Что такое реализация проекта определение
Ключевые процессы реализации проекта
Прежде чем рассматривать процедуры исполнения инвестиционного мероприятия, нам необходимо совершить краткий экскурс по процессам его реализации. При этом реализация проекта обязательно должна быть рассмотрена как с позиции управления уникальной задачей, так и с точки зрения реальных действий, совершаемых для достижения результата. В этом осмыслении нам помогут международные и национальные стандарты в области project-management.
Подходы общепринятых стандартов
Механизм реализации проекта целесообразно исследовать с более широкой позиции, чем просто исходя из действий по организации выполнения и непосредственного решения комплекса задач. Однако и узкий взгляд на реализацию инвестиционных проектов (ИП) капитального характера также важен. Имеется в виду, что инициация, завершение и даже планирование являются обеспечительными процедурами для того, чтобы качественно исполнить работы. А вот организация исполнения, контроль и, собственно, шаги по реализации являются определяющими процессами проекта. Причем, если первое и второе – это процедуры управления проектом, опирающиеся на регламентирующую базу, то третье – суть управленческого творчества его руководителя в конкретной ситуации.
Реализацию инвестиционных проектов принято делить на фазы, стадии жизненного цикла, процессы управления. Для дискретного восприятия проектной задачи применяется и функциональный подход, разделяющий управление реализацией на ряд функций управления. Такой подход наглядно продемонстрирован в стандарте PMI. В пятом издании Руководства PMBOK отмечается дискретный характер процессов управления. Вместе с тем, разработчики стандарта акцентируют внимание на тесном взаимодействии и переплетении процедур между собой. Действительно, процессы эти подчас глубоко интегрированы друг в друга.
Состав групп процессов управления представлен на схеме выше. На ней отображен пример интеграционного взаимодействия ряда управленческих процедур. Действительно, сквозные процессы исполнения не могут обходиться без мониторинга и контроля, как, впрочем, и планирование, инициация и закрытие мероприятия. При этом следует понимать, что пики активности по контролю работ весьма близки к пикам активности в организации исполнения.
Рассмотрим еще один небольшой пример взаимодействия процессов управления проектом в ходе стадии непосредственного исполнения работ. Предположим, решая задачи, команда проекта столкнулась с рядом объективных причин, по которым накопились критические отклонения по срокам и некоторым бюджетным позициям. Возникла потребность внести изменения в консолидированный план. На выходе процессов организации исполнения возникает с подачи PM запрос на изменения (1), который отрабатывается на интеграционном уровне мероприятий контроля. Решение о принятии изменений возвращается в процессы исполнения (2). Затем изменения запускают процедуру перепланирования (3), и измененные планы поступают к команде с модифицированным составом задач, сроков и ресурсов (4).
Методология реализации проекта
Руководитель ИП, приняв на себя уникальную инвестиционную задачу, организует работу по функциональным областям и пяти процессам управления, которые структурированы и методологически проработаны в стандартах. Эта логика позволяет PM качественно организовать выполнение работ, упорядочить взаимодействие, своевременно принимать решения и достигнуть запланированного результата. Специфика проектных инвестиционных задач требует от менеджера правильного вхождения в проект и грамотного выхода из него. Беспроблемная реализация входа и выхода обеспечивается процессами инициации, планирования и завершения.
Ключевое значение имеют два параллельных процесса организации и контроля выполнения ИП. Сюда же входят процедуры мониторинга, сбора и анализа отчетности. Когда PM имеет план проекта, бюджет мероприятия, он спокойно может договариваться с исполнителями из числа участников команды и сторонних подрядчиков. Такие договоренности возникают или на уровне юридически оформленных соглашений, или на уровне подлежащих к постановке задач.
Менеджер обращается к потенциальным ответственным ресурсам с простым вопросом: «Возьметесь или не возьметесь?». Возникают микроконтракты, и начинается фаза их исполнения. Работа с исполнителями задач отнимает у PM основной бюджет времени. Кроме того, менеджеру необходимо позаботиться о поддержании финансирования в соответствии с платежным календарем, обеспечении командообразования и развитии команды. Руководитель проекта формирует резервы под риски, организует проведение мероприятий по повышению качества, координирует действия приданных сотрудников и хода работ. Практически синхронно с этим выполняются контрольные мероприятия. Мониторингу и контролю подвергаются:
Помимо этого производится администрирование договоров и обеспечение проектной отчетности. Отлаженность механизмов отчетов по проекту имеет большое значение для результативности и эффективности реализации всего мероприятия. Отчет должен регулярно поступать заинтересованным сторонам. Различают отчет по форме план-фактного анализа выполнения работ и отчет по соблюдению бюджетной дисциплины проектного финансирования.
Для успешности процессно-функциональной парадигмы управления проектом в практике применяется ряд типовых методов, в большей или меньшей степени используемых на различных стадиях его реализации. Методы реализации проекта различаются по направленности. Мы будем выделять методы:
В настоящей статье мы рассмотрели вопрос о том, что представляет собой реализация современных инвестиционных проектов с позиции международных стандартов, обозначили основные черты методологии выполнения проектного мероприятия. По существу, процессы и функции управления изучаемой предметной области, методы, применяемые в проектной практике, – и есть цель многочисленных исследований, представленных на страницах нашего сайта. Эта информация служит цели динамичного наращивания компетентности PM. Многие механизмы уже раскрыты в наших материалах, и процесс углубления в обозначенные темы будет продолжен.
Реализация проекта
Реализация проекта начинается с планирования. В плане осуществляющегося проекта важнейшей частью является система достижения соглашения по распределению ролей, ответственности и прав всех участников проекта. Ключом к такому соглашению является обмен информацией, а результатом – план действий, основой которого является ранее достигнутые договоренности.
Следующим этапом реализации является проведение переговоров и заключение контрактов на поставку сырья, материалов, технологий, оборудования, а также заключение договоров на выполнение субконтрактных работ.
На этой стадии может быть осуществлено инженерно-техническое проектирование (дизайнерские работы), строительство, как самого объекта, так и необходимых инфраструктурных элементов проекта, производственный маркетинг и обучение персонала.
Не мене важным элементом обеспечения стадии реализации проекта является контроль.
Обычно осуществляются 3 вида контроля:
1) за реализацией технической стороны проекта;
2) за реализацией проекта в целом;
3) за реализацией финансовых результатов проекта.
Контроль за реализацией технических аспектов проекта осуществляют технические специалисты, которые проверяют: насколько производственные мощности, продукция, которая произведена, и услуги соответствуют техническим требованиям.
Контроль за реализацией проекта в целом осуществляет заказчик. Все аспекты деятельности, связанные с проектом, в том числе: подготовка персонала; исследования; стратегические мероприятия; материальные компоненты проекта должны быть представлены в отчетах.
Задачи такого контроля – защищать участников проекта от неожиданных неприятных сюрпризов и расширить сумму знаний о разных подходах к проблемам, чтобы их избежать при разработке и реализации других проектов.
Контроль за реализацией финансовых результатов проекта, прежде всего, производится инвесторами.
Он преследует в основном две цели:
1) обеспечения реализации проекта;
2) погашение кредита или получение плановой прибыли от инвестиций.
Представители кредиторов заинтересованы в том, чтобы обеспечить целенаправленный расход заемных средств на осуществление проекта и обговорить полученные результаты с ответственной за проект организацией.
8. Завершающая оценка проекта
Завершающая оценка предусматривает ретроспективный анализ проекта. Она проводится преимущественно тогда, когда проект после запуска пробыл в эксплуатации от 2 до 3 лет.
Важным моментом проведения такой завершающей оценки является установление причин успеха или провала проекта. Это дает такие особенности, которые могут быть с успехом использованы в других проектах.
Завершающая оценка также дает менеджерам и заинтересованным потребителям информацию про то, насколько эффективно и полно проекты достигают ожидаемых результатов.
Таким образом, завершающая оценка выполняет две функции:
1) обучающего документа;
2) отчетного материала.
Как правило, завершающая оценка должна дать ответы на ряд вопросов:
1) будут ли исходные цели проекта четко определенными и осуществимыми;
2) был ли правильным выбор технических решений и способов материально-технического снабжения;
3) была ли верной оценка социально-экономических и экологических условий;
4) правильно ли была выбрана группа пользователей результатов проекта и было ли эффективным обслуживание этой группы;
5) был ли достигнут существенный прогресс в усилении (укреплении) созданных проектом организаций;
6) имел ли место значительный перерасход средств, и, по каким причинам;
7) была ли достигнута запланированная норма прибыли и, если нет, то по каким причинам.
Ретроспективность является преимуществом завершающей оценки, так как в ходе оценки можно найти пути, с помощью которых удастся достичь лучших результатов.
Не существует единого стандарта оценки, однако, целесообразно придерживаться следующих принципов и требований:
1. Лица, которые руководят разработкой и осуществлением проекта должны брать участие в проведении завершающей оценки;
2. Объективность оценки не должна вызывать сомнений;
3. Результаты оценки следует сделать доступными;
4. Завершающей оценке должно быть подвергнуто как можно больше проектов.
ВЫВОДЫ
1. Жизненный цикл проекта отображает развитие проекта от его подготовки до реализации и эксплуатации;
2. Прохождение всех фаз и стадий проектного цикла является необходимым условием любого проекта;
3. Игнорирование какой-либо фазы или стадии снижает качество проекта;
4. В основе любого проекта лежит необходимость удовлетворения потребностей;
5. На стадии «Идентификации» формируются идеи, которые направлены на развязку возникших проблем, неудовлетворенности;
6. После отсева худших вариантов идей необходимо: уточнить детали, отобрать наилучшие идеи проекта, сделать предварительный анализ его осуществимости и перепроверить соответствие целей проекта возможностям развязывания этих проблем;
7. На стадии разработки проекта осуществляется его скрининг: проводится детальный анализ аспектов: коммерческого, технического экологического, социального, институционального, финансового и экономического;
8. Экспертиза обеспечивает тщательную внешнюю и внутреннюю оценку проекта и его последствий;
9. Только тщательно подготовленный проект выносится на стадию переговоров с потенциальным инвестором или кредитором. На этой стадии могут быть внесены коррективы, связанные с различными интересами сторон;
10. Реализация проекта включает: план проекта, осуществление работ по проекту и контроль за их выполнением;
11. Последняя стадия ЖЦП – завершающая оценка, необходима для анализа результатов проекта, установления причин провала или успеха.
Реализация проекта – один шаг за один раз
Проект можно охарактеризовать в виде списка действий, которые, при условии успешного выполнения, приводят к определенному результату. Действия могут выполняться одним или несколькими исполнителями. Количество таких действий может колебаться от десятка до тысяч. Проект может длиться на протяжении нескольких дней, месяцев или лет. Существуют сотни методологий и средств, которые предназначены для облегчения организации и реализации проектов. Каждое из них более или менее подходит для определенных типов проектов. Некоторые из них имеют смешанный характер. Некоторые представляют собой методики, которые могут быть полезны в различных ситуациях.
Одна из таких методик заключается в следующем: делать один шаг за один раз.
Мы все знаем, что одним из наиболее важных и ответственных этапов реализации проекта является его финальный этап. Это время, когда результат работы, каким бы он ни был, представляется клиенту, общественности или начинает работу без уведомления кого-либо. Во время этого периода выявляются и устраняются наиболее сложные проблемы. Нередко происходит так, что работа многих и многих отбрасывается и не находит реализации из-за внедрения новых решений. В общем, многие проекты на заключительной стадии совершают финишный рывок. Как отход от старой системы с использованием новых решений, так и интеграция новых решений – все это очень сложно, создает множество стрессовых ситуаций и приносит немалый вред.
Один из основополагающих принципов, который можно использовать для устранения таких трудностей, можно взять в методологии «Scrum». Незавершенный элемент работы (можно представить его в виде элементарной единицы работы) можно считать выполненным, если он соответствует т.н. «условиям выполнения». Условия выполнения могут разниться от проекта к проекту. Для некоторых команд это может означать, что выполняется условие регрессии. Однако одним из наиболее показательных условий выполнения является то, что элемент работы завершен и выполняется на производственной системе. Если учесть, что рывок не может длиться более 3 недель, получается, что каждые 3 недели необходимо внедрять все завершенные элементы в целевую среду. В результате в процессе завершения проекта не будет «финишных рывков». Не будет коренных изменений и перестроек системы. Будет лишь спокойное завершение последних элементов и введение их в производство.
Как этот принцип можно использовать для более мелких по объему задач? Что бы вы ни начинали делать, будь то проект или отдельная задача, подумайте над тем, как разделить ее на небольшие этапы, которые бы соответствовали следующим критериям:
Преимущества, которые дает данный подход, вполне очевидны. На заключительном этапе реализации проекта не будет существенных изменений. Будет лишь горстка небольших дополнений. Впрочем, данный подход имеет один существенный недостаток: стоимость. В зависимости от масштабов и типа проекта, стоимость при подобном подходе может быть значительно выше. Но это не всегда определяющий фактор.
Идея, изложенная выше, на первый взгляд может показаться невозможной. Однако большинство проблем может быть решено при помощи такого способа. Нужно лишь найти точку приложения усилий и средства, которые позволят внедрить его в рабочий процесс. Рассмотрим процесс изменения компоновки системы огромного проекта с сотнями модулей. Первый подход, который приходит на ум, заключается в том, чтобы потратить несколько месяцев на миграцию, затем применить все изменения к системе за некоторое время, и переключить «большой рубильник». Вероятность возникновения серьезных проблем и срыва работы компании крайне велика. На самом деле, можно побиться об заклад, что несколько элементов совсем не будут работать.
Помодульная миграция также может быть не лучшим решением. Одновременное использование двух компоновок в одной системе в течение месяцев может вызвать большие трудности у разработчиков и привести к дополнительной ежедневной нагрузке на них. Для того, чтобы применить принцип маленьких шагов, необходимо старую систему «завернуть» в новую. Что это означает? В качестве первого шага используется принцип обращения новой системы к старой. Затем, шаг за шагом, функционал перемещается на систему новой компоновки, что происходит под наблюдением разработчиков и CI. Все малые изменения внедряются сразу по их завершению. Результат: отсутствуют резкие изменения в конце проекта.
Другим примером может служить миграция с одного инструмента управления исходным кодом на другой. Если компания имеет десятки систем, использующих такой инструмент, требующий переконфигурирования или перенастройки, вероятнее всего, потребуется остановить деятельность компании на несколько дней (или даже недель). Для того, чтобы справиться с этой задачей и применить метод малых шагов, можно разработать такой план действий. Все изменения старой системы должны в режиме реального времени мигрировать на новый инструмент управления исходным кодом. Благодаря такому способу все системы могут перенастраиваться шаг за шагом на новое решение, в то время, как весь персонал компании будет пользоваться старым решением. После появления уверенности в том, что все системы работают корректно, переход будет заключаться лишь в том, чтобы сообщить пользователям: на новом инструменте все работает, вы можете переходить на него, старый же будет отключен.
Применение подхода «один шаг за один раз» может предотвратить большую головную боль на этапе завершения проекта. Также он позволяет реализовать проекты, которые иными способами не могли бы быть реализованы или вызвали бы большие трудности. Впрочем, это имеет свою цену. Часто для успешного применения такого подхода необходимо организовать соответствующую базу и создать нужные средства. Использовать или не использовать такой подход, как всегда, нужно решать в каждом конкретном случае, в зависимости от обстоятельств.
реализация проекта
Смотреть что такое «реализация проекта» в других словарях:
РЕАЛИЗАЦИЯ — РЕАЛИЗАЦИЯ, реализации, мн. нет, жен. Действие по гл. реализовать и реализоваться. Реализация постановлений партии большевиков и Советского правительства. Реализация проекта. Реализация займа. Реализация ценностей. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова
РЕАЛИЗАЦИЯ — (фр., realisation, от ново лат. realis действительный). Осуществление, приведение в исполнение какого либо предприятия; в торговле: обращение товара в наличные деньги. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка
РЕАЛИЗАЦИЯ — (от лат. realis действительный) англ. realization; нем. Realisierung. 1. Осуществление ч. л., проведение в жизнь к. л. плана, проекта, программы, идеи, намерения и т. п. 2. Продажа товара; передача через куплю продажу товаров от производителя к… … Энциклопедия социологии
Реализация Манифеста о трёхдневной барщине (1797—1861) — У этого термина существуют и другие значения, см. Манифест (значения). Манифест о трёхдневной барщине … Википедия
Реализация Манифеста о трехдневной барщине — Манифест о трёхдневной барщине Реализация Манифеста о трёхдневной барщине (1797 1861 гг.) процесс практического осуществления и воплощения в жизнь правовых предписаний и норм, изложенных в тексте Манифеста императора Павла I от 5 (16) апреля… … Википедия
Реализация Манифеста о трехдневной барщине (1797-1861 гг.) — Манифест о трёхдневной барщине Реализация Манифеста о трёхдневной барщине (1797 1861 гг.) процесс практического осуществления и воплощения в жизнь правовых предписаний и норм, изложенных в тексте Манифеста императора Павла I от 5 (16) апреля… … Википедия
Реализация Манифеста о трёхдневной барщине (1797-1861) — Манифест о трёхдневной барщине Реализация Манифеста о трёхдневной барщине (1797 1861 гг.) процесс практического осуществления и воплощения в жизнь правовых предписаний и норм, изложенных в тексте Манифеста императора Павла I от 5 (16) апреля… … Википедия
Реализация Манифеста о трёхдневной барщине (1797-1861 гг.) — Манифест о трёхдневной барщине Реализация Манифеста о трёхдневной барщине (1797 1861 гг.) процесс практического осуществления и воплощения в жизнь правовых предписаний и норм, изложенных в тексте Манифеста императора Павла I от 5 (16) апреля… … Википедия
реализация — и; ж. [от лат. realis вещественный] к Реализовать и Реализоваться. Практическая р. плана, проекта. Р. творческих замыслов. Р. товаров по договорным ценам. Р. ценных бумаг в сберкассах. Создавать товары ради их реализации. Задержка в реализации… … Энциклопедический словарь
Реализация — (от позднелат. realis вещественный, действительный) 1) осуществление какого либо плана, проекта, программы, намерения. 2) В экономике продажа товара, превращение ценных бумаг или имущества в деньги, размещение займа … Большая советская энциклопедия
РЕАЛИЗАЦИЯ — (от позднелат. realis вещественный) 1) осуществление чего либо, проведение в жизнь какого либо плана, проекта, программы, намерения; 2) продажа товара; превращение имущества или ценных бумаг в деньги … Профессиональное образование. Словарь
Управление проектами
Понятие проекта. Виды и классификация проектов
1. Понятие проекта. Виды и классификация проектов
В различных источниках можно найти разнообразные определения понятия «проект»; в целом, они не противоречат, а дополняют друг друга. Проект (англ. project)– это:
Ключевыми особенностями проекта являются:
Таким образом, многие проекты – уникальные в своем роде четко определенные действия, направленные на получение конкретных результатов в многофункциональном окружении в течение установленного срока и в рамках выделенных ресурсов с привлечением группы людей, обладающих разносторонними навыками и знаниями, работающих под специальным руководством.
1.2 Проект как объект управления
Проект как объект управления описывается совокупностью характеристик: назначение проекта, его стоимость, качество, сроки исполнения, риски и т.д. (табл. 1).
Предметная область проекта – содержательная сущность проекта: цели проекта, задачи, объемы работ и ресурсов, необходимых для их достижения.
Цель проекта – желаемый результат деятельности, достигаемый в пределах установленного интервала времени.
Стратегия проекта – центральное звено, как в подготовке, так и в оценке проекта, а также в построении соответствующей маркетинговой стратегии. Стратегия проекта – это комплекс целей и принципов, позволяющих распределить необходимые ресурсы на период времени, представляющий собой горизонт планирования проекта.
— описываются новые продукты или услуги, которые получит потребитель в результате реализации проекта
— сметные затраты, необходимые для выполнения работ проекта
Объемы работ проекта
— количественные показатели объема работ проекта
Сроки выполнения проекта
— время выполнения проекта (даты начала, окончания, продолжительность)
— соответствие характеристик проекта и его продукции установленным стандартам качества
— ресурсы, требующиеся для осуществления проекта, например, оборудование, материалы, персонал, программное обеспечение, информационные системы, производственные площади и др.
— специалисты и организации, привлеченные к выполнению работ проекта, их количественные характеристики, состав (назначение) и квалификация
— определение рискованных событий в проекте, вероятности их свершения и ущерба от их воздействия на проект
Понятие инвестиционный проект употребляется в двух смыслах. Инвестиционный проект:
– это комплексный план мероприятий, включающий проектирование, капитальное строительство, приобретение технологий и оборудования, подготовку кадров и т.д., направленных на создание нового или модернизацию (расширение) действующего производства товаров (продукции, работ, услуг) с целью получения экономической выгоды.
– это система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий или описывающих такие действия.
В «Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов» приводится следующее определение: инвестиционный проект – обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно–сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством РФ и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план). Проектно–сметная документация представляет собой пакет документов, определяющих место строительства (реконструкции) будущего объекта, его архитектурное и конструктивное решение, потребность в кадрах, строительных материалах, машинах и оборудовании, денежных средствах
1.3. Классификация проектов
Проекты различаются по уровню, масштабам изменений, широте охвата, по требованиям к качеству и способам его обеспечения, по совокупности проектов, по уровню участников, по характеру целевой задачи, по объекту инвестиционной деятельности, по главной причине возникновения проекта.
Проекты различаются в зависимости от:
Классификация проектов приведена в таблице 2.
По масштабу (размеру) проекта
По срокам реализации
По требованиям к качеству и способам его обеспечения
По совокупности проектов
По уровню участников
По характеру целевой задачи
По объекту инвестиционной деятельности
По главной причине возникновения проекта
Необходимость структурно-функциональных преобразований
Монопроект – это отдельный проект различного типа, вида и масштаба. Мультипроект представляет собой комплексный проект или программу, состоящую из ряда монопроектов и требующую применения мультипроектного управления. Мегапроекты – это целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение временем. Такие программы могут быть международными, государственными, национальными, региональными межотраслевые, отраслевые и смешанные. Программы формируются, поддерживаются и координируются на верхних уровнях управления: государственном, республиканском, областном, муниципальном.
Краткосрочные проекты реализуются на предприятиях по производству нововведений различного рода, опытных установках, восстановительных работах. Бездефектные проекты в качестве доминирующего фактора используют повышенное качество.
Международные проекты обычно выделяются значительной сложностью и стоимостью. Их отличает важная роль в экономике и политике тех стран, для которых они разрабатываются. Эти проекты основаны на взаимодополняющих отношениях и возможностях партнеров.
В научной литературе выделяются также инновационные проекты. Абсолютное большинство инвестиционных проектов содержат в той или иной степени инновационную составляющую, поэтому разделение проектов на инвестиционные и инновационные достаточно условно. Проекты, которые обеспечивают разработку новых изделий или технологий и предполагают вложения в нематериальные активы, в большей мере претендуют на классификацию их как инновационных.
Несмотря на определенную трудность отнесения проектов к тому или иному виду, увеличение в них доли работ, направленных на создание инноваций, меняет характеристики проектов.
Так, инновационный проект отличается от инвестиционного следующим:
Классификация проектов позволяет достаточно четко ранжировать перспективные и реализуемые проекты, и как следствие, ставить выполнимые цели, задавать реальные сроки достижения целей, и привлекать оптимально необходимые ресурсы для их успешной реализации.
Определение проекта согласно PMBoK 5:
Проект — это временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата. Временный характер проектов указывает на определенное начало и окончание. Окончание наступает тогда, когда цели проекта достигнуты или когда проект прекращается в связи с тем, что его цели не будут или не могут быть достигнуты, либо когда в проекте больше нет необходимости. Проект также может быть прекращен, если клиент (заказчик, спонсор или ответственное лицо) желает прекратить проект. «Временный» не обязательно предполагает краткую длительность проекта. Это относится к вовлеченности в проект и длительности проекта. «Временный», как правило, не относится к создаваемому в ходе проекта продукту, услуге или результату. Большинство проектов предпринимается для достижения устойчивого, длительного результата. Например, проект по возведению памятника государственного значения создаст результат, который останется на века. Проекты также могут приводить к воздействиям на социальную, экономическую и окружающую среду, превышающим длительность самого проекта.
Каждый проект приводит к созданию уникального продукта, услуги или результата. Конечный результат проекта может быть осязаемым или неосязаемым. Несмотря на то что в некоторых операциях и поставляемых результатах проекта могут присутствовать повторяющиеся элементы, их наличие не нарушает принципиальной уникальности работ по проекту. Например, офисные здания могут строиться из одинаковых материалов или одной и той же строительной бригадой. Но каждый такой строительный проект будет уникальным ввиду разного местоположения, отличий в архитектуре, обстоятельствах, ситуациях, разных заинтересованных сторон и т. д.
Текущая деятельность, как правило, представляет собой повторяющийся процесс, который выполняется в соответствии с существующими в организации процедурами. И, наоборот, по причине уникального характера проектов, возможны неопределенности или различия в отношении продуктов, услуг или результатов, создаваемых в ходе проекта. Операции проекта могут быть новыми для членов команды проекта, что обусловливает необходимость более тщательного планирования, в отличие от рутинных работ. Кроме того, проекты предпринимаются на всех уровнях организации. В проекте может участвовать один или несколько человек, одно структурное подразделение организации или несколько структурных подразделений различных организаций.
Проект может создать: