Что такое реализм в музыке
Реализм в музыке: период, представители в музыке
Содержание:
С латыни слово реализм переводится как действительность. Оно характеризует определенный стиль в творчестве, зародившийся в XIX веке. В основе направления – культ достоверного отображения реальности. Реализм в музыке, изобразительном искусстве, литературе стал новым витком развития культурного жанра. Русская литература позиционирует особый образ человека, смотрящего на окружающий мир прагматично.
В искусстве появились новые формы портретного, пейзажного изображения. Эпоха реализма в музыке зародилась в девятнадцатом веке. Направление затронуло другие творческие сферы: кинематограф, театр, фотографию, скульптуру.
Что такое реализм в музыке – кратко
Реализм сформировался в качестве противопоставления романтическим мотивам. Девятнадцатый век считается временем романтизма. Он базировался на абстрактных понятиях, отказе от общепринятых ограничений, восторженных мечтах. Реалистичный стиль – полная противоположность романтического направления. Экзальтированная идеализация не характерна для жанра. Каждое произведение повествует о событиях суровой действительности.
Герой реально смотрит на жизнь, на место мечтаний приходит материалистическое восприятие трудностей. Реализм в музыке 19 века также чувствуется в работах знаменитых композиторов. В искусство критический реализм ввел Федотов. Это известный художник, каждая картина которого завораживает взгляд.
Композиторы эпохи реализма
Известные представители реализма в музыке:
Представитель критического реализма в русской музыке – Александр Даргомыжский
Александр Даргомыжский сделал огромный вклад в развитие музыки. Он родился в 1813 году. В то время талант опытного музыканта не смогли по достоинству оценить современники. Он заложил фундамент реалистичной музыки в русском искусстве.
Отцом талантливого музыканта был незаконнорожденный сын помещика, а матерью – коренная дворянка. Сам композитор за свою жизнь не завел собственных детей, семью. Он был привязан к племяннице, сестре. С ними он жил на протяжении двух лет после смерти отца. До этого композитор постоянно проживал вместе с матерью, отцом в отчем доме.
Появление первых композиций Александра Даргомыжского датируются двадцатыми годами. Первые пьесы для игры на фортепиано имели большой успех. Когда эксперту исполнилось девятнадцать лет, он успел издать не одно камерное произведение, романсы. Его творчество пользовалось спросом в салонах.
Знаменитая опера «Эсмеральда» была завершена в 1839 году. На сцене она появилась в 1847. В течение восьми лет дирекция императорского театра не давала отказ или одобрение оперы.
Реализм в музыке
Реализм в искусстве — правдивое, объективное отображение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Он рассматривается, во-первых, как основное направление исторического развития искусства и, во-вторых, как принцип творчества — особый художественный метод, сложившийся в определенных исторических условиях и прошедший в своем развитии ряд конкретных исторических этапов. Историческими формами реализма как художественного метода являются просветительский реализм XVIII в., критический реализм XIX в. и социалистический реализм.
Сцена из первого действия оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки. Большой театр. Москва.
Солист Большого театра В. Н. Власов в роли Юродивого в опере «Борис Годунов» М. П. Мусоргского.
Сцена из оперы «Хованщина» М. П. Мусоргского. Большой театр. Москва.
В каждый исторический период реализм приобретал новый облик, и мера реалистичности художественного произведения определялась степенью его проникновения в социальную действительность. Вся история музыкальной культуры говорит о нарастании реалистических тенденций в творчестве композиторов, в расширении и углублении правдивого отражения действительности и художественного воздействия на массы людей.
Как художественное направление реализм сложился в XVIII в., в эпоху Просвещения. Однако реалистические черты проявляются уже в музыке Возрождения, когда композиторы отказываются от средневекового аскетизма, обращаются к личности человека, его мыслям и чувствам. Эти черты углубляются в XVII в. в произведениях К. Монтеверди. В 1-й половине XVIII в. И. С. Бах создает произведения, с огромной выразительной силой воплотившие реалистический мир глубоких человеческих переживаний. В период классицизма композиторы стремились к изображению героических страниц истории, проникнутых благородной простотой и драматизмом (творчество К. В. Глюка; см. Западноевропейская музыка XVII—XX вв.).
Реалистическая направленность творчества была в высшей степени свойственна венским классикам — Й. Гайдну, В. А. Моцарту, Л. Бетховену, создавшим величайшие произведения мирового музыкального искусства, образы, проникнутые высокими гуманистическими идеалами. Элементами социальной критики отмечены первые русские комические оперы, героями которых были простые люди (см. Русская музыка XVIII — начала XX в.).
Внутреннему обогащению реализма во многом способствовал романтизм. Композиторы-романтики особое внимание уделяли внутреннему миру человека, тончайшим движениям его души, передаче острых душевных конфликтов. Они обращались к жизни и быту разных народов, стран, разных исторических эпох. Песни, сказания, легенды народов нашли отражение в музыке Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Ф. Листа и других композиторов.
Основным художественным направлением развития искусства в середине XIX в. стал критический реализм. В русской литературе он связывался с творчеством писателей «натуральной школы», которая требовала от художников жизненной достоверности изображений, обличала социальное зло и несправедливость. В музыке социально-критическая направленность с особенной наглядностью проявлялась в песнях, романсах, операх. В музыке, не связанной со словом или литературной программой, критическое отношение к действительности выражалось косвенно, через определенный строй чувств. Таковы, например, многие страницы музыки П. И. Чайковского: ее высокая трагедийность, острота драматических конфликтов опосредованно связаны с неприятием современных ему условий жизни.
Основоположником русской реалистической школы стал М. И. Глинка. Глубокое проникновение в русскую действительность, изображение тяжелой жизни народа, сцены из народной жизни нашли свое отражение в творчестве А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова. В музыке русских композиторов появились новые темы, связанные с повседневной жизнью народа, с большими историческими движениями народных масс. Поскольку именно реализму как художественному методу доступен наиболее разносторонний показ действительности, важных общественных вопросов, ему в высшей мере присуще качество народности (см. Народность в музыке). Открытие недоступных ранее искусству сторон жизни повлекло за собой поиски новых выразительных средств, обогащение музыкального языка. Творческая разработка русскими композиторами элементов народной песни, достижения в области интонационной выразительности и оркестрового колорита оказали огромное влияние на творчество композиторов разных национальных школ, на дальнейшее развитие мирового музыкального искусства.
В конце XIX в. на историческую арену в качестве ведущей общественной силы вышел пролетариат, до конца последовательный революционный класс. Его идеалы, революционная борьба, образы революционеров нашли отражение в лучших реалистических произведениях. Качественно новой и высшей формой реалистического метода стал социалистический реализм — основной метод советского искусства (см. Многонациональная музыка советского периода). Такой метод должен был иметь опору в самом искусстве: его подготовила вся история поступательного развития художественного творчества.
Некоторые музыковеды отвергают способность музыки отражать действительность, рассматривают музыку как выражение некоего «суверенного духа», особое явление, имеющее смысл только «в самом себе». Отказывая музыке в отражении реального мира и реального человека, они отрицают и реализм в музыкальном искусстве.
Эти представления подвергнуты обстоятельной критике. Доказано, что музыка способна правдиво и глубоко отражать действительность, утверждена проблема реализма в музыкальном искусстве, с учётом того, что правда жизни в нем выражается своеобразными средствами. Музыка тяготеет к воспроизведению типичных человеческих отношений и реальных противоречий в них. При этом музыка не обозначает конкретно предмет, условия и обстоятельства проявления человеческих чувств, а выражает их в обобщенном виде. Произведения великих композиторов прошлого и современности выражают глубокую правду жизни, служат как бы зеркалом своей эпохи, создают социально-психологический портрет современника и своего времени, отражают сущность человеческих отношений в социально-историческом плане, дают их оценку с демократических позиций.
Правдивое отражение действительности в творчестве композитора, выражение в произведениях прогрессивных общественных отношений требуют от него, с одной стороны, высочайшего мастерства, с другой — передовых общественно-эстетических взглядов.
Реализм в музыке
Реализм в искусстве — правдивое, объективное отображение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Он рассматривается, во-первых, как основное направление исторического развития искусства и, во-вторых, как принцип творчества — особый художественный метод, сложившийся в определенных исторических условиях и прошедший в своем развитии ряд конкретных исторических этапов. Историческими формами реализма как художественного метода являются просветительский реализм XVIII в., критический реализм XIX в. и социалистический реализм.
В каждый исторический период реализм приобретал новый облик, и мера реалистичности художественного произведения определялась степенью его проникновения в социальную действительность. Вся история музыкальной культуры говорит о нарастании реалистических тенденций в творчестве композиторов, в расширении и углублении правдивого отражения действительности и художественного воздействия на массы людей.
Как художественное направление реализм сложился в XVIII в., в эпоху Просвещения. Однако реалистические черты проявляются уже в музыке Возрождения, когда композиторы отказываются от средневекового аскетизма, обращаются к личности человека, его мыслям и чувствам. Эти черты углубляются в XVII в. в произведениях К. Монтеверди. В 1-й половине XVIII в. И. С. Бах создает произведения, с огромной выразительной силой воплотившие реалистический мир глубоких человеческих переживаний. В период классицизма композиторы стремились к изображению героических страниц истории, проникнутых благородной простотой и драматизмом (творчество К. В. Глюка; см. Западноевропейская музыка XVII—XX вв.).
Реалистическая направленность творчества была в высшей степени свойственна венским классикам — Й Гайдну, В. А. Моцарту, Л. Бетховену, создавшим величайшие произведения мирового музыкального искусства, образы, проникнутые высокими гуманистическими идеалами. Элементами социальной критики отмечены первые русские комические оперы, героями которых были простые люди (см. Русская музыка XVIII — начала XX в.).
Внутреннему обогащению реализма во многом способствовал романтизм. Композиторы-романтики особое внимание уделяли внутреннему миру человека, тончайшим движениям его души, передаче острых душевных конфликтов. Они обращались к жизни и быту разных народов, стран, разных исторических эпох. Песни, сказания, легенды народов нашли отражение в музыке Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Ф. Листа и других композиторов.
Основным художественным направлением развития искусства в середине XIX в. стал критический реализм. В русской литературе он связывался с творчеством писателей «натуральной школы», которая требовала от художников жизненной достоверности изображений, обличала социальное зло и несправедливость. В музыке социально-критическая направленность с особенной наглядностью проявлялась в песнях, романсах, операх. В музыке, не связанной со словом или литературной программой, критическое отношение к действительности выражалось косвенно, через определенный строй чувств. Таковы, например, многие страницы музыки П. И. Чайковского: ее высокая трагедийность, острота драматических конфликтов опосредованно связаны с неприятием современных ему условий жизни.
Основоположником русской реалистической школы стал М. И. Глинка. Глубокое проникновение в русскую действительность, изображение тяжелой жизни народа, сцены из народной жизни нашли свое отражение в творчестве А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова. В музыке русских композиторов появились новые темы, связанные с повседневной жизнью народа, с большими историческими движениями народных масс. Поскольку именно реализму как художественному методу доступен наиболее разносторонний показ действительности, важных общественных вопросов, ему в высшей мере присуще качество народности (см. Народность в искусстве). Открытие недоступных ранее искусству сторон жизни повлекло за собой поиски новых выразительных средств, обогащение музыкального языка. Творческая разработка русскими композиторами элементов народной песни, достижения в области интонационной выразительности и оркестрового колорита оказали огромное влияние на творчество композиторов разных национальных школ, на дальнейшее развитие мирового музыкального искусства.
В конце XIX в. на историческую арену в качестве ведущей общественной силы вышел пролетариат, до конца последовательный революционный класс. Его идеалы, революционная борьба, образы революционеров нашли отражение в лучших реалистических произведениях. Качественно новой и высшей формой реалистического метода стал социалистический реализм — основной метод советского искусства (см. Советская многонациональная музыка). Такой метод должен был иметь опору в самом искусстве: его подготовила вся история поступательного развития художественного творчества.
Буржуазное музыковедение отвергает способность музыки отражать действительность, рассматривает музыку как выражение некоего «суверенного духа», особое явление, имеющее смысл только «в самом себе». Отказывая музыке в отражении реального мира и реального человека, оно отрицает и реализм в музыкальном искусстве.
Советские музыковеды подвергли эти представления обстоятельной критике. Они доказали, что музыка способна правдиво и глубоко отражать действительность, утвердили проблему реализма в музыкальном искусстве, учитывая при этом, что правда жизни в нем выражается своеобразными средствами. Музыка тяготеет к воспроизведению типичных человеческих отношений и реальных противоречий в них. При этом музыка не обозначает конкретно предмет, условия и обстоятельства проявления человеческих чувств, а выражает их в обобщенном виде. Произведения великих композиторов прошлого и современности выражают глубокую правду жизни, служат как бы зеркалом своей эпохи, создают социально-психологический портрет современника и своего времени, отражают сущность человеческих отношений в социально-историческом плане, дают их оценку с демократических позиций.
Правдивое отражение действительности в творчестве композитора, выражение в произведениях прогрессивных общественных отношений требуют от него, с одной стороны, высочайшего мастерства, с другой — передовых общественно-эстетических взглядов. Социалистический реализм стал новой ступенью в художественном познании мира.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Реализм
Г. А. Недошивин, Ю. В. Келдыш.
Полезное
Смотреть что такое «Реализм» в других словарях:
Реализм — I. Общий характер реализма. II. Этапы реализма А. Реализм в литературе докапиталистического общества. Б. Буржуазный реализм на Западе. В. Буржуазно дворянский реализм в России. Г. Реализм революционно демократический. Д. Пролетарский реализм.… … Литературная энциклопедия
РЕАЛИЗМ — (от позднелат. realis вещественный, действительный) филос. направление, признающее находящуюся вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания,… … Философская энциклопедия
Реализм — (от позднелат. realis вещественный, действительный) в искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе развития искусства реализм… … Художественная энциклопедия
реализм — а, м. realisme m. 1. Направление в литературе и искусстве, ставящее свой целью правдивое воспроизведение объективной действительности в ее типических чертах; правдивое изображение действительности. БАС 1. Уловить и передать правдивую черту… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Реализм — Реализм ♦ Réalisme В распространенном смысле слова видение вещей такими, какие они есть, и способность к ним приспосабливаться. Противоположным реализму в этом смысле является отнюдь не идеализм, а глупость, утопизм или витание в облаках. В… … Философский словарь Спонвиля
РЕАЛИЗМ — (ново лат., от realis действительный, с греч. окончанием). Философская система средних веков, приписывавшая общим понятиям действительность их существования, в противоположность номинализму философии: признавание сущности внешних предметов… … Словарь иностранных слов русского языка
реализм — реализма, м. [от латин. realis действительный] (книжн.). 1. Термин, к к–рому прибегали в 19 в. и начале 20 в. многие эклектики в философии для обозначения своих философских систем (филос.). «…Слово “реализм” захватано позитивистами и прочими… … Толковый словарь Ушакова
РЕАЛИЗМ — (realism) Реализмом называют традиционный подход (в числе других политических подходов) к пониманию международных отношений (international relations). Реалистическое мышление принято противопоставлять идеализму (idealism). Реализм доминировал в… … Политология. Словарь.
РЕАЛИЗМ — в искусстве, 1) понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания. Так широко понимаемый… … Современная энциклопедия
РЕАЛИЗМ — в искусстве 1) понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания. Так, широко понимаемый… … Большой Энциклопедический словарь
РЕАЛИЗМ — (на средневековой латыни realis вещественный, действительный) в философии, направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект… … Современная энциклопедия
Презентация на тему: «Реализм в музыке»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Описание слайда:
Слово «реализм» с латыни переводится как действительность. Реализм характеризует определенный стиль в творчестве, зародившийся в XIX веке. В основе направления – культ достоверного отображения реальности. Реализм в музыке, изобразительном искусстве и литературе стал новым витком развития культурного жанра. Русская литература позиционирует особый образ человека, смотрящего на окружающий мир прагматично. В искусстве появились новые формы портретного, пейзажного изображения. Эпоха реализма в музыке зародилась в девятнадцатом веке.
Описание слайда:
Описание слайда:
Реализм сформировался в качестве противопоставления романтическим мотивам. Девятнадцатый век считается временем романтизма. Он базировался на абстрактных понятиях, отказе от общепринятых ограничений, восторженных мечтах. Реалистичный стиль – полная противоположность романтического направления. Экзальтированная идеализация не характерна для жанра. Каждое произведение повествует о событиях суровой действительности.
Герой реально смотрит на жизнь, на место мечтаний приходит материалистическое восприятие трудностей. Реализм в музыке 19-го века также чувствуется в работах знаменитых композиторов.
Описание слайда:
Описание слайда:
Реалистическая направленность творчества была в высшей степени свойственна венским классикам – Йозефу Гайдну, В.А. Моцарту, Л. Бетховену, создавшим величайшие произведения мирового музыкального искусства, образы, проникнутые высокими гуманистическими идеалами. Элементами социальной критики отмечены первые русские комические оперы, героями которых были простые люди.
Основным художественным направлением развития искусства в середине XIX в. стал критический реализм. В музыке социально-критическая направленность с особенной наглядностью проявлялась в песнях, романсах, операх.
Описание слайда:
Описание слайда:
В музыке, не связанной со словом или литературной программой, критическое отношение к действительности выражалось косвенно, через определенный строй чувств. Таковы, например, многие страницы музыки П.И. Чайковского: ее высокая трагедийность, острота драматических конфликтов опосредованно связаны с неприятием современных ему условий жизни.
Глубокое проникновение в русскую действительность, изображение тяжелой жизни народа, сцены из народной жизни нашли свое отражение в творчестве А.С. Даргомыжского, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова. В музыке русских композиторов появились новые темы, связанные с повседневной жизнью народа, с большими историческими движениями народных масс. Основоположником русской реалистической школы стал М.И. Глинка.
Описание слайда:
Описание слайда:
Новый для Италии вид оперы создал Джузеппе Верди. В своем творчестве он обратился к реализму, и его лучшие произведения можно назвать реалистической музыкальной драмой, сохранившей вместе с тем черты романтизма. Сложные психологические ситуации в них показаны многосторонне и правдиво, переданы сокровенные движения души героев.
Оперы Верди обладают удивительным свойством: с одинаковой силой они захватывают как знатока, так и человека, далекого от музыки. Оригинальность соединяется с благородной простотой и доступностью. Верди написал такие выдающиеся произведения как: «Отелло», Аида», «Травиата», «Бал-маскарад» и др.
Описание слайда:
Описание слайда:
Музыка является наименее подверженным воздействию реализма видом искусства, поскольку она аппелирует к наиболее возвышенным человеческим чувствам и не имеет прямых аналогов в повседневной человеческой жизни. Вместе с тем и музыка – а в первую очередь музыкальный театр, опера – продемонстрировали возможности реалистического отображения действительности.
Описание слайда:
Описание слайда:
Первый представитель критического реализма в русской музыке – Александр Даргомыжский, который заложил фундамент реалистичной музыки в русском искусстве. Его творчество отмечено появлением в его произведениях новых героев из «униженных и оскорбленных», крестьян, солдат.
Композитор стремится глубоко заглянуть в события жизни и средствами музыкального искусства показать многообразие человеческих характеров, раскрыть их сложность, противоречивость, дать их в развитии.
Описание слайда:
Описание слайда:
Новаторство Даргомыжского в области музыкального стиля связано с особым акцентом на речевой выразительности, в сближении музыки с речевым интонированием. Он пытается приблизить интонацию человеческой речи к интонации музыкальной – этот прием играет особую роль в создании музыкального образа. В этом Даргомыжский – прямой предшественник Мусоргского.
Александр Даргомыжский – автор опер: «Эсмеральда», «Торжество Вакха», «Русалка», «Каменный гость».
Опера «Русалка» – психологическая бытовая музыкальная драма. Острота социального конфликта в неоконченной драме Пушкина воплощена в драматургии оперы, близкой к пушкинскому тексту.
Описание слайда:
Описание слайда:
Поскольку именно реализму как художественному методу доступен наиболее разносторонний показ действительности, важных общественных вопросов, ему в высшей мере присуще качество народности.
Открытие недоступных ранее искусству сторон жизни повлекло за собой поиски новых выразительных средств, обогащение музыкального языка. Творческая разработка русскими композиторами элементов народной песни, достижения в области интонационной выразительности и оркестрового колорита оказали огромное влияние на творчество композиторов разных национальных школ, на дальнейшее развитие мирового музыкального искусства.
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Воспитательное мероприятие «Краса России»
Конспект урока по теме «Живопись» по предмету Беседы об искусстве
Программа кружка «Кукольный театр» 2021-2022 уч.г.
Анализ результативности педагогической деятельности 2017-2021
Английский язык для дошкольников «Угадываем еду»
Участие воспитанников кружка «Кукольный театр» в показах сказок
Викторина «День Конституции Российской Федерации»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5381412 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.