Что такое развитые страны определение

развитые страны

Смотреть что такое «развитые страны» в других словарях:

Развитые страны — (англ. Developed countries) группа стран, занимающих господствующее положение в мировой экономике. В этих странах проживает 15 16 % мирового населения, но они при этом производят 3/4 валового мирового продукта и создают основную… … Википедия

Промышленно развитые страны — страны, обеспечивающие развитие экономики на основе накопленного большого объема технически передового основного капитала и наличия высококвалифицированной рабочей силы. Промышленно развитые страны страны с высоким уровнем дохода на душу… … Финансовый словарь

Наименее развитые страны — (НРС) официальный термин, употребляемый в рамках ООН. В этих государствах очень низкий уровень жизни, экономика очень слабая, люди и ресурсы подвержены воздействию стихий. Наименее развитые страны выделены синим цветом Включение в группу… … Википедия

ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ — (industrial countries) Страны, в ВВП и экспорте которых большой удельный вес занимает промышленное производство. Список стран, которые можно считать промышленно развитыми, постоянно меняется. Международный валютный фонд (МВФ) использует это… … Экономический словарь

Наименее развитые страны — по классификации ООН страны: с низким уровнем дохода; с долгосрочными препятствиями экономическому росту; с недостаточным уровнем развития человеческих ресурсов; и с серьезными недостатками в структуре экономики. См. также: Показатели для… … Финансовый словарь

НАИМЕНЕЕ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ — (least developed countries) Самые бедные страны мира. На Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) (United Nations Conference on Trade and Development, UNCTAD) в 1971 г. наименее развитыми странами были обозначены страны с очень низким… … Экономический словарь

НАИМЕНЕЕ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ (НРС) — государства, соответствующие принятым Генеральной Ассамблеей ООН критериям. Число НРС меняется. В 1984 г. их было 36 с общим числом населения 300 млн. человек, в 1995 г. 47 (более 2/3 составляли страны Африки, остальные Азии, Океании и Карибского … Юридическая энциклопедия

ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ — страны, обеспечивающие развитие экономики на основе накопленного большого объема технически передового капитала и наличия высококвалифицированной рабочей силы. К ним относятся США, Канада, Япония, большинство стран Западной Европы … Юридическая энциклопедия

НАИМЕНЕЕ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ — (НРС) согласно принятым Генеральной Ассамблеей ООН в 1971 г. критериям те государства, валовой национальный продукт (ВНП) которых на душу населения не превышает 100 долл. США (в ценах 1970 г.), доля обрабатывающей промышленности в ВНП не более… … Юридический словарь

НАИМЕНЕЕ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ — ПОЛЬЗОВАТЕЛИ СХЕМОЙ ПРЕФЕРЕНЦИЙ — наименее развитые страны, перечисленные в Приложении 4 к приказу ГТК от 26 апреля 1996 г. № 258. В отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ и происходящих из этих стран, таможенные пошлины не применяются. Перечень наименее развитых … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Источник

Развитые страны

Содержание

Список развитых стран

Что такое развитые страны определение. Смотреть фото Что такое развитые страны определение. Смотреть картинку Что такое развитые страны определение. Картинка про Что такое развитые страны определение. Фото Что такое развитые страны определение

Что такое развитые страны определение. Смотреть фото Что такое развитые страны определение. Смотреть картинку Что такое развитые страны определение. Картинка про Что такое развитые страны определение. Фото Что такое развитые страны определение

Примечания

См. также

Ссылки

Что такое развитые страны определение. Смотреть фото Что такое развитые страны определение. Смотреть картинку Что такое развитые страны определение. Картинка про Что такое развитые страны определение. Фото Что такое развитые страны определение

Полезное

Смотреть что такое «Развитые страны» в других словарях:

развитые страны — группа независимых стран современного мира, отличающихся высоким уровнем экономического и социального развития, высокими значениями макроэкономических показателей (прежде всего ВВП на душу населения). Практически все эти страны уже вошли в период … Географическая энциклопедия

Промышленно развитые страны — страны, обеспечивающие развитие экономики на основе накопленного большого объема технически передового основного капитала и наличия высококвалифицированной рабочей силы. Промышленно развитые страны страны с высоким уровнем дохода на душу… … Финансовый словарь

Наименее развитые страны — (НРС) официальный термин, употребляемый в рамках ООН. В этих государствах очень низкий уровень жизни, экономика очень слабая, люди и ресурсы подвержены воздействию стихий. Наименее развитые страны выделены синим цветом Включение в группу… … Википедия

ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ — (industrial countries) Страны, в ВВП и экспорте которых большой удельный вес занимает промышленное производство. Список стран, которые можно считать промышленно развитыми, постоянно меняется. Международный валютный фонд (МВФ) использует это… … Экономический словарь

Наименее развитые страны — по классификации ООН страны: с низким уровнем дохода; с долгосрочными препятствиями экономическому росту; с недостаточным уровнем развития человеческих ресурсов; и с серьезными недостатками в структуре экономики. См. также: Показатели для… … Финансовый словарь

НАИМЕНЕЕ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ — (least developed countries) Самые бедные страны мира. На Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) (United Nations Conference on Trade and Development, UNCTAD) в 1971 г. наименее развитыми странами были обозначены страны с очень низким… … Экономический словарь

НАИМЕНЕЕ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ (НРС) — государства, соответствующие принятым Генеральной Ассамблеей ООН критериям. Число НРС меняется. В 1984 г. их было 36 с общим числом населения 300 млн. человек, в 1995 г. 47 (более 2/3 составляли страны Африки, остальные Азии, Океании и Карибского … Юридическая энциклопедия

ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ — страны, обеспечивающие развитие экономики на основе накопленного большого объема технически передового капитала и наличия высококвалифицированной рабочей силы. К ним относятся США, Канада, Япония, большинство стран Западной Европы … Юридическая энциклопедия

НАИМЕНЕЕ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ — (НРС) согласно принятым Генеральной Ассамблеей ООН в 1971 г. критериям те государства, валовой национальный продукт (ВНП) которых на душу населения не превышает 100 долл. США (в ценах 1970 г.), доля обрабатывающей промышленности в ВНП не более… … Юридический словарь

НАИМЕНЕЕ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ — ПОЛЬЗОВАТЕЛИ СХЕМОЙ ПРЕФЕРЕНЦИЙ — наименее развитые страны, перечисленные в Приложении 4 к приказу ГТК от 26 апреля 1996 г. № 258. В отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ и происходящих из этих стран, таможенные пошлины не применяются. Перечень наименее развитых … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Источник

Развитые страны: понятие, примеры

Наш современный мир потрясающе разнообразен. В нем соседствуют богатые и бедные, развитые и развивающиеся страны. Чем они отличаются друг от друга? И какие государства можно отнести к группе экономически развитых? Об этом читайте в нашей статье.

Развитые и развивающиеся страны: проблема идентификации

В самом начале следует отметить, что в ООН не предусмотрено четких критериев, по которым страну можно отнести к тому или другому типу. Так, развитые страны (английский вариант термина: developed countries) обозначаются как государства, которые занимают на данный момент времени ведущее положение в мировой экономике.

Развивающиеся страны (developing countries) – это государства с низкими стандартами уровня жизни, отсутствием механизмов свободного рынка, олигархическими правительствами и т.п. Интересно, что в современном мире есть и такие страны, которые не развиваются вовсе. Для этих государств в ООН придумали еще один класс: «наименее развитые государства». К последним можно отнести Нигер, Сомали, Чад, Бангладеш и еще ряд стран Африки и Азии.

Что такое развитые страны определение. Смотреть фото Что такое развитые страны определение. Смотреть картинку Что такое развитые страны определение. Картинка про Что такое развитые страны определение. Фото Что такое развитые страны определение

Такие государства планеты, как Япония, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, а также ряд европейских стран принято относить к классу экономически развитых стран мира. А вот страны бывшего СССР и вовсе не включены ни в одну из вышеназванных групп, что говорит о некой субъективности и несовершенстве данной политико-экономической классификации.

Экономически развитые страны: сущность понятия и критерии выделения

Под экономически развитыми государствами подразумеваются страны с рыночной экономикой и самым высоким уровнем жизни своих граждан. Существуют критерии, согласно которым экономисты выделяют развитые страны. К таким можно отнести следующие:

Что такое развитые страны определение. Смотреть фото Что такое развитые страны определение. Смотреть картинку Что такое развитые страны определение. Картинка про Что такое развитые страны определение. Фото Что такое развитые страны определение

На сегодняшний день, экономически развитые страны выступают главными носителями мирового научно-технического потенциала. Во многом, именно эта особенность является основным фактором конкурентоспособности их экономик.

География развитых государств

Развитые страны сегодня – это около 75 % общемирового валового продукта. Вместе с этим, в этих государствах проживает всего 15 % населения планеты Земля. Именно между развитыми странами движется основная часть международного капитала и «умов».

Согласно классификации МВФ (Международного Валютного Фонда), к экономически развитым странам относится 34 современных государства. Это США, Канада, все страны еврозоны, некоторые государства Восточной Азии, а также Австралия и Новая Зеландия. Карта ниже дает общее преставление об их планетарной географии (все развитые страны мира на ней отмечены синим цветом).

Что такое развитые страны определение. Смотреть фото Что такое развитые страны определение. Смотреть картинку Что такое развитые страны определение. Картинка про Что такое развитые страны определение. Фото Что такое развитые страны определение

В группе развитых стран также выделяется «семерка» наиболее развитых государств. К их числу относят США, Японию, Канаду, Францию, Германию, Великобританию и Италию.

Индустриальные государства планеты

Индустриальные или промышленно-развитые страны – это группа государств, экономики которых основаны на промышленности, индустрии. В англоязычной литературе встречается термин: industrial countries.

Если промышленный продукт занимает более 50 % в структуре ВВП и экспорта страны, то её, как правило, относят к группе промышленно-развитых государств. Список этих стран определяет МВФ. Причем, он регулярно меняется и корректируется.

Помимо индустриальных, в мире также выделяют аграрные (экономика которых основана преимущественно на сельском хозяйстве), а также аграрно-индустриальные страны.

Примеры развитых стран: Япония

Японская экономика – одна из самых развитых в мире. По объему ВВП Япония занимает третье место на планете. Здесь сильно развиты высокие технологии, японские автомобили и корабли ценятся во всем мире. Японская транспортная система известна своими высокоскоростными и модернизированными железными дорогами, автомобильными трассами.

Японская экономическая модель весьма необычна. Она предусматривает единство крупного капитала и государственной власти в решении насущных проблем страны. Правительство, вместе с самыми большими японскими концернами, четко координируют свои действия.

Что такое развитые страны определение. Смотреть фото Что такое развитые страны определение. Смотреть картинку Что такое развитые страны определение. Картинка про Что такое развитые страны определение. Фото Что такое развитые страны определение

Сельское хозяйство в Японии умудряется не только обеспечивать свои огромные внутренние потребности, но и экспортирует около половины всего произведенного в стране продовольствия за границу. Основой аграрного комплекса здесь выступают маленькие фермы и хозяйства.

США: исторические аспекты экономики государства

Современные успехи американской экономики – это следствие нескольких факторов. Каких именно?

Прежде всего, этой стране достались в свободное распоряжение огромные и малозаселенные просторы, с богатейшим природно-ресурсным потенциалом. На его основе эффективно развивалась как промышленность, так и сельское хозяйство. Еще один важный момент: в США никогда не существовало так называемых докапиталистических отношений, «следы» которых ставили бы палки в колеса развитию страны.

На протяжении XIX-XX веков в США переехало огромное количество «умов» – высококвалифицированных, активных и перспективных кадров. Все они нашли себе применение в благополучной заокеанской стране, чем заложили мощный фундамент для развития американской науки, высшего образования и технологий.

Что такое развитые страны определение. Смотреть фото Что такое развитые страны определение. Смотреть картинку Что такое развитые страны определение. Картинка про Что такое развитые страны определение. Фото Что такое развитые страны определение

Стремительный рост населения в США стимулировал развитие сферы услуг. Экономика страны получила ориентацию на потребителя: уже в 1915 году в США был произведен миллионный легковой автомобиль. Следует отметить, что ни одна из Мировых войн не нанесла экономике и инфраструктуре США никакого урона (в отличие от стран Европы, России или Японии, которые долго восстанавливались после лихолетий войны).

Роль государства в современной американской экономике остается высокой. Оно полностью контролирует деятельность отдельных отраслей народного хозяйства. Прежде всего, речь идет о военном секторе, атомной промышленности и некоторых других сфер.

Россия – развивающаяся или развитая страна?

Россия – развитая страна, или нет? Международный Валютный Фонд отвечает на этот вопрос однозначно: нет. Хотя и в списке развивающихся государств России нет. А вот к числу промышленно-развитых стран Российскую Федерацию можно относить смело.

Что такое развитые страны определение. Смотреть фото Что такое развитые страны определение. Смотреть картинку Что такое развитые страны определение. Картинка про Что такое развитые страны определение. Фото Что такое развитые страны определение

Экономика Российской Федерации – пятая на планете по общему объему ВВП. Её доля в мировой экономике составляет около 3-3,5 %. Ведущие отрасли в структуре народного хозяйства России – это добыча полезных ископаемых, строительство, обрабатывающая промышленность, электроэнергетика.

Страна экспортирует преимущественно нефть, природный газ, нефтепродукты, цветные металлы, древесину, а также различную военную технику. Среди главных статей импорта стоит выделить стальной прокат, автомобили, приборы и оборудование, фармацевтические препараты и другое. Основные внешнеторговые партнеры России: Китай, Германия, Беларусь, Польша, Казахстан, Франция и Италия.

В заключение…

Развитые страны (developed countries) – это государства, занимающие в современной мировой экономике и политике ведущее место. Все они отличаются общими чертами: высокими жизненными стандартами, открытостью власти, стремительным развитием науки, активным внедрением высоких технологий в производство, сельское хозяйство и прочие сферы жизни и деятельности людей.

Согласно классификации МВФ, в современном мире выделяется 34 развитых государства. Почти все они расположены в Северном полушарии, в основном, в пределах Европы.

Источник

Развитые страны как группа

А.Булатов, д.э.н., профессор

Развитые страны до сих являются ядром мирового хозяйства, хотя в них живет лишь 1/7 часть человечества: здесь производится половина мирового ВВП и достигнут такой уровень экономического, политического, социального и культурного развития, который является ориентиром для большинства остальных стран. Еще значительнее роль развитых стран в глобальной экономике: на них приходится более 60% мировой торговли, почти 75% мирового экспорта капитала, подавляющая часть экспорта знаний, они являются местом притяжения основной массы мигрантов в мире.

Три центра развитого капитализма

Внутри группы развитых стран можно выделить три центра, так называемую триаду — это НАФТА, ЕС, развитые страны Восточной Азии (некоторые включают в этот центр также Австралию и Новую Зеландию). Входящие в триаду страны демонстрируют разные модели современного капитализма и разные подходы к глобализации (особенно к региональной экономической интеграции).

НАФТА и ЕС объединяют страны в рамках этих интеграционных объединений плюс имеют свою периферию, состоящую из экономически и политически тесно связанных с ними стран: у НАФТА это Центральная и Карибская Америка и часть южноамериканских стран, у ЕС — часть стран Ближнего и Среднего Востока (прежде всего средиземноморских), большинство стран Африки и некоторые государства Азии.

По-другому дело обстоит с третьим центром триады — развитые страны здесь не объединены в интеграционное объединение и сложно говорить об их экономической периферии. Интеграционную группировку они не создали потому, что в их внешнеэкономических связях не преобладают взаимные связи, т.к. в этом регионе по своему экономическому весу доминируют не развитые страны, как в Северной Америке и Западной и Центрально-Восточной Европе, а менее развитый, но огромный и динамичный Китай. В результате в 2012 г. у Японии, наиболее крупной развитой экономики этого региона, 18% ее экспорта направлялось в Китай (в 2005г — 13,5%), еще 18% — в США (в 2005г. — 23%), 10% — в ЕС (в 2005г. — 15), а на все развитые страны Восточной Азии, Австралию и Новую Зеландию приходилось лишь 24% (в 2005г. — 27%). Если Китай в будущем превратится в развитую страну, то он и будет возглавлять этот центр триады, притягивая к себе потоки товаров, капитала и знаний из других стран этого региона.

Основные тенденции, проблемы и вызовы в развитых странах

Глобализация продолжает быть ведущей тенденцией в экономике развитых стран, однако после последнего мирового экономического кризиса ее темпы прогнозируются более низкими, чем до кризиса. Это тормозит динамику развитых стран, главных бенефициаров глобальной экономики.

Постиндустриализация развитых стран означает, что они перешли на такую стадию экономического развития, на которой главным драйвером их экономического роста становятся инновации. Однако эффективность инноваций снижается, вероятно, из-за того, что развитые страны находятся сейчас на ниспадающей части цикла Кондратьева. Нет большого набора новых радикальных открытий, а предыдущие во многом освоены.

Во многих развитых странах достигнут такой высокий уровень экономической либерализации, радикально повышать который дальше сложно. Более того, возможно усиление госвмешательства в экономику (например, более активное госрегулирование финансового сектора). А в результате этот драйвер экономического роста развитых стран, стимулирующий предпринимательство, может приносить меньший, чем раньше, эффект.

Наконец, на темпах ВВП развитых стран сказывается также растущее старение их населения, что ограничивает приток в экономику рабочей силы и сбережений (пожилые люди не только не работают, но и «проедают» свои сбережения, а не превращают их в инвестиции).

В результате ОЭСР прогнозирует в среднесрочной и долгосрочной перспективе более низкие темпы экономического роста развитых стран.

Таблица 13.1
Развитые страны: прогноз ОЭСР среднегодовых темпов роста ВВП, в процентах

*Только развитые страны-члены ОЭСР
**Потенциальные темпы роста, т.е. без учета спадов и бумов
Источники: OECD Economic Outlook. October 2013. P.199; IMF. World Economic Outlook. October 2013. P.154.

Ситуация усугубляется тем, что ряд менее развитых стран благодаря своему высокому экономическому росту превращается во все более сильные экономики и в результате, по прогнозу ИМЭМО РАН, развитые страны в 2030 г. будут производить лишь 38% мирового ВВП.[1] Правда, группа развитых стран к этому времени может пополниться за счет некоторых стран ЦВЕ, Латинской Америки и Азии и тогда ее вес снизится не так сильно.

Таким образом, недостаточно высокие темпы экономического роста (а, значит, и модернизации) являются, вероятно, главным вызовом для всей группы развитых экономик.

Постиндустриализация продолжает сдвигать отраслевую структуру развитых стран в сторону услуг. Если в 2000 г. на этот сектор приходилось 70% их ВВП, то в 2012 г. — уже 74%. Подобный сдвиг происходит не столько за счет первичного сектора, уже давно мало весящего в развитой экономике, сколько за счет вторичного сектора (его доля сократилась с 28 до 25%), особенно обрабатывающей промышленности. Хотя в ведущих европейских странах, Японии и почти всех остальных азиатских развитых странах это компенсируется ростом доли производства машин, оборудования и транспортных средств (т. е. наиболее наукоемких производств) в выпуске готовых изделий, но в США и Канаде сокращается и эта доля. Проблема деиндустриализации в этих двух странах «семерки» особенно актуальна. Тем не менее США и Канада пока что компенсируют это активным развитием современных услуг, в результате чего они продолжают опережать ЕС и Японию по темпам экономического роста.

Во многом это происходит потому, что в этих двух странах, особенно в США, удается сохранять неплохие темпы повышения производительности труда — в прошлом десятилетии в Америке они были выше в два раза, чем в еврозоне и Японии. Отчасти это происходит потому, что в современных услугах — финансовых, деловых, консультационных — выработка на одного занятого очень велика и продолжает расти. Но прежде всего это следствие более активной, чем в других развитых странах, инновационной деятельности в США (пусть она и приносит меньшую, чем в прошлые десятилетия, отдачу). А в результате Америке, судя по прогнозу ОЭСР, удастся и в будущем десятилетии сохранить самую высокую среди крупных экономик производительность труда.

Уровень либерализации реального сектора по разным направлениям хорошо отражают разработанные ОЭСР индикаторы регулирования рынка продуктов (PMR indicators). Их 18, они рассчитываются статистиками и экспертами в диапазоне от 0 до 6 по степени тяжести госвмешательства в то или иное направление хозяйственной деятельности и имеют разный вес. Замеры этих индикаторов в 1998 г. и 2008 г. зафиксировали дальнейший сдвиг в сторону либерализации — средний интегральный индекс PMR в целом по ОЭСР снизился с 2,2 до 1,8. Ниже среднего этот индекс в США, Канаде, Японии, Испании, выше — во Франции, Южной Корее и особенно высок в Польше, Турции и Мексике (1,8 — 2,4). Для сравнения укажем, что ОЭСР оценивает величину этого индекса в России в 3,1 (примерно такова же оценка для Китая) и прежде всего из-за высокого значения индикаторов, показывающих уровень контроля со стороны государства (прежде всего это размер госсобственности и вовлеченности государства в хозяйственную деятельность) и уровень открытости страны для импорта иностранных продуктов и иностранных инвестиций.

Величина накопленного финансового капитала в развитых странах всюду велика (см. табл.11.1). Однако его структура в разных странах отличается.

Таблица 13.2.
Развитые страны: структура финансового капитала (финансового рынка) в 2012г., в процентах от ВВП

Капитализация рынка акций

Стоимость долговых ценных бумаг

Акции, долговые ценные бумаги, банковские активы в целом

Источник: IMF.Global Financial Stability Report.October 2013.169.Statistical Appendix.P.11.
Как демонстрирует табл.13.2, в структуре финансового капитала США доминирует рынок ценных бумаг (фондовый рынок), а банки с их активами имеют меньшее значение. Другая ситуация в Европе и Японии — здесь значение банковских активов намного больше. Можно предположить, что более высокий уровень экономического развития страны вызывает в ее финансовой структуре сдвиг от банков к ценным бумагам как главному каналу финансирования экономики. Это осуществляется через более передовую структуру собственности: американские фирмы с их сильной размытостью акционерного капитала активно используют эмиссию акций не боясь и дальше размывать свой капитал, в то время как европейские и японские фирмы с их более высокой внутрифирменной концентрацией капитала активнее используют банковские кредиты, дабы не размывать контрольные пакеты своих акций и к тому же банкам принадлежит ощутимая часть их капитала. Долговые ценные бумаги, не влекущие за собой перераспределение собственности, охотно выпускаются фирмами всех этих стран, а не только их правительствами, в результате чего их накопленная величина огромна.

В свою очередь, большая величина государственных долговых бумаг (в США и ЕС на них приходится 1/3 всех долговых ценных бумаг, в Японии — более 4/5) отражает важную для этих стран проблему — большие размеры госдолга. Нараставшая постепенно в предыдущие десятилетия, проблема госдолга резко обострилась в годы последнего кризиса (в Японии быстрый рост госдолга начался еще в позапрошлом десятилетии после начавшегося здесь кризиса).

Госдолг возникает из дефицита госбюджета, для погашения которого государство выпускает долговые ценные бумаги разного вида, прежде всего облигации. Дефицит госбюджета характерен для подавляющего большинства развитых стран в последние десятилетия, что не было типично для прежнего капитализма, где дефицит госбюджета возникал в основном во время войн и кризисов. Вероятной причиной перехода развитых стран к преимущественно дефицитному госбюджету можно считать сильно возросшие государственные расходы, идущие прежде всего на социально-культурную сферу, т.е. на развитие человеческого капитала. Но были и экономико-теоретические причины длительного существования этого дефицита.

По неоклассическому и неолиберальному подходу к государственному долгу, влияние последнего на экономику в целом негативно — государство, наращивая расходы на обслуживание долга, стимулирует инфляцию, повышает стоимость капитала и вытесняет с финансового рынка частных заемщиков, тем самым тормозя их инвестиции и экономический рост в целом. Однако неокейнсианская теория рассматривает возникающую при этом небольшую инфляцию как позитив — ведь она стимулирует вложение наколенного капитала в экономику для предотвращения его обесценения, к тому же негативное влияние госдолга начинает ощущаться лишь после достижения им больших размеров, точнее — больших платежей по нему.

Таблица
Развитые страны: государственный долг по отношению к ВВП, в процентах

1997-2006, в среднем за год

Источники: IMF. World Economic Outlook. October 2013. P.165; OECD Economic Outlook.2013. P.210.

Как видно из таблицы 13.3, ОЭСР прогнозирует смягчение проблемы госдолга в нынешнем и следующем десятилетии в развитых странах, опять же кроме Японии. Если, как полагают аналитики ОЭСР, основной причиной скачка госдолга в последние годы было падение темпов роста ВВП (что влекло за собой снижение госдоходов в условиях, когда сокращать экономические и социально ориентированные госрасходы сложно), то прогнозируемое восстановление экономической динамики, пусть и не до прежних размеров, может вернуть госдолг за счет роста госдоходов в рамки, близкие к маастрихтским критериям госдолга (60% и менее от ВВП). В Японии, где темпы экономического роста прогнозируются на уровне немногим более 1%, прогнозируется стабилизация величины госдолга по отношению к ВВП.

Сложность ситуации в том, что по мере старения населения будет необходимо наращивать госрасходы на пенсионные и медицинские нужды. Поэтому возможно, что придется использовать не только рост доходов от восстановления экономического роста, но и прибегнуть к повышению налогообложения. Однако при нынешнем высоком уровне налогообложения это тяжело: если в 2012 г. в среднем в мире фирма платила в виде различных налогов и обязательных платежей 43,1% от своей прибыли, то в Японии это было 49,7%, США — 46,3%, Европе — 41,1% (для сравнения: в ЮАР — 30,1%, России — 50,7%, Индии — 62,8%, Китае — 63,2%, Бразилии — 68,3%)[2]. Попытки повысить налоги с физических лиц, как показывает опыт Японии, также проходят с трудом.

Глобальная экономика состоит прежде всего из потоков продукции, капитала и знаний между самими развитыми странами. Так, развитые страны весят около 60% в американском экспорте товаров и немногим менее 50% — в американском импорте. Поэтому проблему замедления темпов глобализации эти страны пытаются решить через усиление взаимных связей. Для ЕС с его тремя десятками участников это прежде всего форсирование европейской интеграции, для НАФТА и развитых стран Восточной Азии — расширение интеграционных связей с другими центрами триады. Трансатлантическая зона свободной торговли могла бы ускорить темпы экономического роста ее участников, однако спорными моментами остаются высокие защитные пошлины в ЕС на ввоз сельхозтоваров и недостаточная защита здесь американской интеллектуальной собственности, а также разные стандарты. В переговорах о создании Транс-Тихоокеанского партнерства как зоны свободной торговли участвуют 13 стран, 7 из которых — развитые экономики (США, Канада, Япония, Тайвань, Сингапур, Австралия, Новая Зеландия). Главной экономической причиной этого проекта является неспособность АТЭС создать такую зону, хотя существует и политическая причина — желание ослабить связи стран-участниц с Китаем.

Другой существенной внешнеэкономической проблемой для развитых стран являются международные дисбалансы. Так, у Германии и Японии с их стабильно положительным сальдо текущего платежного баланса это вызывает рост избыточных золотовалютных резервов и большой вывоз капитала, вероятно, тоже избыточный. Сложнее эта проблема для стран со стабильно дефицитным текущим платежным балансом и прежде всего потому, что они чрезмерно зависят от притока иностранного капитала, который должен компенсировать через финансовый счет платежного баланса дефицит текущего платежного баланса.

Особенно актуально это для США, где дефицит текущего платежного баланса, в основном за счет дефицита торгового баланса, в 2005–2014 гг. колебался от 3 до 6% ВВП. Он компенсировался притоком иностранного капитала в американскую экономику, однако это потенциально опасная ситуация. Ведь основная часть ввоза капитала состоит из покупок нерезидентами американских ценных бумаг и новый кризис в американской экономике может остановить этот приток. Конечно, резервный статус американского доллара позволит и в будущем рассчитываться долларами, а не товарами и услугами за импортируемую иностранную продукцию, однако это среднесрочное, а не долгосрочное решение. Поэтому Америке, вероятно, придется поднять норму валового сбережения. По прогнозу ОЭСР, в 2015–2018 гг. она составит в среднем 19,3% от ВВП против 17,3% в 2007 г., и на этой основе США смогут уменьшить разрыв между потребностью в инвестициях и недостаточными для этого отечественными сбережениями — с 5 до 3% ВВП. Однако повышение нормы валового сбережения в США будет означать заметные изменения в экономической политике и, прежде всего, потенциальное ослабление темпов спроса.

Одним из способов решения этой проблемы является широкомасштабная иммиграция — 5 млн. в 2011 г. Но если страны переселенческого капитализма с их большим опытом иммиграционной политики — США, Канада, Австралия — смогли адаптироваться через контролируемую иммиграцию к тому, что в отличие от прошлых веков мигранты приезжают в основном из менее развитых стран, то миграция в Европу, ранее не наблюдавшаяся и поэтому слабо контролируемая, создает проблему недостаточной адаптации многих мигрантов (особенно из мусульманских стран) к местным экономическим, культурным и психологическим требованиям. О большом значении иммиграции для развитых стран говорит доля их населения, родившегося за рубежом — в 2010 г. в Канаде, Австралии и Новой Зеландии она составляла 21–22%, в США — 13,5%, в Германии и Испании — примерно столько же, около 7% — в остальных ведущих европейских странах и лишь 1–2% в Южной Корее и Японии.

Другой проблемой является старение населения развитых стран. Увеличение продолжительности жизни привело к тому, что доля лиц достигших 60 лет в их населении постоянно растет и в 2013 г. составляла уже 23%, а к 2050 г. ожидается ее увеличение до 32%. В результате уменьшается прирост рабочей силы. Если в 2000—2007 гг. занятость в странах ОЭСР росла среднегодовыми темпами в 0,9%, то в 2012—2017 гг. прогнозируется ее рост темпами в 0,6%, в 2018—2030 гг. — 0,4% (при этом особенно невелик этот рост будет в еврозоне, а в Японии численность занятых будет продолжать сокращаться).

К тому же основная масса пожилых людей уже не работает и, более того, получает существенные социальные трансферты от государства. Так, в США примерно 2/3 федерального бюджета тратится на пенсионную систему и медицинскую помощь престарелым. Поэтому рост числа пожилых граждан оборачивается для бюджета еще большим напряжением в условиях, когда госдолг и так достиг критических размеров. Но если люди живут дольше, то, вероятно, они могут выходить на пенсию позже. Поэтому основным способом решения этой проблемы будет постепенное увеличение возраста выхода на пенсию. Во Франции планируется увеличение пенсионного возраста до 62 лет (против нынешних 60 лет), Германии — 67 лет (65–67 лет), США — 69 лет (65 лет) и т. д.

Безработица является существенной проблемой, но преимущественно для европейских стран с их низкими темпами экономического роста и жесткой система найма и увольнения. Если в 2014 г. в США безработица составила 7,4% экономически активного населения (перед кризисом — 4,5–5%), то в еврозоне — 12,2% (7,5–9%). Японии же с ее сокращающимся экономически активным населением и системой пожизненного найма во многих компаниях удается держать безработицу на уровне 4–5%, также как другим развитым странам Восточной Азии с их неплохими темпами экономического роста.

[1] Стратегический глобальный прогноз 2030. Расширенный вариант. Под ред. А.А.Дынкина. М., 2011. С.462.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *