Что такое речь 3 класс определение кратко
Речь: определение, виды и функции — взаимосвязь языка и речи
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Каждый из нас имеет общее представление о том, что такое речь. Однако в понимании этого слова разными людьми бывают существенные различия.
Даже в трактовках словарей под это явление называют то деятельностью говорящего, то формой общения, то вообще психологической способностью человека к выражению мыслей.
Сегодня поговорим о том, как понимают речь лингвисты, какие ее виды и функции они выделяют. Наконец, разберемся в том, какая граница проходит между языком и речью.
Речь — это.
В научном мире редко есть унифицированное значение столь объемных понятий, как речь. Однако трактование Нины Давидовны Арутюновой – одного из наиболее известных языковедов нашего времени – признано большинством лингвистов. Звучит оно так:
Речь – это конкретное говорение, происходящее в звуковой (включая внутреннее проговаривание) или письменной форме.
В Толковом словаре Ушакова же первым значением подается такое:
Речь – это способность пользоваться языком слов. Речь – один из признаков, отличающий человека от животных.
То и другое справедливо. Но с точки зрения науки о языке (и логики нейминга), первичным будет определение Н.Д.Арутюновой. В словарной статье она указывает, что под речью нужно понимать:
Другие значения термина производны. К примеру, существует понимание речи как стиля языка (художественная, деловая), как публичного выступления (приветственная), как характера произношения (невнятная).
Виды речи
Ещё в младшей школе мы узнаем, что речь бывает устной и письменной. Но для языкознания этого распределения недостаточно.
Выделять виды речи принято по трем основным признакам. В зависимости от этих оснований сформированы базовые классификации, представленные ниже.
По типу используемых средств общения
В зависимости от того, с помощью чего человек излагает мысли, речь делится на такие виды:
Очевидно, что в каждом конкретном говорении пересекаются разные виды речи, так как они не находятся в оппозиции друг к другу.
Самое стабильное «комбо» – устная + вербальная + невербальная речь, так как в разговоре мы используем слова, мимику, жестикуляцию.
Письменная речь тоже вербальна, а невербальная составляющая в ней часто сводится к нулю.
Виды речи по признаку прерывности-непрерывности
Эти виды могут быть актуализированы как в устном, так и в письменном общении.
По типу социальных процессов
В определении был акцент на том, что внутреннее проговаривание является формой речи наряду с озвучиванием. Поэтому актуальна такая классификация:
Речь и мышление непосредственно связаны. Процесс трансформации мыслей в слова и слов в мысли основан на феномене внутренней речи.
Описывать конкретное говорение нужно с учетом всех классификаций. К примеру, переписка двух друзей ВК – это внешняя, диалогическая, вербальная, невербальная знаковая (если использованы смайлы) речь.
Функции речи
Выделяют 4 основные функции речи:
Коммуникативная функция имеет 4 аспекта (что это?):
Язык и речь
Язык и речь — два эти феномена тесно связаны между собой.
Под языком мы понимаем средство общения. Это комплексная система знаков, которая понятна каждому носителю. Речь – её непосредственная реализация, конкретное использование языковых средств для передачи мыслей. Подробнее о языке можно почитать здесь.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (4)
То, что животным не присуща речь — это спорное заявление. Например, дельфины очень активно общаются между собой, однако даже современные технологии не могут расшифровать эти звуки.
Речь — самое удивительное изобретение эволюции. Нет ничего в этом мире, что нельзя высказать речью.
Только с помощью речи человек смог настолько продвинуться в развитии. Ведь благодаря ей можно передавать потомками все знания, накопленные за века и даже тысячелетия.
Речистых и болтливых не люблю. Устаю от таких людей. Когда человек много говорит, он как энергетический вампир. А если это мужчина — вообще жесть.
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Название предмета: Русский язык
Класс: Третий класс
Раздел: Язык и речь (Наша речь и наш язык)
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Устная речь – это речь, произносимая непосредственно в процессе говорения. Письменная речь – это речь, передаваемая с помощью письма (букв, слов). Внутренняя речь – это речь про себя, которой мы пользуемся, когда думаем, размышляем, не произнося мысли вслух, когда читаем «про себя».
Тезаурус (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке): речь, устная речь, письменная речь, внутренняя речь.
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – С. 5–7.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – С. 3.
Канакина В.П. Русский язык. Раздаточный материал. 3 класс. – М.: Просвещение, 2019. – С. 3–4.
Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. – М.: Просвещение, 2011.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Рассмотрите рисунки. Что на них изображено?
ТВ – 1. Базовый уровень сложности.
Установите соответствие между понятием и соответствующей иллюстрацией.
Значение слова «речь»
1. только ед. ч. Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Развитие речи. Расстройство речи. □ Пасмурно, мутными глазами глядела на всех Катерина и не находила речи. Гоголь, Страшная месть. 714 Речь — это достояние только человека, животные не говорят, а издают звуки. К. Платонов, Занимательная психология.
2. только ед. ч. Язык как средство общения между людьми. Устная речь. □ Перебивая друг друга и мешая русскую речь с французской, они стали быстро рассказывать. Чехов, В усадьбе.
3. только ед. ч., с определением. Тот или иной вид, стиль языка, слог. Художественная речь. Стихотворная речь. □ [Пушкин] переодетый, ходил даже по базарам псковским для изучения живой народной речи. Добролюбов, А. С. Пушкин. Говорил он без запинки, будто читал по книге; и речь его была книжной. Федин, Города и годы.
4. только ед. ч. Язык, свойственный кому-л., манера говорить, выговор. Окающая речь. Членораздельная речь. □ [Мать] вслушивалась в плавную речь девушки. М. Горький, Мать. Их [голландцев] певучая горловая речь вливалась в уши, как ласкающая мелодия. Новиков-Прибой, Соленая купель. [Настя] с интересом слушала самоуверенную и живую речь майора. В. Глинка, Старосольская повесть.
5. Слова, разговор, то, что говорят. [Марина:] Наконец Я слышу речь не мальчика, но мужа. Пушкин, Борис Годунов. [Городничий:] Да перестаньте, пожалуйста! Вы эдакими пустыми речами только мне мешаете. Гоголь, Ревизор. — За ветром в поле не угоняешься, так и людских речей не переслушаешь. Мельников-Печерский, В лесах. || Разг. Беседа, разговор. [Паншин] навел речь на выгоды сахароварства, о котором недавно прочел две французские брошюрки. Тургенев, Дворянское гнездо. Речь шла об убитом абреке. Казак рассказывал, бабы расспрашивали. Л. Толстой, Казаки. Дверь не закрыта, и девочке с ее кровати все видно и слышно. Многого она не понимает, но знает, что речь идет о ней. Куприн, Слон.
6. Публичное словесное выступление. Юбилейная речь. Надгробная речь. Речь прокурора. □ Час назад Черноголовый говорил речь с балкона к рабочим, собравшимся на улице толпою. Бахметьев, Преступление Мартына. В повестке дня моя скромная речь носит громкое название доклада. Лебедев-Кумач, Народ не забыл своего Тараса.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, устную форму существования человеческих языков.
РЕЧЬ, и, мн. ре́чи, че́й, ж. 1. только ед. Способность пользоваться языком слов. Р. — один из признаков, отличающих человека от животных. Развитие речи. Владеть речью (книжн.). 2. только ед. Звучащий язык, язык в момент произношения. Севернорусскую р. легко узнать по оканью. Есть ли и тень рабского унижения в его поступи и речи? Пушкин (о русском крестьянине). 3. только ед. Характер произношения или произнесения. Невнятная р. Странная гортанная речь (цыгана) трещит в ушах. М. Горький. Спокойная р. Тихая, отчетливая р. 4. только ед. Тот или иной вид, стиль языка, слог. Художественная р. Стихотворная р. Деловая р. 5. мн. в том же знач., что ед. Слова, разговор, то, что говорят. А как речь-то говорит, словно реченька журчит. Пушкин. Живые эти речи в года минувшие слыхал когда-то я. Лермонтов. Об этой истине святой премудрых бы речей на целу книгу стало. Крылов. Наконец я слышу речь не мальчика, но мужа. Пушкин. Я вспомню речи неги страстной, слова тоскующей любви. Пушкин. Эти речи поберечь вам лучше для другого. Некрасов. Он всю дорогу осыпал ее своими восторженными речами. М. Горький. Дружеские речи. 6. только ед. Разговор, рассуждение, беседа (разг.). В то время, о котором идет наша речь. Тургенев. О поездке и речи быть не может. О чем у вас (была, будет) р.? Не о том (не об этом) р. (не в том дело). Опять завел р. о ней. Р. идет (шла, пойдет, будет итти) о чем-н. Об этом и речи нет. 7. только ед. Слух, молва (обл.). Р. идет в народе. 8. Публичное выступление, высказывание на определенную тему, обращенное к слушателям. Одна маститая особа сказала речь, хотя и не была записана в числе ораторов. Салтыков-Щедрин. Приветственная р. Р. прокурора. Защитительная р. Надгробная речь. 9. только ед. Группа слов, предложение, представляющее собой чье-н. высказывание (грам.). Косвенная р. Прямая р. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1. способность говорить, выражать словами мысль ◆ Органы речи. ◆ Развитие речи. ◆ Расстройство речи. ◆ Пасмурно, мутными глазами глядела на всех Катерина и не находила речи. Гоголь, «Страшная месть», 1831 г. ◆ Речь — это достояние только человека, животные не говорят, а издают звуки. К. К. Платонов, «Занимательная психология», 1964 г.
2. ед. ч. язык как средство общения между людьми ◆ Устная речь. ◆ Перебивая друг друга и мешая русскую речь с французской, они стали быстро рассказывать. Чехов, «В усадьбе», 1894 г.
3. ед. ч. с опред. : тот или иной вид, стиль языка, слог ◆ Художественная речь. ◆ Стихотворная речь. ◆ [Пушкин] переодетый, ходил даже иногда по базарам псковским для изучения живой народной речи. Добролюбов, «Александр Сергеевич Пушкин», 1858 г. ◆ Говорил он без запинки, будто читал по книге; и речь его была книжной. Федин, «Города и годы», 1924 г.
4. ед. ч. звучащий язык, свойственный кому-либо, индивидуальная манера говорить, выговор ◆ Окающая речь. ◆ Членораздельная речь. ◆ [Мать] вслушивалась в плавную речь девушки. Максим Горький, «Мать», 1906 г. ◆ Их [голландцев] певучая горловая речь вливалась в уши, как ласкающая мелодия. Новиков-Прибой, «Солёная купель», 1934 г. ◆ [Настя] с интересом слушала самоуверенную и живую речь майора. В. М. Глинка, «Старосольская повесть», 1948 г.
5. cлова, разговор, то, что говорят ◆ [Марина:] Наконец Я слышу речь не мальчика, но мужа. Пушкин, «Борис Годунов», 1831 г. ◆ [Городничий:] Да перестаньте, пожалуйста! Вы эдакими пустыми речами только мне мешаете. Гоголь, «Ревизор», 1836 г. ◆ — За ветром в поле не угоняешься, так и людских речей не переслушаешь. Мельников-Печерский, «В лесах», 1874 г.
6. разг. беседа, разговор ◆ [Паншин] навёл речь на выгоды сахароварства, о котором недавно прочёл две французские брошюрки. Тургенев, «Дворянское гнездо», 1859 г. ◆ Речь шла об убитом абреке. Казак рассказывал, бабы расспрашивали. Лев Толстой, «Казаки», 1863 г. ◆ Дверь не закрыта, и девочке с её кровати всё видно и слышно. Многого она не понимает, но знает, что речь идет о ней. Куприн, «Слон», 1907 г.
7. публичное словесное выступление ◆ Юбилейная речь. ◆ Надгробная речь. ◆ Речь прокурора. ◆ Час назад Черноголовый говорил речь с балкона к рабочим, собравшимся на улице толпою. В. М. Бахметьев, «Преступление Мартына», 1928 г. ◆ В повестке дня моя скромная речь носит громкое название доклада. В. И. Лебедев-Кумач, «Народ не забыл своего Тараса», 1939 г.
Что такое речь 3 класс определение кратко
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.
Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.
Содержание
Описание
Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь — это язык в действии. Язык же — это система знаков, включающая слова с их значениями плюс синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках. Объективным свойством словесного знака, обусловливающим теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо (абстрактно) от того, как он представлен в индивидуальном сознании.
В отличие от значения слова, личностный смысл — это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности конкретного человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл — это субъективное переживание его содержания.
Выделяют следующие основные функции языка:
Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений. Выполняя функцию средства общения, язык позволяет оказывать воздействие на собеседника прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться немедленно или в другое время в соответствующей ситуации).
Развитие, изменение лексического состава языка, его грамматического и звукового (см. также звук речевой, фонема) строя возможно лишь при непрерывном воспроизводстве языковых структур в живой речи. Отсутствие речевой коммуникации приводит к гибели языка или, при наличии достаточного количества письменных документов, к его консервации на определённом уровне развития, как в случае с латинским и древнегреческим языками. При этом грамматический строй языка остаётся неизменным, лексика не отражает изменений, происходящих в окружающем мире и человеческой деятельности, а фонетический строй может быть лишь теоретически реконструирован на базе языков-«потомков».
Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.
Являясь средством выражения мыслей, речь, в ходе её развития в онтогенезе, становится основным (но не единственным) механизмом мышления человека. Высшее, абстрактное мышление невозможно без речевой деятельности.
И. П. Павлов отмечал, что только речевая деятельность даёт человеку возможность отвлечения от действительности и обобщения, что и является отличительной особенностью человеческого мышления.
В зависимости от формы общения, речевая деятельность делится на устную (подразумевающую говорение и слушание) и письменную (письмо и чтение).
В ходе «продуктивных» видов речевой деятельности — говорения и письма — задействуются следующие основные группы мыслительно-физиологических механизмов:
Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, которые выражаются в системе фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на данном языке. Речь тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека. Лингвистическая сторона речевого поведения человека изучается психолингвистикой.
Детский час
для детей и родителей
Что такое речь? Рассказ детям
«А как речь-то говорит, Словно реченька журчит…»
Любой человек представляет собой своеобразный мир – со своими чувствами, знаниями и представлениями. И для него жизненно необходимо уметь передать эти знания и чувства другим людям – тем, кто живёт, учится, работает рядом ним, а также будущим поколениям.
Вся история цивилизации – это история общения людей и человеческих сообществ. Человеку важно удовлетворить свою вечную потребность в передаче и получении информации. Как это сделать?
Природа способствовала этому процессу. Мы люди, горды тем, что наша речь членораздельна, в отличие от животных, которым не дано соединять звуки по своему желанию, произносить слова и предложения.
Что такое речь?
С момента появления на свет ребёнок постепенно овладевает речью. Вначале он произносит короткие, простые слова, затем фразы и предложения. Ребёнок растёт – его речь развивается. В школьном курсе есть специальные занятия по развитию речи.
Дадим понятие речи.
Речь – умение, способность человека говорить.
Речь – это определённая технология создания, выражения мысли посредством языка.
Речь – это действие с использованием звуков, совершаемое человеком для передачи информации.
Если спросить психолога, что такое речь, то он скажет, что речь, прежде всего — это одна из высших психических функций человека, во всем охвате ее взаимосвязей с важными психическими функциями – мышлением, эмоциями, памятью.
Язык и речь
Речь напрямую связана с языком. Язык являет собой оригинальную по сложности и совершенству систему знаков, передающих информацию как в устной, так и в письменной форме.
Язык и речь – понятия близкородственные, но это не одно и то же. Язык должен использоваться в целях общения — только тогда возникает речь. Язык становится недееспособным после того, как люди перестают на нем общаться.
Речь – это язык в действии, то есть язык, используемый для выражения определённых идей, эмоций, чувств.
Основная единица речи – это слово.
Берегите речь
Жизнь показывает, насколько велика приверженность маленьких детей ко всевозможным перевёртышам, потешкам, небылицам, небывальщинам. Всем известна детская манера коверкать речь, подражать взрослым, передразнивать животных, болтать на секретных языках, баловаться с речью. Но детям можно, их взрослению сопутствует повышенный интерес к звуковой стороне речи.
Но шалости с речью в более позднем возрасте зачастую неуместны. Берегите речь! Стремитесь к тому, чтобы не использовать в речи мусорные слова. Есть такая хорошая дисциплина – «риторика». Она учит нас речевому поведению, учит общаться. Риторика – наша помощница в правильном выборе словесных средств, в решении коммуникативных задач.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.