Что такое развитый интеллект

Интеллект: Что Это Такое? (Определение, Виды и Уровни)

Что такое развитый интеллект. Смотреть фото Что такое развитый интеллект. Смотреть картинку Что такое развитый интеллект. Картинка про Что такое развитый интеллект. Фото Что такое развитый интеллект

Интеллект – что это такое простыми словами? Это слово так часто употребляется в обиходе, что буквально каждый уверен, что точно знает его значение. Однако большинство людей воспринимает интеллект лишь как один из синонимов слова «ум». По их мнению, человек с низким уровнем интеллекта – глупец, а с высоким – умнейший человек. Но так ли это?

При этом оба актёра одинаково запоминают сотни страниц сценариев, занимаются благотворительной деятельностью и принимают участие в различных публичных мероприятиях. Никто не может сказать, что один из них намного глупее второго.

Все эти примеры указывают на то, что интеллект – это не просто отражение эрудированности или ума в цифровом выражении. Но что же это тогда такое?

Что такое интеллект?

Что такое развитый интеллект. Смотреть фото Что такое развитый интеллект. Смотреть картинку Что такое развитый интеллект. Картинка про Что такое развитый интеллект. Фото Что такое развитый интеллект

Интеллект — это в психологии качество человеческой психики, сочетающее в себе разные способности: память, внимание, мышление и др. Определяя уровень интеллекта, психологи могут сказать, насколько развиты у человека способности к обучению, абстрактному мышлению, пониманию мира, использованию на практике полученных ранее знаний и опыта.

Интеллект, с точки зрения психологии – это главный двигатель эволюции. Учёные считают, что от того, с какой скоростью развиваются интеллектуальные способности животных, зависит выживание вида. Более того, по мнению многих антропологов, именно стремительное развитие интеллектуальных способностей у первобытных людей стало причиной того, что человечество смогло пережить многочисленные катаклизмы и достигнуть нынешнего положения главенствующего вида на планете.

Однако отвечая на вопрос, что такое интеллект человека, нельзя упускать из виду и другие качества. Сам по себе высокий уровень интеллекта ничего не даёт, если у человека не развиты другие качества и способности.

Например, тот же Стивен Хокинг смог реализовать себя в области теоретической физики, так как обладал способностями к логическому, пространственному, ассоциативному и абстрактному мышлению, а также сбору, систематизации и анализу информации. А вот Арнольду Шварценеггеру и Дольфу Лундгрену высокий уровень интеллекта стал только подспорьем в карьерном росте. Другими словами, интеллектуальность — это только один из компонентов успеха. Причём, как показывает пример Сильвестра Сталлоне, совершенно необязательный.

Кстати, рассматривая сущность понятия «интеллект», нельзя не вспомнить об искусственном интеллекте. Десятилетиями люди спорят о том, смогут ли машины или роботы полноценно заменить человека, мыслить наравне с ним.

Что такое развитый интеллект. Смотреть фото Что такое развитый интеллект. Смотреть картинку Что такое развитый интеллект. Картинка про Что такое развитый интеллект. Фото Что такое развитый интеллект

Сейчас активно развиваются интеллектуальные системы, позволяющие частично заменить человека на работе и в быту. Однако такие сферы человеческой деятельности как культура и искусство, остаются для них недостижимыми. Поэтому понятие «интеллект» в его первоначальном значении нельзя применить к искусственным механизмам. Интеллектуальные способности – это прерогатива живых существ.

Возможно, в будущем всё изменится. В пользу этого говорит то, что в перечень особенностей интеллектуальных систем входит многоуровневая система сбора и анализа информации, логика, память, способность к прогнозированию и сознание. Все эти характеристики, кроме сознания уже есть в современных машинах. Ну а пока заниматься наиболее сложной умственной деятельностью людям приходится самостоятельно.

Кто ввёл понятие интеллект?

Умственные способности людей были предметом изучения многих учёных, в том числе знаменитых мыслителей Древней Греции и Древнего Рима. Однако понятие интеллекта впервые было введено только в конце XIX века, то есть чуть больше ста лет назад.

В стремлении принести человечеству пользу, учёный стал основоположником евгеники – учения, направленного на борьбу с вырождением. Это учение позже было использовано Адольфом Гитлером для объяснения целей и пользы нацизма.

Впрочем, сам Фрэнсис Гальтон не стремился к уничтожению ущербных людей. По его мнению, интеллектуальный человек должен быть всесторонне развит, в том числе духовно. Сам учёный вполне соответствовал этому описанию, сделав существенный вклад в развитие психологии, генетики, криминалистики и физики. Позже его взгляды на сущность интеллекта были подтверждены другими исследователями, классифицировавшими интеллектуальные способности людей.

Виды интеллекта в психологии

Как уже было сказано выше, интеллект – это не только умственные способности, эрудированность или умение быстро вычислять в уме. Часто очень умные и талантливые люди не могут успешно сдать тест IQ с высокими баллами. Точно так же, наоборот, с виду глупые, ограниченные люди способны показать невероятные результаты. Причина этого кроется в том, что бывают разные виды интеллекта.

Любой профессиональный психолог скажет, что проходить тест IQ самостоятельно – это глупо и бесполезно.

Что такое развитый интеллект. Смотреть фото Что такое развитый интеллект. Смотреть картинку Что такое развитый интеллект. Картинка про Что такое развитый интеллект. Фото Что такое развитый интеллект

Чтобы точно определить уровень интеллекта человека, нужно чтобы с ним предварительно поработал опытный психолог. Он поможет определить склонности человека и максимально объективно оценить его способности.

Исходя из работ Рэймонда Кэттелла, под подвижным интеллектом подразумевается логическое мышление, способность к анализу и действиям в нестандартных ситуациях. Что касается кристаллизовавшегося интеллекта, то он включает в себя использование полученного ранее опыта и сам опыт.

Современные психологи используют классификацию, в которую входит:

    продукционный (ментальный); социальный; вербальный; духовный; эмоциональный интеллект.

Что такое развитый интеллект. Смотреть фото Что такое развитый интеллект. Смотреть картинку Что такое развитый интеллект. Картинка про Что такое развитый интеллект. Фото Что такое развитый интеллект

✔️ Продукционный интеллект или интеллект мышления — это совокупность логического, системного и каузального мышления. Он необходим человеку для того, чтобы обрабатывать полученную информацию. Именно продукционный интеллект чаще всего и используют в качестве основного признака ума человека.

✔️ Социальный интеллект представляет собой способность ориентироваться в разных жизненных ситуациях, определять социальные роли других людей и использовать подходящие роли самостоятельно.

Для человека нормально вести себя в обществе не так как дома. Дома можно позволить себе петь в душе, дурачиться или ходить с грязной головой. В обществе нужно придерживаться определённых правил. Это и есть социальные роли. Чем больше ролей может играть и распознавать человек, тем он более развит.

✔️ Вербальный интеллект – это совокупность способностей к общению и получению информации из разных источников. Он развивается в возрасте 3-5 лет и требует контроля со стороны. Если своевременно не проследить за его развитием, умственные способности человека никогда не достигнут нормального уровня. Чтобы он развивался безостановочно, нужно читать классическую литературу, смотреть интересные фильмы, принимать участие в дискуссиях с образованными и эрудированными людьми.

✔️ Духовный интеллект представляет собой отражение гармоничности внутреннего мира и личностных качеств. Другими словами, его можно представить как весы, на одной чаше которых лежит мораль, а на другой – желания и цели. Если обе чаши уравновешены, значит, духовное развитие гармонично. Духовный интеллект отвечает за такую сложную категорию мышления, как поиск смысла жизни и определение своего места в ней. Поэтому для достижения гармоничного развития так важно предаваться размышлениям, мечтать и медитировать.

✔️ Эмоциональный интеллект — это способность распознавать сигналы, поступающие от других людей в виде эмоций. В качестве примера можно привести героев известного сериала «Теория большого взрыва». Главные герои сериала – учёные, самым умным из которых является физик-теоретик Шелдон Купер. Он обладает идеальной памятью, легко считает в уме шестизначные цифры, но при этом не способен отличить сарказм от серьёзного разговора, а грусть от гнева.

Всё это связано с тем, что уровень его социального интеллекта крайне низкий. В то же время глупенькая официантка Пенни легко находит общий язык с людьми и может понять, что они чувствуют, по малейшим признакам эмоций.

Некоторые психологи используют более широкую версию этой классификации, применяя на практике понятия житейского, пространственного, музыкального, творческого и телесно-кинестетического интеллекта. Однако перечисленных видов достаточно, чтобы объективно оценить уровень развития человека.

Уровни интеллекта

Выше уже неоднократно упоминались тесты на интеллект и эрудицию, в частности, шкала Айзенка.

Что такое развитый интеллект. Смотреть фото Что такое развитый интеллект. Смотреть картинку Что такое развитый интеллект. Картинка про Что такое развитый интеллект. Фото Что такое развитый интеллект

Логично, что тестирование интеллекта проводится индивидуально по каждому виду интеллекта. Поэтому психологи используют в работе одновременно 5-8 видов тестирования. Обычно к ним относятся тесты Кеттелла, Гилфорда, Векслера, Равена, Амтхауэра, Беннета, Айзенка, Гоулмана и Гарднера.

В чём измеряется интеллект человека? Независимо от вида тестов, единицей измерения являются баллы. При этом в зависимости от того, какая шкала оценивания используется, определяются нормы тестирования. Так, интеллектуальный уровень человека по шкале Айзенка определяется так:

    1-70 баллов – низкий коэффициент интеллекта; 71-84 – ниже среднего; 85-115 баллов – средний; 116-144 баллов – интеллект выше среднего; 145-159 баллов – высокий уровень интеллектуального развития; 160+ – гениальность.

Что такое развитый интеллект. Смотреть фото Что такое развитый интеллект. Смотреть картинку Что такое развитый интеллект. Картинка про Что такое развитый интеллект. Фото Что такое развитый интеллект

Для определения уровня эмоционального интеллекта (EQ) чаще всего используется тест Гоулмана. В нём оценивается уровень развития таких навыков, как эмоциональная восприимчивость, самоконтроль, эмпатия и управление отношениями. Согласно теории Гоулмана, низкий эмоциональный интеллект – это не приговор, а повод для саморазвития.

Чтобы объективно оценить уровень интеллектуального развития человека, психологи сначала проводят предварительную беседу, в ходе которой определяют особенности мышления человека. В зависимости от того, какие способности у него больше развиты, они подбирают подходящий тест.

Интеллектуально развитый человек – это не обязательно эрудит вроде Анатолия Вассермана. Тесты позволяют оценить способности любого человека, в том числе маленького ребёнка. В этом психологам помогают признаки низкого интеллекта – плохая обучаемость, неспособность воспринимать и использовать полученную информацию, нежелание развиваться.

Незаурядный интеллект – это не повод для отказа от социализации. В большинстве своём умственно отсталые люди мало отличаются от других представителей социума. Главное – признать наличие проблемы и начать работать над её решением, развивая умственные способности.

10 признаков высокого IQ

Что такое развитый интеллект. Смотреть фото Что такое развитый интеллект. Смотреть картинку Что такое развитый интеллект. Картинка про Что такое развитый интеллект. Фото Что такое развитый интеллект

Главные составляющие интеллекта – это способности к математическим вычислениям, ориентации в пространстве, распознаванию изображений, вербальному общению, запоминанию информации и выполнению задач с помощью моторики.

Каждая из перечисленных способностей важна при определении уровня умственного развития. При этом нужно учитывать, что есть люди, способности которых развиты только в одной сфере, например, в области решения математических задач. Однако чаще всего у людей наблюдаются признаки высокого интеллекта сразу в нескольких областях.

Человека, результаты тестирования которого высокие, можно называть интеллектуал. Такие люди отличаются от других по ряду признаков. К этим признакам относится:

1. Длительная и устойчивая концентрация внимания. Многочисленные эксперименты показали, что люди с высоким IQ не замечают «фоновый шум», то есть игнорируют помехи при выполнении поставленных задач.

2. Адаптивность, то есть умение быстро подстраиваться под меняющуюся обстановку. Эта черта демонстрирует высокий уровень социального интеллекта.

3. Любознательность. Интеллектуальное мышление у людей с высоким IQ проявляется с детства в виде попытки максимально подробно изучить окружающий мир. С годами эта черта сохраняется, позволяя человеку постоянно развиваться и узнавать новое.

4. Самодостаточность. Это способность легко переносить одиночество, получать удовольствие от отдыха в обществе самого себя.

5. Хорошее чувство юмора. Большинство интеллектуалов – люди с хорошим чувством юмора, умеющие понимать тонкие шутки и откровенный сарказм. В данном случае речь идёт не о шутках на уровне отечественных комедий, а о качественном юморе, близком к философии.

6. Эмпатия. Умение сопереживать, понимать чувства и эмоции других людей, является одним из главных признаков высокоразвитого эмоционального интеллекта.

7. Ассоциативное мышление. При поступлении в школу многие дети проходят примитивное тестирование, в ходе которого оценивается их умственное развитие. При этом им обязательно задают задачи вроде «Что общего между ёлкой и ежом?». В данном случае неважно, каким будет ответ. Главное, чтобы ребёнок смог его аргументировать. Это показывает, насколько развит его интеллект и креативность.

8. Самоконтроль. Способность контролировать свои эмоции позволяет принимать взвешенные, обдуманные решения. Это обязательная черта характера любого интеллектуала.

9. Умение признавать пробелы в своих знаниях и получать новый опыт. По-настоящему умный человек осознаёт, что даже в профессиональной сфере не обладает абсолютным знанием. Поэтому интеллектуалы безостановочно учатся и стремятся к получению нового опыта посредством внедрения инноваций.

10. Мечтательность. Умение предаваться размышлениям о будущем, фантазировать и представлять что-то новое, является важной чертой для интеллектуала.

Перечисленные интеллектуальные качества — это только основные признаки высокого интеллекта. Есть также и другие черты, вроде стремления к порядку или умения планировать свою работу.

Нужно понимать, что высокий интеллект — это не всё, что нужно для успеха. Однако развитые умственные способности облегчают жизнь человека и открывают перед ним множество возможностей. Именно поэтому умные люди чаще работают на высокооплачиваемой работе и в целом чувствуют себя счастливее других.

Как повысить свой IQ

Что такое развитый интеллект. Смотреть фото Что такое развитый интеллект. Смотреть картинку Что такое развитый интеллект. Картинка про Что такое развитый интеллект. Фото Что такое развитый интеллект

Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, почему в школах дают так много сложных и с первого взгляда абсолютно бесполезных заданий? Высшая математика, строение клеток организмов, химические реакции – всё это редко пригодится вам в жизни. Однако в школьной программе сложные науки необходимы, так как они развивают умственные способности детей.

Физик-теоретик Стив Дентон в своё время задался вопросом, как стать умнее и повысить уровень интеллекта. Результатом проведённых им исследований стал набор правил, обеспечивающих умственное развитие.

Отвечая на вопрос, как повысить интеллект, Стив Дентон советовал:

    Узнавать новое – учить языки, решать математические задачи, осваивать музыкальные инструменты; Общаться с интеллектуалами, развиваясь в процессе дискуссий и оценивая противоположные точки зрения; Играть в сложные компьютерные и настольные игры – стратегии, шахматы и т. д.; Читать не менее одной книги в неделю, отдавая предпочтение серьёзной литературе; Придерживаться здорового образа жизни – спать не меньше 6 часов в сутки, делать зарядку, гулять на свежем воздухе, избегать злоупотребления алкоголем и жирной пищей.

Развитие эмоционального интеллекта возможно только посредством общения с другими людьми. Если поведение окружающих остаётся загадкой, стоит пообщаться с опытным психологом или психотерапевтом. Этот специалист поможет понять и самого себя, и других людей.

Нужно сказать, что не только Стив Дентон пытался понять, как развить интеллект. Во всём мире огромной популярностью пользуется книга «Японская система развития интеллекта и памяти» автора Кавашима Рюта.

В этой книге даётся шестидесятидневная программа саморазвития, позволяющая всего за 2 месяца, существенно поднять уровень IQ и развить умственные способности. Отзывы читателей говорят о том, что предложенная автором система реально работает: помогает думать быстрее, концентрироваться на важном и запоминать главные тезисы. Всё это говорит об одном – развивать интеллект можно и нужно!

Что такое развитый интеллект. Смотреть фото Что такое развитый интеллект. Смотреть картинку Что такое развитый интеллект. Картинка про Что такое развитый интеллект. Фото Что такое развитый интеллект

Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».

Источник

Интеллект: определение, развитие и деградация

Что такое развитый интеллект. Смотреть фото Что такое развитый интеллект. Смотреть картинку Что такое развитый интеллект. Картинка про Что такое развитый интеллект. Фото Что такое развитый интеллект

Развитие ума и интеллекта – задача весьма непростая, но крайне необходимая в жизни каждому человеку. О том, почему это так, мы говорили в статье «Развитие интеллекта. Что делать, чтобы стать умнее». Также в этой статье мы рассказывали, как нужно развивать интеллект, однако некоторые особенности мы, конечно же, не рассмотрели.

Одной из таковых, на наш взгляд, являются механизмы психики, соответствующие общепринятому пониманию интеллекта. Поэтому в настоящей статье мы хотим поговорить об интеллекте не с позиции внешних показателей интеллектуальности, а исходя из определенных функциональных механизмов.

Интеллект: определение и понимание

В первую очередь нам нужно формализовать определение интеллекта. Для этого нужно установить рамки применения этого понятия, которые не позволят размыть его смысл. Самой общей границей можно назвать необходимость осознания объекта интеллектуальных усилий, которые возможны лишь при творческой активности, причем она должна быть осознанной.

Творческую активность здесь нужно понимать как применение творческого мышления для поиска решений проблем, разработки новых вариантов действий и т.д. Говоря проще, это самое прямое проявление навыков адаптивности ко всему новому.

Важно заметить, что разбираться в интеллектуальных механизмах абсолютно бессмысленно, если не брать в расчет функциональность сознания, а также то, что вне сознания совершенно невозможна никакая выработка новых адаптивных навыков. Без этого глупо рассчитывать на появление жизненного опыта, который соответствует постоянно меняющимся условиям действительности.

Это приводит нас ко второму условию применения понятия интеллекта: интеллект является проявлением осознанной деятельности, и это проявление заметно отличается от устоявшихся поведенческих паттернов и стереотипов. Многие люди, обладающие богатейшим жизненным опытом, зачастую прибегают лишь к прошлым действиям своего интеллекта, при этом не демонстрируя того, что соответствовало бы настоящему. Именно поэтому интеллект тесно взаимосвязан не со способностью к решению задач (это под силу даже компьютеру), а со способностью творчески подходить к поиску новых решений.

Давайте же попробуем понять феномен интеллекта хотя бы в самом общем смысле. Когда человек рождается, интеллекта у него нет, из чего следует, что интеллект приобретается посредством личного опыта, формируется под влиянием окружающей среды на всех этапах развития человека.

Показатели интеллекта впоследствии поддаются оценке с помощью огромного количества IQ-тестов и анализа адекватности поведения человека. Поведенческая адекватность выражается в соответствии получаемого желаемому – если в результате своих действий человек получает неожиданный результат, вероятнее всего, его поведение не совсем адекватно ситуации (к примеру, если из 100 попыток сделать что-либо, в 70 случаях вы достигаете желаемого, значит, ваш интеллект эффективен на 70% в области совершаемых действий).

Также интеллект нельзя считать чем-то сугубо абстрактным – способностью решать математические задачи или головоломки и т.п. Интеллект можно назвать эффективностью абсолютно любых реакций, ведь он всегда подразумевает применение субъективной модели действий в соответствующих обстоятельствах (например, композитор может блистать интеллектом в музыке, но при этом оставаться полным профаном в других областях).

Чтобы описать механизмы работы психики, разбирать по полочкам суть интеллекта совсем не обязательно. Это философский термин, который появился еще до того, как механизмы адаптивности начали исследоваться наукой. Однако понятие интеллекта оказывается одним из самых востребованных, в частности, в области сопоставления эффективности адаптивных навыков людей в разных сферах их применения.

Как правило, уровень данной эффективности (относительно использования творческих навыков в социальной жизни) оценивается тестами на IQ, которые позволяют быстро и достаточно достоверно проанализировать индивидуальный потенциал каждого человека. Но эти тесты не очень подходят, когда нужно проверить активно действующий интеллект, т.к. они жестко ограничены по времени, что не позволяет применить реальный творческий подход к поиску решений.

Тестами можно проверить уже имеющиеся навыки решения задач в знакомых условиях, а не установить эффективность творческого подхода при поиске таких решений (для этого нередко требуется развивать разные промежуточные навыки). В дополнение к этому тесты на IQ пригодны в случае с небольшим количеством задач, а более обширные области они уже не затрагивают.

Каждый человек имеет механизмы осознания для подстройки под новые условия и выработки новых вариантов действий, формирующих поведенческие навыки, исходя из личного опыта. Так что в ситуациях, важных для человека, но не имеющих никакого отношения к другим людям, проявление интеллекта этого человека может окружающими вообще никак не восприниматься.

Исходя из рассмотренных нами условий применимости понятия «интеллект», под ним нужно понимать механизмы, которые обеспечивают осознание человека в совершенно новых и значимых ситуациях и творческий поиск соответствующих им новых вариантов поведения. Сюда же можно отнести проверку этих вариантов на эффективность в реальных условиях, оценку результата и формирование новых поведенческих паттернов.

Выработка новых вариантов поведения происходит при помощи навыков (автоматизмов) творческого поиска, способных развиваться и в новых условиях, постепенно дополняясь «свежими» составляющими. Продукт же интеллектуальной деятельности выражается здесь в новых поведенческих автоматизмах в новых обстоятельствах, за счет чего становится более широким и жизненный опыт реагирования.

Если не брать в расчет время, на протяжении которого проявляется интеллект в процессе формирования навыков, интеллектуальный потенциал будет выражаться в творческом потенциале адаптивности человека к новым условиям относительно конкретной формы деятельности.

По этой причине сравнивать интеллектуальный потенциал разных людей нецелесообразно. Делать это можно лишь в случае, если он применяется в схожих областях. Так, можно быть интеллектуалом в литературе, науке, механике, решении жизненных проблем, кулинарии, политике, бизнесе и т.д. Но сопоставлять интеллектуальные навыки и интеллектуальный потенциал разных областей нельзя.

Помимо прочего, проявление интеллекта может выражаться в приобретаемом человеком жизненном опыте, а эффективностью в этом случае будет являться степень соответствия опыта реальности (т.е. насколько действия соответствуют желаемому результату).

Как мы уже говорили, интеллекты в разных областях применения жизненного опыта нельзя сопоставлять по показателям эффективности. Однако никогда нельзя упускать из внимания тот факт, что интеллект, вне зависимости от того, с какой областью приложения жизненного опыта приходится иметь дело человеку, поддается развитию.

Развитие интеллекта

Говоря о развитии интеллекта, в первую очередь нужно сказать о том, что люди, задумывающиеся на эту тему, поступают не совсем правильно, т.к. не спрашивают себя конкретно, какой именно интеллект, т.е. какие именно творческие навыки следует развивать. И это упущение нередко становится для людей камнем преткновения, преградой на пути.

Нужно понимать, что навыки понимания и восприятия вполне могут развиваться независимо от навыков эффективного выполнения каких-либо действий. Это наглядно показывают самые разные духовные практики. Благодаря им некоторые люди, например, воспринимают и осознают то, чего в материальном мире не существует. Их уверенность в восприятии этого нечто крайне высока, но при этом им не требуется подкреплять ее практическим анализом на соответствие действительности.

Не углубляясь в подробности еще больше, можно просто сказать, что развивать человек должен лишь то, что послужит формированию необходимых с практической точки зрения навыков. Человек начинает осваивать новые элементы поведенческих реакций, и в результате активизируется часть интеллектуального потенциала (навыки поиска новых решений), которая взаимосвязана с конкретной областью деятельности и конкретными условиями.

А когда человек пытается развивать что-то на будущее, он уже начинает заниматься самосовершенствованием, веря в то, что развиваемое им ему обязательно пригодится. Далее мы не будем продолжать вести речь на тему развития интеллекта (еще раз советуем почитать нашу статью «Развитие мышления. Что делать, чтобы стать умнее»), а коснемся другого не менее важного вопроса.

Деградация интеллекта

Пожалуй, вы и сами прекрасно понимаете, что все, что не используется, со временем приходит в негодность, и интеллекта это касается тоже (кстати, рекомендуем также почитать статью «Сохранение ясного ума и интеллекта в пожилом возрасте»). Это можно назвать одной из простейших форм адаптации организма, исходя из особенностей окружающей среды и необходимости выполнять действия.

Все психические навыки, точно так же, как метаболизм, иммунитет и физическое состояние человека, соответствуют принципу адаптивности. Чтобы поддерживать их тонус, ими необходимо пользоваться. Вспомните, как после пары недель постельного режима во время болезни вам было как-то «не по себе» ходить и заниматься привычными делами. Аналогично этому, если не востребованы интеллектуальные навыки, они начинают угасать, понемногу забываться и т.д.

Говоря с научной точки зрения, если мозг на протяжении долгого периода времени бездействует, начинают отмирать целые нейронные структуры, состоящие из синоптических контактов, ветвлений тел нейронов, самих нейронов, дендритов и аксонов. Так что развитие интеллектуальных навыков требует, чтобы интеллект выполнял конкретные задачи, причем они должны быть важны и значимы для человека.

Что же касается пассивности интеллекта (и в особенности современного человека), то сегодня можно назвать реальные факторы, служащие причиной интеллектуальной деградации:

Первый фактор

В настоящее время можно найти огромное количество формализованной информации на тему самой разной деятельности. Это инструкции, руководства, пособия, рекомендации и советы, переходящие из уст в уста. Это приводит к тому, что любые потуги выработать свои собственные навыки в интересующей области во многих случаях лишь вредят человеку и отнимают у него время. Творческие инициативы работников во многих организациях, к сожалению, сегодня пресекаются на корню. От человека требуют всего лишь освоить эффективную методику и просто следовать регламенту.

Не будем спорить, есть и немало сфер деятельности, где без интеллекта не обойтись, где он востребован, где только с его помощью можно творить и создавать. Однако потребность в людях, бездумно выполняющих то, что сказано, в разы превышает потребность в творческих, креативных и инициативных высокоинтеллектуальных людях. Последнее, в свою очередь, и приводит к тому, что интеллектуальный потенциал таких людей простаивает без дела и увядает за ненадобностью.

Все чаще появляются специалисты с узкой специализацией, которым нужно лишь поддерживать имеющийся уровень интеллекта. Именно таких людей можно назвать «автоматами», «винтиками» в самых разных системах. Тех же, кто продолжает развивать свой интеллект по собственной инициативе и растягивает этот процесс на годы, несоизмеримо меньше.

Творчество, о котором мы уже не единожды упоминали, существенно отличается от всего, что создается по схемам, шаблонам и инструкциям. Продукт любого творчества – это самобытность и уникальность. Ценность творчества как раз-таки и состоит в возможности создавать новое, необычное, но все так же актуальное, а это можно смело назвать символами применения высокого интеллекта.

Второй фактор

Условия жизни сегодня все больше поддаются стандартизации, что проявляется в обобщающихся культурных представлениях. Уровень творческой самобытности идет на спад. Из-за избытка самых разных форм, обеспечивающих комфортную жизнь, люди перестают совершать ошибки, которые заставляют задуматься. Иногда даже отмечаются некие психические отклонения, не особо ярко проявляющиеся в социальной жизни. Но последствия у всего этого отнюдь неутешительные.

Для многих людей становится кредо бездельничать и жить за счет других людей. Качество культуры стремительно снижается. Из-за общепринятых норм и даже некоторых законов люди привыкают жить без интеллекта, но при любых других обстоятельствах это могло бы стоить им жизни. И это еще одна причина деградации интеллекта людей.

Но люди, которые поощряют такой социальный уклад, сами стремятся к сохранению и развитию своего интеллектуального потенциала. В противном случае общество оказалось бы перед угрозой разрушения. Это указывает на то, что, в общем и целом, не стоит говорить, что интеллектуальные возможности общества снижаются. Но все же соотношение высокоинтеллектуальных и низкоинтеллектуальных людей смещается в сторону последних.

Несмотря на это, есть смысл говорить и об ослаблении данной тенденции в любой области, и именно благодаря такому положению вещей поддерживается определенная стабильность. Но достигается эта стабильность порой за счет социальных конфликтов, многие из которых возникают как раз из-за людей с низким интеллектом, но при этом ведущих себя на равных с остальными, а иногда даже считающих себя умнее и важнее других.

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что в крупных городах два изложенных выше фактора деградации интеллекта имеют большее значение, нежели в городах провинциальных. Поэтому в «более развитых» местах отмечается особое состояние психики их жителей и повышенный уровень интеллектуальной деградации. И это при том, что именно там находится наибольшее число интеллектуально развитых людей, систематически занимающихся развитием своего мышления (советуем также почитать статью «Проблемы высокого IQ»).

Надеемся, что представленная информация, пусть и не в полной мере, но все же помогла вам приблизиться к пониманию интеллекта и его механизмов, и на ее основе вы сможете сделать для себя определенные выводы: стоит ли развивать интеллект, что влияет на его развитие и т.д. Но в заключение нашей статьи мы хотели бы немного поговорить еще на одну тему – тему гениальности.

Гениальность

В некоторых случаях, когда человек проявляет высокую интеллектуальную активность в творческой деятельности, ей может сопутствовать то, что на основе определенных признаков воспринимают как гениальность.

Если понимать смысл механизмов, составляющих основу психики и обуславливающих интеллектуальный потенциал, а также суть самого этого потенциала, можно говорить об экстремальном состоянии интеллектуального творчества, т.е. о гениальности. Как правило, гениальностью является степень интеллектуального потенциала, способствующая созданию неординарных и особо выдающихся творческих результатов.

Состояние гениальности отличается своими характеристиками психической, а также физиологической организации. И эти характеристики таковы, что без кропотливой и вполне серьезной работы никаких гениальных идей и результатов ожидать просто не стоит. Среди данных характеристик можно выделить:

Если две этих характеристики присутствуют, а их сочетание оказывается подходящим, появляется неудовлетворенность человека текущим положением дел, требующим для своего изменения совершения осознанных волевых усилий. И когда понимание конкретной ситуации накапливается и достигает критической отметки, происходит то самое озарение, называемое гениальным. Если же человек будет лежать на диване и смотреть в потолок, ни на какие откровения ему лучше не рассчитывать.

Что же такое гениальность? В первую очередь, это постоянное пребывание в процессе осмысливания какой-либо творческой идеи, непрекращающаяся и преобладающая над всем остальным мозговая активность. Она не останавливается, даже когда человек спит, ведь она имеет для него такое большое значение, что получает подпитку из большинства существующих областей восприятия.

Эта активность не появляется сама по себе и из ниоткуда. Это следствие кропотливого изучения и обдумывания определенной проблемы или ситуации, играющей в жизни человека важнейшую, чуть ли ни главную роль (одной из таких ситуаций может быть состояние влюбленности, когда невозможно думать ни о чем другом).

Из этого следует вывод: чтобы делать поистине гениальные вещи, вовсе не обязательно быть гением от природы, наследовать какие-то генетические черты от предков. Состояния гениальности можно достичь искусственно, «заболев» чем-то окончательно и бесповоротно. Эта «болезнь» активизирует максимум интеллектуального потенциала, тем самым и приведя к состоянию творческой гениальности.

Мы глубоко убеждены, что развивать мышление и интеллект должен каждый человек. На это не должно влиять ни окружение, ни обстоятельства, ни какие-либо иные причины. Единственное, что должно оказывать влияние – это искреннее желание развиваться, становиться лучше и умнее. Мы желаем вам иметь это желание, никогда ни перед чем не останавливаться и, конечно же, собирать как можно больше информации о работе интеллекта и его особенностях.

Пусть наша статья послужит еще одной монеткой в вашу копилку знаний. Искренне желаем вам удачи и достижения новых вершин!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *