Что такое речь 5 класс разумовская фгос

§ 3. Что такое речь

9. Учимся читать и понимать лингвистический текст

Прочитайте текст. Сформулируйте основную мысль.

Вы, конечно, не раз слышали и сами произносили слова русский язык, русская речь, но, наверное, никогда не задумывались над тем, чем различаются понятия «язык» и «речь». Попробуем это выяснить.

Представьте себе, что в памяти людей имеется огромная «кладова́я». В ней множество полок и ячеек, где хранятся различные средства языка, которыми пользуются люди, когда говорят или пишут. Например, на одной полке по разным ячейкам разложены части слов: приставки, корни, суффиксы, окончания; на другой — готовые слова, отдельно имена существительные, отдельно имена прилагательные, глаголы, местоимения; на третьей — образцы (модели) предложений. Можно взять несколько слов и из них, выражая какую-то мысль, построить предложение. А потом одно из слов, показавшееся недостаточно точным, заменить другим, с той же полки; в другом же слове, скажем существительном, заменить суффикс, взяв его с первой полки, — мысль окажется выраженной более чётко.

Для устной речи в этой «кладово́й» есть отделение звуков, где, не смешиваясь друг с другом, хранятся гласные и согласные. Беря нужные звуки и выстраивая их один за другим, мы получаем звучащее слово.

Эта огромная, сложно устроенная «кладова́я» — наша память. В ней хранятся в образцовом порядке (в системе) все средства языка — фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические. А что же такое речь?

Речь — это использование людьми запасов «кладово́й» во время общения друг с другом, то есть речь — это язык в действии, язык в «работе», когда мы им пользуемся для общения с другими людьми.

10. Учимся читать и понимать лингвистический текст

Прочитайте текст. Перечислите основные условия, необходимые для речевого общения.

УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

Итак, чтобы сказать что-то другому человеку, мы обращаемся к языку и с помощью его средств строим речь. Какие же условия необходимы для того, чтобы языково́е средство вышло из «кладовой» и стало речью? Рассмотрим пример.

Представь себе, что ты с товарищем собираешься перейти улицу. Вдруг из-за угла выскочила машина, которую твой спутник ещё не видит. «Машина!» — воскликнешь ты и остановишь товарища.

Выделим в описании этой ситуации речь героя («Машина!») и определим «адрес» использованного языкового средства в «кладовой» нашей памяти (машина — имя существительное, женского рода, в форме единственного числа, именительного падежа).

А теперь задумаемся над тем, при каких условиях языковое средство стало речью.

В о п р о с ы-подсказки.

1. Если бы ты переходил улицу один, стал бы ты самому себе вслух говорить: «Машина!»?

2. Почему, заметив опасность, ты сказал о ней товарищу? Что заставило тебя заговорить?

Источник

Урок русского языка в 5 классе»Что такое речь?»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Технологическая карта урока русского языка

Учебник: Разумовская М.М.,Львова С.И., Капинос В.И. и др Русский язык 5 класс / под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М., 2013.

Тип урока: открытие нового знания

обучающие: 1. Дать понятие о речевом общении как любом взаимодействии между людьми с помощью языка;

развивающие : выяснить условия, необходимые для речевого общения, познакомить со способом языкового анализа.

воспитательные: продолжить прививать любовь и уважение к родному языку, уважение к красивой речи

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный (слово учителя, работа с учебником, упражнения).

— поэтапного формирования умственных действий

Метапредметные связи: литература.

Метапредметные умения: развитие монологической речи, работа с информационными источниками (словари, справочники); навыки аналитической работы с текстом; умение сопоставлять и сравнивать.

Оборудование: учебник. рисунок-схема общения; таблица «Единицы языка и разделы лингвистики».

План проведения урока:

Проблемное объяснение нового знания.

Итог урока (рефлексия).

I .Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

-Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

— Как много улыбок засветилось. Спасибо!

— А это моё настроение…Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Улыбнулись друг другу

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение .

Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на урок.

Коммуникативные УУД : взаимодействие с учителем.

Регулятивные УУД : прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.

Проверка дом. задания.

Вывод. Главная задача языка – быть средством общения между людьми, то есть средством обмена мыслями, информацией;

Личностные : принимают и осваивают социаль­ные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения.

Регулятивные : в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят спо­собы выхода из этой ситуации.

Познавательные : самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.

Коммуникативные : при необходимости отстаи­вают свою точку.

III .Проблемное объяснение нового знания.

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое «Лексическое значение» и алгоритм его определения.

– Суть человеческого общения сводится к передаче и восприятию смысла. Любое взаимодействие между людьми немыслимо без речи. Поэтому центральное направление в освоении русского языка занимает изучение возможностей языка наиболее точно и выразительно передавать смысл речи.

знакомит с основными положениями, касающимися характеристики речевого общения, которые оформлены в виде тезисов на плакате (или на доске):

– главная задача языка – быть средством общения между людьми, то есть средством обмена мыслями, информацией;

– общение – это не только беседа, разговор, а любое взаимодействие между людьми посредством языка (чтение, письмо и т. п.);

– общение предполагает наличие двух сторон: того, кто передает информацию в устной или письменной форме (говорящий или пишущий), и того, кто воспринимает чужую речь, слушая или читая ее (слушающий или читающий). Эту мысль можно графически изобразить в виде рисунка-схемы:

Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос

ТОТ, КТО ПЕРЕДАЕТ
ИНФОРМАЦИЮ
(говорит или пишет)

ТОТ, КТО ВОСПРИНИМАЕТ
ИНФОРМАЦИЮ
(слушает или читает)

– человек в своей жизни постоянно выполняет в общении то одну, то другую роль: то роль человека, передающего свои мысли, то роль человека, которому нужно понять чужую речь;

– с помощью языка человек может общаться не только со своими современниками, но и с людьми, жившими столетия назад, а также с нашими потомками;

– существуют две формы общения: устная и письменная. Преимущества последней состоят в том, что она является средством накопления, хранения и передачи знаний между поколениями, ибо письмо способно преодолеть пространство и время;

– особенность русского языка заключается в том, что он служит:

Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос

между людьми русской национальности

между людьми разных национальностей

между народами разных государств

А как вы общаетесь?

Учащиеся дают ответы

Учащиеся размышляют вслух, высказывают свои предположения.

Выполняют несложные физические упражнения на снятие усталости в мышцах спины, рук и ног, а также упражнения на снятие напряжения в мышцах глаза.

Личностные : оценивают важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учебы и познания нового.

Регулятивные : работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправ­ляют ошибки.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.

Коммуникативные : владеют грамотной письмен­ной речью.

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию

V. Работа по учебнику.

2. Комментированное чтение лингвистических текстов в упражнениях 9, 10 на с. 7–8.

Вопросы для обсуждения:

– При каких условиях речевое общение состоится?

– В каком случае речевое общение становится невозможным?

– Что такое речевое общение?

3. Объяснение смыслоразличительной роли единиц языка и средств языка, помогающих точнее передать смысл речи.

1) Работа по таблице; учитель помогает учащимися найти:

– смыслоразличительную роль звука (вол, мол, кол, дол, пол, зол, гол; точка; бочка; кочка, мочка, ночка, почка, дочка); морфемы
(Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос, Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос, Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос; Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос, Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос) и т. д.;

– орфографические средства (седеть – сидеть, наконец – на конец);

– морфологические средства (Оля больная – Оля больна; слово отцу – слово отца – слово отцам – слово отцов);

– орфоэпические средства ( метр э] – «единица длины» – метр [мэ] – «учитель, наставник»);

– интонационные и пунктуационные средства (Нет. Нет? Нет! Нет…).

2) Далее учитель знакомит учащихся со способом языкового анализа:

3) Выполнение заданий, которые помогут ученикам лучше усвоить тему и разобраться в схеме способа языкового анализа.

– Установите, меняется ли смысл сообщения в зависимости от места ударения в выделенных словах: Все они попадали . Наконец мы увидели замок.

– Есть ли смысловая разница в предложениях и как она передается в устной и письменной речи: Затем камнем упала птица. – За тем камнем упала птица? Сделайте вывод.

– Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер. В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку.

– Попробуйте привести примеры, когда орфографические ошибки приводят к искажению смысла речи.

– Придумайте (и разыграйте) маленький диалог, один из участников которого неправильно понял мысль другого. Объясните, почему смысл речи был неточно понят. Сделайте вывод.

– Объясните, как изменяется смысл высказывания и языковые формы его выражения в каждом случае. (Предложения записаны на доске.) Прочитайте вслух каждое предложение, стараясь голосом передать его смысл.

Нина увидела окно. Нина: «Увидела окно».

Нина увидела окно? Нина: «Увидела окно?»

Нина увидела окно! Нина: «Увидела окно!»

Нина увидела окно?! Нина: «Увидела! Окно!»

Нина увидела окно. Нина: «Увидела – окно».

Нина, увидела окно? Нина увидела – окно.

Нина! Увидела окно? Нина увидела … окно. И др.

Объясняют значение слова.

Учащиеся теоретически осмысливают ту речевую деятельность, в которую они были вовлечены на уроках родного языка, формулируют основную мысль о значении речи и основные условия, необходимые для речевого общения.

Проверяют и оценивают.

Учащиеся переписывают слова без ошибок, находят

— смыслоразличительную роль звука, орфографические средства морфологические средства

орфоэпические средства орфоэпические средства

Оценивают свою работу.

Объясняют, как меняется смысл сообщения

Объясняют значение слова

Высказывают своё мнение

Личностные УУД: действие смыслообразования ; оценивание усвояемого содержания

Познавательные УУД: применение методов информационного поиска. Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей;

Коммуникативные УУД : умение выражать свои мысли в соответствии с задачами

Регулятивные УУД: оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

V .Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Акцентирует внимание на конечных

результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

Дают ответы на вопросы

Не забывать о значимости языка, выучить эпиграф..

Анализируют работу на уроке через самооценку.

Познавательные УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели; процесса и результатов деятельности.рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка

Коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Личностные УУД: действие смыслообразования ; самооценка; адекватное понимание причин успеха и неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

VI. Комментирование домашнего задания.

Дома : параграф 3, упражнения 12, 13 (устно).

Записывают домашнее задание.

Личностные УУД: адекватная мотивация учебной деятельности.

Регулятивные УУД : понимать и принимать учебную цель и задачу.

Источник

Презентация по русскому языку на тему «Что такое речь?» (5 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос

Описание презентации по отдельным слайдам:

Что такое речь. Формы речи. Составил учитель русского языка и литературы Яшина А.М.

Язык и речь Язык – это система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и служащая важнейшим средством общения людей. Речь – это использование языка для общения людей между собой (язык «в работе»)

Что нужно для того, чтобы возникла речь? Минимум 2 человека – говорящий и слушающий Потребность что-то сказать другому, поговорить Говорящий и слушающий должны владеть одним и тем же языком

Монолог (от греч. монос – «один» и логос – «речь») – развернутое высказывание одного человека Диалог (от греч. диа – «между» и логос – «речь») – разговор между двумя и более людьми

Подведение итогов Что мы выяснили на уроке? Язык – это система средств, помогающая нам общаться Речь – это использование языка Речь бывает монологической, диалогической, устной и письменной

Домашнее задание П. 3, П. 4, упр 13. Выучить определения

Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос

Номер материала: ДБ-1102854

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос

Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования

Время чтения: 2 минуты

Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос

МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике

Время чтения: 2 минуты

Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос

ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате

Время чтения: 1 минута

Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок русского языка по теме «ЧТО ТАКОЕ РЕЧЬ».

Суть человеческого общения сводится к передаче и восприятию смысла. Любое взаимодействие между людьми немыслимо без речи. Поэтому центральное направление в освоении русского языка занимает изучение возможностей языка наиболее точно и выразительно передавать смысл речи.

Учитель знакомит с основными положениями, касающимися характеристики речевого общения, которые оформлены в виде тезисов на плакате (или на доске).

Просмотр содержимого документа
«Урок 4.ЧТО ТАКОЕ РЕЧЬ»

Русский язык. 5 класс. / М. М. Разумовская, В. И. Капинос / Урок 4

ТЕМА: ЧТО ТАКОЕ РЕЧЬ Урок 4

Смолина Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы

1. Дать понятие о речевом общении как любом взаимодействии между людьми с помощью языка; объяснить учащимся, что речь – это деятельность говорящего или пишущего, это язык в действии, язык в «работе», когда мы им пользуемся для общения с другими людьми.

2. Выяснить условия, необходимые для речевого общения; познакомить со способом языкового анализа.

Оборудование: рисунок-схема общения; таблица «Единицы языка и разделы лингвистики».

Методическое обоснование: учебный материал урока должен донести до учащихся главную цель общения – передать или воспринять смысл речи. Эта ключевая мысль должна быть правильно понята учениками. Учитель должен показать смыслоразличительную роль каждой единицы языка, других средств (интонационных, пунктуационных), помогающих точнее передать смысл речи.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Анализ домашних сочинений «Как я провел летние каникулы», чтение лучших сочинений, работа над ошибками.

2. Беседа о русском языке, чтение наизусть текстов о русском языке. Учащиеся объясняют смысл выученных высказываний.

III. Беседа «Что такое речь?».

– Суть человеческого общения сводится к передаче и восприятию смысла. Любое взаимодействие между людьми немыслимо без речи. Поэтому центральное направление в освоении русского языка занимает изучение возможностей языка наиболее точно и выразительно передавать смысл речи.

Учитель знакомит с основными положениями, касающимися характеристики речевого общения, которые оформлены в виде тезисов на плакате (или на доске):

– главная задача языка – быть средством общения между людьми, то есть средством обмена мыслями, информацией;

– общение – это не только беседа, разговор, а любое взаимодействие между людьми посредством языка (чтение, письмо и т. п.);

– общение предполагает наличие двух сторон: того, кто передает информацию в устной или письменной форме (говорящий или пишущий), и того, кто воспринимает чужую речь, слушая или читая ее (слушающий или читающий). Эту мысль можно графически изобразить в виде рисунка-схемы:

Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос

Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос

Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос

ТОТ, КТО ПЕРЕДАЕТ
ИНФОРМАЦИЮ
(говорит или пишет)

ТОТ, КТО ВОСПРИНИМАЕТ
ИНФОРМАЦИЮ
(слушает или читает)

– человек в своей жизни постоянно выполняет в общении то одну, то другую роль: то роль человека, передающего свои мысли, то роль человека, которому нужно понять чужую речь;

– с помощью языка человек может общаться не только со своими современниками, но и с людьми, жившими столетия назад, а также с нашими потомками;

– существуют две формы общения: устная и письменная. Преимущества последней состоят в том, что она является средством накопления, хранения и передачи знаний между поколениями, ибо письмо способно преодолеть пространство и время;

– особенность русского языка заключается в том, что он служит:

Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос

между людьми русской национальности

между людьми разных национальностей

между народами разных государств

2. Комментированное чтение лингвистических текстов в упражнениях 9, 10 на с. 7–8.

Учащиеся теоретически осмысливают ту речевую деятельность, в которую они были вовлечены на уроках родного языка, формулируют основную мысль о значении речи и основные условия, необходимые для речевого общения.

Вопросы для обсуждения:

– При каких условиях речевое общение состоится?

– В каком случае речевое общение становится невозможным?

– Что такое речевое общение?

3. Объяснение смыслоразличительной роли единиц языка и средств языка, помогающих точнее передать смысл речи.

1) Работа по таблице; учитель вместе с учащимися находят:

– смыслоразличительную роль звука (вол, мол, кол, дол, пол, зол, гол; точка; бочка; кочка, мочка, ночка, почка, дочка); морфемы

( Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос, Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос, Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос; Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос, Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос) и т. д.;

– орфографические средства (седеть – сидеть, наконец – на конец);

– морфологические средства (Оля больная – Оля больна; слово отцу – слово отца – слово отцам – слово отцов);

– орфоэпические средства (метрэ] – «единица длины» – метр [мэ] – «учитель, наставник»);

– интонационные и пунктуационные средства (Нет. Нет? Нет! Нет…).

2) Далее учитель знакомит учащихся со способом языкового анализа:

Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос

к поискам средств
его выражения

Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь 5 класс разумовская фгос

3) Выполнение заданий, которые помогут ученикам лучше усвоить тему и разобраться в схеме способа языкового анализа.

– Установите, меняется ли смысл сообщения в зависимости от места ударения в выделенных словах: Все они попадали. Наконец мы увидели замок.

– Как вы понимаете значение слова смысл? Какие синонимы можете подобрать к нему? Составьте словосочетания с этим словом.

– Есть ли смысловая разница в предложениях и как она передается в устной и письменной речи: Затем камнем упала птица. – За тем камнем упала птица? Сделайте вывод.

– Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер. В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку.

– Попробуйте привести примеры, когда орфографические ошибки приводят к искажению смысла речи.

– Придумайте (и разыграйте) маленький диалог, один из участников которого неправильно понял мысль другого. Объясните, почему смысл речи был неточно понят. Сделайте вывод.

– Объясните, как изменяется смысл высказывания и языковые формы его выражения в каждом случае. (Предложения записаны на доске.) Прочитайте вслух каждое предложение, стараясь голосом передать его смысл.

Нина увидела окно. Нина: «Увидела окно».

Нина увидела окно? Нина: «Увидела окно?»

Нина увидела окно! Нина: «Увидела окно!»

Нина увидела окно?! Нина: «Увидела! Окно!»

Нина увидела окно. Нина: «Увидела – окно».

Нина, увидела окно? Нина увидела – окно.

Нина! Увидела окно? Нина увидела … окно. И др.

Учитель. Найдите на рисунке-схеме в упражнении 11 на с. 8 условия, необходимые для речевого общения.

Домашнее задание: параграф 3, упражнения 12, 13 (устно).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *