Что такое рдс в строительстве
Что такое рдс в строительстве
ПОРЯДОК
проведения работ по подготовке проектов нормативных
документов в Минстрое России
Дата введения 1995-02-01
2 УТВЕРЖДЕН приказом Минстроя России от 30 декабря 1994 года N 17-63
1 Область применения
Настоящий Порядок предназначен для применения в аппарате Минстроя России и устанавливает обязанности структурных подразделений Министерства по организации разработки, рассмотрения и принятия проектов нормативных документов.
Настоящий Порядок разработан с учетом требований СНиП 10-01, положений о структурных подразделениях Министерства и действующих документов межгосударственного регулирования по вопросам стандартизации и технического нормирования.
2 Нормативные ссылки
В настоящем Порядке использованы ссылки на следующие документы:
СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. 0сновные положения.»
РДС 10-202-94 «Порядок регистрации нормативных документов в Минстрое России».
РДС 10-203-94 «Порядок издания и распространения нормативных документов Минстроем России».
3 Организация разработки нормативных документов
3.2 Главное управление стандартизации, технического нормирования и сертификации (далее Главтехнормирование) на основе предложений подразделений, согласованных с руководством Министерства, формирует сводный годовой Перечень работ по стандартизации и техническому нормированию. При этом учитываются тематика и сроки, предусмотренные согласованным в установленном порядке планом разработки межгосударственных нормативных документов в строительстве.
Форма Перечня приведена в приложении Б.
3.3 Заявки на разработку рекомендаций, пособий, руководств и методик по различным вопросам проектирования и строительства, а также экономических нормативов поступают в соответствующие подразделения непосредственно и учитываются ими при составлении закрепленных за ними перечней проектных и научно-исследовательских работ.
Рекомендуемые этапы календарного плана приведены в Приложении В. При необходимости в договорах оговаривают условия участия разработчика (после сдачи работы) в подготовке документа к принятию в Минстрое России.
4 Рассмотрение нормативных документов, принимаемых Минстроем России
4.1 В соответствии с положениями СНиП 10-01 государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р), строительные нормы и правила (СНиП) принимаются и вводятся в действие постановлениями Минстроя России.
Руководящие документы (РДС) в зависимости от содержания принимаются постановлениями или утверждаются приказами Минстроя России.
Межгосударственные стандарты (ГОСТ), к которым присоединилась Россия, вводятся в действие на территории Российской Федерации постановлениями Минстроя России.
Образцы постановлений приведены в приложении Г. Обозначение документа при подготовке проекта постановления устанавливает Главтехнормирование.
4.4 В процессе рассмотрения проекта документа устанавливается его соответствие действующему законодательству и положениям СНиП 10-01, проверяется научно-техническая и экономическая, обоснованность проекта, увязка с требованиями других нормативных документов и совместимость с международными системами нормирования и стандартизации.
4.5 Подготовленный документ (СНиП, ГОСТ, ГОСТ Р, РДС) представляется руководству Министерства для принятия в качестве федерального нормативного документа Российской Федерации или направляется в Секретариат Межгосударственной научно-технической комиссии по стандартизации и техническому нормированию в строительстве (МНТКС) для принятия его в качестве межгосударственного нормативного документа.
Оформленный бюллетень голосования и проект межгосударственного нормативного документа с пояснительной запиской к нему передается в Секретариат МНТКС для рассылки в государства на голосование.
Постановление Минстроя России о введении в действие межгосударственного нормативного документа на территории Российской Федерации направляется также в Секретариат МНТКС (3 экз.).
4.10 Изменения к действующим нормативным документам разрабатывают, рассматривают и принимают в порядке, установленном для нормативных документов.
4.12 В предисловие межгосударственного стандарта, передаваемого на издание, в соответствии со СНиП 10-01 вносят следующую запись:
В Системе нормативных документов в строительстве ГОСТ. входит в комплекс. (приложение Е).
4.13 В предисловие строительных норм и правил, разработанных на основе межгосударственных строительных норм, при принятии вносят одну из следующих записей:
«Настоящие строительные нормы и правила представляют собой аутентичный текст межгосударственных строительных норм.
(обозначение и наименование межгосударственных норм)
ВВЕДЕНИЕ
Руководящий документ «Правила разработки норм расхода материалов в строительстве» (РДС 82-201-96) разработан в соответствии с установленной Системой нормативных документов в строительстве (СНиП 10-01-94) и в развитие СНиП 82-01-95 «Разработка и применение норм и нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве. Основные положения» с целью регламентации общего порядка создания и функционирования норм расхода материалов в строительстве.
Настоящий РДС в соответствии с действующими в России законодательными документами определяет основные правила разработки и применения норм и нормативных показателей расхода материальных ресурсов, исходя из общих требований к видам норм и области их применения, регламентированных СНиП 82-01-95.
Определение нормативного расхода материалов, конструкций и изделий в строительном производстве необходимо для разработки сметных норм и управления строительным производством, при расчетах экономической эффективности различных вариантов конструктивных и объемно-планировочных решений, при проектировании новых конструкций, зданий и сооружений, при рассмотрении в арбитражных судах и других инстанциях спорных вопросов между заказчиком и подрядчиком.
Единицей продукции, на которую определяется нормативный расход материалов, является продукция рабочей операции, продукция, получаемая в результате выполнения комплекса строительно-монтажных процессов при возведении зданий или сооружений (т.е. конструктивный элемент зданий, здание или сооружение в целом и др.).
В настоящем РДС изложены правила разработки элементных, усредненных и укрупненных норм расхода материалов в строительстве, в приложениях приведены примеры нормирования, а также типовые нормативы и усредненные показатели расхода некоторых материалов и изделий.
РАЗРАБОТКИ НОРМ РАСХОДА
МАТЕРИАЛОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Дата введения 1997-01-07
1 Область применения.
2 Нормативные ссылки.
В настоящем документе использованы положения следующих документов :
ГОСТ Р1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения» ;
СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» ;
СНиП 82-01-95 «Разработка и применение норм и нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве. Основные положения»;
РДС 82-202-96 «Правила разработки и применения нормативов трудноустранимых потерь и отходов материалов в строительстве».
3 Определения.
В настоящем РДС использованы термины в соответствии с приложением А ; ГОСТ Р1.0-92 ; СНиП 10-01-94 ; СНиП 82-01-95 ; РДС 82-202-96.
4 Общие положения.
подготовки строительного производства ;
сопоставление фактического и нормативного расхода материалов ;
контроля за правильностью списания материалов на себестоимость строительно-монтажных работ (продукции) ;
анализа производственно-хозяйственной деятельности организаций и предприятий ;
рассмотрение в арбитражных судах и других инстанциях спорных вопросов между заказчиком и подрядчиком ;
разработки усредненных и укрупненных норм расхода материалов ;
использования при расчетах между подрядчиком и заказчиком за выполненные работы.
5 Правила разработки элементных норм расхода материалов в строительстве.
Норма расхода материалов на единицу продукции строительного процесса в зависимости от норматива расхода на единицу рабочей операции определяется по формуле :
Значение Ki определяется по формуле :
Элементная норма расхода материалов содержит их чистый расход и трудноустранимые потери и отходы.
Элементная норма расхода материалов определяется по формуле :
5.2 Разработка элементных (производственных) норм должна производиться с учетом следующих условий :
единицы измерения продукции строительно-монтажного процесса должны приниматься в соответствии с назначением элементных (производственных) норм ;
Точность измерений при нормировании расхода строительных материалов должна соответствовать точности, обусловленной требованиям ГОСТ или СНиП.
Замеры готовой продукции и израсходованных материалов следует производить с точностью до трех значащих цифр.
При сложении чисел в них следует оставлять столько десятичных знаков, сколько их содержится в слагаемом с наименьшим числом десятичных знаков.
При вычитании чисел следует различать два случая : 1) когда уменьшаемое по величине значительно превышает вычитаемое и 2) вычитаемое по величине незначительно отличается от уменьшаемого.
Площадь помещения будет равна :
При извлечении квадратного или кубического корня в результате надо брать столько значащих цифр, сколько их имеет приближенное значение подкоренного числа.
Замеры количества израсходованных материалов производится в ходе проведения наблюдений.
Для выполнения замеров необходимо :
организовать процесс нормирования с применением передовой технологии ;
осуществить мероприятия по сбору потерь и отходов материалов для учета их количества.
Под замером количества выполненной продукции понимается определение объема продукции рабочей операции данного строительного процесса путем выполнения ряда измерений.
Число замеров при категории материалов
Требуемая точность нормативов назначается в зависимости от возможной точности замеров при определении количества каждого израсходованного материала.
Пример. При нормировании расхода керамических плиток размером 100Х100 мм на устройство плиточных полов получен следующий ряд результатов замеров (расход плитки на 1 м 2 пола) : 1,033; 1,034; 1,035; 1,036.
После анализа рядов полученных результатов замеров переходят к составлению нормативов.
Таблице нормативов предшествует характеристика состава выполняемых работ (рабочих операций).
Пример. Каменные конструкции.
1. Кладка стен из керамических камней с облицовкой силикатным кирпичом.
2. Устройство постели из раствора.
3. Укладка керамических камней.
4. Облицовка силикатным одинарным кирпичом.
Таблица 2
Нормативы расхода на 1 м 3 кладки
Стены со средним архитектурным оформлением толщиной в 2 кирпича с проемностью 20 %
Камни керамические 250·120·65 мм
Кирпич силикатный одинарный
Пример нормирования расхода материалов расчетно-аналитическим методом приведен в приложении В.
нормативы расхода материалов на первоначальное изготовление ;
нормативы возврата частей при заданном числе оборотов ;
нормативы оборачиваемости инвентарных деталей и приспособлений ;
Нормативы расхода материалов на первоначальное изготовление вспомогательных сооружений и инвентарных деталей и приспособлений представляют собой обычные нормативы расхода материалов (приложение Г).
Полный норматив расхода новых материалов при каждом обороте Nn определяется по формуле :
Норматив возврата материалов при заданном числе оборотов ( NB ) определяется по формуле :
5.5 В процессе нормирования расхода строительных материалов необходимо соблюдать следующие правила вычисления объемов работ.
Высота колон принимается :
При наличии консолей их объем включается в объем колонн.
при каркасных конструкциях и отдельных балках в расчет принимается полное сечение балок ; при ребристых перекрытиях сечение балок определяется без учета плиты. При наличии вутов их объем должен включаться в объем балок.
Объем стен из бутовой кладки с облицовкой кирпичом принимается по полному объему кладки (с учетом объема облицовки).
5.5.3 При деревянных конструкциях зданий и сооружений площадь перегородок следует вычислять за вычетом проемов. Высота перегородок определяется от низа нижней обвязки до верха верхней обвязки.
Объем материалов на устройство цоколя вычисляется по площади цоколя. Высота его измеряется от отметки спланированной земли до верха сливной доски у примыкания ее к стене.
Длина ската для металлических и неметаллических кровель принимается от конька до крайней грани карниза с добавлением 7 см на спуск кровли над карнизом.
Длина ската для неметаллических кровель с металлическими карнизами-свесами принимается от конька до крайней грани карниза с уменьшением на 70 см. Площадь карнизных свесов при этом подсчитывается отдельно.
поверхностей по проволочной сетке принимается по площади оштукатуренной поверхности.
5.6 Нормы расходов электродов на сварочный шов определенной длины N рассчитываются по формуле :
Масса наплавленного металла определяется по формуле :
6 Правила разработки усредненных норм расхода материалов в строительстве
6.4 При формировании усредненных норм, в случае отсутствия для отдельных видов работ элементных (производственных) норм расхода материальных ресурсов, их количество рекомендуется определять расчетно-аналитическим методом по рабочим чертежам соответствующих конструкций. В этом случае в калькуляциях характеристика материалов, изделий и конструкций должна указываться в полном соответствии с проектом, принятым за основу.
6.6 При возведении конструкций из монолитного бетона и железобетона, производстве земляных работ с применением креплений и других работах нормы расхода лесных и других оборачиваемых материалов определяются с учетом возврата их после каждой разборки устройств и дополнительного расхода материалов на восстановление потерь, неизбежных при разборке (формула 5, стр. 8 настоящего РДС).
Оборачиваемость повторно применяемых материалов приведена в приложении Ж.
Усредненные показатели расхода необрезных пиломатериалов на изготовление опалубки на 100 м 2 приведены в приложении З.
Усредненные показатели расхода необрезных пиломатериалов на изготовление щитов перегородок на 100 м 2 приведены в приложении И.
7 Правила разработки укрупненных норм расхода материалов в строительстве
7.2 Укрупненные нормы расхода материалов рекомендуется формировать по номенклатуре материалов, приведенной в приложении Л.
Для определения расхода стали в словной массе в приведении к классу А-I применяются коэффициенты приведения согласно табл. 3.
Наименование натуральных видов и классов арматурной стали
Что такое рдс в строительстве
определяется по формуле:
Количество выполненной продукции на элементную и укрупненную единицы измерения может находиться в определенной зависимости, приложение Б.
Элементная норма расхода материалов содержит их чистый расход и трудноустранимые потери и отходы.
В чистый расход включается количество материалов, необходимое для производства единицы продукции рабочей операции (строительно-монтажного процесса, комплекса строительно-монтажных процессов) без учета отходов и потерь, возникающих на всех стадиях транспортирования, обработки, хранения и укладки в конструкции и изделия соответствующих материалов*.
* Правила разработки и применения нормативов трудноустранимых потерь и отходов материалов в строительстве регламентированы РДС 82-202.
Элементная норма расхода материалов определяется по формуле
— элементная норма расхода материалов на единицу продукции строительного процесса;
— чистый расход материалов на единицу продукции строительного процесса;
— норматив трудноустранимых потерь и отходов строительных материалов.
5.2 Разработка элементных (производственных) норм должна производиться с учетом следующих условий:
состав рабочих операций, входящих в нормируемый строительно-монтажный процесс, должен соответствовать технологии и организации работ, предусмотренных строительными нормами и правилами;
единицы измерения продукции строительно-монтажного процесса должны приниматься в соответствии с назначением элементных (производственных) норм;
числовые значения норм расхода должны определяться путем умножения каждой составляющей на соответствующий коэффициент, определенный в установленном порядке, с учетом конкретных условий производства работ.
Точность измерений при нормировании расхода строительных материалов должна соответствовать точности, обусловленной требованиями стандартов или строительных норм и правил.
Замеры готовой продукции и израсходованных материалов следует производить с точностью до трех значащих цифр.
При вычислениях, связанных с проектированием норм расхода материалов, следует пользоваться следующими правилами:
при сложении чисел в них следует оставлять столько десятичных знаков, сколько их содержится в слагаемом с наименьшим числом десятичных знаков.
Постановление Госстроя РФ от 03.06.1999 N 43 «О принятии руководящего документа системы нормативных документов в строительстве «Инструкция о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях» (вместе с «Инструкцией. » N РДС 30-202-99)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТРОИТЕЛЬНОЙ, АРХИТЕКТУРНОЙ И ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКЕ
от 3 июня 1999 г. N 43
О ПРИНЯТИИ РУКОВОДЯЩЕГО ДОКУМЕНТА СИСТЕМЫ
НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ «ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ В ГОРОДСКИХ
И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЯХ»
1. Принять и ввести в действие с 1 октября 1999 г. руководящий документ РДС 30-202-99 «Инструкция о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях», разработанный Управлением градостроительства и территориального развития Госстроя России и НПЦ «Региональное развитие» и представленный Управлением градостроительства и территориального развития Госстроя России.
2. Признать утратившими силу с 1 октября 1999 г. Приказ Госстроя России от 2 марта 1994 г. N 17-14 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель по вопросам, отнесенным к компетенции Госстроя России» и Приказ Минстроя России от 6 декабря 1994 г. N 17-47 «О внесении изменений в Инструкцию о порядке осуществления контроля за использованием и охраной земель по вопросам, отнесенным к компетенции Госстроя России».
СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ
В ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЯХ
Дата введения 1999-10-01
1. Разработан Управлением градостроительства и территориального развития Госстроя России и НПЦ «Региональное развитие».
2. Принят Постановлением Госстроя России от 3 июня 1999 г. N 43 и введен в действие с 1 октября 1999 г. взамен Инструкции о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель по вопросам, отнесенным к компетенции Госстроя России (в редакции от 06.12.94).
При подготовке Инструкции также использованы отдельные положения ранее действующей Инструкции о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель по вопросам, отнесенным к компетенции Госстроя России (М., Издательство «Логос», 1994), не противоречащие законодательству.
Инструкция оформлена как руководящий документ в строительстве (РДС) в соответствии с СНиП 10-01-94. «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения».
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.2. Инструкция предназначается для должностных лиц и комиссий органов архитектуры и градостроительства, должностных лиц Госархстройнадзора, осуществляющих в пределах своей компетенции контроль за использованием земель в поселениях.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящей Инструкции использованы следующие законы и иные нормативные правовые акты:
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 г. N 73-ФЗ;
Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ;
Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г.;
Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1984, N 27, ст. 909);
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ;
Закон Российской Федерации «Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства» от 17 декабря 1992 года N 4121-1;
Указ Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 года N 2162 «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы»;
3.1. Контроль за использованием земель в поселениях в соответствии с полномочиями, установленными земельным и градостроительным законодательством, осуществляют: Госстрой России, органы архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации, органы архитектуры и градостроительства городов, районов и других муниципальных образований, органы Госархстройнадзора.
3.2. Органы архитектуры и градостроительства осуществляют контроль за:
соблюдением осуществления всех видов градостроительной деятельности в соответствии с утвержденной градостроительной документацией, федеральными и территориальными градостроительными нормативами и правилами, правилами землепользования и застройки поселений;
соблюдением установленного порядка использования территорий с особым режимом градостроительной деятельности;
предотвращением самовольного сноса зданий и сооружений, вырубки зеленых насаждений общего пользования в поселениях;
предоставлением земельных участков в поселениях в соответствии с их целевым назначением и градостроительными требованиями;
3.3. Органы архитектуры и градостроительства, органы Госархстройнадзора осуществляют контроль за использованием земель в поселениях во взаимодействии с соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, комитетами по земельной политике, органами охраны окружающей среды, комитетами природных ресурсов, органами санитарно-эпидемиологического надзора, другими органами государственного контроля и надзора, а также между собой.
Органы архитектуры и градостроительства, органы Госархстройнадзора взаимодействуют с указанными органами в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и настоящей Инструкцией.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА ПО КОНТРОЛЮ
ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗЕМЕЛЬ ПОСЕЛЕНИЙ
4.1. Госстрой России, организуя государственный контроль за использованием земель в поселениях:
осуществляет в развитии настоящей Инструкции научно-методическое обеспечение территориальных и местных органов архитектуры и градостроительства, органов Госархстройнадзора;
подготавливает в установленном порядке в пределах своей компетенции предложения по совершенствованию федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам использования и охраны земель в поселениях;
рассматривает обращения органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, граждан и их общественных организаций по вопросам толкований требований федеральных градостроительных нормативов и правил к использованию и охране земель в поселениях и дает по ним разъяснения;
проводит по поручениям Правительства Российской Федерации и по обращениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации инспекционный надзор за строительством объектов недвижимости независимо от форм собственности;
осуществляет информационное обеспечение заинтересованных органов государственной власти на основе обобщенных данных контроля за использованием земель в поселениях на территории Российской Федерации.
4.2. Территориальные и местные органы архитектуры и градостроительства, органы Госархстройнадзора осуществляют свою деятельность по контролю за использованием земель в поселениях в соответствии с полномочиями, установленными законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В указанных актах на основании земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации необходимо предусматривать:
закрепление за органами архитектуры и градостроительства, органами Госархстройнадзора всех расположенных на соответствующей территории поселений, включая поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения;
проведение указанными органами плановых и оперативных проверок соблюдений требований земельного и градостроительного законодательства при использовании земель в поселениях, оформление документов по выявленным нарушениям, рассмотрение дел и принятие решений о нарушениях, рассмотрение жалоб и протестов на принятые решения о нарушениях, взыскание штрафов за нарушение данного законодательства, а также представление отчетов о результатах указанного контроля;
создание органами архитектуры и градостроительства комиссий по рассмотрению дел о нарушениях земельного и градостроительного законодательства или создание органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления комиссий с включением в их состав должностных лиц органов архитектуры и градостроительства;
создание специальных фондов соответствующих органов архитектуры и градостроительства и направление в них части штрафов, поступающих от граждан, юридических и должностных лиц за нарушение градостроительного законодательства при использовании земель в поселениях (статья 66 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также направление части взысканных штрафов на счета соответствующих органов Госархстройнадзора (статьи 2 и 4 Закона Российской Федерации «Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства);
участие соответствующих органов архитектуры и градостроительства в подготовке в пределах своей компетенции предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель в поселениях, предложений по организации и финансовому обеспечению данного контроля, а также предложений по консервации загрязненных земель поселений;
осуществление органами архитектуры и градостроительства информационного обеспечения заинтересованных органов государственной власти, органов местного самоуправления и граждан на основе обобщенных данных контроля за использованием земель в поселениях на соответствующей территории.
5. ПРОВЕРКА СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ЗЕМЕЛЬНОГО
И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
И ОХРАНЕ ЗЕМЕЛЬ В ПОСЕЛЕНИЯХ
5.1. Проверка соблюдения требований земельного и градостроительного законодательства при использовании земель в поселениях, выполняемая подразделениями, должностными лицами и уполномоченными специалистами (инспекторами) соответствующих органов архитектуры и градостроительства, органов Госархстройнадзора, проводится ими в целях: предупреждения нарушений данного законодательства физическими и юридическими лицами, должностными лицами органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления; выявления допущенных правонарушений и виновных лиц.
5.2. Должностные лица и специалисты, указанные в пункте 5.1 настоящей Инструкции, проводят проверку на основании:
решений соответствующих органов архитектуры и градостроительства, органов Госархстройнадзора о проведении плановой и внеплановой проверки соблюдения требований земельного и градостроительного законодательства по вопросам, отнесенным к их компетенции;
заявлений, жалоб и обращений граждан, их общественных организаций (объединений), юридических лиц;
поручений органов государственной власти, органов местного самоуправления, обращений специально уполномоченных органов, осуществляющих контроль за использованием и охраной земель, иных органов государственного контроля и надзора, органов государственной экспертизы градостроительной и проектной документации, судов, арбитражных судов, служб государственного градостроительного кадастра;
5.3. В целях проведения проверки соблюдения требований земельного и градостроительного законодательства при использовании земель в поселениях должностные лица и специалисты, указанные в п. 5.1 настоящей Инструкции:
рассматривают заявления, жалобы, обращения и протесты, указанные в пункте 5.2 настоящей Инструкции;
запрашивают и получают от физических и юридических лиц, должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления документы, отчеты, градостроительную и проектную документацию и другие материалы о состоянии и регулировании использования и охраны земельных участков в поселениях, изменения иных объектов недвижимости, находящихся в собственности, владении, пользовании и аренде;
посещают и проводят натурные обследования предприятий, организаций и учреждений, земельных участков, других существующих и находящихся в стадии строительства, реконструкции и благоустройства объектов недвижимости, независимо от форм собственности, а также земельных участков, занятых военными, оборонными и другими специальными объектами (с учетом установленного режима их посещения);
рассматривают (с привлечением при необходимости иных специалистов-экспертов) вопросы соблюдения требований земельного и градостроительного законодательства при предоставлении земельных участков, их фактическом использовании, проектировании, строительстве, реконструкции объектов недвижимости, благоустройстве территории. При этом должны учитываться: материалы натурных обследований, градостроительная и проектная документация, государственные градостроительные нормативы и правила, правила застройки и другая документированная информация, примерный перечень которой приведен в приложении Б;
осуществляют иные действия, необходимые для получения объективной информации о наличии или отсутствии состава нарушения земельного и градостроительного законодательства при использовании земель в поселениях.
5.4. В случае отсутствия состава нарушения земельного и градостроительного законодательства должностные лица и специалисты, указанные в пункте 5.1 настоящей Инструкции, сообщают об этом лицу, инициировавшему проверку.
Сообщения оформляются в виде письма с необходимыми пояснениями.
5.5. По выявленным нарушениям земельного и градостроительного законодательства составляются документы в порядке, изложенном в разделах 6 и 7 настоящей Инструкции.
6. ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ В СЛУЧАЯХ НАРУШЕНИЙ
ЗЕМЕЛЬНОГО И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ И ОХРАНЕ ЗЕМЕЛЬ В ПОСЕЛЕНИЯХ
6.1. В случае обнаружения нарушения земельного и градостроительного законодательства при использовании и охране земель в поселениях должностное лицо или уполномоченный специалист (инспектор) соответствующего органа архитектуры и градостроительства, органа Госархстройнадзора составляет протокол по форме и указаниям о его заполнении, приведенным в приложении Г.
6.2. При составлении протокола должны соблюдаться следующие условия:
нарушителю разъясняются его права и обязанности, предусмотренные статьей 247 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, о чем делается соответствующая отметка в протоколе;
нарушения земельного и градостроительного законодательства должны излагаться (квалифицироваться) строго в протоколе в соответствии с установленными этим законодательством видами административных правонарушений (приложение В);
лицу, совершившему правонарушение, предоставляется право изложить и приложить к протоколу замечания по его содержанию, а также изложить мотивы своего отказа от подписания протокола;
протокол подписывается составившим его лицом, гражданином, представителем юридического лица (руководителем или должностным лицом, которому по доверенности предоставлено право представлять интересы этого юридического лица) или должностным лицом, совершившим правонарушение. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола в установленный срок в нем делается запись об отказе;
протокол о нарушении законодательства составляется в трех экземплярах, из которых: один экземпляр в трехдневный срок после подписания направляется должностному лицу или комиссии, уполномоченным рассматривать дела о нарушении земельного и градостроительного законодательства и привлекать виновных к административной ответственности; второй экземпляр направляется правонарушителю; третий экземпляр хранится у должностного лица, составившего протокол.
6.3. Одновременно с протоколом должностное лицо или уполномоченный специалист (инспектор) соответствующего органа архитектуры и градостроительства, органа Госархстройнадзора выдает правонарушителю предписание об устранении нарушений, составленное по форме и указаниям о его заполнении, приведенным в приложении Д.
6.4. В случае состава правонарушения, рассмотрение которого выходит за пределы компетенции органа архитектуры и градостроительства, органа Госархстройнадзора, должностное лицо такого органа составляет обращение в форме письма с приложением необходимых материалов и направляет его в соответствующую по компетенции организацию, орган местного самоуправления, государственный орган исполнительной власти, комиссию, уполномоченную органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, либо органами местного самоуправления, суд или арбитражный суд для рассмотрения дела и привлечения правонарушителя к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
7. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О НАРУШЕНИЯХ ЗЕМЕЛЬНОГО
И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
И ОХРАНЕ ЗЕМЕЛЬ В ПОСЕЛЕНИЯХ
7.1. Дела о нарушениях земельного и градостроительного законодательства при использовании и охране земель в поселениях (протоколы, предписания, другие материалы о нарушениях) по вопросам, отнесенным к компетенции органов архитектуры и градостроительства, органов Госархстройнадзора, рассматривают:
комиссии органов архитектуры и градостроительства. Эти комиссии рассматривают дела и налагают в административном порядке штрафы за нарушения земельного и градостроительного законодательства в установленных данным законодательством размерах штрафов (приложение Е);
должностные лица органов Госархстройнадзора. Эти должностные лица рассматривают дела и налагают в административном порядке штрафы за самовольное строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель, уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение выданных предписаний по вопросам устранения данных нарушений в установленных земельным законодательством размерах штрафов.
7.2. Должностные лица или комиссии рассматривают дела о нарушении земельного и градостроительного законодательства в 15-дневный срок со дня получения Протокола о нарушении законодательства (статья 257 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).
7.3. Должностное лицо или председатель комиссии, если дело рассматривается комиссией, при подготовке к рассмотрению дела решает следующие вопросы: относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела; правильно ли составлен протокол и другие материалы дела; извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения; истребованы ли необходимые дополнительные материалы.
Извещение о времени и месте рассмотрения дела производится путем отправления повестки почтой, передачи по средствам связи, что должно быть удостоверено соответствующими документами (почтовая карточка, выписка из регистра почтовых отправлений, выписка из книги исходящей почты).
Рассмотрение дела о нарушении законодательства возможно в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, если имеются документы о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела.
7.5. Рассмотрение дела начинается с представления должностного лица, рассматривающего дело, или представления председателя, секретаря и членов комиссии, если дело рассматривается комиссией. Должностное лицо (председатель комиссии) объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, называет приглашенных лиц, участвующих в заседании. На заседании заслушиваются лица, участвующие в рассмотрении дела, исследуются причины допущенного правонарушения, а также смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства, указанные в статьях 34 и 35 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
7.6. Комиссия может рассматривать дела при наличии двух третей состава комиссии, но не менее 3 человек. Решение комиссии принимается простым большинством голосов членов комиссии, присутствовавших на заседании. Член комиссии, не согласный с принятым решением, излагает свое мнение, которое прилагается к решению комиссии.
7.7. Рассмотрев дело о нарушении земельного и градостроительного законодательства, должностное лицо или комиссия в соответствии со своей компетенцией, руководствуясь статьями 22, 23, 24, 26, 36 и 262 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, выносит одно из следующих постановлений по делу: о наложении штрафа; о прекращении дела производством; об обращении в вышестоящий орган исполнительной власти, суд, арбитражный суд.
Постановление представляется по форме приложения Ж согласно приведенным в нем указаниям о заполнении.
7.8. Одновременно с принятием постановления о наложении штрафа должностное лицо или комиссия устанавливает срок для устранения нарушения, о чем делается запись в постановлении.
7.10. Решение по рассмотренному делу объявляется по окончании его рассмотрения. Копия постановления, подписанная должностным лицом, рассмотревшим дело, или председателем и секретарем комиссии, если дело рассмотрено комиссией, в 3-дневный срок вручается под расписку представителю юридического лица, гражданину или должностному лицу, виновному в допущенном правонарушении, или направляется ему ценным или заказным письмом, о чем делается соответствующая запись в деле.
7.11. Постановление о наложении в административном порядке штрафа должно быть обращено к исполнению в срок не более трех месяцев со дня вынесения. В случае превышения этого срока постановление не подлежит исполнению (статья 282 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).
8. РАССМОТРЕНИЕ ЖАЛОБ И ПРОТЕСТОВ НА РЕШЕНИЯ
О НАРУШЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ И ОХРАНЕ
ЗЕМЕЛЬ В ПОСЕЛЕНИЯХ
8.1. Жалобы на решения должностных лиц и комиссий органов архитектуры и градостроительства, должностных лиц органов Госархстройнадзора, поданные гражданами, должностными или юридическими лицами в вышестоящий орган архитектуры и градостроительства или вышестоящий орган Госархстройнадзора (вышестоящему должностному лицу), принимаются и рассматриваются ими в порядке и в срок, установленные законодательством об административных правонарушениях.
Копия жалобы, поданной в вышестоящий орган, должна представляться органу или должностному лицу, принявшему обжалованное решение.
8.2. Протесты прокурора на решения должностных лиц (комиссий) органов архитектуры и градостроительства, должностных лиц органов Госархстройнадзора, рассматриваются теми, в адрес кого принесен протест.
Принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение решения до рассмотрения протеста.
8.3. По результатам рассмотрения жалобы или протеста соответствующий орган архитектуры и градостроительства, орган Госархстройнадзора в пределах своей компетенции принимает одно из следующих решений:
оставить постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения;
отменить постановление и направить дело на новое рассмотрение;
отменить постановление и прекратить дело производством;
уменьшить размер штрафа в пределах, установленных земельным и градостроительным законодательством.
О результатах рассмотрения протеста прокурора сообщается прокурору.
9. ВЗЫСКАНИЕ И РАСХОДОВАНИЕ ШТРАФОВ ЗА НАРУШЕНИЯ
ЗЕМЕЛЬНОГО И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ И ОХРАНЕ ЗЕМЕЛЬ В ПОСЕЛЕНИЯХ
9.1. Должностное лицо или председатель комиссии органа архитектуры и градостроительства, должностное лицо органа Госархстройнадзора, принявшее в соответствии со своей компетенцией постановление о наложении в административном порядке штрафа за нарушение земельного и градостроительного законодательства при использовании и охране земель в поселениях, предпринимает меры для взыскания штрафа с виновного:
принимает решение отсрочить исполнение гражданином или должностным лицом постановления о наложении штрафа на срок до одного месяца при наличии обстоятельств, вследствии которых оплата штрафа в установленный срок невозможна;
направляет в суд ходатайство (с материалами дела о нарушении законодательства) о взыскании с гражданина или должностного лица штрафа в принудительном порядка в случае неуплаты штрафа в установленный срок;
направляет в соответствующий кредитно-финансовый орган копию постановления о наложении штрафа на юридическое лицо (за исключением иностранных и международных организаций) для взыскания штрафа в бесспорном порядке в случае неуплаты в установленный срок;
направляет в арбитражный суд или суд ходатайство (с материалами дела о нарушении законодательства) о взыскании штрафа с иностранных и международных организаций, предприятий без образования юридического лица в случае неуплаты штрафа в установленный срок.
9.2. Денежные средства оплаченных штрафов, зачисленные по решению органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в специальный фонд соответствующего органа архитектуры и градостроительства, а также на счет соответствующего органа Госархстройнадзора, расходуются на развитие материально-технической базы этих органов и иные цели, предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации «Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства».
10. ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТОВ О КОНТРОЛЕ
ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ В ПОСЕЛЕНИЯХ
10.1. Местные органы архитектуры и градостроительства, органы Госархстройнадзора составляют годовой отчет о контроле за использованием и охраной земель в поселениях по форме приложения З по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводят анализ принятых мер по устранению нарушений земельного и градостроительного законодательства и возмещению ущерба от них, готовят аналитическую записку о состоянии данного вопроса, представляют указанные документы в соответствующие органы местного самоуправления и органы архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации в срок до 25 января.
10.2. Органы архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации составляют сводный годовой отчет о контроле за использованием и охраной земель в поселениях на соответствующей территории по форме приложения З, проводят анализ принятых мер по устранению нарушений земельного и градостроительного законодательства и возмещению ущерба от них, готовят аналитическую записку о состоянии данного вопроса, представляют указанные документы в срок до 10 февраля в соответствующую администрацию (правительство) субъекта Российской Федерации и в Госстрой России.
10.3. Госстрой России на основании полученных отчетов составляет сводный годовой отчет о контроле за использованием и охраной земель в поселениях на территории Российской Федерации по форме приложения З.
На основании данных сводного отчета и полученных аналитических записок Госстрой России проводит анализ мер, принятых по устранению нарушений требований земельного и градостроительного законодательства при использовании и охране земель в поселениях и возмещению ущерба от нарушений, готовит аналитическую записку о состоянии данного вопроса в Российской Федерации.
Сводный отчет и аналитическая записка: направляются в срок до 1 марта в Госкомзем России, в другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; включаются в Национальный доклад о состоянии градостроительства в Российской Федерации.
10.4. Отчетные данные о контроле за использованием и охраной земель в поселениях, предложения и отзывы органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан, их общественных организаций, юридических лиц на результаты данного контроля должны учитываться соответствующими органами архитектуры и градостроительства, органами Госархстройнадзора при дальнейшем осуществлении своей деятельности.
И ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ В ПОСЕЛЕНИЯХ
проводить контроль за строительством, реконструкцией, ремонтом объектов недвижимости в целях получения информации о выполнении субъектами градостроительной деятельности требований градостроительной и проектной документации, государственных градостроительных нормативов и правил, разрешений на строительство **;
направлять материалы в соответствующие органы для привлечения лиц, виновных в нарушении земельного и градостроительного законодательства, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности **/*;
обращаться беспошлинно в суд и арбитражный суд по делам о возмещении ущерба, причиненного в результате нарушений земельного законодательства, по вопросам отмены неправомерных решений, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков, а также по делам о взыскании штрафов с физических, юридических и должностных лиц *;
предъявлять иски в суд о возмещении причиненного среде жизнедеятельности вреда в случае, если градостроительная деятельность осуществляется с нарушением градостроительного законодательства **;
принимать решения о приостановлении или прекращении строительства, реконструкции и иного изменения объектов недвижимости, геодезических и иных работ, если они осуществляются с нарушением земельного и градостроительного законодательства **/*;
вносить в администрации городов и других муниципальных образований предложения о полном или частичном изъятии (выкупе) земельных участков в случаях, предусмотренных земельным законодательством *;
привлекать в установленном порядке лиц, виновных в нарушении градостроительного законодательства, к административной ответственности **;
приостанавливать исполнение неправомерных решений по вопросам изъятия и предоставления земельных участков до рассмотрения протестов в соответствующих органах (вышестоящем органе исполнительной власти, суде, арбитражном суде) *;
давать предприятиям, организациям и учреждениям, а также гражданам обязательные для исполнения предписания по вопросам охраны земель, устранения нарушений земельного законодательства *;
вносить в соответствующие финансово-кредитные органы обязательные для исполнения предписания о прекращении финансирования (кредитования) строительства и эксплуатации объектов и других работ в случае их приостановки, а также при отсутствии документов, удостоверяющих права на землю *;
получать отчетность министерств и ведомств о состоянии земельного фонда в поселениях *;
привлекать в установленном порядке специалистов для проведения обследований земельных участков, экспертиз, проверок выполнения мероприятий по охране земель в поселениях *.
2. Должностные лица органов, осуществляющие контроль за использованием и охраной земель поселений, несут ответственность за своевременное принятие мер к нарушителям земельного и градостроительного законодательства в части использования и охраны земель, за объективность материалов проводимых проверок.
ДОКУМЕНТОВ И МАТЕРИАЛОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ В ПОСЕЛЕНИЯХ
При проверке соблюдения требований законодательства к использованию и охране земель в поселениях изучаются и используются:
действующие правила землепользования и застройки поселений и других муниципальных образований;
государственные градостроительные нормативы и правила;
специальные государственные стандарты и специальные градостроительные нормативы и правила, установленные для объектов градостроительной деятельности особого регулирования;
утвержденные градостроительная документация соответствующих видов, схемы и проекты развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и благоустройства территории;
проектная документация для строительства;
землеустроительная документация в отношении территорий, используемых для нужд сельского хозяйства в поселениях;
материалы выбора земельных участков для строительства, реконструкции объектов недвижимости и благоустройства территорий;
документы о предоставлении земельных участков для строительства и реконструкции объектов недвижимости; материалы выноса в натуру (на местность) красных линий и других линий регулирования застройки, высотных отметок, осей зданий, строений и сооружений, трасс инженерных коммуникаций; документы об установлении границ земельных участков на местности;
материалы инвентаризации земель и других объектов недвижимости, а также материалы по передаче земельных участков в государственную, муниципальную, частную собственность, в пользование и аренду;
материалы конкурсов и аукционов земельных участков и других объектов недвижимости;
разрешения на строительство объектов недвижимости; документы контроля за производством строительно-монтажных работ на земельных участках в соответствии с разрешениями на строительство;
акты и другие материалы приемки объектов в эксплуатацию; документированная информация государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности, государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
ЗЕМЕЛЬНОГО И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ И ОХРАНЕ ЗЕМЕЛЬ В ПОСЕЛЕНИЯХ, ПОДЛЕЖАЩИЕ
1. Самовольное занятие земельных участков.
2. Противоправные действия должностных лиц, повлекшие за собой самовольное занятие земель.
3. Строительство объектов недвижимости без разрешений на строительство (самовольная постройка).
4. Использование земельных участков не по целевому назначению.
5. Нарушение утвержденной градостроительной документации при отводе земель.
6. Проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель.
7. Уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний органов, осуществляющих контроль за использованием и охраной земель.
8. Нарушение сроков рассмотрения заявлений граждан (ходатайств) о предоставлении земельных участков в поселениях.
9. Предоставление земельных участков с нарушением требований градостроительной документации о застройке и правил застройки.
10. Нарушение установленного градостроительной документацией и градостроительными регламентами правового режима использования территориальных зон.
11. Нарушение красных линий.
12. Нарушение разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости.
13. Нарушение порядка выполнения инженерных изысканий для осуществления градостроительной деятельности.
14. Нарушение установленных параметров объектов инженерной и транспортной инфраструктур.
15. Размещение временных объектов, предназначенных для торговли непродовольственными и продовольственными товарами, открытых стоянок автомобильного транспорта на территориях общего пользования без соответствующих разрешений.
16. Незаконное размещение, нарушение установленных размеров вывесок и иной визуальной информации или их уничтожение (наземные виды).
17. Самовольная вырубка многолетних зеленых насаждений на территориях общего пользования.
18. Недопущение должностных лиц органов архитектуры и градостроительства на объекты недвижимости, находящиеся в стадии строительства, реконструкции или ремонта, для осуществления контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о градостроительстве.
РАЗМЕРЫ ШТРАФОВ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО
И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ