Что такое речь 3кл
Канакина. 3 класс. Учебник №1. Проверь себя с. 10
Сен 17
Канакина. 3 класс. Учебник №1. Проверь себя с. 10
1. Расскажите, как вы понимаете: что такое язык и что такое речь? Какое значение язык и речь имеют в жизни человека?
Зачем человеку речь? Чтобы иметь возможность беспрепятственно выражать свои мысли, эмоции, настроение вслух, отдавать их окружающим. Речь применяется везде, во всех сферах жизни. Куда бы человек ни отправился, с кем бы ни вступал в контакт, ему потребуется знание языка как инструмента взаимодействия.
2. Почему родной язык надо хорошо знать и хорошо им владеть? Каким языком, кроме родного, вы хотели бы овладеть? Почему?
3. Прочитайте. Как вы понимаете значение пословиц? В каких случаях жизни они могут быть использованы?
4. Прочитайте. Назовите сказку. К кому обращается с речью старший богатырь?
. Старший молвил: «Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
И хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Богатырь обращается к царевне.
«Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
И хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».
Речь можно назвать красивой, потому что она культурная, вежливая.
Диво, терем, румяный, братец, красная девица, милая сестрица.
Наша речь. Виды речи
Урок 1. Русский язык 3 класс (ФГОС)
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Наша речь. Виды речи»
Здравствуйте, друзья мои! Разрешите представиться. Я – профессор Грамматейкин.
Я очень счастливый человек, потому что занимаюсь любимым делом – изучением русского языка. Ведь он такой богатый, великий и загадочный. Можно всю жизнь изучать его и при этом постоянно узнавать что-то новое и неизведанное.
Сегодня я хочу предложить вам поговорить о нашей речи и её видах.
Посмотрите на эту девочку.
Видите, чем она занята? Вот она что-то пишет, говорит, о чём-то задумалась или мечтает.
Когда человек о чём-то думает, он как бы разговаривает сам с собой. Только эта речь не слышна окружающим, она внутри человека. И называется такая речь внутренней.
Как только мы начинаем вслух произносить наши мысли, речь из внутренней превращается в устную. Ну а если мы запишем какие-то мысли, то тогда уже эта речь становится письменной.
К письменной речи, конечно, относится не только то, что написано ручкой на бумаге, но и то, что напечатано и можно прочитать.
Я думаю, вы догадались, что все эти три вида речи тесно связаны друг с другом.
Вот со мной в детстве произошёл такой случай. Однажды учительница предложила придумать и записать какую-нибудь юмористическую историю, а потом рассказать её в классе. Как я мучился! Ни одной мысли в голове не было. Моя внутренняя речь говорила только одно: «Ну что же придумать?»
Но потом в моей голове как будто сама по себе родилась маленькая история. Я её записал в тетради, а теперь хочу рассказать вам. Вот послушайте.
«Мы с друзьями решили устроить себе праздник. Но прежде захотели выяснить значение слова «праздник». Открыли словарь и прочитали, что кроме слова «праздник» есть ещё слова «праздный», «празден». Может быть, они родственные? А обозначают эти слова: ничем не занятый, проводящий время в безделье, ленивый.
Так тому и быть! Собрались вместе, уселись на диван и праздновали, то есть ничего не делали. И через некоторое время все заснули».
Нет, всё-таки слово «праздник» не является родственным словам «праздный» и «празден». Ведь, я думаю, никто не захочет так проводить праздники.
На празднике надо веселиться: играть, смеяться, петь и танцевать! Зато над нашим праздником от души посмеялись мои одноклассники.
Ребята, как вы думаете, какой вид речи мне понадобился для создания рассказа – внутренняя, письменная или устная речь? Конечно, все три! Ведь сначала я придумал рассказ, потом записал его, и затем рассказал!
А ещё я хочу обратить ваше внимание на слово, написание которого обязательно надо запомнить. Это слово – «ПРАЗДНИК». Ох, сколько ребят допускали в нём ошибки. А всё потому, что буква Д вечно играет в прятки и молчит, когда мы произносим это слово.
Но вы-то, конечно, запомните, что в середине слова «праздник» стоит буква Д.
А если кто-то забудет, как пишется слово «праздник», вспомните слово «празден». Его хоть и не считают родственным, но всё-таки, согласитесь, что оно капельку подходит. Ведь в праздники большинство людей не работают и не учатся. Зато в слове «празден» звук Д отлично слышен. Но это будет нашим с вами секретом! ПразДник – празДен.
Ребята, в моём рассказе есть ещё одно мудрёное слово – ВМЕСТЕ.
Ну, во-первых, слово «вместе» пишется вместе, то есть слитно. А во-вторых, обратите внимание на последнюю букву этого слова. Это буква Е.
Вме-сте, вме-сте – в этом слове две гласные Е.
Но вернёмся к теме нашего урока – видам речи. Друзья мои, я хочу вам посоветовать: прежде, чем что-то сказать, обязательно надо продумать, о чём вы будете говорить. Иначе получится так, как у моего соседа Васи. Как-то раз он решил рассказать мне о том, какой интересный фильм недавно посмотрел. И вот что я услышал от Васи:
«Представляете, этот… ну супергерой… он его как…, а этот ему бабах…, а тот его. А потом они как начали… Эх, отличный фильм я посмотрел. Правда?».
Честно говоря, я ничего не понял из рассказа Васи. А вы?
А всё потому, что Вася не продумал, о чём и как ему надо говорить. И речь его получилась бессвязной – одни эмоции и никакого смысла.
О том, как построить свою речь красиво и правильно, так, чтобы окружающие хорошо понимали, о чём вы хотите рассказать, мы обязательно поговорим на одном из следующих уроков. А теперь пришло время подвести итоги этого урока.
Я надеюсь, вы не забудете:
Речь бывает внутренняя, устная и письменная.
И закончить нашу встречу сегодня я хочу мудрыми русскими пословицами:
Хорош праздник после трудов праведных.
Петь хорошо вместе, а говорить порознь.
Мне бы хотелось, чтобы вы применили все три вида речи – записали эти пословицы и подумали, а потом рассказали, какой смысл в них заключается.
И, конечно, не забудьте, как пишутся слова «ПРАЗДНИК» и «ВМЕСТЕ».
А я прощаюсь с вами, друзья мои, и хочу пожелать вам успешной работы.
Презентация по русскому языку «Наша речь. Виды речи» 3 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Открывает школа двери, Нас приветствуя звонком. Этот первый день осенний С детства каждому знаком. Спишите, обозначь части речи.
Вставь пропущенные гласные. Вспомни правило. Изб…жать, пов…р, в…дичка, прох…дить, в…лна, в…зти, г…л…систый, уг…дать, св…зать.
Назовите две формы речи. Чем отличается устная речь от письменной? Какая речь древнее? Какими средствами передаётся устная речь, письменная?
О какой речи мы вспоминаем в отрывке из стихотворения А. Л. Барто «Сильное кино» И вот он начал Свой рассказ: — Они ползут, А он им — раз! А тут как раз Она ползла, А он как даст ему Со зла! Они ей — раз! Она им — раз! Но тут как раз Её он спас, Он был с ней Заодно. Ух, сильное кино! Нет, видно, я еще мала: Я ничего не поняла.
— Андрей, что задано, скажи. Ах, повторяем падежи? Все снова, по порядку? Ну ладно, трубку подержи, Я поищу тетрадку. Какую речь используют ребята в стихотворении А. Барто «Почему телефон занят»?
Праздник День торжества, установленный в честь или в память кого-либо, чего-либо. 2.Веселье, торжество, устраиваемое кем-либо, по какому-либо поводу.
ВМЕСТЕ Сообща, совместно. Одновременно, в то же время.
Раздели текст на предложения. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы. Дедушка Петя с внуком Андреем идут на пру… из посёлка Марьино они н…сут удоч…ки и в…дро верный дру… собака Амур б…жит рядом.
Я зверь свирепый, хитрый, злой. Но дело в букве лишь одной; Скорей смените букву эту, Я тотчас превращусь в планету.
Найди нужные ответы и объясни свой выбор. Чтобы сообщить что-то другим людям. Чтобы выражать свои мысли. Чтобы люди общались друг с другом. Чтобы слова были связаны друг с другом. Чтобы обдумывать свои мысли.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-791097
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по русскому языку на тему «Наша речь и наш язык» (3 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок 2. УМК «Школа России» 3 класс
Тип урока: урок повторения и систематизации знаний .
Цели: формировать умение распознавать язык и речь; развивать устную речь.
Планируемые результаты: объяснять назначение языка и его выбор в соответствии с целями и условиями общения; использовать в речи слова просьбы, благодарности, приветствия, прощания; писать правильно слово «вместе».
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте свои сочинения.
— Какую речь вы использовали, когда обдумывали содержание? (Внутреннюю.)
— Какую речь вы использовали, когда рассказывали свои тексты? (Устную.)
— А когда писали? (Письменную.)
III. Актуализация знаний
— Подберите примеры разных видов речи. (Проверка.)
IV. Самоопределение к деятельности
Всегда он в работе,
Когда мы молчим. (Язык.)
— Какие значения имеет это слово?
— Как называются такие слова?
— Чем отличается речь от языка?
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику. Упр. 5 (с. 8).
— Прочитайте загадки. Отгадайте. (Язык.)
— Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)
— Прочитайте высказывание и обсудите его в нарах.
Задумайтесь о значении родного языка в нашей жизни: над тем, почему так важно знать его и владеть им. Чтобы каждый из вас мог почувствовать красоту родного слова, приобщиться к сокровищам русского языка.
Не сразу и не всем открывается тайна слова. Но вы будете учиться постигать секреты родной речи и постепенно проникать в глубины науки о языке.
— Спишите высказывание. Упр. 7 (с. 8).
— Рассмотрите рисунки и прочитайте.
— Как называется такой текст? (Диалог.)
— Кто смог прочитать второй диалог? На каком языке написаны слова?
— Назовите свой родной язык. Почему он для вас является родным?
(Далее беседа по вопросам упражнения.)
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
VII. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
(Работа в парах.) Упр. 10 (с. 9).
— Прочитайте выразительно строки из стихотворения.
— Назовите автора этих строк.
— А кто может продолжить это стихотворение?
— О каком времени года в нём говорится?
— Как вы думаете, нравилась ли осень АС. Пушкину? Докажите.
(Далее самостоятельное выполнение заданий рубрики «Проверь себя» (с. 10).)
Конспект урока по русскому языку «Наша речь. Виды речи» (3 класс, «Школа России»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Дата _________ Русский язык
наша речь. виды речи
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент)
– Торопимся мы на урок,
Будут знания нам впрок.
Будем руки поднимать,
Четко, бойко отвечать!
– Проверим готовность к уроку
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
Вырабатывают калли-графический почерк
III . Самоопределение к деятельности
Обсудите в парах, какие виды речи бывают. Приведите примеры. Сформулируйте тему урока.
Прочитайте на с. 5 учебника, что мы должны вспомнить и что обсудим при изучении этой темы.
Отвечают на вопросы учителя. Определяют тему урока.
Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем
Беседа по вопросам
V. Работа по теме урока
Словесный,
практический. Чтение, беседа, письмо
Работа по учебнику
Знакомство с учебником и рабочей тетрадью
Выполняют задания по образцу.
Выполняют письменное задание к упражнению
Беседа по вопросам, письмо,
правило
Словесный,
практический. Чтение, беседа
Отвечают на вопросы , приводят свои примеры .
Беседа по вопросам, упражнение, пра-
вило
Словесный,
практический. Чтение, беседа, письмо
– Прочитайте. Объясните смысл пословиц.
Выполняют письменное задание учебника.
Объясняют смысл пословиц
По выбору учащихся
по тексту под руковод-ством учителя
Осуществляют профилактику утомления
Правильное выполнение дви-
жений
Словесный,
наглядный,
практический. Чтение, беседа, письмо
Составляют небольшой текст к рисунку
Объясняют значения слов и написание орфо-грамм.
Задание на перенос слов
Беседа по вопросам, письмо
V I I. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Для чего нужна человеку речь?
Какие виды речи вы знаете?
Оцените свою работу на уроке.
Один ученик пишет на откидной доске.
Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке
Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответству-
Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи
Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего развития
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-667240
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.