Что такое речь подготовительная группа
Конспект НОД в подготовительной группе «Речь и ее секреты»
ксения ставникова
Конспект НОД в подготовительной группе «Речь и ее секреты»
В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
Становление связной речи – актуальная задача на рубеже подготовки детей к школьному обучению. Это объясняется тем, что, собственно, речь считается приемом формирования и формулирования идеи, средством общения и воздействия на окружающих.
Интеграция образовательных областей.
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Виды детской деятельности.
Познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.
Дать представление о том, что такое речь и какая она должна быть, раскрыть секреты речи.
-развивать логическое мышление, внимание, память;
-закрепить произношение звуков и их сочетание;
-продолжать обучать работать с интерактивной доской;
-закрепить произношение звуков и их сочетаний через чистоговорки, скороговорки.
-развитие познавательных способностей и эмоционально-личностной сферы детей;
-обогащение словаря за счет слов, обозначающих эмоции, чувства, настроение;
-развивать умение подбирать слова на заданную тему;
-развитие внимания, наглядно-образного мышления.
-воспитывать умение слушать других, не перебивая;
-работать и играть в коллективе.
Словесные игры, чистоговорки, скороговорки, игры на классификации, вопросы, игры в паре, взаимопроверка.
Свердловская область, Новолялинский район, поселок Лобва, добрый день, добрый вечер, будьте добры, ласковая, любимая.
Предварительная работа. Разучивание скороговорок, чистоговорок, обучение работы на интерактивной доске.
Материал и оборудование.
Картинки с изображением ягод, фруктов, грибов, картинки с геометрическими фигурами, разрезные картинки – пазлы, интерактивная доска.
-Решают логические задачи, аргументируют свое мнение, умеют составлять рассказ по опорным словам, умеют работать парами, в коллективе.
-Умеют работать на интерактивной доске.
Ход занятия.
Разминка «Мозговой штурм»
Дерево высокое, а куст.
Пчела летит, а гусеница…
Белый гриб съедобный, а мухомор…
Дорога широкая, а тропинка…
Лимон и апельсин – это…
Капуста и лук – это…
Стул и кровать – это…
Роза и ромашка – это…
Сильный ветер – слабый ветер
Что больше: яблоко или вишня?
Кто длиннее: змея или гусеница?
Что толще: тетрадь или книга?
Кто выше: жираф или лошадь?
Что глубже: река или ручей?
Кто старше: мама или дочка?
Назови нужное слово:
Осень – дождь; зима – снег;
мальчик – брюки; девочка – юбка;
птица – небо; рыба – река;
день – солнце; ночь – луна.
Какому предмету принадлежит эта часть?
Мы с вами хорошо начали занятие, вы правильно отвечали, высказывали свои мысли. А как вы думаете, что помогает общаться нам друг с другом. Вам пока трудно самим найти точное слово для ответа на вопрос. А нам помогла речь.
А как вы думаете, хорошо это или нет, что мы люди умеем говорить, пользоваться речью? Давайте каждый ответ доказывать.
Поставим опыт, постарайтесь несколько минут обойтись без речи.
Объединяйтесь в пары и каждый вспомнит игру, в которую вы хотели бы поиграть. Главное условие – нельзя пользоваться речью, нельзя говорить.
Опыт подтверждает, что без речи невозможно ничего объяснить друг другу, но и даже договориться.
Секрет № 1
Речьнам нужна и необходима для всего: чтобы договариваться, рассказывать, спрашивать, узнавать и просить, читать, слушать. Во всем, что мы делаем, нам помогает речь.
Пример – ребенок потерялся, чтоб его доставили домой, надо знать свой домашний адрес (дети говорят свой домашний адрес: Свердловская область, Новолялинский район, поселок Лобва, улица Кузнецова дом 11 квартира 2)
Секрет № 2
Понятной, чтобы четко и понятно произнести речь, давайте вспомним чистоговорки
Га-га-га – тают белые снега
Ра-ра-ра – гнезда вить пора
Секрет № 3
Нельзя разговаривать и кричать при выполнении задания, которое необходимо выполнять в полной тишине.
Игра на классификацию предметов. Дети работают на интерактивной доске.
Секрет № 4
Речь должна быть вежливой, чтобы люди с удовольствием общались друг с другом и разговаривали друг с другом.
Игра «Подари улыбку»
(Придумать вежливые и ласковые слова и собрать их в шкатулку)
От ваших добрых и ласковых слов в группе стало сразу тепло, весело и солнечно. Из вежливых и ласковых слов составить небольшой рассказ (4-5 предложений).
Секрет №5
Когда люди общаются,нужно говорит по очереди: один говорит, другой слушает. Одновременно говорить нельзя, если только это не задание, когда специально говорят одно и тоже (скороговорки).
Мяу – мяу – мурлычет Муся
Покорми меня, Маруся.
Вымыв миску губкой с мылом
Маша Мусю накормила.
Игра на мышление «Составь целое из частей» (работаем в паре). Взаимопроверка.
Конспект интегрированной НОД по ЗОЖ «Секреты здоровья» в подготовительной группе Конспект интегрированной ООД по речевому, познавательному и художественно-эстетическому развитию с использованием ИКТ в подготовительной.
Конспект НОД по музыкальному воспитанию для детей 6–7 лет «Секреты здоровья» Тема «Секреты здоровья»Музыкальный руководитель Лепешкина Елена Алексеевна Вид занятия: тематическое. Тип занятия: сюжетное музыкальное.
Конспект НОД по познавательной деятельности во второй младшей группе «Секреты Капельки-волшебницы». Конспект НОД по познавательной деятельности во второй младшей группе по теме: «Секреты Капельки-волшебницы». Цель: обобщение знаний о воде.
Конспект НОД по познавательному развитию «Необыкновенные секреты обыкновенной бумаги» Конспект НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: НЕОБЫКНОВЕННЫЕ СЕКРЕТЫ ОБЫКНОВЕНОЙ БУМАГИ Цель: расширение представлений.
Конспект НОД «Секреты лимона» в старшей группе Конспект НОД «Секреты лимона» в старшей группе. Цель: расширить представления детей о фрукте лимон и его свойствах Задачи:.
Конспект НОД в старшей группе «Цветы в стиле декупаж. Секреты мастеров» Образовательные задачи: Область «Художественное творчество»: Продолжать учить детей правильно держать ножницы, сжимать и разжимать кольца.
Конспект НОД с в старшей группе «Секреты дружбы». Нравственное воспитание дошкольников Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе Тема: «Секреты Дружбы» Цель: обобщить знания детей о дружбе, воспитывать.
Конспект занятия «Секреты лимона» в подготовительной группе Конспект «Секреты лимона» подготовительная группа, разработан и проведен педагогами Тулаевой Еленой Борисовной и Зулькарнаевой Марьям Равилевной.
Проект «Секреты пуговки» в подготовительной группе Тема проекта: «СЕКРЕТЫ ПУГОВКИ» Выступление Софьи Цыпнятовой, возраст 6 лет, подготовительная к школе группа МБДОУ «Детский сад общеразвивающего.
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Что такое речь»
Карина Солнышкова
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Что такое речь»
Цель: познакомить с понятиями «устная речь», «предложение»
— познакомить с понятиями «устная речь», «предложение»
— учить составлять предложения
— развивать логическое мышление
— развивать внимание и память
— развивать фонематический слух
— воспитывать умение работать в коллективе
— воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки
Телевизор, видеоплеер, фильм «Как появилась речь», карточки с изображением знаков (точка, вопросительный и восклицательный знаки, стрелы с присосками, корзинки, предметные картинки (мамонт, грибы).
Педагогическая технология: коммуникативно-развивающая, игровая.
Методы, используемые на занятии:
Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения учащихся:
— эмоциональные методы: создание наглядно-образных представлений;
— социальные методы: создание эмоционально-нравственных ситуаций.
Методы осуществления учебных действий:
— словесные методы: рассказ, прослушивание;
— наглядные методы: использование наглядных материалов, использование видеоматериалов;
— практические методы: включение в коллективную деятельность.
Методы педагогического мониторинга и контроля:
— анализ деятельности детей на занятии.
Форма занятия: групповая.
План занятия:
1. Организационный момент.
— проверка готовности к занятию
— озвучивание цели и задач занятия
2. Теоретическая часть.
— знакомство детей с понятиями «устная речь», «предложение»
— просмотр фильма «Как появилась человеческая речь«
4. Практическая часть.
— подвижная игра: «Занятия древних людей»,фонетическая игра: «Определи по интонации»
5. Подведение итогов занятия (рефлексия).
Ход занятия
— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Карина Владимировна.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Занятие можно начинать?
— Ребята, вы пришли на занятие, которое называется «Развитие речи».
А что же такое речь? Может кто-то знает?
— то, что говорит человек.
— Речь – это всё, что мы с вами говорим.
Сегодня, ребята, мы с вами узнаем, как появилась «устная речь».
-А почему такая речь называется устной?
— Потому что, когда мы разговариваем, работают наш язычок и наши губы, а когда-то давно губы называли «уста». Отсюда и появилось название «устная речь».
-А вы знаете, что древние люди не умели говорить и общались мимикой (выражением лица: улыбались, хмурили брови.) и жестами, то есть показывали руками, что они хотят.Например: хотел древний человек, чтоб к нему подошёл друг. Что он делал?
— Правильно, махал рукой, подзывая к себе друга. Если древний человек радовался, он хлопал в ладоши; если сердился – грозил кулаком; когда здоровался – пожимал руку своему другу.А к жестам древние люди добавляли звуки: рычание, крики…
— Потом стали появляться короткие словечки: ай, ой, ах, ух, эй, фу, ого…
— Затем слова становились длиннее: бах, стой, иди, куда, смотри, молчи, сюда, туда…
— Эти словечки стали складываться в предложения. Так и появилась речь.
— А теперь, ребята, давайте представим себя древними людьми, которые не могли говорить и общались как?
— жестами, мимикой, звуками
Игра «Занятия древних людей»
Мальчикам педагог даёт стрелы с присосками предлагает «пойти на охоту». На доске висят картинки с изображением мамонта. Мальчики соревнуются в ловкости, кидая стрелы в изображение.
— Молодцы, ребята! Справились с заданиями. А теперь давайте посмотрим фильм, про то, как же появилась речь.
Просмотр фильма «Как появилась устная речь»
— Ребята, а сейчас я вам расскажу, из чего же состоит наша речь?
Речь состоит из предложений. Предложение – это наши мысли, которые мы говорим и все нас понимают.
Предложения различают по интонации. Интонация – это сила голоса.
• повествовательные предложения (произносят их спокойным голосом). В них о чём-то рассказывают (повествуют). В конце таких предложений ставят точку (показать карточку с изображением точки).Например: Мама купила хлеб. (Попросить одного ребёнка придумать повествовательное предложение)
• восклицательные предложения (произносят их громким голосом, который «идёт» немного вверх). В конце таких предложений ставят восклицательный знак (показать карточку с изображением восклицательного знака).Например: Какой чудесный день! (Попросить ребёнка придумать восклицательное предложение)
• вопросительные предложения (произносят их с вопросительной интонацией, которая «идёт» немного вниз). В конце таких предложений ставят вопросительный знак (показать карточку с изображением вопросительного знака).Например: Мама, можно я пойду гулять? (Попросить ребёнка придумать вопросительное предложение)
Вправо, влево повернитесь,
Вверх повыше потянитесь,
Вниз пониже наклонитесь,
Вверх опять все потянитесь.
А теперь мы пошагаем,
Вверх прыжок – и отдыхаем.
— Ребята, посмотрите, у вас в корзинках лежат разные знаки. Давайте, поиграем. Я буду говорить предложение, а вы будете определять, какое это предложение.
Игра «Определи по интонации»
Педагог называет одно и то же предложение (Наступила осень) с разной интонацией, а дети определяют её и поднимают карточку с нужным знаком (точка, восклицательный или вопросительный знак)
— Вам понравилось наше занятие?
— Что понравилось больше всего?
Учащиеся: (ответы детей)
— Что нового вы узнали?
Учащиеся: (ответы детей)
— Что такое устная речь?
Учащиеся: (ответы детей)
— Из чего она состоит?
Учащиеся: (ответы детей)
— Какими бывают предложения?
Учащиеся: (ответы детей)
— Молодцы! Ребята, наше занятие закончилось. Всем спасибо. До скорой встречи!
Конспект комплексного занятия «Что такое хорошо и что такое плохо» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Музыка», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество» (рисование, «Игровая».
Конспект НОД для детей старшей группы «Что такое хорошо, а что такое плохо» Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных наших лесов. Задачи: Образовательные: 1. Упражнять в образовании сложных.
Конспект НОД на тему: «Что такое доброта?». (Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста) Конспект НОД на тему «Что такое доброта?» Цель: Познакомить детей с понятиями «Доброта», «добрые дела». Научить сочувствовать, сопереживать,.
Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Что такое семья» Что такое семья? Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Цель: воспитывать чувства любви к своей семье. Задачи:.
Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Что такое лес?» Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Что такое.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Что такое хорошо, а что такое плохо?» Программное содержание: 1. Продолжать формировать у детей понятия о том, что такое хорошо, а что такое плохо; 2. Закрепить у детей знания.
Летний праздник «Что такое это лето?» для детей среднего и старшего дошкольного возраста Сценарий летнего праздника в средней, старшей, подготовительной группах «Что такое это лето?» Ход праздника. Дети заходят, садятся на стульчики.
ООД «Что такое деньги?» с детьми старшего дошкольного возраста Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Что такое деньги?» Воспитатель: Т. В. Костюк.
Проект «Что такое Новый год» для детей старшего дошкольного возраста Срок реализации 1 месяц. Автор составитель: Горчева Е. С. Актуальность Новогодний праздник, один из немногих в нашей стране, который празднуется.
Особенности речевого развития дошкольников подготовительной группы
Галина Хорошилова
Особенности речевого развития дошкольников подготовительной группы
группе.
Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в России, в дошкольном возрасте.
Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Особенности речевого развития подготовительной к школе группе.
Грамотная речь педагога;
методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений; умений грамотного отстаивания своей точки зрения);
методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей; трансформация высказываний в связные рассказы; запись и повторение рассказов; уточнения, обобщения);
организация деятельности в «Уголке удивительных вещей» (пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира; организация восприятия с последующим обсуждением);
создание индивидуального речевого пространства для каждого ребёнка.
При таких особенностях речевого развития в подготовительной к школе группе:
Создаются благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;
Обеспечивается высокий уровень речевой активности детей;
Происходит овладение детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.
Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей.
Речевая развивающая среда – это не только предметное окружение, важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.
Речевая развивающая среда, как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи. Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.
Развивающая речевая среда (подготовительная к школе группа).Основные задачи:
Приучать детей – будущих школьников – проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
Совершенствовать речь как средство общения.
Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т. п.
Опираясь на опыт детей и, учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками.
Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
Помогать осваивать формы речевого этикета.
Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях.
Приучать детей к самостоятельности суждений
Формирование словаря (подготовительная к школе группа).
Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей.
Побуждать детей интересоваться смыслом слова.
Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их назначением и целью высказывания.
Помогать детям осваивать выразительные средства языка.
Звуковая культура речи.
Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи (подготовительная к школе группа).
Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).
Связная речь (подготовительная к школе группа).
Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.
Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием.
Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.
Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.
Подготовка к обучению грамоте (подготовительная к школе группа).
Дать представления о предложении (без грамматического определения).
Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.
Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части.
Учить составлять слова из слогов (устно).
Учить выделять последовательность звуков в простых словах.
Ознакомление с художественной литературой (подготовительная к школе группа)
Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.
Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора.
Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.
Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворении, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимимкой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).
Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.
Методы развития речи (подготовительная к школе группа).
Классификация методов развития речи по используемым средствам
Классификация методов развития речи в зависимости от характера речевой деятельности
непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);
опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек, картин, рассказывание по игрушкам и картинам.)
Репродуктивные – основы на воспроизведения речевого материала,готовых образцов:
метод наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение худ. литературы, пересказ, заучивание наизусть;
игры – драматизации по содержанию литературных произведений, дидактические игры
чтение и рассказывание художественных произведений;
рассказывание без опоры на наглядный материал.
Продуктивные –основы на построение собственных связных высказываний в зависимости от ситуации общения:
обобщающая беседа, рассказывание, пересказ с перестройкой текста;
дидактические игры на развитие связной речи;
метод моделирования, творческие задания
дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Средства развития речи
Общение взрослых и детей.
Культурная языковая среда.
Обучение родной речи в организованной деятельности.
Изобразительное искусство, музыка, театр.
Непосредственно образовательная деятельность по другим разделам программы.
ФОРМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по речевому развитию детей подготовительной к школе группы
Совместная образовательная деятельность
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ
подгрупповые групповые
подгрупповые Групповые
подгрупповые
индивидуальные подгрупповые
Игры с предметами и сюжетными игрушками
Игровая ситуация Коммуникативные
прибаутки, пестушки, колыбельные)
Беседа после чтения
Речевые задания и упражнение
Сценарии активизирующего обучения
Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций
Имитативные упражнения, пластические этюды
Совместная продуктивная деятельность
на речевые схемы
с опорой на вопросы воспитателя;
по серии сюжетных картинок;
произведение (коллективное рассказывание);
в процессе режимных
Речевое
Беседы с опорой на
по речевому образцу взрослого)
Освоение формул речевого этикета
Беседа, в том силе эвристическая
Мимические, логоритмические, артикуляционные гимнастики
Чтение, слушание, воспроизведение, имитирование
Разучивание стихов, потешек, скороговорок, чистоговорок
Выставка в книжном уголке
Тематические досуги, праздники и развлечения