Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос

Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта «Инфоурок».

Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос

В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах

Время чтения: 1 минута

Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос

Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ

Время чтения: 1 минута

Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Класс: 5

Презентация к уроку

Цель: показать значение языка в жизни людей, раскрыть его основную функцию – общение; показать тесную связь понятий “язык”, “речь”, “человек”

Методические приемы: объяснение учителя, выразительное чтение, беседа, постановка проблемных вопросов

Оборудование: раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор, презентация

Тема нашего урока: “Язык, речь и человек” (слайд №1).

Сегодня мы будем говорить о тесной связи трёх этих понятий. Итак, обратимся к первому слову нашей темы урока. В словаре можно увидеть множество значений слова “язык”, но нас будет интересовать язык как система словесного выражения мыслей, знаний, чувств, которая служит средством общения людей (слайд № 2).

Знаете ли вы, что в мире существуют и “бессловесные” языки, в которых слова не используются, но они тоже служат для передачи мыслей, знаний, чувств? Попробуйте привести примеры таких языков.

— Давайте посмотрим на экран. Например, свои чувства другому человеку человек может передать с помощью языка цветов (слайд № 3). Красная роза – это признание в любви, белые розы и лилии – знак чистоты, фиалка – верность, красный тюльпан – удача и т.д.

Существуют и другие “бессловесные” языки – язык музыки (слайд № 4), язык танца (слайд № 5), язык мимики (слайд№ 6), язык формул, языки программирования (слайд № 7). Есть также язык жестов (слайд № 8). Его можно считать международным, хотя и здесь есть некоторые отличия. Например, в Болгарии кивок означает отрицание “нет”, а если человек поворачивает голову налево-направо, значит, он с вами согласен – “да”.

— Как вы думаете, почему чаще всего люди используют всё-таки “словесный” язык?

(Да, язык словесный универсален, с его помощью можно общаться даже на расстоянии, например, по телефону, с помощью писем, с помощью книг.)

— Народы мира говорят на сотнях языков. Какие языки вам известны?

(Ребята перечисляют известные им языки)

— Вы назвали лишь малую часть языков мира. Посмотрите на экран (слайд № 9).

На Земле насчитывается около 5 – 6 тысяч языков.

— Мы с вами изучаем русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира. Многие поэты и писатели воспели красоту русского языка в своих произведениях. Послушайте высказывание А.Н.Толстого (слайд № 10): “Дивной вязью русский народ плёл невидимую сеть русского языка, яркого, как радуга вслед весеннему ливню, меткого, как стрела, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого”

— Запишите эти слова в тетради и объясните, какие особенности русского языка отметил автор строк (ученики записывают высказывание и объясняют отмеченные автором особенности русского языка).

— Ребята, а как нужно относиться к слову?

К слову нужно относиться бережно. Недаром поэт В.Шефнер писал:

Словом можно полки за собой повести.

— Запишите и объясните понравившиеся вам пословицы.

Над городом низко повисли снеговые____________. Вечером началась_____________. Снег повалил большими__________. Холодный ветер выл, как дикий____________. В конце пустынной и глухой___________ вдруг показалась какая-то девочка. Она была худа и бедно__________. Она продвигалась медленно вперед, валенки свалились с ног и___________ ей идти. На ней было плохое _____ с узкими рукавами, а на плечах _________.

— А теперь обратимся ко второму слову темы нашего урока “речь”. Она неразрывно связана с языком. Что такое речь? Речь – это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами (слайд № 13). Можно сказать, что язык – это “кладовая” речи, которая хранит и бережет все людское познание. А речь – это язык в действии, язык в работе (слайд № 14).

— Речь бывает устная и письменная (слайд № 15). Давайте определим, чем они различаются. Как вы думаете, какая речь появилась раньше?

(Вначале появилась звуковая речь. Это произошло примерно миллион лет тому назад. Значительно позже возникла письменность.)

— Какая речь есть у всех народов?

(Несомненно, звучащая (или устная). А вот своей письменности не имеют многие народы.)

— Какую роль играет письменная речь в человеческом обществе?

(Письмо – это величайшее изобретение человека. Без письменной речи люди не смогли бы сохранить идеи, знания, великие открытия, произведения искусства и многие духовные ценности исчезали бы бесследно. Письменность помогает удержать все те знания, которыми владеет человек.)

— Какой речью мы пользуемся чаще?

(Хотя ежедневно мы получаем информацию через письменную речь: читаем книги, газеты, журналы, тексты на дисплее, объявления, вывески рекламу и т.д., гораздо чаще мы пользуемся устной речью: когда слушаем кого-либо или когда говорим сами. Это наш звучащий язык.)

— Ребята, ученым известно свыше 30 случаев, когда дети вырастали среди животных (таких детей называют маугли). И ни один ребенок не умел говорить, когда попадал в человеческое общество. Как вы думаете, почему это происходило (слайд № 17)?

(Действительно, для развития ребенка необходимо общение с людьми. Самыми важными являются первые годы жизни ребенка, когда он общается с людьми (слайд № 18)).

— Ребята, мы можем сказать, что понятия “язык”, “речь” и “человек” тесно связаны?

(Да, роль языка в жизни общества огромна. Он прочно связан с человеком, так как является для людей важнейшим средством общения (слайд № 19)).

Давайте подведём итоги нашего занятия. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— в мире существуют “бессловесные” языки

— словесный язык универсален

— в мире множество языков

— русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира

— речь бывает письменная и устная

— язык – это чудо, загадка; даром слова обладает только человек

— для развития человека необходимо общение с другими людьми

Дополнительный материал для урока:

Язык, речь – это чудо из чудес, которое преподносит нам сюрпризы. Исследования английских ученых повергли в шок российских лингвистов. Оказывается, совершенно неважно, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя были на своих местах. Что касается всех остальных букв, то они могут быть поставлены в полном беспорядке – все равно мы прочитаем текст без проблем (слайд № 20). Попробуйте прочитать (текст с “абракадаброй” раздаем каждому ученику):

Пичрина сгео феонемна, как вяысилнось, котерся в том, что мы не чтиаем кдажую бкуву по оетльндости, а фкиисреум все слвоо цлекиом. Сомае ундитвельное, что фкат эотт рпасорстрнаятеся не тьлоко на английксий яызк, но и на рсусикй, и на нмецеикй, и на ипнсаский, и на все якызи, афалвит, ктрооых сижодерт бквуы, а не ироелгифы. А чботы ощестбвнесноть не умнсоилась в эотм, рзелульатты илссеовадний блыи нпеатачаны по выизешежлоенному пцинрипу, то етсь всемто солв – слпонашя абракадабра.

Чтобы выяснить, почему так происходит, обратились к специалистам и получили разъяснение:

— При обычном (быстром) чтении мы воспринимаем все слово целиком, не концентрируясь на каждой букве. Некоторые люди вообще читают по диагонали, воспринимая сразу всю страницу. Как выяснилось, мы воспринимаем логику фразы, а не каждое слово в отдельности. Мозг подтверждает правильность “догадки” по мозаике букв в слове, шаблон которого и смысл заложены в словарном запасе человека.

Домашнее задание: каждому ученику выдается карточка с цитатами о русском языке. Задание: объяснить (устно) все высказывания, списать одно (на выбор):

Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой. (Л.Н.Толстой.)

Берегите чистоту языка, как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и глубок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. (И.С.Тургенев.)

. Русский язык чрезвычайно богат, глубок для выражения простых, естественных понятий. В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до 10 и более глаголов одного корня, но разных видов. (В.Г.Белинский.)

Источник

Урок русского языка по теме «ЧТО ТАКОЕ РЕЧЬ».

Суть человеческого общения сводится к передаче и восприятию смысла. Любое взаимодействие между людьми немыслимо без речи. Поэтому центральное направление в освоении русского языка занимает изучение возможностей языка наиболее точно и выразительно передавать смысл речи.

Учитель знакомит с основными положениями, касающимися характеристики речевого общения, которые оформлены в виде тезисов на плакате (или на доске).

Просмотр содержимого документа
«Урок 4.ЧТО ТАКОЕ РЕЧЬ»

Русский язык. 5 класс. / М. М. Разумовская, В. И. Капинос / Урок 4

ТЕМА: ЧТО ТАКОЕ РЕЧЬ Урок 4

Смолина Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы

1. Дать понятие о речевом общении как любом взаимодействии между людьми с помощью языка; объяснить учащимся, что речь – это деятельность говорящего или пишущего, это язык в действии, язык в «работе», когда мы им пользуемся для общения с другими людьми.

2. Выяснить условия, необходимые для речевого общения; познакомить со способом языкового анализа.

Оборудование: рисунок-схема общения; таблица «Единицы языка и разделы лингвистики».

Методическое обоснование: учебный материал урока должен донести до учащихся главную цель общения – передать или воспринять смысл речи. Эта ключевая мысль должна быть правильно понята учениками. Учитель должен показать смыслоразличительную роль каждой единицы языка, других средств (интонационных, пунктуационных), помогающих точнее передать смысл речи.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Анализ домашних сочинений «Как я провел летние каникулы», чтение лучших сочинений, работа над ошибками.

2. Беседа о русском языке, чтение наизусть текстов о русском языке. Учащиеся объясняют смысл выученных высказываний.

III. Беседа «Что такое речь?».

– Суть человеческого общения сводится к передаче и восприятию смысла. Любое взаимодействие между людьми немыслимо без речи. Поэтому центральное направление в освоении русского языка занимает изучение возможностей языка наиболее точно и выразительно передавать смысл речи.

Учитель знакомит с основными положениями, касающимися характеристики речевого общения, которые оформлены в виде тезисов на плакате (или на доске):

– главная задача языка – быть средством общения между людьми, то есть средством обмена мыслями, информацией;

– общение – это не только беседа, разговор, а любое взаимодействие между людьми посредством языка (чтение, письмо и т. п.);

– общение предполагает наличие двух сторон: того, кто передает информацию в устной или письменной форме (говорящий или пишущий), и того, кто воспринимает чужую речь, слушая или читая ее (слушающий или читающий). Эту мысль можно графически изобразить в виде рисунка-схемы:

Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос

Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос

Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос

ТОТ, КТО ПЕРЕДАЕТ
ИНФОРМАЦИЮ
(говорит или пишет)

ТОТ, КТО ВОСПРИНИМАЕТ
ИНФОРМАЦИЮ
(слушает или читает)

– человек в своей жизни постоянно выполняет в общении то одну, то другую роль: то роль человека, передающего свои мысли, то роль человека, которому нужно понять чужую речь;

– с помощью языка человек может общаться не только со своими современниками, но и с людьми, жившими столетия назад, а также с нашими потомками;

– существуют две формы общения: устная и письменная. Преимущества последней состоят в том, что она является средством накопления, хранения и передачи знаний между поколениями, ибо письмо способно преодолеть пространство и время;

– особенность русского языка заключается в том, что он служит:

Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос

между людьми русской национальности

между людьми разных национальностей

между народами разных государств

2. Комментированное чтение лингвистических текстов в упражнениях 9, 10 на с. 7–8.

Учащиеся теоретически осмысливают ту речевую деятельность, в которую они были вовлечены на уроках родного языка, формулируют основную мысль о значении речи и основные условия, необходимые для речевого общения.

Вопросы для обсуждения:

– При каких условиях речевое общение состоится?

– В каком случае речевое общение становится невозможным?

– Что такое речевое общение?

3. Объяснение смыслоразличительной роли единиц языка и средств языка, помогающих точнее передать смысл речи.

1) Работа по таблице; учитель вместе с учащимися находят:

– смыслоразличительную роль звука (вол, мол, кол, дол, пол, зол, гол; точка; бочка; кочка, мочка, ночка, почка, дочка); морфемы

( Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос, Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос, Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос; Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос, Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос) и т. д.;

– орфографические средства (седеть – сидеть, наконец – на конец);

– морфологические средства (Оля больная – Оля больна; слово отцу – слово отца – слово отцам – слово отцов);

– орфоэпические средства (метрэ] – «единица длины» – метр [мэ] – «учитель, наставник»);

– интонационные и пунктуационные средства (Нет. Нет? Нет! Нет…).

2) Далее учитель знакомит учащихся со способом языкового анализа:

Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос

к поискам средств
его выражения

Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос

3) Выполнение заданий, которые помогут ученикам лучше усвоить тему и разобраться в схеме способа языкового анализа.

– Установите, меняется ли смысл сообщения в зависимости от места ударения в выделенных словах: Все они попадали. Наконец мы увидели замок.

– Как вы понимаете значение слова смысл? Какие синонимы можете подобрать к нему? Составьте словосочетания с этим словом.

– Есть ли смысловая разница в предложениях и как она передается в устной и письменной речи: Затем камнем упала птица. – За тем камнем упала птица? Сделайте вывод.

– Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер. В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку.

– Попробуйте привести примеры, когда орфографические ошибки приводят к искажению смысла речи.

– Придумайте (и разыграйте) маленький диалог, один из участников которого неправильно понял мысль другого. Объясните, почему смысл речи был неточно понят. Сделайте вывод.

– Объясните, как изменяется смысл высказывания и языковые формы его выражения в каждом случае. (Предложения записаны на доске.) Прочитайте вслух каждое предложение, стараясь голосом передать его смысл.

Нина увидела окно. Нина: «Увидела окно».

Нина увидела окно? Нина: «Увидела окно?»

Нина увидела окно! Нина: «Увидела окно!»

Нина увидела окно?! Нина: «Увидела! Окно!»

Нина увидела окно. Нина: «Увидела – окно».

Нина, увидела окно? Нина увидела – окно.

Нина! Увидела окно? Нина увидела … окно. И др.

Учитель. Найдите на рисунке-схеме в упражнении 11 на с. 8 условия, необходимые для речевого общения.

Домашнее задание: параграф 3, упражнения 12, 13 (устно).

Источник

Урок русского языка в 5 классе»Что такое речь?»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Технологическая карта урока русского языка

Учебник: Разумовская М.М.,Львова С.И., Капинос В.И. и др Русский язык 5 класс / под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М., 2013.

Тип урока: открытие нового знания

обучающие: 1. Дать понятие о речевом общении как любом взаимодействии между людьми с помощью языка;

развивающие : выяснить условия, необходимые для речевого общения, познакомить со способом языкового анализа.

воспитательные: продолжить прививать любовь и уважение к родному языку, уважение к красивой речи

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный (слово учителя, работа с учебником, упражнения).

— поэтапного формирования умственных действий

Метапредметные связи: литература.

Метапредметные умения: развитие монологической речи, работа с информационными источниками (словари, справочники); навыки аналитической работы с текстом; умение сопоставлять и сравнивать.

Оборудование: учебник. рисунок-схема общения; таблица «Единицы языка и разделы лингвистики».

План проведения урока:

Проблемное объяснение нового знания.

Итог урока (рефлексия).

I .Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

-Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

— Как много улыбок засветилось. Спасибо!

— А это моё настроение…Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Улыбнулись друг другу

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение .

Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на урок.

Коммуникативные УУД : взаимодействие с учителем.

Регулятивные УУД : прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.

Проверка дом. задания.

Вывод. Главная задача языка – быть средством общения между людьми, то есть средством обмена мыслями, информацией;

Личностные : принимают и осваивают социаль­ные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения.

Регулятивные : в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят спо­собы выхода из этой ситуации.

Познавательные : самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.

Коммуникативные : при необходимости отстаи­вают свою точку.

III .Проблемное объяснение нового знания.

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое «Лексическое значение» и алгоритм его определения.

– Суть человеческого общения сводится к передаче и восприятию смысла. Любое взаимодействие между людьми немыслимо без речи. Поэтому центральное направление в освоении русского языка занимает изучение возможностей языка наиболее точно и выразительно передавать смысл речи.

знакомит с основными положениями, касающимися характеристики речевого общения, которые оформлены в виде тезисов на плакате (или на доске):

– главная задача языка – быть средством общения между людьми, то есть средством обмена мыслями, информацией;

– общение – это не только беседа, разговор, а любое взаимодействие между людьми посредством языка (чтение, письмо и т. п.);

– общение предполагает наличие двух сторон: того, кто передает информацию в устной или письменной форме (говорящий или пишущий), и того, кто воспринимает чужую речь, слушая или читая ее (слушающий или читающий). Эту мысль можно графически изобразить в виде рисунка-схемы:

Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос

ТОТ, КТО ПЕРЕДАЕТ
ИНФОРМАЦИЮ
(говорит или пишет)

ТОТ, КТО ВОСПРИНИМАЕТ
ИНФОРМАЦИЮ
(слушает или читает)

– человек в своей жизни постоянно выполняет в общении то одну, то другую роль: то роль человека, передающего свои мысли, то роль человека, которому нужно понять чужую речь;

– с помощью языка человек может общаться не только со своими современниками, но и с людьми, жившими столетия назад, а также с нашими потомками;

– существуют две формы общения: устная и письменная. Преимущества последней состоят в том, что она является средством накопления, хранения и передачи знаний между поколениями, ибо письмо способно преодолеть пространство и время;

– особенность русского языка заключается в том, что он служит:

Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос

между людьми русской национальности

между людьми разных национальностей

между народами разных государств

А как вы общаетесь?

Учащиеся дают ответы

Учащиеся размышляют вслух, высказывают свои предположения.

Выполняют несложные физические упражнения на снятие усталости в мышцах спины, рук и ног, а также упражнения на снятие напряжения в мышцах глаза.

Личностные : оценивают важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учебы и познания нового.

Регулятивные : работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправ­ляют ошибки.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.

Коммуникативные : владеют грамотной письмен­ной речью.

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию

V. Работа по учебнику.

2. Комментированное чтение лингвистических текстов в упражнениях 9, 10 на с. 7–8.

Вопросы для обсуждения:

– При каких условиях речевое общение состоится?

– В каком случае речевое общение становится невозможным?

– Что такое речевое общение?

3. Объяснение смыслоразличительной роли единиц языка и средств языка, помогающих точнее передать смысл речи.

1) Работа по таблице; учитель помогает учащимися найти:

– смыслоразличительную роль звука (вол, мол, кол, дол, пол, зол, гол; точка; бочка; кочка, мочка, ночка, почка, дочка); морфемы
(Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос, Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос, Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос; Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос, Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Смотреть фото Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Смотреть картинку Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Картинка про Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос. Фото Что такое речь конспект урока 5 класс разумовская фгос) и т. д.;

– орфографические средства (седеть – сидеть, наконец – на конец);

– морфологические средства (Оля больная – Оля больна; слово отцу – слово отца – слово отцам – слово отцов);

– орфоэпические средства ( метр э] – «единица длины» – метр [мэ] – «учитель, наставник»);

– интонационные и пунктуационные средства (Нет. Нет? Нет! Нет…).

2) Далее учитель знакомит учащихся со способом языкового анализа:

3) Выполнение заданий, которые помогут ученикам лучше усвоить тему и разобраться в схеме способа языкового анализа.

– Установите, меняется ли смысл сообщения в зависимости от места ударения в выделенных словах: Все они попадали . Наконец мы увидели замок.

– Есть ли смысловая разница в предложениях и как она передается в устной и письменной речи: Затем камнем упала птица. – За тем камнем упала птица? Сделайте вывод.

– Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер. В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку.

– Попробуйте привести примеры, когда орфографические ошибки приводят к искажению смысла речи.

– Придумайте (и разыграйте) маленький диалог, один из участников которого неправильно понял мысль другого. Объясните, почему смысл речи был неточно понят. Сделайте вывод.

– Объясните, как изменяется смысл высказывания и языковые формы его выражения в каждом случае. (Предложения записаны на доске.) Прочитайте вслух каждое предложение, стараясь голосом передать его смысл.

Нина увидела окно. Нина: «Увидела окно».

Нина увидела окно? Нина: «Увидела окно?»

Нина увидела окно! Нина: «Увидела окно!»

Нина увидела окно?! Нина: «Увидела! Окно!»

Нина увидела окно. Нина: «Увидела – окно».

Нина, увидела окно? Нина увидела – окно.

Нина! Увидела окно? Нина увидела … окно. И др.

Объясняют значение слова.

Учащиеся теоретически осмысливают ту речевую деятельность, в которую они были вовлечены на уроках родного языка, формулируют основную мысль о значении речи и основные условия, необходимые для речевого общения.

Проверяют и оценивают.

Учащиеся переписывают слова без ошибок, находят

— смыслоразличительную роль звука, орфографические средства морфологические средства

орфоэпические средства орфоэпические средства

Оценивают свою работу.

Объясняют, как меняется смысл сообщения

Объясняют значение слова

Высказывают своё мнение

Личностные УУД: действие смыслообразования ; оценивание усвояемого содержания

Познавательные УУД: применение методов информационного поиска. Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей;

Коммуникативные УУД : умение выражать свои мысли в соответствии с задачами

Регулятивные УУД: оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

V .Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Акцентирует внимание на конечных

результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

Дают ответы на вопросы

Не забывать о значимости языка, выучить эпиграф..

Анализируют работу на уроке через самооценку.

Познавательные УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели; процесса и результатов деятельности.рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка

Коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Личностные УУД: действие смыслообразования ; самооценка; адекватное понимание причин успеха и неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

VI. Комментирование домашнего задания.

Дома : параграф 3, упражнения 12, 13 (устно).

Записывают домашнее задание.

Личностные УУД: адекватная мотивация учебной деятельности.

Регулятивные УУД : понимать и принимать учебную цель и задачу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *