраченных средств) они близки к радикальным.
3. По отношению к своему предшественнику инновации подразделяются следующим образом:
− замещающие, которые предполагают полное вытеснение устаревшего продукта новым и тем самым обеспечивают более эффективное выполнение соответствующих функций;
− отменяющие, которые исключают выполнение какой-либо операции или выпуск какого-либо продукта, но не предлагают ничего взамен;