Что такое развитой социализм в истории определение
Что такое социализм? Развитой социализм: определение, особенности, характеристики
Что такое социализм? Это политическая идеология, которая стремится завершить человеческую предысторию. Для этого мобилизуются ресурсы, которыми располагает государство. Данная доктрина затрагивает социальные и экономические спектры.
Собственность должна принадлежать обществу или же находиться под его контролем. Именно широкое право владения ресурсами считается ключевой характеристикой, которая вкладывает в данный способ ведения политики смысл. Пьером Лером это определение было использовано впервые в 1834 году в его труде «Индивидуализм и социализм».
С одной стороны, в сказанном мы не наблюдаем никаких скрытых подвохов. Однако так ли на самом деле хорош социализм? Почему одни страны от него отказались, а другие вполне успешно применяют основные его принципы и при этом имеют стабильную экономику и достаточно высокий ВВП? Далее поговорим об этом и других вопросах и разберемся в том, что собой представляет социализм.
Откуда растут корни
Для начала следует сказать несколько слов о самом термине. Что такое социализм, и откуда он пришел к нам? Во все времена люди задумывались об отказе от частного владения собственностью, жажда равенства присутствовала всегда.
Такое, как правило, происходило, когда народ не устраивала его жизнь. Как мы знаем, граждане довольны господствующим в стране порядком крайне редко и недолго. Просыпается жажда справедливости. Отправной точкой, с которой началось строительство социализма, считается Древняя Греция, где Платон выражал идеи в своих трудах «Законы» и «Государство».
Зерна идеологии можно обнаружить, если рассмотреть Афины шестого века до нашей эры. Свой вклад сделали и утописты Томас Мор, а также Томмазо Кампанелла. В их произведениях общество описывается именно свободным от частной собственности, все люди равны. Если рассматривать Западную Европу, построение социализма здесь началось в 19 веке благодаря Сен-Симону, Оуэну и Фурье.
Видение Карла Маркса
Маркс сделал значительный вклад в развитие идеологии. Система социализма, по его мнению, должна была обрести следующие черты:
Ограничение передвижений
У социализма есть еще одна интересная черта: граждане не имеют права свободно передвигаться за границу и обратно. Правительство внимательно следило за тем, чтобы страну покидали максимум в рамках командировки или с целью туризма.
Некоторым людям запрещали выезжать, если они обладали информацией, которая гипотетически могла оказать важное значение, будучи распространенной.
Националистическая модель
Национал-социализм подразумевает официальную политическую идеологию Третьего рейха. Сюда примешиваются антисемитизм, фашизм и расизм.
Главная цель, которую несет национал-социализм, – создать и утвердить на большой территории чистое по признаку крови государство. В Германии таковой считалась арийская раса, которую сами немцы считали идеальной для выживания на протяжении максимально долгого времени.
Распространялись идеи о тысячелетнем рейхе. К этой идеологии весьма близок по своей природе тоталитаризм. И, разумеется, свои корни привнесли социалистические воззрения. Однако разница в том, что нацизмом отрицалась возможность деления общества на классы.
Модель управления периода Перестройки
Положительной чертой являлось то, что поддерживал в своих гражданах общительность, желание мыслить и анализировать, создавать что-то неординарное, уделять время духовному развитию развитой социализм. Что это за возможности, становится предельно ясно, если сравнивать с тем же тоталитаризмом, когда инициатива сурово пресекалась. Культурная жизнь общества шла вверх, а на прилавках в то время было пусто, и, даже заработав деньги, проблемой было что-то за них купить.
Плановое производство
Экономический социализм также называют плановым хозяйством. Ресурсная база при такой управленческой модели принадлежит всему обществу, ведется централизованное распределение.
Физические и юридические лица совершают те или иные действия по распоряжению единого экономического планирования. Свойственно это для СССР. В наши дни можно заметить данный порядок в КНДР. Все государство работает по одному плану, подобно огромной и мощной машине.
Это похоже на организм, приказы в отдельные части которого поступают из мозга. Планирование объемов и ассортимента производимой продукции, а также услуг контролируется государственными органами. Ими же назначаются цены, заработная плата, инвестиции. Отрицается частная собственность.
Средства производства принадлежат стране. Противоположной схемой организации воспроизведения материальных благ является рыночная экономика. К плюсам можно причислить поголовную занятость людей, никто не сидит без дела, когда царит социализм. Суть состоит в уменьшении уровня общественного расслоения. Можно сосредоточиться на создании той продукции, которая сыграет ключевую роль в случае кризиса.
Негативные стороны
У всего есть свои недостатки. Что такое социализм в этом его варианте? Это фактическое отсутствие свободы выбора занятия в жизни для человека.
Ни у производителя, ни у работника нет собственных стимулов, ведь они не выбирают свою жизнь и работу. Следовательно, постоянно чувствуют себя лишь винтиками в системе, которые и собственную судьбу спланировать не могут, кто-то уже все за них решил. К тому же создавать планы для всей страны очень тяжело и трудоемко. Для этого должны быть отобраны самые лучшие специалисты, и все равно есть возможность ошибки. Так что велика возможность риска. Система должна достичь идеального своего состояния, чтобы работать корректно.
Медленные темпы развития
Зачастую плановая экономика не может быстро и правильно применять те вещи, которых достигают благодаря прорыву науки каждый день. Обычно ставятся долгосрочные планы, в которые просто не вписывают возможность перемен. Из-за этого происходит торможение, застой, отставание.
Не используются те возможности, которые могли бы пойти на пользу в более гибкой системе. Такие схемы управления подходят при массовом производстве однотипных товаров. В данный момент рыночная экономика, с ее постоянными гонками, превосходящими друг друга предложениями рынка, считается более жизнеспособной. Ситуация меняется настолько быстро, что ставить далеко идущие планы просто нет смысла.
Больше социальной свободы
Политический социализм подразумевает всеобщий труд под управлением партии, которая непосредственно управляет процессом работы. Охватываются и регулируются все взаимосвязи, которые возникают между классами, слоями социума, народами, отдельными личностями и коллективами. Вырабатывается и вводится в применение политика, нацеленная на достижение целей общества, отличающегося развитостью и высокой организацией.
В подобных схемах правления всегда ставятся далеко идущие планы. Людей привлекают в управление процессами, которые происходят в обществе и стране. Государственный аппарат постоянно совершенствуют. Повышают активность социальных организаций. Народный контроль становится выше, укрепляется правовой базис, на котором стоит общественная и государственная жизнь. Гласность становится более одобряемой.
Мнение людей берется в учет. Пролетариат изначально устанавливает свою главенствующую позицию в обществе. Что такое социализм? Это стратегия по укреплению централизованного управления. С дальнейшим развитием диктатура упраздняется, больше появляется свободы слова.
Власть в руках народа
Общественные отношения приобретают зрелость, ведь теперь люди управляют государством. Главной ценностью считается народный суверенитет. Государство руководимо обществом, руками всех людей в нем производятся общественные преобразования. Решения народных депутатов являются основой законодательства, обязательного для всех граждан. Это главный принцип правового государства, где во главу угла поставлены не личные цели правящего класса, а общественное благо.
Трудовой народ сам является властвующей силой, при этом используя институты не управленческого рода. Велика роль кооперативных и прочих организаций, в качестве задач которые ставили себе регулировку работы державы и дел народа. В качестве примера политических и общественных объединений можно привести «Народный фронт», который включает по большей мере те движения и объединения, что участвуют в политических процессах страны. С каждым годом значение таких организаций только возрастает, ведь для людей очень важно ощущать, что они сами вершат судьбу собственной страны.
Где получил распространение
Страны социализма были обозначены КПСС в то время, когда шла холодная война на территории Советского Союза. Подразумеваются те государства, что избрали дорогу социалистических перемен. Приоритетными являются идеологии марксизма и ленинизма. Режимы характеризуются достаточно устойчивой структурой.
Отношения с Советским Союзом могли быть как дружеские, так и вражеские. Также эти государства называются коммунистическим или же социалистическим содружеством (лагерем, блоком). В период 40-50-х годов прошлого столетия страны, совершающие переход между капитализмом и народным правлением, назывались государствами народной демократии. То же самое в прошлом относилось ко многим странам третьего мира, которым в 60-80-х годах двадцатого века СССР помогал ресурсами. Это были Ангола, Йемен, Афганистан, Конго, Мозамбик, Алжир, Бангладеш и многие другие.
В наши дни
По состоянию на сегодняшний день к ним можно отнести Социалистическую Лаосскую Республику, Корейскую Республику, Китайскую Народную Республику, Кубу, Вьетнам. В этих государствах политической жизнью управляет коммунистическая партия, хотя частная собственность тоже играет свою роль в экономике. 21-й век привнес социализм в Латинскую Америку. Ярко выражена эта модель власти в Непале, куда она пришла в 2008 году.
Куба – еще один яркий представитель стран, которые затронули социалистические идеалы. Рауль Кастро, глава государства, в 2010 году последовал примеру китайского правительства и перенес восточную модель правления в условия собственной страны. Дали зеленый свет предпринимательству, больше возможностей появилось для малого и среднего бизнеса.
Таким образом, кубинское правительство сочетало плановую экономику с некоторой свободой для предприятий, которые хотят развиваться и зарабатывать, видя, что для государства в этом будет определенная польза.
«Развитой социализм» заменил обещанный «коммунизм»
Развитой социализм – это высшая ступень развития социалистического общественного строя на этапе его всесторонней зрелости. Развитой социализм предполагал перерастание социализма в коммунизм по мере достижения необходимых условий во всех сферах жизни общества.
Противоречия теории и практики строительства нового общества
Корни государственной идеологии СССР лежат в плоскости марксистско-ленинской теории строительства коммунизма — общества всеобщего благоденствия и справедливости. Согласно этой теории, коммунизм можно построить только через отмирание частной собственности и государства. Практическое строительство социализма в СССР было неразрывно связано с развитием и усилением роли Советского государства, что принципиально противоречило классической теории марксизма-ленинизма о построении коммунистического общества.
Смена ориентиров и корректировка догм
Уже во второй половине 60-х годов стало ясно, что «волюнтаристская» программная установка КПСС — построение коммунизма к 1980 году невыполнима в принципе. Корректировка «коммунистической перспективы» была обозначена уже в 1967 году, в выступлении Л. И. Брежнева на тожественном заседании в честь 70-летия Великой Октябрьской Социалистической Революции. Там он объявил о тенденции к консервации политического режима, что стало основой концепции «развитого социализма».
В новой концепции социалистического развития сразу же появились и новые догматические установки и среди них выделялись:
По сути, такая догматика подспудно переводила идею полного построения коммунистического общества в категорию недостижимых целей. Конечно, официально такую мысль никто не озвучивал, хотя всем было понятно, что «коммунистическая идеология» дала сбой под названием «развитой социализм».
Политические основы «развитого социализма»
В 1977 году была принята новая Конституция СССР. В ней провозглашалось, что государство теперь стало «общенародным социалистическим», а не как прежде «диктатурой пролетариата». Соответственно Советы депутатов трудящихся переименовали в Советы народных депутатов, но реальных полномочий не добавили, по-прежнему все принципиальные проблемы решались в партийных органах. В Конституции появилась статья 6, о руководящей и направляющей роли КПСС в Советском государстве.
Период «застоя» в СССР нашел идеологическое обоснование в концепции «развитого социализма», ставшей скорее бутафорским лозунгом, чем новым содержательным проектом. Это породило противоречия между выдвигаемыми «партией и правительством» лозунгами и реальной действительностью того времени. В острые моменты, что бы хоть как-то сгладить очевидные «нестыковки» выдвигались новые положения, уточняющие концептуальные формулировки. Так, Ю. В. Андропов, ставший в 1982 году Генеральным секретарем ЦК КПСС, вместо умершего Л. И. Брежнева декларировал идею «совершенствования развитого социализма».
Особенности экономического развития
Принцип социализма: «от каждого по способности, каждому по труду». В условиях развитого социализма он дополнился высоким уровнем социальных стандартов обеспечения советских граждан. Всем было гарантированы права на труд (безработицы не было в принципе), жилье, бесплатные медицину и образование (в т. ч. в ВУЗах), право на отдых и т. п. Таким образом, был обозначен момент перехода на более высокую ступень, внутри социалистической стадии развития общества.
Социалистическая экономика имеет в своей основе государственное планирование. Промышленность в целом была разделена на группы:
Государственные планы определяли приоритеты капиталовложений так, что тяжелая военная промышленность получали «львиную долю» государственных инвестиций. Промышленное производство товаров народного потребления было вторичным и не обеспечивало, в достаточной мере, покупательский спрос населения ликвидными товарами, что породило острую проблему «дефицита».
Возврат к отраслевому управлению экономикой и введение хозрасчета во времена «косыгинских реформ» не смогли разрешить проблему обострения тенденции к углублению «дисбаланса». Отчасти эти незавершенные реформы в значительной мере усугубили его, создав все предпосылки и условия для появления масштабной «теневой экономики». Она то и погубила социалистическое хозяйство, а вместе с ним и Советский Союз в целом.
Развитой социализм
Эпо́ха засто́я — обозначение периода в истории СССР, охватывающего примерно два десятилетия (1960-е — 1980-е). В советских источниках того времени этот период именовался развиты́м социализмом.
Содержание
Общее
Состояние экономики
Положительные явления в экономике
Стагнация в экономике
С другой стороны, имели место и негативные явления. Прежде всего, это неуклонное снижение темпов роста, стагнация в экономике:
Весьма характерно, что в 1970-е годы из советской пропаганды полностью исчез лозунг «догнать и перегнать».
Значительным было и отставание от Запада в развитии наукоёмких отраслей. Например, положение в вычислительной технике характеризовалось как «катастрофическое»:
Хронической проблемой оставалось недостаточное обеспечение населения продуктами питания, несмотря на большие капиталовложения в сельское хозяйство (см. Продовольственная программа), принудительную отправку горожан на сельхозработы и значительный импорт продовольствия.
По мнению экономиста, академика Олега Богомолова «именно стагнация советской экономики дала первый импульс перестройки». [28]
Политика
Внутренняя политика
С приходом Брежнева к власти органы госбезопасности усилили борьбу с инакомыслием — первым знаком этого был процесс Синявского — Даниэля, (1965).
Решительный поворот в сторону свёртывания остатков «оттепели» произошёл в 1968 году, после ввода войск в Чехословакию[3]. Как знак окончательной ликвидации «оттепели» была воспринята отставка А. Т. Твардовского с поста редактора журнала «Новый мир» в начале 1970 г.
Частью системы идеологического свёртывания оттепели был процесс «ресталинизации» — подспудной реабилитации Сталина[4]. Сигнал был подан на торжественном заседании в Кремле 8 мая 1965 г., когда Брежнев впервые после многолетних умолчаний под аплодисменты зала упомянул имя Сталина[5]. В конце 1969 г., к 90-летнему юбилею Сталина, Суслов организовал ряд мероприятий по его реабилитации и был близок к цели. Однако резкие протесты интеллигенции, включая её приближённую к власти элиту, заставили Брежнева свернуть кампанию[6][7][8].
С начала 1970-х годов из СССР идёт еврейская эмиграция. Эмигрировали многие известные писатели, актёры, музыканты, спортсмены, учёные.
После 1975 года за годами правления Брежнева прочно утвердилось определение: «Эпоха застоя».
Внешняя политика
В области внешней политики Брежнев немало сделал для достижения политической разрядки в 1970-х годах. Были заключены американо-советские договоры об ограничении стратегических наступательных вооружений (правда, с 1967 года начинается ускоренная установка межконтинентальных ракет в подземные шахты), которые, однако, не подкреплялись адекватными мерами доверия и контроля. Процесс разрядки был перечеркнут введением советских войск в Афганистан (1979).
В отношениях с социалистическими странами Брежнев стал инициатором доктрины «ограниченного суверенитета», предусматривающей акции устрашения вплоть до военного вторжения в те страны, которые пытались проводить независимую от СССР внутреннюю и внешнюю политику. В 1968 году Брежнев дал согласие на оккупацию Чехословакии войсками стран Варшавского договора (Пражская весна). В 1980 году готовилась военная интервенция в Польшу.
Попытки расширения советской сферы влияния на разных континентах (Никарагуа, Эфиопия, Ангола, Вьетнам, Афганистан и так далее) приводили к истощению советской экономики, финансированию неэффективных режимов.
Кадровый застой
Многие руководители различных ведомств и регионов занимали должности более 10 (зачастую и более 20) лет. Ряд случаев приведён в таблице.
N | Должность | Имя | Период руководства | ||
---|---|---|---|---|---|
Высшее руководство | |||||
1 | Генеральный секретарь ЦК КПСС | Брежнев, Леонид Ильич | 1964 — 1982 | ||
2 | Председатель Совета Министров СССР | Косыгин, Алексей Николаевич | 1964 — 1980 | ||
3 | Председатель Президиума Верховного Совета СССР | Подгорный, Николай Викторович | 1965 — 1977 | ||
Министры | |||||
4 | Министр внешней торговли | Патоличев, Николай Семёнович | 1958 — 1985 | ||
5 | Министр внутренних дел | Щёлоков, Николай Анисимович | 1968 — 1982 | ||
6 | Министр здравоохранения | Петровский, Борис Васильевич | 1965 — 1980 | ||
7 | Министр иностранных дел | Громыко, Андрей Андреевич | 1957 — 1985 | ||
8 | Министр культуры | Фурцева, Екатерина Алексеевна | 1960 — 1974 | ||
9 | Министр лёгкой промышленности | Тарасов, Николай Никифорович | 1965 — 1985 | ||
10 | Министр машиностроения | Бахирев, Вячеслав Васильевич | 1968 — 1987 | ||
11 | Министр морского флота | Гуженко, Тимофей Борисович | 1970 — 1986 | ||
12 | Министр связи | Псурцев, Николай Демьянович | 1948 — 1975 | ||
13 | Министр среднего машиностроения | Славский, Ефим Павлович | 1957 — 1986 | ||
14 | Министр торговли | Струев, Александр Иванович | 1965 — 1982 | ||
15 | Министр финансов | Гарбузов, Василий Фёдорович | 1960 — 1985 | ||
16 | Министр электротехнической промышленности | Антонов, Алексей Константинович | 1965 — 1980 | ||
Республиканские руководители | |||||
17 | Азербайджанская ССР | Алиев, Гейдар Алиевич | 1969 — 1982 | ||
18 | Армянская ССР | Демирчян, Карен Серопович | 1974 — 1988 | ||
19 | Белорусская ССР | Машеров, Пётр Миронович | 1965 — 1980 | ||
20 | Грузинская ССР | Шеварднадзе, Эдуард Амвросиевич | 1972 — 1985 | ||
21 | Казахская ССР | Кунаев, Динмухамед Ахмедович | 1964 — 1986 | ||
22 | Киргизская ССР | Усубалиев, Турдакун Усубалиевич | 1961 — 1985 | ||
23 | Латвийская ССР | Восс, Август Эдуардович | 1944 — 1974 | ||
24 | Литовская ССР | Снечкус, Антанас Юозович | 1969 — 1982 | ||
25 | Молдавская ССР | Бодюл, Иван Иванович | 1961 — 1980 | ||
26 | Таджикская ССР | Расулов, Джабар Расулович | 1961 — 1982 | ||
27 | Туркменская ССР | Гапуров, Мухамедназар Гапурович | 1969 — 1985 | ||
28 | Узбекская ССР | Рашидов, Шараф Рашидович | 1959 — 1983 | ||
29 | Украинская ССР | Щербицкий, Владимир Васильевич | 1972 — 1989 | ||
30 | Эстонская ССР | Кэбин, Йоханнес Густавович | 1950 — 1978 | ||
Областные руководители | |||||
31 | Москва | Гришин, Виктор Васильевич | 1967 — 1985 | ||
32 | Башкирская АССР | Шакиров, Мидхат Закирович | 1969 — 1987 | ||
33 | Бурятская АССР | Модогоев, Андрей Урупхеевич | 1962 — 1984 | ||
34 | Дагестанская АССР | Умаханов, Магомед-Салам Ильясович | 1967 — 1983 | ||
35 | Кабардино-Балкарская АССР | Мальбахов, Тимбора Кубатиевич | 1956 — 1985 | ||
36 | Калмыцкая АССР | Городовиков, Басан Бадьминович | 1961 — 1978 | ||
36 | Карельская АССР | Сенькин, Иван Ильич | 1958 — 1984 | ||
37 | Коми АССР | Морозов, Иван Павлович | 1965 — 1987 | ||
38 | Северо-Осетинская АССР | Кабалоев, Билар Емазаевич | 1961 — 1982 | ||
39 | Татарская АССР | Табеев, Фикрят Ахмеджанович | 1960 — 1979 | ||
40 | Удмуртская АССР | Марисов, Валерий Константинович | 1963 — 1985 | ||
41 | Красноярский край | Федирко, Павел Стефанович | 1972 — 1987 | ||
42 | Приморский край | Ломакин, Виктор Фёдорович | 1969 — 1984 | ||
43 | Хабаровский край | Чёрный, Алексей Климентьевич | 1970 — 1988 | ||
44 | Амурская область | Авраменко, Степан Степанович | 1964 — 1985 | ||
45 | Архангельская область | Попов, Борис Вениаминович | 1967 — 1983 | ||
46 | Астраханская область | Бородин, Леонид Александрович | 1967 — 1988 | ||
47 | Владимирская область | Пономарёв, Михаил Александрович | 1964 — 1983 | ||
48 | Волгоградская область | Куличенко, Леонид Сергеевич | 1965 — 1984 | ||
49 | Вологодская область | Дрыгин, Анатолий Семёнович | 1961 — 1985 | ||
50 | Иркутская область | Банников, Николай Васильевич | 1960 — 1979 | ||
51 | Калининградская область | Коновалов, Николай Семёнович | 1961 — 1984 | ||
52 | Калининская область | Корытков, Николай Гаврилович | 1964 — 1978 | ||
53 | Калужская область | Кандренков, Андрей Андреевич | 1964 — 1983 | ||
54 | Кировская область | Беспалов, Иван Павлович | 1971 — 1985 | ||
55 | Костромская область | Баландин, Юрий Николаевич | 1971 — 1986 | ||
56 | Курганская область | Князев, Иван Филиппович | 1966 — 1985 | ||
57 | Курская область | Гудков, Александр Фёдорович | 1970 — 1988 | ||
58 | Липецкая область | Павлов, Григорий Петрович | 1964 — 1984 | ||
59 | Московская область | Конотоп, Василий Иванович | 1964 — 1985 | ||
60 | Мурманская область | Птицын, Владимир Николаевич | 1971 — 1988 | ||
61 | Нижегородская область | Христораднов, Юрий Николаевич | 1974 — 1988 | ||
62 | Новгородская область | Антонов, Николай Афанасьевич | 1972 — 1986 | ||
63 | Новосибирская область | Горячев, Фёдор Степанович | 1964 — 1978 | ||
64 | Омская область | Манякин, Сергей Иосифович | 1964 — 1987 | ||
65 | Орловская область | Мешков, Фёдор Степанович | 1970 — 1985 | ||
66 | Пензенская область | Ермин, Лев Борисович | 1964 — 1979 | ||
67 | Пермская область | Коноплёв, Борис Всеволодович | 1972 — 1988 | ||
68 | Псковская область | Рыбаков, Алексей Миронович | 1971 — 1987 | ||
69 | Ростовская область | Бондаренко, Иван Афанасьевич | 1966 — 1984 | ||
70 | Сахалинская область | Леонов, Павел Артёмович | 1960 — 1978 | ||
71 | Смоленская область | Клименко, Иван Ефимович | 1969 — 1987 | ||
72 | Томская область | Лигачёв, Егор Кузьмич | 1965 — 1983 | ||
73 | Тульская область | Юнак, Иван Харитонович | 1964 — 1985 | ||
74 | Тюменская область | Богомяков, Геннадий Павлович | 1973 — 1990 | ||
75 | Челябинская область | Воропаев, Михаил Гаврилович | 1970 — 1984 | ||
76 | Ярославская область | Лощенков, Фёдор Иванович | 1964 — 1986 |
Общество
В период застоя благодаря некоторой либерализации по сравнению с временами Сталина, появилось диссидентское движение, стали известными такие имена, как Андрей Сахаров и Александр Солженицын.
В эпоху застоя происходил неуклонный рост потребления спиртных напитков (с 1,9 л чистого алкоголя на душу населения в 1952 г. до 14,2 л в 1984 г.).
Происходил и непрерывный рост числа самоубийств — с 17,1 на 100 000 населения в 1965 г. до 29,7 в 1984 году. [30]
Криминальная обстановка в стране оставалась сложной: