Что такое реальное училище

Реальное училище

Что такое реальное училище. Смотреть фото Что такое реальное училище. Смотреть картинку Что такое реальное училище. Картинка про Что такое реальное училище. Фото Что такое реальное училище

Что такое реальное училище. Смотреть фото Что такое реальное училище. Смотреть картинку Что такое реальное училище. Картинка про Что такое реальное училище. Фото Что такое реальное училище

Реа́льное учи́лище (от нем. Realschule ) в Германии, дореволюционной России и ряде других стран — среднее или неполное среднее учебное заведение, в котором существенная роль отводится предметам естественной и математической направленности.

История

Прототипами реальных школ или училищ были практические учебные заведения, возникавшие в Европе ещё в Средние века.

Одним из первых основателей реальных школ считается пастор из города Галле Кристоф Землер, организовавший в 1707 г. Математико-механическую реальную школу (Mathematische und Mechanische Realschule). В дальнейшем этот вид школ получил в Германии широкое распространение. Это были полупрофессиональные учебные заведения.

В России прототипом реальных училищ стали в 1839 г. реальные классы для «временного преподавания технических наук». В ноябре 1864 г. было утверждено положение о реальных гимназиях, которые были заменены на реальные училища в 1872 г. Курс обучения длился шесть-семь лет. Устав гласил: «училища имеют целью общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний». В старших классах преподавались прикладные дисциплины (механика, химия, а также технологические и коммерческие предметы). Выпускники таких училищ могли поступить в технические, промышленные и торговые высшие учебные заведения, но не в университеты.

В 1888 г. реальные училища были реформированы в общеобразовательные заведения, выпускники которых уже могли поступать в университет на физико-математический и медицинский факультеты. В 1913 г. в России было 276 реальных училищ, в которых обучались порядка 17 тыс. человек. После Октябрьской революции 1917 г. этот тип учебных заведений в России был упразднён. Вместо них возникли близкие по задачам Школы фабрично-заводского ученичества.

Школы ФЗУ действовали при крупных предприятиях для подготовки квалифицированных рабочих. Срок обучения 3−4 года. В школу принималась молодёжь 14−18 лет с начальным образованием. Наряду с профессиональным обучением в школе велась общеобразовательная подготовка.

В 1930−1939 годах обучение проходило в основном на базе 7-летней школы и, из-за сокращения часов на общеобразовательные предметы, срок обучения снизился до 1,5−2 лет. В 1940 году большинство школ ФЗУ были реформированы в школы фабрично-заводского обучения, сохранившись преимущественно в лёгкой и пищевой промышленности.

В 1949 году школы ФЗО для угольной и горнорудной промышленности реорганизованы в горнопромышленные школы с 6- и 10-месячными сроками обучения. В 1955 году школы ФЗО для строительства реорганизованы в 10-месячные строительные школы, а с 1957 года — в 2-годичные строительные училища.

За время существования школ ФЗУ было подготовлено около 2,5 млн квалифицированных рабочих, а ФЗО — около 6 млн.

В настоящее время реальные училища существуют в системах образования ряда государств.

Источник

Реальное училище

Смотреть что такое «Реальное училище» в других словарях:

РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ — Училище, в котором преподаются естественные науки, как напр. ботаника, зоология, минералогия и пр., а также математика и новые языки. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ Училище, в… … Словарь иностранных слов русского языка

РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ — см. в ст. Реальное образование … Большой Энциклопедический словарь

Реальное училище — РЕАЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

реальное училище — см. Реальное образование. * * * РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ, см. в ст. Реальное образование (см. РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ) … Энциклопедический словарь

Реальное училище — Фото А. С. Антонова в Тамбовском реальном училище Реальное училище (от нем. Realschule) в Германии, дореволюционной России и ряде других стран среднее или неполное среднее учебное заведение … Википедия

реальное училище — В России до 1917 г.: среднее учебное заведение, в учебном плане которого преобладали естественные и точные науки … Словарь многих выражений

Александровское реальное училище (Тюмень) — У этого термина существуют и другие значения, см. Александровское реальное училище. памятник архитектуры (региональный) … Википедия

Самарское реальное училище — имени императора Александра Благословенного среднее учебное заведение в Самаре, в котором существенная роль отводилась предметам естественной и математической направленности. Училище было расположено на улице Казанской (ул. Алексея Толстого … Википедия

Гимназия и реальное училище Гуревича — Основана 1883[1] Тип гимназия и реальное училище Адрес Санкт Петербург, Лиговский проспект, д. 1 (Улица Некрасова, д. 43; Озерной переулок, д. 14) Гимназия и реальное училище Гуревича … Википедия

Источник

Реальное училище

Что такое реальное училище. Смотреть фото Что такое реальное училище. Смотреть картинку Что такое реальное училище. Картинка про Что такое реальное училище. Фото Что такое реальное училище

Реальное училище (от нем. Realschule) в Германии, дореволюционной России и ряде других стран — среднее или неполное среднее учебное заведение, в котором существенная роль отводится предметам естественной и математической направленности.

История

Прототипами реальных школ или училищ были практические учебные заведения, возникавшие в Европе ещё в Средние века.

Реальное училище в Самаре

Одним из первых основателей реальных школ считается пастор из Галле — Кристоф Землер, организовавший в 1707 году «Математико-механическую реальную школу» (Mathematische und Mechanische Realschule), введя в которой в 1738 году курс сведений о хозяйстве, назвал её «Математической, механической и хозяйственной реальной школой». В 1747 году, в Берлине, немецкий богослов Иоганн Геккер открыл «Экономическо-математическое реальное училище»; с 1753 года это училище стало называться королевским. Его директор Шпиллеке преобразовал его в 1822 году в «общеобразовательное учебное заведение, преследующее практические цели»; в программу его входили Закон Божий, естественные науки, математика, языки: немецкий, французский и английский, история, география и рисование. Особенностью этого класса учебных заведения было отсутствие преподавания древних языков и древней истории. В 1859 году был принят устав, который различал училища трех видов: реальные училища I разряда (с 9-летним курсом и латинским языком), реальные училища II разряда (с 8-летним курсом, без латинского языка) и высшие городские училища (те же училища II разряда, но с 6-летним курсом). До 1859 году реальных училищ в Германии было 56, а через 14 лет число их стремительно возросло до 179.

В Австрии устав 1850 года определил задачей реальных училищ «среднюю степень предварительного образования, нужного для промышленных занятий, равно как и подготовление к техническим заведениям».

Реальное образование в России

В России инициатива устройства реальных училищ исходила от частных лиц и возникла к началу 1830-х годов. Первоначально целью таких училищ ставилось только распространение «технических, непосредственно полезных для промышленной деятельности познаний», но затем она была расширена в сторону общеобразовательных знаний. В 1839 году уже на правительственном уровне была поставлена задача организации реальных классов для «временного преподавания технических наук». Позднее целью их учреждения стало намерение «отвлечь детей низших сословий от прохождения гимназического курса». Предметами преподавания были практическая химия, практическая механика, рисование и черчение. К слушанию их допускались, бесплатно, не только ученики, но и «другие лица промышленного звания». В 1839 году при третьей московской гимназии было открыто реальное отделение, состоявшее из 6 классов; оно предназначалось главным образом для детей купцов и мещан. Окончившие в нём курс дети купцов 1-й и 2-й гильдии пользовались преимуществами коммерческих училищ и Московской практической академии, а дети купцов 3-й гильдии и мещан освобождались от телесного наказания и рекрутчины. За период 1841—1866 годов в этом отделении было всего 593 ученика, тогда как в классическом за то же время — 2997. Из-за малого числа учеников закрывались постепенно и реальные классы.

Реальное училище в Могилёве

В 1840 году в Варшаве была основана реальная гимназия, отличавшаяся от реального отделения 3-й московской гимназии главным образом тем, что имела 7-й, дополнительный класс. В то же время обводовые (или 4-классные уездные) училища Царства Польского были разделены на приготовительные (собственно 4-классные гимназии) и реальные, «имевшие направление техническое, коммерческое или агрономическое», смотря по местным потребностям. Через 9 лет таких реальных училищ было 7.

Устав от 19 ноября 1864 года «О реальных гимназиях и прогимназиях» определил создание семиклассных реальных гимназий, целью которых ставилось, наравне с классическими гимназиями, «общее образование и подготовление к вступлению в высшие специальные учебные заведения». Они были доступны для детей всех состояний и вероисповеданий и имели во многом сходную с классическими гимназиями программу и совершенно одинаковую администрацию. Но свидетельства об окончании курса реальных гимназий при поступлении в высшие специальные заведения только «принимались в соображение».

В 1871 году реальные гимназии были переименованы в реальные училища, а в следующем году новый устав, утверждённый 15 мая 1872 года, объявил их целью «общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний», имея в виду преимущественно потребности торговли и промышленности. Курс обучения длился шесть-семь лет. В старших классах преподавались прикладные дисциплины (механика, химия, а также технологические и коммерческие предметы). Выпускники таких училищ могли поступить в технические, промышленные и торговые высшие учебные заведения, но не в университеты. Уже в 1872/73 учебном году в 7 реальных гимназиях низшие пять классов были преобразованы по учебному плану реальных училищ. С 1873 по 1877 годы было учреждено и открыто 55 реальных училищ и к 1 января 1878 года их число составляло 67.

В 1888 году реальные училища были реформированы в общеобразовательные заведения, выпускники которых уже могли поступать в университет на физико-математический и медицинский факультеты.

К 1914 году в Российской империи было 284 реальных училища, в которых обучалось 80 800 человек.

После Октябрьской революции 1917 года этот тип учебных заведений в России был упразднён. Вместо них в Советской России возникли близкие по задачам Школы фабрично-заводского ученичества (прообраз системы ГПТУ 1960-х) и, с 1923 года, — техникумы (как полноценные средние специально-технические учебные учреждения, Ссузы).

В настоящее время существенно трансформированные реальные училища существуют в системах образования ряда государств — как учреждения подготовки квалифицированных рабочих.

Источник

Реальные училища

Что такое реальное училище. Смотреть фото Что такое реальное училище. Смотреть картинку Что такое реальное училище. Картинка про Что такое реальное училище. Фото Что такое реальное училище

Реа́льное учи́лище (от нем. Realschule ) в Германии, дореволюционной России и ряде других стран — среднее или неполное среднее учебное заведение, в котором существенная роль отводится предметам естественной и математической направленности.

История

Прототипами реальных школ или училищ были практические учебные заведения, возникавшие в Петрозаводске.

Одним из родоначальников реальных школ считается пастор из города Галле Кристоф Землер, организовавший в 1707 г. Математико-механическую реальную школу (Mathematische und Mechanische Realschule). В дальнейшем этот вид школ получил в Германии широкое распространение. Это были полупрофессиональные учебные заведения.

В России прототипом реальных училищ стали в 1839 г. реальные классы для «временного преподавания технических наук». В ноябре 1864 г. было утверждено положение о реальных гимназиях, которые были заменены на реальные училища в 1872 г. Курс обучения длился шесть-семь лет. Устав гласил, что «училища имеют целью общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний». В старших классах преподавались прикладные дисциплины (механика, химия, а также технологические и коммерческие предметы). Выпускники таких училищ могли поступить в технические, промышленные и торговые высшие учебные заведения, но не в университеты.

В 1888 г. реальные училища были реформированы в общеобразовательные заведения, выпусткнии которых уже могли поступать в университет на физико-математический и медицинский факультеты. В 1913 г. в России было 276 реальных училищ, в которых обучались порядка 17 тыс. человек. После Октябрьской революции 1917 г. данный тип учебных заведений в России был упразднён.

В настоящее время реальные училища существуют в системах народного образования ряда государств.

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Реальные училища» в других словарях:

Реальные училища — неполные средние или средние учебные заведения с 6 7 летним сроком обучения, в учебном плане которых основное место отводилось предметам естественно математического цикла. Первые реальные классы в России появились при гимназиях в 1830 х гг … Санкт-Петербург (энциклопедия)

РЕАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА — средне учебные заведения (6 и 7 классов), программы которых отличаются от гимназических тем, что в них вовсе не проходят древних языков, но зато отводится более обширное сравнительно с гимназиями место курсам математики, естеств. наук и новых… … Словарь иностранных слов русского языка

Реальные училища — Первоначальная история Р. училищ на Западе тесно связана с историей реального образования в Германии первым пустил в ход название Realschule Земмлер, основавший в Галле в 1706 г. Математическую и механическую реальную школу для детей от 10 до 14… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Реальные училища — ср. уч. заведения, в уч. планах к рых осн. место отоводилось предметам естественно математического цикла. Первое Р.У. на У. было открыто в 1873 (Екат.). 4 низших кл. Р.У. давали общее образование, 5 и 6 спец. С 1888 был введен 7 кл. для… … Уральская историческая энциклопедия

Александр II (часть 2, XIII-XIX) — XIII. Дела внутренние (1866—1871). 4 го апреля 1866 года, в четвертом часу дня, Император Александр, после обычной прогулки в Летнем саду, садился в коляску, когда неизвестный человек выстрелил в него из пистолета. В эту минуту, стоявший в… … Большая биографическая энциклопедия

Гимназия — (от греч. γυμνάζω, gymnasion помещение для гимнастических упражнений, спортзал) государственное учебное заведение, термин также употреблялся в значении «место для упражнений». В первом значении гимназия встречается в древних городах… … Википедия

Гимназия — I Этот термин имеет двоякое значение: происходя от греч. слова γυμνάζω (упражняю в гимнастике), он означает: 1) место для упражнений и 2) среднеучебное заведение известного типа. В первом значении Г. встречается в древних городах Греции, Египта,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (народное образование и культурно-просветительные учреждения) — VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… … Большая советская энциклопедия

Профессиональное образование — Этот термин впервые употреблен французским министром народного просвещения Дюрюи, который в циркуляре о преобразовании среднего обучения (1863 г.) предложил две параллельно идущие системы среднего образования: одно классическое, для так… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

Реальное училище

Связанные понятия

Не следует путать с духовными семинариями, готовившими духовенство.Учи́тельская семина́рия — среднее специальное учебное заведение, предназначенное для подготовки преподавателей начальной школы.

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Зе́мства (зе́мские учрежде́ния) — выборные органы местного самоуправления (земские собрания, зе́мские упра́вы) в Российской империи и Российской республике в 1864—1919 годах на уровне губернии, уезда и (с 1917 года) волости. Были введены земской реформой 1864 года. К 1914 году земства существовали в 43 губерниях Европейской России. Упразднены в 1918—1919 годах.

Ярославское Демидовское училище высших наук, Демидовский юридический лицей, Демидовский лицей, Ярославский государственный университет — высшее учебное заведение в Ярославле, существовавшее под этими названиями в 1803—1924 годах. Современный Ярославский государственный университет имени П. Г. Демидова считается его преемником.

Церковно-прихо́дские школы (ЦПШ) — в России начальные школы при церковных приходах, находились в ведении духовного ведомства, то есть Святейшего правительствующего синода.

Репети́тор (от лат. repetitor «тот, кто повторяет») — преподаватель, дающий частные уроки на дому или дистанционно. Может проводить как индивидуальные, так и групповые занятия по различным дисциплинам.

Это статья про депутатов городских дум и земских собраний в Российской империи. Другие значения слова см. в статье Гласный (значения).Гласный — член собрания с решающим голосом в Российской империи. С 1785 года, гласными назывались члены городских дум, а со времени введения в действие земских учреждений — и члены земских собраний, уездных и губернских.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *